Педагогика
УДК 372.851
аспирантка Каюмова Лилия Азатовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань); доктор технических наук, профессор Лунев Александр Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева-КАИ» (г. Казань)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ БАКАЛАВРОВ-ИНЖЕНЕРОВ
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена возросшими требованиями современной экономики к росту качества инженерного образования. Цель статьи: дать сущностную характеристику способности преподавателей математики к педагогическому управлению процессом формирования профессионально ориентированных математических знаний. Ведущим подходом к исследованию стал интегративный подход, позволяющий рассматривать способность к педагогическому управлению как интегративное качество личности педагога, обеспечивающее эффективность процесса перевода педагогической ситуации из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели. Основные результаты исследования состоят в характеристике составляющих педагогического управления (адаптивной, фасилитационной, интегративной) и их структурообразующих компонентов (знаниевого, мотивационного, деятельностного).
Ключевые слова: профессионально-ориентированные математические знания, педагогическое управление, инженерное образование.
Annotation. The relevance of the study is explained by the increased demands of the modern economy to improve the quality of engineering education. The purpose of the article is to give an essential characteristic of the ability of doctors of mathematics to pedagogically control the formation of professionally oriented mathematical knowledge. The leading approach to research was an integrative approach, which allows to consider the ability to pedagogical management as integrative quality of personality. The main results of the research consist in characterizing the components of pedagogical management.
Keywords: professionally oriented mathematical knowledge, pedagogical management, engineering education.
Введение. Актуальность исследования обусловлена возросшими требованиями современной экономики к росту качества инженерного образования и стратегией образовательной политики российского государства на повышение уровня математической образованности граждан и математизацию научного знания. Модернизация экономики востребовала подготовку инженеров машиностроительных производств ориентированных на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и ответственных перед наукой и человечеством за последствия выбора инженерного решения; быструю адаптацию в потоке информации и осуществление трансфера технологий из разных научных областей; формирование готовности к разнообразным видам профессиональной деятельности и созданию конкурентоспособных продуктов, развитию конвергентных технологий и непрерывному образованию в течение всей жизни [1; 8]. Это обусловило необходимость совершенствования математической подготовки: в условиях математического анализа и моделирования посредством высокоэффективных программных средств, инженеру необходимы фундаментальные математические знания для оценки достоверности компьютерных решений.
Стратегия образовательной политики российского государства на повышение уровня математической образованности граждан и математизацию научного знания представлена в концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ 24.12.2013 № 2506-р [3]. В первом разделе концепции указано, что математика - одна из составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики выполняет системообразующую роль в образовании, развивая логическое мышление человека. Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, отмечается в концепции, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких важных направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, прогнозирование природных и техногенных катастроф, будет способствовать повышению престижа России в мире. Российская система математического образования, подчеркивается в концепции, - прямая наследница советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть недостатки. В совокупность задач развития математического образования в концепции включено: модернизация содержания учебных программ на всех уровнях (с обеспечением их преемственности); формирование у субъектов образовательных отношений установки «нет неспособных к математике»; обеспечение доступа к необходимым информационным ресурсам; повышение качества работы преподавателей математики; поддержка лидеров математического образования. Преподаватели математических кафедр технических университетов, указано в концепции, должны вести исследования в фундаментальной математике и прикладных профильных областях, привлекая студентов.
Все вышеизложенное и актуализировало исследование проблемы педагогического управления процессом формирования профессионально-ориентированных математических знаний бакалавров-инженеров. Цель статьи: дать сущностную характеристику способности преподавателей математики к педагогическому управлению процессом формирования профессионально ориентированных математических знаний.
Изложение основного материала статьи. Образование у преподавателей математики способности к педагогическому управлению процессом формирования профессионально ориентированных математических знаний - одно из необходимых педагогических условий повышения качества инженерного образования. Выяснено, что формирование профессионально ориентированных математических знаний -
целенаправленный процесс организации, управления, развития познавательной деятельности студентов [11]. Эффективность процесса формирования профессионально ориентированных математических знаний повышается при условии его научной организации, методологического обоснования, выявления тенденций развития [4]. Теория только тогда действенна когда она определена, конкретна, объединяет и раскрывает процессы, факты, их связи и отношения закономерным целенаправленным путем [2, с. 44]. Процесс формирования профессионально ориентированных математических знаний не может опираться только на инновационный педагогический опыт, его оптимизация требует применения управленческих концепций постановки и решения учебных задач с многовариантным применением современных форм, методов, средств обучения [7]. Это обуславливает образование у преподавателей математики способности к педагогическому управлению процессом формирования профессионально ориентированных математических знаний. Способность к педагогическому управлению - это интегративное качество личности педагога, обеспечивающее эффективность процесса перевода педагогической ситуации из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели (см. таблицу 1).
Таблица 1
Содержание педагогического управления процессом формирования знаний студентов
Составляющие педагогического управления Структурообразующие компоненты
Знаниевый Мотивационный Деятельностный
Адаптивная кумуляция и развитие знаний теории и методики профессионально го образования, современных педагогических подходов, дидактических особенностей преподавания математики интерес к теории и практике инженерного образования, желание сформировать у студентов математическую составляющую в профессиональном мировоззрении умения и навыки оценки, типизации и классификации учебного процесса; установления взаимосвязей между его компонентами; организации субъект-субъектных отношений и выявления причин их образования, развития, блокировки; моделирования учебного процесса и выбора оптимальных педагогических действий для достижения максимально возможного результата; проектирования познавательной деятельности студенческой аудитории
Фасилитационная знание гуманистической педагогики гуманистическая направленность личности умения и навыки ориентации на студента как активно развивающегося субъекта, эмпатийного общения, принятия оптимальных педагогических решений в условиях неопределенности, педагогической рефлексии
Интегративная знание основных направлений развития научно-технического прогресса и современных достижений в исследуемой научной области; разносторонний кругозор и научная эрудиция увлеченность научно-исследовательской деятельностью; направленность на повышение своей научной квалификации; стремление привлечь студентов к процессу научного поиска и установить субъект-субъектные отношения в процессе нахождения оптимального решения умения и навыки интеграции учебных и научных начал в учебном процессе; внедрения в содержание обучения методов научного исследования; постановки перед студентами учебно-научных задач и организации их решения
Из таблицы 1 следует, что педагогическое управление процессом формирования знаний студентов представляет собой системную целостность адаптивной (дидактические знания, умения, навыки и способность к их ситуативной адаптации), фасилитационной (знание гуманистической педагогики и способность к безоценочному позитивному принятию и поддержке студентов), интегративной (фундаментальные знания областей науки, необходимых для подготовки будущего специалиста, и способность к их интеграции с содержанием профессионального образования) составляющих. Структуру выявленных составляющих образуют знаниевый, мотивационный, деятельностный компоненты.
Теоретическими основами предлагаемого определения послужили следующие научные парадигмы:
1) существенно важным признаком развития теории обучения является ее своевременность по существу и форме, включая облик современной науки, которая позволяет рассматривать ее не как некий фонд накопления дидактических знаний, а как выражение сущности развития учебного процесса в данное время с отражением тенденций предвидимого будущего [10];
2) преподаватель высшей школы не только формирует совокупность определенных знаний, умений, навыков, определяя соответствующие формы, методы, средства, но и направляет самостоятельный научный и творческий поиск студентов. Преподаватель высшей школы облечен высшей формой доверия - все его учебные действия рассматриваются как правильные, целесообразные, обоснованные [5; 6];
3) новые задачи высшей школы требуют от нее совершенствования всех звеньев учебной работы и связанной с ней научной деятельности, объединения учебного процесса с научным исследованием и решением производственных задач. Преподаватель высшей школы - авторитетный представитель определенной области научных знаний, глубоко знающий свой предмет и пересекающиеся с ним другие научные области, владеющий методами своей науки как инструментом ее совершенствования [9; 12].
Выяснено, что педагогическое управление процессом формирования профессионально-ориентированных математических знаний студентов предусматривает несколько этапов:
1) изучение объекта управления посредством постоянного и объективного сбора сведений для установления закономерностей инженерного образования;
2) определение теоретико-методологических основ управления (принципов, подходов, цели);
3) разработка программы управления, отражающей содержание, формы, методы, средства, критерии, результат обучения;
4) реализация программы управления и регулирование процесса обучения для обеспечения устойчивости, установления обратной связи и постановки задач, адекватных уровню освоения профессионально-ориентированных математических знаний студентами.
Выяснено, что процесс формирования профессионально-ориентированных математических знаний, обусловленный модернизацией современного машиностроительного производства, оказывает большое воздействие на всю систему профессионального образования будущих инженеров. Последовательно, в практике профессионального инженерного образования ставятся новые задачи, решение которых требует методологического обоснования, построения педагогических моделей и выявления условий их успешного внедрения.
Перед преподавателями высшей школы стоит задача не только мастерского изложения своего предмета, но и управления учебным процессом. Знание состояния учебного процесса в каждый момент его времени означает умение определить влияние всех компонентов системы обучения друг на друга и, следовательно, возможности оптимального достижения поставленной цели. Теория обучения не может представлять подлинной научной ценности в отрыве от реального учебного процесса высшей школы, который она определяет, анализирует и направляет как творческий процесс определенного педагогического действия. Между этими двумя слагаемыми развитие происходит по формуле: теория исходит из задач практики и ставит целью развитие и предвидение развития практики [2, с. 37-51].
Выводы. Выяснено, что дидактические особенности формирования профессионально-ориентированных математических знаний включают: системную целостность цели, содержания, форм, методов и средств формирования знаний; интеграцию обучающей, воспитывающей, развивающей функций профессионального образования с целью освоения совокупности общекультурных и профессиональных компетенций. Системная целостность цели, содержания, форм, методов и средств формирования профессионально-ориентированных математических знаний обусловлена необходимостью установления взаимосвязей математических понятий и теорем со способами профессиональной деятельности. Интеграция функций профессионального образования обусловлена особенностью профессионально-ориентированных математических знаний. Математическое знание представлено в виде логической структуры, отражает количественные отношения и пространственные формы окружающего мира, доказательно, абстрагировано от качественных особенностей предметов и процессов. В тоже время математическое знание, как и любое знание, представляет собой сознаваемую истину, субъективный образ объективного мира. Установлено, что дидактические особенности формирования профессионально-ориентированных математических знаний предусматривают взаимодействие преподавания и учения, обеспечивающее организованное педагогом усвоение содержания образования и активную учебную и научно-исследовательскую работу студентов. В свою очередь, партнерское сотрудничество преподавателя и студентов позволяет говорить об интеграции обучающей, воспитывающей, развивающей функций профессионального образования. С одной стороны, каждая из функций самостоятельно решая свою задачу, формирует совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, а также способность к самореализации. Но с другой стороны - они дополняют друг друга.
Образование у преподавателей математики способности к педагогическому управлению процессом формирования профессионально ориентированных математических знаний будущих инженеров обеспечивает: 1) эффективность отбора и структурирования инвариантных математических знаний, формирование умений трансфера технологий из разных научных областей и готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни; 2) результативность отбора и структурирования практико-ориентированных математических знаний, формирование у студентов проектных умений и готовности к созданию конкурентоспособных продуктов, развитию конвергентных технологий; 3) совершенствование подготовки будущих инженеров к выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 4) оптимальную организацию индивидуальных, групповых, фронтальных форм обучения с учетом индивидуально-типологических и возрастных особенностей студентов для формирования готовности к разнообразным видам профессиональной деятельности; 5) совершенствование субъект-субъектного взаимодействия с целью развития математической составляющей в профессиональном мировоззрении студентов и ответственности за последствия выбора инженерного решения профессиональных задач.
Литература:
1. Абусдель А.М., Ильинкова Т.А., Лунев А.Н. Применение термобарьерных покрытий в современных газовых турбинах. I. Термобарьерный слой // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2005. № 1. С. 60-64.
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
3. Концепции развития математического образования в Российской Федерации: утверждена распоряжением Правительства РФ 24.12.2013 № 2506-р Ьйр://минобрнауки.рфМоситеп18/3894 (дата обращения 12.03.2018)
4. Клинберг Л. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984. 256 с.
5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. Методологические основы опытно-экспериментальной работы как компонента исследований проблем профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 132.
6. Мунье Э. Манифест персонализма / Пер. с фр. М.: ТЕРРАКнижный клуб; Республика, 1999. 559 с. http://eknigi.org/gumanitarnye_nauki7119439-manifest-personalizma.html (дата обращения 01.03.2018)
7. Пойа Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1959. 208 с. http://tlf.narod.ru/school/krzd_poya1959.htm (дата обращения 14.03.2018).
8. Пугачева Н.Б. Закономерности и условия формирования кластеров // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. № 4. С. 16-25.
9. Пугачева Н.Б. Концептуальные основы модернизации системы профессионального образования для регионального рынка труда // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 079-082.
10. Пугачева Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 1(2). С. 65-69.
11. Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача. Пособие для учителей / Под ред. Н.Я. Виленкина; сокр. пер. с нем. А.Я. Халамайзера. Часть 2. М.: Просвещение, 1983. 192 с. http://www.t-library.net/read.php?id=3281&file=3241&page=36 (дата обращения 10.03.2018)
12. Terentyeva I.V., Akhmetzyanova G.N., Mukhomorova I.V., Perezhogina O.N., Pugacheva N.B., Gainullina R.R., Lunev A.N., Lezhnin V.V. Development Strategy of Service Sector in Conditions of Federal States Entities Autonomy Increasing // International Review of Management and Marketing. 2016. Т.6. № 2. С. 1-5.
Педагогика
УДК: 347.147
доктор филологических наук, профессор Киуру Константин Валерьевич
Челябинский государственный университет (г. Челябинск); кандидат педагогических наук Попова Екатерина Евгеньевна
Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)
ПРОБЛЕМА СТУДЕНЧЕСКОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается проблема студенческой вовлеченности в процесс обучения в условиях онлайн-образования. Цифровая революция и современная дигитализированная среда существенно меняют факторы вовлеченности студентов вуза в процесс обучения. В ходе исследования установлена корреляция между технологиями образования и вовлеченностью студентов. Решением проблемы низкой вовлеченности студентов в процесс обучения может служить активное включение в образовательный процесс цифрового контента, представленного на открытых образовательных ресурсах. Цифровой контент может способствовать усилению контакта между студентом и преподавателем, взаимному обмену и кооперации среди студентов, увеличению доли активного обучения в образовательном процессе вуза, получению быстрой обратной связи.
Ключевые слова: вовлеченность студентов, образовательный процесс, онлайн-образование, цифровой контент, дигитализация образовательной среды.
Annotation. The article deals with the problem of student involvement in the learning process in the context of online education. The digital revolution and the modern digitalized environment significantly change the factors of student involvement in the learning process. In the course of the study, a correlation was established between the technologies of education and the involvement of students. A solution to the problem of low student involvement in the learning process can be the active inclusion in the educational process of digital content presented on open educational resources. Digital content can enhance the contact between the student and the teacher, mutual exchange and cooperation among students, increase the share of active learning in the educational process of the university, receive quick feedback.
Keywords: student involvement, educational process, online education, digital content, digitalization of the educational environment.
Введение. Цифровая революция радикально меняет процессы обучения и усвоения знаний и трансформирует ландшафт высшего образования. Вопрос влияния дигитализированной среды на процесс обучения находится в центре внимания международных организаций11.
В исследовании экспертов ЮНЕСКО «The Virtual University: Models and Messages» констатируется, что в современном мире «цифровые технологии открывают широчайшие возможности для новых форм налаживания связей и сотрудничества, поскольку знания и информация могут оцифровываться и передаваться по электронным каналам связи. Они трансформируют обучение и преподавание, повседневную жизнь ученых и студентов» [8].
Цифровая революция в образовании делает вызов высшей школе, заставляя искать новые средства управления студенческой вовлеченностью в процесс обучения.
Одним из таких средств управления студенческой вовлеченностью в условиях цифровой революции становится цифровой контент [2].
Цифровой контент предполагает создание, рассылку и получение контента в цифровом виде, включая онлайн-курсы, видеоматериалы, цифровые библиотеки и тексты, игры и приложения. В области образования такой контент выводится из сферы статического воспроизведения учебников и учебных пособий и переносится в область программного обеспечения для интерактивного образования и продуктов онлайн-обучения 12.
11 Цифровая революция в образовании: полный текст доклада Специального докладчика ООН по вопросам права на образование. ООН Ген. ассамблея Совет по правам человека 06 апреля 2016. [Электронный ресурс] / Цифровая революция в образовании. - 2016. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/praktika/pravonaobrazovanie/detail.php?ELEMENT_ID=5891- Дата обращения: 14.04.2018.
12 Fundamental principles of digitization of documentary heritage [Электронный ресурс] / ЮНЕСКО. - 2015. - Режим доступа: