Научная статья на тему 'Топливно-экономический комплекс России в формировании евразийского энергетического альянса'

Топливно-экономический комплекс России в формировании евразийского энергетического альянса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Станбеков Токторбек Арабаевич

Formation of Eurasian energy complex alliance is described in the article by Candidate of Economical Sciences T. Stanbekov "Fuel Economic Complex of Russia in Forming of Eurasia Energy Alliance". It is marked that the Russian Federation will get a considerable profit for the account of energy resources development of East Siberia. The international strategic energy alliance of Eurasia is a factor of economic integration development in the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Топливно-экономический комплекс России в формировании евразийского энергетического альянса»

ТОПЛИВНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА

Токторбек Арабаевич СТАНБЕКОВ,

кандидат экономических наук

Существуют разные оценки развития мировых процессов. По одной из них главной тенденцией в развитии мировых производительных сил выступает интенсификация процессов интернационализации, транснационализации и интеграции — процессов, ведущих к реальному формированию мирового хозяйства как всеобщей экономической целостности1.

Современное развитие мирохозяйственных связей характеризуется, с одной стороны, сложившейся схемой международных экономических отношений, ориентированных преимущественно на страны Западной Европы и Северной Америки, с другой — тенденцией формирования новых векторов экономических отношений, центром которых являются страны Азии.

Следует отметить, что доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона составляет более 60% от мирового ВВП и интегрироваться в этот рынок перспективно. Кроме того, экономика стран Азии развивается более высокими темпами, чем в других регионах, что предопределяет их ключевую роль в мировой экономике в будущем. Рынки Европы и Азии находятся в относительно изолированном состоянии, что предполагает целесообразность их объединения.

В то же время развитие Евразии как единого экономического пространства, которое охватывает территории стран Европы и Азии, закономерно и прогнозируемо. Как отмечают некоторые специалисты, в интеграционном процессе неизбежны две стадии: становление «общего экономического пространства» и формирование единых международных хозяйственных комплексов — «единого пространства» в сфере экономики2.

На евразийском пространстве есть «белые пятна», когда близко расположенные страны не имеют тесного экономического сотрудничества. К примеру, страны Центральной Азии и Российская Федерация не имеют общей координации стратегий экспорта энергоресурсов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Справедливо утверждение, что на современном этапе СНГ стоит перед проблемой интеграции стран на качественно новой экономической основе с учетом принципов рыночных отношений3. Немаловажное значение имеют также согласование и координация стратегий экономического развития стран СНГ, ЕврАзЭС, а также стран Азиатского региона.

В настоящее время существуют интеграционные объединения с разным потенциалом. Так, функционирующие региональные объединения СНГ имеют разный удельный вес в основных макроэкономических показателях по содружеству в целом. Самое весомое в СНГ (100%) — ЕЭП (ВВП 88,5%) и ЕврАзЭС (ВВП 79,0%), далее — Союзное государство Беларусь и Россия (71,3%), ГУУАМ

(20,1%) и ЦАС (12,7%)4. В этом плане представляется интересным исследование проблемы расширения существующих интеграционных объединений в евразийском направлении.

Некоторые ученые считают, что необходимо сосредоточить усилия на всемерном укреплении и поддержке ЕврАзЭС, где создана зона свободной торговли без изъятий и ограничений, реализуются многосторонние проекты прежде всего в ключевых секторах экономики — энергетике и транспорте5.

Следует отметить, что в Москве 19 ноября 2004 г. прошла Международная конференция «О развитии международного научно-технического сотрудничества по проекту Трансазийского коридора развития». На этой конференции был предложен межгосударственный инвестиционный проект «Трансазийский коридор развития» с участием России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии6.

В контексте отмеченного существует мнение, что Евразийское экономическое сообщество должно стать основой и для создания единого энергетического пространства. Его участники — Россия и Казахстан — являются ведущими производителями нефти в регионе, поэтому взаимодействие в этой отрасли — один из ключевых моментов экономической интеграции7. Такое положение показывает, что имеются значительные резервы по расширению рынка, оптимизации региональной кооперации и схем экспорта на евразийском пространстве.

Одним из заметных явлений в мировой экономике является повышение стоимости энергоресурсов и соответственно значимости направления их использования странами, имеющими большие мировые запасы.

В евразийском экономическом пространстве выделяются страны, обладающие значительными энергетическими ресурсами. К ним относятся Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Российская Федерация и Узбекистан. Потенциальными импортерами энергоносителей выступают Китай, Южная Корея, Япония и другие страны.

ТЭК России имеет большее ресурсное значение, что предопределяет ее ведущую роль в формировании стратегии направления развития экспорта энергоресурсов стран энергетического сообщества.

На наш взгляд, региональное сотрудничество стран в евразийском пространстве в области топливно-энергетического комплекса имеет следующие основные задачи:

- поставка энергоносителей в страны и регионы, где подобные энергоносители отсутствуют;

- обеспечение оптимальных схем снабжения, даже если подобные ресурсы присутствуют;

- транспортировка энергоносителей через территории разных стран для выхода на внешние рынки;

- формирование единого евразийского экономического пространства.

Существуют два фактора, увеличивающих вероятность начала процессов

регионального экономического сотрудничества стран Евразии, а именно:

- прогнозируемый рост потребности стран Азии в энергоресурсах;

- территориальная близость поставок энергоресурсов.

Российская Федерация может извлекать определенные экономические выгоды, задействовав «азиатскую» часть своей территории. В стратегическом плане Восточная Азия является перспективным рынком поставок энергоносителей. Представляется целесообразным рассмотрение проекта строительства

нефтепровода из Восточной Сибири России в северо-восточную часть Китайской Народной Республики. Такие же перспективы и в транспортировке природного газа.

В настоящее время рассматриваются различные проекты по поставкам энергоносителей в Китай из России, Казахстана. Китай предполагает диверсифицировать поставки энергоносителей по странам. При такой позиции Россия и Казахстан должны выступать стратегическими партнерами, обеспечивая и поддерживая паритет взаимных интересов. Следовательно, оценка рынка спроса и предложения энергоресурсов стран евразийского пространства предполагает образование нового стратегического вектора экспортных возможностей энергоносителей, ориентированных на страны Азии.

Однако для стран-экспортеров энергоносителей характерны организационная разобщенность и отсутствие координации стратегии развития. Это предполагает поиск соответствующей формы организации сотрудничества, обеспечивающей согласованные действия по стратегическим вопросам. На наш взгляд, такой формой сотрудничества является международный стратегический энергетический альянс Евразии.

Международный стратегический энергетический альянс (МСЭА) представляет собой форму организации международного сотрудничества энергохозяйствующих субъектов на основе соглашений по стратегическим вопросам. Многие нефте- и газодобывающие предприятия стран Евразии (Россия, Казахстан и др.) ориентированы на увеличение экспорта энергоресурсов на рынки других стран дальнего зарубежья. Представляется, что это послужит основой единого подхода в формате международного стратегического альянса с точки зрения разделения рынка, формирования стратегии экспорта, определения ценовой политики, использования имеющихся коммуникаций, разработки совместных проектов и др.

Формирование международных стратегических альянсов в топливно-энергетической сфере осуществляется на основе стратегических интересов (табл. 1).

Особенности национальных стратегий развития ТЭК предполагают их координацию, определение вопросов совместной деятельности и разделения сфер влияния. Другим важным направлением сотрудничества является совместная разработка стратегии экспорта. Этот пункт важен при возникновении конкурентной среды, что может привести к снижению цены на энергоносители, а также в случае целесообразности обеспечения транзита через сопредельные территории других стран. Конкурентная среда и борьба за расширение рынка

Таблица 1

Стратегические направления, являющиеся основой для формирования международных стратегических альянсов в ТЭК

№ Стратегические вопросы Отрасли топливно-энергетического комплекса

добыча переработка транспортировка

1. Координация стратегии развития + + +

2. Определение стратегии экспорта + + +

3. Стратегия расширения рынка + + +

4. Определение стратегии совместных проектов + + +

5. Определение стратегии совместных капитальных вложений + + +

предопределяют заключение соглашений по объединению конкурентных преимуществ в формате альянса. В условиях глобализации и концентрации международного капитала открываются возможности для осуществления мегапроектов в области энергетики на уровне двух и более континентов. Это предполагает разработку стратегии совместной деятельности в различных аспектах.

Международные стратегические альянсы в энергетике могут быть отраслевыми (нефтяной, газовый альянс и др.) и межотраслевыми (табл. 2).

Таблица 2

Виды международных альянсов в топливно-энергетическом комплексе

№ Виды альянсов Направление деятельности, специализация

1. Отраслевые добыча; переработка; транспортировка

2. Межотраслевые 1. добыча + переработка;

2. переработка + транспортировка

Отраслевые альянсы имеют ограничение по формату специализации, что снижает эффект масштаба и соответственно объем прибыли. Ограниченность внутреннего рынка каждой отдельно взятой страны обостряет проблему избыточности капитала в этих странах, а незавершенность процесса экономической интеграции стран в регионе препятствует попыткам экспорта расширенного воспроизводства, что сдерживает формирование международных межотраслевых альянсов.

Объективность перехода от отраслевой специализации к многоотраслевой организации объясняется естественным расширением производства, диверсификацией капитала, развитием межгосударственной экономической интеграции. Формирование международных стратегических межотраслевых альянсов предполагает необходимость координации отраслевых стратегий и объединение отраслевых альянсов. Такой подход способствует сокращению текущих затрат компаний, а также оптимальному размещению производственных объектов в региональном аспекте.

Следует отметить, что Международный стратегический энергетический альянс Евразии является предпосылкой формирования и развития экономической интеграции в регионе. На наш взгляд, становление интеграции в топливно-энергетической сфере в евразийском пространстве предполагает пять этапов развития (табл. 3).

Таблица 3

Этапы межгосударственной (региональной) интеграции в топливно-энергетической сфере межправительственных соглашений

№ Этапы региональной интеграции в топливно-энергетической сфере Вид деятельности

1. Заключение межправительственных соглашений о сотрудничестве в топливно-энергетической сфере Разработка международных проектов

2. Формирование международных стратегических альянсов Развитие кооперации

3. Формирование транснациональных компаний Совместные производства

4. Формирование финансово-промышленных групп Развитие межотраслевых производств

5. Формирование энергобанка Финансирование проектов в области ТЭК

На первом этапе подтверждается экономическая целесообразность сотрудничества в топливно-энергетической сфере, на втором формируются международные стратегические альянсы, на третьем — организуются транснациональные компании в сфере добычи, переработки и транспортировки. Четвертый и пятый этапы предполагают привлечение финансовых ресурсов в сферу энергетики путем формирования финансово-промышленных групп и энергетического банка. Последовательность 3, 4, 5- го этапов может быть различной в зависимости от конкретных условий развития межгосударственной интеграции.

Следует отметить, что прирост ВВП в топливно-энергетическом комплексе позволяет обеспечить развитие сопряженных отраслей (табл. 4), что объясняется высокой ресурсо- и капиталоемкостью отраслей ТЭК. Это предполагает развитие таких отраслей, как строительство, перевозка промышленных грузов, производство строительных материалов, производство железобетонных изделий, металлического проката и др.

Соответственно ожидается развитие комплекса производственной и социальной инфраструктуры в малоосвоенных зонах. В значительной мере это касается перспектив развития территорий Восточной Сибири.

Таблица 4

Сопряженные отрасли, сопутствующие развитию ТЭК

№ Наименование отраслей Отрасли топливно-энергетического комплекса

добыча переработка транспортировка

1. Строительство (в т.ч. дорожное, промышленное) + + +

2. Перевозка промышленных грузов + + +

3. Производство строительных материалов + + +

4. Производство железобетонных изделий + + +

5. Производство металлопроката + + +

Таким образом, евразийская направленность развития ТЭК даст импульс развитию международных экономических отношений, связывающих страны Европы и Азии.

1 Кучуков Р., Савка А. Мировое хозяйство и тенденции интеграции // Экономист. М., 2005. № 7. С. 11.

2 Черкасов Н.А. К разработке концепции и доктрины развития Евразийской интеграции // Проблемы современной экономики. 2005. № 3(15).

3 Вашанов В.А. Россия — СНГ: экономические отношения. М.: Изд. Дом «АЛВО», 2002. С. 7.

4 Зиядуллаев Н. СНГ: выбор стратегии развития // Экономист. М., 2004. № 11. С. 80.

5 Андрианов В. Перспективы единого экономического пространства // Экономист. М., 2005. № 12. С. 61.

6 Комаров В. СНГ: трансазийский коридор развития // Экономист. М., 2005. № 1. С. 54.

7 Спицын А. Экономическая интеграция и стратегия развития евразийского сообщества // Экономист. М., 2003. № 5. С. 19.

SUMMARY: Formation of Eurasian energy complex alliance is described in the article by Candidate of Economical Sciences T. Stanbekov “Fuel Economic Complex of Russia in Forming of Eurasia Energy Alliance”. It is marked that the Russian Federation will get a considerable profit for the account of energy resources development of East Siberia. The international strategic energy alliance of Eurasia is a factor of economic integration development in the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.