Научная статья на тему 'Технологизация педагогического процесса (аналитический обзор)'

Технологизация педагогического процесса (аналитический обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
688
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGIZATION OF THE PEDAGOGICAL PROCESS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / TECHNOLOGICAL APPROACH / PEDAGOGY CATEGORY / SOCIAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубасов Олег Петрович

Актуальность исследования обусловлена технологизацией педагогического процесса. Цель статьи подготовить аналитический обзор литературы по проблеме технологизации педагогического процесса. Ведущим подходом к исследованию стал технологический подход, позволяющий установить взаимосвязи между педагогической теорией и образовательной практикой. Основные результаты исследования состоят в уточнении сущности педагогической технологии как категории педагогики, обладающей большой степенью обобщенности; обосновании этапов (постановка целей, подготовка учебных материалов и организация обучения, оценка текущих результатов и коррекция целей, анализ результатов) и роли (оптимизация управления, анализ и систематизация опыта, обеспечение педагогических условий) технологизации педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologization of the pedagogical process (analytical review)

The relevance of the study is due to the technologization of the pedagogical process. The purpose of the article is to prepare an analytical review of the literature on the problem of the technologization of the pedagogical process. The leading approach to research was the technological approach, which allows to establish the relationship between pedagogical theory and educational practice. The main results of the research consist in clarifying the essence of pedagogical technology as a category of pedagogy with a high degree of generality; justification of the stages (setting goals, preparing training materials and organizing training, evaluating current results and correcting goals, analyzing results) and the role (management optimization, analyzing and systematizing experience, providing pedagogical conditions) for technologising the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Технологизация педагогического процесса (аналитический обзор)»

7. Круподерова К.Р., Бочко О.А., Бардин А.В. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов в рамках модуля «Информационные технологии» // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 120-127.

8. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Задачи центра «Твой курс: IT для молодежи» к мотивации школьников к выбору IT сферы. // Мир компьютерных технологий: сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Нижний Новгород. 2015. C. 88-91.

9. Крылова М.А. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза. // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 86-94.

10. Леванова А.Е., Урайская И.Н. Формирование у студентов мотивации к обучению. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 11. С. 121-125

11. Самерханова Э.К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий. // Вестник Мининского университета. 2017. № 2. С. 3

12. Тарасова Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен. // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 46-51.

13. Semarkhanova E.K., Bakhtiyarova L.N., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Ponachugin A.V. Information technologies as a factor in the formation of the educational environment of a university // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. pp. 179-186.

Педагогика

УДК: 37.02

кандидат педагогических наук Кубасов Олег Петрович

Казанский юридический институт МВД России (г. Казань)

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена технологизацией педагогического процесса. Цель статьи - подготовить аналитический обзор литературы по проблеме технологизации педагогического процесса. Ведущим подходом к исследованию стал технологический подход, позволяющий установить взаимосвязи между педагогической теорией и образовательной практикой. Основные результаты исследования состоят в уточнении сущности педагогической технологии как категории педагогики, обладающей большой степенью обобщенности; обосновании этапов (постановка целей, подготовка учебных материалов и организация обучения, оценка текущих результатов и коррекция целей, анализ результатов) и роли (оптимизация управления, анализ и систематизация опыта, обеспечение педагогических условий) технологизации педагогического процесса.

Ключевые слова: технологизация педагогического процесса, педагогическая технология, технологический подход, категория педагогики, социальная технология.

Annotation. The relevance of the study is due to the technologization of the pedagogical process. The purpose of the article is to prepare an analytical review of the literature on the problem of the technologization of the pedagogical process. The leading approach to research was the technological approach, which allows to establish the relationship between pedagogical theory and educational practice. The main results of the research consist in clarifying the essence of pedagogical technology as a category of pedagogy with a high degree of generality; justification of the stages (setting goals, preparing training materials and organizing training, evaluating current results and correcting goals, analyzing results) and the role (management optimization, analyzing and systematizing experience, providing pedagogical conditions) for technologising the pedagogical process.

Keywords: technologization of the pedagogical process, pedagogical technology, technological approach, pedagogy category, social technology.

Введение. Развитие образовательных процессов, опыт педагогических инноваций, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одно из средств решения этой проблемы составляет технологический подход, применение понятия «технология» к педагогическим процессам и сфере образования. Под технологией понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получать продукцию с заданными параметрами [6]. Непосредственно сам технологический процесс характеризуется следующими тремя признаками: 1) разделение процесса на взаимосвязанные этапы; 2) координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели); 3) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели [1].

Технологию разделяют на промышленную и социальную. Под промышленной технологией понимается способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности. Под процедурой понимается набор действий (операций), посредством которых осуществляется тот или иной главный процесс (или его отдельный этап), выражающий суть конкретной технологии, а операция-это непосредственное практическое решение задачи в рамках данной процедуры, то есть однородная логически неделимая часть конкретного процесса. В производственной сфере технологический подход - это представление производственных процессов как технологий. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности [2].

Особенностью социальной технологии является то, что исходным и конечным продуктом выступает человек, а основным параметром изменения - одно или несколько его качеств. Технология педагогического процесса является примером социальной технологии. Технологический подход к педагогическим процессам стал применяться в середине 1950-х годов, в связи с тем, что с одной стороны возрос объём информации, развитие цивилизации приняло техногенное направление, активизировался поиск эффективных способов и

форм обучения; с другой, стали применяться технические средства обучения [3]. А.С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники». Он отмечал, что наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка [14].

Цель статьи - подготовить аналитический обзор литературы по проблеме технологизации педагогического процесса.

Изложение основного материала статьи. Проблема технологизации педагогического процесса активно разрабатывается в отечественной и зарубежной педагогике. Под технологическим подходом в педагогике понимают всю совокупность проблем, связанных с целями, содержанием, организацией и проведением учебного процесса [4]; принципы и приемы оптимизации и управляемости педагогического процесса, повышения эффективности [7]; особые комбинации методов и приемов обучения, гарантирующих достижение планируемых результатов [9]; системный способ мышления; систему методических, дидактических, психологических и педагогических процедур, осуществляющих требуемые изменения в деятельности обучаемых [8]; системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [15].

В.В. Юдин утверждает, что технологический подход к педагогическому процессу основан на его деятельностном видении и предполагает указание объективно необходимых шагов познавательной деятельности обучаемого, гарантирующих формирование требуемого образовательного результата. Педагогическая технология - это система теоретических положений и рекомендаций, позволяющих реализовать технологический подход к анализу и проектированию педагогического процесса [22]. М.И. Махмутов полагал, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам не является универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и других направлений науки и практики [16].

К основным признакам технологического подхода в педагогике относят проектируемость [4], управляемость [24], корректируемость [5], результативность [3], диагностичное целеобразование [25], анализ действующих факторов [23], эффективность методов, системность и целостность [26].

Целью технологического подхода к педагогическому процессу является его формирование на основе заданных исходных установок (социального заказа, образовательных ориентиров, цели и содержание обучения) [10]. В соответствии с этим могут выделяться следующие этапы технологического подхода: 1) постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов; 2) подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями; 3) оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей; 4) заключительная оценка результатов [11].

Технологический подход позволяет: 1) с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами [12]; 2) анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование [13]; 3) комплексно решать образовательные проблемы [10]; 4) обеспечивать условия для развития личности [18]; 5) уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека [19]; 6) оптимально использовать имеющиеся ресурсы [15]; 7) разрабатывать новые механизмы решения социально-педагогических проблем [17].

Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, то есть превратить в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. В педагогике появились такие понятия, как «педагогическая технология» [22], «образовательная технология» [19], «технология обучения» [20]. Рассмотрим содержание понятия «педагогическая технология».

Трактовку понятия «педагогическая технология» можно свести к трем основным точкам зрения. Во-первых, педагогическая технология отождествляется с формой организации учебного процесса. Согласно этой трактовке к педагогическим технологиям относят: модульное, контекстное обучение и другое [7; 8; 19]. По мнению Б.С. Блума, педагогическая технология является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением - «как учить результативно» [24]. В рамках этой точки зрения, педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.

Во-вторых, педагогическая технология трактуется как диалектическая взаимосвязь форм, методов, средств, результатов обучения/воспитания. По мнению специалистов, педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, средств обучения [26]; организационно-методический инструментарий педагогического процесса; описание процесса достижения планируемых результатов обучения [25]; организация педагогической деятельности обучаемых и преподавателя по проектированию, организации и проведению учебного процесса [19]; совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [15]; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий [23]. В.Ф. Башарин выделил три уровня педагогической технологии: методологический (на котором понятие «педагогическая технология» представляет собой педагогическую категорию), уровень обобщенных педагогических технологий (на котором педагогические технологии дифференцируются по сферам: воспитание, обучение и общие) и уровень конкретных педагогических технологий (здесь педагогические технологии представлены как образцы творческой педагогической деятельности) [4].

В глоссарии терминов ЮНЕСКО указано, что педагогическая технология определяется, как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [23]. Педагогическая технология - это быстро развивающаяся область знания, междисциплинарный конгломерат с элементами бихевиористской психологии, социальной философии,

техники, теории коммуникации, аудиовизуального образования и кибернетики [26]. Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний [5]. В рамках этой точки зрения, педагогическая технология - это процесс выполнения задачи по повышению качества обучения с применением данных социальных, управленческих, естественных наук, бихевиоризма.

В-третьих, педагогическая технология трактуется как новый тип средств обучения, производство и применение аппаратуры, учебного оборудования и технических средств обучения для учебного процесса [25]. К этому типу относят: технические средства обучения; процесс коммуникации преподавателя и обучающегося; производство и применение аудиовизуальных средств, учебного оборудования [19; 21]. Само понятие педагогической технологии было порождено развитием и применением технических средств обучения, поиском новых средств повышения эффективности учебного процесса. Но средства обучения, не являются сами по себе педагогической технологией, признаками педагогической технологии являются учебная информация, обучающие алгоритмы и принципы, которые их объединяют [26].

Выводы. По нашему мнению, педагогическая технология - это категория педагогики, обладающая большой степенью обобщенности. Педагогическую технологию можно назвать содержательным обобщением, которое может быть представлено тремя аспектами: 1) теоретическим (изучающим и разрабатывающим цели, содержание и методы обучения и проектирующим педагогические процессы); 2) процессуально-описательным (описание процесса, целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения); 3) процессуально-действенным (осуществление педагогического процесса). Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы принципов и способов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Мы полагаем, что педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, знаний, форм, методов, приемов и операций, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях педагогического процесса. Существенные характеристики педагогической технологии следующие: 1) разрабатывается под конкретный педагогический замысел; 2) включает поэтапное планирование; 3) содержит критерии, показатели и инструментарий измерения результатов педагогического процесса. В настоящее время технологический подход становится одним из направлений модернизации педагогического процесса. К его преимуществам относится увеличение объема самостоятельной работы обучаемых, индивидуализация темпа изучения предметов разными учащимися, эффективный самоконтроль и самооценка результатов обучения на всех его этапах.

Литература:

1. Абусдель А.М., Ильенкова Т.А., Лунев А.Н. Применение термобарьерных покрытий в современных газовых турбинах. 1.Термобарьерный слой // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2005. № 1. С. 60-64.

2. Абусдель А.М., Ильинкова Т.А., Лунев А.Н. Применение термобарьерных покрытий в современных газовых турбинах. II. Связующий слой // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2005. № 3. С. 74-50.

3. Айнштейн В.Г. В мире учебных технологий // Высшее образование в России. 1996. № 2. С. 122-126.

4. Башарин В.Ф. Педагогическая технология: что это такое ? // Специалист. 1993. № 9. С. 25-27.

5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. - 336 с.

6. Большой толковый словарь русского языка / Сост. И гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2000. - 1536 С.

7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

8. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 176 с.

9. Каюмова Л.А., Лунев А.Н. Педагогическое управление процессом формирования профессионально-ориентированных математических знаний бакалавров-инженеров // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 377-380.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М.: Юрайт - М, 2000. - 505 с.

11. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. Интеграция программ профессионального образования как основание профессиональной подготовки в строительном ВУЗе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 268.

12. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. Методологические основы опытно-экспериментальной работы как компонента исследований проблем профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 132.

13. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Принципы управления качеством образования как основание удовлетворения образовательных потребностей человека // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 104.

14. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма» / Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С. Невская - М.: ИТРК, 2003. - 736 с.

15. Мануйлов В., Федоров И., Благовещенская М. Современные технологии в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2003.№3. С. 117-123.

16. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

17. Пугачева Н.Б. Закономерности и условия формирования кластеров // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. № 4(4). С. 16-25.

18. Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. Перспективные направления исследований профессионального образования как общественно значимого блага и достояния личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 91.

19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

20. Смирнов С.Д. Технология в образовании // Высшее образование в России. 1999. №1. С. 109-112.

21. Терентьева И.В., Пугачева Н.Б., Лунев А.Н. Теоретические методы опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 133.

22. Юдин В.В. Концепция педагогической технологии: Педагогические технологии // Народное образование. 2007. №1. С. 37-45.

23. ЮНЕСКО: Glossary of education (English-French-Arabic) https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000168258?posInSet=16&queryId=b773d651-6bed-4d7e-8188-803de92f59ce (дата обращения 11.03.2019)

24. Bloom B.S. Handbook on formative and summative evaluation of Students Learning. - N.-Y.: McGraw-Hill, 1971. - 923 p.

25. Jonassen David H., Driscoll Marcy P. Handbook of Research for Educational Communications and Technology: A Project of the Association for Educational Communications and Technology (AECT Series). -Routledge, 2003. - 1232 р.

26. Wedemeyer, Charles A. Trouble at Castle Perilous: Applying Media and Technology to Instruction // Educational Technology. 1971. 11, 7, 19-24 https://eric.ed.gov/?id=EJ041902 (дата обращения 11.03.2019)

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат физико-математических наук, доцент Кубекова Бэла Сапаровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск)

ОБ ЭКЗАМЕНЕ И ФОРМАХ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аргументы за и против письменной формы экзамена в современном педагогическом пространстве вуза.

Ключевые слова: педагогическое пространство, экзамен, компетенции, оценка, учебно-познавательная деятельность.

Annotation. In paper some pros and cons of the written form of examination in modern pedagogical space of high school are considered.

Keywords: pedagogical space, examination, the competence, an estimation, uchebno-informative activity.

Введение. Важной частью сложного педагогического пространства является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, без которой учебная работа студента, работа педагога невозможны.

Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется и измеряется материал, который предстоит контролировать. В результате чего накапливается первичная информация, она учитывается. В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение.

Как элемент ориентировочной деятельности контроль имеет разные функции: функция обратной связи, обучающая, развивающая, воспитывающая, диагностическая, профилактическая, ориентирующая и проверочно-оценочная.

Средством итогового или заключительного контроля учебно-познавательной деятельности является экзамен. Он относится к таким формам организации образовательного процесса, которые в устоявшейся столетиями практике существуют, сохраняются, несмотря ни на какие новации в педагогическом пространстве высшей школы, которое постоянно претерпевает различные изменения в связи реформами, происходящими в системе образования. Об экзамене и формах его проведения мы и размышляем в данной статье

Изложение основного материала статьи. В настоящее время в педагогике широко используются такие понятия, как «программированный, машинный контроль», «комплексная диагностика», «компьютерный интерактивный самоконтроль» и т. д.), однако контроль учебно-познавательной деятельности по-прежнему сводится к модификации такой его рубежной формы, как экзамен. В свою очередь, экзамен связан с такой же традиционной формой «освидетельствования» результата процесса обучения, как «оценка», которая выступает в виде некоторого «суммарного» итога, основанного на измерении освоенных знаний, умений и навыков.

Между тем смещение образования к освоению личностной парадигмы, ориентирующейся на самого обучающегося, вносит серьезные изменения в понимание содержания образования и, следовательно, самой оценки. Она становится всё более многомерной, полифункциональной, многоуровневой. Это обстоятельство заставляют обратить внимание на несоответствие новых задач образования и старой формы экзамена как контроля его качества.

Экзамен как продолжение учебно-познавательного процесса является также одной из форм его контроля и методом проверки знаний, умений и навыков обучающихся. В этом случае результаты экзамена носят конструктивно-корреляционный характер, обеспечивая необходимое переосмысление содержания и форм его реализации.

Лишь непрерывно имея сведения о том, как реагируют обучаемые на воздействие обучающего», педагог может быть уверенным в том, что правильно идет по пути овладения студентами знаниями, умениями и навыками, в противном случае его методика требует изменений. Также это знание позволит ему лучше учитывать индивидуальные особенности развития познавательной деятельности студентов и добиваться хорошей успеваемости каждого.

При этом следует различать целевое предназначение экзамена, поскольку он может носить селективный характер (отбор для дальнейшего продолжения образования), рейтинговый контрольный (определение места обучающегося в образовательном пространстве) или выпускной (определение конечного качества «продукта»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.