тэкроссии и стран центральной азии: межгосударственный механизм развития
_Аннотация
Рассмотрены состояние и проблемы топливно-энергетического комплекса России и стран Центральной Азии. Предложена теоретическая Схема межгосударственного развития топливно-энергетического комплекса России и стран Центральной Азии, формирование энергетического альянса России, Казахстана и Узбекистана.
Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, межгосударственный механизм развития, энергетический альянс, кооперация, углеводороды, экспорт
Топливно-энергетический комплекс России и стран Центральной Азии имеет определенную взаимосвязь: кооперацию, совместные проекты, транзитные схемы экспорта углеводородов. Нарушение этих связей повлечет за собой значительное снижение экономической эффективности не только в топливно-энергетическом комплексе стран, но и в регионе. Однако имеются нерешенные вопросы, в частности, несогласованность о разделении рынка энергоносителей, экспорта в третьи страны, что обуславливает создание искусственной конкурентной среды. Такое положение невыгодно для всех стран - экспортеров углеводородов: России, Казахстана и Узбекистана.
Станбеков Токторбек Арабаевич
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и бизнеса, Сибирский независимый институт, г. Новосибирск [email protected]
мировая эко\
юи а
наибольшие выгоды _для государств
возможны
.развития топливно-
_энергетического
комплекса на уровне стран
Потенциал интеграции
В странах Центральной Азии как регионе имеет место противоречие использования водных и энергетических ресурсов, отсутствует действенный механизм межгосударственного сотрудничества в этой сфере. В то же время следует отметить, что наибольшие выгоды для государств возможны при координации развития топливно-энергетического комплекса на уровне стран. Россия и страны Центральной Азии имеют большой потенциал интеграции в энергетической сфере.
В ряде научных работ экономическая интеграция рассматривается как создание ТНК и ФПГ или как международная кооперация производства. В статье она трактуется как интеграция рынков [3]. Такое понимание применимо также к топливно-энергетическому комплексу.
В настоящее время существуют разные интеграционные объединения, которые имеют разный потенциал. Так, функционирующие региональные объединения СНГ имеют разный удельный вес в основных макроэкономических показате-:х по Содружеству в целом. Самое весомое в СНГ 0%) - ЕЭП (ВВП 88,5%) и ЕврАзЭС (ВВП 79,0%), лее, Союзное государство Беларуси и России 1,3%), ГУУАМ (20,1%) и ЦАС (12,7%) [2]. В то же время есть мнение, что необходимо сосредоточить усилия на всемерном укреплении и поддержке ЕврАзЭС, где создана зона свободной торговли без изъятий и ограничений, реализуются многосторонние проекты, прежде всего, в ключевых секторах экономики - энергетике и транспорте [1].
Такое положение обуславливает необходимость активизации интеграционных усилий в целом и в том числе в топливно-энергетической сфере на пространстве СНГ, Евразии. При этом, ведущая роль в этой тенденции принадлежит России, как стране с высоким энергетическим и экспортным потенциалом.
Нами предложена теоретическая схема межгосударственной координации развития топливно-энергетического комплекса России и стран Центральной Азии (см. рис. на с. 31). Новизна схемы определяется комплексным подходом к:
/"Ж
российское предпринимательство, № 9 (231)/май 2013
1) развитию интеграционных объединений, в том числе Евразийского энергетического союза;
2) координации развития стратегий ТЭК;
3) обеспечению институциональных изменений. Предложенная схема позволяет каждой стране развивать топливно-энергетический комплекс согласно особенностям структуры национальной экономики и оптимально интегрироваться в экономику региона.
Результаты
Результатами деятельности по каждому направлению является:
- углубление интеграции: формирование Евразийского энергетического союза;
- разработка отраслевых, межотраслевых и региональных программ развития топливно-энергетического комплекса стран;
- организация энергетического альянса: Россия, Казахстан, Узбекистан;
Составлено автором
Рис. Схема межгосударственного механизма развития ТЭК России и стран Центральной Азии
необходимо
сосредоточить_
усилия на всемерном
укреплении и_
поддержке ЕврАзЭС,
где создана зона_
свободной торговли
мировая экономика
целью формирования энергетического альянса является обеспечение координации
промышленности на международном уровне
- организация водно-энергетического альянса: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан.
Предпосылками формирования энергетического альянса (ЭА) России, Казахстана и Узбекистана являются следующие причины:
1. Страны являются членами «Единого экономического пространства».
2. Общность транспортной инфраструктуры: газо-и нефтепроводов между странами.
3. Возможности согласованного использования транзитных путей.
ой а
Цель энергетического альянса России, Казахстана и Узбекистана
Целью формирования энергетического альянса является обеспечение координации стратегии развития нефтяной и газовой промышленности на международном уровне. Это позволит повысить уровень экономической эффективности хозяйствующих субъектов за счет кооперации между структурными подразделениями отраслей топливно-энергетического комплекса. дачей ЭА является получение прибыли междуна-дными участниками альянса за счет объедине-рганизационных, технических и экономи-ских ресурсов. Предприятия топливно-энергетического комплекса, которые являются членами ЭА, имеют определенные преимущества - это:
- формирование и совместное использование международных коммуникаций;
- снижение удельных затрат в общем объеме капитальных вложений;
- получение доступа на международный рынок.
Вывод
Стратегия формирования энергетического альянса России, Казахстана и Узбекистана основана на следующих выгодах:
1. Извлечение доходов за счет согласования цены на экспорт углеводородов с учетом мировых цен.
2. Освоение новых направлений и маршрутов экспорта углеводородов.
Возможны функциональные соглашения по расширению рынка, согласование экспортных пози-
^ХЛ_
российское предпринимательство, № 9 (231)/май 2013
ций, формирование отраслевых и межотраслевых стратегий и др.
Реализация стратегии формирования энергетического альянса позволит снизить угрозы и риски размежевания и обособления энергетических систем стран.
Литература
1. Андрианов В. Перспективы единого экономического пространства // Экономист. -2005. - № 12.
2. Зиядуллаев Н. СНГ: выбор стратегии развития // Экономист. - 2004. - № 11.
3. Либман А. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве:
институциональный аспект // Экономист. - 2005. - № 3.
Toktorbek A. Stanbekov
Candidate of Economic Sci., Associate Professor of the Academic Department of Economics and Business, Siberia Independent Institute, Novosibirsk
FEC of Russia and Countries of Central Asia: Inter-State Development Mechanism
_Abstract
State and problems of the Fuel and Energy Complex of Russia and the Central Asia countries are considered. A theoretic scheme of inter-state development of the Fuel and Energy Complex of Russian and countries of Central Asia, formation of energy alliance of Russia, Kazakhstan and Uzbekistan are proposed. Keywords: Fuel and Energy Complex, inter-state development mechanism, energy alliance, cooperation, hydrocarbon, export