Научная статья на тему 'Текстильные технологии Египта: грубые погребальные пелены'

Текстильные технологии Египта: грубые погребальные пелены Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
погребальный обряд поздней античности / ткани Египта / декоративный текстиль / классификация декора / funeral rite of late antiquity / Egyptian textiles / decorative textiles / decor classification

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Орфинская О. В.

Изучение тканей, обнаруженных в захоронениях, представляет интерес при исследовании и текстильного производства, и образа жизни обитателей региона и их социального статуса. В статье представлен результат исследования погребальных пелен, относящихся к периоду поздней античности, из погребений фаюмского некрополя Дейр-аль-Банат (Египет). В данной работе проведен типологический анализ. Однако это только первый шаг для понимания роли пелен в погребальном обряде. В результате анализа выявлены две группы пелен: домашний и интерьерный текстиль, который вторично использовали для погребений, и ткани, специально сотканные для проведения этого обряда. Пелены второй группы названы грубыми погребальными за их низкое качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Textile technologies of Egypt: coarse funeral shrouds

Fabrics found in burials are curious in context of studying both textile production and the lifestyle of inhabitants of the oasis and their social status. This article presents results of examining funeral shrouds dated back to the late antiquity and found in burials at the necropolis of Deir al-Banat (Fayum, Egypt). In this paper, a typological analysis of these shrouds has been carried out. However, this is only the first step in understanding a role of such shrouds in the funeral rite. As a result of the analysis, two groups of shrouds were revealed: home and interior textiles, which were reused for burials, and fabrics specially woven for this rite. Shrouds of the 2nd group are called coarse funeral shrouds for their poor quality.

Текст научной работы на тему «Текстильные технологии Египта: грубые погребальные пелены»

ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ

EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Электронный журнал / Online journal Выпуск 2, 2022 Issue 2, 2022

DOI: 10.24412/2686-9276-2022-00006

Текстильные технологии Египта: грубые погребальные пелены

О. В. Орфинская

Старший научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН olgaorfi@mail.ru

Изучение тканей, обнаруженных в захоронениях, представляет интерес при исследовании и текстильного производства, и образа жизни обитателей региона и их социального статуса. В статье представлен результат исследования погребальных пелен, относящихся к периоду поздней античности, из погребений фаюмского некрополя Дейр-аль-Банат (Египет). В данной работе проведен типологический анализ. Однако это только первый шаг для понимания роли пелен в погребальном обряде. В результате анализа выявлены две группы пелен: домашний и интерьерный текстиль, который вторично использовали для погребений, и ткани, специально сотканные для проведения этого обряда. Пелены второй группы названы грубыми погребальными за их низкое качество.

Ключевые слова: погребальный обряд поздней античности, ткани Египта, декоративный текстиль, классификация декора.

Текстильный материал, являющийся объектом данного исследования, был обнаружен экспедицией Центра египтологических исследований РАН в ходе многолетних археологических раскопок на некрополе Дейр-аль-Банат 1. Хронологические рамки существования могильника достаточно широки, но для нашей работы сделана выборка могил, относящихся к эпохе поздней античности.

В этот период людей погребали одетыми и завернутыми в ткани 2. Такие ткани называются пеленами. Всего нами проанализированы 402 пелены и их фрагмента, обнаруженных непосредственно в могилах и их заполнениях. При этом если в могиле связь текстиля с конкретным погребенным очевидна, то находку из заполнения можно рассматривать лишь как отдельный, лишенный контекста объект.

1 Подробнее о некрополе см. Белова 2012; 2017.

2 Примеры таких погребений см. в Voitenko 2012.

Необходимо учитывать и сохранность погребений: грабительские раскопки привели к повреждению и утрате части материала 3. Поэтому сделанные статистические расчеты неточны, их следует воспринимать лишь как первый шаг к пониманию того, какое значение, кроме функционального, имели пелены в погребальном обряде Египта позднеантичного времени. Детальная классификация, основанная на визуальном и технологических исследованиях, может дать ключ к построению относительной временной шкалы (раньше/позже) для погребений с пеленами на данном некрополе.

Две группы пелен

В начале исследования все пелены в зависимости от их внешнего вида и технологических характеристик были разделены на две большие группы: 1) пелены, которые ранее использовались в быту; 2) пелены, которые не имеют следов использования и были, скорее всего, изготовлены специально для похорон.

В первую группу вошли 24 ткани со следующими характеристиками:

1. Найдены семь тканей с полной шириной от 143 до 80 см. Средняя их ширина составляет 123 см. Полная длина сохранилась только у двух тканей — 130 и 190 см. Вероятно, размеры домашнего текстиля 4 и интерьерных тканей 5 зависят от их непосредственного назначения и могут быть самыми разнообразными.

2. Наличие гобеленовых вставок: только в трех погребениях обнаружены пелены с гобеленовыми вставками 6. В двух погребениях, вероятнее всего, это завесы (рис. 1), а в третьем 7, возможно, покрывало.

3. По всему полотну равномерно размещен простой декор: клетка 8, клетка и декор в технике броше 9, клетка на ткани крепового переплетения 10; небольшие красные полосы (длиной примерно 10 см), выполненные шерстяной нитью 11 (рис. 2).

4. Основное полотно соткано из нитей высокого качества. Декор выполнен качественными шерстяными нитями различных цветов и оттенков (рис. 3), а также нитями неокрашенного льна.

5. Полосы, состоящие из нескольких рядов толстых нитей утка (зе1/Ьап&), расположены в основном в начале или конце ткацкого куска (рис. 4).

6. Начало и конец ткацкого куска оформлены небольшой бахромой и в некоторых случаях 12 полосой мережки 13. В могиле 165, кроме мережки, сохранилась начальная кромка ткани в форме косички (рис. 5) 14.

3 Некоторые фрагменты слишком маленькие, чтобы по ним можно было реконструировать целую пелену.

4 Под домашним текстилем понимаются постельные принадлежности (матрасы, наволочки, постельное белье), скатерти, полотенца.

5 Под интерьерными тканями понимаются завесы, различные покрывала, декоративные текстильные изделия.

6 Могилы 203.1, 209.1, 213.

7 Могила 209.1.

8 Могила 165.

9 Могила 357.

10 Могила 1. О переплетении см. Орфинская 2021а.

11 Могилы 207, 213, 252.2.

12 Могилы 165 и 171.1.

13 Вероятно, полоса с мережкой является технически необходимой, чтобы зафиксировать ткать на станке (такая же полоса имеется на шерстяных туниках), но в некоторых случаях начало/конец ткацкого куска обрезают по этой полосе и получается бахрома.

14 Начальная кромка в форме косички также характерна для шерстяных туник. Это свидетельствует о том, что туники и тонкие ткани с мережкой изготавливали на станке одного типа.

7. Средняя плотность интерьерных тканей — 12*8 н/см 15. Поэтому ткани без декора, но с суммой плотностей нитей (плотность нитей основы + плотность нитей утка), равной или более 20, отнесены к интерьерным или домашним.

8. Нити основы и утка примерно одинаковы по толщине (0,2-0,8 мм).

9. Ткани сотканы на основе полотняного (крепового) переплетения 16 (рис. 6). Из ткани такого переплетения сшиты подушки из могилы 213 17, которые активно использовались при жизни хозяев, о чем свидетельствуют штопка и следы ремонта на них. Ткани с рельефной структурой предназначались для домашнего использования (одеяла, простыни и т. д.) 18.

10. Ткани с явными следами использования в быту: ремонт, швы или остатки швов (рис. 7) 19.

11. В качестве пелен могли использовать разорванные туники 20.

В подгруппу 1.2, названную спорной, выделены фрагменты изделий, соединительные швы которых декорированы цветными шерстяными нитями (рис. 8) 21, следовательно, их можно отнести к домашнему текстилю (т. е. к первой группе). Однако низкая плотность и декор, близкий к таковому грубых погребальных пелен, позволяют отнести их к грубым пеленам (т. е. ко второй группе). В эту же подгруппу включены ткани 22, по основным характеристикам близкие к грубым погребальным пеленам, но с более сложным декором, например с узором в технике броше 23 (рис. 9). Эта ткань с низкой плотностью (10/4 н/см) имеет нити утка второго порядка 24. Если размеры фрагментов тканей данной подгруппы невелики, то отделить их от грубых погребальных пелен невозможно. Ткались они, вероятно, на тех же станках, что и грубые пелены.

Приведем характеристики пелен второй группы. Эту группу мы назвали грубыми погребальными пеленами.

1. Обнаружены 53 ткани с полной шириной от 89 до 108 см. Средняя ширина сохранившихся тканей — 99 см. В отличие от тканей первой группы, у которых разброс по ширине — 63 см, у тканей второй группы он составляет 9 см, что может свидетельствовать о существовании некого стандарта. Полная длина ткацкого куска сохранилась у 12 тканей. Она варьируется от 180 до 282 см, в среднем — 228 см.

2. Отсутствие гобеленовых вставок. На тканях присутствует очень простой одноцветный или двухцветный декор.

3. Цветной декор расположен ближе к началу или концу ткацкого куска. Вертикальные неширокие полосы синего или коричневого цвета распределены по полотну равномерно.

15 Проанализированы 24 ткани.

16 Могила 1. О ткацких переплетениях см. Орфинская 2021а: 49, рис. 16.

17 См. Орфинская и др. 2017: 22.

18 НиЬег 2006: 16.

19 Ткани второй группы также могут иметь швы,

которые соединяют сложенное вдоль нитей основы

полотно, формируя своеобразный капюшон. Шов

вперед иглой выполнен с шагом 1-2 см (соединение

на живую нить). Пелены в форме капюшона обычно

расположены в верхнем слое, где капюшон перекрывал возвышение над головой погребенного.

20 В нашем материале такие варианты пока отсутствуют.

21 Могила 263.2 и заполнение могилы 315. Схожее оформление соединительных швов зафиксировано на подушках из погребения 213 (см. Ой^кауа, Tolmacheva 2017: 19).

22 Заполнение могил 256, 263, 267.

23 Могила 299.

24 Пока это единственный вариант с такими нитями среди всего материала.

От • »О- W W W -О» * w w w

W w WW ' • • WW WW

www www

W W WW

WW WW -€>•»»О- WW • »

■................шиши..............................................................................................шиш

1

2

Рис. 1. Графические реконструкции завес, которые использовались в погребениях как пелены: 1 — пелена из погребения 213; 2 — пелена из погребения 203.1. Схемы О. В. Орфинской

Рис. 2. Покрывало, которое использовалось в погребении 213 как пелена. Фото С. В. Иванова, схема О. В. Орфинской

Рис. 4. Полосы с рядами из толстых нитей утка, проходящие в начале ткани пелены из погребения 203.1. Фото О. В. Орфинской

Рис. 5. Начало ткацкого куска ткани с мережкой из погребения 165: 1 — общий вид участка с начальной кромкой и мережкой; 2 — микрофотография начальной кромки. Фото О. В. Орфинской

Рис. 6. Общий вид ткани, сотканной в переплетении на базе полотняного из могилы 1. Фото А. А. Крола

Рис. 7. Фрагменты изделия из могилы 357, вероятно матраса, сшитого из завес или покрывал, которое использовалось при погребении как пелена: 1 — участок со штопкой; 2 — участок со швом, проходящим по кромкам. Фото О. В. Орфинской

Рис. 8. Фрагменты изделия из могилы 263, вероятно матраса, с декорированным боковым швом: 1 — участок изделия с боковым швом; 2 — микрофотография декоративного оформления шва красными и зелеными шерстяными нитями. Фото О. В. Орфинской

Рис. 9. Пелена из могилы 299, декор выполнен в технике броше льняными и шерстяными

нитями: 1— участок ткани с декором; 2 — прорисовка декора; 3 — микрофотография участка ткани с нитями декора (для декора применяли тройную нить без крутки: две нити льна и одну шерстяную красную нить). Фото и прорисовка О. В. Орфинской

4. Для декора часто применялись остатки шерстяных нитей (нити разных цветов, перемешанные, спутанные, обрезки шерстяных тканей) (рис. 10) и льняные нити коричневого, красного, синего цветов. Красный цвет в этих нитях был получен с помощью окрашивания (пигмент + связующее) 25. Такие нити в текстиле первой группы отсутствуют.

5. Для изготовления полотна использованы нити различного качества:

— нити основы были высокого качества: достаточно ровная слабая S-крутка, небольшой разброс по толщине;

— нити базового утка плохо спрядены, со слабой круткой и с неравномерной толщиной по всей длине (рис. 11);

— нити дополнительного утка обычно толще нитей базового и часто не имеют крутки, волокна в них спутаны, много жестких частичек стебля, что свидетельствует о плохой подготовке сырья, т. е. о низком качестве нитей.

6. Толщина нитей основы — в среднем 1 мм, утка — в среднем 2 мм.

7. Ткани только полотняного переплетения.

8. Плотность нитей — в среднем 7/4 н/см 26.

9. По всему полотну некоторых тканей равномерно проходят отдельные ряды из толстых нитей утка. Между этими рядами может проходить два-четыре ряда с обычным утком или отдельные полосы из нескольких рядов с толстыми нитями утка (рис. 12). У других тканей такие ряды отсутствуют.

10. Длина бахромы с одного края колеблется от 1 до 11 см (средняя — 4,6 см), с другого — от 12 до 24 см (средняя — 19 см). Разница между длиной бахромы на противоположных концах составляет около 10 см. В некоторых случаях длинная бахрома имеет два уровня (рис. 13), что доказывает наличие вала у станка, на котором она изготовлена 27. Нити утка в начале и конце ткацких кусков по стороне с короткой бахромой укреплены (рис. 14), чтобы избежать распускания тканей.

В особую подгруппу (подгруппу 2.1) можно выделить фрагменты грубых пелен, где сохранились швы, не соответствующие применявшимся при стандартном пошиве капюшонов. В четырех случаях из грубых погребальных пелен были сшиты, скорее всего, наволочки 28. Эти изделия имеют швы вдоль кромки (вдоль нитей основы), выполненные вперед иглой с шагом от 1 до 2 см.

Самые важные различия между пеленами двух групп заключаются в использовании для изготовления тканей ткацких станков различных типов и применении разного по качеству сырья. Ткани резко отличаются по плотности (рис. 15). Одни можно считать условно дорогими, а другие — условно дешевыми. Насколько дорогая, но сильно изношенная ткань ценилась выше или ниже новой, специально сотканной для погребения, определить трудно. Но то, что текстильные изделия в быту активно ремонтировали и изнашивали до предела, может отражать ценность тканей первой группы.

25 Окрашивание льна в красный цвет с помощью

земляных пигментов имеет давнюю традицию в

Египте, см. Germer 1992: 112-116; Wouters et al.

1990: 35, 89-92; Tamburini et al. 2019: 13.

26 Проанализированы 378 тканей.

27 Подробнее о производстве грубых погребальных пелен см: Орфинская 2021б: 68.

28 Могилы 100, 248, 287 и в заполнении могилы 310.

Рис. 10. Микрофотографии участков декора: 1 — спутанные цветные шерстяные нити; 2 — использование разрезанной полоски шерстяной ткани вместо нитей. Фото О. В. Орфинской

Рис. 11. Льняная нить утка грубой погребальной пелены: 1 — микрофотография ткани; 2 — участок нити с изменяющейся толщиной. Фото О. В. Орфинской

Рис. 12 (слева). Диаграмма соотношения количества тканей с различными вариантами «тонких» рядов между толстыми нитями утка: 1 — ткани, в которых между рядами с толстыми нитями утка проходит два обычных ряда; 2 — ткани, в которых между рядами с толстыми нитями утка проходит три обычных ряда; 3 — ткани, в которых между рядами с толстыми нитями утка проходит четыре обычных ряда; 4 — ткани, в которых ряды с толстыми нитями утка проходят полосами (по два-три ряда в одной полосе). Составлена О. В. Орфинской

Рис. 13 (справа). Грубая погребальная пелена с длинной двухуровневой бахромой. Фото О. В. Орфинской

Рис. 14. Начало и конец ткацких кусков двух грубых погребальных пелен: 1 — начало работы, когда «хвостик» нити одного уточного ряда переходит на второй ряд вместе с работающим утком; 1а — микрофотография участка с поворотом нити из первого ряда во второй; 1б — схема укрепления уточной нити в начале ткацкого куска; 2 — конец работы, когда уточная нить завязывается узелком на двух крайних нитях основы; 2а — схема укрепления уточной нити в конце ткацкого куска. Фото и схемы О. В. Орфинской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 15. Микрофотографии тканей первой и второй групп: 1 — интерьерная ткань с плотностью 16/11 н/см; 2 — ткань грубой погребальной пелены с плотностью 7/5 н/см. Сторона квадратов равна 1 см. Фото О. В. Орфинской

Анализ грубых погребальных пелен

Цвет полотна

Визуально все грубые погребальные пелены можно разделить на светлые, темные и с эффектом ряби.

Светлые пелены ткались из льняных неокрашенных нитей светлых оттенков.

Для темных пелен использовали сырье, которое, вероятно, специально фер-

29

ментировали , т. е. волокнам или нитям придавали коричневую окраску не природными красителями в красильном растворе, а в процессе ферментации (химической реакции на уровне клетки) 30. О том, что такая подготовка льняного сырья проводилась осознанно, свидетельствуют двухцветные ленты, часть основы которых бежевая, а часть — коричневая.

Определение цвета пелен часто затруднено в связи с их плохой сохранностью, обусловленной разложением тела, завернутого в них. В льняных волокнах при этом процессе происходит та же ферментация, только не искусственная, а природная.

Выделена особая группа пелен, которые создавались с использованием нитей различных оттенков (рис. 16). Их можно назвать тканями с эффектом ряби. Он мог создаваться за счет сочетания светлых нитей основы и темных нитей утка; светлых и темных нитей, сменяющих друг друга, как основы, так и утка; введения дополнительного темного утка в светлое базовое полотно. Надо иметь в виду, что нити дополнительного утка в грубых погребальных пеленах более низкого качества, чем базовые нити, и вполне возможно, что в погребениях именно эти нити темнеют в первую очередь и поэтому на небольших фрагментах выглядят коричневыми.

Ряды с толстыми нитями утка

В 152 тканях присутствуют ряды с толстыми нитями утка. Это не просто декоративный элемент, украшающий ткань, но и в значительной степени армирующая конструкция, делающая ее прочнее и толще. Кроме того, уменьшая число нитей утка, можно увеличить скорость производства ткани.

Ряды с нитями дополнительного утка, который пробрасывается вместе с базовым (толстая нить утка), могут проходить через два-четыре обычных ряда с базовым утком (рис. 17). Тканей, в которых между толстыми нитями проходит два ряда базового утка, найдено 69. Только в двух погребениях 31 обнаружены ткани с толстыми нитями утка, проходящими через три обычных ряда. Данный вариант можно считать авторским 32, так как введение утка через нечетное число рядов может быть сопряжено с нехарактерной для данной местности традицией ткачества.

29 На каком этапе подготовки сырья это делалось, не ясно; возможно, в период замачивания стеблей до трепания и чесания.

30 Исследование аналогичных коричневых льняных

нитей из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина пока-

зало отсутствие красителя.

31 Могилы 105, 207.2.

32 Малое число тканей и наличие двух тканей в одной могиле (возможно, одна закупка) могут свидетельствовать о том, что данным техническим приемом пользовался один мастер или одна мастерская.

Рис. 16. Грубые погребальные пелены с эффектом ряби: 1 — ткань, выработанная из светлых и темных нитей основы при заправке их в станок через одну и светлых нитей базового утка, к которому через три ряда добавляется темная нить (дополнительный вводный уток); 2 — микрофотография ткани 1; 3 — ткань, выработанная из светлых и темных нитей основы при заправке их в станок через одну и темных нитей утка как базового, так и дополнительного. Фото О. В. Орфинской

Рис. 17. Прохождение рядов с толстыми нитями утка: А — через два обычных ряда; Б — через три ряда; В — через четыре ряда: а — нити основы; б — нити базового утка; в — нити дополнительного утка. Стрелками показано направление движения нити при пробросе. Фото и схемы О. В. Орфинской

В 78 тканях ряды с толстыми нитями утка проходят через четыре обычных ряда.

В ткани, найденной в одном погребении 33, в полосе между рядами с толстыми нитями проходит только один ряд базового утка (рис. 18); это свойство может объединять данную ткань с теми, в которых дополнительный уток вводится через три ряда, т. е. с такими, где применялся нехарактерный для данной местности технический прием. На отдельном участке одной ткани в результате ткацкой ошибки в полосе между рядами выпало два ряда с базовым утком, поэтому сначала там проходят три ряда с обычным утком, затем один ряд и опять три ряда (рис. 19).

В большинстве тканей ряды или полосы с толстыми нитями утка проходят через четное число рядов, что может свидетельствовать об одной текстильной традиции.

Цветной декор грубых погребальных пелен

Цветным декором украшены 168 грубых погребальных пелен. Однако это число не отражает истинное соотношение количества пелен с декором и без него, поскольку сохранились в основном не полные ткацкие куски, а только фрагменты с участками как с декором, так и без него. Тканый декор есть на всех 12 тканях с полной длиной ткацкого куска. Только на одной ткани полной длины (106 см) 34 нарисована монограмма, и отсюда можно заключить, что грубые пелены ткались и без декора.

Декор грубых пелен представлен полосами, созданными введением цветных нитей утка или основы в процессе ткачества. Для описания этого декора разработана система с тремя уровнями: элемент, группа и композиция. Элемент декора — простейшая единица, группа — связанные между собой элементы, а композиция — расположение групп на полотне. Данная система позволяет быстро описать узор (рис. 20).

Для простоты описания различных вариантов применяются римские цифры, которые показывают, сколько присутствует цветных рядов (пробросов) дополнительного (вводного) утка в одном элементе. Арабские цифр обозначают, сколько цветных нитей (число цветов) участвует в формировании группы. Например, в формировании одного ряда может участвовать только одна нить (1.1). При формировании двух рядов возможны два варианта: одна нить, которая делает поворот из нижнего ряда в верхний (11.1), или две отдельные нити (11.2); при формировании трех рядов — три варианта и т. д. Кроме горизонтального декора встречаются вертикальные (В) или горизонтальные (Г) полосы, а также кресты (К).

На ткани элементы соединены в обособленные группы, которые можно описать, соединяя шифры отдельных элементов. Большинство тканей имеют только один вариант композиции, когда группа расположена в центре полотна. Исключением является декор, состоящий из крестов и парных коротких полос, расположенных в четырех группах по одной оси (обозначение, например, 4-11.2).

33 Могила 295.

34 Могила 122. Ткань имеет плотность 8/4 н/см и ряды с толстыми нитями утка по всему полотну, что характерно для грубых погребальных пелен.

Рис. 18. Ткань с полосой, состоящей из трех рядов с толстыми нитями утка, проходящими через один обычный ряд: 1 — общий вид ткани; 2 — микрофотография участка полосы. Фото О. В. Орфинской

Рис. 19. Ткань с полосой, состоящей из двух рядов с толстыми нитями утка, в которой число промежуточных рядов меняется от трех до одного и затем опять возвращается на три ряда. Возможно, ткацкая ошибка. Фото О. В. Орфинской

1 2 3 4

I 1.1

II С-П1 II. 2

г~> II. 1а

III С-, -' III. 1 (-III. 2 - III.3

IV > (-

<-IV. 1 4 IV.2 1У.З IV. 4

Рис. 20. Схема описания элементов декора: Г-ГУ — число рядов в декоре; 1-4 — число цветных нитей в декоре. Примеры прочтения описаний: Г.1 — один ряд, один цвет; ГГ.1 — два ряда, один цвет; ГГ.2 — два ряда, два цвета и т. д.

Описание разных типов декора

Для описания конкретных вариантов выбирались только те ткани и их фрагменты, на которых декор можно реконструировать однозначно. В анализ также включены ткани спорной группы. Всего для анализа отобраны 158 тканей.

1. Вертикальные полосы (рис. 21).

Пятнадцать тканей 35 украшены тремя-пятью синими или коричневыми вертикальными полосами. Все ткани с вертикальными полосами — светлые. Полосы формировались заправкой в станок двух, трех или четырех цветных нитей основы через одну неокрашенную нить. Во всех случаях цветные нити основы в полосах — льняные. У четырех тканей с коричневыми полосами по полотну проходят ряды с толстыми нитями утка через четыре обычных ряда. В одном погребении 36 наряду с вертикальными синими полосами присутствует декор из горизонтальных полос (Ш.2+Г.1+Ш.2) (рис. 22).

2. Горизонтальные полосы (рис. 23).

На девяти тканях 37 присутствуют горизонтальные полосы: на пяти — синего цвета, на четырех — коричневого. Одиночные полосы могут располагаться в начале или конце ткацкого куска, как в погребении 165, либо быть равномерно распреден-ными по всему полотну. Основной оттенок этих пелен светлый, но одна ткань имеет эффект ряби.

35 Ткани из могил 71, 75, 213.1, 252.2, 259.1, 280, 299 37 Могилы 165, 259.1, 279, заполнение могил 240-и заполнение могилы 293. 244, 279.

36 Могила 213.

Рис. 21. Грубая погребальная пелена с вертикальными полосами: 1 — общий вид участка ткани с полосой; 2 — микрофотография участка с полосой из семи нитей, четыре нити — синие (заправка через одну нить). Фото О. В. Орфинской

Рис. 22. Грубая погребальная пелена, в которой сочетаются вертикальные полосы и горизонтальный декор со схемой Ш.2+Г.1+Ш.2. Фото С. В. Иванова

Рис. 23. Грубая погребальная пелена с горизонтальными полосами, равномерно распределенными по всему полотну. Фото О. В. Орфинской

Полосы формируются за счет сменного утка (рис. 24), или в пределах полос вводится дополнительный (вводный) уток темного цвета. Если такие ряды проходят часто, то данный вариант можно считать разновидностью тканей с эффектом ряби.

Ряды с толстыми нитями утка присутствуют на семи тканях: в одном случае они проходят через четыре ряда, в четырех — через два, в двух тканях ряды сгруппированы в полосы. Во всех случаях введение цветного утка производилось в полотняном переплетении.

3. Четыре группы, расположенные по одной горизонтальной линии.

Во всех случаях данный декор расположен в верхней или нижней части ткацкого куска на расстоянии 15-20 см от края с бахромой. Цветной уток вводился в полотняном переплетении.

3.1. Кресты (рис. 25). Символ креста наиболее логично связан с погребальными пеленами и коптской культурой. Однако на некрополе он встречается только на шести тканях 38. Четыре небольших креста (примерно 5*5 см) расположены по одной линии на небольшом расстоянии от одного из концов ткацкого куска (рис. 26). Кресты могут быть одного цвета (красный, синий) или вертикальная ветвь одного, а горизонтальная — другого (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый). Во всех случаях основное полотно с крестами темное. Ряды с толстыми нитями утка проходят через четыре ряда в трех случаях, в двух случаях полосы из толстых нитей утка проходят выше и ниже декора, в одном случае таких полос или отдельных рядов нет.

3.2. Короткие горизонтальные парные полоски (рис. 27). Тридцать пять 39 тканей декорированы парными короткими (3-8 см) полосами, расположенными четырьмя группами по горизонтали. Двадцать девять тканей темные и только четыре светлые (рис. 28). Две ткани имеют эффект ряби. Цветные нити в паре могут быть одного цвета или разных (красный, оранжевый, синий, зеленый, желтый, фиолетовый). В отдельных случаях нити смешиваются в одной полосе (вероятно, отходы производства). Качество шерстяных нитей в этом декоре самое низкое, зафиксированы случаи использования нарезанных полосок шерстяной ткани (см. рис. 10.2). Преобладают ткани с рядами из толстых нитей утка, проходящих через четыре ряда, но в двух случаях такие ряды проходят через два ряда, в одном — через три, в одном отсутствуют. В двух светлых тканях 40 не две, а три полосы.

4. Декор из одной группы.

Все ткани с таким декором светлые. Декор расположен в центре полотна в 15-20 см от одного из краев ткани. Найдено несколько вариантов подобного декора.

4.1. Ткань 41 декорирована одной нитью, проходящей в двух рядах (рис. 29). Во второй ряд два конца цветной нити вводились с двух сторон, навстречу друг другу. Такое введение дополнительного утка есть только в этой ткани. Декор выполнен льняной нитью синего цвета, сложенной из пяти отдельных нитей. Площадь декора — 1*15 см.

38 Могилы 203.2, 257, 328.2. Заполнение могил 40 Могила 136.

195-203. 41 Заполнение могил 195-203.

39 Могилы 85.1, 104-105, 117, 122, 124.2, 136, 201,

204, 213, 220, 221.1, 243.1, 257.1, 259.2, 278; запол-

нение могил 86, 195-203, 253-254.

Рис. 24. Грубая погребальная пелена с горизонтальными полосами, расположенными локально. Фото О. В. Орфинской

I < ♦-'#! №

дПИВяЕь

' - ч

ИЖуЙМ' "..«.¿.«••л* ' * * * ^ *

Рис. 25. Участок грубой погребальной пелены с декором «крест». Фото С. В. Иванова

Рис. 26. Фрагмент грубой погребальной пелены с декором «крест»: А — общий вид фрагмента; Б — микрофотография участка с крестом. Фото С. В. Иванова

Рис. 27. Участок темной грубой погребальной пелены с декором «парные короткие полосы» (ГГ.1). Фото О. В. Орфинской

Рис. 28. Участок светлой грубой погребальной пелены с декором «парные короткие полосы» (ГГ.2). Фото О. В. Орфинской

Рис. 29. Участок светлой грубой погребальной пелены с декором II.1, в которой цветная нить во втором ряду прокладывалась с двух сторон. Фото О. В. Орфинской

4.2. Декор со схемой Ш.1+1.1+И.1 встречается на двух тканях из одного погребения 42. Он выполнен льняными коричневыми нитями.

4.3. Декор со схемой Ш+1+Ш представлен в двух вариантах.

4.3.1. Ш.2+1.1+Ш.2 (двухцветный). Таких тканей 53 43. Использовались нити двух цветов: красного и синего, красного и коричневого, красного и зеленого, красного и черного. Коричневый мог быть двух оттенков: сине-коричневого и серо-коричневого. В этих тканях только в двух случаях присутствуют ряды с толстыми нитями утка, проходящие через четыре ряда, а в одном случае — через два ряда. Цветной уток вводится в полотно чаще всего в системе 1:3 (рис. 30) или 1:5. Данный декор может совмещаться с вертикальными полосами (см. рис. 21).

4.3.2. Ш.1+1.1+Ш.1 (один цвет). Таких тканей 16 44. Декор выполнен льняными нитями коричнево-синего, синего или коричневого цвета (рис. 31). Цветной уток мог вводиться по более сложному алгоритму. Ряды с толстыми нитями утка отсутствуют.

4.4. Декором со схемой 1.1+Ш.1+Ш.1 украшена одна ткань 45, он выполнен красной нитью (рис. 32). Ряды с толстыми нитями утка проходят через два обычных ряда.

4.5. Декор со схемой Ш+Ш+Ш имеет два цветовых решения. На одной ткани он одноцветный (Ш.1+Ш.1+Ш.1) 46, по ней проходят ряды с толстыми нитями утка через два ряда. Цвет декора — синий. На трех тканях есть двухцветный вариант (Ш.2+Ш.2+Ш.2) 47, цветные нити на двух тканях красные 48 и синие, а на одной — красные и зеленые (рис. 33). Ткань из заполнения имеет эффект ряби, что нехарактерно для тканей с этим типом декора.

4.6. Декор со схемой Ш.2+У1+Ш.2 (рис. 34) расположен на двух тканях из одного погребения 49. Использовались красные и зеленые нити. По тканям проходят ряды с толстыми нитями утка через два ряда. Плотность тканей — 12/4-5 н/см, что выше, чем средняя плотность грубых пелен.

4.7. Декором со схемой IV. 1+Ш.1+ГУ 1 украшены три ткани 50, на которых он выполнен красной нитью, и одна ткань с красной и черной нитями.

4.8. Декор со схемой ГУ2+ГУ2+ГУ2 есть на одной ткани 51. Он выполнен красными и коричневыми нитями.

4.9. Декор со схемой IV.2+VШ.2+IV.2 встречается на одной ткани 52, сделан красными и сине-зелеными нитями. По ткани проходят ряды с толстыми нитями утка через два ряда.

4.10. Декор со схемой У2+Ш.2+^2 (рис. 35), выполненный красными и светло-коричневыми нитями, найден на одной ткани 53. Выше и ниже декора проходят полосы из двух рядов с толстыми нитями утка, между которыми проложены четыре обычных ряда.

42 Могила 245.

43 Могилы 1, 116, 136, 164-165, 168.2, 177, 194, 203.1, 213.1, 245, 249.2, 252.2, 257.2, 287, 304; заполнение могил 160-161, 199, 245, 268-269, 275, 230, 314, 362.

44 Могилы 284, 296, 304 и заполнение могил 275, 314.

45 Могила 171.1.

46 Могила 207.2.

47 Могилы 261.1, 252.1 и заполнение могил 140-148.

48 На небольшом отрезке декора одной ткани красная нить заменена желтой.

49 Могила 263.

50 Могилы 177, 199.

51 Заполнение могил 268-269.

52 Заполнение могилы 310.

53 Заполнение могилы 199.

Рис. 30. Участок светлой грубой погребальной пелены с декором III.2+I.1+III.2: 1 — общий вид декора; 2 — схема текстильного переплетения на участке с декором: 1-5 — ряды (в первом, третьем и пятом рядах работают два утка, во втором и четвертом — только базовый; а — основа; б — базовый уток; в — коричневый дополнительный уток; г — красный дополнительный уток. Фото и схема О. В. Орфинской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2

Рис. 31. Участок светлой грубой погребальной пелены с декором III.1+I.1+III.1: 1 — общий вид декора; 2 — микрофотография. Дополнительный уток работает в ритме 1:1 и 1:5, т. е. уходит под одну, перекрывает одну, уходит под одну и перекрывает пять нитей основы и т. д. Фото О. В. Орфинской

Рис. 32. Участок светлой грубой погребальной пелены с декором Г.1+Ш.1+Ш.1: 1 — общий вид декора; 2 — микрофотография. Дополнительный уток работает в ритме 1:1 и 1:5. Фото О. В. Орфинской

Рис. 33. Участок светлой грубой погребальной пелены цвета с декором Ш.2+Ш.2+Ш.2: 1 — общий вид декора; 2 — микрофотография. Дополнительный уток работает по рисунку. Фото О. В. Орфинской

Рис. 34. Участок светлой грубой погребальной пелены с декором III.2+V. 1+III.2: 1 — общий вид декора; 2 — схема узора: а — нити основы; б — нити утка; в — красные нити декора; г — зеленые нити декора. Фото О. В. Орфинской

Рис. 35. Участок светлой грубой погребальной пелены с декором V.2+III.2+V.2: 1 — общий вид декора; 2 — микрофотография. Дополнительный уток работает в полотняном переплетении. Фото О. В. Орфинской

4.11. Декор со схемой У2+ГХ.2+У.2 встречается на двух тканях 54. На одной он выполнен красными и коричневыми (рис. 36), на второй — красными и сине-зелеными нитями (рис. 37). Между декоративными элементами проходят полосы из трех рядов толстых нитей утка, между которыми — по два обычных ряда.

4.12. Декор со схемой Ш.2+Г.1+VП.2+Г.1+Ш.2 (рис. 38) расположен на двух тканях 55. Он сделан красными и зелеными нитями. По ткани проходят ряды с толстыми нитями утка через два ряда. Плотность данных тканей — 12-13/4-5 н/см, что выше среднего для грубых пелен. Возможно, это домашний текстиль вторичного использования.

5. Декор из двух групп.

Одна ткань 56 украшена двумя группами самого распространенного декора со схемой Ш.2+Г.1+Ш.2.

6. Декор из трех групп.

Декор со схемой У2, Ш.2+УП.2+Ш.2, У2 есть на одной ткани (рис. 39) 57. Каждая группа отделена от других полосой из трех рядов с толстыми нитями утка, проходящих через два обычных ряда. Декор выткан красными и сине-зелеными нитями. Плотность ткани — 14/5 н/см, что существенно выше, чем плотность грубых погребальных пелен. По кромкам ткани сохранились следы шва, декорированного косичкой из красных и зеленых шерстяных шнуров, по срезу — бахрома, заплетенная в косички. Вероятно, это изделие вторичного использования и его нельзя отнести к тканям второй группы, несмотря на декоративное оформление, близкое к характерному для грубых погребальных пелен.

7. Нарисованный декор.

Этот тип оформления грубых погребальных пелен встречается только на одной ткани 58, на которой черным цветом выполнен рисунок в форме монограммы (рис. 40) 59. Иного декора на изделии нет. Таким образом, можно сделать вывод о том, что пелены могли изготавливаться без тканого декора. При этом на данный момент целиком сохранившихся пелен без декора не найдено.

В результате анализа декора грубых погребальных пелен выделено шесть его типов декора с отдельными подтипами (рис. 41).

В ходе исследования отмечены некоторые закономерности.

1. В течение нескольких столетий существования погребений, в которых присутствует одежда, набор декоративных элементов и их групп на пеленах был очень ограничен.

2. Декор из горизонтальных полос всегда расположен ближе к одному из концов ткацкого куска.

3. На пеленах соблюдается симметрия относительно вертикальной оси ткацкого полотна.

4. Декоративная группа имеет горизонтальную ось симметрии (исключениями являются три ткани с типами декора 4.2 и 4.4).

54 Могила 310 и заполнение могилы 199.

55 Могила 263 и заполнение могил 256, 263, 267.

56 Заполнение могил 203-206.

57 Заполнение могилы 315.

58 Могила 122.

59 Этой теме будет посещена отдельная статья.

1

Рис. 36. Участок светлой грубой погребальной пелены с декором У.2+ГХ.2+У.2:

1 — общий вид декора; 2 — схема узора: а — нити основы; б — нити утка; в — коричневые нити декора; г — красные нити декора. Фото О. В. Орфинской

Рис. 37. Участок светлой грубой погребальной пелены с декором У.2+ГХ.2+У.2. Фото Н. А. Павловой

Рис. 38 (вверху). Участок светлой грубой погребальной пелены с декором Ш.2+1.1+УП.2+1.1+Ш.2: 1 — общий вид центральной части декора; 2 — схема узора: а — нити основы; б — нити утка; в — красные нити декора; г — зеленые нити декора. Фото О. В. Орфинской

Рис. 39 (внизу слева). Участок светлой грубой погребальной пелены с декором У2, Ш.2+УП.2+Ш.2, У2: 1 — общий вид декора; 2 — микрофотография. Фото Н. А. Павловой

Рис. 40 (внизу справа). Прорисовка монограммы, нарисованной на грубой погребальной пелене из могилы 122. Прорисовка О. В. Орфинской

3.1

3.2

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

4.10

4.11

4.12

Рис. 41. Грубые погребальные пелены: 1 — пелены с вертикальными полосами (В); 2 — пелены с горизонтальными полосами (Г); 3 — пелены с декором, расположенным по горизонтали четырьмя группами: 3.1 — кресты (4-К); 3.2 — короткие горизонтальные парные полоски (4-11 и 4-Ш); 4 — пелены, где декор состоит из одной группы: 4.1 — 11.1; 4.2 — Ш.1+1.1+П.1; 4.3 — ПМ+Ш; 4.4 — 1.1+Ш.1+Ш.1; 4.5 — Ш+Ш+Ш; 4.6 — Ш.2+У.1+Ш.2; 4.7 — 1У.1+Ш.1+1У.1; 4.8 — 1У2+1У2+1У2; 4.9 — 1У.2+УШ.2+1У.2; 4.10 — У2+Ш.2+У2; 4.11 — У.2+1Х.2+У.2; 4.12 — Ш.2+1.1+У11.2+1.1+Ш.2; 5 — пелены, где декор из двух групп: Ш.2+1.1+Ш.2, Ш.2+1.1+Ш.2; 6 — пелены, где декор из трех групп: У.2, Ш.2+УП.2+Ш.2, У.2. Схемы О. В. Орфинской

5. На одном полотне могут сочетаться два типа декора 60.

6. В одинаковых схемах групп отдельные элементы могут быть выполнены с различным орнаментом (см. рис. 37 и 38).

7. Преобладание технического приема прокладывания дополнительного утка через четное число рядов, вероятно, свидетельствует о местной традиции, отклонение от которой можно рассматривать как авторскую технику. Такие изделия можно счесть изготовленными в другом месте, но более вероятно, что это своеобразная «подпись» автора. Такими же «подписями», видимо, являются прокладка рядов с толстыми нитями утка парной нитью, которая заменяет базовую, а также декор 11.1 с нестандартным про-бросом дополнительного утка. Можно считать, что могилы с пеленами с одинаковыми «подписями» относятся к одному времени 61.

8. Сопоставив количество пелен с разным декором (рис. 42), можно сделать вывод о преобладании декора схемы ПМ+Ш, затем следуют 4-11 и 4-Ш, далее В, Г, К.

9. Наличие спорных тканей подгруппы 1.2 позволяет предположить, что в быту использовались ткани с простым декором, по технологическим характеристикам близкие к грубым погребальным пеленам.

Пелены и могилы

Могилы, где присутствуют пелены с одинаковым декором, можно отнести к одному временному отрезку, вероятно достаточно большому. На рис. 43 представлена схема связей между пеленами с различным декором. Самый распространенный тип Ш+1+Ш соседствует в погребениях с вертикальными (В), горизонтальными полосами (Г), крестами и декором 1У+Ш+1У 62. Только в одном погребении 63 найдены две ткани со схемами декора, не встречающимися на тканях из других погребений.

Одновременно в одной могиле находятся:

— пелены темные, светлые и с эффектом ряби;

— пелены с рядами толстых нитей утка через два, три и четыре ряда;

— декор со схемами Ш+1+Ш и Ш+Ш+Ш может быть одноцветным и двухцветным 64;

— декор 4-Ш, вероятно, является авторской версией декора 4-11;

— в десяти погребениях присутствуют от двух до шести грубых пелен только с одной схемой декора (одно погребение — одна схема);

— тип декора не связан со слоем пеленания 65;

— расположение декора относительно тела погребенного произвольное, т. е. не связано ни с головой, ни с ногами 66.

60 Могила 213.1.

61 Т. е. сделаны в течение недолгого времени, когда работал мастер, их изготовлявший.

62 Для этого анализа выбраны все погребения с пеленами с двумя и более схемами декора.

63 Могила 263.

64 Могила 245.

65 Например, в могиле 213 пелены с одинаковым декором расположены в разных слоях.

66 Например, в могиле 249.2 было два слоя пелен: в первом слое — две ткани, во втором слое — пять тканей, из них в трех декор расположен в голове, а в двух — в ногах.

Рис. 42. Диаграмма соотношения количества пелен с различным декором: 1 — ПМ+Ш; 2 — 4-11 и 4-Ш; 3 — вертикальные полосы; 4 — горизонтальные полосы; 5 — кресты; 6 — Ш+Ш+Ш; 7 — У+Ш+У; 8 — Ш+У+Ш; 9 — ПМ+УП+МП; 10 — У+1Х+У; 11 — ткани с различным декором по одному экземпляру. Составлена О. В. Орфинской

III+I+III

В Г 4-11 IV+III+IV I

Рис. 43. Связь между пеленами с различным декором. Пелены со схемой ПМ+Ш находились в одних погребениях вместе с пеленами В, Г, 4-11, 1У.1+Ш.1+1У и К. Пелены с вертикальными полосами находились в одном погребении с тканью, на которой узор выполнен в технике броше, пелены с горизонтальными полосами — с пеленами У+Ш+У. В одном погребении найдены две пелены с декором схем ПМ+УП+МП и Ш+У+Ш, не встречающихся на тканях из других погребений. Схема О. В. Орфинской

Пелены и обвязки

Для фиксации пелен на погребенных использовали различные тканые ленты 67 и веревки, а также другие изделия, из которых скручивали жгуты для обвязки.

Все найденные ленты для обвязки льняные с различным количеством нитей основы: десять, девять, восемь, семь, пять и три. Для удобства описания лент используется система с указанием числа нитей основы, например 10Н(св.). Это значит, что светлая лента имеет десять нитей основы.

Все обнаруженные на некрополе ленты можно разделить на две группы. В первую группу входят ленты, для изготовления которых применялись более или менее качественные нити, плотность нитей основы — 15 н/см, а утка — 4,5 н/см. Ленты могут быть одноцветными (бежевыми, красными или синими), двухцветными с бежевыми и красными или с бежевыми и коричневыми нитями, трехцветными с бежевыми, коричневыми и красными или желтыми нитями; на отдельных участках нити парные (как в основе, так и в утке); ширина лент в основном 1 см и более 68.

Ко второй группе относятся ленты, для производства которых использовались менее качественные нити. Их плотность равна 5/1-2 н/см. Ленты могут быть одноцветными (бежевыми, коричневыми, красными) и двухцветными с бежевыми и коричневыми, коричневыми и красными нитями основы или с бежевыми нитями основы и коричневым утком; нити только одиночные; ширина лент — 1 см и меньше. Ленты первой группы — более ранние, а второй — более поздние 69. Ленты, наиболее похожие на обнаруженные в Дейр-аль-Банате, происходят из некрополя Фаг-аль-Гамус (Фаюм). В работе К. Х. Саут 70 приводятся сведения о географических и хронологических рамках распространения погребального обряда с использованием лент для фиксации погребальных тканей на теле покойного. Ленты из Фаг-аль-Гамуса в основном представляют собой комбинацию неокрашенного и красного льна. В более поздних захоронениях встречаются ленты с темно-коричневыми нитями 71. Поскольку красный цвет нестойкий (краска держится на поверхности лент), К. Х. Саут предположила, что красные льняные нити или ткани использовались исключительно для погребений 72. Опираясь на полученный материал, автор сделала предположение, что для фиксации пелен сначала применяли бинты, затем одновременно с ними — ярко окрашенные и красно-белые ленты. На соседнем среднеегипетском городище Карара также обнаружены красно-белые ленты, датируемые 1У—УШ вв. 73 В трех погребениях 74 для обвязки использовали сильно скрученную сеть. В результате анализа декора и различных вариантов обвязки (рис. 44) получены следующие результаты:

— ткани с декором Ш+1+Ш (15 погребений) зафиксированы одновременно всеми вариантами лент и веревкой;

67 О тканых лентах с некрополя Дейр-аль-Банат см.: Орфинская 2016.

68 Аналогичные ленты были найдены на некрополе

в Ком-аль-Ахмаре (Шаруне), в частности в захо-

ронениях, примыкающих к заупокойной базилике

(раннее кладбище, датируемое концом III в.). (Huber

2006: 64).

69 Орфинская 2016: 122.

70 South 2012.

71 South 2012: 64.

72 South 2012: 64.

73 Huber 2008: 65.

74 Могилы 165, 259.2, 345.1 и заполнение могилы 345.

Тип декора ЮН 9Н 8Н 7Н 5Н веревка сеть красная шерсть

красная два цвета светлая и темная

III+I+III

4.II

Ш+П+Ш

В

IV+III+IV

г -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Броше

Крест

III+V+III

III+I+VII+I+III 1 1

Рис. 44. Распределение количества пелен с различным декором в зависимости от обвязки — использования лент с пятью и семью-десятью нитями основы, а также веревок. Сеть и толстая шерстяная нить являются исключениями из общей системы обвязок, характерной для некрополя. Таблица О. В. Орфинской

— пелены с декором 4-11.2 (12 погребений), с вертикальными полосами (пять погребений), с декором Ш+Ш+Ш (три погребения) обвязаны как широкими (9-8Н), так и узкими (7-5Н) лентами и веревкой;

— пелены с горизонтальными полосами (два погребения) закреплены только узкими лентами и веревкой;

— пелены с крестами (одно погребение), узором в технике броше (одно погребение), декором Ш+У+Ш (одно погребение) и 111+1+У11+1+111 (одно погребение) обвязаны только узкими лентами.

Вряд ли эти данные можно считать репрезентативными, так как материала явно недостаточно, но можно сделать выводы о том, что:

— декор 111+1+111 применялся на протяжении всего существования погребального обряда, при котором покойный был обернут в пелены;

— узкие ленты из пяти нитей основы использовались при фиксации пелен со всеми вариантами декора;

— широкие бело-красные ленты, обнаруженные в заполнениях и на поверхности, связать с конкретными пеленами не удалось.

Попытка выявить тенденцию использования обвязочного материала и пелен с различным числом рядов с толстыми нитями утка не прояснила ситуацию.

Аналоги

Грубые погребальные пелены (пелены низкого качества) встречались и на других некрополях того же периода вдоль долины Нила, в основном в Среднем Египте от Сак-кары до Антинополиса 75.

Опубликованные данные о тканях показывают, что между ними есть некоторые различия, но все они достаточно грубой структуры и невысокого качества.

В работе, посвященной Каранису, Б. Хубер приводит характеристики пяти групп грубых пелен 76, которые можно сравнить с материалом с нашего некрополя.

Ткани группы а белые 77, их плотность — 12/5 н/см. Отбеленных тканей на некрополе Дейр-аль-Банат нет.

Группа Ь состоит из пестрых тканей с плотностью 12/5 н/см. Аналогичные ткани, но с меньшей плотностью (5—8/3 н/см) с некрополя Дейр-аль-Банат мы назвали тканями с эффектом ряби.

Ткани группы с украшены полосами на темном фоне. Чаще всего три ряда с толстыми нитями утка (через два или три обычных ряда) образуют группы на расстоянии примерно 4 см друг от друга. Плотность — 14—15/6 н/см. Пелены этой группы автор с осторожностью датирует VП—VШ вв.78

Из числа грубых пелен, найденных на некрополе Дейр-аль-Банат, только на одном фрагменте (50*30 см) 79 (плотность — 10/4 н/см) есть полоса из трех рядов с толстыми нитями утка, проходящими через два обычных ряда. Пелена была перевязана бинтом. Для основной массы грубых пелен полосы из нескольких рядов не характерны.

К группе d отнесены светлые ткани с переплетением на базе полотняного, предназначенные для домашнего использования (одеяла, простыни и т. д.) 80. Эту группу тканей автор датирует V—VI вв.81 На некрополе Дейр-аль-Банат они встречаются достаточно часто.

В последнюю группу е отнесены ткани темно-коричневого цвета. Основа имеет Z,2s-крутку и плотность 2—3 нити на 1 см, уток с S-круткой и плотностью 6—7 нитей на 1 см. Этот вид текстиля часто встречается на всех участках территории между Шаруной и Карарой; он использовался как для погребений, так и в быту 82. Нити второго порядка на некрополе Дейр-аль-Банат найдены только в одной ткани с декором в технике броше. Отличие заключается в том, что крутку Z,2s имеют нити утка, а не основы и плотность ткани составляет 10/4 н/см.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что грубые пелены присутствуют на различных памятниках, но их внешний вид и технологические особенности различны.

Выводы, сделанные на основе материала из Караниса и Дейр-аль-Баната, не противоречат друг другу. Однако анализ большого числа грубых погребальных пелен и их фрагментов (310 ед.) позволил уточнить некоторые моменты:

75 South 2012: 62; Huber 2013: 25. 79 Могила 184.

76 Huber 2013. 80 Huber 2013: 16.

77 Автор считает, что ткани были отбелены (Huber 81 Huber 2013: 20. 2013: 17). 82 Huber 2013: 17.

78 Huber 2013: 20.

— ткали подряд только два куска ткани;

— станок имел два вала диаметром около 6 см;

— низкое качество льняных и шерстяных нитей свидетельствует о доступности сырья для всех слоев населения;

— простота изготовления позволяет предположить, что с ним справились бы и непрофессионалы;

— имели место четкие стандарты конечного продукта ткачества и малый набор вариантов декора.

На некрополе Караниса не обнаружены (во всяком случае не отмечены в публикации) грубые пелены с декором. Ткани на базе полотняного переплетения, вероятно, использовались в быту, а затем и в погребениях повсеместно.

Статус/благосостояние

Делить могилы по благосостоянию и статусу погребенных можно, исходя из результатов анализа всего археологического и антропологического материала. Однако на данный момент основным источником для определения уровня прижизненного достатка погребенных на некрополе Дейр-аль-Банат является текстиль, его качество и количество.

В 108 погребениях найдены 303 пелены. Если принять, что число пелен может отражать социальный статус и достаток погребенных при жизни, то, по полученным данным (рис. 45), 64,8% похороненных на данном некрополе можно отнести к условно бедному населению, поскольку в их погребениях находились только одна или две пелены, из них в 48 могилах было всего по одной пелене 83. Условно богатыми можно считать погребения с числом пелен больше 10, а их только три (2,8%). Все остальные, вероятно, можно считать средними по уровню достатка.

В Каранисе в среднем на одного погребенного приходится четыре пелены, максимальное число — 10 84. Можно предположить, что некрополь Дейр-аль-Банат более бедный и разрыв между состоятельными и бедными людьми там был больше.

В 15 (14%) могилах присутствуют наравне с грубыми пеленами пелены первой группы. Это, видимо, отражает отсутствие излишка у населения домашних тканей, даже сильно поношенных. В погребении 165 из восьми пелен пять относятся к первой группе, что, вероятно, позволяет считать данное погребение условно богатым. В двух детских погребениях 85 использовали только по одной пелене первой группы.

83 Здесь, вероятно, надо учесть, что в детских по- 84 ниЬеГ 2013: 15

гребениях чаще всего использовали одну или две 85 Мотилы 357 и 207 1

пелены независимо от социального статуса семьи ребенка.

Рис. 45. Диаграмма распределения грубых погребальных пелен по могилам. Составлена О. В. Орфинской

Заключение

В ходе работы нами выделены две большие группы пелен и определены критерии отнесения материала к каждой из них. Пелены, которые не совсем отвечают выбранным критериям, включены в спорную группу. Это ткани близки к грубым погребальным пеленам, но имеют швы, характерные для домашнего текстиля. Следовательно, грубые ткани использовались в быту, возможно, как постельные принадлежности: подушки, одеяла, матрасы. В отдельную подгруппу отнесены грубые пелены, из которых шили погребальный инвентарь, вероятно подушки.

Ткани этих двух групп различаются по стоимости. Ткани первой группы можно отнести к условно дорогим, а второй — к условно дешевым.

Грубые погребальные пелены различаются по цвету, расположению рядов с толстыми нитями утка и декору. Набор декоративных элементов и их групп очень ограничен. Самым популярным является декор со схемой Ш+1+Ш, который существовал, вероятно, на протяжении всего времени использования в погребениях грубых пелен. В ходе технологического исследования удалось зафиксировать возможные авторские «подписи», по которым в последующем можно будет объединить погребения в группы по применению изделий одного мастера.

Сравнивая пелены из Караниса с грубыми пеленами из Дейр-аль-Баната, можно предположить, что основная масса грубых пелен производилась на месте, так как прямые аналогии им не выявлены. Вероятно, существовал некий центр производства тканей с переплетением на базе полотняного и на территорию Дейр-аль-Баната они могли попасть в ходе торговли.

Повсеместно использовали льняные волокна светлого и темного цветов, что свидетельствует о единой технологии подготовки льняного сырья на всей территории Египта.

Решить задачу относительной хронологии грубых погребальных пелен с декором пока не удалось.

Исходя из полученной информации, можно предположить, что изготовление грубых пелен было сосредоточено в мастерских, где стояли стационарные вертикальные станки с двумя подвижными валами. Эти мастерские определяли характеристики конечного продукта: качество и декор. Мы также предполагаем, что люди могли отдавать свои ткани, сотканные на горизонтальном земляном станке в домашних условиях, в эти мастерские, а также ткать на этих станках грубый текстиль для домашнего использования.

Большинство населения, погребенного на некрополе Дейр-аль-Банат, можно считать бедным. Об этом свидетельствует следующее:

— в большинстве погребений присутствовали одна-две пелены;

— только в 14% могил обнаружен домашний текстиль, в основном уже достаточно изношенный (штопка, ремонт швов);

— в быту применяли, вероятно, для постельных принадлежностей, ткани, близкие по технологическим характеристикам к грубым погребальным пеленам;

— в каждом погребении соотношение количества специальных погребальных тканей и тканей вторичного использования различно в зависимости от благосостояния;

— в погребениях использовали подушки, которые долго бытовали в доме, но иногда их шили специально из грубых пелен.

Вопросы, возникшие в процессе исследования грубых погребальных пелен:

— если искусствоведческому анализу и расшифровке подвергаются любые фигуративные и абстрактные образы, сотканные на «коптских» тканях, то можно ли понять иконографический смысл простого декора?

— показывает ли декор грубых пелен эстетические предпочтения людей, создававших или использовавших эти ткани?

— указывают ли одинаковые наборы погребальных пелен в разных могилах на социальную связь между индивидами, в них похороненными, возможно на их принадлежность к одной семье или клану?

— выделяются ли на карте некрополя участки с одинаковыми наборами пелен?

В ходе дальнейших исследований будут сделаны попытки ответить на эти и вновь возникнувшие вопросы.

Библиография

Белова Г. А. Некоторые особенности погребального обряда на некрополе Дейр эль-Банат в греко-римский период // Войтенко А. А. (отв. ред.), Aeternitas. Сборник статей по греко-римскому и христианскому Египту (Москва, 2012): 7-37. Белова Г. А. Предварительный отчет о работе миссии Центра египтологических исследований Российской академии наук (ЦЕИ РАН) на памятнике Дейр-эль-Ба-нат (Фаюмский оазис) за 2017 г. // Египет и сопредельные страны 4 (2017): 1-25. Орфинская О. В. Лента, тесьма, бинт: к вопросу о текстильной терминологии // Египет и сопредельные страны 3 (2016). [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://enc-journal.com/images/contributions/2016-3/3-2-orfinskaya.pdf.

Орфинская О. В. Текстильные технологии Египта: структура тканей // Египет и сопредельные страны 3 (2021): 39-77. DOI: 10.24412/2686-9276-2021-00013. Орфинская О. В. Текстильные технологии Египта: ткацкие станки // Египет и сопредельные страны 2 (2021): 39-77. DOI: 10.24412/2686-9276-2021-00013. Орфинская и др. 2017 Орфинская О. В., Толмачева Е. Г., Белова Г. А. Текстильный комплекс позднеан-тичного времени из могилы 213 на памятнике Дейр аль-Банат (Фаюм, Египет) // Вестник археологии, антропологии и этнографии 3(38) (2017): 16-28. DOI: 10.20874/2071-0437-2017-38-3-016-028.

Germer R. Die Textilfaerberei Und Die Verwendug Gefaerbter Textilien Im Alten Aegypten (Wiesbaden, 1992).

Huber B. Al-Kom al-Ahmar/Sharuna: different archeological contexts — different textiles? // Schrenk S., Stevenson J. (ed.), Textiles in situ: their find spots in Egypt and neighbouring countries in the first millennium CE (Riggisberg, 2006): 57-68. Huber B. Mittelâgypten in spâtromisch- byzantinischer zeit: neue forschungen in Qar-ra // Bulletin de la Société d'archéologie copte XLVII (2008): 53-71. Huber B. Qarara: une affaire de linceuls // De Moor A., Fluck C., Linscheid P. B. (ed.), Textiles, tools and techniques of the 1st millennium AD from Egypt and neighbouring countries. Proceedings of the 8th conference research group 'Textiles from the Nile Valley', Antwerp, 4-6 October 2013 (Tielt, 2013): 12-25. Orfinskaya, Tolmacheva 2017 Orfinskaya O. V., Tolmacheva E. G. Textile finds from the grave 213 at Deir el-Banat: from an object to a loom // Excavating, analyzing, reconstructing. Textiles of the 1st millennium AD from Egypt and neighboring countries. Proceedings of the 9th conference of the research group 'Textiles from the Nile Valley', Antwerp, 27-29 November 2015 (Tielt, 2017): 12-31.

Белова 2012

Белова 2017

Орфинская 2016

Орфинская 2021а Орфинская 2021б

Germer 1992 Huber 2006

Huber 2008 Huber 2013

South 2012

Tamburini et al. 2019

Voitenko 2012

Wouters et al. 1990

South K. H. Roman and Early Byzantine burials at Fag el-Gamus, Egypt: a reassessment of the case for religious affiliation. MA thesis, Brigham Young University (Provo, 2012).

Tamburini D., Dyer J., Davit P., Aceto M. et al. Compositional and Micro-Morphological Characterisation of Red Colourants in Archaeological Textiles from Pharaonic Egypt // Molecules 24 (2019): 3761. DOI: 10.3390/molecules24203761. Voitenko A. Preliminary report on Coptic burial custom at the necropolis of Deir el-Banat // Belova G. A., Ivanov S. V. (ed.), Achievements and problems of modern Egyptology. Proceedings of the international conference held in Moscow on September 29 — October 2, 2009 (Moscow, 2012): 392-400.

Wouters J., Maes L., Germer R. The identification of haematite as a red colorant on an Egyptian textile from the second millenium BC // Studies conservation 35 (1990): 89-92. DOI: 10.1179/sic.1990.35.2.89.

Textile technologies of Egypt: coarse funeral shrouds

O. V. Orfinskaya

Fabrics found in burials are curious in context of studying both textile production and the lifestyle of inhabitants of the oasis and their social status. This article presents results of examining funeral shrouds dated back to the late antiquity and found in burials at the necropolis of Deir al-Banat (Fayum, Egypt). In this paper, a typological analysis of these shrouds has been carried out. However, this is only the first step in understanding a role of such shrouds in the funeral rite. As a result of the analysis, two groups of shrouds were revealed: home and interior textiles, which were reused for burials, and fabrics specially woven for this rite. Shrouds of the 2nd group are called coarse funeral shrouds for their poor quality.

Keywords: funeral rite of late antiquity, Egyptian textiles, decorative textiles, decor classification.

Ссылка для цитирования / reference:

Орфинская О. В. Текстильные технологии Египта: грубые погребальные пелены // Египет и сопредельные страны 2 (2022): 23-68. DOI: 10.24412/2686-9276-202200006.

Orfinskaya O. V. Textile technologies of Egypt: coarse funeral shrouds [in Russian] // Egypt and neighbouring countries 2 (2022): 23-68. DOI: 10.24412/2686-9276-2022-00006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.