Научная статья на тему 'Лицевые апокалипсисы из собрания Дениса Пересторонина'

Лицевые апокалипсисы из собрания Дениса Пересторонина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
395
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО РУКОПИСНОЙ КНИГИ / ЛИЦЕВЫЕ РУКОПИСИ / КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА / ИКОНОГРАФИЯ / АПОКАЛИПСИС / ЧАСТНЫЕ СОБРАНИЯ / ДЕНИС ПЕРЕСТОРОНИН / MANUSCRIPT ART / ILLUMINATED MANUSCRIPTS / BOOK MINIATURE / ICONOGRAPHY / APOCALYPSE / PRIVATE COLLECTIONS / DENIS PERESTORONIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гудков Алексей Геннадиевич

Статья посвящена Лицевым апокалипсисам, находящимся в частном собрании известного московского антиквара, крупнейшего в России собирателя славянорусских рукописных и старопечатных книг Дениса Валерьевича Пересторонина. В научный оборот вводятся 6 рукописных апокалипсисов, каждому из которых присвоен порядковый номер, обусловленный датой переписки и особенностями содержания. Каждый из представленных манускриптов по-своему оригинален: один выделяется качеством иллюстраций, другой наличием выходной записи, третий интересной пометой и т. д. В статье перечисляются их отличительные признаки и примечательные особенности оформления. В приложении публикуется описание означенных книг, а также выходная запись апокалипсиса № 5 единственного из манускриптов, имеющего датировку, проставленную переписчиком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The illuminated manuscripts of Apocalypses from the collection of Denis Perestoronin

The article is devoted to the illuminated Apocalypses which are in the private collection of the famous Moscow antiquary, top Russia’s collector of Slavic Russian manuscripts and early printed books Denis Valerievich Perestoronin. It introduces 6 Apocalypse manuscripts, each of which is assigned a sequence number, reflecting the date of the writing and characteristics of the content. Each of the presented manuscripts is original in its own way: one stands out due to the quality of the illustrations, another one due to the presence of the colophon, a third one has an interesting note, etc. The article lists their distinguishing characteristics and the notable features of the design. The app gives the description of the aforesaid books, as well as the colophon of Apocalypse No. 5 the only manuscript having the date put by the scribe.

Текст научной работы на тему «Лицевые апокалипсисы из собрания Дениса Пересторонина»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 3(19). 2017, 187-209

А. Г. Гудков

лицевые апокалипсисы из собрания Дениса пересторонина

Статья посвящена Лицевым апокалипсисам, находящимся в частном собрании известного московского антиквара, крупнейшего в России собирателя славянорусских рукописных и старопечатных книг Дениса Валерьевича Пересторонина. В научный оборот вводятся 6 рукописных апокалипсисов, каждому из которых присвоен порядковый номер, обусловленный датой переписки и особенностями содержания. Каждый из представленных манускриптов по-своему оригинален: один выделяется качеством иллюстраций, другой — наличием выходной записи, третий — интересной пометой и т. д. В статье перечисляются их отличительные признаки и примечательные особенности оформления. В приложении публикуется описание означенных книг, а также выходная запись апокалипсиса № 5 — единственного из манускриптов, имеющего датировку, проставленную переписчиком.

Ключевые слова: искусство рукописной книги, лицевые рукописи, книжная миниатюра, иконография, Апокалипсис, частные собрания, Денис Пересторонин.

И глагола ми: не запечатлей словес пророчествия книги сея: яко время близ есть.

Откр 22. 10

Книжно-рукописное собрание Дениса Валерьевича Пересторонина (р. 1973) известно далеко за пределами Москвы и даже России. Являясь крупнейшим частным собранием славянорусских манускриптов, оно насчитывает сотни экземпляров, начиная с фрагмента пергаменной Минеи конца XIV в. и заканчивая произведениями наших современников (ил. 1-7). Помимо книг, непосредственно находящихся в собственности антиквара, Денис Пересторонин также располагает одним из богатейших именных фондов Научно-исследовательского отдела руко-

© А. Г. Гудков, 2017

187

писей Российской государственной библиотеки, учрежденным решением экспертной комиссии НИОР РГБ от 29 сентября 2005 г. (протокол № 14)1. По состоянию на текущий момент в фонд входят более 400 рукописей конца XII — начала XX в. (из них описаны лишь 157). Коллекция продолжает пополняться. Кроме того, в 9-ти других фондах находятся 44 книги, поступившие от антиквара с 1999-го по 2005 г.2 При этом отметим, что РГБ является не единственной библиотекой, закупавшей рукописи у Дениса Валерьевича.

На сегодня в собрании Пересторонина представлены 9 апокалипсисов конца XVIII — начала XX в., 6 из которых на руках у владельца и еще 3 — в библиотечном фонде3. Все они выбирались хозяином со знанием дела и любовью к эсхатологическому жанру. Каждый из манускриптов по-своему оригинален: один выделяется эстетическими достоинствами, другой — пространной выходной записью, третий — наличием интересной пометы и т. д. Обращает на себя внимание и тот факт, что миниатюры рассматриваемых книг выполнены на довольно высоком художественном уровне. Мы не находим здесь откровенно примитивных, небрежно раскрашенных изображений, характерных для многих поздних рукописей4.

Апокалипсисам частного собрания мы присвоили номера от 1 до 6. Последовательность рукописей обусловлена датой переписки: от наиболее ранней к наиболее поздней. Исключение составляет лишь манускрипт № 6, самый старый из представленных списков, стоящий особняком как по содержанию, так и по формату. Апокалипсисы 1-5 содержат текст Книги Откровения и толкование на него свт. Андрея Ке-сарийского, 6-я рукопись — только текст Откровения. Формат первых 5-ти книг — 2°, 6-й — 4°. Кроме того, 6-й список Откровения находится в составе лицевого сборника, тогда как остальные представляют собой отдельные кодексы. Количество миниатюр, выполненных пером и рас-

1 НИОР РГБ. Ф. 916.

2 Там же. Ф. 722, 732, 734, 737, 739,743, 833, 895, 903.

3 Там же. Ф. 916, № 24, 29, 100. Первая из рукописей (№ 24) датируется 1862 г., вторая (№ 29) — серединой XIX столетия, третья (№ 100) — 1890-ми — 1900-ми гг.

4 Примеры подобных миниатюр см., в частности, в альбоме: Лицевые апокалипсисы Русского Севера: Рукописи XVII-XIX веков из фондов Древлехранилища Пушкинского Дома / сост. Г. Маркелов, А. Бильдюг. СПб., 2008.

Лицевые Апокалипсисы из собрания Дениса Пересторонина

крашенных темперой, в апокалипсисах 1-5 варьируется от 68 до 78, в 6-м — 45. Все книги написаны полууставом; во всех, как то и характерно для поздней традиции, изображения предшествуют иллюстрируемому тексту. Что касается иконографии миниатюр, то предварительно ее можно отнести к так называемой Филаретовско-Чудовской редакции (по классификации Ф. И. Буслаева)5.

Кратко остановимся на каждой рукописи и отметим присущие ей особенности.

1) Старейший из апокалипсических списков (за исключением 6-го) и он же первый по времени приобретения (куплен в 1999 г.) написан не ранее 1790 г. и происходит из города Нерехты Костромской губернии. Манускрипт создавался в среде местных беспоповцев — возможно, спа-совцев. По нижнему полю (правый угол) листы рукописи пронумерованы буквенной цифирью. Книга насчитывает 72 миниатюры — по числу глав «Толкования» свт. Андрея. Из интересных особенностей художественного оформления отметим миниатюру, иллюстрирующую стихи с 17-го по 21-й 19-й главы Апокалипсиса, где, в частности, говорится о низвержении в горящее серное озеро зверя (антихриста) и лжепророка (л. 188 об.). В образе последних на данной миниатюре представлены царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, подписанные соответствующими именами (ил. 8). Заглавие рукописи вписано в красочную заставку-рамку старопечатного стиля. Манускрипт также содержит многочисленные расцвеченные заставки с элементами растительного орнамента.

2) Следующий по времени создания апокалипсис относится ко второй половине 90-х гг. XVIII столетия (не ранее 1796 г.). По всей вероятности, он происходит из московского федосеевского скриптория при Преображенском кладбище. В составе рукописи 78 миниатюр. В художественном отношении данный манускрипт наиболее совершенен. Кроме того, это единственная рукопись, в оформлении которой использовано золото. Сочные, яркие иллюстрации выполнены на плотной белой бумаге, тогда как бумага основной части книги — голубоватая. Замечательна лишенная рамки миниатюра с изображением Небесного Иеруса-

5 См. подробнее: Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI-го века по XIX-ый. Т. 1-2. М., 1884. К этой же редакции принадлежат и миниатюры списков Апокалипсиса, находящихся в фонде Д. В. Пересторонина в НИОР РГБ.

лима: лучи света, исходящие от стен Вышнего града, словно выходят за границы листа, освещая окружающее пространство (ил. 9). В конце апокалипсиса имеется примечательная чернильная помета (псевдовыходные данные), сделанная одним из прежних владельцев манускрипта (по мнению Д. В. Пересторонина, в 1910-х гг.) с целью его удорожить. Текст пометы, написанной тонким полууставом и гражданской скорописью, гласит: «ал книга писана рукописно 1697 г. 22-марта».

3) 3-й апокалипсис, предположительно, был переписан в городе Го-родце Нижегородской губернии около 1823 г. — соответствующая дата проставлена фиолетовыми чернилами по центру чистого оборота листа в конце манускрипта (ил. 10). По центру нижнего поля первых листов рукописи читается побуквенная владельческая запись гражданской скорописью: «Оя книга принадлежить Василию Герасемову Мелюшкина». При этом буквы владельческой записи написаны теми же чернилами, что и дата в конце книги. На полях манускрипта читаются многочисленные пометы типа «зри», «виждь» и т. п. Книга содержит 72 миниатюры, на 1-й и предпоследней из которых мы видим характерный иконописный образ «Иоанн Богослов в молчании», особенно любимый в старообрядческой среде, однако редкий в качестве иллюстрации к Апокалипсису. Причем если на 1-й миниатюре апостол изображен в классической позе (в трехчетвертном обороте влево), то на предпоследней, предшествующей 71-й главе, тайнозритель представлен анфас (ил. 11). Заглавие Книги Откровения помещено в многоцветную заставку-рамку из растительного орнамента (л. 9). Также имеются раскрашенные заставки с аналогичными растительными мотивами.

4) 4-й список апокалипсиса создавался на рубеже 1850-х — 1860-х гг. и происходит из Нижегородской губернии. В составе рукописи 68 «картин». В верхнем регистре первой миниатюры изображены Христос и ангел Господень, в нижнем — Иоанн Богослов в пещере, записывающий текст Откровения в помещенную на коленях книгу (ил. 12). Интересно то, что образ Прохора на данной иллюстрации отсутствует. На 13-м листе — многоцветная заставка с элементами растительного орнамента и маргинальный цветок, увенчанный птичьей фигуркой. Более скромные растительные заставки расположены на листах 3 и 6.

5) 5-я рукопись Откровения — предположительно, уральского происхождения. Это самая поздняя и объемная из рассматриваемых

Лицевые Апокалипсисы из собрания Дениса Пересторонина

книг, а также единственный манускрипт, имеющий выходную запись, благодаря которой мы узнаем точную дату создания рукописи: писец работал над кодексом с 13 марта по 23 мая 7374 г. от Сотворения мира (1866 г. от РХ). Список создан на тонкой бумаге весьма низкого качества без филиграней и штемпелей. Листы манускрипта и обороты листов с миниатюрами пронумерованы по нижнему полю буквенной цифирью. Кроме того, отличительной чертой списка является пространное предисловие иеромонаха Тарасия (Земки) к Толковому Апокалипсису киевской печати 1625 г. («Приветствие к читателю любезнейшему...»), редкое для рукописей Откровения, и оригинальная иллюстрация, помещенная в начале манускрипта и стоящая особняком по отношению к 73-м миниатюрам основной части кодекса. На означенной «картине», разделенной на 9 сегментов, очевидно, изображены «великие учителя церковные» в количестве 10-ти — свв. отцы, отстаивавшие в своих трудах авторство пророческой Книги за апостолом Иоанном и упоминаемые в предисловии о. Тарасия (Земки)6: Дионисий Ареопагит, Григорий Богослов, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский, Иустин Философ, Ириней Лионский, Ипполит Римский, Афанасий Великий, Иоанн Дамаскин и Мефодий Олимпийский (ил. 13). Причем, скорее всего, в правом среднем сегменте представлен образ мч. Иустина Философа, изображенного без непременного атрибута епископского облачения — омофора; а в правом нижнем сегменте мы видим свтт. Афанасия Великого и Кирилла Александрийского, чья память празднуется в один день — 18 января (31-го по н. ст.)7. В рукописи также имеются несколько небрежных чернильных заставок с растительным орнаментом, 2 из которых содержат элементы, раскрашенные красной краской.

6) Апокалипсис № 6, как уже отмечалось, находится в составе лицевого сборника, в который, помимо Откровения ап. Иоанна Богослова, также входят: фрагмент Жития Василия Нового («О преставлении свя-тыя Феодоры»), фрагмент евангельского текста о признаках «кончины

6 В первые века христианства данное положение еще не утвердилось как общецерковное. Так, напр., сщмч. Дионисий Александрийский (кон. II в. — 264/5), также упоминаемый в предисловии иером. Тарасия (Земки), приписывал авторство Апокалипсиса (не отрицая при этом духовную значимость текста) другому Иоанну — некоему тезке апостола.

7 Ср.: парное изображение святителей в Минологии Василия II начала XI в. (Bibliotheca Apostolica Vaticana. Vat. gr. 1613, fol. 329).

века», «Слово о Втором пришествии Христове» Палладия Мниха, фрагмент Жития прп. Макария и фрагменты книги «Зерцало великое». Данный сборник создавался на рубеже 80-х — 90-х гг. XVIII столетия, вероятно, на Русском Севере. Позднее листы рукописи были пронумерованы буквенной цифирью. Список Откровения помещен в конце манускрипта (начало на листе 126 об.). Апокалипсис не имеет толкования и содержит 45 миниатюр. Среди «картин» списка выделим миниатюру с изображением зверя с рогами агнца (лжепророка; ил. 14). Данный персонаж представлен здесь в образе похожего на козла четвероногого животного; тогда как в прочих известных нам списках он являет собой прямоходящее существо, соединяющее черты рогатого пса и человека. Также обращает на себя внимание весьма экспрессивный образ Солнца, расположенный на миниатюре, иллюстрирующей первые 11 стихов 16-й главы Книги Откровения: ангелы Господни изливают на землю фиалы гнева Божия (ил. 15). Началу текста Откровения (л. 127) предпослана выполненная чернилами растительная заставка. Из занимательных деталей отметим профильное изображение человеческого лица, нарисованное художником со второй попытки на верхнем поле миниатюры, предваряющей 15-ю главу Апокалипсиса (7 ангелов на «стеклянном море»).

Наша статья не претендует на полноту освещения избранной темы, но служит лишь прологом к дальнейшему изучению означенных рукописей и последующей публикации их фрагментов. Так, в своем обзоре мы воздержались от подробного иконографического анализа вышеперечисленных списков Лицевых апокалипсисов. В научной литературе этот вопрос пока окончательно не разработан, и в данном случае он требует отдельного исследования.

В приложении к статье приводится описание вышеперечисленных манускриптов и текст выходной записи апокалипсиса № 5.

Ил. 1. Денис Пересторонин

Ил. З. Книжно-рукописное собрание Дениса Пересторонина

г

Ил. 4. Книжно-рукописное собрание Дениса Пересторонина

Ил. 5. Книжно-рукописное собрание Дениса Пересторонина

Ил. 6. Фрагмент пергаменной Минеи. Конец XIV в.

Ил. 7. Фрагмент «Адской газеты». Вторая половина XX в.

Ил. 8. Фрагмент миниатюры с изображением зверя (антихриста) и лжепророка. Апокалипсис № 1

Ил. 9. Небесный Иерусалим. Апокалипсис № 2

Ил. 10. Помета с датой. Апокалипсис № 3

Ил. 11. Ап. Иоанн Богослов в молчании. Апокалипсис № 3

Ил. 12. Христос, ангел Господень и ап. Иоанн Богослов в пещере. Выходная миниатюра. Апокалипсис № 4

Ил. 14. Зверь с рогами агнца (лжепророк). Апокалипсис № 6

¿'('ГАИ

Ил. 15. Ангелы Господни изливают на Землю фиалы гнева Божия. Апокалипсис № 6

Приложение

Описание Лицевых апокалипсисов из собрания Дениса Пересторонина

I. Апокалипсис Толковый № 1

1790 г. / начало 1790-х гг. Нерехта, Костромская губерния. Бумага, чернила, киноварь, темпера. Полуустав.

Переплет: дубовые доски в темно-коричневой коже, тиснение, XIX в.

Формат: 2° (32,7 х 20 см).

Объем: 234 л.

Филиграни: бумага I: левая сторона — литеры «КФНМ», правая сторона — «герб Симбирской губернии на постаменте с двумя звездами по бокам столба» (Клепиков, № 378. 1790 г.); бумага II: левая сторона — литеры «РФЩ», правая сторона — «герб Ростовского уезда (без щита) на постаменте» (Клепиков, № 506. 1790 г.).

Фолиация: писцовая — буквенная, в нижнем правом углу листов.

Украшения:

1) Заголовки: киноварные, выполненные вязью, прописными и строчными буквами.

2) Инициалы: киноварные, высотой в несколько строк, украшены декоративными растительными элементами.

3) Заставки-рамки и заставки: полихромная заставка-рамка старопечатного стиля со вписанным внутрь заглавием; полихромная заставка старопечатного стиля с утраченным при обрезке верхом; полихромные заставки с элементами растительного орнамента.

4) Миниатюры (72): л. 14 об., 19 об., 23 об., 26 об., 28 об., 31 об., 34 об., 37 об., 40 об., 44 об., 48 об., 50 об., 53 об., 55 об., 57 об., 59 об., 61 об., 63 об., 67 об., 71 об., 74 об., 77 об., 79 об., 81 об., 83 об., 85 об., 89 об., 93 об., 96 об., 99 об., 102 об., 104 об., 106 об., 111 об., 114 об., 116 об., 120 об., 123 об., 125 об., 128 об., 130 об., 132 об., 135 об., 137 об., 140 об., 144 об., 146 об., 148 об., 151 об., 153 об., 156 об., 159 об., 162 об., 165 об., 171 об., 178 об., 180 об., 182 об., 185 об., 188 об., 191 об., 194 об., 196 об., 198 об., 202 об., 206 об., 209 об., 212 об., 220 об., 223 об., 225 об., 228 об.

II. Апокалипсис Толковый № 2

Вторая половина 1790-х гг. (не ранее 1796 г.). Москва (?). Бумага, чернила, киноварь, темпера, золото. Полуустав.

Переплет: дубовые доски в темно-коричневой коже, тиснение, XIX в., с реставрацией владельца.

Формат: 2° (33 х 21,5 см).

Объем: 287 л.

Филиграни: бумага I: левая сторона — литеры «РФЩ», правая сторона — «герб Ростовского уезда (без щита) на постаменте» (Клепиков, № 506. 1796 г.); бумага II: левая сторона — литеры «РФСЯ», правая сторона — «герб Ростовского уезда» (Клепиков, № 536. 1787 г.).

Фолиация: нет.

Украшения:

1) Заголовки: киноварные, выполненные вязью, прописными и строчными буквами.

2) Инициалы: инициал «Г» с элементами растительного орнамента, высотой в несколько строк; киноварные инициалы, подцвеченные желтым, высотой в несколько строк, украшены декоративными растительными элементами.

3) Заставки: старопечатного стиля.

4) Миниатюры (78): л. 9 об., 18 об., 27 об., 32 об., 35 об., 40 об., 46 об., 50 об., 55 об., 63 об., 74 об., 78 об., 85 об., 90 об., 93 об., 96 об., 100 об., 104 об., 110 об., 118 об., 120 об., 122 об., 124 об., 127 об., 132 об., 135 об., 138 об., 142 об., 145 об., 149 об., 151 об., 153 об., 159 об.. 162 об., 166 об., 172 об., 176 об., 178 об., 182 об., 184 об., 185 об., 188 об., 191 об., 194 об., 200 об., 202 об., 204 об., 207 об., 209 об., 211 об., 214 об., 217 об., 226 об., 233 об., 236 об., 238 об., 242 об., 245 об., 247 об., 250 об., 252 об., 256 об., 211 об., 214 об., 217 об., 226 об., 233 об., 236 об., 238 об., 242 об., 245 об., 247 об., 250 об., 252 об., 256 об., 261 об., 277 об., 282 об.

Записи: чернильная помета 1910-х гг. (?) в конце списка, выполненная тонким полууставом и гражданской скорописью: «Cía книга писана рукописно /1697 г. 22-марта».

III. Апокалипсис Толковый № 3

Начало 1820-х гг. (не позднее 1823 г.). Городец, Нижегородская губерния (?). Бумага, чернила, киноварь, темпера. Полуустав.

Лицевые Апокалипсисы из собрания Дениса Пересторонина

Переплет: дубовые доски в темно-коричневой коже, тиснение, XIX в.

Формат: 2° (34,5 х 22,5 см).

Объем: 235 л.

Филиграни: левая сторона — литеры «ДУСА», правая сторона — «герб Барышниковых» (Клепиков, № 245-246. 1819-1820 гг.).

Фолиация: нет.

Украшения:

1) Заголовки: киноварные, выполненные прописными (часто — чернильные) и строчными буквами; заглавие в заставке-рамке — также вязью.

2) Инициалы: киноварные, высотой в несколько строк, украшены декоративными растительными элементами.

3) Заставки-рамки и заставки: полихромная заставка-рамка с элементами растительного орнамента со вписанным внутрь заглавием; по-лихромные заставки с элементами растительного орнамента.

4) Миниатюры (72): л. 3 об., 5 об., 8 об., 15 об., 21 об., 25 об., 28 об., 32 об., 37 об., 40 об., 45 об., 52 об., 55 об., 60 об., 64 об., 67 об., 70 об., 73 об., 76 об., 81 об., 84 об., 87 об., 89 об., 91 об., 93 об., 96 об., 100 об., 104 об., 107 об., 110 об., 113 об., 115 об., 117 об., 121 об., 124 об., 127 об., 131 об., 134 об., 136 об., 139 об., 141 об., 143 об., 146 об., 149 об., 152 об., 157 об., 159 об., 161 об., 164 об., 166 об., 168 об., 171 об., 174 об., 177 об., 181 об., 186 об., 188 об., 190 об., 193 об., 196 об., 198 об., 200 об., 202 об., 204 об., 207 об., 210 об., 213 об., 223 об., 226 об., 228 об., 230 об., 232 об.

Записи: многочисленные пометы на полях графитовым карандашом и чернилами типа «зри», «виждь» и т. п.

IV. Апокалипсис Толковый № 4

1859 г. / начало 1860-х гг. Нижегородская губерния. Бумага, чернила, киноварь, темпера. Полуустав.

Переплет: дубовые доски в темно-коричневой коже, тиснение, XIX в.

Формат: 2° (33 х 20,5 см).

Объем: 291 л.

Штемпели: овальный, «Невской /БВ/ фабрики С. П. Б.» (Клепиков, № 119. 1852, 1853, 1856, 1859 гг.).

Фолиация: писцовая — буквенная, в нижнем правом углу листов.

Украшения:

1) Заголовки: киноварные, выполненные вязью, прописными и строчными буквами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Инициалы: киноварные, некоторые подцвечены зеленой, желтой и/или синей краской, высотой в несколько строк, украшены декоративными растительными элементами.

3) Заставки: полихромная заставка с элементами растительного орнамента и маргинальный цветок, увенчанный птичьей фигуркой; по-лихромные растительные заставки.

4) Миниатюры (68): л. 12 об., 21 об., 30 об., 35 об., 37 об., 42 об., 49 об., 53 об., 58 об., 65 об., 75 об., 79 об., 85 об., 88 об., 90 об., 93 об., 96 об., 100 об., 105 об., 111 об., 116 об., 119 об., 121 об., 123 об., 125 об., 128 об., 133 об., 136 об., 140 об., 144 об., 147 об., 151 об., 153 об., 155 об., 161 об., 164 об., 168 об., 174 об., 177 об., 179 об., 183 об., 185 об., 187 об., 190 об., 194 об., 197 об., 203 об., 205 об., 208 об., 210 об., 213 об., 215 об., 217 об., 220 об., 224 об., 232 об., 239 об., 242 об., 244 об., 248 об., 251 об., 253 об., 256 об., 259 об., 263 об., 268 об., 282 об., 286 об.

V. Апокалипсис Толковый № 5

1866 г. Урал (?). Бумага, чернила, киноварь, темпера. Полуустав.

Переплет: дубовые доски (XIX в.) в коричневато-коралловой ткани (первая половина XX в.).

Формат: 2° (31,5 х 20,5 см).

Объем: 313 л.

Филиграни и штемпели: нет

Фолиация: писцовая — буквенная, в нижнем правом углу листов; писцом также пронумерованы миниатюры — по нижнему полю оборотов листов с миниатюрами в левом углу.

Украшения:

1) Заголовки: киноварные, выполненные вязью и строчными буквами.

2) Инициалы: киноварные (изредка — с отдельными чернильными деталями), высотой в несколько строк, содержат геометрический орнамент, украшены декоративными растительными элементами.

Лицевые Апокалипсисы из собрания Дениса Пересторонина

3) Заставки: с элементами растительного орнамента, небрежные — 3 монохромные (чернильные) и 2 полихромные (чернильные с фрагментами, расцвеченными красным).

4) Миниатюры (74): л. 10 об., 15 об., 23 об., 31 об., 36 об., 40 об., 44 об., 49 об., 52 об., 56 об., 62 об., 70 об., 73 об., 79 об., 82 об., 85 об., 89 об., 96 об., 100 об., 106 об., 110 об., 114 об., 118 об., 122 об., 126 об., 130 об., 134 об., 138 об., 142 об., 146 об., 150 об., 153 об., 156 об., 162 об., 166 об., 169 об., 174 об., 178 об., 181 об., 186 об., 189 об., 192 об., 195 об., 196 об., 199 об., 202 об., 208 об., 211 об., 214 об., 218 об., 221 об., 224 об., 228 об., 232 об., 235 об., 240 об., 246 об., 249 об., 252 об., 256 об., 259 об., 262 об., 265 об., 268 об., 272 об., 276 об., 280 об., 283 об., 293 об., 297 об., 300 об., 303 об., 307 об., 310 об.

VI. Апокалипсис № 6 (без толкования, в составе лицевого эсхатологического сборника)

Конец 1780-х гг. (не ранее 1788 г.) / начало 1790-х гг. Русский Север (?). Бумага, чернила, темпера. Полуустав.

Переплет: дубовые доски в темно-коричневой коже, тиснение, XVIII в., с поновлением корешка в XIX в.

Формат: 4° (19,7 х 15 см).

Объем: 199 л. (весь сборник); 74 л. (Апокалипсис, с л. 126 об.).

Филиграни: левая сторона — литеры «ЯМСЯ», правая сторона — «герб Ярославля (тип 7)» (Клепиков, № 1080. 1787-1788 гг.); имеются вкрапления бумаги 1780 и 1783 гг.

Фолиация: буквенная, в верхнем правом углу листов.

Украшения:

1) Заголовки: чернильные, строчными буквами.

2) Инициалы: чернильные, высотой в несколько строк, украшены декоративными растительными элементами.

3) Заставки: монохромная (чернильная) в начале списка, с элементами растительного орнамента.

4) Миниатюры (45): л. 126 об., 128 об., 130 об., 131 об., 132 об., 133 об., 135 об., 136 об., 138 об., 140 об., 142 об., 144 об., 145 об., 146 об., 147 об., 149 об., 150 об., 151 об., 152 об., 154 об., 156 об., 158 об., 159 об., 159 об., 161 об., 162 об., 163 об., 165 об., 167 об., 169 об., 171 об., 172 об.,

174 об., 176 об., 178 об., 179 об., 182 об., 186 об., 188 об., 189 об., 190 об., 191 об., 194 об., 195 об., 198 об.

Выходная запись Апокалипсиса № 58

олдбл совершнтЭлю егу, в трцЭ еднномУ. дающемоу вндЭтн начало, всАкомоу дЭлоу Елгомоу, н позачалЭ конецъ показатн, елго нзволнвшемоу, Ш ндже аще с вЭрою терпАще проснмъ н нестоужаемъ сн.

Начатаже Еысть, пнсатн й'А стаА н ЕгоддновЭнна кннга, нарнцаемаА апокалнрнсъ, снрЭчь таннозрЭнУе шкровенш, стаго ¡Занна Егослова, апла, н емлнста, ндже вндЭ в' патмЭ островЭ, снрЭчь ндЭже Заточенъ её. ш созданУА мнра, лЭта, „з™од го, мца марта, в п днь, на пренесенУе мощен нже во стыдя9 оца нашего ннкнфора патр'мрда царА града. совЭршенаже Еысть тогоже, „З^од, году, мца манА в кг, на памАть преподобнаго оца нашего н нсповЭдннка, мн^нла ткпа сннад-скаго. ¡нднкта X, в подвалу I славу I честь егу, в трцЭ славнмомУ, I престЭн ецэ, н всЭмъ стымъ, амннь;

Список литературы

1. Bibliotheca Apostolica Vaticana. MS Vat. gr. 1613 (Menologion of Basil II).

2. Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI-го века по XIX-ый. Т. 1-2. М., 1884.

3. Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX веков. М., 1959.

4. Лицевые апокалипсисы Русского Севера: Рукописи XVII-XIX веков из фондов Древлехранилища Пушкинского Дома / сост. Г. Маркелов, А. Бильдюг. СПб., 2008.

5. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Ф. 916, № 24, 29, 100; Ф. 722, 732, 734, 737, 739,743, 833, 895, 903.

8 Текст записи приводится с сохранением орфографии и пунктуации оригинала. Инициалы «С» и «Н» в начале абзацев в рукописи выделены киноварью.

9 На месте буквы «ы» — клякса.

Alexey G. Gudkov

the illuminated manuscripts of apocalypses from the collection of denis perestoronin

Abstract

The article is devoted to the illuminated Apocalypses which are in the private collection of the famous Moscow antiquary, top Russia's collector of Slavic Russian manuscripts and early printed books Denis Valerievich Perestoronin. It introduces 6 Apocalypse manuscripts, each of which is assigned a sequence number, reflecting the date of the writing and characteristics of the content. Each of the presented manuscripts is original in its own way: one stands out due to the quality of the illustrations, another one due to the presence of the colophon, a third one has an interesting note, etc. The article lists their distinguishing characteristics and the notable features of the design. The app gives the description of the aforesaid books, as well as the colophon of Apocalypse No. 5 — the only manuscript having the date put by the scribe.

Keywords: manuscript art, illuminated manuscripts, book miniature, iconography, Apocalypse, private collections, Denis Perestoronin.

References

1. Bibliotheca Apostolica Vaticana. MS Vat. gr. 1613 (Menologion of Basil II).

2. Buslaev F. I. Svod izobrazhenii iz litsevykh Apokalipsisov po russkim rukopisiam s XVI-go veka po XlX-yi [Corpus of Images from the Illuminated Apocalypses in Russian Manuscripts from the 16th to 19th century]. Vols. 1-2. Moscow, 1884.

3. Klepikov S. A. Filigrani i shtempeli na bumage russkogo i inostrannogo proizvodstva XVII-XX vekov [Water-marks and Stamps on the Paper of Russian and Foreign Production of the 17th-20th centuries]. Moscow, 1959.

4. Markelov G., Bildiug A. (eds.). Litsevye apokalipsisy Russkogo Severa: Rukopisi XVII-XIX vekov iz fondov Drevlekhranilishcha Pushkinskogo Doma [Illuminated Manuscripts of Apocalypses of the Russian North: the Manuscripts of 17th-19th centuries from the funds of the Ancient Relics Archive of the Pushkin House (Pushkinskij Dom — the Institute of Russian Literature, Russian Academy of Sciences)]. Saint-Petersburg, 2008.

5. Nauchno-issledovatel'skii otdel rukopisei Rossiiskoi gosudarstvennoi biblioteki [Scientific Research Division of Manuscripts of the Russian State Library]. Stock 916, № 24, 29, 100; Stocks 722, 732, 734, 737, 739,743, 833, 895, 903.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.