Научная статья на тему 'ТЕХНОПАРКИ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: АНАЛИЗ НОВЕЛЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ТЕХНОПАРКИ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: АНАЛИЗ НОВЕЛЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОПАРК / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЦИФРОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / СТИМУЛИРУЮЩИЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Громова Е. А.

Стремление нашей страны обеспечить благоприятные условия для создания конкурентоспособных цифровых инноваций и технологий обусловлено необходимостью достижения технологического суверенитета и обеспечения национальной безопасности. В этой связи на сегодняшний день крайне важно работать над повышением инновационной активности субъектов предпринимательства, в том числе посредством создания необходимой им инновационной инфраструктуры, в частности технопарков. Статья посвящена исследованию становления и развития технопарков в мире, а также генезису их правового регулирования в России. До недавнего времени регулирование технопарков носило фрагментарный характер, однако ситуация изменилась. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» был дополнен нормами о технопарках в сфере высоких технологий. Применение методов сравнительно-правового и формально-юридического анализа позволило выявить положительные аспекты законодательной новеллы (предпринята попытка урегулировать технопарки в сфере высоких технологий на федеральном уровне, дано их определение), а также недостатки (возможность создания таких технопарков и получение мер поддержки только в случае соответствия их целям указанного Закона; отсутствие положений, регулирующих деятельность резидентов технопарка, и мер их поддержки). Сделан вывод о необходимости принятия самостоятельного федерального нормативного правового акта, регулирующего отношения, возникающие по поводу создания технопарков в сфере цифровых инноваций и технологий, установления стимулирующего правового режима предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций и технологий их резидентов, а также оценки эффективности технопарков. Предлагаются структура и содержание проекта нормативного правового акта о технопарках в сфере цифровых инноваций и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY PARKS IN HIGH TECH SPHERE: NEW LEGISLATION ANALYSIS

The desire of our country to provide favorable conditions for the creation of competitive digital innovations and technologies is conditioned by the need to achieve technological sovereignty and ensure national security. In this regard, today it is extremely important to work on increasing the innovative activity of business entities, including through the creation of the innovation infrastructure they need, in particular technology parks. The paper is devoted to the study of the formation and development of technology parks in the world, as well as the genesis of their legal regulation in Russia. Until recently, the regulation of technology parks was fragmentary, but the situation has changed. Federal Law No. 488-FZ of December 31, 2014 «On Industrial Policy» was supplemented with regulations as to technology parks in the high tech field. The use of methods of comparative legal and formal legal analysis revealed the positive aspects of the legislative novel; there was an attempt to regulate technology parks in the field of high technologies at the federal level. The definition of technology parks was given. Alongside with these disadvantages were also revealed: the possibility of creating such technology parks and obtaining support measures only if they meet the objectives of the Federal Law «On Industrial Policy»; lack of regulations governing the activities of technology park residents and measures to support them). The author concludes that it is necessary to adopt an independent federal regulatory legal act as to relations arising from the creation of technology parks in the field of digital innovations and technologies, the establishment of a stimulating legal regime for entrepreneurship in the field of digital innovations and technologies of their residents, as well as evaluating the effectiveness of technology parks. The structure and content of the draft regulatory legal act on technology parks in the field of digital innovations and technologies are proposed.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОПАРКИ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: АНАЛИЗ НОВЕЛЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

NOVUS LEX

DOI: 10.17803/1729-5920.2023.202.9.110-120

Е. А. Громова*

Технопарки в сфере высоких технологий: анализ новелл законодательства

Аннотация. Стремление нашей страны обеспечить благоприятные условия для создания конкурентоспособных цифровых инноваций и технологий обусловлено необходимостью достижения технологического суверенитета и обеспечения национальной безопасности. В этой связи на сегодняшний день крайне важно работать над повышением инновационной активности субъектов предпринимательства, в том числе посредством создания необходимой им инновационной инфраструктуры, в частности технопарков. Статья посвящена исследованию становления и развития технопарков в мире, а также генезису их правового регулирования в России. До недавнего времени регулирование технопарков носило фрагментарный характер, однако ситуация изменилась. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» был дополнен нормами о технопарках в сфере высоких технологий. Применение методов сравнительно-правового и формально-юридического анализа позволило выявить положительные аспекты законодательной новеллы (предпринята попытка урегулировать технопарки в сфере высоких технологий на федеральном уровне, дано их определение), а также недостатки (возможность создания таких технопарков и получение мер поддержки только в случае соответствия их целям указанного Закона; отсутствие положений, регулирующих деятельность резидентов технопарка, и мер их поддержки). Сделан вывод о необходимости принятия самостоятельного федерального нормативного правового акта, регулирующего отношения, возникающие по поводу создания технопарков в сфере цифровых инноваций и технологий, установления стимулирующего правового режима предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций и технологий их резидентов, а также оценки эффективности технопарков. Предлагаются структура и содержание проекта нормативного правового акта о технопарках в сфере цифровых инноваций и технологий.

Ключевые слова: технопарк; высокие технологии; инновационная инфраструктура; цифровые инновации; цифровые технологии; технологический суверенитет; стимулирующий правовой режим; правовое регулирование; цифровизация; предпринимательская деятельность.

Для цитирования: Громова Е. А. Технопарки в сфере высоких технологий: анализ новелл законодательства // Lex russica. - 2023. - Т. 76. - № 9. - С. 110-120. - DOI: 10.17803/1729-5920.2023.202.9.110-120.

© Громова Е. А., 2023

* Громова Елизавета Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права, доцент кафедры конституционного и административного права, заместитель директора Юридического института по международной деятельности Южно-Уральского государственного университета Ленина пр., д. 76, г. Челябинск, Россия, 454080 elizaveta_86@mail.ru

Technology Parks in High Tech Sphere: New Legislation Analysis

Elizaveta A. Gromova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Business, Competition and Environmental Law, Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Deputy Director of the Law Institute for International Affairs, South Ural State University pr. Lenina, d. 76, Chelyabinsk, Russia, 454080 elizaveta_86@mail.ru

Abstract. The desire of our country to provide favorable conditions for the creation of competitive digital innovations and technologies is conditioned by the need to achieve technological sovereignty and ensure national security. In this regard, today it is extremely important to work on increasing the innovative activity of business entities, including through the creation of the innovation infrastructure they need, in particular technology parks. The paper is devoted to the study of the formation and development of technology parks in the world, as well as the genesis of their legal regulation in Russia. Until recently, the regulation of technology parks was fragmentary, but the situation has changed. Federal Law No. 488-FZ of December 31, 2014 «On Industrial Policy» was supplemented with regulations as to technology parks in the high tech field. The use of methods of comparative legal and formal legal analysis revealed the positive aspects of the legislative novel; there was an attempt to regulate technology parks in the field of high technologies at the federal level. The definition of technology parks was given. Alongside with these disadvantages were also revealed: the possibility of creating such technology parks and obtaining support measures only if they meet the objectives of the Federal Law «On Industrial Policy»; lack of regulations governing the activities of technology park residents and measures to support them). The author concludes that it is necessary to adopt an independent federal regulatory legal act as to relations arising from the creation of technology parks in the field of digital innovations and technologies, the establishment of a stimulating legal regime for entrepreneurship in the field of digital innovations and technologies of their residents, as well as evaluating the effectiveness of technology parks. The structure and content of the draft regulatory legal act on technology parks in the field of digital innovations and technologies are proposed. Keywords: technopark; high technologies; innovative infrastructure; digital innovations; digital technologies; technological sovereignty; stimulating legal regime; legal regulation; digitalization; entrepreneurial activity. Cite as: Gromova EA. Tekhnoparki v sfere vysokikh tekhnologiy: analiz novell zakonodatelstva [Technology Parks in High Tech Sphere: New Legislation Analysis]. Lex russica. 2023;76(9):110-120. DOI: 10.17803/17295920.2023.202.9.110-120. (In Russ., abstract in Eng.).

В существующей геополитической ситуации и в условиях длящегося финансово-экономического кризиса наша страна как никогда заинтересована в обеспечении благоприятного правового климата, необходимого для создания конкурентоспособных цифровых инноваций и технологий. Указанное необходимо нашей стране также для обеспечения национальной безопасности и технологического суверенитета.

Вместе с тем ключевыми проблемами, препятствующими достижению поставленных целей, являются недостаточно высокий спрос на инновации в российской экономике, отсутствие

достаточной заинтересованности частного сектора во внедрении инноваций1. Одним из способов решения перечисленных проблем выступает модернизация необходимых элементов инновационной инфраструктуры — технико-внедренческих особых экономических зон, наукоградов, технопарков — и повышение их эффективности2.

Так, в Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р, отмечается, что государство должно активно развивать механизмы, стимулирующие инновационную активность бизнеса, в том чис-

1 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216. Количественные характеристики инновационной активности в российской экономике представлены в издании: Российский инновационный индекс / под ред. Л. М. Гохберга. М., 2011. С. 10.

2 Технопарки в инфраструктуре инновационного развития : монография / В. И. Лафитский, Л. К. Терещенко, Т. А. Едкова [и др.] ; под ред. Л. К. Терещенко. М. : ИЗиСП : Инфра-М, 2014. С. 78 ; Бородина Е. В. Технопарки в России: особенности законодательного регулирования // Леса России и хозяйство в них. 2013. № 2 (45). С. 150.

ле посредством создания технопарков в сфере высоких технологий3.

Технопарк определяется словарями как некий научно-технологический комплекс, создаваемый в целях сопровождения инновационных процессов4. Международная ассоциация технологических парков и зарубежные эксперты в сфере технопарков отмечают, что применение таких комплексов стимулирует развитие инновационных компаний5. По мнению ученых, технопарки являются элементами национальной инновационной системы6, способными преодолеть асимметрию экономического развития территорий7.

Заметим, что первые технопарки начали создаваться в середине XX в. в целях развития национального научного и технологического потенциала. Прообразом технопарков стали промышленные технопарки, со временем трансформировавшиеся в научные парки8. Заметим, что первые научные парки стали появляться в СССР, США и Японии в 1950-1960-х гг. Причиной тому стало стремление указанных государств развивать высокие технологии, стимулировать инновационное развитие и обеспечивать рабочими местами высококвалифицированных специалистов9.

Так, Стэнфордский исследовательский парк, более известный во всем мире как Кремниевая долина или Силиконовая долина (Silicon Valley), был создан в 1951 г. в США. Идея о создании технопарка принадлежала Ф. Терману, декану Стэнфордского университета. Возникшие проблемы с финансированием университета обусловили необходимость грамотно распорядиться участками принадлежащей университету земли. Было решено сдавать ее в аренду высокотехнологичным компаниям, что одновременно позволило не только пополнить бюджет университета, но и обеспечить работой его выпускников, и решить проблему существовавшего на тот момент дефицита высококвалифицированных специалистов. Силиконовая долина является самым большим по размерам технопарком, где сосредоточено около 20 % мировых объемов производства компьютеров и другой вычислительной техники10.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 1 000 научных парков. При этом, согласно статистике, 87 % технопарков расположены в Китае, США, Японии11. Не менее активно создаются и функционируют технопарки в странах Европейского Союза12.

3 Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2023. № 22. Ст. 3964.

4

Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка Ефремовой. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М. : Русский язык, 2000. С. 456.

Официальный сайт Международной ассоциации технопарков. URL: https://www.iasp.ws/our-industry/ definitions (дата обращения: 21.06.2023) ; Albahari A. Technology Parks versus Science Parks: Does the university make the difference? // Technological Forecasting and Social Change. 2017. No. 116. P. 13 ; Bigliardi B., Dormio A. I., Nosella A., PetroniG. Assessing science parks' performances: directions from selected Italian case studies // Technovation. 2006. Vol. 26, No. 4. P. 489 ; Cremonini T., Ribeiro D., da Silva L. L. Critical Success Factors in Science and Technology Parks: A Bibliographic Review and Analysis // Independent Journal of Management & Production. 2020. Vol. 11, No. 2. P. 343-359.

Янковский Р. М. Правовое регулирование государственной поддержки инноваций в Российской Федерации // Предпринимательское право. 2017. № 3. С. 22.

ПоповаН. Ф. К вопросу о ликвидации экономической асимметрии в развитии российских территорий // Административное право и процесс. 2016. № 8. С. 57.

Костюнина Г. М., Баронов В. И. Технопарки в зарубежной и российской практике // Вестник МГИМО. 2012. № 3. С. 92 ; Cremonini T., Ribeiro D., da Silva L. L. Op. cit. P. 343.

Костюнина Г. М., Баронов В. И. Указ. соч. С. 92-93 ; Albahari A. Op. cit. P. 13 ; Bigliardi B., Dormio A. I., Nosella A., Petroni G. Op. cit. P. 489.

Горбунова Ю. Н. Особые экономические зоны (мировой опыт и российская практика) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Хабаровск, 2005. С. 11.

Титов К. А. Эволюция технопарков в Российской Федерации // Вестник Академии знаний. 2021. № 47 (6). С. 23.

Слепак В. Ю. Правовое регулирование предоставления государственной помощи научным исследованиям в Европейском Союзе и Евразийском экономическом союзе // Lex russica (Русский закон). 2019. № 12. С. 122.

5

6

7

8

9

10

11

12

Первые технопарки стали создаваться в России в начале 1960-х гг. Ученые полагают, что первым технопарком можно считать Академгородок, основанный в 1957 г. в Новосибирске, который функционирует и по сей день.

В настоящее время технопарк развивает следующие направления: информационные технологии, приборостроение и наукоемкое оборудование, биотехнологии и биомедицина, нанотехнологии и новые материалы13. Заметим, что Академпарк является одним из наиболее успешно развивающихся российских технопарков. Так, объем произведенных 156 компаниями-резидентами продукции и услуг в сфере высоких технологий составил 6,46 млрд руб.14

На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается около 300 действующих технопарков15. По данным Ассоциации кластеров, технопарков и особых экономических зон России, на 2021 г. средний объем затрат одного резидента технопарка на НИОКР составил 8,6 млн руб., а количество объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных резидентами технопарков, составило 1 782 ед.16 С одной стороны, результаты нельзя назвать не заслуживающими внимания. Вместе с тем в условиях необходимости инновационного развития активность технопарков нельзя оценить как высокую.

Ученые отмечают, что в качестве одной из мер повышения эффективности технопарков, в том числе технопарков в сфере высоких техно-

логий, необходимо работать над совершенствованием их правового регулирования17.

Впервые термин «технопарк» нашел отражение в постановлении Правительства РФ «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 годы»18.

Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» рассматривает технопарк как часть инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (ч. 2 ст. 15). В соответствии с п. 2, 3 Комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», создание таких технопарков направлено на развитие высоких технологий19.

В Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 564252021 «Технопарки. Требования. Technology parks. Requirements)» технопарк в сфере высоких технологий определен как комплекс объектов, зданий, строений, сооружений и оборудования, предназначенных для обеспечения запуска и выведения на рынок высокотехнологичной продукции и услуг, технологий, в том числе за счет территориальной интеграции с научными и (или) образовательными организациями (2.4)20.

Вместе с тем легальное определение термина «технопарк в сфере высоких технологий» было впервые дано относительно недавно, в 2022 г., в рамках внесения изменений в постановление Правительства РФ от 30.10.2014 № 1119 «Об отборе субъектов Российской Фе-

13 Официальный сайт Технопарка Академгородка. URL: https://academpark.com/about/ (дата обращения: 27.06.2023).

14 Крылов А. Н., Козляева Е. В., Крылова И. Ю. Технопарки в сфере высоких технологий: анализ текущего состояния и эффективности функционирования // Известия Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технологического университета). 2016. № 32. С. 123.

15 Перечень-список технопарков России — 2022 г. // URL: https://russiaindustrialpark.ru/tehnopark_catalog_ perecheny_spisok_russia?ysclid=ljf4zywgzm216564266 (дата обращения: 27.06.2023).

16 Ежегодный обзор «Технопарки России и Беларуси — 2022» / Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России // URL: https://akitrf.ru/upload/medialibrary/e9f/pnsbep0gsfwc qrt7g7nylokvrnmdsyiv/0bzor_Technoparki_Rossii_i_Belarusi_2022_13.01.2023_%D0%BD%D0%B0%20 %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82.pdf (дата обращения: 27.06.2023).

17 Технопарки в инфраструктуре инновационного развития : монография / под ред. Л. К. Терещенко. С. 78 ; Бородина Е. В. Указ. соч. С. 150.

18 Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 № 409 // СЗ РФ. 1994. № 3. Ст. 213.

19 Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р «О государственной программе "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий"» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1226.

20 ГОСТ Р 56425-2021 Национальный стандарт РФ «Технопарки. Требования. Technology parks. Requirements» // URL: https://docs.cntd.ru/document/1200180778?ysclid=ljf2xpa8gp602543213 (дата обращения: 28.06.2023).

LEX 1Р?Ж

дерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон»21.

Согласно данному акту, технопарк в сфере высоких технологий представляет собой совокупность объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, зданий (строений), предназначенных для осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности, и (или) деятельности в сфере информационных технологий в целях обеспечения производства промышленной продукции и (или) выведения на рынок новых продуктов, технологий и (или) услуг и управляемых управляющей компанией — коммерческой или некоммерческой организацией,созданной в соответствии с законодательством Российской

Федерации. Следует согласиться с учеными, полагающими, что определение технопарков должно быть установлено на законодательном уровне22.

Заметим, что иными правовыми актами технопарк определяется как совокупность организаций23, организация24 или имущественный комплекс25. Указанное можно объяснить тем, что правовое регулирование технопарков носит непоследовательный и фрагментарный характер.

В самом деле, на данный момент, хотя технопарки и получили «легальную прописку», отношения по поводу их создания и упразднения, мер стимулирования и поддержки, а также осуществления предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций и технологий в их рамках не являются урегулированными. На наш взгляд, такая ситуация может неблагоприятно отразиться на технопарках, что на сегодняшний день недопустимо, особенно с учетом того, какие важные задачи должны быть решены посредством создания необходимой инновационной инфраструктуры.

21 Постановление Правительства РФ от 30.10.2014 № 1119 (ред. от 15.11.2022) «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон» // СЗ РФ. 2014. № 46. Ст. 6344.

22 Технопарки в инфраструктуре инновационного развития : монография / под ред. Л. К. Терещенко. С. 78.

23 Комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» определяет технопарк как форму территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды с целью инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов (распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р) ; Закон Воронежской области от 05.06.2006 № 43-03 «О технопарках в Воронежской области» // URL: http://pravo.levonevsky.org/bazazru/texts02/txt02010.htm (дата обращения: 19.06.2023) ; Закон Республики Северная Осетия - Алания от 15.08.2007 № 39-Р3 «О технопарках в Республике Северная Осетия - Алания» // URL: http://www.rusouth.info/territory10/pack1p/paper-hfkqb6.htm (дата обращения: 19.06.2023) ; Закон Кемеровской области от 02.07.2008 № 55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области» // URL: http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_3CA5E1D3-A364-4A6B-9E4C-FEC3419E115F.html (дата обращения: 23.06.2023) ; Закон Республики Дагестан от 26.12.2008 № 63 «О технопарках в Республике Дагестан» // URL: http://www.innovbusiness.ru/content/ document_r_9782F3F0-EB9B-4BE5-B84F-981FE0763943.html (дата обращения: 19.06.2023).

24 Инновационный технопарк - организация, объединяющая ресурсы научных, проектно-конструктор-ских, промышленных организаций, учебных заведений с целью создания материально-технической, сервисной, финансовой и иной базы и коммерциализации инноваций (постановление Правительства Челябинской области от 24.10.2008 № 345-П «Об аккредитации инновационных технопарков, осуществляющих деятельность на территории Челябинской области» // СПС «Гарант»).

25 Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 16.02.2010 № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» // Текст приказа официально опубликован не был. Доступ из СПС «Гарант».

Стремясь обеспечить благоприятные условия для создания конкурентоспособных цифровых инноваций и технологий, государство активно работает над совершенствованием законодательства, в том числе и о технопарках. Так, был принят Федеральный закон от 13.06.2023 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" и ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"»26.

Исходя из пояснительной записки, причинами внесения таких изменений стали: необходимость определения понятийного аппарата данных объектов инфраструктуры, разграничение их с индустриальными парками и промышленными технопарками, обеспечение возможности применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности27.

Согласно ч. 22 ст. 3 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации»28, технопарк в сфере высоких технологий представляет собой совокупность объектов технологической, транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры, зданий, строений, сооружений, предназначенных для осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности, и (или) деятельности в сфере информационных технологий в целях обеспечения производства промышленной продукции и (или) выведения на рынок новых продуктов, технологий и (или) услуг и управляемых управляющей компанией — коммерческой или некоммерческой организацией.

В новой редакции Закона также указывается на возможность применения мер стимулирования технопарков в сфере высоких технологий. Так, статья 19.2 данного акта посвящена особенностям применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности к управляющей компании технопарка в сфере высоких технологий и юридическим лицам,

индивидуальным предпринимателям, использующим объекты инфраструктуры технопарка.

Так, в части 1 данной статьи отмечается, что меры стимулирования деятельности в сфере промышленности могут применяться и к технопаркам в сфере высоких технологий (их управляющей компании и лицам, использующим их инфраструктуру).

С одной стороны, не может не вызывать одобрения попытка законодателя на федеральном уровне определить правовое положение технопарков высоких технологий. Данная новелла, несомненно, обусловлена той ролью, которую государство возлагает на технопарки как элементы инновационной инфраструктуры страны. Вместе с тем, на наш взгляд, внесенные изменения не лишены ряда существенных недостатков, а отношения, возникающие по поводу создания и функционирования технопарков, так и остаются неурегулированными.

Во-первых, вызывает возражения «прописка» технопарков высоких технологий в Законе «О промышленной политике». Таким образом законодатель, по сути, ограничил область применения технопарков высоких технологий сферой промышленного производства. Об этом напрямую говорится в ст. 19.2 данного акта. Так, отмечается, что меры стимулирования деятельности в сфере промышленности могут применяться и к технопаркам в сфере высоких технологий (ч. 1). Исходя из смысла данной нормы, обращаться за государственной поддержкой могут только те парки высоких технологий, которые способствуют развитию инноваций и технологий в сфере промышленного производства. Тем самым законодатель существенно сузил сферу применения парков высоких технологий.

Аргументом в пользу высказанной точки зрения выступает само определение промышленного производства как «деятельности, относящейся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилиза-

26 Российская газета. 20 июня 2023 г. № 132.

27 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"» // Текст представлен в СПС «КонсультантПлюс».

28 Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39299.

LEX 1Р?Ж

ции отходов, а также ликвидации загрязнений» (ч. 2 ст. 3 Закона «О промышленной политике»). Возникает вопрос: на какие меры может претендовать технопарк высоких технологий, на территории которого, например, осуществляется разработка технологий искусственного интеллекта в сфере государственного управления или здравоохранения?29 Если очевидно, что такие технопарки не подпадают под действие новых положений Закона «О промышленной политике», то на какие меры поддержки можно рассчитывать?

Во-вторых, вызывает вопросы и само определение технопарка как совокупности объектов технологической инфраструктуры, транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры. Данное определение в точности дублирует определение технопарка, данное в Постановлении № 1119. Вместе с тем следует согласиться с авторами, полагающими, что приведенное выше определение весьма слабо отражает особенности технопарков и не позволяет отграничить их от других структур30. Действительно, в существующей формулировке технопарк сложно отграничить от иных территорий и образований с высоким инновационным потенциалом — технико-внедренческих особых экономических зон, инновационных научно-технологических центров, наукоградов31.

Кроме того, в рассматриваемых нами положениях Закона отмечается, что меры стимулирования могут применяться к управляющей компании технопарков в сфере высоких технологий, равно как и «к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, использующим объекты технологической инфраструктуры, транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры, здания, строения, сооружения, предназначенные для осуществления ими научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности, и (или) деятельности в сфере информационных технологий в це-

лях обеспечения производства промышленной продукции» (ч. 1 ст. 19.2). Возникает вопрос о правовом статусе «лиц, использующих объекты инфраструктуры» технопарка. Кем являются эти лица и на каких основаниях они используют инфраструктуру технопарка? Логика подсказывает, что в данном случае речь может идти о резидентах технопарка, однако формулировка, содержащаяся в законе, не позволяет сделать однозначный вывод.

На основании высказанных замечаний полагаем, что вопрос о правовом регулировании отношений, связанных с созданием технопарков, управлением ими, а также их стимулированием, так и остался нерешенным. С учетом значимости технопарков как объектов инновационной инфраструктуры, полагаем, что на сегодняшний день существует необходимость урегулирования правового положения технопарков в сфере высоких технологий в рамках самостоятельного нормативного правового акта федерального уровня. Заметим, что на необходимость принятия закона о технопарках в сфере высоких технологий не раз указывалось представителями юридической и экономической науки. Так, например, А. Н. Крылов, Е. В. Козляева и И. Ю. Крылова констатируют, что «отсутствие закона "О технопарках в сфере высоких технологий" тормозит развитие этого направления»32.

Следует отметить, что самостоятельные нормативные правовые акты о технопарках разработаны на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. Например, такой акт действует в границах Свердловской области33.

При этом обращает на себя внимание тот факт, что, поскольку на данный момент регулирование технопарков осуществляется на региональном уровне, можно выделять некоторую асимметрию мер поддержки технопарков в зависимости от региона. Так, в отдельных субъектах РФ технопаркам предоставляются льготы

29 Gallese Nobile C. Legal Aspects of the Use Artificial Intelligence in Telemedicine // Journal of Digital Technologies and Law. 2023. № 1 (2). P. 314.

30 Технопарки в инфраструктуре инновационного развития : монография / под ред. Л. К. Терещенко. С. 78.

31 Громова Е. А. Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности : монография. М. : Юстицинформ, 2016. С. 45 ; Громова Е. А. Перспективы развития законодательства о территориях со специальным режимом экономической деятельности // Lex russica (Русский закон). 2020. № 73 (11). С. 10.

32 Крылов А. Н., Козляева Е. В., Крылова И. Ю. Указ. соч. С. 123.

33 См.: Закон Свердловской области от 20.10.2011 № 95-ОЗ «О технопарках в Свердловской области» // URL: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=160031995&rdk=7&backlink=1 (дата обращения: 22.06.2023).

по уплате налога на прибыль организаций34. Нормативные правовые акты других регионов предусматривают льготы в отношении налога на имущество организаций и земельного налога35. Кроме того, отдельные регионы или муниципалитеты предоставляют льготы в отношении арендной платы36, а также субсидии37. Это тоже является причиной принятия федерального акта о технопарках высоких технологий.

В свою очередь, если обратиться к опыту зарубежных государств, можно увидеть, что модель правового регулирования технопарков в рамках систематизированного (специального) законодательства активно внедряется в государствах — участниках СНГ, а также странах Латинской Америки и Азии.

Так, речь идет о Декрете Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий»38, Законе Республики Молдова от 21.06.2007 № 138^1 «О научно-технологических парках и инновационных инкубаторах»39; Законе Республики Таджикистан от 21.07.2010 № 629 «О Технологическом парке»40.

На основании указанного считаем необходимым принять федеральный закон «О технопарках в сфере цифровых инноваций и технологий». Данный акт должен включать в себя как минимум четыре раздела. В первом разделе необходимо будет дать определение технопар-

ков в сфере цифровых инноваций и технологий, установить цели и принципы создания и функционирования таких технопарков, правовой статус управляющей компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Думается, что под технопарком в сфере цифровых инноваций и технологий следует понимать часть инновационной инфраструктуры страны, в границах которой резиденты парка высоких технологий осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере цифровых инноваций и технологий в условиях стимулирующего режима.

Необходимо также определить, что представляют собой цифровые инновации и технологии. Думается, что будет более правильным использование общепринятой терминологии: цифровые инновации и технологии.

От термина «высокие технологии» следует отказаться, поскольку, во-первых, он применяется в нашей стране гораздо реже, во-вторых, вызывает вопрос сочетание «высокие технологии». Какие технологии признаются «высокими»? На данный момент в рамках российского законодательства автором не было найдено ответа на этот вопрос. Более того, полагаем, что, в отличие от инновации, используемый в Законе «О промышленной политике» термин «технология» может не обладать признаком новизны, и, соответственно, ограничивать технопарки только лишь созданием технологий было бы

34 Закон г. Москвы от 07.10.2015 № 52 «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций-субъектов инвестиционной деятельности, управляющих компаний технопарков и индустриальных (промышленных) парков, якорных резидентов технопарков и индустриальных (промышленных) парков» // URL: https://www.mos.ru/depr/documents/normativno-pravovye-akty-goroda-moskvy/ view/160093220/ (дата обращения: 22.06.2023).

35 Закон Санкт-Петербурга от 14.07.1995 № 81-11 «О налоговых льготах» // URL: https://docs.cntd.ru/ document/8334950 (дата обращения: 22.06.2023).

36 Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 № 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве» // URL: https://docs.cntd.ru/document/3665449 (дата обращения: 22.06.2023).

37 Постановление Правительства Алтайского края от 04.08.2020 № 334 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий управляющим компаниям промышленных (индустриальных) парков, агропромышленных парков, технопарков и промышленных технопарков» // URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/2200202008050003 (дата обращения: 22.06.2023) ; постановление Правительства Москвы от 20.04.2012 № 152-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам в целях возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, на создание и развитие имущественного комплекса технопарка, индустриального (промышленного) парка, креативного технопарка, промышленного комплекса, инновационного научно-технологического центра» // URL: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=& prevDoc=120169851&backlink=1&&nd=120068628 (дата обращения: 22.06.2023).

38 См.: URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Pd0500012 (дата обращения: 22.06.2023).

39 Monitorul Oficial № 107-111. Ст. № 476.

40 URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30817513 (дата обращения: 22.06.2023).

LEX 1PSSEA

неправильно с учетом стремления нашей страны к технологическому суверенитету.

Кроме того, необходимо будет определить уполномоченные органы, на которые будут возложены функции по управлению и регулированию вопросов создания и ликвидации таких технопарков в сфере цифровых инноваций и технологий. Следует отметить, что в соответствии с Законом «О промышленной политике» таковым органом является Министерство промышленности и торговли. Вместе с тем полагаем, что данное ведомство не будет профильным для технопарков в сфере цифровых инноваций и технологий, что не представляется верным с точки зрения разграничения компетенции органов государственной власти. Предлагается возложить такие функции на Министерство цифрового развития Российской Федерации.

Второй раздел будет посвящен особенностям осуществления предпринимательской деятельности в границах технопарка в сфере цифровых инноваций и технологий. В данном разделе необходимо будет определить, кто может являться резидентом технопарка, его права и обязанности, а также способы приобретения статуса резидента (заключение соглашения с управляющей компанией или же просто внесение записи в реестр резидентов технопарков)и основания его утраты. Кроме того, второй раздел должен включать в себя положения о стимулирующих режимах предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций и технологий — предоставляемых резидентам налоговых льготах и иных преференциях.

Третий раздел следует посвятить мерам стимулирования деятельности технопарков в сфе-

ре цифровых технологий и инноваций. В данном разделе следует определить необходимые налоговые, таможенные и иные преференции, а также порядок и основания предоставления субсидий на развитие технопарка в сфере цифровых технологий и инноваций.

Четвертый раздел может быть посвящен процедурам оценки эффективности деятельности технопарков в сфере цифровых инноваций и технологий. Поскольку такиетехнопар-ки будут получателями субсидий и иных мер государственной поддержки, полагаем, что их деятельность должна подлежать мониторингу и оценке ее эффективности.

Таким образом, технопарки сегодня признаны необходимым элементом инновационной системы страны, их потенциал как механизма стимулирования предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций и технологий очевиден, о чем говорит не только опыт прошлых лет, но и успешная практика создания и функционирования технопарков за рубежом. Вместе с тем для возможности в полной мере реализовать их инновационный потенциал в нашей стране необходимо создать эффективное и адекватное правовое регулирование для таких технопарков. Изложенное автором видение правового регулирования отношений, возникающих по поводу создания технопарков в сфере цифровых инноваций и технологий, может стать отправной точкой дальнейших док-тринальных исследований. В свою очередь, предлагаемое содержание федерального закона о технопарках в сфере цифровых инноваций и технологий может быть использовано в процессе нормотворчества.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бородина Е. В. Технопарки в России: особенности законодательного регулирования // Леса России и хозяйство в них. - 2013. - № 2 (45). - С. 150. - С. 149-152.

2. Громова Е. А. Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности : монография. -М. : Юстицинформ, 2016. - 216 с.

3. Громова Е. А. Перспективы развития законодательства о территориях со специальным режимом экономической деятельности // Lex russica (Русский закон). - 2020. - № 73 (11). - С. 9-20.

4. Егорова А. А. Кластеры, технологические и индустриальные парки как особые правовые режимы привлечения инвестиций в экономику региона // Право и экономика. - 2019. - № 4. - С. 60-66.

5. Костюнина Г. М., Баронов В. И. Технопарки в зарубежной и российской практике // Вестник МГИМО. -2012. - № 3. - С. 91-99.

6. Крылов А. Н., Козляева Е. В., Крылова И. Ю. Технопарки в сфере высоких технологий: анализ текущего состояния и эффективности функционирования // Известия Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технологического университета). - 2016. - № 32. - С. 120-123.

7. Попова Н. Ф. К вопросу о ликвидации экономической асимметрии в развитии российских территорий // Административное право и процесс. — 2016. — № 8. — С. 56-58.

8. Российский инновационный индекс / под ред. Л. М. Гохберга. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. — 249 с.

9. Слепак В. Ю. Правовое регулирование предоставления государственной помощи научным исследованиям в Европейском Союзе и Евразийском экономическом союзе // Lex russica (Русский закон). — 2019. — № 12. — С. 122-134.

10. Технопарки в инфраструктуре инновационного развития : монография / В. И. Лафитский, Л. К. Терещенко, Т. А. Едкова [и др.] ; под ред. Л. К. Терещенко. — М. : ИЗиСП : Инфра-М, 2014. — 245 с.

11. Титов К. А. Эволюция технопарков в Российской Федерации // Вестник Академии знаний. — 2021. — № 47 (6). — С. 23-28.

12. Янковский Р. М. Правовое регулирование государственной поддержки инноваций в Российской Федерации // Предпринимательское право. — 2017. — № 3. — С. 21-29.

13. Albahari A. Technology Parks versus Science Parks: Does the university make the difference? // Technological Forecasting and Social Change. — 2017. — No. 116. — P. 13-28.

14. Bigliardi B., Dormio A. I., Nosella A., Petroni G. Assessing science parks' performances: directions from selected Italian case studies // Technovation. — 2006. — Vol. 26, No. 4. — P. 489-505.

15. Cremonini T., Ribeiro D., daSilva L. L. Critical Success Factors in Science and Technology Parks: A Bibliographic Review and Analysis // Independent Journal of Management & Production. — 2020. — Vol. 11, No. 2. — P. 343-359.

16. Gallese Nobile C. Legal Aspects of the Use Artificial Intelligence in Telemedicine // Journal of Digital Technologies and Law. — 2023. — № 1 (2). — P. 314-336.

Материал поступил в редакцию 28 марта 2023 г.

REFERENCES

1. Borodina EV. Tekhnoparki v Rossii: osobennosti zakonodatelnogo regulirovaniya [Russian Technopark: Specifisity of Legal Regulation]. Lesa Rossii i khozyaystvo v nikh [Forests of Russia and the economy in them]. 2013;2(45):149-152. (In Russ.).

2. Gromova EA. Soglashenie ob osushchestvlenii tekhniko-vnedrencheskoy deyatelnosti: monografiya [Agreement on the implementation of technical and implementation activities: A monograph]. Moscow: Yustitsinform Publ.; 2016. (In Russ.).

3. Gromova EA. Perspektivy razvitiya zakonodatelstva o territoriyakh so spetsialnym rezhimom ekonomicheskoy deyatelnosti [Prospects of Development of Legislation on Territories with Special Regime for Business Activity]. Lex Russica. 2020;73(11):9-20. (In Russ.).

4. Egorova AA. Klastery, tekhnologicheskie i industrialnye parki kak osobye pravovye rezhimy privlecheniya investitsiy v ekonomiku regiona [Clusters, technological and industrial parks as special legal regimes for attracting investments into the region's economy]. Pravo i ekonomika [Law and Economics]. 2019;4:60-66. (In Russ.).

5. Kostyunina GM, Baronov VI. Tekhnoparki v zarubezhnoy i rossiyskoy praktike [The Practice of Technoparks in Russia and Abroad]. Vestnik MGIMO [MGIMO Review of International Relations]. 2012;3(24):91-99. (In Russ.).

6. Krylov AN, Kozlyaeva EV, Krylova IYu. Tekhnoparki v sfere vysokikh tekhnologiy: analiz tekushchego sostoyaniya i effektivnosti funktsionirovaniya [Technology parks in the high tech sphere: Analysis of the current status and efficiency of functioning]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo instituta (Tekhnologicheskogo universiteta) [Bulletin of the Saint Petersburg State Institute of Technology (Technical University)]. 2016;32:120-123. (In Russ.).

7. Lafitskiy VI, Tereshchenko LK, Edkova TA. et al. Tekhnoparki v infrastrukture innovatsionnogo razvitiy: monografiya [Technology parks in the infrastructure of innovative development: A monograph]. Edited by Tereshchenko LK. Moscow: IZiSP, Infra-M Publ.; 2014. (In Russ.).

8. Popova NF. K voprosu o likvidatsii ekonomicheskoy asimmetrii v razvitii rossiyskikh territoriy [On the elimination of economic asymmetry in the development of Russian Territories]. Administrativnoe pravo i protsess [Administrative Law and Procedure]. 2016;8:56-58. (In Russ.).

9. Gokhberg LM, editor. Rossiyskiy innovatsionnyy indeks [Russian Innovation Index]. Moscow: Higher School of Economics Publ.; 2011. (In Russ.).

10. Slepak VYu. Pravovoe regulirovanie predostavleniya gosudarstvennoy pomoshchi nauchnym issledovaniyam v Evropeyskom Soyuze i Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [Legal regulation of the state aid support for scientific research in the European Union and the Eurasian Economic Union]. LexRussica. 2019;(12):122-134. (In Russ.).

11. Titov KA. Evolyutsiya tekhnoparkov v Rossiyskoy Federatsii [Technology parks evolution in the Russian Federation]. Vestnik Akademii znaniy [Bulletin of the Academy of Knowledge]. 2021;47(6):23-28. (In Russ.).

12. Yankovsky RM. Pravovoe regulirovanie gosudarstvennoy podderzhki innovatsiy v Rossiyskoy Federatsii [Legal regulation of state support of innovations in the Russian Federation]. Predprinimatelskoe pravo [Business law]. 2017;3:21-29. (In Russ.).

13. Albahari A. Technology Parks versus Science Parks: Does the university make the difference? Technological Forecasting and Social Change. 2017;116:13-28.

14. Bigliardi B, Dormio AI, Nosella A, Petroni G. Assessing science parks' performances: directions from selected Italian case studies. Technovation. 2006;26(4):489-505.

15. Cremonini T, Ribeiro D, da Silva LL. Critical Success Factors in Science and Technology Parks: A Bibliographic Review and Analysis. Independent Journal of Management & Production. 2020;11(2):343-359.

16. Gallese Nobile C. Legal Aspects of the Use Artificial Intelligence in Telemedicine. Journal of Digital Technologies and Law. 2023;1(2):314-336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.