Научная статья на тему 'Формирование педагогической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Формирование педагогической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА / МОДЕЛЬ ФОР­МИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / THE CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапожников Андрей Николаевич

Статья посвящена проблеме подготовки сотрудников пенитенциарной системы к выполнению педагогических функций. В ней предлагается авторский подход к формированию педагогической компетентности специалистов. Разработана модель формирования педагогической компетентности сотрудников, основанная на основных положениях деятельностного подхо­да, комплексной профессиональной подготовки, ее вариативности и непрерывности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сапожников Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Employees' Pedagogical Competence of the Criminal and Executive System

The article is devoted to thee problem of employees' training of the criminal and executive system to do the pedagogical func­tions. In this article the author's approach to formation of experts' pedagogical competence is offered.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы»

УДК 37.06

А. Н. Сапожников

Формирование педагогической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы

Статья посвящена проблеме подготовки сотрудников пенитенциарной системы к выполнению педагогических функций. В ней предлагается авторский подход к формированию педагогической компетентности специалистов. Разработана модель формирования педагогической компетентности сотрудников, основанная на основных положениях деятельностного подхода, комплексной профессиональной подготовки, ее вариативности и непрерывности.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, пенитенциарная система, пенитенциарная педагогика, модель формирования педагогической компетентности сотрудников.

A. N. Sapozhnikov

Formation of Employees' Pedagogical Competence of the Criminal and Executive System

The article is devoted to thee problem of employees' training of the criminal and executive system to do the pedagogical functions. In this article the author's approach to formation of experts' pedagogical competence is offered.

Key words: pedagogical competence, the criminal and executive system.

На рубеже XX и XXI вв. стало ясно, что проблема исполнения уголовного наказания, при всей ее многогранности, - это, по существу, проблема педагогическая, так как главной социальной целью, нужной обществу, выступает исправление осужденных для возвращения их к нормальной, законопослушной, уважающей требования нравственных и правовых норм жизни. Если эта цель не достигается, система уголовного наказания и его исполнение работают вхолостую. Более того, она способна приносить даже вред, порождая рецидивную преступность. В связи с этим, становится актуальной проблема педагогической подготовки сотрудников исправительных учреждений.

На разных этапах развития уголовно-исполнительной системы России имели место попытки организовать обучение персонала основам пенитенциарной педагогики. В то же время сотрудники, имеющие среднее или высшее педагогическое образование, составляют около 10 % от фактической численности персонала учреждений. Однако их педагогическая подготовка нацелена на работу с детьми и подростками школьного возраста, и, следовательно, не имеет необходимой специфики.

Пенитенциарная педагогика, изучаемая в ведомственных учебных заведениях, в основном, носит обзорный, теоретический характер, и нужно время для того, чтобы выпускники осознали и

научились применять полученные знания в процессе несения службы.

Отсюда очевидны противоречия:

- между требованиями общества, государства к повышению качества воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы и отсутствие специальной подготовки сотрудников, направленной на формирование их педагогической компетентности;

- между потребностью сотрудников УИС в педагогических знаниях, умениях и отсутствием необходимой подготовки в системе ведомственных учебных заведениях и центрах;

- между богатым научно-практическим арсеналом средств перевоспитания осужденных и отсутствием его интеграции с другими компонентами служебной подготовки.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: какой должна быть служебная подготовка, чтобы она способствовала формированию педагогической компетентности сотрудников исправительных учреждений?

Педагогическая компетентность сотрудников как вид их профессиональной компетентности определяется нами как система знаний, интеллектуальных и предметно-практических умений, обеспечивающих понимание и реализацию педагогических задач воспитания и исправления осужденных, как система создания условий для их социальной реабилитации.

© Сапожников А. Н., 2011

Педагогическая компетентность сотрудников ФСИН представляет единство субстанционального и процессуального, когнитивного и операционального аспектов. Ее характеристиками являются полнота, глубина, системность, осознанность, прочность и оперативность.

Рассматривая педагогическую компетентность сотрудников, можно выделить отдельные элементы, составляющие ее структуру.

Правовой компонент - предусматривает владение знаниями нормативно-правовой базы, основ психологии и педагогики, в том числе и пенитенциарной, для осуществления профессиональной деятельности (несения службы) в рамках законодательства.

Социальный компонент - характеризует способность сотрудника устанавливать контакты с другими людьми внутри среды (коллектива), способность к общению, сотрудничеству, разрешению конфликтных ситуаций, достижению поставленных целей, адаптации, проявлению личной инициативы, принятию ответственности на себя.

Коммуникативный компонент - характеризует способности сотрудника воспринимать, выражать, достоверно отражать информацию в процессах взаимодействия как в служебной, так и в повседневной деятельности (знание основ коммуникации, умения адекватно коммуникативной ситуации принимать решения).

Организационно-деятельностный компонент - характеризует способность сотрудника применять знания, умения и навыки в практической деятельности по воспитанию осужденных, управлению собственным поведением и взаимодействию с коллегами.

Рефлексивно-оценочный компонент - характеризует способность сотрудника анализировать и оценивать свои поступки, действия с целью последующего их совершенствования.

Педагогическая компетентность персонала пенитенциарной системы может быть сформирована на разных уровнях:

- ознакомительном - изучение теории и методики организации воспитательной работы с осужденными;

- репродуктивном - применение и закрепление сотрудниками педагогических умений и навыков в ходе повседневной практической деятельности в целях успешного выполнения оперативно-служебных, производственных задач и функциональных обязанностей;

- креативном - самостоятельная разработка и принятие педагогических решений в воспитательном процессе с осужденными.

На формирование педагогической компетентности сотрудников, по нашему мнению, оказывают влияние такие факторы, как:

- международное и государственное законодательство, защищающее права, свободы и интересы человека;

- ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Федеральной службы исполнения наказания в Российской Федерации;

- особенности отбывания наказаний для спецконтингента, отличающегося возрастными, гендерными, особенностями, а также состоянием здоровья;

- должностные обязанности сотрудников ФСИН.

Современное международное законодательство (Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция по правам ребенка, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и пр.) требует соблюдения прав, свобод и достоинства человека в сфере уголовного правосудия.

Всеобщая декларация прав человека и 2 дополняющих ее и имеющих обязательную силу пакта 1966 г. - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах - запрещает пытки и жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение или наказание; необоснованный арест; наказания, имеющие обратную силу провозглашает право на справедливое судопроизводство; право считаться невиновным, пока вина не доказана.

Задача сотрудников ФСИН во время несения службы - исполнять принятые и провозглашенные резолюцией нормы и требования «Основных правил обращения с осужденными», которые включают в себя:

- уважительное отношение к лицам, лишенным свободы;

- недопустимость дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или по другому признаку;

Формирование педагогической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы

- ответственность за содержание заключенных;

- создание условий, дающих заключенным возможность заниматься образованием, полезным вознаграждаемым трудом, для реинтеграции бывших заключенных в общество.

В соответствии с требованиями нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность ФСИН России наряду с исполнением уголовных наказаний и обеспечением режима, правопорядка и законности в пенитенциарных учреждениях к основным задачам относят:

- обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

- создание осужденным и лицам, находящимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

- организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.

Модель формирования педагогической компетентности сотрудников УИС

Стратегическая цель:

Повышение эффективности воспитательной работы с осужденными

Тактическая цель:

Формирование профессионально-педагогической компетентности сотрудников УИС

Система условий способствующих формированию профессионально-педагогической компетентности сотрудников

Механизм

Интеграция педагогической подготовки с другими компонентами БСП

Оперативная цель:

Создание системы непрерывной подготовки и переподготовки сотрудников направленной на формирование профессионально-педагогической компетентности

т

Принципы комплексной, вариативной непрерывной служебнбой подготовки

■1

Компоненты профессиональной подготовки ~

Обучение в специальном учреждении Обучение в учебном центре Педагогический компонент в структуре БСП

С отрывом от служебной деятельности Без отрыва от службы

Профессиональное обучение в ведомственных учебных заведениях Переподготовка и повышение квалификации на базе учебных центров Повышение квалификации на базе учреждения

Высшие учебные заведения Учебные центры ФСИН, ГУФСИН, УФСИН России - обучение по месту службы; - стажировка в занимаемой должности; - служебная подготовка; - участие в деятельности общественных формирований (институт наставников, суды чести, ветеранские организации)

Средне-специальные учебные заведения

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений на основании Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентируют и конкретизируют соответст-

вующие вопросы деятельности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, тюрем и следственных изоляторов, выполняющих

функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия, в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.

В зависимости от типа и вида исправительного учреждения, режима отбывания наказания правовая регламентация поведения и деятельности осужденных различна.

К исправительным учреждениям Российской Федерации относятся исправительные колонии, воспитательные колонии, следственные изоляторы, тюрьмы и лечебные исправительные учреждения.

Процесс исправления в колонии осуществляется в условиях исполнения наказания, что воспринимается осужденными как общественная кара. Отрицательное отношение к каре часто создает в сознании людей, совершивших преступление, разного рода психологические барьеры, что тормозит их социальную реабилитацию. Преодоление этих барьеров требует от сотрудников ФСИН высокого уровня профессионально-педагогического мастерства.

Нами была разработана модель формирования педагогической компетентности сотрудников, основанная на основных положениях деятельно-стного подхода, комплексной профессиональной подготовки, ее вариативности и непрерывности. В процессе решения служебных задач в учреждениях исполнения наказания Ярославской области мы реализовали авторскую программу

подготовки сотрудников к воспитательной работе с осужденными, направленную на ознакомление их с закономерностями и особенностями функционирования пенитенциарных воспитательных систем, вооружили сотрудников гибким инструментарием по организации гуманного воспитательного процесса с осужденными в рамках исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы как меры государственного принуждения.

По решению начальника УФСИН России по Ярославской области эта программа была включена в систему служебной подготовки сотрудников следственных изоляторов, исправительных и лечебных учреждений городов Рыбинска, Углича и Ярославля. При этом особенностью содержания педагогического компонента в системе служебной подготовки должна быть ее интеграция с другими разделами (психологическим, общественно-государственным, специальным и правовым).

Занятия по педагогической подготовке сотрудников проходят в форме лекций, семинарских и практических занятий, дискуссий, «круглых столов», деловых игр, научно-практических конференций и др.

Библиографический список:

1. Литвишков, В. М., Митькина, А. В. Пенитенциарная педагогика[Текст] : курс лекций / В. М. Литвишков. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. - 400 с.

2. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

3. Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

Формирование педагогической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.