Научная статья на тему 'Текстильные технологии Египта: вязание и налбиндинг'

Текстильные технологии Египта: вязание и налбиндинг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
279
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Древний Египет / вязание / вязание на спицах / история вязания / налбиндинг / Ancient Egypt / knitting / knitting with needles / history of knitting / nalbinding

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ключникова Д. О.

Считается, что технология вязания зародилась в Египте. Однако до сих пор неясно, когда и как это произошло. Во время раскопок на территории Египта были найдены артефакты, визуально похожие на трикотажное, т. е. вязаное, полотно, принадлежащие разным историческим периодам. В статье рассказано об исследованиях, проводившихся по этой теме, а также представлена общая информация о различиях похожих по структуре полотен, выполненных в разных нетканых техниках, и об известных вязаных изделиях, происходящих из Египта и хранящихся в коллекциях музеев мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Textile technologies of Egypt: knitting and nalbinding

Knitting as a technology is believed to originate in Egypt. However we still do not know when and how it happened. In course of excavations in Egypt artifacts visually reminding knitted fabrics and belonging to different periods were found. This paper observes studies on this topic, general information on differences between fabrics with similar structure made in various non-weaving technics as well as known knitted items from Egypt, which are kept in museum collections around the world.

Текст научной работы на тему «Текстильные технологии Египта: вязание и налбиндинг»

ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ

EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Электронный журнал / Online journal Выпуск 4, 2021 Issue 4, 2021

DOI: 10.24412/2686-9276-2021-00021

Текстильные технологии Египта: вязание и налбиндинг

Д. О. Ключникова

Младший научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН,

художник-реставратор ГОСНИИР

daryachiave@yandex.ru

Считается, что технология вязания зародилась в Египте. Однако до сих пор неясно, когда и как это произошло. Во время раскопок на территории Египта были найдены артефакты, визуально похожие на трикотажное, т. е. вязаное, полотно, принадлежащие разным историческим периодам. В статье рассказано об исследованиях, проводившихся по этой теме, а также представлена общая информация о различиях похожих по структуре полотен, выполненных в разных нетканых техниках, и об известных вязаных изделиях, происходящих из Египта и хранящихся в коллекциях музеев мира.

Ключевые слова: Древний Египет, вязание, вязание на спицах, история вязания, налбиндинг.

Вязание — популярная и в современном мире технология производства текстиля, которая позволяет создавать полотна без использования ткацкого станка. Для изготовления изделия необходимы только простейшие инструменты — спицы, игла, крючок, вилка, а можно обходиться и вовсе без них. Эта технология позволяет создавать эластичное и мягкое полотно нужной формы, изготавливать объемные изделия, причем работать можно где и когда угодно.

Логично предположить, что эта технология могла появиться позже плетения, но раньше ткачества, т. е. предшествовала изобретению такого сложного приспособления, как ткацкий станок. Однако так ли это? Есть множество теорий относительно времени и места зарождения технологии вязания. Согласно одной из распространенных до недавних пор точек зрения она возникла в Египте в династический период. Эта теория основывается на находке нескольких фрагментов изделий, отчасти напоминающих трикотажное полотно 1. Существуют исследования, в которых упомянаются отпечатки трикотажных

1 Пешкова 1979: 6.

полотен на керамике бронзового века 2. Некоторые специалисты считают платья четырех женщин, изображенных среди семитов на настенной росписи в гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (примерно XIX в. до н. э.), вязаными 3. Также высказывались предположения о том, что египетские облегающие фигуру платья, датированные эпохами Древнего и Среднего царств 4, могли быть выполнены в одной из техник вязания.

К сожалению, вязаных артефактов сохранилось относительно немного, возможно потому, что чаще всего вязали очень утилитарные вещи — носки, чулки, перчатки и т. д. Это обстоятельство усложняет изучение материала и не дает возможности делать однозначные выводы. Кроме того, данные лингвистики и письменные памятники древность вязания не подтверждают: слова, связанные с этой технологией, появились сравнительно недавно. Также не существует легенд или мифов, в которых упоминалось бы вязание, тогда как легенды о прядении и ткачестве известны 5.

По определению из энциклопедического словаря 6 вязание — это процесс изготовления трикотажного полотна или изделий из непрерывных нитей путем изгибания их в петли, которые переплетаются между собой 7. Таким образом, вязание в отличие от ткачества, предполагающего, что полотно состоит из двух перпендикулярных друг другу систем нитей, является текстильной технологией с одним непрерывным элементом, формирующим полотно посредством петель. Это, в свою очередь, отличает его и от плетения, часто подразумевающего использование нескольких систем нитей, а также создание соединений за счет переплетения нитей между собой или вязания узлов.

Важно отметить, что при употреблении русскоязычных терминов может возникнуть путаница, так как мы называем технологию создания текстильных изделий вязанием, а для обозначения техник используем дополнения — спицами, крючком, на вилке и т. д. Однако в англоязычной литературе термин «вязание» (англ. knitting) чаще употребляется в значении 'техника вязания спицами' 8. Для других техник существуют свои термины, например вязание крючком — crochet 9 и т. д. (хотя порой можно встретить выражение two-needle knitting для обозначения вязания двумя спицами). Далее в статье под словом «вязание» без дополнительных определений будет подразумеваться техника вязания на спицах, так как именно она встречается на территории Египта.

При вязании петли располагаются горизонтально в ряд, не переплетаясь между собой, и соединяются с соответствующими петлями предыдущего ряда (рис. 1). Это означает, что каждая петля должна быть закреплена индивидуально и что до этого момента все петли ряда должны сохраняться при помощи специального инструмента (например, спицы). Вязание может быть поперечным (по рядам взад-вперед) или круговым; в обоих случая образуются горизонтальные и вертикальные виды стежков-петель 10. Структура

трикотажного вязаного полотна узнается по V-образным петлям, эластичности 11 и часто

12

по подъемам .

2 Sagona 2018. 7 Далидович 1970; Липков 1963.

3 Пешкова 1979: 6. 8 Seiler-Baldinger 1994: 24.

4 Кибалова и др. 1987: 39. 9 Seiler-Baldinger 1994: 23.

5 Odstrcilova 2016: 74. 10 Seiler-Baldinger 1994: 24.

6 См. https://rus-big-polyheh-dict.slovaronline.com/ 11 Emery 1966.

(дата обращения: 11.12.2021). 12 Подъем — переход с одного ряда на другой.

Рис. 1. Вязание на спицах (схема Д. О. Ключниковой)

Исследований на тему вязания не очень много. Первые публикации начали появляться в Великобритании в XIX в., так как трикотажная промышленность играла важную роль в экономике страны. Однако при отсутствии достоверной информации они были преимущественно наполнены догадками 13. У. Фелкин 14, мэр Ноттингема, один из самых известных людей в викторианской кружевной промышленности, высказывал мнение, что вязание было известно уже в Древней Греции. Как он считал, указание на использование этой техники можно найти в произведениях Гомера. Так, полотно, которое изготавливала и каждую ночь распускала Пенелопа, по его мнению, было вязаным, ведь именно эта техника позволяет быстро распускать выполненные элементы текстиля, не повреждая при этом нити 15.

Во второй половине XX в. появились две обобщающие работы по истории вязания 16. Они частично устарели, однако более актуальных комплексных исследований подобного масштаба больше не проводилось.

На данный момент работы по истории вязания большей частью ограничиваются статьями, в которых рассматриваются или новые археологические находки, или некото-

^ ^ ^ 17

рые памятники из музейных коллекций, или развитие вязания в определенной стране . Поэтому современные данные по этой теме довольно разрозненны.

Долгое время считалось, что наиболее ранние из сохранившихся вязаных изделий происходят из коптских гробниц V в. Речь идет о так называемых коптских носках (рис. 2). Согласно этой теории техника, активно использовавшаяся в V—VI вв., была утрачена и восстановлена только в XIII столетии 18. Однако в 70-е гг. XX в. появились исследования, подтверждающие, что «коптские» носки выполнены в другой технике — налбиндинга 19.

13 Odstrcilova 2016. 17 Levey 1969; Тигпаи, Ро^^ 1976; Bush 1994;

14 Felkin 1867: 10. НтЛсЖе 1985.

15 Felkin 1867: 14. 18 Кибалова и др. 1987: 489.

16 Rutt 1987; Тигпаи 1991. 19 ВигпЬат 1972.

Рис. 2. Фрагмент носка, шерсть. Размеры: 12,5^6,7^4,5 см. 250-420 гг. н. э., Египет. Музейный № 1287-1904. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Налбиндинг

Некоторые специалисты причисляют налбиндинг, или «вязание иглой» (дат. nalbinding, англ. needle-netting 20, single needle-netting, single needle-looping либо просто looping и т. д. 21), к техникам вязания 22, однако большая их часть склоняется к тому, что эта техника ближе к шитью или даже ткачеству 23. Работа выполняется одной нитью ограниченной длины путем создания петель и их соединения при помощи иглы. Одно из основных ее отличий от вязания состоит в том, что при каждом стежке свободный конец короткой нити полностью протягивается через петлю, как в шитье, в то время как при вязании участвует только ближайший к петле отрезок (фрагмент) длинной нити 24. В связи с этим при налбиндинге невозможно распустить стежок (исключением является так называемый таримский, или коптский, шов 25 (рис. 3)). Также для работы в этой технике необходимо, чтобы свободный конец нити был вдет в ушко иглы. В процессе создания полотна каждый отрезок нити «сращивается» с последующим. Изделия, выполненные в этой технике, имеют более плотную структуру и менее эластичны, чем вязаные. Техника налбиндинга более трудоемка и требует большего мастерства, так как создавать аккуратные изделия в ней сложнее. Работа может вестись взад-вперед или по кругу, как в вязании 26. В налбиндинге существует множество вариаций стежков, визуально отличающихся друг от друга 27. Некоторые из них очень похожи на петли вязаного полотна. Поэтому неудивительно, что «коптские» носки долгое время принимали за вязаные изделия.

Первые публикации, в которых упоминается техника налбиндинга, начали появляться в конце XIX в. В 1890-е гг. Л. Шиннерер 28 изучила некоторые текстильные изделия из Египта, приобретенные Австрийским императорским музеем. Среди них был носок, выполненный в технике «вязания иглой». Его характеристика стала первым описанием изделия, выполненного в данной текстильной технике 29.

В 1950 г. М. Хальд представила диссертацию на тему «Древний датский текстиль», в которой в том числе присутствовала первая классификация стежков для техники нал-биндинга 30.

В последние десятилетия налбиндинг вызывает большой интерес у исследователей. Э. Деккер в ряде статей рассматривает терминологические неточности 31, касающиеся этой техники, специфические отличия налбиндинга от других нетканых техник 32 и особенности, из-за которых его можно спутать со многими другими текстильными техниками, а не только с вязанием 33. Например, при работе с тканями с похожей структурой, для того чтобы определить, в какой технике выполнено изделие, следует

20 Sheffer, Granger Taylor 1994: 221.

21 Seiler-Baldinger 1994: 10-17; Haid 1950: 311; Hansen 1990: 21.

22 А. Зайлер-Бальдингер, например, называет эту технику looping и относит к общей группе текстильных техник с использованием одного непрерывного элемента вместе с плетением сетей, вязанием спицами, вязанием крючком, вязанием на спицах и т. д. (Seiler-Baldinger 1994: 10).

23 Hald 1980: 285; Köstner 2017: 174.

24 Hald 1950: 292; Hansen 1990: 21.

25 Köstner 2017: 182.

26 Hald 1950: 292.

27 Nordland 1961; Hald 1950; Hansen 1990: 23; Rüssel 2011: 7, 32-33 и т. д.

28 Schinnerer 1895: 23, fig. 28-32.

29 Hald 1980: 298.

30 Hald 1950.

31 Decker 2019.

32 Decker 2004.

33 Decker 2002.

внимательно изучить соединения, ошибки, а также то, каким образом осуществляется прибавление или, наоборот, убавление петель (при вязании) или стяжков (при налбин-динге) в ряду. Особое внимание стоит уделить сращению нитей. Если пряжа имеет много сращиваний, то использование техники непрерывной нити, такой как вязание, маловероятно. В тех материалах, где сращивание неудобно, можно искать удвоение нити через достаточно регулярный промежуток.

Есть несколько публикаций, которые посвящены или где упоминаются иглы, использовавшиеся для налбиндинга 34. Эти иглы в основном делались из рога, кости или древесины, имели тупой конец, ушек могло быть от одного до трех 35. Иглы с тремя ушками часто встречались в римское время.

Техника налбиндинга встречается во многих уголках земного шара. Сохранились вещи, изготовленные на территории Европы, Ирана, Египта, Перу и Новой Гвинеи 36. Эта техника используется с доисторических времен вплоть до настоящего времени 37.

Рис. 3. Налбиндинг, схема «таримского», или «коптского» шва (схема Д. О. Ключниковой)

34 Svanberg 2004; Nyberg 1995: 94; Haid 1950: fig. 282.

35 Corti, Sanfelici 2016.

36 Haid 1980: 309-310.

37 Svanberg 2004: 190-199; Seiler-Baldinger 1994: 13-16; Rüssel 2011: 2, 18.

Налбиндинг в Египте

Как уже упоминалось, знаменитые «коптские» носки из Египта были выполнены в технике налбиндинга. В период с 2007 по 2012 г. с помощью радиоуглеродного анализа были уточнены датировки 11 шерстяных носков, происходящих из Египта. Исследование показало, что артефакты являются более ранними, чем считалось. Носки были созданы начиная с I в. н. э., большая их часть датируется Ш—ГУ вв. Один носок был датирован периодом правления Птолемеев, но, возможно, он был загрязнен более ранним материалом 38. Поэтому эти носки следует называть скорее римскими или познеримскими, а не «коптскими».

Данной категории изделий посвящена статья Б. Костнер 39. Цель статьи — собрать воедино имеющуюся на сегодняшний день информацию о них — об их количестве, датировке, технологических особенностях и географическом распределении. Основная часть носков имеет характерную форму: большой палец отделен от остальных (рис. 4). Подобная форма была известна еще в династическом Египте 40. Это обусловлено массовым использованием сандалий на ремешках, которые носили как мужчины, так и женщины. Однако среди рассмотренных образцов есть и слитные детские носки.

Носки полностью покрывали ступню и лодыжку. Для их изготовления использовалась льняная и шерстяная пряжа в несколько сложений S- и Z-крутки. Из рассмотренных 36 образцов 24 имели Z-крутку, девять — S-крутку и четыре — смешанную. В то время как носки, изготовленные из пряжи Z-образной крутки, встречаются по всей территории Египта, носки с S-образной круткой или с миксом обеих круток были найдены только в Фаюме и Оксиринхе 41. Место соединения отрезков нити пряталось в швах, поэтому сложно изучить технику соединения. Основная часть рассмотренных автором образцов сплетена плотно, только один из них больше похож на сетку. Для этих изделий характерно сочетание нескольких цветов. Благодаря частой смене нитей добавлять новый цвет было достаточно удобно. Носки изготавливались по кругу. Начало работы в таком случае больше напоминает вязание крючком — с одной рабочей петли по спирали 42 (рис. 5).

Изделия создавались от носка к пятке, затем мастер двигался вверх. В вариантах с отделенным большим пальцем два фрагмента (один — под большой палец, второй — под остальные пальцы) соединялись в средней части стопы. Пятка тоже обрабатывалась отдельно; как сложная часть, она является наиболее характерным структурным элементом для этих изделий. Шов на стыке ступни и лодыжки представляет собой одновременно техническую особенность и декоративный элемент. Носки повреждались от носки и особенно от ремней сандалий. Тщательный ремонт указывает на то, что это был ценный предмет гардероба. Судя по всему, подобные изделия пользовались спросом. Некоторые исследователи высказывают предположения о возможности существования специального производства в римское время 43.

Носки не прятали под одеждой, они были рассчитаны на то, чтобы их было видно, благодаря чему порой их можно наблюдать на изображениях. Например, на известном

38 De Moor et al. 2017: 136. 41 Kostner 2017: 178.

39 Kostner 2017. 42 Kruseman 2015: 14; Collin 1917: 73.

40 Vogelsang-Eastwood 1999. 43 Corti, Sanfelici 2016.

саване из собрания Метрополитен-музея 44, созданном в Египте около 200 г. н. э., запечатлена женщина в красных носках с отделенным большим пальцем (рис. 6).

Подобные носки или их фрагменты встречаются в собраниях многих музеев. Кроме тех образцов египетских носков и их фрагментов, выполненных в технике налбиндинг, которые упоминает Б. Костнер 45, заслуживают внимания также пара из Каирского музея 46 и три фрагмента детского носка с неразделенной зоной пальцев из Британского музея 47. Порой в современных изданиях эти изделия до сих пор называют вязаными.

В книге М. Томас 48 представлен орнаментированный текстильный фрагмент, выполненный в технике налбиндинга. Фрагмент сделан из шелка темно-красного и золотистого цветов и датируется VII—IX вв.

Рис. 4. Пара носков, шерсть. Размеры: 25,5^18 см. 250-420 гг. н. э., Египет. Музейный № 2085&А-1900. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

44 См. https://www.metmuseum.org/art/collection/ 46 Nauerth 2020: 332. search/547334 (дата обращения: 11.12.2021). 47 Mérat 2015: 289.

45 Kostner 2017: 190-195. 48 Thomas 1938.

Рис. 5. Вариант начальной петли и первого стежка в налбиндинге (по НаИ 1980: 286)

Рис. 6. Женщина в тунике с бахромой с погребального савана. Лен, краска (темпера). Размеры: 230,2x110,8 см. 170-200 гг. н. э. Египет. Музейный № 09.181.8. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Появление классического вязания

Г. Круземан в своей статье «Семь столетий вязания, семь тысячелетий налбиндин-га»49 подробно рассматривает примеры изделий, выполненных в техниках налбиндинга и вязания, приводит свои временные шкалы для обеих техник, рассматривает разные теории происхождения техники вязания и высказывает собственные предположения.

Он ставит под сомнение преобладавшую на протяжении долгого времени теорию о возникновении классического вязания в Египте около XI в. и дальнейшем его распространении в Европу 50. Автор сравнивает раннее египетское и европейское вязание. В статье приводится несколько существующих гипотез о происхождении техники вязания 51. Г. Круземан высказывает предположение, что развитие этой техники происходило в Египте и Европе параллельно, независимо друг от друга.

Одним из самых ранних связанных на двух спицах предметов считается фрагмент из коллекции Музея Виктории и Альберта, датируемый 1100-1300 гг. н. э., происходящий из Египта 52 (рис. 7). Это предположительно фрагмент чулка длиной около 50 см и шириной около 27,5 см. Он выполнен из синих и белых хлопковых нитей. Орнаментальные полосы, заполненные знаками, похожими на Z, чередуются с ромбами. Работа шла от носка к верхнему краю. Плотность варьируется от четырех петель и пяти рядов на сантиметр на носке до трех петель и четырех рядов на сантиметр в верхней части. Предположительно вязание осуществлялось по кругу, о чем свидетельствует характерный излом-ступенька на рисунке, образующийся при переходе ряда. Форма, возможно, создавалась за счет изменения диаметра спиц в процессе работы 53. Специалисты из музея считают, что орнаментикой и колоритом средневековые египетские носки перекликаются с исламской керамикой 54.

Кроме этого, следует обратить внимание на еще несколько образцов вязаных чулок и носков из Египта в коллекциях музеев мира. Например, интересны два полностью сохранившихся непарных чулка из коллекции Каирского музея 55. Оба выполнены из белых, голубых и синих шерстяных нитей, украшены полосами (на одном со стилизованными птицами, на втором — с орнаментом из знаков, напоминающих S, и сердец). Шерстяной носок 56 и хлопковый чулок 57 (рис. 8) из коллекции Метрополитен-музея связаны из белых, голубых и темно-синих нитей, украшены орнаментальными полосами, датируются ХП-ХШ вв. В коллекции Музея текстиля в Вашингтоне хранится 17 носков и их фрагментов 58. Для большинства экспонатов указано двойное происхождение — «Египет/Индия». Некоторые специалисты считают, что они были изготовлены в Индии и привезены в Египет 59. Эти экспонаты были приобретены музеем в 1953-1954 гг. «с рук», поэтому их

49 Kruseman 2015.

50 Rutt 1987.

51 Kruseman 2015: 21-22.

52 См. http://collections.vam.ac.uk/item/O128882/sock-unknown/ (дата обращения: 11.12.2021).

53 Rutt 1987: 36.

54 См. https://www.vam.ac.uk/articles/the-history-of-hand-knitting (дата обращения: 11.12.2021).

55 Nauerth 2020: 333.

56 См. https://www.metmuseum.org/art/collection/ search/448139 (дата обращения: 11.12.2021).

57 См. https://www.metmuseum.org/art/collection/ search/448138 (дата обращения: 11.12.2021).

58 См. https://collections-gwu.zetcom.net/en/collection/ ?ff=%7B%7D&l=18&o=0&om=2&q=sock&s=date_n_ smf%20asc&v=2 (дата обращения: 11.12.2021).

59 Bellinger 1954.

Рис. 7. Фрагмент носка, хлопок. Размеры: приблизительно 50x27,5 см. 1100-1300 гг., Египет. Музейный № Т.201-1929. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 8. Чулок, хлопок. Размер: 49,5^15,2 см. XII-XIII вв., Египет, Фустат. Музейный № 27.170.95. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк

исторический контекст, точное происхождение и датировки неизвестны. Большинство предметов выполнено из белых, голубых и синих хлопковых нитей.

В 2010 г. благодаря радиоуглеродному анализу были подтверждены датировки нескольких носков из Музея Бенаки 60. Исследование показало, что предметы принадлежат к периоду с 1062 по 1142 г.

Можно предположить, что вязание появилось несколько раньше этих образцов, так как это достаточно сложные по конструкции изделия, выполненные на высоком уровне. Мало похоже, чтобы они были изготовлены в самом начале становления техники.

Р. Ратт 61 считает, что в этот период были известны только лицевые петли, так как случаев использования изнаночных петель не зафиксировано. Соответственно, плоское вязание (с чередованием лицевых и изнаночных рядов) было еще невозможно. Также у этих носков и чулок отсутствует резинка, которая создается за счет чередования лицевых и изнаночных петель в одном ряду. Для удерживания таких носков на ноге должны были использоваться завязки. Интересно, что в «Менологии» Василия II изображены фигуры, ноги которых одеты в нечто, очень похожее на средневековые египетские носки с завязками (рис. 9).

Рис. 9. Мученики Павел, Павсирий и Феодотий Египетский. 985 г. «Менологий» Василия II. Миниатюра. Ватиканская библиотека, Рим

60 Gagneux-Granade, Ozolme 2010: 107.

61 Rutt 1987.

Рис. 10. Вязаный фрагмент, шерсть. Размер: приблизительно 50x27,5 см. 1300-1500 гг., Египет. Музейный № Т.87-1937. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Существует несколько полихромных вязаных фрагментов, происходящих из средневекового Египта. В каталоге «Ткани Египта: свидетели арабского мира, VIII-XV века. Коллекция Бувье»62, изданном по случаю выставки, проходившей в Музее истории и искусства Женевы в 1993-1994 гг., представлено несколько вязаных фрагментов, выполненных из шерсти разных цветов, датируемых временем начиная с XI в. В Музее Виктории и Альберта хранится фрагмент 63, отнесенный в каталоге к 1300-1500 гг. (рис. 10). Он выполнен из тонкой шерсти терракотового, бежевого, кремового, голубого и серо-зеленого цветов. Три полихромных вязаных фрагмента хранятся в Национальном музее Швеции 64.

Возвращаясь к вопросу о происхождении техники вязания, многие исследователи приходят к выводу, что вязание пришло на смену более трудоемкому налбиндингу 65. Однако не все в этом мнении едины, так как техники сами по себе достаточно различны.

При всей неоднозначности и малом количестве достоверной информации тема изучения изделий, происходящих из Египта, выполненных в техниках вязания и налбиндинга, представляет интерес, поскольку, помимо всего прочего, тесно связана с межэтническими и социальными отношениями внутри египетского общества и ее дальнейшее изучение может раскрыть много интересных обстоятельств и фактов.

Библиография

Далидович 1970 Кибалова и др. 1987

Липков 1963 Пешкова 1979 Bellinger 1954

Burnham 1972

Bush 1994

Collin 1917 Corti, Sanfelici 2016

Decker 2002

Далидович А. С., Основы теории вязания (Москва — Ленинград, 1970). Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М., Иллюстрированная энциклопедия (Прага, 1987).

Липков И. А., Технология трикотажного производства (2-е изд.; Москва, 1963). Пешкова Л., Немного из истории вязания (Братислава, 1979). Bellinger L., Patterned stockings: possibly Indian, found in Egypt (Textile Museum Workshop notes, Paper 10; Washington DC, 1954).

Burnham D. K., Coptic knitting: an ancient technique // Textile history 3.1 (1972): 116-124.

Bush N., Folk socks. The history and techniques of handknitted footwear (Loveland, CO, 1994).

Collin M., Sydda vantar // Fataburen. Kulturhistorisk tidskrift (Stockholm, 1917): 71-78. Corti C., Sanfelici M., Bone needles and textile production in the Roman time: a new proposal // Internation Symposium 'Purpure Vestes VI' 2016. Poster presentation. Decker A., It's not knitting: the forgotten technique of nalbinding // 37th International Medieval Congress, 2002. Digital resource, mode access: https://www.academia. edu/39120500/It_s_Not_Knitting_The_Forgotten_Technique_of_Nalbinding (accessed on: 11.12.2021).

62 Paul 1993.

63 См. http://collections.vam.ac.uk/item/O128883/ fragment-unknown/ (дата обращения: 11.12.2021).

64 См. http://www.europeana.eu/en/item/2064116/ Museu_ProvidedCHO_Nationalmuseum__

Sweden_9824?q=proxy_dc_format%3A%22Stick ning%22#dcId=1547466271300&p=1; http://www. europeana.eu/en/item/2064116/Museu_ProvidedCHO_

Nationalmuseum__Sweden_9835?q=proxy_dc_for

mat%3A%22Stickning%22#dcId=1547466271300 &p=1; http://www.europeana.eu/en/item/2064116/

Museu_ProvidedCHO_Nationalmuseum__

Sweden_129415?q=proxy_dc_format%3A%22Stickni ng%22#dcId=1547466271300&p=1 (дата обращения: 11.12.2021).

65 Svensson 1941: 145; Turnau 1991: 14.

Decker 2004

Decker 2019

De Moor et al. 2017

Emery 1966 Felkin 1867

Gagneux-Granade,

Hald 1950 Hald 1980 Hansen1990 Hinchcliffe 1985 Köstner 2017

Kruseman 2015

Levey 1969 Mérat 2015

Nauerth 2020

Nordland 1961 Nyberg 1995 Odstrcilova 2016

Decker A., Nalbinding or not? Some structural differences between nalbinding and other non-woven textile techniques // 39th International Medieval Congress, 2004. Digital resource, mode access: https://www.academia.edu/39275412/Nalbinding_or_Not_Some_ Structural_Differences_Between_Nalbinding_and_Other_Non_woven_Textile_Tech-niques (accessed on: 11.12.2021).

Decker A., Charting the nalbinding of the Nile // Current research in textile archaeology along the Nile, 2019. Digital resource, mode access: https://www.academia. edu/39120149/Charting_the_Nalbinding_of_the_Nile (accessed on: 11.12.2021). De Moor A., Fluck C., Van Strydonck M., Boudin M., Radiocarbon dating of Late Roman woolen socks from Egypt // Excavating, analyzing, reconstructing textiles of the 1st millennium AD from Egypt and neighbouring countries. Proceeding of the 8th conference of the research group 'Textiles from the Nile Valley' Antwerp, 4-6 October 2013 (Tielt, 2015): 131-136.

Emery I., The primary structures of fabrics (Washington, D.C., 1966). Felkin W., A history of the machine-wrought hosiery and lace manufactures (London, 1867). Digital resource, mode access: https://archive.org/details/historyofma-chine00felkuoft/page/18/mode/2up (accessed on: 11.12.2021). Ozoline 2010 Gagneux-Granade M., Ozoline A. Quelques objets surprenants en textile non tissé dans les réserves du musée Bénaki (Athènes, 2010). Digital resource, mode access: https://ejournals.epublishing.ekt.gr/index.php/benaki/article/viewFile/1765/1754.pdf (accessed on: 11.12.2021).

Hald M., Olddanske tekstilier: komparative tekstil- og dragthistoriske studier paa grundlag af mosefund og gravfund fra jernalderen (K0benhavn, 1950). Hald M. Ancient Danish textiles from bogs and burials: a comparative study of costume and Iron Age textiles (Aarhus, 1980).

Hansen E. Nâlebinding: definition and description // Textiles in northern archaeology. NESAT III: Textile symposium in York. 6-9 May 1987 (London 1990): 21-27. Hinchcliffe F., Knit one, purl one: historic and contemporary knitting from the V&A's collection (London, 1985).

Köstner B., Roman and Late Roman nalbinding socks from Egypt: bringing 'Egyptian fashion' to the Noth // Excavating, analyzing, reconstructing Textiles of the 1st millennium AD from Egypt and neighbouring countries. Proceeding of the 9th conference of the research group 'Textiles from the Nile Valley' Antwerp, 27-29 November 2015 (Tielt, 2017): 172-195.

Kruseman G., Zeven eeuwen breiwerk, zeven millennia naaldbinding, uit Kostuum, jaarboek van de Nederlandse Kostuumvereniging, 2015. Digital resource, mode access: https://www.academia.edu/28068985/Zeven_eeuwen_breiwerk_zeven_millenia_naald-binding (accessed on: 11.12.2021).

Levey S., Illustrations of the history of knitting selected from the collection of the Victoria and Albert Museum // Textile history 1.2 (1969): 183-205

Mérat A., New work on an old collection: 1st millennium AD Egyptian textiles in the Department of Ancient Egypt and Sudan, The British Museum // Excavating, analyzing, reconstructing Textiles of the 1st millennium AD from Egypt and neighbouring countries. Proceeding of the 9th conference of the research group 'Textiles from the Nile Valley' Antwerp, 27-29 November 2015 (Tielt, 2017): 279-295.

Nauerth C., Spätantike Stoffe in Kairo. Bestandskatalog des Koptischen Museums. Teilband 1. Text (Münster, 2020).

Nordland O., Primitive Scandinavian textiles in knotless knitting (Oslo, 1961). Nyberg G. G., Svensk slöjdhistoria (Stockholm, 1995).

Odstrcilovâ S., Strucnâ historie pleteni s prihlédnutim k ceskym zemim // Hri-bovâ M. (ed.), Sbornik seminâre historie odivâni (Zlin, 2016): 73-91. Digital resource, mode access: https://www.academia.edu/42613587/Stru%C4%8D-n%C3%A1_historie_pleten%C3%AD_s_p%C5%99ihl%C3%A9dnut%C3%AD-m_k_%C4%8Desk%C3%BDm_zem%C3%ADm (accessed on: 11.12.2021).

Paul 1993 Paul A. (ed.), Collection Bouvier. Tissus d'Égypte. Témoins du Monde Arabe, VIIIe-XVe

siècles. Thonon-les Bains, Haute-Savoie, Musée d'art et d'histoire (Genève — Paris, 1993).

Rüssel E. E., Nâlebinding. En forhistorisk hândarbejdsteknik i kronologisk perspektiv, 2011. Digital resource, mode access: https://www.academia.edu/9926632/N%C3%A-5lebinding_en_forhistorisk_h%C3%A5ndarbejdsteknik_i_kronologisk_perspektiv (accessed on: 11.12.2021).

Rutt R., A history of hand knitting (London, 1987). Digital resource, mode access: https://archive.org/details/historyofhandkni0000rutt/page/n7/mode/2up (accessed on: 11.12.2021).

Sagona C., Two-needle knitting and cross-knit looping: early Bronze Age pottery imprints from Anatolia and the Caucasus // Oxford journal of archaeology 37.3 (2018): 1-15. Schinnerer L., Antike Handarbeiten (Vienna, 1895).

Seiler-Baldinger A. Textiles. A classification of techniques (Washington, D.C., 1994). Sheffer, Granger-Taylor 1994 Sheffer A., Granger-Taylor H., Textiles from Masada: a preliminary selection // Aviran J., Foester G., Netzer E. (ed.), Masada IV. The Yigael Yadin excavations 19631965. Final reports (Jerusalem, 1994): 151-255.

Svanberg I., Nalbinding in the Faroe Islands? // Frööskaparrit 51 (2004): 190-199. Digital resource, mode access: https://www.academia.edu/10011652/Nalbinding_in_the_Far-oe_Islands (accessed on: 11.12.2021).

Svensson S., Förhistoriska och medeltida traditioner i nordisk bondedräkt // Nordisk kultur 15B (Stockholm, 1941): 124-157. Thomas M., Knitting book (London, 1938).

Turnau I. History of knitting before mass production (Warszawa, 1991). Turnau I., Ponting K. G., Knitted masterpieces // Textile history 7 (1976): 7-23 Vogelsang-Eastwood G., Tutankhamun's wardrobe: garments from the tomb of Tut-ankhamun (Rotterdam, 1999).

Rüssel 2011

Rutt 1987

Sagona 2018

Schinnerer 1895 Seiler-Baldinger 1994

Svanberg 2004

Svensson 1941

Thomas 1938 Turnau 1991 Turnau, Ponting 1976 Vogelsang-Eastwood 1999

Textile technologies of Egypt: knitting and nalbinding

D. O. Kliuchnikova

Knitting as a technology is believed to originate in Egypt. However we still do not know when and how it happened. In course of excavations in Egypt artifacts visually reminding knitted fabrics and belonging to different periods were found. This paper observes studies on this topic, general information on differences between fabrics with similar structure made in various non-weaving technics as well as known knitted items from Egypt, which are kept in museum collections around the world.

Keywords: Ancient Egypt, knitting, knitting with needles, history of knitting, nalbinding.

Ссылка для цитирования / reference:

Ключникова Д. О. Текстильные технологии Египта: вязание и налбиндинг // Египет и сопредельные страны 4 (2021): 71-87. DOI: 10.24412/2686-9276-2021-00021.

Kliuchnikova D. O. Textile technologies of Egypt: knitting and nalbinding [in Russian] // Egypt and neighbouring countries 4 (2021): 71-87. DOI: 10.24412/2686-9276-202100021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.