Научная статья на тему 'Текст "Сокровенного сказания монголов" в свете монгольской лингвокультурной концептологии - ключ к уточнению даты рождения Чингис-хана'

Текст "Сокровенного сказания монголов" в свете монгольской лингвокультурной концептологии - ключ к уточнению даты рождения Чингис-хана Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
364
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ КОНЦЕПТОЛОГИЯ / LINGUISTIC AND CULTURAL / КОНЦЕПТОСФЕРА / ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ КОНЦЕПТЫ ДРЕВНИХ МОНГОЛОВ / AGE AND SEX CONCEPTS OF ANCIENT MONGOLS / ПИСЬМЕННЫЙ ПАМЯТНИК "СОКРОВЕННОГО СКАЗАНИЯ МОНГОЛОВ" / WRITTEN MONUMENT "SECRET MONGOL TALES" / CONCEPTOLOGY / CONCEPTOSHERE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дарваев Петр Александрович

Статья посвящена проблеме определения точной даты рождения Чингис-хана через привлечение к анализу текста и значений половозрастных концептов древних монголов. Автор пытается объяснить причину умышленного искажения точной даты рождения Чингис-хана с учетом имеющихся точек зрения и собственных изысканий в области монгольской концептологии на материале "Сокровенного сказания монголов".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Secret Mongol Tales" in the Light of Mongol Linguocultural Conceptology - Key to the Defiling of the Exact Birth Date of Chingiz-khan

The article to the is devoted to the problem of exact birth date of Chingiz-khan defining with the help of text analysis. Taking into account the meanings of age and sex concepts of ancient Mongols. The author tries to explain the reason of intentional deviation of exact Chingiz-khan birth date, considering different views of point and his own research work in the field of Mongol conceptology on the material of "Secret Mongol tales".

Текст научной работы на тему «Текст "Сокровенного сказания монголов" в свете монгольской лингвокультурной концептологии - ключ к уточнению даты рождения Чингис-хана»

ББК 81.2

ТЕКСТ "СОКРОВЕННОГО СКАЗАНИЯ МОНГОЛОВ" В СВЕТЕ МОНГОЛЬСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПТОЛОГИИ -КЛЮЧ К УТОЧНЕНИЮ ДАТЫ РОЖДЕНИЯ ЧИНГИС-ХАНА

П. А. Дарваев

аата рождения Чингис-хана до сего дня остается одной из важнейших проблем монгольской ии [1]. В ее решении текст "Сокровенного сказания монголов", рассмотренный в свете монгольской лингвокультурной концептологии, на наш взгляд, может сыграть ключевую роль.

"О точной дате рождения Чингис-хана -1155, 1162 или 1167 год - историки до сих пор не договорились", - пишет Р.П. Храпачевский, автор монографии "Военная держава Чингисхана" [2, с. 49], где среди прочих проблем им рассматривается и проблема датировки дня рождения Чингис-хана. При всей глубине и широте охвата всего имеющегося историографического материала по данной теме Р.П. Храпачевский удивительным образом перекликается во мнении с выдающимся калмыцким историком Хара-Даваном, автором книги "Чингис-хан как полководец и его наследие" [3], который, как и он, относит дату рождения Чингис-хана на февраль 1155 г., хотя при цитировании Рашид-ад-Дина отмечается: «В середине лета "гаха" (свиньи) он появился на свет и в год же "гаха" 15 числа (по лунному счислению) месяца "гаха" он скончался [3]. Спрашивается, как "середина лета" может приходиться на февраль? Здесь причиной "ошибки" возможно, послужили данные китайского источника "Мэн-да бэй-лу" Чхао Хуна о том, что «нынешний император родился в году "цзя-сюй", приходящегося на 14.02.1154 - 3.02.1155 года» [4].

Однако данные "Сокровенного сказания монголов" [5] подтверждают большую точность Рашид-ад-дина, чем Хара-Давана и Храпачевского.

Так, согласно тексту "Сокровенного сказания монголов", умыкание Есугаем матушки Хоелун происходило осенью, в пору

Дарваев Петр Александрович - кандидат филологических наук, доцент кафедры калмыцкого языка и монголистики Института калмыцкой и восточной филологии Калмыцкого государственного университета, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, e-mail: [email protected], т. 8(84722)23887.

свадебных торжеств. Если правы Хара-Даван и Храпачевский, а они, на наш взгляд, совершенно правы, ошибочно указав лишь начало года "гаха", вместо того чтобы указать на "середину лета", то дата рождения Чингисхана приходится на июнь или июль 1155 г. Исходя из военных традиций монголов, мы знаем, что все важные мероприятия монголы проводили после 16 июня, дня почитания духов предков, духов Земли и Воды, дня поклонения Солнцу в дни его летнего стояния. Набег же на татар длился, вероятно, не более месяца. Следовательно, Есугай в набеге на татар провел время с 16 июня по 15 июля 1155 г. Значит, датой рождения Чингис-хана можно смело называть середину лета 1155 г. (года свиньи) - 15 июля [5].

Дату, указанную французским ученым П. Пеллио [6] как 1167 г. (года свиньи), можно считать уже косвенным подтверждением названной выше даты, поскольку он считал, что монголы не могли перепутать названия календарного цикла "гаха" (свинья) и "морин" (лошадь), ибо название года указывает на название ангела-хранителя человека, рожденного под его знаком. Это косвенно согласуется и со сведениями из "Записок даосского монаха Чан-Чуня" [7].

Одним из наиболее вразумительных объяснений преднамеренного искажения китайскими составителями "Юань ши" подлинной даты рождения Чингис-хана, на мой взгляд, является предположение русского историка Р.П. Храпачевского: «Можно предположить, что им (правоверным конфуцианцам и противникам монгольской династии) не хотелось давать основания проводить параллели между жизнью Чингисхана и жизнью Учителя Куна... Авторы "Юань ши" возможно, сознательно противопоставляли образ Чингисхана Конфуцию (проживших

Darvaev Petr - Ph. D. of philology, associate professor of the Kalmyk and Mongolian Studies department in the Institute of Kalmyk and Oriental Philology in the Kalmyk State University, 11 Pushkin Street, Elista, 358000, e-mail: [email protected], ph. +7(84722)23887.

оба по 72 года. - П.Д), ограничив его возраст 66 годами" [2, с. 58-59].

Из записок Чан-Чуня, описывающих эпизод, происшедший 10 марта 1223 г., когда на облавной охоте Чингис-хан впервые упал с коня, а на него выскочил кабан, давший себя убить, мы понимаем, что ангелом-хранителем Чингис-хана был кабан (свинья), так как ЧанЧунь, объясняя этот случай, сказал: "Само Небо Вас предостерегает и требует прекратить участвовать в облавной охоте" [7].

Когда датой рождения Чингис-хана называется 1162 г., год Лошади, то и ангелом-хранителем его предполагается Лошадь. Теперь вспомним, что стало причиной смерти Чингис-хана. "Зимой в пути в местечке Арбу-ка во время облавы на куланов под Чингис-каганом был конь Джосоту-боро. Когда куланы приблизились, Джосоту-боро отпрянул, Чингис-каган упал с коня и, сильно повредив тело, осел в Чоорка" [5, с. 247]. Примерно через полгода осенью 1227 г. (года свиньи) "Чингис-каган поднялся на Небо" [5, с. 252].

Таким образом, читатель, считающий, что Чингис-хан родился в год Лошади, что его ангелом-хранителем была Лошадь, должен был бы, в крайнем случае, недоумевать: "Что такого сделал Чингис-хан, чем он так сильно разгневал Небо, чтобы стать жертвой собственного ангела-хранителя? Конечно же, он изверг!" - вот готовый ответ тех, кто так упорно и старательно доказывает датой рождения Чингис-хана "год черной Лошади", т.е. 1162 г., хотя эта датировка не вмещает реальные события, отраженные в "Сокровенном сказании монголов". Предположим, что они правы. Тогда биография Чингис-хана будет выглядеть следующим образом.

Осенью 1161 г. Есугай отбирает Хое-лун у меркитского Чиледу. Летом 15 июля 1162 г. рождается Темучин. В девять лет, т.е. осенью 1171 г., Темучин с отцом едет сватать невесту, на обратном пути его отца отравили татары. Летом 1172 г. тайджиуты сделали членов его семьи изгоями. Темучина забирает к себе Тогрил-хан и до его 15-летия, т.е. до 1177 г., воспитывает у себя. Летом 1177 г. за убийство брата Бектера он посажен в колодку. Летом 1180 г., когда он убегает из тайджиутского плена, ему исполняется 18 лет. Летом 1177 г. Темучин знакомится с Боорчу, а осенью 1180 г. он с Бельгутаем едет за Борте, которая была на год старше Темучина, значит, ей было 19 лет. В мае 1181 г. меркиты

захватили Борте. Осенью 1181 г. Темучин с помощью Джамухи и Ван-хана освобождает свою жену. В феврале 1182 г. рождается сын Джучи, летом 1183 г. т.е. в 21 год, Темучин избирается впервые ханом. Если все было так, тогда как быть с утверждением Рашид-ад-дина о том, что до 28 лет Темучин находился в расстроенном состоянии? [8]. Предполагаю, что в плену у тайджиутов Темучин находился с 15 до 25 лет, а не до 18, как выходит по данной датировке. Возраст Борте при замужестве был весьма солидным по меркам того времени.

Чтобы понять, когда Есугай отобрал Хоелун у Чиледу, когда Темучин решился на побег из рабства, чтобы приблизительно знать возраст Хоелун и Есугая, когда они зачали Темучина, необходимо знать так называемые половозрастные концепты девочек и мальчиков в монгольской и китайской культуре.

Так, в своих поучениях Великий Конфуций рекомендовал девочкам выходить замуж в 15 лет, а юношам жениться в 20 лет [9]. У калмыков, если внимательно проследить их обычаи и фольклор, было принято выдавать девочек замуж в двенадцать-тринадцать лет. Юноши могли жениться уже с семнадцати лет. Особое место в половозрастных концептах калмыков занимает возраст в 25 лет. Об этом прямо сказано в эпосе "Джангар": "Все люди бессмертной страны Бумба находятся в возрасте не более двадцати пяти лет, в поре своей полной зрелости" [10]. Думается, и древние монголы особенно отмечали этот возраст в 25 лет, так как в нем соединились два 12-летних цикла: детства и юности, а с 25 лет начинается третий 12-летний цикл -цикл взрослого человека, возраст его расцвета. Думается, именно такое значение данного половозрастного концепта в одном случае толкнуло Есугая на преступление - отъем чужой невесты Хоелун, а в другом случае толкнуло Темучина на отчаянный шаг - побег из рабства от тайджиутов.

Благодаря значениям половозрастных концептов мы можем определить возраст человека, например, тринадцатилетний возраст - это начало второго 12-летнего цикла юности, когда юноша должен стать воином, уметь прокормить и защитить себя, а девочка может стать матерью. Именно поэтому только с 13 лет юношам позволялось участвовать в облавной охоте или опасных военных походах, а девушек могли выдавать замуж. При этом

25-летний возраст для всех мужчин и женщин считался возрастом наивысшего расцвета.

Попробуем с позиций указанных выше половозрастных концептов заново прочитать текст "Сокровенного сказания монголов", описывающий случай умыкания Есугаем Хоелун. "Однажды Анбакай-каган, выдавая свою дочь в Татарское племя Ариут-Буйрут, жившее на реке Уршиун между озерами Буйур и Колен, решил сам ее проводить", - так начинается этот рассказ [5, с. 20]. Далее говорится о том, как восточные татары поймали Анбакай-хана и выдали Китадскому Алтан-кагану, а Анбакай сумел известить об этом своих близких и попросил их отомстить за него. "В это время Есугай-баатур, охотясь по реке Онон, встретил меркидского Еке-Чиледу, сопровождавшего девушку, взятую из племени Олхо-нут. В возке, увидев девушку необычайной красоты, он отправился домой и привел старшего брата Некун-тайджи и младшего брата Даритай-отчигина", - продолжает автор текста [5, с. 21]. И далее идет описание сцены умыкания Хоелун.

Здесь нас должно было бы насторожить непонятное соединение описания двух разных событий и двух разных их участников: Анбакай-хана с дочерью и Есугея, увидевшего Хоелун. На наш взгляд, здесь нет чего-то очень важного, способного объяснить соединение этих двух событий. Вероятно, Есу-гай любил дочь Анбакай-хана, но Анбакай был против их брака. Он хотел через брак своей дочери с представителем татарского племени упрочить с ними союз. Поэтому, когда пришла пора выдавать ее в татарское племя Айрут-Буйрут, он сам решил ее проводить до места, потому что очень опасался того, как бы Есугай со своими братьями и друзьями не отбил бы его дочь по пути к жениху. Однако его жадность и высокомерие обернулись для него самого бедой. "Татары племени Джиун (восточные) его поймали и выдали Китадскому Алтан-кагану". Далее текст мог бы остаться без изменений, так как после предшествующих строк читателю становится все ясно [5, с. 20-21].

Итак, Есугаю было уже 25 лет, до последнего дня он ждал, что дядя Анбакай-хан передумает и позволит ему соединиться с любимой. Но дядя не передумал, а, охраняя свою дочь от него, отдал ее за нелюбимого татарина, да и сам принял мучительную смерть. И тут, как дар судьбы, появляется

меркидский Еке Чиледу со своей невестой Хоелун, что значит "Светлое облако". Сколько же ей было лет?

Судя по тому, как она во весь голос громко причитала и сожалела о судьбе своего бывшего жениха Чиледу в кругу трех мужчин, где один из них должен был стать ее мужем, ей было не более 14 лет, поскольку более взрослая девушка не стала бы так откровенно выражать свои чувства. Когда мы установили точную дату рождения Чингис-хана - как 15 июля 1155 г., можно смело констатировать, что эта сцена разыгралась осенью 1154 г., а точнее 15 сентября 1154 г., потому что время зачатия Темучина должно быть отнесено на месяц позже, ибо в таких случаях соблюдался месячный карантин с отнятой женщиной или с женщиной, находившейся в чужих руках. Свидетельством того, насколько строго это соблюдалось во времена Чингис-хана, может служить сообщение "Сокровенного сказания монголов", где описывается требование Чингис-хана осмотреть тщательным образом состояние Кулан, задержанной на три дня его полководцем Ная осенью 1204 г.

Когда «Ная-нойон доставил Дайр Усуна с Кулан-хатун к Чингис-хану, тогда Чингисхан с гневом обратился к Ная: "Ты почему их задержал? Сейчас же тщательно обследуйте ее тело и выносите приговор!". В это время Кулан-хатун вмешалась и сказала: "Ная говорил: Я великий нойон Чингис-кагана. Давайте вместе доставим твою дочь кагану. Не то в пути без меня вас могут воины обесчестить!" и убедил нас. Если бы мы не встретили Ная, нас могли бы обесчестить. Ай, хорошо, что мы встретили Ная! Прежде, чем допрашивать Ная, если каган соизволит, нельзя ли спросить у тела, рожденного отцом и матерью?...». Чингис-каган одобрил слова Кулан-хатун и в тот же день осторожно испытал ее. Когда обнаружилось, что все обстоит так, как говорила Кулан-хатун, Чингис-каган милостиво ее ласкал. Поняв, что Ная не виноват, он произнес: "А слова-то его оказались правдивыми. Доверю-ка ему большое дело!" [5, с. 161-162]. Отсюда ясно, что отдельные инсинуации по поводу того, что Темучин Чингис-хан якобы был сыном Чиледу, совершенно беспочвенны, как и слухи о том, что старший сын Чингисхана Джучи был "меркитским недоноском".

Итак, установление точной даты рождения Чингис-хана позволяет в монгольской лингвокультурологии выделять такие понятия,

как "половозрастные концепты", что помогает увидеть внутренние причины тех или иных действий героев, диктуемые им значениями концептов их пола и возраста. Например, "тринадцать лет" - это для мальчиков рубеж, с которого они начинают доказывать себе и окружающим свою способность быть воином, умеющим защитить себя и близких, т.е. быть мужчиной, а для девочек - способность быть женщиной; "двадцать пять лет" - это возраст наивысшего расцвета мужчин и женщин: именно в этом возрасте Есугай совершил преступление, выразившееся в отъеме чужой невесты Хоелун, а матушка Хоелун отказалась выполнить завет мужа и выйти замуж за Мунлика ради сохранения права сына Темучина на наследование ханской власти отца и обрекла себя и семью на изгойство. Именно в этом возрасте раб Темучин решился на побег из плена тайджиутов, старший сын Джучи мирно покорил народы Сибири, а младший сын Толуй отличился в войне с Алтан-ханом.

В конечном счете, установление точной даты рождения Чингис-хана, приходившейся на 15 июля 1155 г., дает возможность уточнить дату избрания Темучина Чингис-ханом в июне 1183 г. и тем самым подтвердить слова Рашид-ад-дина о том, что Темучин "до 28 лет жил в бедственном состоянии" [8]. Более того,

это позволяет установить биографию его матери и отца, биографию Тогрила Ван-хана и его окружения [5, с. 215-264], что важно для историографии Монгольской империи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пубаев P.E. "Пагсам-джонсам" - памятник тибетской историографии XVIII в. Новосибирск: Наука, 1981. 272 с.

2. Храпачееский Р.П. Военная держава Чингисхана. М.: Изд-во ВЗОИ, 2004. 557 с.

3. Хора Даван. Чингис-хан как полководец и его наследие. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. 222 с. С. 22.

4. Мэн-да Бэй-лу (Полное описание монголо-татар) / Пер. Н.Ц. Мункуева. М.: Наука, 1975. 283 с. С. 13.

5. Дарваев П.А., Чимитов Г.Г. Сокровенное сказание монголов. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990. 280 с.

6. Pelliot P. Histoire secrete des Mongols. Restitution du texte mongol et traduction française des chapitres I-VI. Okuvres posthukes de Paul Pelliot. I. Paris, 1949. 320 p.

7. Палладий. Си ю цзи, или Описание путешествия на Запад // Труды членов Российской Духовной миссии в Пекине. Т. 4. СПб., 1866. 161 с.

8. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1-3. Т. 1. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 995 с.

9. Конфуций. Уроки мудрости // Сочинения. М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2005. 958 с.

10. Джангар. Калмыцкий героический эпос. М.: Восточная лит-ра, 1990. 473 с.

10 августа 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.