Научная статья на тему 'Технополисы и их место в инновационной инфраструктуре экономики региона на примере Технополиса «Химград» республика Татарстан'

Технополисы и их место в инновационной инфраструктуре экономики региона на примере Технополиса «Химград» республика Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
662
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОПОЛИС / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATION INFRASTRUCTURE. / TEKHNOPOLIS / THE ECONOMY OF REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стоянова Я. О., Авилова В. В.

Раскрывается место технополисов в инновационной структуре эконо-мики региона. Разработана стратегия и проведена оценка экономической эф-фективности Технополиса «Химград».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

s revealed the place of Тekhnopolis in the innovation structure of the economy of region. Strategy is developed and is carried out the estimation of the economic effectiveness of Tekhnopolisa «Кhimgrad».

Текст научной работы на тему «Технополисы и их место в инновационной инфраструктуре экономики региона на примере Технополиса «Химград» республика Татарстан»

Я. О. Стоянова, В. В. Авилова ТЕХНОПОЛИСЫ И ИХ МЕСТО В ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОПОЛИСА «ХИМГРАД»

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Ключевые слова: технополис, экономика региона, инновационная инфраструктура. tekhnopolis, the economy of region, innovation infrastructure..

Раскрывается место технополисов в инновационной структуре экономики региона. Разработана стратегия и проведена оценка экономической эффективности Технополиса «Химград». Is revealed the place of Тekhnopolis in the innovation structure of the economy of region. Strategy is developed and is carried out the estimation of the economic effectiveness of Tekhnopolisa «Rhmgrad».

Кризис, охвативший российскую экономику, показал, что структурные преобразования в производственной сфере проводятся медленно, отсутствует четко сформулированная государством промышленная политика. Наибольшее внимание в этих условиях необходимо уделить сфере экономики, связанной с научными исследованиями и наукоемкими, высокотехнологичными производствами, такими как производство и переработка полимеров, полимерных композитов и наноматериалов. Концентрация усилий в этом направлении способна привести к диверсификации экономики России, отказу от сугубо сырьевой направленности и повысить конкурентоспособность позиций национального производителя в рамках всемирного разделения труда в современном глобализированном мире.

Сегодня, в условиях значительного сокращения государственного финансирования, накопленный в высокотехнологических отраслях научно-технический и интеллектуальный потенциал может быть потерян. В концентрированном виде эта проблема присутствует в академических научно-исследовательских центрах и «закрытых» в прошлом городах, занятых научными исследованиями и высокотехнологичным производством, ориентированном прежде всего на нужды ВПК. Государству придется решать социальные проблемы на территориях, где расположены данные объекты, являющиеся, как правило, градообразующими. Вместе с тем, одним из возможных путей развития таких городов и научных центров может быть создание на их базе технополисов, современной формы территориальной интеграции науки, образования и высокоразвитого производства, играющих все более заметную роль в экономике развитых стран Америки, Западной Европы и Японии. В нашей стране становление технополисов только происходит, в стадии становления находятся научные подходы к формированию стратегии развития технополисов, организации системы управления ими в российских условиях.

Республика Татарстан не является исключением, и проблемы структурной перестройки касаются ее в полной мере. В рамках химического и нефтехимического комплекса сложились существенные диспропорции в структуре производства. Являясь одним из ведущих в России производителем химической продукции, в частности полимеров, имея известные, как в нашей стране, так и за ее пределами, научные школы в области полимерного материаловедения, республика перерабатывает лишь около 5% производимых полимеров. Тем самым она лишает себя налоговых поступлений с добавленной стоимости, те-

ряя высококвалифицированные кадры, выпускаемые вузами и недостаточно востребованными в Республике Татарстан, сотни и тысячи рабочих мест, требующих работников высокой квалификации. Все это подтолкнуло Правительство Республики Татарстан к поиску эффективного решения накопившихся проблем. На основе анализа сложившейся ситуации было решено организовать на территории Республики Татарстан технополис в области химии и переработки полимеров (Технополис «Химград»).

Для успешной реализации этого проекта, особенно в условиях кризиса, необходимо выработать критерии эффективности технополиса, а также роль и функционал управляющей компании в развитии технополиса.

Таким образом, целью данной статьи является разработка стратегии и оценка экономической эффективности Технополиса «Химград».

Перспективными представляются следующие направления:

• обоснование роли технополисов в России в качестве модели структурной перестройки экономики локального уровня;

• разработка принципов формирования стратегии развития технополиса;

• разработка концепции Технополиса «Химград» и совершенствование его структуры;

• разработка стратегии управляющей компании.

Стратегия исследования предполагала решение следующих задач:

• исследовать феномен технополиса;

• дать развернутую сравнительную характеристику современных зарубежных и российских технополисов;

• оценить и раскрыть предпосылки, цели, задачи их создания;

• провести анализ развития российского технополиса в качестве регионального центра научно-технических и социальных инноваций, используя методы стратегического планирования;

• сформулировать основные положения стратегии технополиса.

В современных условиях инновационная деятельность выделилась в отдельный вид человеческой активности. Темпы развития инновационных процессов определяются, в первую очередь, эффективной работой инновационной инфраструктуры. Технополисы решают задачи комплексного обеспечения инновационного процесса технологической, консалтинговой, информационной, финансовой, сбытовой, социальной инфраструктурой, а также инфраструктурой подготовки кадров и центрами коллективного пользования промышленным оборудованием.

Исследование феномена технополиса показало, что технополисы являются местом концентрации инновационных и наукоемких компаний. Необходимыми условиями для функционирования и ключевыми факторами их успеха являются специализация в наиболее активно развивающихся отраслях, наличие крупного научного центра, комплексный подход к развитию территории, государственная поддержка процесса создания и развития.

Анализ эволюции структуры технопарков и технополисов мира показал, что все модели представляют собой концепцию нового на тот момент понимания принципов организации и функционирования инновационного процесса, результат поиска оптимальных форм для экономического устройства конкретной страны. Таким образом, в сегодняшней России имеется уникальная возможность создать эффективную модель управления инновационной инфраструктурой на основе лучших примеров международной практики.

Проведенный анализ состояния инновационной инфраструктуры в России позволил сделать вывод о том, что существуют серьезные дисбалансы в создании инновационной инфраструктуры. К таковым следует отнести:

• большое количество научных разработок при недостаточном потенциале их реализации в промышленности;

• наличие технопарков и бизнес-инкубаторов при низком уровне коммерциализации инноваций;

• выпуск высокотехнологичной продукции при отсутствии позиционирования ее на мировом рынке.

Вследствие этого отдельные стратегические преимущества России не подкреплены комплексом ресурсов и со временем утрачивают свое значение.

Все это подчеркивает важность решения задачи развития инновационной инфраструктуры на современном этапе развития экономики страны. Проблема традиционной формы организации научно-инновационного процесса заключается в том, что в большинстве перспективных направлений исследований не удается сосредоточить достаточные для серьезного прорыва силы. Технополисы за счет концентрации усилий большого количества субъектов инновационной деятельности, объединенных одной территорией, позволяют решить эту проблему. Оптимальным вариантом организации этого процесса представляется создание в России технополисов, на принципах частно-государственного партнерства.

Создание технополиса в области химии и переработки полимеров необходимо для устранения сложившегося дисбаланса в данной отрасли. Казань и весь регион РТ имеют все необходимые предпосылки для создания технополиса. Стратегическими целями создания технополиса является обеспечение переработки силами компаний-резидентов до 30% полимеров, производимых на территории Республики Татарстан. Это требует привлечения ранее не использованных производственных площадей, возведения новых объектов, создания на территории Технополиса порядка 10 тысяч рабочих мест, поддержания средней заработной платы в компаниях-резидентах на уровне среднеотраслевого и выше, осуществления капвложений в развитие Технополиса, содействия внедрению новых технологий, создания новых производств, повышения наукоемкости производимой продукции.

Для достижения стратегических целей выбрана Управляющая компания Технополиса и реализована «японская» модель структурной организации и управления, сфокусированная на сервисе и обеспечении четкого функционирования инфраструктуры технополиса. Структурная организация включает индустриальный парк (как основную составляющую), парк высоких технологий, корпоративный университет, логистический центр, сырьевую биржу, социально-бытовые объекты. Для эффективного развития технополиса и «наполнения» его компаниями-резидентами разработана стратегия Управляющей компании Технополиса, скорректированы основные положения с учетом текущей экономической ситуации. Представляется, что основными направлениями стратегии Технополиса «Химград» должны стать:

• активное взаимодействие с субъектами инновационной деятельности, привлечение к процессу развития Технополиса максимального количества высококвалифицированных специалистов;

• формирование в рамках Технополиса цепочек наука - лаборатория - производство - маркетинг - сбыт;

• отслеживание новых идей, разработок, их патентование и коммерциализация;

• способствование формированию нефтехимического кластера Республики Татарстан, став его центральным элементом.

По нашему мнению основой маркетинговой стратегии Технополиса, должны стать:

• интенсивность, обусловленная необходимостью занять временно вакантную рыночную нишу и убедить потенциальных резидентов в преимуществах размещения в Технополисе;

• многосторонность, нацеленность на каждую из подгрупп обозначенной целевой аудитории;

• упор на рациональные преимущества Технополиса в качестве площадки размещения потенциальных резидентов;

• постоянство маркетинговых мероприятий;

• использование аналогичного международного опыта с учетом особенностей местного рынка.

Представляется, что основными направлениями стратегии управляющей компании ОАО «УК «Идея Капитал» должны являться:

• формирование системы управления и оперативного перераспределения ресурсов управляющей компании между объектами в управлении;

• усиление взаимодействия с государственными органами для привлечения государственного финансирования на реконструкцию инженерных сетей и дорог;

• создание условий, привлекательных для размещения производств резидентов, за счет обеспечения низких ставок арендной платы, конкурентоспособных тарифов на энергоснабжение, отсутствия платы за технологическое присоединение к энергосетям, предоставления налоговых льгот;

• формирование динамичной команды менеджеров управляющей компании, способной работать в условиях неопределенности;

• максимизация прибыли за счет внедрения новых видов услуг;

• активный PR деятельности управляющей компании и объектов, находящихся в управлении, с целью получения новых объектов за пределами республики;

• завершение реконструкции инженерной инфраструктуры, в том числе создание собственных мощностей по генерации электроэнергии;

• строительство производственных, складских и офисных площадей;

• активный поиск и массовое привлечение резидентов.

Проведенный авторами расчет экономической эффективности Технополиса показал, что при условии реализации намеченной стратегии, с адекватной корректировкой на изменения внешней среды, проект является экономически целесообразным.

Стратегия развития Управляющей компании и Технополиса «Химград» учитывает нынешний этап мирового и российского кризиса экономической системы. Разработанные мероприятия во многом антикризисные, масштаб их значителен, но он может быть скорректирован с учетом быстроты и глубины развития кризиса.

© О. Я. Стоянова - директор по маркетингу Технополиса «Химград», асп. каф. экономики КГТУ; В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой экономики КГТУ. е-шаі1:оу_8І;оуапоу@шаі1.т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.