ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
УДК 94(5)
Митин В. В.
ДЖЭБЭ-НОЙОН - ВЫПУЩЕННАЯ СТРЕЛА ЧИНГИС-ХАНА
Статья рассматривает особенности военной деятельности одного из лучших монгольских полководцев Джэбэ-нойона в период масштабных завоевательных походов Чингис-хана в XIII в. Джэбэ, выдвинувшийся благодаря личным военным способностям, одерживал победы над армиями империи Цзинь, государства хорезмшахов, народов Кавказского региона, Руси. Особое внимание в статье обращается на стратегию и тактику монгольского полководца в различных боевых ситуациях: в полевых сражениях, осаде городов, действиях против превосходящих сил противника.
Ключевые слова: Джэбэ, Чингис-хан, Субудай, Тохучар, ту-мен, нукер, нойон, Рашид ад-Дин, Джувейни, Цзинь, хорезмшах.
Монгольские завоевания XIII в., охватившие огромные территории от Тихого океана до Средиземного моря, несмотря на неоднократные обращения к ним историков самых различных времён и стран, не перестают вызывать интерес. И, казалось бы, большинство аспектов, связанных с ними, изучено вдоль и поперёк. Рассмотрены все имеющиеся источники, написаны сотни работ самых разных форматов. Но, тем не менее, их поток не иссякает, различные подходы, новые взгляды порождают и новые исследования. Кроме того, имеются и некоторые проблемы, на которых внимание специалистов не то, чтобы не останавливалось, но до сих пор было недостаточно сконцентрировано. К таковым можно отнести освещение жизни и деятельности полководцев, чьими усилиями и была заслужена слава монгольских туменов.
Конечно, их главные походы, победы и неудачи изучены, но не ставилась задача заострить внимание на особенностях конкретных военачальников, этапах их деяний. Если личность Чингис-хана и его потомков отнюдь не забыты исследователя-
212
ми, то полководцы неаристократического происхождения упоминаются чаще всего лишь в связи с ними.
Одним из таких воителей был Джэбэ-нойон. Джэбэ не назовёшь неизвестным: его имя связано почти со всеми победами «Потрясателя вселенной» Чингис-хана — Китай, Хорезм, знаменитый рейд через Иран, Закавказье, Причерноморские степи вместе с другим великим полководцем — Субудай-багатуром. Однако специальных работ, посвященных Джэбэ, нет. В данной статье сделана попытка осветить хотя бы некоторые аспекты его жизни и военных деяний.
К числу первых вопросов, вызывающих интерес, относится происхождение Джэбэ. Он важен с точки зрения объяснения его дальнейшего возвышения как полководца. Наиболее полным образом об этом свидетельствует иранский хронист и политик конца XIII — начала XIV вв. Рашид ад-Дин, который внимательно изучил и осветил происхождение монгольских племён и родов. Согласно его данным, Джэбэ, изначальное имя которого было Чжиргоадай, происходил из племени бесут, или йисут. Племя это вышло из того же рода Борджигин, откуда пошла ветвь Кият-Борджигин, к которому принадлежал Тэмуджин, ставший впоследствии Чингис-ханом. Правда, в источниках по этому поводу есть противоречие. Рашид ад-Дин указывает, что родоначальником племени бесут был Хитатай-отчигин, или Джучи-Наку1, который был девятым и, как следует из приставки «отчигин», младшим сыном Тумбинай-сечена, прапраправнука основателя самого знаменитого монгольского рода — Бодонча-ра, имевшего, как гласит легенда, божественное происхождение. Шестым сыном Тумбинай-сечена был не менее знаменитый Ха-бул-хан — как говорится в «Сокровенном сказании» (Монгольская летопись 1240 г.) — ведавший всеми монголами1 2 — первый всеобщий хан монголов, основатель государства Хамаг Монгол Улус — великого монгольского государства. То есть род бесут вполне можно отнести к одному из достаточно знатных. Однако при перечислении родов, ведущих к Чингис-хану, в Сокровенном сказании говорится, что у Тумбинай-сечена было два сына: пер-
1 Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М.; Л., 1952. С. 193; Т. 1. Кн. 2. М.; Л., 1952. С. 30.
2 Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.; Л., 1941. С. 84.
213
вый из них — Хабул, а вот Хитатай-отчигина среди них нет. Рашид ад-Дин опирался на официальную историю рода Чингисхана — «Алтан-дэбтэр», не дошедшую до нас. «Сокровенное сказание» было документом неофициальным. Данное несоответствие может быть связано с утратой родом бесут прежнего высокого статуса и перехода его в разряд зависимых.
Косвенно об этом свидетельствует факт, сообщаемый Рашид ад-Дином, что племя йисут (бесут), хотя и относилось к роду нирун, то есть потомкам Бодончара, но было в зависимости от родственного племени тайчиутов, и сам Джэбэ служил нойону тайчиутов Туда (или Тодоге), который был правнуком Хабул-хана и имел высокое положение. Впрочем, сама форма этой зависимости до сих пор вызывает вопросы, поскольку в ней видят иногда рабскую зависимость, а иногда — военно-служебную. Рашид ад-Дин указывает, что Чжиргоадай принадлежал к личным войскам Туда3, а С. А. Козин, переводя текст «Сокровенного сказания», называет Джэбэ крепостным этого тайчиутского нойона4. Возможно, дело здесь в тонкостях перевода текста. Мы видим, что Джэбэ был хорошим воином, для которого война была главным занятием, поэтому речь, скорее всего, идет о военной зависимости.
О различных формах такой зависимости писал известный русский советский монголовед Б. Я. Владимирцов. Он указывал, что целый ряд монгольских племен или ветвей попадал в вассальные отношения к другим родам или их ответвлениям, в результате, главным образом, неудачных войн, но иногда и под влиянием каких-либо других обстоятельств5.
Сказать точно, что племя бесут было именно в такой зависимости, сложно. Сам Б. Я. Владимирцов относит Джэбэ к числу нукеров — воинов-дружинников, родственных по положению древнерусским княжеским дружинникам. Владимирцов подчёркивает, что особенностью монгольского нукера было свободное принятие обязанностей по отношению к своему господину. Так, в качестве примера он приводит судьбу Боорчу (видного сподвижника Чингис-хана), который принадлежал к ари-
3 Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 2. М.; Л., 1952. С. 90.
4 Козин С. А. Указ. соч. С. 119.
5 Владимирцов Б. Я. Монгольский кочевой феодализм // Работы по истории и этнографии монгольских народов. М., 2002. С. 359.
214
стократическому роду арулат и был сыном богатого человека, но свободно выбрал служение Тэмуджину, даже не поставив в известность своего отца. Впрочем, Владимирцов не отрицает, что в нукеры нередко попадали люди из вассальных зависимых племён6. Так что если впоследствии выбор Джэбэ в отношении Чингис-хана был свободен, то это не означает, что он так же свободно выбирал служение тайчиутам.
Немало вопросов вызывает переход Чжиргоадая на сторону Тэмуджина после столкновения с тайчиутами в урочище Койтен в 1201 г. В этом бою, решающем в борьбе за главенство среди монголов рода нирун, Тэмуджин одержал победу, но сам был ранен в шею. Сокровенное сказание сообщает, что через день после битвы к нему прибывают отошедшие от тайчиутов Сорган-Шира и Чжиргоадай. Обращаясь к ним, Тэмуджин спросил — кто прострелил во время сражения шейный позвонок его беломордому саврасому боевому коню? И Чжиргоадай признался, что это сделал он и предложил его либо казнить, либо принять на службу и тогда уж
«Трясины и топи пройду,
С налёту бел-камень пробью,
Мне молвишь: громи, на врага!
Синь-камень я в прах сокрушу.
Назад-ли прикажешь подать,
Я чёрный кремень разнесу».
Искренность воина тронула хана, и «тогда Чингис-хан сказал: "Подлинный враг всегда таит про себя своё душегубство и свою враждебность. Он придерживает свой язык. Что же сказать об этом вот? Он не только не запирается в своем душегубстве и вражде своей, но ещё и сам себя выдаёт головой. Он достоин быть товарищем. Прозывался он Чжиргоадай, а мы прозовем его Чжебе за то, что он прострелил моего Чжебельгу, моего саврасого, беломордого. Ну, Чжебе, мы ещё повоюем пиками-чжебе! Называйся ты теперь Чжебе и будь при мне!"»7.
Есть некоторые сомнения насчёт правильности перевода С. А. Козина слова «Джэбэ» (или «Чжэбэ»), которое, по некото-
6 Владимирцов Б. Я. Указ. соч. С. 383-384.
7 Козин С. А. Указ. соч. С. 120.
215
рым данным, переводится как «наконечник стрелы»8. Именно такую роль, образно говоря, чаще всего и пришлось впоследствии выполнять Джэбэ в войнах Чингис-хана.
Но особый интерес вызывает сам факт перехода. По этому поводу есть разночтения источников. Рашид ад-Дин в одном месте сообщает информацию, схожую с изложенной в «Сокровенном сказании» с некоторыми изменениями — Джэбэ подстрелил коня Чилаун-багатура9. Но в другом месте он сообщает, что вся история с конём произошла во время облавной охоты Тэмуджина, где Чжиргоадай просто случайно оказался в середине облавного круга. В него выстрелил Боорчу — один из видных сподвижников хана. Ответной стрелой Чжиргоадай убил коня, которого Боорчу дал сам Тэмуджин.
В конечно итоге Рашид ад-Дин называет следующую причину отпадения Джэбэ от тайчиутов и его прихода к Чингисхану: племя тайчиут потеряло свою силу, и Джэбэ долго блуждал одиноко по горам и лесам. Когда он увидел, что от этого нет никакой пользы, то по безвыходности своего положения и необходимости явился к Чингис-хану с выражением рабской покорности ему и подчинился10 11.
При сравнении этих версий нужно учитывать, что данные Рашид ад-Дина почерпнуты из официального источника, где, видимо, скрывалось, что Джэбэ сражался против Тэмуджина. Кроме того, есть точка зрения, которая, впрочем, не имеет точного доказательного обоснования, что Джэбэ на самом деле подстрелил не коня, а самого Тэмуджина11. Доказательством участия Чжиргоадая в сражении с Тэмуджином является тот факт, что он явился к нему с повинной и предложением службы, и вряд ли эта повинная связана только с подстреленным конём, поскольку сам Тэмуджин обвиняет его в душегубстве и враждебности, но прощает за искренность, которая служит доказательством верности.
Б. Я. Владимирцов ставит отдельный вопрос по этому поводу: возможна ли свободная смена нукером своего господина —
8 Кручкин Ю. Большой современный русско-монгольский-монгольско-русский словарь. М., 2006. С. 714; Лубсан Данзан. Алтан тоб-чи. М., 1973. С. 117.
9 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 1. С. 181.
10 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 2. С. 90.
11 Храпачевский Р. П. Указ. соч. С. 101.
216
ведь нукер давал клятву верности. А нам известно, что Тэмуд-жин не очень жаловал предателей своего господина. Владимир-цов утверждал, что такие переходы вполне возможны, и они были вполне обычным делом и не порицались, кроме тех случаев, когда этим наносился прямой вред и осуществлялось предательство господина — убийство, выдача, обречение на смерть. Человек, который отказался наносить вред господину, но перешёл на сторону противника, даже заслуживает уважения12.
В случае с Джэбэ, исходя из таких представлений, всё как раз заслуживало уважения. В бою против Тэмуджина он храбро сражался и даже ранил его, и только после боя предложил свою верность новому господину.
Безусловно, межплеменные войны, развернувшиеся среди монголов в конце XII в., всё более усложняли систему межплеменных отношений — слияния и распады, образование новых вассальных связей. Племена, находившиеся в зависимом состоянии, использовали ситуацию, чтобы покончить с этой зависимостью, опираясь на помощь сильных покровителей, поддерживая их в столкновениях, получая за это более высокий статус. Не исключено, что именно этим был вызван переход Чжиргоадая на сторону более сильного Тэмуджина, убивавший сразу двух зайцев — прекращение зависимости и получение нового высокого родового статуса. Можно сказать, что Джэбэ этих целей достиг. У него не было никаких моральных обязательств перед тайчиу-тами, зависимость от которых держалась на силе. Эта сила ослабла, и зависимые роды более ничем не удерживались.
Интересен вопрос о быстром возвышении Джэбэ. За короткий срок он выбился в число крупных военачальников. Рашид ад-Дин сообщает: «А так как он хорошо служил, то сделал его эмиром-сотенным, а так как он оказывал усердие и старание — дал ему должность эмира тысячника. После того Чингис-хан дал ему должность эмира-темника, и Джэбэ долгое время был в услужении при особе Чингис-хана, ходил в походы.. ,.»13.
«Сокровенное сказание», повествуя о возведении Тэмуджина на ханский престол в 1206 г., называет Джэбэ среди тысячников образованного Монгольского государства14. Таким обра-
12 Владимирцов Б. Я. Указ. соч. С. 385.
13 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 1. С. 194.
14 Козин С. А. Указ. соч. С. 158.
217
зом, за пять лет, последовавших за переходом на службу к Тэ-муджину, бывший враг и перебежчик Джэбэ оказался в высших слоях монгольской элиты. Что же повлияло на его быстрое возвышение?
Конечно, источники не дают нам точного ответа и подробного освещения деятельности Джэбэ между 1201 и 1206 гг., но некоторые факты, в них изложенные, позволяют сделать определённые предположения.
Несомненно, Джэбэ должен был доказать свою верность и исполнительность хану делами. Для этого он направляется на самые опасные участки боевых действий. Это, скорее всего, было связано не с недоверием, а с предоставлением возможности проявить себя.
Мы встречаем имя Джэбэ при описании разгрома Тэмуд-жином татар в 1202 г. О его непосредственном участии в сражении данных нет, но известно, что после окончания похода Джэ-бэ и Хубилай были направлены ханом для наказания нарушивших приказ родственников Чингис-хана Алтана, Хучара и Да-ритай-отчигина, начавших собирать добычу до окончательного разгрома татар. Джэбэ и Хубилай по приказу хана отобрали всю захваченную добычу15.
Казалось бы, речь идёт не о боевых заслугах, но сообщение свидетельствует о доверии хана, тем более что наказанные относились к аристократическим родам.
В следующий раз Джэбэ упоминается при освещении событий, вероятно, повлиявших на рост значения Джэбэ как полководца. Речь идёт о разгроме племени найманов, которое было одним из самых могущественных образований в монгольской степи, и находилось на стадии создания государственности. В 1204 г. Тэмуджин начинает войну с найманами, и в авангарде его войска идут Джэбэ и Хубилай. По всей видимости, они использовали тактику, многократно затем используемую в дальнейших походах. Авангард совершает набег на сторожевые посты найманов и после небольшой стычки стремительно отступает, демонстрируя слабость армии Тэмуджина. Рассказывается даже, как в руки найманов попала лошадь одного из воинов Джэбэ, которая была настолько тощая и с плохим седлом, что
15 Козин С. А. Указ. соч. С. 123.
218
найманы укрепились в своей уверенности в превосходстве над Тэмуджином16.
Особо красочно и поэтично передано участие Джэбэ в разгроме найманов, где он, как обычно, командовал частью авангарда. «Сокровенное сказание» повествует, что правитель найманов Таян-хан спросил у своего союзника Джамухи об авангарде Тэмуджина, теснящего передовые отряды найманов, на что тот ответил: «Мой анда Темучжин собирался откормить человеческим мясом четырёх псов и привязать их на железную цепь. Должно быть, это они и подлетают, гоня перед собою наш караул. Вот они, эти четыре пса:
Лбы их — из бронзы,
А рыла — стальные долота.
Шило — язык их,
А сердце — железное.
Плетью им служат мечи,
В пищу довольно росы им,
Ездят на ветрах верхом.
Мясо людское — походный их харч,
Мясо людское в дни сечи едят.
С цепи спустили их. Разве не радость?
Долго на привязи ждали они!
Да, то они, подбегая, глотают слюну.
Спросишь, как имя тем псам четырём?
Первая пара — Чжебе с Хубилаем.
Пара вторая — Чжельме с Субетаем»17.
В результате роль Джэбэ в разгроме найманов была, видимо, значительна. На знаменитом курултае 1206 г. после избрания Тэмуджина ханом всех монголов — Чингис-ханом — Джэбэ не только был официально включён в число 95 тысячников нового монгольского государства, но и отдельно упомянут ханом в числе наиболее верных и исполнительных своих соратников: «А этих вот четверых моих дворовых псов — Хубилая с Чжельме да Чжебе с Субеетаем, когда бывало отправлял в поход, то им молвишь: "Вперёд, на врага!" И кремень они
16 Козин С. А. Указ. соч. С. 144.
17 Там же. С. 147.
219
сокрушат. Назад ли прикажешь подать — хоть скалы раздвинут они, Бел-камень с налёту пробьют, трясины и топи пройдут»18.
Интересна иерархия полководцев Чингис-хана, оформленная в поэтическом изложении «Сокровенного сказания»: «И рассеивались, бывало, все мои тревоги и заботы, когда в надлежащее место я посылал вас, четырёх моих дворовых псов Хуби-лая с Чжельме да Чжебе с Субеетаем, или когда в день битвы около меня четыре моих витязя-кулюка Боорчу с Мухали да Бо-рохул с Чилаун-Баатыром, а впереди, со своими Уруутами и Мангутами, — Чжурчедай с Хуилдаром»19. Здесь явно указаны те функции, которые выполняли в державе Чингис-хана виднейшие полководцы. Основные силы были под командованием Боорчу, Мухали, Борохула и Чилауна; начинали сражение Чжурчедай и Хуилдар, а мобильными группировками, направляемыми в необходимое место сражения или войны вообще, руководили Хубилай, Джелмэ, Джэбэ и Субэдай. Хотя этот состав впоследствии изменился, но полководцы, продолжавшие участие в войнах Чингис-хана, и в дальнейшем оставались на указанных ролях.
При создании нового государства кочевого типа Чингисхан старался преодолеть племенную обособленность, и потому перемешивал в образованных тысячах представителей различных племен20. Однако наиболее сплочённые и проявившие себя в сражениях отряды могли оставаться в прежнем составе. Именно такой была оставлена тысяча Джэбэ. «"Пусть равно также и Чжебе с Субеетаем начальствуют над теми тысячами, которые они стяжали своими собственными трудами" — сказал он (Чин-гис-хан)»21.
Полководческий талант Джэбэ разворачивается в полной мере во время войны с империей чжурчжэней Цзинь. Именно здесь в наибольшей степени проявляются его способности принимать нестандартные и эффективные решения.
18 Козин С. А. Указ. соч. С. 163.
19 Там же.
20 «Тысяча» в державе Чингис-хана представляла собой не чисто воинское подразделение, а военно-административную единицу, т. е. группу населения, кочевавшую на определённой территории и поставлявшей примерно тысячу воинов при мобилизации.
21 Козин С. А. Указ. соч. С. 168.
220
Именно он командовал разведывательным рейдом, прощупывая пограничные укрепления цзиньцев ещё за год до начала масштабного вторжения. Империя, почувствовав угрозу из степи, начала строительство крепостей и других оборонительных укреплений. Джэбэ наскочил на одну из таких крепостей, видимо, не зная о её существовании. Однако сумел быстро сориентироваться и, нанеся внезапный удар, прорвал оборону и углубился на территорию противника22.
В следующем 1211 г. началось нашествие монголов на Цзинь всеми силами. Чингис-хан максимально использовал лучшие качества Джэбэ — умение действовать автономно, инициативно и быстро.
Ему была выделена отдельная группировка со своей конкретной задачей: в то время как основные силы во главе с Чин-гис-ханом двинулись к Западной столице Цзинь — Датуну, Джэбэ должен был нанести быстрый удар по Восточной столице — Дунцзину (ныне Ляоян). Зная о подавляющем превосходстве армий чжурчжэней, Чингис-хан таким образом, вероятно, хотел растянуть силы противника23. Т. е. удар Джэбэ носил отвлекающий характер, но при этом был достаточно рискованным. Силы Джэбэ были невелики, и он мог быть отрезан от основных сил. Быстрота действий была залогом успеха. Различные источники почти одинаково описали этот успех Джэбэ, хотя есть некоторые отличия. Китайский источник времён монгольской династии Юань сообщает, что «Джэбэ осадил Восточную столицу и принуждён был отступить без успеха, но, возвратившись ночью, снова напал неожиданно и таким образом взял город»24. «Сокровенное сказание» даёт схожую, но более развернутую информацию. По его сообщению, Джэбэ после неудачного штурма отступил на приличное расстояние, чтобы ввести противника в заблуждение — видимо, чжурчжэни уже не очень верили в притворные отступления — монголы отступили на шесть дней пути или, по сообщению Рашид ад-Дина, на 50 фарсангов, т. е. примерно 275 км. И когда в Восточной столице уже успокоились, Джэбэ, оставив весь обоз, на свежих заводных лошадях
22 Бичурин И. История первых четырёх ханов из рода Чингисова / / История монголов. М., 2008. С. 35.
23 Храпачевский Р. П. Указ. соч. С. 289.
24 Бичурин И. Указ. соч. С. 43.
221
стремительно и неожиданно подошёл к городу и взял его сходу. Однако тот же Рашид ад-Дин отмечал, что Джэбэ организовал это притворное отступление, не приступая к осаде города вообще, и в этом можно видеть желание скрыть первоначальную неудачу Джэбэ25. Тем не менее, приказ Чингис-хана был выполнен, а инициативность полководца окончательно определила его основную роль в завоевательных походах — роль командира автономно действующих мобильных подразделений для выполнения заданий особой важности и трудности.
После данной операции Джэбэ вернулся к Чингис-хану и возглавил передовой отряд, который должен был прорвать пограничные укрепления по направлению к Западной столице. Его быстрое продвижение позволило окружить и взять Датун26.
Затем, достигнув хорошо укреплённой крепости Цзюй-юн-гуань, имевшей сильный гарнизон, Джэбэ притворным отступлением выманил цзиньское войско из крепости. Это войско, состоявшее в основном из отрядов различных кочевых племен, увлеклось преследованием и попало под удар, с одной стороны, развернувшего свои силы Джэбэ, а с другой — основной армии самого Чингис-хана. Цзиньская армия была разгромлена, а крепость взята отрядом Джэбэ27. В результате монгольские войска вышли к Средней столице империи — Чжунду (на территории современного Пекина). Таким образом, действия корпуса Джэбэ, который перебрасывался на важнейшие направления, позволило нанести серьезные поражения Цзинь уже в начале кампании в Китае и захватить её главные города. Помимо разгрома войск противника и взятия городов, корпус Джэбэ своими решительными действиями повлиял на процесс внутреннего распада империи. Так, рейд к Дунцзину спровоцировал мятежи в восточной части империи и привёл к образованию здесь политического образования Ляо во главе с Елюй Люгэ, который объявил о своём союзе с монголами28.
Источники не содержат сведений об операциях Джэбэ против Цзинь после 1212 г. Едва ли он сидел без дела, но, воз-
25 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 2. С. 165.
26 Храпачевский Р. П. Указ. соч. С. 291.
27 Козин С. А. Указ. соч. С. 179.
28 Храпачевский Р. П. Указ. соч. С. 294.
222
можно, его корпус был включён в состав войск, возглавляемых Джучи или другими сыновьями великого хана.
Ещё один важный эпизод военной деятельности Джэбэ раскрывает иную сторону его дарований полководца — достижение победы без применения военной силы. После разгрома Чин-гис-ханом найманов их остатки во главе с сыном Таян-хана Куч-луком ушли на территорию государства кара-киданей — народа, родственного монголам, где в 1211 г. ему удалось захватить власть. До этого момента кара-кидани держали под контролем значительную часть Средней Азии. Переход власти в государстве кара-киданьских гурханов в руки Кучлука Чингис-хан, помимо личного отношения к давнему врагу, воспринимал как опасность с фланга его армиям при завоевании Китая. Джэбэ, как полководец, обладавший умением действовать автономно, прекрасно подходил для выполнения задачи по ликвидации Кучлука.
«Сокровенное сказание» сообщает, что Чингис-хан направил Джэбэ для преследования Кучлука сразу после курултая 1206 г.29 Кучлук в это время был среди участников, возможно, последнего союза остатков монгольских племен, пытавшихся бороться против гегемонии Чингис-хана, включавшего кроме найманов уже неоднократно разгромленных меркитов. Союз этот был разгромлен, но точных сведений об участии в этом разгроме Джэбэ нет.
В 1218 г. Джэбэ, получив в своё распоряжение 20 тыс. воинов, был направлен в государство кара-киданей с поручением разгромить и уничтожить Кучлука. Хорезмский историк середины XIII в. ан-Насави, впрочем, говорит, что слава победителя Кучлука принадлежит Джучи — сыну Чингис-хана30, но все прочие источники единодушно называют Джэбэ.
При иных обстоятельствах Джэбэ мог встретить серьёзное сопротивление со стороны кара-киданей при прямом военном столкновении, но он использовал ошибки государственной политики своего противника.
Кучлук, возможно, являвшийся христианином (среди найманов было распространено христианство несторианского толка), начал притеснение мусульманского большинства в госу-
29 Козин С. А. Указ. соч. С. 158.
30 Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Жизнеописание султана Джа-лал ад-Дина Манкбурны. М., 1996. С. 47-48.
223
дарстве кара-киданей, облагая их большими поборами и притесняя в религиозном плане31. Воины Кучлука были размещены в домах мусульман, которые были обязаны их содержать.
Проведя разведку, Джэбэ выяснил, что население в государстве кара-киданей ненавидит Кучлука, и использовал это. Он объявил, что каждый человек может придерживаться своей веры и хранить путь своих предков. Монгольское войско ещё не успело войти в соприкосновение с противником, как Кучлук обратился в бегство. Все его воины, находившиеся на постое в городах по домам мусульман, были уничтожены. Монголы преследовали Куч-лука, и повсюду, где бы он ни останавливался, его гнали с места. В конце концов, он сбился с пути среди гор в пределах Бадахшана, монголы его схватили в ущелье, которое называют Сарыколь, и убили32. Результат более чем впечатляющий: при практически отсутствии потерь противник был уничтожен, а огромная область добровольно признала власть монголов.
Джэбэ, известив о победе Чингис-хана, сообщил о выполнении давнего долга: за когда-то убитого беломордого коня великого хана в битве при Койтене он возвращает ему тысячу таких беломордых из пределов кара-киданей. Но Чингис-хан послал наставление удачливому полководцу, чтобы тот не кичился столь крупной победой, «ибо мы захватили их благодаря спеси Он-хана, Таян-хана, Кушлук-хана и других»33. Тем не менее, очевидно, что в глазах «Потрясателя вселенной» Джэбэ приобретает всё больший вес как полководец.
В последовавшем затем походе монголов на государство хорезмшахов, начавшемся в 1219 г., имя Джэбэ особенно не звучит. Это вызвано тем, что он действует в составе армии, возглавляемой самим великим ханом, и, конечно, его заслуги, если таковые имелись, были в тени побед Чингис-хана. Можно предположить, что под непосредственным командованием хана Джэбэ участвует в штурме Бухары весной 1220 г. Именно после взятия Бухары великий хан отправляет Субудай-багатура и Джэбэ в погоню за хорезмшахом Мухаммедом34.
31 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 2. С. 183.
32 Там же.
33 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 1. С. 194.
34 Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Указ. соч. С. 84.
224
Этот знаменитый рейд двух знаменитых монгольских полководцев становится вершиной военной карьеры Джэбэ. Безусловно, отправка именно Джэбэ и Субудая объясняется тем, что они привыкли действовать в авангардах, в отрыве от основных сил, отличались быстротой продвижения и разнообразием тактических приемов.
Несмотря на то, что поход хорошо описан в различных трудах, некоторые вопросы при его изучении всё-таки возникают. К ним можно отнести определение цели похода, вопрос о главенстве среди его командиров.
Первоначальная задача была поставлена просто, хотя, по свидетельству источников, красочно. Ибн аль-Асир сообщает: «Чингис-хан — да проклянёт его Аллах — порешил отрядить 20000 всадников, сказав им: "Отыщите Хорезмшаха, где бы он ни был — хотя бы он зацепился за небо — пока не настигните и не схватите его"»35. Рашид ад-Дин вкладывает в уста великого хана более многословную речь: «Заклинаю вас мощью великого Господа, не возвращайтесь назад, пока вы его не захватите. Если он изнеможет от вас и с несколькими людьми укроется на крутой горе или в тесной пещере, либо скроется от людских очей подобно пери, вы должны врезаться в его области подобно сильному ветру и всем, кто явится вам с покорностью, окажите поощрение и дайте охранную грамоту и поставьте им правителя, а каждого, кто будет дышать неповиновением и противодействием, уничтожьте!»36.
На решение поставленной задачи отводилось максимум три года. Приоритетом является именно захват хорезмшаха, для чего категорически запрещалось отвлекаться на грабеж, осады и сражения. Однако одновременно ставилась задача проведения глубокой разведки, обеспечивающей будущие завоевания. Если допустить, что слова, вложенные в уста Чингис-хана Рашид ад-Дином, не являются сочинёнными после произошедших событий, то маршрут продвижения монгольского отряда был заранее указан великим ханом — проход через Иран и затем возвращение через Дешт-и-Кипчак, куда можно было попасть,
35 Летопись Ибн аль-Асира / / Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. СПб., 1884. С. 11.
36 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 2. С. 209.
225
только перевалив через горы Кавказа. Хан указал, что за ними следом пойдут основные силы монгольской армии37.
Для выполнения цели Субудай-багатур и Джэбэ получили по тумену (по 10 тыс. воинов). Источники не сообщают прямо, кто являлся главенствующим в этой паре, однако указывается, что передовой дозорный тумен возглавил Джэбэ, а следом за ним шел Субудай. Возможно, по статусу Субудай-багатур был выше, как фигура более значимая в окружении Чингис-хана. Но это диктовалось и особенностями самих полководцев. Для Джэбэ была привычна роль командующего передовым отрядом, так что говорить о командовании кого-либо из них сложно. Тем более, что есть некоторые свидетельства, указывающие наоборот на главенство Джэбэ. Так описывая сражение с грузинским войском, Рашид ад-Дин сообщил: «Грузины вышли в большом количестве на войну. Джэбэ послал на них Субэдая с войском..»38 Другим косвенным свидетельством главенства Джэбэ является биография Исмаила (одного из соратников Джэбэ) в Юань Ши (Истории династии Юань), где в рассказе об участии героя в Западном рейде упоминается только Джэбэ39. Впрочем, это может объясняться и другими факторами. Но вот, например, более поздняя монгольская летопись Лубсан Данзана «Алтан тобчи», упоминая вкратце о западном рейде, называет только имя Субу-дай-багатура40.
Р. П. Храпачевский пишет, что отдельные корпуса, отправляемые для автономных действий, чаще всего состояли из двух-трех туменов во главе со старшим из их командиров. Приведя в качестве примера рейд Субудая и Джэбэ, он, однако так и не назвал среди них старшего. Так что возможно в данном случае мы имеем дело с исключением, и оба нойона имели в этом рейде равные права. Казалось бы, это нарушает принцип единоначалия и грозит разногласиями в таком дальнем рейде, но источники не сообщают о чем-то подобном. О равенстве полномочий может свидетельствовать тот факт, что нередко Джэбэ и
37 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 2. С. 209.
38 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 1. С. 194.
39 Выдержки из Юань Ши / / Храпачевский Р. П. Военная держава Чингисхана. М., 2005. С. 521-522.
40 Лубсан Данзан. Алтан тобчи. М., 1973. С. 228.
226
Субудай шли по собственным отдельным маршрутам, соединяясь по необходимости.
Ещё один неясный момент связан с наличием отправленного позже третьего тумена во главе с Тохучар-нойоном. Рашид ад-Дин указывает, что он был отправлен вслед Джэбэ и Субу-даю41, но в дальнейшем при описании рейда это имя ни разу не упоминается. Р. П. Храпачевский, ссылаясь на некоторые источники42, утверждает, что Тохучар был убит осенью 1220 года при осаде иранского города Нишапура, и потому не участвовал в западном рейде43. По данным же «Сокровенного Сказания», в самом начале рейда Тохучар нарушил приказ Чингис-хана, был приговорен к смертной казни, затем помилован, но отстранен от командования44. В любом случае, Джэбэ и Субудай, скорее всего, проводили рейд только силами своих двух туменов.
Не вдаваясь в хорошо известные подробности рейда, заострим внимание на роли в нем именно Джэбэ. Выполняя приказ о безостановочном преследовании хорезмшаха, монгольские войска вступили на территорию Ирана. Здесь полководцы разделились: Субудай продвигался вглубь по направлению к Тегерану — возможно, чтобы отрезать хорезмшаху пути отступления в южные районы своего государства, а Джэбэ устремился вдоль побережья Каспийского моря непосредственно по следам «опоры веры». По данным Рашид ад-Дина, именно Джэбэ получил информацию о смерти хорезмшаха Мухаммеда на одном из островов Каспийского моря и захватил его гарем45. Первая задача была выполнена, и, как можно видеть, без особых проблем.
Прорываясь через Кавказские горы, минуя Железные ворота (Дербент), вступив в схватку с аланами и половцами в степях Северного Кавказа, выдержав сражение с русскими и половцами на Калке, монголы постоянно имели дело с превосходящим по силе противником и одерживали победы. Немалую роль в них, не преуменьшая значения Субудай-багатура, сыграл Джэбэ.
Если в Иране монголам пришлось в основном иметь дело с укрепленными городами, многие из которых сдавались без
41 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 2. С. 209.
42 Джувейни Ала-ад-Дин. Чингисхан. История завоевателя мира. М., 2004. С. 117.
43 Храпачевский Р. П. Указ. соч. С. 326.
44 Козин С. А. Указ. соч. С. 187.
45 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 2. С. 212.
227
боя, устрашённые судьбой поселений, осмелившихся сопротивляться, то в Закавказье монгольская конница столкнулась с сильным противником в непривычных для себя условиях. Грузинский царь Григорий IV Лаша, сын царицы Тамары, не собирался покоряться захватчикам, располагая сильной армии. В результате монголам пришлось дважды вступать в бой с воинственными грузинами. Первое сражение произошло в декабре 1220 г. Зная, что противник располагает большими силами, Джэбэ и Субудай облегчили решение этой проблемы способом, который часто использовался монгольскими военачальниками при отсутствии подкреплений. Перед походом в Грузию они присоединили к своим туменам отряды курдов, тюрок во главе с неким Акушем, невольником правителя Азербайджана Узбека, признавшего власть монголов. Именно эти отряды монголы бросили в бой против сильного грузинского войска. Они были разгромлены, но свою задачу выполнили — утомили и ослабили грузин, после чего последние были разбиты основной монгольской армией46. Хотя столкновение принесло монголам победу, но идти вглубь грузинских земель они в этот раз не рискнули. В следующий раз монголы использовали другой свой излюбленный прием. Осенью 1221 г., встретив намного превосходящее по численности грузинское войско, Джэбэ, по свидетельству Рашид ад-Дина, направил Субудая в атаку, а сам с пятитысячным отрядом укрылся в засаде. Когда Субудай обратился в притворное бегство, и обрадованные грузины устремились ему вслед, рассыпав строй, Джэбэ нанёс внезапный удар с фланга, и грузинское войско потерпело страшное поражение47, был тяжело ранен и сам Григорий IV.
На Северном Кавказе, сумев рассорить аланов и половцев, монголы разбили своих противников по частям, используя не военную силу, а дипломатию. Но в какой степени здесь заслуга Джэбэ, сказать сложно. Р. П. Храпачевский полагает, что как дипломат Субудай был значительно искуснее48.
Битва на Калке, произошедшая в мае 1223 г., стала для уже изрядно утомлённого монгольского отряда серьёзным испытанием. Однако она же предоставила полководцам Чингис-хана
46 Летопись Ибн аль-Асира. С. 15.
47 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 2. С. 228.
48 Храпачевский Р. П. Указ. соч. С. 329.
228
ценную информацию. Впервые монголы столкнулись с европейской армией, которая, к тому же, имела немалый опыт битв с кочевниками, и одержали безусловную победу над ней, даже уступая численно. Нет, опять-таки, точных данных о вкладе в победу каждого из командующих. Но можно не сомневаться, что за трёхлетний период походов и сражений они достигли высокого уровня взаимодействия. Подчёркивая роль Джэбэ в этом сражении, «Юань Ши» сообщает, что он приказал доставить пленного князя Мстислава старшему сыну Чингис-хана Джучи, после чего тот был казнён49. История, явно придуманная по части фактов, но как иллюстрация роли Джэбэ интересная.
Завершение рейда Субудая и Джэбэ, однако, не было триумфальным — попытка попробовать силы Булгарского царства оказалась весьма неудачной. Но это и не удивительно. Беспримерный четырёхлетний поход, в ходе которого было проведено немало тяжелых сражений и понесено потерь, ослабил отряд. Волжские булгары же хорошо использовали своё знание местности и в какой-то степени применили тактику, свойственную самим монголам — заманили их в засаду и нанесли поражение. О тяжести этого поражения судить объективно трудно. Ибн аль-Асир упоминает о разгроме отряда Джэбэ и Субудая волжскими булгарами, заманившими их в засаду, после чего, дескать, уцелели немногие50. Однако, полный разгром монголов другими источниками не подтверждается, хотя сам факт больших потерь вполне может быть достоверен.
Возможно, поход, принёсший славу Джэбэ наряду с Субу-даем, подорвал и его силы. Не исключено, что он был ранен в сражении с булгарами, хотя это лишь предположение. Во всяком случае, больше мы не встречаем явных свидетельств его военной деятельности. Нет и определенной даты смерти полководца. Рашид ад-Дин приводит сообщение о том, что уже после смерти Чингис-хана в 1227 г. и избрания Угэдэй-кагана в 1229 г. Джэбэ и Субудай засвидетельствовали новому главе империи своё почтение.51 «Сокровенное сказание» датирует начало похода на Цзинь нового монгольского кагана Угэдэя, в котором Джэбэ
49 Выдержки из Юань Ши. С. 522.
50 Летопись Ибн аль-Асира. С. 27-28.
51 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 1. С. 98.
229
ведет передовой отряд52, 1231 г., но это явно пересказ события времён вторжения в Китай Чингис-хана 1211 г. Скорее всего, наиболее вероятную на этот счёт информацию содержит «Юань Ши», которая сообщает, что после возвращения войска из Западного рейда Джэбэ умер53 54. Т. е. это произошло в 1224 или 1225 гг.
Походы монголов с участием Джэбэ-нойона
Хотелось бы затронуть ещё один аспект, без которого характеристика выдающегося монгольского полководца будет неполной. Может показаться, что при исследовании личности нашего героя возникает чувство восхищения его деяниями. И если говорить о военной деятельности как искусстве, то для этого есть основания. Однако эта форма деятельности редко приносит людям радость. Вызывает уважение фигура воина, защищающего свою землю и свой народ. Однако это не относится к Джэбэ, как и многим другим полководцам Чингис-хана. Он — завоеватель, и, как свидетельствуют источники, завоеватель жестокий по отношению к завоёванным.
52 Козин С. А. Указ. соч. С. 192.
53 Выдержки из Юань Ши. С. 522.
54 Татаро-монголы в Азии и Европе. Сб. статей. М., 1977.
230
Рашид ад-Дин писал свой труд по заказу монгольского ильхана Ирана и потому не слишком подробно описывал последствия завоеваний монголов. Но даже он, пусть и ограничиваясь шаблонными формулировками, не скрывал характера действий по отношению к населению захваченных городов. Это в полной мере касается и его описания рейда Джэбэ и Субудая.
Он повествует, что подойдя к городу Завэ, монголы потребовали фуража, но получили отказ. Поскольку монголы торопились, они сначала не стали задерживаться и проследовали дальше, но жители города стали бить в барабаны им вслед и насмехаться. Монголы вернулись, штурмовали город три дня, взяли его и всех перебили55.
Субудай прибыл в Хабушан и вследствие отсутствия благорасположения местного населения учинил там большое избиение56. Жители другого города Ирана, Туса, упорствовали. По этой причине в этой области они учинили чрезмерное избиение населения и грабёж57.
Когда Джэбэ и Субэдай приступили к завоеванию Ирака, то сначала взяли Хар и Семнан, оттуда они вышли к городу Рею и учинили там избиение и грабёж. Отсюда двинулись на Кум, где перебили всех тамошних жителей, а детей увели в полон. Оттуда они прибыли в Зенджан и там перебили население вдвое больше, чем в других городах, не оставив ни одного жителя в этой стране58.
Если Рашид ад-Дин отделывался общими повторяющимися словами — «избиение» и «грабёж», то Ибн аль-Асир достаточно подробно и ярко рисует картину зверств монголов в городах, оказавших сопротивление.
«Прибыв к Бейлекану, они осадили его: тогда жители его стали просить о присылке человека, с которым они могли бы заключить мир. Они (татары) отправили к ним посланником одного из своих старшин и предводителей, но жители города убили его. Тогда татары подошли к ним, сразились с ними и взяли город штурмом... Наложили они меч на жителей, и не осталось ни малого, ни великого и не единой женщины. Они
55 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 2. С. 210.
56 Там же. С. 211.
57 Там же.
58 Там же. С. 227.
231
распарывали даже утробы беременных и убивали зародыши, насиловали женщин, а потом убивали их.. .»59.
Ибн аль-Асир указывает, в отличие от Рашид ад-Дина60, что при взятии Казвина только жителей этого города было убито 40 тыс. чел.61 При осаде крепости Мерага (Иранский Азербайджан) монголы, встретив сильное сопротивление, ставили в штурмующие колонны пленных мусульман и заставляли лезть на стену и сражаться, убивая при попытке отступить. Когда город был взят, началось поголовное истребление жителей, и многие попрятались. Тогда монголы применили ещё одну хитрость: пленные должны были ходить по улицам и кричать громко, что монголы уже ушли. Вышедших же убивали62.
Можно конечно сказать, что Ибн аль-Асир, лично ненавидевший монголов, мог приписать им особенные зверства, но в целом и другие свидетельства подтверждают массовые убийства населения.
Можно ли это объяснить природным зверством монголов-кочевников и их командиров, не видевших ценности человеческой жизни и убивавших чуть ли не из удовольствия?
Если отойти от банальности, что Джэбэ, как и прочие, сын своей эпохи и своего народа, можно сказать, что дело было скорее не в присущей имманентно монголам свирепости, а своеобразном рациональном подходе.
С точки зрения Р. П. Храпачевского, террор был средством дипломатического давления — после «вырубания» одной области послам монголов было куда легче «договориться» с её соседями, точнее, заставить выполнить свои требования. К такому же рациональному объяснению он относит месть за потери при осаде городов, особенно если погибал видный военачальник, как это было с Нишапуром, под стенами которого погиб Тогачар-багатур, или с Бамианом, где погиб любимый внук Чингис-хана Мутуген63.
59 Летопись Ибн аль-Асира. С. 23.
60 Рашид ад-Дин сообщает, что при взятии упорно оборонявшегося Казвина с обеих сторон погибло 50 тыс. человек (см.: Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 2. С. 227).
61 Летопись Ибн аль-Асира. С. 15.
62 Там же. С. 18.
63 Храпачевский Р. П. Указ. соч. С. 269.; Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 2. С. 219.
232
О рациональном подходе говорит и чётко прослеживавшаяся система — сдавшиеся, проявившие покорность, платили дань, и их не трогали. Сопротивлявшиеся уничтожались без жалости. Не имея возможности оставлять гарнизоны, монголы считали опасным оставлять в тылу не покорившиеся города и территории. Если же покорность проявлена и получено необходимое, то убийств и грабежей почти не было, тоже исходя из практичных соображений — оставлялись важные точки снабжения на коммуникациях и в дальнейшем объекты эксплуатации. Нарушение же договора о покорности снимало вопрос о доверии городу. Если он восстал, а потом вдруг вновь заявил о покорности — пошдды больше не было, как это произошло с Хамаданом (город в западной части Ирана), который сначала признал власть монголов, а затем там был убит монгольский наместник, и последующие извинения и заверения в покорности уже не помогли64.
При этом монголы предупреждали жителей вражеских городов обо всех последствиях сопротивления. Так, когда Джэбэ и Субэдай дошли до Нишапура в Иране, они потребовали подчинения и снабжения фуражом. Джэбэ их предостерёг, чтобы они воздержались от сопротивления воде и огню: «Когда бы ни прибыло монгольское войско, вы тотчас устройте торжественную встречу и не полагайтесь на прочность стен и на свою многочисленность и вооружение, дабы сохранить и уберечь свои дома и домашних». Монголы дали им грамоту уйгурского письма за алой тамгою и копию Чингисханова ярлыка, смысл содержания которого был таков: «Да ведают эмиры, вельможи и подданные, что всю поверхность Земли от восхода солнца до захода господь всемогущий отдал нам. Каждый, кто подчинится нам — пощадит себя, своих жён, детей и близких, а каждый, кто не подчинится и выступит с противодействием и сопротивлением, погибнет с жёнами, детьми, родичами и близкими ему!»65.
Это означало покорение, зависимость, последующую эксплуатацию, но Джэбэ, как и все монгольские военачальники, полагал всё это справедливым, так же как и жесточайшие кары за нарушение покорности. То есть не было жестокости того же Джэбэ ради неё самой, была кара, справедливая с точки зрения
64 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 2. С. 228
65 Там же. С. 211.
233
монголов. Другое дело, что у вырезаемого поголовно населения, стремившегося сохранить свою независимость, была своя справедливость, и всё решала сила.
Джэбэ — полководец первой волны монгольских военачальников империи. Он именно полководец Чингис-хана, командовавший в основном войсками, состоявшими из монголов. Последующие командующие, лишённые авторитета Чингиса над собой, руководившие уже смешанными силами, выдвигавшиеся часто уже не за личные заслуги, представляли уже другую формацию.
Слава Джэбэ способствовала выдвижению всего его рода, статус которого ранее, как мы помним, не был значительным. Рашид ад-Дин сообщает о его близком родственнике, приобретшем и собственную славу, но выдвинувшемся благодаря заслугам Джэбэ — Байджу или Бачу-нойоне, ставшем темником и закрепившем господство монголов на части территории Малой Азии и в Закавказье. Впрочем, эта слава его и подвела — стал слишком заноситься, не будучи всё-таки родовитым, и был казнён по приказу Хулагу, внука Чингис-хана. Но его сын продолжил военную карьеру66.
Младший брат Джэбэ, Мунгэду-Саур находился на службе у Тулуя, сына Чингис-хана, а его дети были в личной гвардии Хулагу. Дети самого Джэбэ также продолжили службу чингизидам на различных постах67, хотя славы своего отца достичь не удалось никому.
Джэбэ при всех своих выдающихся военных дарованиях едва ли бы мог выбиться в верхушку политической элиты Монгольской империи. Его трудно представить в роли администратора, управителя областей. Джэбэ получил имя, которое очень удачно ему соответствовало. Вся его жизнь как полёт стрелы, которая, как известно, не может остановиться на время. Он постоянно был на переднем крае, во главе передовых отрядов своего хана. Он был именно наконечником стрелы в колчане Чингис-хана и за пределы этого назначения не выходил. И как только сила полёта иссякла, он умер.
В заключение хотелось бы упомянуть об отношении Чингис-хана к своему полководцу, которое хорошо отражает обращение, вложенное в уста великого хана в монгольском поэтиче-
66 Рашид ад-Дин. Указ. соч. Т. 1. Кн. 1. С. 99.
67 Там же. С. 195.
234
ском произведении XIII в. «Беседа мальчика-сироты с девятью орлуками Чингис-хана»:
«Пламенеющий тэнгри, августейший владыка Повеленье сказал, обращаясь к бэсутскому Джэбэ:
"Ты, моя выпущенная стрела, что скользнёт безвозвратно к врагу, подобному скале;
Ты, мой сизый ястреб, бросающийся на завистников, если увидишь их;
Ты, мой железный гарпун, безленостно действующий в предпринятых трудных делах;
Ты, мой Джэбэ, можешь быть мягким как шёлк и во всём быть таким..." »68.
Источники
Бичурин И. История первых четырех ханов из рода Чингисова / / История монголов. М., 2008.
Джувейни Ала-ад-Дин. Чингисхан. История завоевателя мира. М., 2004.
Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.; Л., 1941.
Летопись Ибн аль-Асира / / Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. СПб., 1884. Лубсан Данзан. Алтан тобчи. М., 1973.
Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1-2. М.; Л., 1952. Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны. М., 1996.
Литература
Владимирцов Б. Я. Монгольский кочевой феодализм / / Работы по истории и этнографии монгольских народов. М., 2002. Иванин М. И. О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и среднеазиатских народов при Чингис-хане и Тамерлане. СПб., 1875.
Кручкин Ю. Большой современный русско-монгольский-монгольско-русский словарь. М., 2006.
Татаро-монголы в Азии и Европе. Сб. статей. М., 1977.
68 Лубсан Данзан. Указ. соч. С. 178.
235
Храпачевский Р. П. Военная держава Чингисхана. М., 2005.
Митин Валерий Владимирович, старший преподаватель кафедры всеобщей истории и регионоведения (Псковский государственный университет, г. Псков, Россия); e-mail: rumata68@mail.ru
Jebe-noyan —the Discharged Arrow of Genghis Khan
The article reviews the features of military activities of one of the best Mongol generals Jebe-noyan during the rule of Genghis Khan in the XIII century. Jebe, who raised thanks to his personal military abilities, won a victory over the armies of the Empire of Jin, the Khwarazmian Empire, the peoples of the Caucasus, and Rus. Special attention is paid to the strategy and tactics of the Mongol generals in various combat situations: in field battles, the siege of cities, actions against superior forces of the enemy.
Key words: Jebe, Genghis Khan, Subutai, Tohuchar, tumen, nuker, noyan, Rashid al-Din, Juvayni, Empire of Jin, Khwarazm Shah.
Valeriy Mitin, Senior Lecturer of the Department of World History and Area Studies (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: rumata68@mail.ru
236