III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Anatoly N. Krylov, Elena V. Kozlyaeva, Inna Y. Krylova
TECHNOLOGY PARKS IN THE HIGH TECH SPHERE: ANALYSIS OF THE CURRENT STATUS AND EFFICIENCY OF FUNCTIONING
St Petersburg State Institute of Technology (Technical University), Moskovsky Pr., 26, St Petersburg, 190013, Russia e-mail: [email protected]
The article defines the role of technology parks in the formation of a competitive innovative economy and the development of hightech industries.
The complex program "Creation of Technoparks in the Sphere of High Technologies in the Russian Federation" implemented during the period 2011-2014 is assessed. The effectiveness of budget expenditures for its implementation is analyzed. The functioning of technology parks in Russia is analyzed, the problems that hinder the creation and efficient operation of technology parks in the high tech sphere are considered. Measures aimed at improving the efficiency of technology parks in the sphere of high industry are proposed. By using examples, potential benefits of the implementation of these measures are demonstarted.
Key words: innovative economy, technology park, high technology, efficiency.
А.Н. Крылов1, Е.В. Козляева2, И.Ю. Крылова3
ТЕХНОПАРКИ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), Московский пр. 26, Санкт-Петербург, 190013, Россия e-mail: [email protected]
В статье определена роль технопарков в формировании конкурентоспособной инновационной экономики и развитии высокотехнологичных отраслей.
Дана оценка комплексной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», реализованной в период 2011-2014 годов. Проведен анализ эффективности бюджетных расходов на ее реализацию. Авторами проведен анализ функционирования технопарков в России. Обозначены проблемы, которые препятствуют созданию и эффективной деятельности технопарков в сфере высоких технологий.
Предложены меры по повышению эффективности технопарков в сфере высоких технологий. На конкретных примерах показаны потенциальные преимущества реализации данных мер.
Ключевые слова: инновационная экономика, технопарк, высокие технологии, эффективность.
В обеспечении устойчивого развития экономики основная роль отводится инновациям и инновационной деятельности. Инновационная деятельность основывается на непрерывном обновлении технической и технологической базы производства, освоении и выпуске новой конкурентоспособной продукции, эффективном проникновении на мировые рынки товаров и услуг. Все это требует переустройства всех сфер общественной жизни и экономической деятельности, а также формирования конкурентоспособной инновационной экономики.
Из анализа развития экономик различных стран можно сделать вывод, что важным элементом инновационной экономики являются технопарки, позволяющие создать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства. Их создание - эффективный механизм возрождения производства и выхода из кризисных ситуаций для страны, а результат их деятельности - экономически благополучные регионы и сотни тысяч новых рабочих мест.
В январе 2005 года президент РФ Владимир Путин дал официальное поручение о подготовке государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Спустя год Правительство РФ утвердило соответствующую программу, предусматривающую общее государственное финансирование строительства сети технопарков по приоритетным направлениям развития прикладной науки. При этом речь шла не только о сфере 1Т, однако ответственность за реализацию программы в целом возлагалась на Мин-комсвязи [1].
В рамках комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» развивается 12 технопарков в сфере высоких технологий общей площадью более 450 тыс. м2, создавших в общей сложности десятки тысяч высокопроизводительных рабочих мест [2].
Целями настоящей Программы являются обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики в соответствии с приоритетными
1 Крылов Анатолий Николаевич, канд. экон. наук, доцент, каф. инноватики и информационных технологий, директор центра дополнительного образования, e-mail: [email protected]
Anatoly N. Krylov PhD. (Econ.), Associate Professor, Department of Innovation and Information Technology, Head of the Center of Additional Education
2 Козляева Елена Валерьевна канд. экон. наук, доцент, каф. инноватики и информационных технологий, e-mail: [email protected] Elena V. Kozlyaeva PhD. (Econ.), Associate Professor, Department of Innovation and Information Technology
3 Крылова Инна Юрьевна, канд. экон. наук, доцент, каф. инноватики и информационных технологий, e-mail: [email protected] Inna Y. Krylova PhD. (Econ.), Associate Professor, Department of Innovation and Information Technology
Дата поступления - 9 октября 2015 года Received 9 October 2015
направлениями ее модернизации (включая энергоэффективность и энергосбережение (в том числе разработку новых видов топлива), космические технологии (в том числе связанные с телекоммуникациями - ГЛОНАСС и наземная инфраструктура), медицинские технологии, стратегические информационные технологии и программное обеспечение) и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны
Для их достижения необходимо:
- создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий;
- стимулирование создания и развития российских высокотехнологичных предприятий;
- стимулирование развития других отраслей экономики, в том числе за счет использования современных технологий, высокотехнологичной продукции и услуг;
- повышение инвестиционной привлекательности российских регионов, обеспечение увеличения объемов иностранных инвестиций;
- создание условий для размещения международными высокотехнологичными компаниями своих производств на территории Российской Федерации;
- увеличение объема экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых российскими предприятиями в сфере высоких технологий.
В современной России предпринимались попытки повторить успех западных технопарков, созданных, как правило, при крупном научном центре и призванных стимулировать развитие новых компаний, вовлеченных в наукоемкий высокотехнологичный бизнес. Несмотря на обилие проектов в области организации технопарков, инициированных российскими вузами и отраслевыми НИИ, лишь единицам удалось добиться реального прогресса.
Университетских технопарков в России около 40. Например, при МГУ имени М.В.Ломоносова, Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники, Уральском государственном техническом университете, технопарки Санкт-Петербургского электротехнического университета, Самарского аэрокосмического университета, МИФИ, а также при других вузах [3].
Один из самых успешных - Технопарк Новосибирского академгородка, чьи резиденты вошли в ТОР-30 наиболее быстроразвивающихся инновационных и высокотехнологичных предприятий России [4]. По данным Минкомсвязи России резидентами данного технопарка в 2014 году было произведено продукции на 9446906 тыс. руб. [5].
Технопарки в сфере высоких технологий призваны объединить предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также другие организации, деятельность которых связана с организациями этих отраслей. Такие технопарки должны включать в себя офисные здания и производственные помещения, объекты инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры.
В настоящее время в России строят технопарки, не имея единого четкого представления о том, что они должны в себя включать, какие цели и задачи они должны выполнять и что необходимо получить в итоге.
В России 99 % регионов описывают великое множество своих технопарков, при этом даже в самом их определении отмечается разноголосица: кто-то называл их «индустриальными технопарками», кто-то - научно-производственными и т.д. Изучая технопарки во многих регионах чаще всего можно увидеть, что отдельные элементы местных технопарков разбросаны по всему городу, тогда как они должны быть сконцентрированы в рамках одной «экосистемы» технопарка и взаимодействовать по принципу «одного окна». А это означает, что у
их создателей отсутствует понимание того, что технопарк - это комплекс инфраструктуры для поддержки малого и среднего бизнеса, где функционируют все необходимые программы, направленные на поддержку предпринимательства и снижения издержек. Он должен включать в себя бизнес-инкубатор, центр прототипирования, лабораторию, центр коллективного пользования, центр сертификации и еще многое другое [6].
Анализ ситуации показывает что, отсутствие понимания (или принятия) как в центре, так и на местах основ работы по созданию технопарков в сфере высоких технологий обусловлено неразработанностью законодательного регулирования в этой сфере. В этих условиях принципиально невозможно дать объективную оценку качеству созданных технопарков. Такую попытку предприняла Счетная палата, проведя проверку на предмет реализации программы развития технопарков в сфере высоких технологий. Но при этом она руководствовалась, за неимением других, количественными критериями, например, общей площадью введенных технопарков и количеством выпущенной продукции в денежном эквиваленте.
В феврале 2015 года Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела отчет о результатах проверки обоснованности, результативности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2011-2014 годах на реализацию комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [7].
По итогам проверки выяснилось, что из 16 технопарков не начато строительство трех: двух в Московской области и одного в Санкт-Петербурге, а предоставленные в 2007 году субсидии в размере 241,7 млн. рублей возвращены в федеральный бюджет. Полностью закончено строительство только 5 технопарков: по одному - в Кемеровской и Тюменской областях и трех - в Татарстане.
Строительство восьми технопарков находится на разных стадиях завершенности: в пяти из них уже размещены компании-резиденты, но строительство всех объектов не закончено (в Мордовии, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской и Самарской областях). В оставшихся 3 технопарках (в Калужской, Свердловской областях и в Москве) степень готовности объектов недвижимости не позволяет разместить компании-резиденты. Всего в рамках программы на 1 июля 2014 году введено 26 объектов недвижимости.
В ходе проверки оказалось невозможно определить общую балансовую стоимость объектов технопарков, введенных в эксплуатацию, так как у Минкомсвязи отсутствует информация по ряду из них, а также отсутствует информация об оформлении прав собственности регионов на данные объекты.
По данным на 1 июля 2014 года экспорт продукции осуществляется по 3 технопаркам (от 2 до 6 % общей выручки компаний-резидентов). Из всех технопарков только 5 имеют значимые достижения по результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). По 4 из 13 технопарков отсутствуют фактические показатели результативности реализации программы (в Калужской, Пензенской, Свердловской областях и в Москве). Плановые значения не достигнуты ни по одному из 9 оставшихся технопарков.
По показателям наиболее успешно развиваются «Академпарк» в Новосибирске — объем произведенных 156 компаниями-резидентами продукции и услуг в сфере высоких технологий в 2013 году составил 6,46 млрд руб. А также «Технопарк Мордовия» в части НИОКР — в 2013 году получено 67 патентов на изобретение и зарегистрировано 44 программы для ЭВМ [8].
Вместе с тем, в Республике Татарстан «ИТ-парк» (Набережные Челны), функционирующий с 2012 года и разместивший 70 компаний-резидентов, представил информацию о получении только одного свидетельства о госрегистрации программы для ЭВМ [9].
Проведя анализ различных источников [10-12], можно выделить ряд проблем, которые препятствуют созданию и эффективной деятельности технопарков сфере высоких технологий:
1 Отсутствие предпринимательских кадров (нет традиций и необходимого образования, в том числе по причине отсутствия единой методики для подготовки специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий);
2 Проблема защиты авторских прав на новые технологии и труднодоступность для бизнеса уже существующих разработанных технологий;
3 Слабость деловой инфраструктуры;
4 Отсутствие законодательной базы по технопаркам;
5 Отсутствие спроса национальной экономики на инновации;
6 Отсутствие чёткого понимания, какую модель использовать при создании технопарка (американскую, японскую, смешанную), часто вместо технопарка создаются обычные бизнес-центры;
В рамках обозначенных проблем авторами предлагается ряд мер, способствующих повышению эффективности деятельности технопарков в сфере высоких технологий:
1. Обеспечить единство мер государственной поддержки резидентов технопарков. Не во всех технопарках резиденты имеют право на льготное налогообложение - например «ИТ-парк» г. Казань и «ИТ-парк» г. Набережные Челны. В других технопарках так же нет единства налогообложения.
Налог на имущество для резидентов или отменен как в «Технопарк-Мордовия», Технопарк «Жигулевская долина», Технопарк «Физтехпарк», Технопарк «Рамеев» и «Кузбасский технопарк» или равен 0,1 % в Технополисе «Химград».
Налог на прибыль тоже разный от 15,5 % в Технополисе «Химград» до 13,5 % в «Технопарк-Мордовия», Технопарке «Жигулевская долина», Технопарке «Физ-техпарк», Технопарк «Рамеев» и «Кузбасский технопарк».
В Технополисе «Химград» предоставляется освобождение от транспортного налога и от налога на землю.
Так же необходимо иметь в виду всем заинтересованным участникам процесса, что отсутствие закона «О Технопарках в сфере высоких технологий» тормозит развитие этого направления. В частности отсутствует даже законодательное определение понятия технопарк, что дает основание считать технопарками бизнес-центры и промышленные зоны. Даже Технопарки, созданные при поддержке Минкомсвязи России, называются и технополисами и технопарками.
Принятая правительством РФ Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. предусматривает кроме прочих мероприятий улучшение налоговых условий инновационной деятельности, и в случае своевременного выполнения предусмотренных мер это будет способствовать повышению качества работы технопарков в России [13].
2. Создать Единый федеральный реестр технопарков высоких технологий, в котором будет размещаться полная информация о проектах, реализуемых в технопарках высоких технологий и выпускаемой их резидентами продукции (аналогом может служить сайт реализации Федеральных целевых программ [14] или Единый федеральный реестр туроператоров [15]).
Необходим доступный и официальный единый ресурс, на котором любой пользователь может ознакомиться с продукцией, выпускаемой в технопарках, и в случае заинтересованности связаться с разработчиками. Это необходимо не только для потребителей, но и для компаний, которые собираются стать резидентами, т.к. ознакомившись с продукцией, которая уже выпускается, или выпускалась, но не нашла потребителя они могут более
грамотно принимать решение о запуске своих проектов.
Так же для компаний-резидентов (или будущих резидентов) необходима информация, находящаяся в одном месте, обо всех льготах и услугах, предоставляемых в каждом технопарке, т.к. в настоящее время каждый технопарк предоставляет свой набор услуг и льгот.
Существующий же сайт, разработанный «Ассоциацией кластеров и технопарков» (ранее Некоммерческое партнерство «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий») не позволяет пользователям быстро и комфортно получить необходимую информацию, а в основном содержит информацию о самой Ассоциации и отсылает на сайты партнеров-технопарков, которые не всегда являются рабочими (например сайт «ИТ-парк Акудинов-ка»» [16]).
3. Организовать взаимодействие между потребителями продукции и резидентами технопарков на примере экономических и производственных форумов (Петербургский международный экономический форум [17]) и выставок («Российский промышленник» [18]) в том числе и международных, например, таких как Международная выставка инноваций IWIS [19] или CHTF - Международная выставка высоких технологий [20].
Участие резидентов технопарков в этих выставках и форумах не только поднимет престиж страны, но и поможет им выйти на международный рынок. Однако небольшие фирмы, которых большинство среди резидентов технопарков, не могут позволить себе подобные траты (например, участие в Петербургском международном экономическом форуме в 2015 году обходилось от 236 тыс. рублей с человека [21]), поэтому необходима целенаправленная государственная программа поддержки, направленная на софинансирование участия в выставках малых инновационных фирм, являющиеся резидентами технопарков высоких технологий.
Такие выставки проводятся во многих странах. Некоторые из них:
- Международная выставка изобретений Inventors' Day [22] ;
- Международная выставка инноваций -INVENTIONS GENEVA [23];
- Международная выставка инноваций и новых технологий ITEX [24];
- Международная выставка «Идеи-изобретения-инновации» ИЕНА [25];
- Международная ярмарка инноваций SIIF [26].
Участие Российских фирм - резидентов технопарков высоких технологий в них необходимо, для заключения соглашений о продвижении технологий, совместном производстве, продаже лицензий, создании предприятий в России и за рубежом. На таких выставках и ярмарках, прежде всего, экспонируются образцы товаров, соответствующих требованиям современных мировых стандартов, их посещают инженерно-технические и научные работники, конструкторы. Изучение новинок способствует дальнейшему развитию технического прогресса и появлению новых товаров международной торговли.
Участию российских представителей в Международных выставках помогает Ассоциация «Российский Дом международного научно-технического сотрудничества» (РД МНТС), созданная в 1992 году как некоммерческая организация в целях обеспечения условий для добровольного объединения российских организаций, заинтересованных в коммерциализации за рубежом собственных технологий и научно-технических разработок, а также иностранных фирм, готовых инвестировать средства в научно-техническую и производственную сферы российской экономики [27]. Однако у рД МНТС на сегодняшний день основными экспонентами российских экспозиций на международных выставках являются научно-исследовательские организации, университеты, институты.
Иногда встречаются и частные изобретатели, впрочем, часто они либо связаны с НИИ: либо недавно
отделились от них, либо совмещают работу в государственном учреждении с организацией собственных исследований и производств [28]. Резиденты же российских технопарков практически не участвуют в выставочной деятельности.
«Ассоциация кластеров и технопарков» организует различные бизнес-конференции и саммиты [29], однако все они посвящены организации и функционированию технопарков и их инфраструктуры, а знакомству с товарами, производимыми их резидентами, на этих конференциях не уделяется внимание.
Несмотря на все трудности, технопарки остаются одним из ключевых элементов инновационной экономики и их эффективная деятельность способствует прогрессу высоких технологий и экономическому благополучию регионов. Технопарки высоких технологий необходимы для ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий. Обозначенные в статье проблемы, препятствующие эффективной деятельности технопарков в сфере высоких технологий, имеют свои решения.
Литература
1. Технопарки в сфере высоких технологий/ аналитическая справка. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/ directions/445/ (дата обращения 21.09.2015)
2. Комплексная программа «Создание в российской федерации технопарков в сфере высоких технологий». URL: http://minsvyaz.ru/ru/documents/3269/ (дата обращения 21.09.2015)
3. СанатовД.В. Модели технологических парков. Доклад на семинаре «Креативный город», 19 июня 2009 г. Тольятти URL: www.csr-nw.ru/files/csr/file_category_185.pdf (дата обращения 21.09.2015).
4. Официальный сайт ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» URL: http://www.academpark. com/ (дата обращения 17.09.2015)
5. Аналитическая справка Минкомсвязь России. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/445/tehnopark-novosibirskogo-akademgorodka-akadempark/ (дата обращения 22.09.2015)
6. Аналитическая справка Некоммерческого партнерства «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий». URL: http://nptechnopark.ru/upload/spravka.pdf (дата обращения 29.09.2015)
7. Бюллетень Счетной палаты №2 (февраль) 2015 г. URL: http://www.ach.gov.ru/activities/ bulleten/830/20868/?sphrase_id=1203210 (дата обращения 17.09.2015)
8. Алексеева С. Счетная палата недовольна технопарками. Медиа-ресурс Firrma. URL: http://firrma.ru/data/ news/4469/ (дата обращения 01.10.2015)
9. Счетная палата недосчиталась трех технопарков в сфере высоких технологий./ аналитическая справка Экспертного центра электронного государства. URL: http://d-russia.ru/schetnaya-palata-nedoschitalas-trex-texnoparkov-v-sfere-vysokix-texnologij.html (дата обращения 01.10.2015)
10. Морозова Е.Б. Технопарки в сфере высоких технологий в российской федерации: международный и отечественный опыт, принципы, методы и проблемы создания // Вестник ВУиТ. 2009. № 16. С. 230-242.
11. Абрамова Е.Ю. Роль технопарков в развитии
России как инновационного общества // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2011. № 2(72). С. 166-168.
12. Крюкова Н.Ю., Остертаг Т.Н., Перегоедова Н.В. Российские технопарки: проблемы и перспективы. Обзор текущей литературы. URL: http://www.spsl.nsc.ru/Full-Text/dor/2012 - %D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86.%20 %D0%B2%D1%8B%D0%BF.-2.pdf
(дата обращения 01.10.2015)
13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70006124/#ixzz3lytoPbEc (дата обращения 02.10.2015)
14. Официальный сайт Минэкономразвития России Федеральные целевые программы России. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/ (дата обращения 17.09.2015)
15. Официальный сайт Единого федерального реестра туроператоров. URL: http://russiatourism.ru/contents/ deyatelnost/gosudarstvennye-uslugi/edinyy-federalnyy-reestr-turoperatorov/ (дата обращения 26.09.2015)
16. Официальный сайт «ИТ-парк Акудиновка»». URL: http://www.itparknn.ru/ (дата обращения 21.09.2015)
17. Официальный сайт Петербургского международного экономического форума. URL: http://www. forumspb.com/ru/ (дата обращения 30.09.2015)
18. Официальный сайт выставки «Российский промышленник». URL: http://promexpo.lenexpo.ru/ (дата обращения 30.01.2015)
19. Официальный сайт Международной выставки инноваций IWIS. URL: http://iwis.polskiewynalazki.pl/ (дата обращения 30.01.2015)
20. Официальный сайт CHTF - Международной выставки высоких технологий ». URL: http://www.chtf.com/ (дата обращения 30.01.2015)
21. Официальный сайт интернет журнала «Го-род-812». URL: http://www.online812.ru/2015/05/22/004/ (дата обращения 30.01.2015)
22. Официальный сайт Международной выставки изобретений Inventors' Day. URL: http://www.inventors-day. com/ (дата обращения 30.01.2015)
23. Официальный сайт Международной выставки инноваций - INVENTIONS GENEVA. URL: http://www. inventions-geneva.ch/en/ (дата обращения 30.01.2015)
24. Официальный сайт Международной выставки инноваций и новых технологий ITEX. URL: http://www.itex. com.my/ (дата обращения 30.01.2015)
25. Официальный сайт Международной выставки «Идеи-изобретения-инновации» ИЕНА. URL: http://www. iena.de/de/home.html (дата обращения 30.01.2015)
26. Официальный сайт Международной ярмарки инноваций SIIF. ». URL: http://www.siif.org/ (дата обращения 30.01.2015)
27. Официальный сайт РД МНТС. URL: http:// www.rd-mnts.ru/index.php?option=com_content&view=articl e&id=71&Itemid=435 (дата обращения 28.01.2015)
28. Аналитическая справка РД МНТС. URL: http:// www.rd-mnts.ru/images/publications/expo_ved.pdf (дата обращения 28.01.2015)
29. Перечень мероприятий «Ассоциации кластеров и технопарков». URL: http://nptechnopark.ru/about/ dejatelnost-assotsiatsii-tekhnoparkov/ (дата обращения 27.01.2015)