Научная статья на тему 'Техносфера Севера как объект дизайнпроектирования (исследовательская концепция)'

Техносфера Севера как объект дизайнпроектирования (исследовательская концепция) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
265
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕР / ТЕХНОСФЕРА / TECHNOSPHERE / ПРИШЛАЯ КУЛЬТУРА / АБОРИГЕННАЯ КУЛЬТУРА / ABORIGINAL CULTURE / ОБРАЗ / IMAGE / ДИЗАЙН / DESIGN / "НОВАЯ КУЛЬТУРА" / "NEW CULTURE" / ARCTIC (THE NORTH) / CULTURE OF NEWCOMERS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Усенюк Светлана Геннадьевна

Основная исследовательская проблема как проектировать технику для экстремальных условий Севера; в связи с этим рассматривается «эволюция проектности» северной техносферы: начиная от рождения и завершая прогнозом гипотетическим вариантом нового пути развития. В качестве источника для смены «транспортной парадигмы» автор предлагает использовать «принцип одушевления», некую «ДНК», выявленную через анализ материальной культуры аборигенного населения Арктики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main problem under the study is how to design machines for the extreme environment of the Arctic. In this connection the evolution of «design-life» of the Arctic technosphere is examined in detail. It is started from the birth of this design sector and finished in a prediction as a hypothesis of further development. A new transport paradigm should be based on a principle of animating (and on a certain design-DNA), which was detected during the analysis of the material culture of the Arctic's natives

Текст научной работы на тему «Техносфера Севера как объект дизайнпроектирования (исследовательская концепция)»

изведение преломлять особенности общественного сознания, художественные идеалы, переливается ли в его музыку нервная энергия общественного движения, отражает ли сложную панораму духовной жизни человека.

Проблему ценности художественного произведения решает обобщающий характер образной системы, ее масштабность, глубина и свежесть, способность художественного активно воздействовать на общественное сознание, способность увлекать и преобразовывать его. Именно поиск художественно наиболее правдивых и дееспособных форм неизбежно ставит вопрос отношения к традициям и фольклору независимо от того, решает ли композитор данную проблему осознанно аналитически или подсознательно, руководствуясь

лишь эстетическим чутьем.

История искусства показывает, что именно традиции и народное искусство хранят неисчерпаемое множество моделей, жанрово-интонационных типов, возникавших как результаты общественного развития, духовного становления человека. И так же, как человек реально связан с историей, в определенном смысле являясь ее продуктом, так и музыкальное сознание не может быть отторгнуто от своей истории. В силу данной причины оно национально, самобытно, соотнесено прежде всего с художественными традициями своего народа, со своей национальной культурой, свидетельством чего и является музыкальное искусство и музыкальное творчество композиторов разных стран Европы в первой половине ХХ века.

Примечания

1. Кокорева Л. Дариус Мийо: Жизнь и творчество / Л. Кокорева. - М.: Сов. Композитор, 1985.

2. Раппопорт Л. Артур Онеггер / Л. Раппопорт. - Л.: Музыка, 1967.

3. Schtuckenschmidt G. Musique nouvelle / G. Schtuckenschmidt - Paris, 1956.

3

Искусствознание Исследования молодых ученых

С. Г. Усенюк

ТЕХНОСФЕРА СЕВЕРА КАК ОБЪЕКТ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ)

Основная исследовательская проблема - как проектировать технику для экстремальных условий Севера; в связи с этим рассматривается «эволюция проектности» северной техносферы: начиная от рождения и завершая прогнозом - гипотетическим вариантом нового пути развития. В качестве источника для смены «транспортной парадигмы» автор предлагает использовать «принцип одушевления», некую «ДНК», выявленную через анализ материальной культуры аборигенного населения Арктики. Ключевые слова: Север, техносфера, пришлая культура, аборигенная культура, образ, дизайн, «новая культура».

The main problem under the study is how to design machines for the extreme environment of the Arctic. In this connection the evolution of «design-life» of the Arctic technosphere is examined in detail. It is started from the birth of this design sector and finished in a prediction as a hypothesis of further development. A new transport paradigm should be based on a principle of animating (and on a certain design-DNA), which was detected during the analysis of the material culture of the Arctic's natives. Keywords: Arctic (the North), Technosphere, Design, Culture of Newcomers, Aboriginal Culture, Image, «New Culture».

История рождения северной техносферы. «Наступление» на новые территории всегда начинается с создания «проводящей системы» (аналогично кровеносной системе живого организма) — транспортной инфраструктуры; в условиях экстрима и бездорожья транспорт приобретает первостепенное значение не только на месте использования, но и в проектной практике. Отсюда здесь и далее под северной техносферой понимается прежде всего транспорт.

Экстрим-покорение-техника — триада, характеризующая современные отношения человека с Севером, где экстрим - ключевая природно-климатическая характеристика, покорение - действие, адекватное агрессивной сущности региона, а техника - средство, позволяющее реализовать данное действие.

Процесс промышленного освоения северных территорий (в частности, Западной Сибири), начавшийся в 1950-х годах, проходил стихийно, «кавалерийским наскоком», с целью извлечь максимум ресурсов в кратчайшие сроки — а потом «хоть потоп!». Стремительное «нападение» и «захват», вопреки правилам военной стратегии, осуществлялись без должного планирования и подготовки. Ведущий лозунг — «добыча нефти и газа любой ценой!», для выполнения которого использовались «необдуманные, а в некоторых случаях в буквальном смысле "варварские" методы» (6). При этом в ход шло всё, что было «под рукой»,и в первую очередь техника, созданная преимущественно для условий средней полосы России. Рассмотрим эволюцию процесса создания технических средств для условий Севера. Надо отметить особо, что данная формулировка обрела смысл только в 1963 году, с выходом постановления Совета Министров СССР «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных и газовых месторождений и о дальнейшем развитии геологоразведочных работ в Тюменской области» (5, 6).

В это время многие проектные организации страны вели разработки по «северной тематике»: средства транспорта, модели жилищ, одежда и пр. (2, с. 101—108). В научных кругах распространялись «футурологические настроения», основанные на уверенности в тотальном могуществе техники. «Инженерный подход» (имеется в виду подход, разработанный и осуществляемый инженерами; объединяющий ряд проектных методов, в основе которых лежат «расчётно-механистические» представления о технике) представлялся панацеей от всего многообразия северных проблем (2, с.101).

Наиболее полно анализ методов проектирования и их последовательное развитие представлены в исследовании Н. П. Гарина «Дизайн для условий Крайнего Севера». В данной статье приведём лишь их перечень с указанием ключевых характеристик (см. рис. 1).

Таким образом, можно заключить, что с момента начала освоения северных территорий и до настоящего времени эффективного способа создания северной техносферы — совокупного продукта достижений науки и промышленности — не найдено. Тем не менее активные поиски продолжаются, и в данной статье представлена попытка рассмотрения проблемы через иное — проектное — видение.

Северная техника — довольно юное направление в проектировании, а значит, можно легко проследить «эволюцию проектности» с целью обнаружить причину

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ МЕТОД

ФАКТОРНЫЙ МЕТОД

/конфликтность сохранилась, противоречия стали более глубинными - негативное влияние обнаруживается в рамках обширной временной и пространственной "зоны покрытия" (поколения, сообщества людей одной местности)

-4 автомобиль Tatra (Чехия-СССР) для работы в « зоне БАМа: учтено множество климатических особенностей, но упущен человеческий фактор (работа в зимней экипировке => изменение габаритов).

V_У

техника из инструмента превращается в ;

источник новых проблем => системный характер конфликтности (распространяется на смежные сферы - от экономических проблем до угрозы жизни людей). Дальнейшая работа

невозможна,тупик

V__у

вездеходы ГАЗ: холод => печка в кабине, болото => изменение опорной площади движителя (гусеницы, колёса) + прорезка в крыше люка для экстренного покидания машины, и пр.

МЕТОД ЗАИМСТВОВАНИЯ

/интерес к культурному (предметному) наследию коренных народов, использование в частных целях - подготовка научных и спортивных экспедиций (надежда только на себя => использовать то, что проверено веками).

Подчёркнуто временных характер - только на период адаптации к новым условиям

V_У

/метод утвердился в качестве "экспедиционного"^ (д/кртаковременного пребывания): не нашёл применения в промышленности (только полукустарное штучное производство) по причине неразвитости технологий (для воспроизведения аборигенных способов изготовления и свойств материалов) и, как следствие, экономической нецелесообразности

/ куртка "Аляска" - неудачный опыт массового производства: ограниченные возможности промышленности привели к замене натуральных материалов искусственными, ручных швов машинными и пр. Вещь утратила первоначальные свойства.

постоянных неудач и, главное, открыть дальнейшие перспективы развития. (В контексте дизайн-деятельности важна эволюция позиционирования техники в системе «человек-природа», рассматриваемая через призму «проектности» как внутреннего потенциала объекта — «желания» быть спроектированным.)

Мы предполагаем наличие у техники как феномена некой внутренней метафизической структуры первоосновы, которая, воплощаясь в отдельных объектах, определяет их полный жизненный цикл. Отсюда постижение этой первоосновы (назовём её ДНК, по аналогии с биосферой) даст возможность «генетического» программирования техники с целью гармонизации отношений с Человеком.

Душа «второй природы». Одушевление — естественный процесс, сопровождающий появление искусственных объектов. Техника как совокупность опредмеченных способностей человека по умолчанию содержит элемент человеческого.

На заре своего появления техника рассматривалась как «проекция и развитие (сначала непосредственное, затем опосредованное) органов человека — рук, ног, пальцев, мышечной силы, зрения, слуха и т.д.» (Э. Капп, цит. по: 1, с. 19). Принять данную антропологическую трактовку возможно лишь с вынесением «за скобки» цели — ради чего наращивать мощность. Дальнейшее развитие техники, осмысленное через Цель, характеризуется движением от инструмента покорения природы до средства коммуникации между людьми и людьми и природой (1). Для дизайнера это означает переход от «инженерной» к «гуманитарной» парадигме проектирования, иначе говоря — от рационального к эмоциональному.

Техника теперь «переживается» — одушевляется через эстетику как форму познания реальности; структурной единицей познавательного процесса является образ.

Возвращаясь к региону исследования, сравнение Западной Сибири с чужой, неизвестной нам планетой сводит процесс освоения к действиям «вслепую» — реальность оказывается сложнее моделей, поведение среды отличается от лабораторных экспериментов, а тотальный контроль недостижим. Ключевые особенности экстремальной среды: безальтернативность, предельность, синергичность действия неблагоприятных факторов и пр. Именно в экстриме — в пограничной ситуации существования, противоречия и проблемы, связанные с предметным миром, проявляются особенно ясно и остро. На первый взгляд, на текущем этапе развития науки и технологий задача создания идеальной техники не имеет решения.

Но ценность региона, помимо природных богатств, — в его обитаемости, в людях. Коренные народы живут на этой территории на протяжении нескольких веков, являя собой пример комфортного существования в экстриме. «Эти народы утвердились на этой земле не благодаря победе над другими, а умением жить там, где другие не могут...» (3). Столь долгий срок жизни народов говорит об их совокупной приспособленности — от физиологии и социальной организации до предметного мира.

Предметный мир как объект анализа вызывает особый интерес. В контексте исследования техники задача анализа — обнаружить ту самую ДНК, позволяющую аборигенным артефактам существовать практически без изменений, «не вступая в реакцию» ни с какими нововведениями (материалами, технологиями, формами) современной «пришлой» цивилизации.

Уровень развития техники определяется уровнем развития культуры, конкретнее — жизненными задачами, которые ставятся человеком, обществом перед техникой. Внешняя причина стабильности форм, материалов, технологий в аборигенном предметном мире (в частности, в транспортных средствах) — именно неизменность задач. Другой важный момент — коммуникационный — вещи как своеобразный пас-

порт владельца. Понимание достигается путём отделения графической (как наиболее гибкой, способной меняться) части — орнамента. Форма вещи при этом (будучи максимально «чистой» — только функциональные элементы) всегда готова принять его, обретая завершённость — полную идентичность хозяину. Но самое главное обнаруживается, например, в наблюдении за процессом производства, точнее воспроизводства — на уровне «генной памяти». Мастер (а им является каждый, производя вещи лично для себя) изготавливает не отдельные элементы — сиденье, копылья («ноги нарты» (2, с. 84)), полозья; он воспроизводит целостный образ нарты. Назовём его «образ-ДНК». Речь идёт о рождении «души вещи» в процессе точного воспроизведения мастером культурных образцов, без малейшего изменения канонов. «Душа» сама организует вещь из разрозненных деталей. Подобное понятие встречается ещё в античной философии — «идея» Платона: идея — порождающая модель вещи, то есть включает в себя представление о возникновении и исчезновении вещи (4). Важно, что идея, или образ в нашей терминологии, «неразложима механическим способом», следовательно, можно выделить её целиком.

Отличительные характеристики «образа-ДНК»:

— собственная жизненная сила (существует и в статике, и в динамике);

— существование в «режиме ожидания» подходящей материи сколь угодно долго.

Метафизичность толкования производственного процесса ведёт к новому уровню использования — не просто выполнению инструментальной функции, но и обязательному наличию коммуникативной составляющей. Более того, когда функциональность отточена до предела, вещь, опять же нарта, «исчезает» как транспортное средство и становится «представителем» хозяина, его напарником и пр. — одушевлённым существом (в отличие от «закона идеальности» — основного закона развития технических систем, открытого в рамках теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. Альтшуллером («достигнув идеала, система должна исчезнуть (смениться другой системой), а её функция продолжать выполняться»), здесь новым становится уровень отношений с предметом).

На примере нарты можно проследить следующую зависимость: при равенстве исходных данных (материалов, технологий) одна нарта отличается от другой так же, как различны между собой их хозяева. При всей строгости, обусловленности процесса изготовления непременно находится возможность для творчества как привнесения «частицы себя». Цитируя Н. П. Гарина, «коренной северянин в любой вещи создаёт часть себя — ту самую недостающую часть своего (курсив наш. — С. У.) тела, необходимую для решения той или иной жизненной задачи» (всё тот же «эк-зоскелет»). Например, «лыжа — продолжение ступни, нож — шестой палец» (из интервью Н. П. Гарина 2008 года). В таком контексте удивительные особенности — «нетеряемость» вещей, их надёжность и медленный износ, а главное — малое количество (по принципу «необходимо и достаточно»), уже не представляются загадкой. Скорее, удивительной станет обратная ситуация — возможно ли просто так потерять свой палец, или зачем нужно несколько разных ног для одной дороги?

Совершенство предметного мира обусловлено внешними предпосылками возникновения вещей, лежащими в сфере мировосприятия. Аборигенный образ мышления, по сути, — идеал, эталон, единственно возможный способ существования в экстремальных условиях. Для аборигена Севера «природы как некоего внешнего объекта не существует. Такое понятие как "природа" вообще отсутствует в его синкретическом мифологическом сознании <...> он не живет в окружающем мире, он — "космическая улитка", сращенная с миром => домом <...> Все то, что его "окружает", есть он сам» (7).

Поэтому предметный мир, являясь такой же частью человека, антропологичен и коммуникативен изначально. Всё окружение есть «ничто иное, как космос, интегрированный в его жизнедеятельность» (7). Человек сам «творит космос из субстанции своего собственного духа» — любая коммуникация (и вещь как коммуникация) универсальна по своей трактовке, по «языку» — общение с космосом происходит напрямую. А единицей этого «абсолютного языка» как раз является образ.

Новая транспортная парадигма? Искомая ДНК северной техносферы - это код техники «новой культуры» — культуры, находящейся в процессе становления и, как следствие, пока не осознающей себя. Новая культура - синтетическая культура, результат взаимодействия (столкновения, слияния, поглощения и пр.) двух культурных потоков в регионе — монокультуры коренного населения и поликультуры пришлого. Вся содержательная часть (традиции, предметный мир) сейчас формируется стихийно. Позиционируя новую культуру как результат в том числе и дизайн-процесса (в данном случае через транспорт), мы предполагаем возможность её целенаправленного проектирования. Взгляд дизайнера на «эволюцию проектности» даёт основания для новой «транспортной парадигмы» — приоритетности способов и средств передвижения над любой деятельностью в труднодоступных северных регионах. То, как (каким способом, на чём) мы будем добираться до этих мест, определит наш последующий способ существования там — от хозяйственной сферы до духовной.

«Парадигме использования» предшествует «парадигма создания» — согласно алгоритму аборигенной предметной культуры, идеальность достижима через индивидуализацию. В ситуации с техникой — это объединение Человека и Машины ради создания качественно иного «субъекта-объекта» — синергии (как объединения «двух природ»), представляющей собой выход за пределы технического и человеческого (телесного)!

Принимая данное условие за эталон, с учётом его практической невыполнимости в настоящем и ближайшем будущем, приходим к «молекулярному» (дискретному) пониманию транспорта — «конструктор» из простейших элементов, каждый из которых — носитель наследственной информации. Требование индивидуализации выполнимо через комбинаторику: по аналогии с живым организмом, преобразующем любое поступающее вещество, например белок, в своё собственное (через расщепление его до аминокислот и комбинирования их последовательности, присущей именно этому организму). Другими словами, каждый может «синтезировать» своё личное транспортное средство из набора, получаемого извне. Кажущаяся фантастичность и нецелесообразность такого предложения снимается сравнением с процессом освоения иных агрессивных сред — подводного пространства, космоса и др. Как было сказано ранее, Север — это «другая планета», и возможность построить там новый технический макромир («Техносевер») достижима лишь через создание микромира — мира индивидуального, зафиксированного в нормах и ценностях. А их предметное выражение, в первую очередь через технику, станет задачей для нового, северного дизайна.

Примечания

1. Воронин А. А. Миф техники / А. А. Воронин; Ин-т философии. — М.: Наука, 2006.

2. Гарин Н. П. Дизайн для условий Крайнего Севера (принцип преемствования культуры коренных жителей): дис. ... канд. искусствоведения / Н. П. Гарин. — М.: МВХПУ им. Строганова, 1991.

3. Голубчиков Ю. Н. Климатические пояса и природные зоны в жизни народов [Элек-

тронный ресурс] / Ю. Н. Голубчиков // Первое сентября. — 2004. — № 24. — Режим доступа: <http://geoЛseptember.ru/article.php?ГО=200402404>

4. Лосев А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. — М.: Искусство, 1969. — Т. 2.

5. Очерки истории Тюменской области. — Тюмень, 1994

6. Фёдоров Р. Становление нефтегазодобывающего комплекса на Тюменском Севере. 2007 [Электронный ресурс] / Р. Фёдоров. — Режим доступа: http://www.ikz.ru/siberianway/ oilandgas.html

7. Фёдоров Ю. М. Конфликтологический анализ современного состояния и тенденции развития нефтегазовых районов [Электронный ресурс] / Ю. М. Федоров // Югра. — 1994. № 2. — Режим доступа: <http://www.ikz.ru/siberianway/library/o4.html>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.