Научная статья на тему 'Проблемы социальной ответственности дизайнера'

Проблемы социальной ответственности дизайнера Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
818
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / DESIGN / ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ / ENGINEERING PHILOSOPHY / ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / PHILOSOPHY OF CULTURE / ЭМОЦИИ / EMOTIONS / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / КАТАСТРОФА / CATASTROPHE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новикова Елена Юрьевна

Актуальность статьи обоснована широким использованием продуктов дизайна в торговле, маркетинге и рекламе, масштабным распространением дизайна в сложных социальных и технических системах, а также расширением направлений развития самого дизайна. Выделены три направления исследования социальной ответственности дизайнера: первое на основе методологии философии техники и социотехнических систем, второе на основе методологии философии культуры, третье на психологическом, личностном уровне. Обоснован социоантропологический, системный подход к анализу проблемы социальной ответственности дизайнера. Предложены методы обучения дизайнеров с целью повышения уровня социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topicality of the article can be explained by frequent use of design products in trade, marketing and advertising, wide spread of design in complicated social and technical systems and extended development of design itself. Three directions of researching the design social responsibility were identified: firstly, based on methodology of technology philosophy and socio-technical systems; secondly, based on methodology of culture philosophy and thirdly on psychological, personality level. The author substantiated the socio-anthropological system approach to analyzing the issue of design social responsibility. Methods of designers' training aimed at upgrading the level of social responsibility were put forward.

Текст научной работы на тему «Проблемы социальной ответственности дизайнера»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ДИЗАЙНЕРА

Новикова Елена Юрьевна

доктор философских наук, профессор кафедры философии РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Актуальность статьи обоснована широким использованием продуктов дизайна в торговле, маркетинге и рекламе, масштабным распространением дизайна в сложных социальных и технических системах, а также расширением направлений развития самого дизайна. Выделены три направления исследования социальной ответственности дизайнера: первое - на основе методологии философии техники и со-циотехнических систем, второе - на основе методологии философии культуры, третье - на психологическом, личностном уровне. Обоснован социоантропологический, системный подход к анализу проблемы социальной ответственности дизайнера. Предложены методы обучения дизайнеров с целью повышения уровня социальной ответственности.

Ключевые слова: дизайн, философия техники, философия культуры, эмоции, личность, катастрофа.

ISSUES OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF DESIGNER

Novikova, Elena Yu.

Doctor of Philosophy, Professor of the Department for Philosophy of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Topicality of the article can be explained by frequent use of design products in trade, marketing and advertising, wide spread of design in complicated social and technical systems and extended development of design itself. Three directions of researching the design social responsibility were identified: firstly, based on methodology of technology philosophy and socio-technical systems; secondly, based on methodology of culture philosophy and thirdly - on psychological, personality level. The author substantiated the socio-

anthropological system approach to analyzing the issue of design social responsibility. Methods of designers' training aimed at upgrading the level of social responsibility were put forward.

Keywords: design, engineering philosophy, philosophy of culture, emotions, personality, catastrophe.

Проблема социальной ответственности является традиционно актуальной для философии. Исследование социальной ответственности в деятельности дизайнера приобретает особое значение в современном мире в связи с расширением и усложнением

функций, выполняемых дизайном в обществе и индивидуальном бытии человека. Однако при рассмотрении проблем социальной ответственности необходимо исходить из многоаспектного, системного подхода к пониманию как самого феномена социальной ответственности, так и дизайна.

Разработка дизайнерских проектов должна строиться с учетом объективных и субъективных факторов, лежащих в основе принципов социальной ответственности. Философия дизайна развивается на основе макросоциологических, социоантропологических и психогенетических факторов.

Проблемы социальной ответственности дизайнера инициируются прежде всего тенденциями развития современного общества. В работах Р. С. Гринберга, Е. Н. Даниловой, Л. Н. Вдовиченко, С. А. Кравченко, Ж. Т. Тощенко, П. Штомки, Дж. Урри, З. Баумана, Ч. Перроу, Э. Гидденса проводится идея усложнения современного общества вследствие нелинейности развития, социальной турбулентности, увеличения скорости процессов, нарастания объема информации, неуправляемости. «Общество катастроф», «общество риска» - термины, характеризующие неустойчивость развития современных природных, социальных и технологических процессов [3; 11]. Во-первых, речь идет о техногенных катастрофах, которые порождаются сложностью социально-экономических, биосоциальных, геополитических, а также технических систем. Во-вторых, необходимо подчеркнуть роль человеческого капитала в возникновении техногенных катастроф. Решающее значение имеют квалификация персонала и его мировоззренческие установки. В-третьих, техногенные катастрофы в кризисных странах могут возрастать по причине устаревших фондов.

Эти факторы носят значимый характер в странах догоняющего развития, поэтому часто могут вызывать катастрофы. Анализ производственно-техногенных факторов катастроф дает возможность предсказывать ситуации, в которых возникновение катастроф наиболее вероятно.

Одна из причин порождения катастроф в современном обществе - экологический фактор. Экологический аспект катастроф обусловлен техногенными причинами, но может иметь и самостоятельное значение. Еще одной причиной масштабных катастроф является изменение климата. Различные климатические катастрофы могут сопровождаться массовыми негативными последствиями, имеющими, как правило, системную природу и затрагивающими как экономико-технические, так и экологические аспекты.

Применительно к дизайну реальность катастроф формирует запрос на выпуск предметов, необходимых человеку при различного рода нарушениях, авариях, в частности, предметов-трансформеров для

экстремальных ситуаций. Подобно тому как в обществе возникла медицина катастроф, психология катастроф, правомерно говорить и о развитии дизайна катастроф.

Социальная ответственность дизайнера при создании предметов для катастрофических ситуаций достаточно велика, поскольку мерой возможных ошибок выступает жизнь. Помимо обычных, традиционных требований к предмету дизайна - надежности, удобства, комфортности - в экстремальных ситуациях могут иметь большое значение и такие качества предмета, которые отражают медико-биологические, психологические характеристики человека. Выявление факторов возникновения катастроф дает возможность определить основные требования к целям дизайнерского проекта, разработке конструкций и подбору материалов. Так, в настоящее время техногенные катастрофы часто связываются с повышением радиационного фона, возникновением пожаров, что требует использования в дизайне материалов и конструкций, защищающих человека от воздействия радиации, высоких температур.

Социальная ответственность дизайнера в методологическом плане может быть рассмотрена и на основе философии техники [2; 10]. Решающим вектором оценки изделий дизайна является вектор «техника - человек». Помимо требований надежности и эффективности в русле философии техники акцентируется необходимость социальной экспертизы технических проектов в контексте основных ценностей человека - экологических, эргономических, витальных, здоровья, творчества, самореализации, сохранения и воспроизводства человеческого капитала. Роль человеческого фактора в функционировании техники обусловливает потребность в дизайне предметов повышенной надежности и практичности, которые снижают нагрузку на познавательные процессы, не вызывают отрицательных эмоций и негативных реакций у пользователя, что в свою очередь могло бы привести к снижению риска катастроф.

При разработке предметов для экстремальных ситуаций дизайнер должен ориентироваться на всю совокупность социоантропологи-ческих факторов, связанных с переживанием катастрофы. Основная задача таких предметов должна соответствовать принципу выживаемости и спасения человека в жизненно опасной ситуации. Этому принципу подчинен выбор конструкций, форм, материалов, соответствующих необходимой функциональности. В последнее время появились исследования, которые позволяют говорить об ответственности дизайнера на психологическом уровне в виде достаточно жесткого императива направленности на эмоции и личность потребителя. На наш взгляд, большого внимания в этой связи заслуживает направление эмоционального дизайна, который имеет две формы - когнитивную и

трансактную [4; 6; 7; 9]. В концепции эмоционального дизайна решающее значение во взаимодействии пользователя и предмета потребления имеют положительные эмоции. По мнению Д. Нормана, плохой дизайн связан с «психопатологией» вещей, когда непонятные предметы вызывают у потребителя трудности использования и отрицательные эмоции. Хороший дизайн исходит из закономерностей развития психики, необходимости решения пользователем гностических и конструктивных задач, наличия положительных эмоций при использовании предмета.

В концепции А. Купера подчеркивается важность личностной идентичности дизайнера и пользователя. Рассматривая дизайн интерфейсов технических систем, он отметил несовместимость личности их дизайнеров (хомо логикус) и личности потребителя (хомо сапиенс). В результате, по его мнению, многие масштабные аварии поездов, крушения самолетов были предопределены самими дизайнерами интерфейсов, а не случайностью или ошибками диспетчеров [4. - С. 95-105].

Достоинством когнитивных теорий является многоаспектный подход к дизайну. Положительные эмоции потребителя должны вызываться одновременно различными качествами предмета. Предмет должен быть надежным, функциональным, доступным в применении, понятным, безопасным, эстетичным, экономичным и т. п.

В зависимости от качества эмоционального состояния потребителя происходит активизация психических процессов в ходе решения задач, связанных с использованием предмета. Положительные эмоции способствуют творчеству, они повышают адекватность и активность внимания, памяти и мышления, в то время как отрицательные эмоции могут блокировать активность познавательных процессов, приводить к ошибкам.

В когнитивной концепции выделяются три основных уровня психических процессов, каждый из которых связан с эмоциями. Интуитивный уровень отвечает за принятие быстрых решений, касающихся прежде всего безопасности. Психические процессы интуитивного уровня осуществляются бессознательно, обеспечивая автоматические реакции и начальный этап возникновения эмоций. Поведенческий уровень связан с навыками и заученными действиями. Созерцательный уровень является основой мышления и абстрагирования, которые формируются в системе общественного сознания и включают культурно-ценностные установки.

В процессе использования предметов дизайна уровни психики взаимодействуют друг с другом. Созерцательный и интуитивный уровни совместно моделируют поведение, они связаны не только с выполнением, но и анализом, контролем. В психике переплетаются когнитивные и ценностные компоненты, входящие во все уровни.

Все указанные уровни познавательных процессов связаны с эмоциями, которые по-разному проявляют свои особенности. Интуитивный уровень порождает эмоции, простые по содержанию и длящиеся короткое время. Созерцательный уровень связан с эмоциями и чувствами, разнообразными по социальному содержанию и длящимися долгое время. Так, Д. Норман отмечает, что вкус и состав принимаемой пищи, вызывая положительные эмоции, вспоминаются не так часто, в отличие от обстановки принятия пищи, красивой сервировки, общения с друзьями за столом. Социальная ситуация может порождать более глубокие переживания и запоминаться на длительный период.

При разработке дизайнерских проектов необходимо учитывать, что состояние субъекта в экстремальной ситуации содержит негативные эмоции, человек испытывает растерянность, страх, боль, гнев, чувство утраты и т. п. Это в свою очередь может отрицательно влиять на качество решения гностических задач, связанных с использованием предметов дизайна. Так, неправильное применение предмета в стрессовой ситуации может привести к его поломке. При создании предметов для помощи людям в ситуации катастроф необходимо иметь в виду эмоциональную травму человека, тяжесть ментальных переживаний. Поэтому, к примеру, цвет и оформление предметов не должны быть раздражающими, вызывать чувство возмущения или восприниматься как неестественные для экстремальной ситуации, а принципы использования предмета должны быть максимально понятными, основанными на решении простейших задач, на естественных автоматизмах и сложившихся навыках.

В соответствии с принципом социальной ответственности дизайнера необходимо ставить вопрос о предотвращении ошибок пользователя при работе с предметом дизайна. По мнению Д. Нормана, человек не должен испытывать отрицательные эмоции даже при ошибках. Дизайнер несет ответственность за предотвращение чувства страха у потребителя, за формирование чувства вины и комплексов при использовании технических средств. Для предотвращения ошибок Д. Норман рекомендует использовать систему подсказок, которые следует размещать на самом предмете дизайна. Подсказки должны выполнять следующие функции: 1) создавать для потребителя общую ориентировочную основу действия, давать схему, план технического устройства; 2) создавать обратную связь между потребителем и устройством; 3) давать содержательную информацию о причинах ошибок и указание для дальнейших действий [9. - С. 85-90].

Такой подход является актуальным при дизайне предметов особой сложности, связанных с управлением жизненно важными системами. В экстремальной ситуации слишком велика человеческая цена ошибки. Ограниченность во времени диктует необходимость избегать

ошибок при использовании предметов. Следует учитывать и то, что в стрессовых условиях у человека могут быть снижены активность и избирательность познавательных процессов, что также может провоцировать большое количество ошибок. Поэтому подсказки на предметах дизайна должны быть хорошо заметными.

Схемы использования предметов должны быть такими, чтобы они были понятными людям с любым уровнем образования. Текстовые варианты инструкций, которые требуют длительного изучения и понимания, целесообразно заменять схемами и наглядными символами, нанесенными на поверхность самих предметов. Для предотвращения ошибок следует использовать естественные и искусственные ограничители, расположенные на панели предмета. К ним можно отнести физические, смысловые, культурные, логические и другие ограничители.

Социальная ответственность дизайнера может быть рассмотрена и на основе теоретико-методологических концепций философии культуры. В работах таких авторов, как В. А. Волобуев, Л. И. Горбунова, Л. А. Зеленов, Ю. А. Лобейко, В. Н. Гончаров, О. Ю. Колосова, М. П. Менаева, рассмотрены основные функции культурно-предметной среды, которые необходимо учитывать и в дизайне [1; 5]. Это касается прежде всего таких функций, как ретрансляция базовых культурных ценностей через визуальные образы, формирование мотивации и обретение мировоззренческих смыслов, создание мифов и их визуальное оформление, визуальное оформление культурных ритуалов.

Социальная ответственность дизайнера в аспекте культуры определяется тем, что изделия дизайна, отражая культуру автора, формируют культурные установки потребителя. Этот процесс наиболее адекватно описывается терминологией «опредмечивания» и «распредмечивания». Воплощенная в предмет культура индивида, социальной группы или слоя, общества в целом, поколения «распредмечивается», активно осваивается, трансформируется в сознании других субъектов.

Традиционно культура потребления рассматривалась на уровне морали и идеологии. Однако в настоящее время особую важность приобретает этнический аспект ценностей культуры. Сегодня значимость социокультурных, цивилизационных, этнических императивов резко возросла. Это связано с тем, что в условиях реформ и модернизации экономики, когда многие привычные ценности теряют свою актуальность, именно культура позволяет сохранить устойчивые мировоззренческие ориентиры. Этот факт отмечал, в частности, С. Хантингтон, показывая доминирующую роль культуры, цивилизации в личностной самоидентификации человека в современном мире.

В дизайне предметов, требующих ответственного применения, необходимо, на наш взгляд, учитывать принцип социокультурного

универсализма. Люди, использующие предметы для своего спасения, могут быть различного возраста, пола, интеллектуального уровня, различных национальностей, различных культурных общностей. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы визуальный текст подсказок и схем, расположенных на предмете дизайна, отражал общечеловеческие, социоантропологические закономерности психики, был бы понятным для многих.

Схема применения необычных предметов должна учитывать и социокультурные установки их использования в традиционной среде. Так, фрагменты жизненного пространства в домике-трансформере, предназначенном для временного проживания эвакуированных с места катастрофы людей, должны учитывать основные характеристики и принципы устройства социального пространства, которые складываются под влиянием социальной практики и ценностей общества. Перспективным направлением исследования социального пространства в дизайне, на наш взгляд, является анализ пространства на основе понятия культуросферы.

Одновременно в дизайне необходимо учитывать и общие социокультурные традиции использования предмета, которые вытекают из общечеловеческой практики. Во-первых, традиции создают психологические установки, благодаря которым новые задачи по использованию предметов дизайна решаются быстрее и эффективнее. Во-вторых, применение традиционных символов, ограничителей и схем на панели управления различных устройств позволяет избежать многих ошибок при их использовании. В-третьих, ориентация дизайнера на традиции позволяет избежать психологического дискомфорта при использовании предметов в экстремальной ситуации, которая сама по себе содержит источник психологической травмы. Практика использования предмета должна осуществляться в пределах одного социокультурного поля, социального пространства бытия человека. Так, трансформация предметов одежды в спальные принадлежности в ночное время в принципе допустима, поскольку она традиционно используется в культуре. Но трансформация предмета в культурное поле, которое резко отличается от первоначального, может вызывать отрицательные эмоции.

В заключение правомерно выделить три направления в современных исследованиях социальной ответственности дизайнера. Во-первых, это анализ социальной ответственности в аспекте проблем и методологии философии техники. Во-вторых, социальная ответственность исследуется в аспекте философии культуры и культуры потребления. В-третьих, предметом изучения является социальная ответственность дизайнера в личностном аспекте. Выделение этих направлений дает возможность оптимизировать сам процесс изготовления

предметов дизайна. Ценности, связанные с реализацией социальной ответственности, необходимо закладывать в основу дизайнерского проектирования.

На наш взгляд, в русле социокультурной интерпретации социальной ответственности дизайнера необходимо акцентировать этнический аспект. Во многих странах, в том числе и в России, этнокультурные противоречия могут быть достаточно острыми в связи с процессами глобализации, наплывом мигрантов из различных стран, созданием анклавных рынков труда. Безусловно, объективные факторы таких противоречий лежат в сфере социально-экономических отношений. Но в настоящее время большую роль приобретает и социокультурный фон для выражения этих противоречий, их визуализация через предметную среду. Те или иные предметы дизайна с национальной символикой могут способствовать разжиганию национальной розни. Так, например, дискуссионным остается вопрос о возможности носить в учебных и других светских заведениях национальную одежду, предметы, указывающие на религиозную принадлежность человека, и др.

Мы считаем, что задача дизайнеров состоит в разработке идей и производстве предметов, ретранслирующих ценности, объединяющие людей в едином социуме и снижающие риск конфликтов. Это в первую очередь касается деловой одежды, имиджа, логотипов фирм, предметного оформления деловых коммуникаций и т. п. Для реализации такого подхода в дизайне есть объективные основания в виде взаимосвязей людей в едином обществе, принимающем общезначимые экономические, социальные, политические и духовные вызовы.

Вместе с тем это означает одновременно и необходимость модификации системы подготовки дизайнеров в вузах. Мы считаем необходимым сделать акцент на формировании общекультурной и поликультурной компетенции дизайнера.

Реформы в области образования дизайнеров тесно связаны с реализацией компетентностного подхода. Компетенция рассматривается как общая способность субъекта использовать в профессиональной деятельности знания, умения, а также общие способы выполнения действий. Основную роль при формировании общих компетенций выполняют фундаментальные науки, формы и методы обучения, организованные на их основе.

В сфере гуманитарного образования дизайнеров эту роль выполняют прежде всего такие дисциплины, как философия и социология. Но теоретические гуманитарные установки и принципы в профессиональной деятельности дизайнеров должны сопровождаться их практической реализацией. На наш взгляд, компетентностно-практическая направленность образования в гуманитарных дисциплинах наиболее ярко реализуется через авторские, инновационные спецкурсы.

Социокультурная компетенция - важнейший элемент профессиональной компетенции. В связи с этим при составлении программ базовых курсов и спецкурсов делается акцент на социокультурном компоненте дисциплины. Социокультурная компетентность реализуется на различных этапах и уровнях образовательного процесса, охватывает избирательную направленность содержания образования на уровне теорий и парадигм, учебного предмета, учебного материала, методов обучения, системы контроля и оценки знаний.

При реализации социокультурной компетенции необходимо также учитывать и различные компоненты содержания образования в виде знаний, способов деятельности, соотношения продуктивных и репродуктивных компонентов в деятельности, оценочного отношения к действительности. Формирование социокультурных компетенций направлено на индивидуализацию приобретаемых социокультурных знаний и принципов в соответствии с личным практическим опытом.

В процессе подготовки дизайнеров и формирования чувства социальной ответственности необходимо создание гуманитарно-развивающей среды, обеспечивающей самоопределение и самореализацию. Создание такой среды связано с обращением к ценностям и базовым мотивационным установкам. Гуманитарные ценности должны выступать главным основанием дизайнерского проектирования и оценки эффективности проекта.

Список литературы

1. Зеленов Л. А. Философия культуры. - Н. Новгород : НГТУ, 2013.

2. Канке В. А. История, философия и методология техники и информатики. - М. : Юрайт, 2013.

3. Кравченко С. А. Становящаяся сложная социальная реальность: проблема новых уязвимостей // Социологические исследования. -2013. - № 5. - С. 3-13.

4. Купер А. Психбольница в руках у пациентов. - М. : Символ,

2012.

5. Лобейко Ю. А., Гончаров В. Н., Колосова О. Ю. Философия общества и культуры. - М. : Илекса, 2014.

6. Новикова Е. Ю. Когнитивная психология в дизайне // Дизайн. Теория и практика. - 2013. - № 13. - С. 63-73.

7. Новикова Е. Ю. Психология в современном дизайне // Дизайн. Материалы. Технология. - 2013. - № 3. - С. 11-15.

8. Новикова Е. Ю. Человек эмоциональный в дизайне и маркетинге // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 7 (73). - С. 46-54.

9. Норман Д. Дизайн привычных вещей. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.

10. Сандакова Л. Б. Философия техники: обзор основных концепций. - Новосибирск : НГТУ, 2014.

11. Стихийные бедствия и техногенные катастрофы. - М. : Аль-пина Паблишер, 2012.

References

1. Zelenov L. A. Filosofiya kul'tury [Philosophy of Culture]. Nizhny Novgorod, NGTU, 2013. (In Russ.).

2. Kanke V. A. Istoriya, filosofiya i metodologiya tekhniki i informatiki [History, Philosophy and Methodology of Technology and Computer Science]. Moscow, Yurayt, 2013. (In Russ.).

3. Kravchenko S. A. Stanovyashchayasya slozhnaya sotsial'naya real'nost': problema novykh uyazvimostey [Becoming a Complex Social Reality: the Problem of New Vulnerabilities], Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2013, No. 5, pp. 3-13. (In Russ.).

4. Kuper A. Psikhbol'nitsa v rukakh u patsientov [Mental Hospital Governed by Patients]. Moscow, Simvol, 2012. (In Russ.).

5. Lobeyko Yu. A., Goncharov V. N., Kolosova O. Yu. Filosofiya obshchestva i kul'tury [Philosophy of Society and Culture]. Moscow, Ileksa, 2014. (In Russ.).

6. Novikova E. Yu. Kognitivnaya psikhologiya v dizayne [Cognitive Psychology in Design], Dizayn. Teoriya i praktika [Design. Theory and Practice], 2013, No. 13, pp. 63-73. (In Russ.).

7. Novikova E. Yu. Psikhologiya v sovremennom dizayne [Psychology in Modern Design], Dizayn. Materialy. Tekhnologiya [Design. The Materials. The Technology], 2013, No. 3, pp. 11-15. (In Russ.).

8. Novikova E. Yu. Chelovek emotsional'nyy v dizayne i marketing [Man Emotional in Design and Marketing], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 7 (73), pp. 46-54. (In Russ.).

9. Norman D. Dizayn privychnykh veshchey [Design of Everyday Things]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2013. (In Russ.).

10. Sandakova L. B. Filosofiya tekhniki: obzor osnovnykh kontseptsiy [Philosophy of Technology: a Review of Basic Concepts]. Novosibirsk, NGTU, 2014. (In Russ.).

11. Stikhiynye bedstviya i tekhnogennye katastrofy [Natural and Man-Made Disasters]. Moscow, Al'pina Pablisher, 2012. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.