ИНФОРМАЦИОННОЕОБОЗРЕНИЕ
В декабре 2009 года был проведен второй Всероссийский слет молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы. Ниже публикуются тексты доклада заместителя директора ФСИН России В. П. Большакова и выступления в заключительный день работы слета директора ФСИН России А. А. Реймера.
Заместитель директора ФСИН России В. П. БОЛЬШАКОВ
Уважаемые участники совещания!
Прежде всего, хочу выразить слова искренней благодарности и признательности нашим гостям, которые нашли возможность принять участие в работе второго Всероссийского слета молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Всероссийский слет является итоговым мероприятием в уголовно-исполнительной системе в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации о проведении в 2009 году в Российской Федерации Года молодежи.
Программа Года была насыщенной. Проведенные фестивали, конкурсы, слеты, встречи, круглые столы, научно-практические конференции в своем большинстве прошли на хорошем организационном уровне, интересно и полезно.
Конечно, проект «Год молодежи» был призван стать своеобразным катализатором активизации позитивных процессов в работе с молодежью. В дальнейшем молодежная политика в системе должна осуществляться, может быть, не в столь концентрированном и «пафосном» варианте, но не менее, а, напротив, более системно и успешно, в том числе в большей степени востребуя собственно огромный потенциал молодежной социальной активности в решении стоящих задач.
В настоящее время в уголовно-исполнительной системе работает свыше 346 тыс. человек, каждый третий из них - молодежного возраста, то есть до 30 лет. Среди ваших сверстников 18 - проходят службу в должности начальника учреждения (14 начальников исправительных колоний, 2 начальника следственных изоляторов, 2 начальника воспитательных колоний) и 328 - заместителя начальника учреждения, что составляет 1,7 и 7 % соответственно от всего руководящего состава. Конечно, данные цифры ничтожно малы.
О,Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2 - 2010 [email protected] www.orfsin.ru
Исходя из этого, в повестку дня сегодняшнего заседания мы внесли для обсуждения следующие вопросы: проблемы адаптации молодежи на службе, активного ее привлечения к проведению преобразований в уголовно-исполнительной системе, развития творческого и профессионального потенциала молодежи, духовного и нравственного воспитания.
В результате совместной работы на протяжении трех дней мы с вами должны выработать общие подходы к решению наиболее сложных и актуальных проблем, определить болевые точки, на которых в первую очередь надо сосредоточить внимание. И, конечно, мы очень рассчитываем на вашу активность.
Ценность нашей встречи состоит еще и в том, что в зале находятся представители не только всех регионов страны, но и практически всех служб системы, что дает уникальную возможность обеспечить рассмотрение самого широкого спектра вопросов.
Остановлюсь еще на одном важном аспекте - это наша с вами профессиональная деятельность.
На сегодняшний день в состав уголовно-исполнительной системы входят: 755 исправительных колоний, 225 следственных изоляторов и 164 помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов при колониях, 7 тюрем, 62 воспитательные колонии для несовершеннолетних. В учреждениях УИС содержится около 880 тыс. человек, в том числе около 70 тыс. женщин. При женских колониях имеется 12 домов ребенка, в которых проживает более 800 детей.
Действующее российское законодательство, Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Синодальным отделом Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учрежде-
ниями позволили наладить во всех субъектах Российской Федерации конструктивную работу территориальных органов ФСИН России и епархиальных управлений РПЦ. В учреждениях уголовно-исполнительной системы сегодня создано свыше 700 православных общин, в которых насчитывается более 53 тыс. верующих, действуют 510 храмов, 734 молитвенные комнаты, активное сотрудничество осуществляется и с другими традиционными для России конфессиями.
Последние 10-15 лет, благодаря изменению в законодательстве и практике исполнения наказаний, обозначился поворот в сторону собственно исполнения уголовного наказания.
Важной предпосылкой для реформирования уголовно-исполнительной системы послужило вступление России в Совет Европы в 1996 году. Прежде всего, после того, как 23 февраля 1996 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О присоединении России к Уставу Совета Европы», ускорилось осуществление правовой и судебной реформы в целом.
Тем не менее, до настоящего времени масштабы уголовно-исполнительной системы, ее содержательную составляющую нельзя признать адекватными состоянию преступности в стране и международным стандартам обращения с заключенными.
Ныне существующая система исправительных учреждений складывалась в качестве неотъемлемой части государственного механизма промышленного и сельскохозяйственного производства. На протяжении многих десятилетий труд осужденных превалировал над другими задачами исправительных учреждений - изоляцией преступников от общества и исполнением наказания, определенного осужденному судом.
Проще говоря, в условиях развивающейся демократии и рыночной экономики в России до сих пор сохраняется советская исправительно-трудовая система.
Очевидно, что реализация задач, поставленных Президентом Российской Федерации, была бы невозможна без полноценных перемен в системе.
За последние 3 года приняты 24 федеральных закона, 7 указов Президента Российской Федерации и 15 постановлений Правительства РФ, направленных на улучшение деятельности уголовно-исполнительной системы и соблюдение прав человека. В Государственной Думе находятся на рассмотрении 15 проектов федеральных законов, предусматривающих
государственную поддержку УИС, закрепление юридических гарантий прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, данными по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 февраля 2009 года, Минюстом России в рамках полномочий по выработке и реализации государственной политики в сфере исполнения наказаний совместно с ФСИН России, другими федеральными органами исполнительной власти, входящими в созданную межведомственную рабочую группу, ведется работа по совершенствованию уголовного, уголовно-исполнительного, административного законодательства, результатом которой должны стать качественные изменения в самих подходах к определению меры ответственности за совершение преступлений, а также в практике исполнения наказаний.
Измениться должны и мы сами. Исправительное учреждение, безусловно, является не домом отдыха, однако оно не должно превращаться в место, где созданы условия для злоупотреблений, издевательств над человеком, причинения ему вреда.
Современное общество желает видеть в персонале уголовно-исполнительной системы людей с глубоким пониманием гражданского смысла и социальной значимости своей профессиональной деятельности, обладающих прочными духовно-нравственными основами, высокой культурой поведения. На передний план выходят такие требования к сотрудникам, как надежность, гуманность, уважение прав человека в обращении с осужденными.
С другой стороны, сотрудник уголовно-исполнительной системы сегодня должен профессионально правильно реагировать на любые попытки осложнить ситуацию в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.
Эффективность деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы напрямую зависит от подбора кадров, стабильности коллективов сотрудников, уровня их квалификации, опыта работы, нравственных и деловых качеств.
В этой связи я хотел бы остановиться на нескольких приоритетных, на мой взгляд, направлениях деятельности.
Новый этап развития уголовно-исполнительной системы вносит существенные
коррективы в ее образовательную политику. Формирование кадрового ядра уголовно-исполнительной системы, способного эффективно работать в новых социальных реалиях, становится одной из центральных задач в механизме реформирования. Необходимые силы и средства для этого есть.
В составе ФСИН России действуют 8 учреждений высшего профессионального образования с 7 филиалами, в том числе академия права и управления, 52 учебных центра и 23 учебных пункта, институт повышения квалификации, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий.
Всего в настоящее время за счет средств федерального бюджета обучается почти 6,2 тыс. курсантов. Ежегодный выпуск специалистов, обучающихся в образовательных учреждениях ФСИН России, в среднем составляет около 3,5 тыс. человек.
Анализ служебных отзывов свидетельствует о том, что молодые специалисты обладают необходимым уровнем развития профессионально значимых качеств (81 %). Около 89 % выпускников оцениваются своими руководителями исключительно с положительной стороны и только 11 %, как не в полной мере справляющиеся с возложенными на них обязанностями.
Сознательно не буду подробно останавливаться на предстоящих реформах в сфере образования. Скоро эта тема станет предметом обсуждения на совещании руководителей высших учебных заведений системы, да и сегодня перед вами выступят начальники Академии ФСИН России и Вологодского института права и экономики ФСИН России, что значительно облегчает мою задачу.
Вместе с тем хотел бы отметить, что мы должны принять все необходимые решения для обеспечения непрерывности образования; стимулировать желание молодых людей повышать свой образовательный уровень, заниматься наукой; создать условия для самореализации молодых людей, причем самореализации на основе творческой, инновационной активности. Сегодня недостаточно быть узким специалистом в своей отрасли. Сотрудник должен быть всесторонне образованным и политически грамотным.
Следует разобраться, почему лауреаты и победители студенческих олимпиад, активные участники вузовских научных обществ
останавливаются в профессиональном росте на практической работе, почему развалились или неэффективно работают советы молодых специалистов.
Уважаемые коллеги!
Принято говорить, что пенитенциарная, система напрямую зависит от того, как работает судебная система и правоохранительные органы. Перефразируя эти слова Президента Российской Федерации, можно сказать - эффективность деятельности системы во многом зависит от ее социального самочувствия.
Наиболее актуальные на сегодня проблемы - социальные. Хотел бы подчеркнуть, что именно они во многом определяют готовность персонала к выполнению служебно-боевых задач, обеспечению поступательного развития учреждений и органов УИС. Более того, от них напрямую зависит престиж службы.
Следует отметить, в последние годы государством предприняты реальные меры по повышению денежного содержания сотрудников, социальной защищенности сотрудников, пенсионеров системы и членов их семей. В условиях экономического кризиса не допущено снижения уровня социальной защищенности личного состава.
Между тем еще остается много нерешенных вопросов. Остро стоит жилищная проблема, несовершенна пенсионная система, мы не удовлетворены доступностью, полнотой и качеством медицинских услуг.
Не случайно при рассмотрении на заседаниях Совета безопасности РФ и президиума Государственного совета РФ «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» вопросам прохождения службы в УИС, совершенствования оплаты труда, медицинского обеспечения, профессиональной подготовки кадров было уделено значительное внимание.
В целях совершенствования государственного управления, реформирования системы льгот в 2008 году исполнено 10 поручений Президента и Правительства Российской Федерации. В 2009 году структурными подразделениями ФСИН России подготовлено и представлено на согласование в установленном порядке четыре проекта федеральных законов, два проекта указов Президента Российской Федерации, несколько проектов постановлений Правительства Российской Федерации, которые направлены на повыше-
ние престижа службы в УИС, а также на решение вопросов денежного довольствия, обеспечения жильем, здравоохранения, проезда, отпусков и других.
Проводится работа по подготовке к изменению структуры оплаты труда рядового и начальствующего состава путем укрупнения доли окладов денежного содержания в сумме денежного довольствия, а также к реформе пенсионной системы.
И, конечно, все мы заинтересованы в том, чтобы молодые люди имели благополучные, полноценные семьи, у них был определенный достаток и уверенность в завтрашнем дне.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 911 сотрудникам произведены выплаты в качестве компенсации для приобретения путевок в детские оздоровительные учреждения на 90 579 детей на общую сумму 872,275 млн рублей. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 № 796 для социальной поддержки молодых сотрудников на обзаведение имуществом и в связи со вступлением в брак территориальным органам перечислено 280 млн рублей.
Принято постановление Правительства Российской Федерации о распространении мер социальной защиты на всех детей военнослужащих и сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей, а также ставших инвалидами вследствие военной травмы. Уже в этом году 324 семьи получили дополнительные выплаты на оздоровление детей в размере 14 400 рублей на одного ребенка. До 2009 года на вышеназванные выплаты имели право только дети сотрудников, погибших на Северном Кавказе.
Однако решить все социальные вопросы только на федеральном уровне не представляется возможным. Федеральным законом от 25.12.2008 № 277-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации дано право за счет средств бюджетных ассигнований собственных бюджетов устанавливать дополнительные меры социальной поддержки работников учреждений и органов УИС и членов их семей. Это позволяет территориальным органам выйти на новый уровень отношений с администрациями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Мониторинг, проведенный в 2008-2009 годах, показывает, что вопросы обеспечения жи-
льем, местами в детских дошкольных учреждениях, детского оздоровительного отдыха, медицинского обеспечения, поддержки многодетных семей, ветеранов, семей погибших сотрудников и инвалидов, льготного проезда, патронажной, культурно-массовой и просветительской работы и многие другие можно и нужно решать и на региональном, и на муниципальном уровне.
Тем более, что положительные примеры, и не единичные, в системе есть. Это республики: Адыгея, Татарстан, Саха-Якутия; Красноярский и Пермский края; Архангельская, Новгородская, Кемеровская, Курская, Московская, Ростовская области; город Москва и ряд других.
Президент Российской Федерации в своем ежегодном послании Федеральному собранию в ноябре 2009 года отметил, что формирование молодого поколения офицеров должно идти не только в русле профессиональной подготовки, но и воспитания на ценностях патриотизма, чести и высокой нравственности.
Не следует забывать, что эффективность выполнения служебных задач зависит не только от знания требований, профессионального мастерства, но и от уровня нравственности и общей культуры самих исполнителей. Абсолютно убежден в том, что любой наш сотрудник, обладая такими качествами, способствует росту авторитета службы, ее общественному признанию.
В современных условиях особую актуальность приобретают порядок и организованность среди личного состава. Борьба с коррупцией стала одной из важнейших задач государства.
Направление деятельности было четко обозначено Дмитрием Анатольевичем Медведевым: «Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной».
Кроме того, нарушения правопорядка, законности и дисциплины, допущенные сотрудниками, представляют серьезную угрозу для эффективной деятельности системы, дискредитируют в глазах населения принимаемые усилия по гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики, работу многотысячного коллектива по обеспечению надлежащих условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Реализация требований законодательства о коррупции невозможна без создания соответствующей нравственно-психологической обстановки в коллективах сотрудников. Уговаривать кого-то, что нельзя так делать, - не вижу смысла. А вот обеспечить необходимое информирование, создать условия для развития личности считаю важным залогом профилактики правонарушений среди личного состава. Конечно, мы не должны превращаться в менторов, не должны раздавать многочисленные указания. Нам необходимо подумать о целой системе мер. Причем не только запретительных и ограничительных, хотя иногда и их тоже стоит использовать, но прежде всего это должны быть меры по созданию новых возможностей для занятия спортом, творчеством. Здесь нужна, конечно, и полноценная разъяснительная работа, нам не нужно стесняться об этом говорить вслух, ничего страшного в этом нет.
Любые культурно-массовые мероприятия должны быть направлены на консолидацию коллектива, создание положительного эмоционального настроя сотрудников не только при несении службы, но и в свободное от нее время. Вечера отдыха, смотры-конкурсы, фестивали художественного, самодеятельного и прикладного творчества, слеты, туристические походы, спортивно-оздоровительные игры с участием членов семей -вот неполный перечень мероприятий, которые по силам организовать практически во всех служебных коллективах. И не нужно ждать каких-то дополнительных указаний из центра.
Уверен, что в зале есть участники и организаторы Четвертого смотра-конкурса самодеятельного художественного творчества работников, курсантов (слушателей) образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, который прошел в территориальных органах с апреля по ноябрь 2009 года. На разных этапах в смотре-конкурсе приняло участие более 100 тыс. сотрудников, ветеранов и членов их семей. Сам смотр-конкурс получил широкий общественный резонанс, но главное -на целый год создал в учреждениях и органах УИС атмосферу творчества и состязательности, вовлекая как участников, так и зрителей в процесс патриотического, нравственного и эстетического воспитания.
Год от года наращивают свою популярность ведомственные всероссийские конкурсы «Виват, офицеры!», «Мисс УИС», авторской песни «Пою тебе, Россия!», детского рисунка «Миру - Мир!». Кстати, в зале присутствуют два участника этих конкурсов. Денис Шитиков из Костромы и Виктор Марков из Майкопа. Денис - участник финала первого конкурса «Виват, офицеры!» в 2006 году, Виктор - финалист конкурса «Пою тебе, Россия!», лауреат премии ФСИН России. Думаю, ребята обязательно поделятся своими впечатлениями и воспоминаниями.
Необходимо ввести специальные формы поощрения сотрудников, занимающихся спортом. Спорт должен стать модным и выгодным. Достаточно будет сказать, что наши спортсмены в 2008-2009 годах приняли участие в более чем 100 всероссийских, европейских и мировых первенствах по различным видам спорта, везде заняв высокие призовые места и став перспективными членами сборных команд России, а имя чемпионки XX зимних Олимпийских игр в Турине подполковни-
ка внутренней службы Журовой Светланы, инструктора отделения по профподготовке управления конвоирования ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в настоящее время избранной заместителем председателя Государственной Думы, навечно вписано в историю мирового спорта.
С утверждением Правительством Российской Федерации государственной программы патриотического воспитания работа по патриотическому воспитанию сотрудников, несомненно, наполнилась новым содержанием, приобрела, если так можно выразиться, более стройный характер.
Пользуясь присутствием на нашем совещании начальника 1-го отдела Росвоенцентра при Правительстве Российской Федерации Геннадия Алексеевича Марченко, я хочу с удовольствием отметить факт установившегося между нами плодотворного сотрудничества.
Важными показателями эффективности патриотического воспитания личного состава являются его готовность встать на защиту конституционного строя России, правильное понимание происходящих событий, поддержка мер по увековечению памяти погибших сотрудников, активное участие в благотворительных акциях. Никакая лекция, беседа не имеют столь глубокого псхологиче-ского и эмоционального воздействия как живое соприкосновение с героико-патриотической темой.
Приближается одна из самых ярких исторических дат - 65-летие Победы советского народа над фашистской Германией. Наш народ сыграл выдающуюся роль в Победе над фашизмом, спас планету от «коричневой чумы», гарантировал народам мира свободу, независимость и достоинство. Как вы знаете, и это весьма символично, наше совещание проходит в дни празднования 65-й годовщины разгрома фашистских войск под Москвой.
На учете в ветеранских организациях уголовно-исполнительной системы состоит 2859 ветеранов Великой Отечественной войны. Нам нужно помнить и уважать наше прошлое. Ни один из участников сражений на полях войны не должен быть забыт. Хороший опыт шефства над ветеранами войны накоплен в Академии ФСИН России, Владимирском юридическом институте ФСИН России, Вологодском институте права и экономики ФСИН России, ГУФСИН, УФСИН России по Калужской,
Курской, Самарской, Омской областям, Республике Мордовия и других регионам.
И в мирное время в нашей системе немало людей, показывающих пример самоотверженного труда, проявляющих смелость и решительность при исполнении служебного долга. За мужество и героизм, проявленные при защите конституционного строя, выполнении специальных задач на Северном Кавказе 2083 сотрудника награждены орденами и медалями, семерым присвоено высокое звание Героя России.
За смелые и решительные действия по защите жизни и здоровья людей указами Президента Российской Федерации награждены в 2009 году ваши сверстники старший лейтенант внутренней службы Перевалова Людмила (Челябинская область), старший лейтенант внутренней службы Гордеев Алексей (Пермский край) и младший лейтенант внутренней службы Томилин Александр (Курская область).
Примером проявления гражданской зрелости и сострадания стало возведение на средства от добровольных пожертвований личного состава в подмосковном Дзержинске храма во имя преподобного Пимена Угрешского, увековечившего память о сотрудниках уголовно-исполнительной системы, погибших при исполнении служебного долга.
В заключении я хотел обозначить еще ряд вопросов.
Во-первых, какими бы ни были направления молодежной политики, она должна быть интересной, нефальшивой и востребованной самой молодежью.
Во-вторых, поддержка позитивных молодежных инициатив, так же, как и развитие здравоохранения, образования, культуры, спорта, - это наши долгосрочные инвестиции в свое собственное будущее, те инвестиции, которые начнут приносить отдачу уже в самом скором времени.
И третье, конечно, мы не сможем обсудить все вопросы молодежной политики, тем не менее, рассчитываем, что в ходе обсуждения существующих проблем вами будет внесен существенный вклад в выработку новых подходов, предложений и рекомендаций по совершенствованию работы с молодыми сотрудниками уголовно-исполнительной системы, повышению их роли и вклада в реализацию задач, стоящих перед Федеральной службой исполнения наказаний.