Научная статья на тему 'Текстологические свидетельства Апокалипсиса Иоанна: манускрипты до IV В. Н. Э'

Текстологические свидетельства Апокалипсиса Иоанна: манускрипты до IV В. Н. Э Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
291
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОКАЛИПСИС / ОТКРОВЕНИЕ / ТЕКСТОЛОГИЯ / МАНУСКРИПТЫ / ТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА / РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА / MSS / APOCALYPSE / REVELATION / TEXT STUDIES / MANUSCRIPTS / TEXTUAL EVIDENCE / TEXT RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Беляев Александр Анатольевич

Данная статья посвящена обзору существующих типов текстологических свидетельств библейских текстов и рассмотрению известных на сегодняшний день манускриптов библейской книги Откровения Иоанна, датируемых временем до IV века н.э. В статье описана актуальность данного вопроса для процесса реконструкции первоначального текста книги, а также представлен обзор существующих манускриптов с описанием особенностей содержащегося в них текста. В статье показано, что текст книги Откровения засвидетельствован ранними манускриптами, которые предоставляют различные версии текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXTOLOGICAL EVIDENCE OF THE APOCALYPSE BY JOHN: MANUSCRIPTS BEFORE THE IV CENTURY A. D

This article is devoted to a review of existing types of textual evidence of biblical texts and consideration of the well-known manuscripts of the biblical book of the Revelation by John dating back to the IV century A.D. The article describes the relevance of this issue for the reconstruction of the original text of the book, as well as presents an overview of existing manuscripts with the description of the features of the text contained in them. The article shows that the text of the book of Revelation is testified by early manuscripts that present different versions of the text.

Текст научной работы на тему «Текстологические свидетельства Апокалипсиса Иоанна: манускрипты до IV В. Н. Э»

Беляев Александр Анатольевич

ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА АПОКАЛИПСИСА ИОАННА: МАНУСКРИПТЫ ДО IV В. Н.Э.

Данная статья посвящена обзору существующих типов текстологических свидетельств библейских текстов и рассмотрению известных на сегодняшний день манускриптов библейской книги Откровения Иоанна, датируемых временем до IV века н.э. В статье описана актуальность данного вопроса для процесса реконструкции первоначального текста книги, а также представлен обзор существующих манускриптов с описанием особенностей содержащегося в них текста. В статье показано, что текст книги Откровения засвидетельствован ранними манускриптами, которые предоставляют различные версии текста. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-478.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 4. C. 34-37. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

6. Клепиков В. М. Сарматы Нижнего Поволжья в IV-III вв. до н.э. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2002. 216 с.

7. Клепиков В. М. Формирование раннесарматской культуры в Нижнем Поволжье // Региональные особенности ран-несарматской культуры. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2007. Вып. II. С. 37-58.

8. Ковпаненко Г. Т. Курганы скифского времени у с. Медвин в Поросье // Скифы и сарматы. К.: Наукова Думка, 1977. С. 40-72.

9. Коробкова Е. А. Особенности погребального обряда среднесарматских памятников Есауловского Аксая // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2015. № 5 (35). С. 79-85.

10. Коробкова Е. А. Эволюция позднесарматского погребального обряда в бассейне реки Есауловский Аксай // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 39 (81). С. 32-33.

11. Максименко В. Е. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1983. 224 с.

12. Мелюкова А. И. Вооружение скифов. М.: Наука, 1964. 113 с.

13. Мелюкова А. И. Поселение и могильник скифского времени у села Николаевка. М.: Наука, 1975. 259 с.

14. Мошкова М. Г. Происхождение раннесарматской (прохоровской) культуры. М.: Наука, 1974. 52 с.

15. Очир-Горяева М. А. Наконечники стрел кочевников Нижнего Поволжья // Российская археология. 1996. № 1. С. 41-54.

16. Очир-Горяева М. А. Савроматская культура Нижнего Поволжья VI-IV вв. до н.э.: автореф. дисс. ... к.и.н. Л., 1988. 20 с.

17. Петренко В. Г. Правобережье Среднего Приднепровья в V-III вв. до н.э. Л.: Наука, 1967. 147 с.

18. Скрипкин А. С. Азиатская Сарматия. Проблемы хронологии и ее исторический аспект. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1990. 300 с.

19. Скрипкин А. С. К событиям IV в. до н.э. на восточных границах Причерноморской Скифии // Археология и палеоантропология евразийских степей и сопредельных территорий. М.: Таус, 2010. С. 184-191.

20. Скрипкин А. С. Проблемы этнической истории Нижнего Дона в IV в. до н.э. и некоторые вопросы ранней истории сарматов // Нижневолжский археологический вестник. 2009. Вып. 10. С. 171-192.

21. Смирнов К. Ф. «Амазонка» IV века до н.э. на Дону // Советская археология. 1982. № 1. С. 120-130.

22. Смирнов К. Ф. Вооружение савроматов. М.: АН СССР, 1961. 162 с.

23. Смирнов К. Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М.: Наука, 1964. 380 с.

24. Шилов В. П. Очерки по истории древних племен Нижнего Поволжья. Л., 1975. 210 с.

25. Шилов В. П., Очир-Горяева М. А. Курганы скифской эпохи из могильников Аксеновский-I-II // Памятники пред-скифского и скифского времени на юге Восточной Европы. М., 1997. С. 127-152.

BURIALS OF THE IV CENTURY BC IN THE BASIN OF THE ESAULOVSKY AKSAI RIVER

Belitskii Aleksandr Viktorovich

Volgograd State University avbelichkiy@mail. ru; belitsky. azi@volsu. ru

The article is devoted to the problem of the spread of the early Saimatian culture in the basin of the Esaulovsky Aksai river. Most

complexes of the IV century BC of this region are characterized by the Sauromatian features in the burial rite and clothing complex. But at the same time, a number of found monuments contain the features typical of the next era. The appearance of such syncretic burials suggests the possibility of gradual penetration of the early Sarmatian elements into the Sauromatian environment.

Key words and phrases: early Sarmatian culture; Sauromatian culture; grave mound; burial rite; Esaulovsky Aksai; burial mound.

УДК 2; 228:22.04 Философские науки

Данная статья посвящена обзору существующих типов текстологических свидетельств библейских текстов и рассмотрению известных на сегодняшний день манускриптов библейской книги Откровения Иоанна, датируемых временем до IV века н.э. В статье описана актуальность данного вопроса для процесса реконструкции первоначального текста книги, а также представлен обзор существующих манускриптов с описанием особенностей содержащегося в них текста. В статье показано, что текст книги Откровения засвидетельствован ранними манускриптами, которые предоставляют различные версии текста.

Ключевые слова и фразы: Апокалипсис; Откровение; текстология; манускрипты; текстуальные свидетельства; реконструкция текста; MSS.

Беляев Александр Анатольевич

Санкт-Петербургский христианский университет abelyaev@spbcu. т

ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА АПОКАЛИПСИСА ИОАННА: МАНУСКРИПТЫ ДО IV В. Н.Э.

Введение

Существование текстологии как науки, занимающейся процессом восстановления первоначального текста, обусловлено, в первую очередь, отсутствием автографов, т.е. манускриптов, созданных непосредственно автором

текста. Вопросы и проблемы текстологии не обходят стороной и библейские тексты, являющиеся основным источником верований для множества религиозных конфессий, групп и направлений. В 1891 году Бернард Вайсс относительно ясности текста книги Откровения написал следующее: «Текст Апокалипсиса является необычайно неопределенным» [12, S. 1]. Со времени заявления Б. Вайсса исследователи, занимающиеся вопросами текстологии Нового Завета, проделали много работы и достигли значимых результатов, и, как в 1968 г. сказал Иосиф Шмид, «история передачи греческого текста книги Откровения к настоящему времени в целом стала понятной» [9, S. 251]. Однако по сегодняшний день в задаче реконструкции библейского текста и оценки существующих текстологических свидетельств не все вопросы решены. Примером тому служат публикации обновленных критических изданий текста Нового Завета [8], а также работы таких исследователей, как Т. Вар-рерман [11], Д. К. Эллиот [4], Д. Эрнандез [5; 6] и другие. Цель статьи заключается в представлении существующих манускриптов книги Откровения, датируемых до IV в. н.э., и описании особенностей содержащегося в них текста Апокалипсиса. Хронологическая граница IV века обусловлена текстологическим свидетельством Синайского кодекса, в котором содержится наиболее древний и полный текст книги Откровения.

Предварительные замечания

Современная текстология выделяет несколько источников, помогающих в реконструкции библейского текста: 1) MSS - манускрипты; 2) цитаты Отцов Церкви и других раннехристианских писателей; 3) переводы; 4) лекционарии. Манускрипты, как первый тип текстологических свидетельств, может подразделяться на следующие подгруппы: а) папирусы, как наиболее ранние свидетельства; б) унциальные рукописи; в) минускульные манускрипты. Рассматривая данные типы текстологических свидетельств при реконструкции текста Апокалипсиса, важно отметить, что третья подгруппа - минускульные манускрипты - представляет наиболее многочисленную группу свидетельств текста Откровения, однако все они датируются периодом от IX до XVI в. Что же касается второго типа - цитат Отцов Церкви, то здесь необходимо подчеркнуть, что текст книги Откровения в ранней Церкви передавался двумя основными, но совершенно разными путями: в церковном контексте и как часть собрания различных текстов. При этом Д. Онэ отмечает: «Копии книги Откровения, переданные по второму пути, были менее подвержены изменению в целях гармонизации и теологической корректуры» [3, р. CXXXVI]. Что же касается третьей группы - переводов, то несмотря на их важность в восстановлении первоначального текста, они представляют собой интерпретацию того источника, с которого был осуществлен перевод. На основании вышесказанного первая группа текстологических свидетельств представляет особый интерес для исследователей текста книги Откровения.

К. Аланд и Б. Аланд все имеющиеся манускрипты подразделяют на пять категорий, каждая из которых определяет качество и особенности содержащегося в манускрипте текста [2, р. 106]:

• категория 1 - MSS особо качественные, важные для установления оригинального текста;

• категория 2 - MSS особо качественные, но подвергнутые внешнему влиянию (обычно со стороны византийского типа текста);

• категория 3 - MSS особого характера, с независимым текстом, обычно важны для установления оригинального текста и реконструкции истории передачи текста;

• категория 4 - MSS - кодекс Безы (V-VI вв.), не содержит текста книги Откровения;

• категория 5 - MSS с исключительно (или преимущественно) византийским типом текста.

Исследователи отмечают, что одной из ключевых проблем в данном делении манускриптов является отсутствие четких критериев для определения принадлежности текста к соответствующей категории. Тем не менее относительно некоторых манускриптов подобная классификация является вполне подходящей [3, р. CXXXVI].

Ранние папирусы

На сегодняшний день известны шесть фрагментарных папирусов, содержащих текст Апокалипсиса. При этом только пять из них датируются периодом со II по IV в. В условной хронологической последовательности их можно перечислить следующим образом: папирусы II в. - P98; папирусы III-IV вв. - P18, P47, P24; папирусы IV-V вв. - P85.

Вероятно, наиболее древним свидетельством текста книги Откровения является P98, являвшийся частью свитка и содержащий текст Откр. 1:13-20. Данный текст, согласно представленному делению К. Аланда и Б. Аланд, можно отнести к первой категории Этот папирус хранится в Каире и представляет собой, по словам Д. Онэ, редчайшую форму текстуального свидетельства ко всему Новому Завету [Ibidem, р. CXXXVIII]. Ввиду того, что папирус содержит только несколько стихов из 1-й главы, оценить особенности текста Апокалипсиса не представляется возможным.

Следующая группа папирусов представляет собой свидетельства конца III - IV в. К данной группе принадлежит третий библейский папирус Честера Битти под номером P47. Б. Мецгер отмечает, что данный папирус состоит из 10 листов кодекса, который ранее состоял из 32 листов, а размер каждого сохранившегося листа составляет 24,1 на 14 см, с незначительными повреждениями [1, с. 35]. Данный папирус содержит текст книги Откр. 9:10 - 17:2. Как отмечает Б. Мецгер, представленный текст имеет большое сходство с Синайским кодексом, но в некоторых случаях он представляет самостоятельную версию текста [Там же, с. 36]. Д. Онэ дает более точную информацию по вопросу сходства данного текста с другими источниками. Он указывает, что данный манускрипт содержит 80 единственных чтений, т.е. версий текста, которые не поддерживаются больше никаким манускриптом книги Откровения, и 27 чтений, которые поддерживаются одним или несколькими поздними минускулами, а статистика сходств и отличий текста скорее указывает на его вероятную близость к Синайскому и Александрийскому кодексам, нежели к Textus Receptus [3, р. CXXXVII].

Папирус под номером P18 содержит текст Откр. 1:4-7 и датируется концом III - началом IV в. Папирус хранится в Британском музее (г. Лондон). Д. Онэ отмечает, что представленные три стиха имеют сходство с текстами Синайского (IV в.) и Александрийского (V в.) кодексов и кодексом Ефрема (V в.) [Ibidem, р. CXXXVI].

Папирус под номером P24 хранится в богословской школе Андовер (Ньютон, США). Папирус датируется началом IV в. и содержит два отрывка из книги Откровения: 5:5-8; 6:5-8. Данный папирус относится к первой категории манускриптов. Текст папируса был опубликован в 10-м томе Оксиринхских папирусов под редакцией Б. Гренфела и А. Ханта [10]. Текст в данном папирусе в строгой форме не следует ни одному манускрипту книги Откровения, при этом согласуется с текстом Синайского и Александрийского кодексов.

Папирус под номером P 5 хранится в Страсбурге (Франция) и содержит текст Откр. 9:19 - 10:1, 5-9. Датируется данный папирус IV-V вв. Данный манускрипт представляет собой фрагмент кодекса, частью которого он являлся. Д. Онэ отмечает, что P85 имеет больше сходства с P47 и Синайским кодексом, нежели с текстом Александрийского кодекса, и относится ко второй категории манускриптов по градации К. Аланда и Б. Аланд [3, р. CXXXVII].

Унциальные тексты

На сегодняшний день существует чуть более 300 древних манускриптов, представляющих текст Апокалипсиса Иоанна. Из них только 11 - это унциальные тексты и только 3 источника содержат полный текст книги (Синайский кодекс, Александрийский кодекс и рукопись 046, которая датируется периодом VIII-IX вв.). К обозначенным данным исследованием хронологическим рамкам IV в. относятся 3 источника, один из которых содержит полный текст книги Откровения.

Первый источник - это лист из малоформатной пергаментной рукописи книги Откровения под номером 0169, датируемый IV в. Размер листа составляет 9,5 на 7,5 см. Данный лист содержит текст Откр. 3:19 - 4:1 и хранится в библиотеке Принстонской богословской семинарии в Нью-Джерси (США). Иллюстрация листа 0169 представлена в книге Б. Мецгера [1, с. 315]. Текст 0169 исследователи относят к александрийскому типу текста. Согласно делению К. Аланда и Б. Аланд, текст данного манускрипта относится к третьей категории [2, р. 123].

Второй манускрипт, датируемый IV в. и представляющий унциальный текст, - 0207. Данные пергаментные листы являются частью кодекса и содержат небольшой отрывок Откр. 9:2-15. Размер листа составляет 19 на 15 см. Текст изложен в двух колонках на каждой странице, каждая из которых включает 29 строк текста. Манускрипт хранится в библиотеке Лауренциана (Флоренция). Манускрипт был обнаружен в Египте, а содержащийся в нём текст представляет александрийский тип текста с некоторыми уникальными прочтениями. Согласно градации К. Аланда и Б. Аланд, текст данного манускрипта относится к третьей категории [Ibidem, р. 125].

Третий манускрипт в серии унциальных рукописей и заключительный источник, рассматриваемый в рамках данного исследования, - это Синайский кодекс. Б. Мецгер вполне справедливо указывает на то, что данный кодекс занимает первое место в списке новозаветных рукописей греческой Библии IV в. [1, с. 40]. Подробную историю обретения данного кодекса, а также описание данного источника на русском языке можно найти как в вышеупомянутой «Текстологии Нового Завета» [Там же, с. 40-44], так и на русскоязычной версии сайта международного проекта Codex Sinaiticus, на котором также представлена электронная версия кодекса [7]. Синайский кодекс является наиболее древним манускриптом, содержащим текст книги Откровения в полном объеме (1:1 - 22:21). Тип данного текста соотносится с александрийской группой, но также встречаются разночтения из группы западных типов текста. Как и текст любой другой книги, входящей в состав данного кодекса, текст книги Откровения подвержен значительным исправлениям и корректировкам. Д. Эрнандез в своем исследовании указывает на то, что исправления, внесенные в Синайский кодекс, должны быть датированы VII в. [6, р. 106]. Действительно, при знакомстве с текстом книги Откровения, представленным в Синайском кодексе, уже с первых строк читатель может видеть не просто расставленные поздним редактором знаки ударения и придыхания, но и сталкивается с внесенными в текст изменениями. Так, уже в первом стихе обнаруживается 4 случая расстановки надстрочных знаков и 2 случая изменения текста: 1) редактор на полях указывает слово «рабам», которое должно стать альтернативой употребленному в основном тексте «святым», в словосочетании «чтобы показать святым (рабам) Своим»; 2) редактор исправляет указанную в тексте форму имени «Иоанну» - над окончанием "ei" сверху надписана греческая «эта» с подписной «йотой» - окончание дательного падежа. Подобная динамика встречающихся исправлений сохраняется на протяжении всего знакомства с текстом книги Откровения, представленного в Синайском кодексе.

Заключение

Отсутствие автографов и большое количество манускриптов, трудов раннехристианских писателей, лек-ционариев и библейских переводов, содержащих различные версии текста, указывают на то, что проблематика реконструкции первоначального библейского текста не утратит своей актуальности. Среди всех источников библейской текстологии особое место занимают манускрипты. В данной статье был представлен обзор манускриптов книги Откровения периода со II по IV в. C одной стороны, можно говорить о том, что современная наука располагает уникальным свидетельством текста книги Откровения, который датируется II в. и по времени своего создания очень близок к моменту написания книги Апокалипсиса Иоанна. С другой стороны, данный манускрипт содержит лишь несколько стихов из всего содержания книги. Наиболее древний манускрипт, в котором текст книги Откровения представлен в полном объеме, - это Синайский кодекс, датируемый IV в. Текст книги Апокалипсиса здесь подвержен значительным изменениям со стороны редактора, но тем не менее в большинстве случаев редакторская правка позволяет распознать первоначальную версию текста, содержавшуюся в данном манускрипте. Известные на сегодняшний день восемь манускриптов книги Откровения, датируемые периодом со II по IV в., содержат как александрийский, так и византийский типы текста.

Список источников

1. Мецгер Б. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция возникновения искажений и реконструкция оригинала. М.: ББИ, 1996. 327 с.

2. Aland K., Aland B. The Text of the New Testament: An Introduction to the Critical Editions and to the Theory and Practice of Modern Textual Criticism / Translated by Erroll F. Rhodes. Leiden - Grand Rapids: Brill; Eerdmans, 1987. 401 р.

3. Aune D. E. Revelation 1-5 // Word Biblical Commentary / ed. by D. A. Hubbard, G. W. Barker. Dallas: Word Books, 1997. Vol. 52. P. CXXXIV-CLX.

4. Elliott J. K. Supplement III to J. K. Elliot, A Bibliogragphy of Greek New Testaments Manuscripts // Novum Testamentum. An International Quarterly for New Testament and Related Studis. 2010. Vol. LII. Issue 3. P. 272-297.

5. Hernández J. Jr. Nestle-Aland 28 and the Revision of the Apocalypse's Textual History // Studies on the Text of the New Testament and Early Christianity. Essays in Honor of Michael W. Holmes on the Occasion of His 65th Birthday / ed. by Daniel M. Gurtner, Juan Hernández Jr. and Paul Foster. Leiden - Boston: Brill, 2015. P. 71-81.

6. Hernández J. Jr. The Creation of a Fourth-Century Witness to the Andreas Text Type: A Misreading in the Apocalypse's Textual History // New Teastament Studies 60. Cambridge: University Press, 2014. P. 106-120.

7. http://www.codexsinaiticus.org/ru (дата обращения: 10.11.2017).

8. Novum Testamentum Graece: Nestle-Aland 28th Edition. German Bible Society. 28 Lrg. Rev. / ed. by Institute for NT Textual Research. Stuttgart: Deutche Bibelgesellschaft, 2013. 810 р.

9. Schmid J. Neue griechische Apokalypsehandschriften // Zeitschrift für neutestamentliche Wissenschaft. 1969. № 59. S. 250-258.

10. The Oxyrhynchus papyri / ed. by B. P. Grenfell and A. S. Hunt. L.: Egypt Exploration Society, 1898. 354 р.

11. Warrerman T. Some Bibliographic Notes on Greek New testament Manuscripts // Novum Testamentum. An International Quarterly for New Testament and Related Studis. 2007. Vol. XLIX. Issue 3. P. 291-295.

12. Weiss B. Die Johannes - Apokalypse: Textkritische Untersuchungen und Textherstellung. TU 7. Leipzig: Hinrichs, 1981. 225 S.

TEXTOLOGICAL EVIDENCE OF THE APOCALYPSE BY JOHN: MANUSCRIPTS BEFORE THE IV CENTURY A. D.

Belyaev Aleksandr Anatol'evich

St. Petersburg Christian University abelyaev@spbcu. ru

This article is devoted to a review of existing types of textual evidence of biblical texts and consideration of the well-known manuscripts of the biblical book of the Revelation by John dating back to the IV century A.D. The article describes the relevance of this issue for the reconstruction of the original text of the book, as well as presents an overview of existing manuscripts with the description of the features of the text contained in them. The article shows that the text of the book of Revelation is testified by early manuscripts that present different versions of the text.

Key words and phrases: Apocalypse; Revelation; text studies; manuscripts; textual evidence; text reconstruction; MSS.

УДК 14:17 Философские науки

В статье анализируется актуальная в современных условиях тема развития нравственности младших школьников. На широком фактологическом материале очерчивается круг детских нравственных проблем и предлагается реестр философско-виртуальных рецепций по их существенному смягчению или полному снятию. Делается вывод о необходимости более углубленного подхода взрослого окружения к процессу установления взаимопонимания с детьми, для чего и даются надлежащие конкретные авторские рекомендации.

Ключевые слова и фразы: младшие школьники; нравственное развитие; философско-виртуальные рецепции; нравственно-языковые барьеры; взаимодействие; взаимопонимание.

Бирюкова Элеонора Алексеевна, д. филос. н., доцент

Новомосковский институт (филиал)

Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева nsitkevich@yandex.ru

ФИЛОСОФСКО-ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕЦЕПЦИИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В киноленте «Доживем до понедельника», посвященной школе, ученик пишет в своем сочинении, что счастье - это когда тебя понимают. В фильме показываются трудности нравственного характера, возникающие в отношениях учителей и старшеклассников. Между тем проблема такого рода дает о себе знать уже в ходе обучения младших школьников. К ее решению можно подходить с разных сторон, мы предлагаем воспользоваться философско-виртуальными рецепциями, позволяющими составить более глубокое представление о внутреннем мире ребенка, его нравственных приоритетах и выборе поведенческой линии в конфликтных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.