Научная статья на тему 'Текстильные технологии Египта: плетение'

Текстильные технологии Египта: плетение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
417
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Древний Египет / плетение / техники плетения / корзиноплетение / циновкоплетение / гробница ТТ 23 / Дейр-эль-Банат / женские шапочки в технике спрэнг. / Ancient Egypt / weaving / weaving in Egypt / weaving techniques / basket weaving / matting / tomb TT23 / Deir El-Banat

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орфинская О. В., Ключникова Д. О.

Плетение — технология создания изделий из различных материалов, которая возникла в древнейшие времена и сохраняется почти в неизменной форме и сейчас. В ходе многочисленных археологических раскопок на территории Египта были найдены такие плетеные изделия, как корзины, циновки, гробы, элементы мебели, сети, оплетки сосудов, седельные сумки для ослов, решета, веера, элементы одежды (головные уборы и обувь), отделка и украшения (тесьма, венки, украшения из бусин). Экспедицией ЦЕИ РАН, работающей в гробнице ТТ 23 в Луксоре и на некрополе Дейр-эль-Банат в Фаюме, тоже собрана коллекция подобных предметов. В статье предложена новая классификация технологий плетения, основанная на едином признаке — количестве рабочих систем. В ней также приведен обзор плетеных изделий из Египта, найденных как экспедицией ЦЕИ РАН, так и другими миссиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Textile technologies of Egypt: weaving

Weaving is the oldest technology having no territorial boundaries. Weaving techniques that originated in various ancient cultures remain almost unchanged even now. During numerous archaeological excavations in Egypt, various wicker products were found, namely baskets, mats, coffins, furniture elements, nets, vessel braids, saddle bags for donkeys, sieves, fans, clothing elements (hats and shoes) and decorations (braid, wreaths, jewelry made of beads). The techniques for making these products are skilful and diverse. During the work of the CES RAS expedition, fragments of baskets and mats were found in the TT 23 tomb (Luxor). On the necropolis of Deir El-Banat in Fayum the mission found wicker coffins, a net, and a number of linen and woolen hats.

Текст научной работы на тему «Текстильные технологии Египта: плетение»

ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ

EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Электронный журнал / Online Journal Выпуск 4, 2020 Issue 4, 2020

DOI: 10.24412/2686-9276-2020-00017

Текстильные технологии Египта: плетение

О. В. Орфинская, Д. О. Ключникова

Старший научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН olgaorfi@mail.ru

Младший научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН,

художник-реставратор ГОСНИИР

daryachiave@yandex.ru

Плетение — технология создания изделий из различных материалов, которая возникла в древнейшие времена и сохраняется почти в неизменной форме и сейчас. В ходе многочисленных археологических раскопок на территории Египта были найдены такие плетеные изделия, как корзины, циновки, гробы, элементы мебели, сети, оплетки сосудов, седельные сумки для ослов, решета, веера, элементы одежды (головные уборы и обувь), отделка и украшения (тесьма, венки, украшения из бусин). Экспедицией ЦЕИ РАН, работающей в гробнице ТТ 23 в Луксоре и на некрополе Дейр-эль-Банат в Фаюме, тоже собрана коллекция подобных предметов. В статье предложена новая классификация технологий плетения, основанная на едином признаке — количестве рабочих систем. В ней также приведен обзор плетеных изделий из Египта, найденных как экспедицией ЦЕИ РАН, так и другими миссиями.

Ключевые слова: Древний Египет, плетение, техники плетения, корзиноплетение, циновкопле-тение, гробница ТТ 23, Дейр-эль-Банат, женские шапочки в технике спрэнг.

Плетение играло важную роль в жизни древних египтян. Известно, что в додина-стический период они возводили плетенные из тростника хижины 1. В ходе многочисленных археологических раскопок на территории Египта были найдены различные изделия, выполненные в этой технике: корзины, циновки, гробы, элементы мебели, сети, оплетки сосудов, седельные сумки для ослов, решёта, веера, элементы одежды (головные уборы и обувь), отделка и украшения (тесьма, венки, украшения из бусин).

Тема плетения в Египте рассматривается во многих работах. Например, книга В. З. Вендрих посвящена всестороннему анализу этнографического и археологического

1 Брэстед 1915: 30; Веркуттер 2015: 120; Павлов 2011: 206-208; Шеркова 2016: 24, 42-43, 48.

материала из Египта 2. Древнеегипетские плетеные изделия, в частности корзины, исследовали Б. Уиллс и М. Хаке 3, а также другие ученые 4. Египетской обуви, в том числе выполненной в технике плетения, посвящены работы А. Велдмейера 5.

Плетение — древнейшая технология создания изделий из различных материалов, предполагающая соединение отдельных элементов в единое целое. Эта технология не имеет территориальных границ, она возникла, когда человек впервые соединил две палочки между собой, и сопровождала человечество на протяжении всего его существования. По древности ее можно сравнить только с изготовлением орудий охоты и выделкой шкур 6. Плетение защитных ширм, навесов, а позднее и подстилок для сна стало первым ремеслом, обслуживающим нужды человека, связанные с обустройством жилого пространства 7. Приемы плетения, возникшие в различных древних культурах 8, сохраняются почти в неизменной форме и сейчас 9. Многочисленные находки плетеных изделий, происходящие с различных территорий, демонстрируют разнообразие материалов и техник.

Плетение возникло раньше ткачества и явилось первым шагом на пути к нему 10. Без этого невозможно было бы двигаться дальше.

Техники ткачества и плетения имеют следующие принципиальные отличия:

— для ткачества характерно наличие двух взаимно перпендикулярных систем нитей п, одни из которых натянуты, а другие свободны;

— плести можно без специальных приспособлений или с использованием простейших инструментов;

— при плетении можно создавать изделия различных форм и работать в разных направлениях;

— плетение простейших изделий не подразумевает столь сложной подготовки материала 12, как ткачество (изготовление нитей) 13.

Во избежание терминологической путаницы стоит отметить разницу между «переплетением» и «плетением». Под термином «переплетение» понимается порядок соединения нитей в процессе ткачества, это одна из основных характеристик ткани. «Плетение» же это отдельный способ создания изделий, альтернативный ткачеству.

Технология плетения включает в себя множество техник 14. Наиболее широко сейчас применяется классификация техник плетения, предложенная А. Зайлер-Баль-дингер, которая объединила их в четыре группы в зависимости от активности той или иной системы элементов, а также от их положения относительно друг друга 15. В данной публикации на базе египетского материала предложен другой вариант классификации, в основе которого лежит такой признак, как число работающих систем 16 (рис. 1).

2 Wendrich 1999.

3 Wills, Hacke 2010: 87-96.

4 Например, см. El Hadidi, Hamdy 2010; Wendrich 2000; 2016; Wendrich, Veldmeijer 1995.

5 Veldmeijer 2005; 2011; 2014.

6 Павлов 2011: 1.

7 Павлов 2011: 1.

8 Царева 2013; Орфинская, Шишлина 2002: 262-266.

9 См., например, «Циновка своими руками». Источ-

ник: http://drugp.ru/cinovka-svoimi-rukami.html (дата

обращения — 20.12.2020).

10 Лукас 1958: 123.

11 Савостицский, Амирова 2001: 32.

12 Материалом для плетения могут служить листья и их черешки, палки, лоза, шнуры и т. д.

13 Лукас 1958: 123.

14 Adovasio 1977.

15 Seiler-Baldinger 1994: 26-67.

16 Системой в данном случае называется набор элементов (не обязательно нитей), работающих в одном направлении.

Рис. 1. Технология плетения. Схема О. В. Орфинской

Под системой понимается одна или группа нитей, в начале работы направленных в одну сторону (в процессе плетения нити или их часть могут менять направление или меняться местами). Технология плетения включает в себя различные техники, которые разделены на три группы в зависимости от числа систем. Для первой группы (одна система) характерны: техника плетения сетей, где работает одна нить и наращивание полотна происходит за счет вязания узлов; техника макраме, где

работают много нитей и наращивание полотна происходит за счет вязания узлов; техника спрэнг, где работает много нитей и наращивание полотна происходит за счет двух технических приемов — «перевить» и «сплести». Вторая группа (две системы) разделяется на две подгруппы в зависимости от активности и пассивности систем. Для первой подгруппы характерны техники wrapping (сложность состоит в подборе русских устоявшихся терминов; данная техника соответствует технике сумах, характерной для безворсовых ковров) и twining (в русскоязычной литературе употребляются названия «техника твининг» и «техника твайн»; первую из этих техник еще иногда именуют «плетением веревочкой»). Третьей группе (три системы и более) свойственна комбинация систем (например, две пассивные плюс одна активная или наоборот), техник и технических приемов.

Первая группа техник

В первую группу входят техники с одной активной системой. Это значит, что все нити 17 на первом этапе работы направлены в одну сторону и соединение этих нитей происходит за счет узлов (сеть, макраме) (рис. 2) или таких действий, как «сплести» и «перевить» (спрэнг) (рис. 3).

Среди египетского материала к этой группе можно отнести сети, оплетки для сосудов, некоторые виды головных уборов (шапочки в технике спрэнг), украшения из бисера и др.

Рис. 2 (слева). Схемы плетения: 1 — сеть; 2 — макраме (по Seiler-Baldinger 1994: 20, 47)

Рис. 3 (справа). Схемы двух технических приемов плетения в технике спрэнг: 1 — «сплести»; 2 — «перевить» (схема О. В. Орфинской)

Сети

Плетение сетей предполагает использование одной рабочей нити, которая закрепляется при помощи узлов и постепенно наращивает полотно изделия.

На некрополе Дейр-эль-Банат 18, в погребении N° 165, в качестве веревки использована сжатая сеть (рис. 4). Она сплетена из тонких льняных шнуров с расстоянием между узлами около 6 см (в вытянутом состоянии).

Аналогичные тонкие льняные сети римского времени, но с мелкими квадратными ячейками размером около 1,2*1,2 см были обнаружены в Маят-Аваде 19 в Иорданской долине и на Коралловом острове 20 в Красном море, а также в Беренике 21 и Кусейр-эль-Кадиме 22. Такие сети обычно делались специальной иглой 23 и применялись для рыбной ловли 24 во всем Средиземноморском регионе. Сеть с крупными ячейками, как из Дейр-эль-Баната, могла использоваться для ловли мелких животных или птиц либо для иных хозяйственных целей.

17 Под термином «нить» здесь и далее в данной статье понимается любой мягкий и гибкий элемент плетения.

18 Белова 2012; 2017; Белова и др. 2020; Belova, Ivanov 2019.

19 Shamir 2014: 20, fig. 13.

20

Baginski, Shamir 1998.

21 Veldmeijer 2005: 66.

22 Handley 2011: 300.

23 Wendrich 1991: 64.

24 Shamir 2014: 20, fig. 15.

3 4 5

Рис. 4. Фрагмент сети, выполненной одной нитью, с некрополя Дейр-эль-Банат (фото С. В. Иванова, О. В. Орфинской, рис. О. В. Орфинской): 1 — общий вид веревки из сети; 2 — участок расправленной сети; 3 — микрофотография узлового соединения; 4 — микрофотография узла; 5 — схема узла

Украшения из бисера

Изделия, изготовленные с применением техники бисероплетения, которые присутствуют среди археологического материала из гробницы ТТ 23 в Луксоре 25, напоминают сети, только вместо фиксирующих узлов выступает мелкий бисер (рис. 5).

Традиция носить бусы восходит к неолитическому периоду, когда они играли роль амулетов 2б. «В изготовлении бус египтяне достигли высочайшего мастерства, внеся тем самым огромный вклад в развитие древнего ювелирного искусства... Только египетские бусы, сделанные из драгоценных материалов, отличают столь богатая палитра цветов и сложность плетения» 27.

Примеры плетеных широких воротников, например происходящий из Ваха 28, датированный 1981-1975 гг. до н. э., а также другие изделия из бисера разных периодов истории Древнего Египта представлены в коллекции Метрополитен-музея 29.

25 Подробнее о гробнице см. Ivanov 2012; 2018.

26 Лукас 1958: 48.

27 Wiliams 1924: 9.

28 См. https://www.metmuseum.org/art/collection/search

/544321?searchField=All&sortBy=Relevance&amp

;where=Egypt%7cUpper+Egypt&ft=beads+jewelry +amulets&offset=120&rpp=20&pos=124 (дата обращения — 20.12.2020). 29 Ancient Egyptian jewelry 1940.

Рис. 5. Сплетенное из бисера изделие № 2014/0023 из гробницы ТТ 23 (фото С. В. Иванова, О. В. Орфинской, схемы О. В. Орфинской): 1 — общий вид; 2 — микрофотография участка с цветным бисером; 3 — прорисовка прохождения нити; 4 — схема плетения на участке без узора; 5 — схема плетения на участке с узором (пунктиром показаны места, где отсутствуют бусины, благодаря чему создается узор)

Оплетки сосудов и других изделий

Различные оплетки выполнялись в технике макраме. Для этой техники характерно использование нескольких активных нитей, которые соединяются между собой узлами. В процессе работы мастера направление нитей может меняться, но на начальном этапе все они направлены в одну сторону и друг от друга ничем не отличатся.

Оплетки изготавливались для удобства переноски и хранения (подвешивания) различных сосудов с додинастического периода 30. В Метрополитен-музее хранится оплетка (подвес) для горшка, сплетенная в технике макраме из тростниковой веревки; эта находка

30 Лукас 1958: 124.

происходит из гробницы ТТ 315 (Фивы, Дейр-эль-Бахри) 31. В верхней части выполнены петли для подвешивания, а в нижней — кольцо. Аналогичные оплетки находятся и в других музеях 32, в том числе в экспозиции Египетского текстильного музея в Каире.

В технике макраме выполнена грубая сетка, фрагмент которой был обнаружен в перемешанном слое могил N° 226-227 на некрополе Дейр-эль-Банат (рис. б). Назначение данного объекта неясно.

Головные уборы

В книге А. Лукаса есть упоминание про головной убор в форме тюрбана, относящийся «...к дохристианской римской эпохе, который завязывался сзади тесемками»33. Про головные вуали и налобные повязки пишет Ф. Причард 34. Однако на некрополе Дейр-эль-Банат самой распространенной находкой такого плана являются женские шапочки, сплетенные в технике спрэнг.

При работе в этой технике используется нехитрое приспособление для фиксации нитей, чаще всего простая рама; изображения подобных рам можно встретить на греческих сосудах 35. Натянутые на раме нити мастер переплетает между собой (рис. 7). При этом наращивание полотна происходит как в нижней, так и в верхней части рамы, зеркально. Для создания многочисленных узоров применяются всего два технических приема — «сплести» и «перевить».

В Египте в этой технике выполнялись женские шапочки, «пришедшие» с севера, из Греции и Рима 3б. Их находят в большом количестве как в захоронениях, так и на поселениях, например в Каранисе 37. Основная часть египетских шапочек датируется временем начиная с ГУ—У вв. н. э. 38 до исламского периода 39.

В ходе археологических раскопок ЦЕИ РАН на некрополе Дейр-эль-Банат были обнаружены льняные (рис. 8) и шерстяные шапочки (рис. 9). При этом на голове покойного могла находиться как только одна шапочка, так и две; в последнем случае нижняя всегда льняная, а верхняя — шерстяная. Можно предположить, что льняная шапочка являлась летней, а в холодное время года носилась под более теплой, шерстяной. Однако в захоронении IV в. в Фивах на голове женщины находилось целых три шапочки 40. Шапочки, как ценный элемент костюма, могли сопровождать хозяйку и после смерти. Так, Ф. Питри упомянул в своих записях корзину с тремя шапочками, находившуюся рядом с погребенной. Пять не надетых на голову шапочек обнаружил и А. Гайе в Антиное, в погребении Левкои 41.

31 Ок. 2030-1640 гг. до н. э. См. https://www. metmuseum.org/art/collection/search/561814?searchFi eld=All&sortBy=Relevance&ft=sling&o ffset=0&rpp=20&pos=14 (дата обращения — 03.11.2020).

32 Например, см. Roehric 2002: 37.

33 Лукас 1958: 132.

34 Pritchard 2006: 143.

35 Например, см. Hald 1980: 255.

36 Pritchard 2006: 129.

37 Две шерстяные шапочки были обнаружены в Ка-ранисе, в мусоре, вместе с монетами, датированными IV-V вв.

38 А. де Мур датировал 14 шапочек временным отрезком с 430 до 675 г. (De Moor et al. 2002).

39 Pritchard 2006: 135.

40 Pritchard 2006: 131. В публикации не уточняется, какие именно это были шапочки.

41 Pritchard 2006: 131.

Рис. 6. Фрагмент сетки, выполненной в технике макраме. Некрополь Дейр-эль-Банат. Фото С. В. Иванова

Рис. 7 Схема выполнения работы в технике спрэнг (по РгйЛаМ 2006: 130): 1 — нити натянуты на раму; 2 — с помощью двух вспомогательных палочек нити разделены на пары; 3 — технический прием «сплести»; 4 — технический прием «перевить»

Рис. 8. Фрагменты льняной шапочки № 2008/0108 (фото С. В. Иванова, О. В. Орфинской): 1 — фрагменты после реставрации (выполненной реставрационной группой под руководством Н. П. Синицыной); 2 — микрофотография сетки с двойным перевивом; 3 и 4 — микрофотографии различных участков изделия с узором из сетки с двойным перевивом и плотной обводки из простого перевива; 5 — микрофотография переднего края шапочки с двумя шнурами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 9. Шерстяная шапочка № 2006/0005, найденная на голове усопшего (фото С. В. Иванова, О. В. Орфинской): 1 — вид сбоку; 2 — микрофотография плетеного полотна и косички по краю

Кроме материала шапочки разделяются по форме: они бывают квадратные и конические 42. В Дейр-эль-Банате встречаются конические шерстяные 43 шапочки (рис. 10), где сужение было достигнуто за счет группировки нитей в центральной части рамы. Шерстяные шапочки могли быть монохромными (рис. 11) или полихромными, украшенными вертикальными линиями, точками и ромбиками, которые выполнялись путем введения дополнительных цветных нитей (рис. 12). Тонкие шапочки делались из неокрашенного льна, иногда на них встречается цветной декор, выполненный дополнительными нитями, например шерстяные косички, пущенные по лобной части, боковым швам или завязкам. Существовали, вероятно, стандартные орнаменты и предпочтительные цвета. В музеях Манчестера и Бостона находятся четыре шапочки, схожие по цвету и орнаментальным полосам, что, возможно, свидетельствует об их происхождении из одной мастерской 44.

В передней части шапочка обязательно декорировалась. Это могла быть узкая или толстая косичка часто контрастного цвета (рис. 13), а также плетеные или тканые полоски. Сзади шапочки стягивались шнуром, который пропускался в петли и при носке завязывался вокруг головы для фиксации.

Во многих погребениях, где шапочки были найдены надетыми на головы усопших, они закрывали лоб и часть глаз, то есть были натянуты значительно ниже, чем могли носиться при жизни. В некоторых погребениях они были разорваны на полосы и, вероятно, использовались как веревки. На отдельных изделиях зафиксированы следы ремонта (рис. 14).

Вторая группа техник

Во вторую группу техник входят те из них, которые предполагают применение двух систем; она распадается на две подгруппы в зависимости от активности той или иной системы 45. Особенность этих техник заключается в сочетании двух групп (систем) нитей: пассивных (неподвижных) и активных, которые их фиксируют. В зависимости от того как происходит соединение (активная система огибает, оплетает, петляет вокруг, завязывает и т. д.), определяется конкретный вид техники. Это одни из самых архаичных техник, с применением которых изготавливались циновки и корзины с глубокой древности 46.

Циновки

Циновками застилали полы, завешивали стены и дверные проемы, их использовали как подстилки или навесы. В гробнице ТТ 23 найдены фрагменты циновок, выполненных с использованием двух систем нитей. Выявлены несколько вариантов плетения. В одном случае соединение жестких, пассивных элементов происходит за счет одной нити (wrapping) (рис. 15), а в другом — за счет двух нитей (twining) (рис. 16), которые работают вместе, свиваясь воедино 47. Парные нити могут соединять и более мягкие системы, например толстые веревки (рис. 17). Такая циновка может складываться не только

42 Рг^еЬай 2006: 132.

43 Установить форму льняных шапочек, найденных на некрополе Дейр-эль-Банат, не удалось.

44 Рг^еЬай 2006: 135.

45 Seiler-Baldinger 1994: 26.

46 Например, фрагмент карбонизированной циновки из пещеры Чертовы ворота на юге Дальнего Востока (Россия). Датировка — ок. 9200 л. н. (Царева 2014: 18).

47 Если удалить жесткие элементы, то пара нитей останется свитой веревкой.

О_20см

2 3

Рис. 10. Шерстяная шапочка № 2007/0068, найденная на голове усопшего (фото С. В. Иванова, схемы О. В. Орфинской): 1 — вид сзади; 2 — схема, показывающая форму шапочки; 3 — схема развертки шапочки

Рис. 11. Фрагмент шерстяной шапочки № 2006/0027 после реставрации (фото С. В. Иванова, О. В. Орфинской): 1 — общий вид фрагмента; 2 — микрофотография плетеного полотна

Рис.12. Фрагмент шерстяной шапочки № 2008/0055/003 (фото С. В. Иванова, О. В. Орфинской): 1 — общий вид фрагмента; 2 и 3 — микрофотографии различных участков плетеного полотна с цветным узором

Рис. 13. Фрагменты шерстяной шапочки № 2007/0025 (фото С. В. Иванова, О. В. Орфинской): 1 — общий вид фрагментов; 2 — микрофотография косы из шерстяных нитей, которая проходила по краю шапочки; 3 — микрофотография плетеного полотна

Рис. 15. Плетение, где активные элементы фиксируют пассивные. В данном случае две нити проложены параллельно друг другу, создавая тем самым рисунок в форме косички на лицевой стороне изделия. Некрополь Дейр-эль-Банат. Фото и схема О. В. Орфинской

Рис. 16. Фрагмент циновки из гробницы ТТ 23 (фото С. Иванова, схема О. В. Орфинской): 1 — общий вид; 2 — схема плетения циновки

Рис. 17. Фрагмент циновки из гробницы ТТ 23 (фото и схема О. Орфинской): 1 — общий вид; 2 — схема плетения циновки

вдоль пассивной системы, но и поперек, тем самым становясь более универсальной в использовании. Так, в этой технике плелись объемные изделия, например седельные сумки для ослов 48.

Древние циновки, выполненные в техниках твининг и твайн 49, встречаются по всему земному шару, за исключением Австралии и арктической зоны 50. В этой же технике выполнена большая часть обнаруженных в Евразии текстильных изделий периода позднего неолита 51.

Циновки могли выполняться и в техниках с двумя активными системами по принципу прямого (рис. 18) или диагонального плетения.

Техники плетения, для которых характерна активность всех элементов, предполагают также и то, что эти элементы взаимозаменяемы. Сюда относятся прямое и диагональное (косое) плетение. В технике диагонального плетения издревле изготавливались такие изделия, как тесьма, пояса, жгуты и т. д. Соединение элементов происходит за счет действия «сплести» (перекрыть один элемент другим) или «перевить» (рис. 19). В процессе работы системы могут менять свое направление, то есть меняться местами. В этой технике выполнялись и женские прически, в частности плелись косы.

Корзины

Плетение корзин и других бытовых емкостей — один из видов ручного ремесла первобытного человека. В Египте корзины умели плести еще в эпоху неолита 52. Их использовали в быту и в погребальных ритуалах. Находки корзин в портовых поселениях свидетельствуют, что их активно применяли для упаковки и транспортировки товаров 53.

В ходе работы экспедиции ЦЕИ РАН в гробнице ТТ 23 обнаружены фрагменты корзин, сплетенных из пальмовых волокон (рис. 20).

Работа по изготовлению корзины начиналась от центра, из полосы, сплетенной из пяти прядей пальмовых волокон. Плетение диагонально-саржевое (2:2). По верхнему краю полосы прокладывалась укрепляющая веревка (рис. 21). Наращивание стенок корзины происходило по спирали. Для этого рабочие пряди пропускали между прядями предыдущей полосы так, чтобы захватить веревку, проходящую по ее краю.

В отвалах возле гробницы были встречены фрагменты современных корзин (рис. 22) 54. Интересно, что техника их плетения идентична той, в которой выполнены археологические корзины из усыпальницы. Такую преемственность отмечают и на материале других памятников 55.

48 Пример такой сумки (ок. 2051-2000 гг. до н. э.), см. https://www.metmuseum.org/art/collection/ search#!?q=donkey%20bag&perPage=20&searchField

=AИ&sortBy=Rebvance&offset=0&pageSize=0 (дата обращения — 03.11.2020).

49 Термин, который использует Е. Г. Царева (Царева

2014). Не совсем понятно, считает ли автор твининг

и твайн одной техникой или разделяет их.

50 Царева 2014: 22.

51 Barber 1991: 5.

52 Caton-Thompson, Gardner 1934: 44, 46, 89.

53 Shamir 2006.

54 Орфинская 2020.

55 Лукас 1958: 125.

Рис. 18. Прямое и диагональное плетение (фото О. В. Орфинской, С. В. Иванова, схема О. В. Орфинской): 1 и 2 — плетеные изделия из гробницы ТТ 23, прямое плетение; 3 — фрагмент сандалии, прямое или диагональное плетение; 4 — схема раппорта прямого плетения

Рис. 19. Тесьма (середина II в. до н. э. — I в. н. э.) (по Shamir 1999)

Рис. 20. Фрагмент корзины из гробницы ТТ 23 (фото и схема О. В. Орфинской): 1 — внутренняя сторона; 2 — внешняя сторона; 3 — схема плетения корзины: I, II, III — плетеные полосы; А — веревка, соединяющая две полосы; 1-5 — «нити», участвующие в плетении одной полосы; Б — движение одной «нити»

Рис. 21. Микрофотография участка плетеной полосы корзины с внутренней веревкой. Фото О. В. Орфинской

Рис. 22. Современные корзины: 1 — общий вид новой корзины; 2 — фрагмент корзины Х1Х-ХХ вв. из гробницы ТТ 23 с веревкой из хлопковых волокон. Фото О. В. Орфинской

Элементы мебели (сиденья кресел, табуретов, решетки кроватей) Из-за особенностей климата дома в Египте не были заставлены мебелью, люди в основном сидели и спали на полу, покрывая его циновками. Но в богатых домах можно было встретить табуреты, стулья, кровати, а также сундуки и корзины, использовавшиеся вместо современных шкафов, плетеные подставки, служившие столами 56. Так как древесина была в дефиците, даже в богатых египетских домах мебель, сплетенная из камыша и пальмовых листьев, часто преобладала над деревянной 57.

Один из древнейших предметов мебели — табурет. Он появился в Египте раньше стула. Исходя из первых изображений табуретов, можно предположить, что они были полностью плетеными 58. Сидения табуретов часто выполнялись в технике диагонального или прямого саржевого плетения 59.

Г. Дж. Фишер подробно описывает стул эпохи раннего Нового царства 60 с сиденьем, выполненным в технике диагонально-полотняного переплетения из льняных шнуров 61.

56 Scott 1973: 21.

58 Scott 1965: 130.

59 Scott 1965: 133.

60 Например, табурет из Метрополитен-музея (ок. 1550-1295 гг. до н. э.), см. https://www.metmuseum. org/art/collection/search/554325?searchField=All&am

p;sortBy=Relevance&deptids=10&what=Fu rniture&ft=*&offset=140&rpp=20&am p;pos=148, (дата обращения — 10.11.2020); другой табурет (ок. 1991-1450 гг. до н. э.), см. https://www.

metmuseum.org/art/collection/search/544800?searchFie

ld=All&sortBy=Relevance&deptids=10&amp

;what=Fumiture&ft=*&offset=0&rpp=20

&pos=5 (дата обращения — 10.11.2020).

61 Стул писца Ренисенеба из Метрополитен-музея

(ок. 1450 г. до н. э.), см. https://www.metmuseum.org/

art/collection/search/547687?searchField=All&sort

By=Relevance&deptids=10&what=Chairs%7c

Fumiture&ft=*&offset=0&rpp=20&amp

;pos=9 ( дата обращения — 10.11.2020).

Египетские кровати так же, как и сиденья стульев и табуретов, имеют плетеное ложе. Существует мнение, что кровати произошли от напольных циновок 62.

Обувь

Самой простой и архаичной формой обуви по праву считаются сандалии 63. В основном для их создания применяли две технологии — плетение и пошив. Плетеные сандалии с пришитым краем имеют одну общую черту: подошва полностью состоит из одного или нескольких плетеных слоев (рис. 23). Обычно их плетение прямое или диагонально-полотняное, но иногда конструкция бывает более сложной 64.

Тесьма

Плетеная тесьма не характерна для массового египетского материала. Известны только единичные экземпляры. Один из них находится в коллекции коптских тканей собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Это трехцветная тесьма, которая украшает капюшон на голове куклы 65 (рис. 24). Она сплетена из 30 шерстяных нитей (18 красных, девяти желтых и трех белых). Плетение осуществлялось по диагонали 3:2.

Мелкие хозяйственные изделия

С додинастического периода были широко распространены такие изделия, как сита 66, пробки для бутылок 67, подставки под сосуды 68 и прочие мелкие предметы, выполненные в различных техниках плетения.

Гробы

Про плетеные гробы в Египте пишет А. Лукас. Появление таких форм в пустыне понятно. Однако на наших памятниках плетеных гробов пока не было зафиксировано. На некрополе Дейр-эль-Банат в Фаюме встречены только сшитые гробы.

62 Fischer 1996: 141-142.

63 Scott 1965: 138-139. Модель раскладной кровати из Метрополитен-музея (ок. 1550-1295 гг. до н. э.): https://www.metmuseum.org/art/collection/search/545 758?searchField=All&sortBy=Relevance&d eptids=10&what=Fumiture&ft=*&offs et=0&rpp=20&pos=18 (дата обращения — 10.11.2020).

64 Veldmeijer 2014; Орфинская 2018.

65 Veldmeijer 2014: 32.

66 Лечицкая 2010: 376-377.

67 См., например, https://www.metmuseum.org/art/

collection/search/575407?searchField=All&sortBy

=Relevance&deptids=10&what=Grass&f t=*&olfset=100&rpp=20&pos=105 (дата обращения — 10.11.2020).

68 См., например, https://www.metmuseum.org/ art/collection/search/550760 (дата обращения — 10.11.2020).

69 См., например, https://www.metmuseum.org/art/ coИection/search/556939?searchField=AИ&sortB y=Relevance&deptids=10&what=Fumiture& amp;ft=*&offset=120&rpp=20&pos=126 (дата обращения — 10.11.2020).

Рис. 24. Шерстяная тесьма на капюшоне куклы. Тесьма выполнена в диагонально-саржевом плетении. Фото О. В. Орфинской

Третья группа техник

К третьей группе отнесены изделия, при создании которых задействовано три и более систем элементов; соединение может происходить различными способами (рис. 25). Эту группу можно назвать комбинированной. Среди материала, полученного в ходе раскопок в Луксоре и Фаюме, изделий, относящихся к этой группе, не обнаружено. Можно предположить, что комбинирование простых техник является эволюционным шагом в плетении и возникло, когда перед мастерами встали задачи, требующие усиленных конструкций, например создать сложное плетеное архитектурное сооружение.

Плетение является величайшим достижением древнего человека, ибо из хаоса (отдельные палочки и веревочки) он создал гармонию (полотно). Технологию плетения можно охарактеризовать следующим образом:

— Технология плетения наиболее древняя. Она является первой ступенью на пути к более продвинутой технологии — ткачеству.

— Основные техники плетения не имеют территориальных границ. Они возникали в разных точках земного шара и существовали в различных культурах на протяжении веков без особых изменений.

— Благодаря своей простоте плетение сохраняется в культуре Египта и по сегодняшний день практически в неизменном виде.

— Для плетения использовали различные природные материалы, которые могли сочетаться вместе.

— Для изготовления отдельных категорий изделий наряду с плетением применяли и другие технологии, такие как шитье (например, сандалии, веера или сумки).

— Одни и те же изделия могли изготавливаться с использованием разных техник (например, циновки).

— Корзины, циновки, мебель изготавливались в домашних хозяйствах. Такая ситуация сохраняется и сейчас, причем это занятие является для многих жителей Египта профессиональной деятельностью.

Рис. 25. Схема плетения из трех систем (по Seiler-Baldinger 1994: 45)

Заключение

Библиография

Белова Г. А., Некоторые особенности погребального обряда на некрополе Дейр эль-Банат в греко- римский период // Войтенко А. А. (ред.), Aeternitas. Сборник статей по греко-римскому и христианскому Египту (Москва, 2012): 7-37. Белова Г. А., Предварительный отчет о работе миссии Центра египтологических исследований Российской академии наук (ЦЕИ РАН) на памятнике Дейр-эль-Банат (Фаюмский оазис) за 2017 г. // Египет и сопредельные страны 4 (2017): 1-25. Белова Г. А., Васильев С. В., Боруцкая С. Б., Иванов С. В., Проблемы формирования населения Файюмского оазиса Египта в греко-римский период // Stratum Plus 4 (2020): 73-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Брэстед Дж. Г., История Египта с древнейших времен до персидского завоевания, I (Москва, 1915).

Веркуттер Ж., Египет и долина Нила, I: С древнейших времен до конца Древнего царства, 12000-2000 гг. до н. э. (Санкт-Петербург, 2015). Лечицкая О. В., Коптские ткани (Москва, 2010).

Лукас А., Материалы и ремесленные производства Древнего Египта (Москва, 1958). Орфинская О. В., Древнеегипетские сандалии из гробницы чиновника Чаи (ТТ 23) // Египет и сопредельные страны 1 (2018): 1-13. DOI: 10.24411/2686-9276-2018-00002. Орфинская О. В., Текстильные технологии Египта: сырьевая база // Египет и сопредельные страны 2 (2020): 45-68. DOI: 10.24411/2686-9276-2020-00004. Орфинская, Шишлина 2002 Орфинская О. В., Шишлина Н. И., Циновки из могильника Островной // Могильник Островной. Итоги комплексного исследования памятников археологии Северо-Западного Прикаспия (Москва, 2002). Павлов 2011 Павлов Н. Л., Плетение — первое ремесло архитектора. Научно-образовательный

материал (Москва, 2011).

Савостицский, Амирова 2001 Савостицский Н. А., Амирова Э. К., Материаловедение швейного производства (Москва, 2001).

Царева Е. Г., Текстильный бестиарий: роль нити в освоении сапиенсами умеренных и северных широт Евразии // Родионов М. А. (ред.), Бестиарий III. Зооморфизмы в традиционном универсуме (Санкт-Петербург, 2014): 5-28.

Царева Е. Г., Циновки в технике твайн в культуре номадов Северной Евразии // Вестник Майкопского государственного технологического университета 4 (2013): 31-36. Электронный ресурс, режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsinovki-v-tehnike-tvayn-v-kulture-nomadov-severnoy-evrazii.

Шеркова Т. А., Додинастический Египет. Учебно-методическое пособие (Москва, 2016).

Adovasio J. M., Basketry technology: a guide to identification and analysis (Chicago, 1977).

Ancient Egyptian jewelry 1940 Ancient Egyptian jewelry. A picture book (New York, 1940).

Barber 1991 Barber E. J. W., Prehistoric textiles. The development of cloth in the Neolitic and Bronze

Ages, with special reference to the Aegean (Princeton, 1991). Baginski, Shamir 1998 Baginski A., Shamir O., Textiles, basketry and cordage from Jeziret Fara'un (Coral

Island) // Atiqot 36 (1998): 39-122. Belova, Ivanov 2019 Belova G. A., Ivanov S. V., Preliminary report on the work of the CES RAS archaeological mission at Deir el-Banat (Fayoum). The 14th season (March 3 — April 24, 2019) // Egypt and neighbouring countries 2 (2019): 1-30. DOI: 10.24411/2686-9276-2019-00014. Caton-Thompson, Gardner 1934 Caton-Thompson G., Gardner E. W., The desert Fayum, I (London, 1934). De Moor et al. 2002 De Moor A., Verhecken-Lammens C., Van Strydonck M., Radiocarbon dating of Coptic

woolen caps in sprang technique // CIETA-Bulletin 79 (2002): 26-32.

Белова 2012

Белова 2017

Белова и др. 2020

Брэстед 1915

Веркуттер 2015

Лечицкая 2010 Лукас 1958 Орфинская 2018

Орфинская 2020

Царева 2014 Царева 2013

Шеркова 2016 Adovasio 1977

El Hadidi, Hamdy 2010

Fischer 1996 Hald 1980

Handley 2011 Ivanov 2012

Ivanov 2018

Newberry 1893 Pritchard 2006

Roehric 2002 Scott 1965

Scott 1973

Seiler-Baldinger 1994 Shamir 1999 Shamir 2006

Shamir 2014

Veldmeijer 2011

Veldmeijer 2014

Veldmeijer 2005

Wendrich 1991 Wendrich, Veldmeijer 1995

Wendrich 1999

Wendrich 2000

Wendrich 2016

Wiliams 1924 Wills, Hacke 2010

El Hadidi N. M. N., Hamdy R., Basketry accessories: footwear, bags and fans in ancient

Egypt // Journal of archaeological science 30 (2010): 1-12.

Fischer H. G., Egyptian studies III: Varia Nova (New York, 1996).

Hald M., Ancient Danish textiles from bogs and burials. A comparative study of costume

and Iron Age textiles (Copenhagen, 1980).

Handley F., Matting, basketry and cordage // Peacock D., Blue L., Myos Hormos — Quseiral-Qadim. Roman and Islamic ports on the Red Sea, II: Finds from excavations 1999-2003 (Oxford, 2011): 289-320.

Ivanov S. V., The tomb of Thay (TT 23) // Belova G., Ivanov S. (ed.), Achievements and problems of modern Egyptology. Proceedings of the conference (Moscow, 2012): 57-164.

Ivanov S. V., The tomb of Tjay (TT 23). Progress report // Egypt and neighbouring

countries 2 (2018): 1-17.

Newberry P. E., Beny Hasan, I (London, 1893).

Pritchard F., Clothing culture. Dress in Egypt in the First Millennium AD. Clothing from Egypt in the collection of the Whitworth Art Gallery (Manchester, 2006). Roehric C. H., Life along the Nile. Three Egyptians of Ancient Thebes (New York, 2002). Scott N., Our Egyptian furniture (The Metropolitan Museum of Arts Bulletin 24/4; New York, 1965).

Scott N., The daily life of the Ancient Egyptians (The Metropolitan Museum of Art Bulletin 31/3; New York, 1973).

Seiler-Baldinger A., Textiles. A classification of techniques (Washington, D. C., 1994). Shamir O., Textiles, basketry and cordage from 'En Rahel // Atiqot 38 (1999): 91-123. Shamir O., Textiles, basketry and cordage and fruits from 'En Tamar: preliminary report // Bienkowski P., Galor K. (ed.), Crossing the Rift Valley (Oxbow, 2006): 191-194. Shamir O., Nabatean Roman basketry, braiding and cordage discovered along the Incense Road // Michmanim 25 (2014): 15-22.

Veldmeijer A. J., Tutankhamun's footwear. Studies of Ancient Egyptian footwear (Leiden, 2011).

Veldmeijer A. J., Footwear in Ancient Egypt: the Medelhavsmuseet collection (Göteborg, 2014).

Veldmeijer A., Archaeologically attested cordage. Terminology on the basis of the material from Ptolemaic and Roman Berenike (Egyptian Red Sea coast) // Eras journal 7 (2005). Digital resource, mode access: www.academia.edu/9379081/Identifiable_and_ Associated_Cordage_Examples_from_Berenike_Egyptian_Red_Sea_Coast_. Wendrich W., Who is afraid of basketry: a guide to recording basketry and cordage for archaeologists and ethnographers (Leiden, 1991).

Wendrich W., Veldmeijer A. J. Basketry and cordage // Sidebotham S. E., Wendrich W. Z (ed.), Berenike 1994. Preliminary report of the excavations at Berenike and the survey of the Eastern Desert (Leiden, 1995): 69-84.

Wendrich W. Z., The world according to basketry. An ethno-archaeological interpretation of basketry production in Egypt (Leiden, 1999).

Wendrich W. Basketry // Nicholson P., Shaw I. (ed.), Ancient Egyptian materials and technology (Cambridge, 2000): 254-267.

Wendrich W., Basketry in Ancient Egypt // Encyclopaedia of the history of science, technology, and medicine in Non-Western cultures (Leiden, 2016): 825-828. Wiliams C. R., Gold and silver jewelry and related objects (New York, 1924). Wills B., Hacke M., Ancient Egyptian basketry: investigation, conservation and colour// Dawson J., Rozeik C., Wright M. M. (ed.), Decorated surfaces on Ancient Egyptian objects: technology, deterioration and conservation (London — Cambridge, 2010).

Textile technologies of Egypt: weaving

O. V. Orfinskaya, D. O. Kliuchnikova

Weaving is the oldest technology having no territorial boundaries. Weaving techniques that originated in various ancient cultures remain almost unchanged even now.

During numerous archaeological excavations in Egypt, various wicker products were found, namely baskets, mats, coffins, furniture elements, nets, vessel braids, saddle bags for donkeys, sieves, fans, clothing elements (hats and shoes) and decorations (braid, wreaths, jewelry made of beads). The techniques for making these products are skilful and diverse.

During the work of the CES RAS expedition, fragments of baskets and mats were found in the TT 23 tomb (Luxor). On the necropolis of Deir El-Banat in Fayum the mission found wicker coffins, a net, and a number of linen and woolen hats.

Keywords: Ancient Egypt, weaving, weaving in Egypt, weaving techniques, basket weaving, matting, tomb TT23, Deir El-Banat.

Ссылка для цитирования:

Орфинская О. В., Ключникова Д. О. Текстильные технологии Египта: плетение // Египет и сопредельные страны 4 (2020): 46-69. DOI: 10.24412/2686-9276-2020-00017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.