Научная статья на тему 'Теоретические аспекты технологизации образования'

Теоретические аспекты технологизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ / КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / TECHNOLOGY / TECHNOLOGIZATION / MANUFACTURABILITY / TECHNOLOGIZATION OF EDUCATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / STRUCTURE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / CRITERIA OF MANUFACTURABILITY / CLASSIFICATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

Статья посвящена изучению теоретических аспектов проблемы технологизации образования. В работе изучены причины данного явления, проанализирована его проработанность в современной педагогической науке. В исследовании рассмотрены основные теоретические основы педагогической технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE TECHNOLOGIZATION OF EDUCATION

The article is devoted to the study of theoretical aspects of the problem of technologization of education. The paper studies the causes of this phenomenon and analyzes its elaboration in modern pedagogical science. The study considers the basic theoretical foundations of pedagogical technology.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты технологизации образования»

Б.Н. Ельцина) и др. Они выступают в качестве учебно-производственной и научно-экспериментальной площадки для студентов, аспирантов, молодых ученых.

Кроме того, важно отметить, что в 2017 году на территории Российской Федерации было создано 16 Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ). Одной из задач данных центров является организация и проведение курсов повышения квалификации по вопросам обучения и сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В частности, в Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского с целью расширения и углубления профессиональной готовности педагогических кадров к реализации инклюзивного образования в рамках дополнительного образования разработаны 2 профессиональные программы повышения квалификации соответствующей направленности («Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях», «Организация образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной среде среднего профессионального и высшего образования»).

Выводы. Таким образом, сравнительный анализ опыта подготовки будущих педагогов к проектированию инклюзивной образовательной среды в российских и белорусских вузах показал, что в Российской Федерации достаточно стремительно развивается система формирования готовности специалистов к работе с детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Такой рост обусловлен введением Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ОВЗ и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что привело к необходимости профессиональной подготовки кадров в сфере инклюзивного образования.

Статья написана при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-513-00019 Бел_а «Подготовка будущих педагогов к проектированию коррекционно-развивающей среды инклюзивного образования».

Литература:

I. Глузман Ю.В. Формирование инклюзивной компетентности обучающихся в рамках реализации магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования» // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2018. № 2 (42). С. 52-57.

8. Кузьмина О. С. Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник ОмГУ. - 2013. - №2 (68). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/aktualnye-voprosy-podgotovki-pedagogov-k-rabote-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 28.08.2018).

9. Лауткина, С. В. Инклюзивная политика вуза (на примере ВГУ имени П.М. Машерова) // Наука -образованию, производству, экономике: материалы XXI(68) Регион. науч.-практ. конференции преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов, Витебск, 11-12 февраля 2016 г.: в 2 т. - Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2016. - Т. 2 - С. 109-111.

10. Сманцер А.П. Подготовка будущих учителей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования на основе компетентностного подхода/ А.П. Сманцер // Вестник Полоцкого университета. Серия Е. Педагогические науки. - 2010. - № 11. - С. 8-12

II. Сунцова А.С. Опыт подготовки будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования // Гуманитарные науки (г.Ялта). - 2018. - № 2 (42). - С. 73-80.

12. Тахохов Б.А. Об инклюзивной компетентности педагога // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. - № 1. - С. 101-105.

13. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. ... канд. пед. наук / И.Н. Хафизуллина. - Астрахань, 2008. - 23 с.

14. Хентонен А.Г., Падалко А.И. Профессиональная подготовка студентов к инклюзивному образованию // ИСОМ. - 2016. - №5-3. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/professionalnaya-podgotovka-studentov-k-inklyuzivnomu-obrazovaniyu (дата обращения: 25.08.2018).

15. Хитрюк В.В. Дидактическая модель формирования инклюзивной готовности педагогов: система принципов // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 3 (19). - С. 83-87.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению теоретических аспектов проблемы технологизации образования. В работе изучены причины данного явления, проанализирована его проработанность в современной педагогической науке. В исследовании рассмотрены основные теоретические основы педагогической технологии.

Ключевые слова: технология, технологизация, технологичность, технологизация образования, педагогическая технология, структура педагогической технологии, критерии технологичности, классификация педагогических технологий.

Annotation. The article is devoted to the study of theoretical aspects of the problem of technologization of education. The paper studies the causes of this phenomenon and analyzes its elaboration in modern pedagogical science. The study considers the basic theoretical foundations of pedagogical technology.

Keywords: technology, technologization, manufacturability, technologization of education, pedagogical technology, structure of pedagogical technology, criteria of manufacturability, classification of pedagogical technologies.

Введение. Ввиду развития научно-технического прогресса к концу ХХ века сформировалась тенденция, характеризующаяся технологизацией многочисленных общественных отраслей. Процесс технологизации коснулся не только производства, но и проник в сферы культуры и гуманитарного знания.

На основе анализа теоретических источников можно утверждать, что на современном этапе внедрение современных технологий в систему образования является важнейшим условием его развития и модернизации. Применение в образовательной системе современных технологий способствует повышению качества подготовки будущих специалистов и конкурентоспособности учебных заведений, а также сближению образования с наукой.

Ввиду развития вышеуказанных тенденций трансформируются задачи образования. Так, современное образование нацелено на применение инновационных педагогических технологий, которые базируются на фундаментальных и герменевтических аспектах педагогики и актуализируют потребность формирования коммуникативной и информационной культуры представителей общества на высоком уровне. В этой связи особую актуальность приобретает проблема изучения технологизация образования.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является анализ теоретических основ технологизации образовательного процесса, раскрытие методологических подходов применения современных педагогических технологий в системе образования.

Изложение основного материала статьи. Изучение исследований в области теоретической педагогики позволяет утверждать, что технологизация образовательного процесса как феномен возникла на Западе во второй половине XX века ввиду внедрения технических средств в процесс обучения. В конце прошлого века с развитием технологий, применяемых в системе образования, указанная проблематика обрела широкую популярность и уверенно разрабатывается зарубежными учеными, а также отчасти стала предметом изучения прогрессивных отечественных теоретиков образования.

В истории исследования проблемы технологизации образования выделяют два направления традиционный и инновационный. В рамках традиционного подхода технология рассматривалась как способ применения технических средств обучения. В контексте инновационной парадигмы технологию понимают в значении способов построения учебного процесса.

В отечественной педагогике одним из теоретиков проблемы технологизации образования является основатель современной философии образования Б.С. Гершунский. Авторитетный ученый основную цель образования, реализуемого посредством внедрения педагогических технологий, видит в обеспечении эффективного освоения ценных компонентов культуры с учетом реальных познавательных возможностей обучающихся. По словам ученого, систему целеполагания технологизированного образования составляют решения разнообразных целевых содержательно процессуальных и контрольно-оценочных проблем, в частности, касающиеся «выбора методов, средств и организационных форм образовательной деятельности, адекватных целям и содержанию образования и способствующих дифференциации образования, его гуманизации, гуманитаризации...» [2, с. 49].

Процесс технологизации, как правило, предусматривает определенную последовательность операций по использованию необходимых средств, инструментов, материалов и условий.

За последние годы на основе анализа теоретических педагогических концепций видим, что понятие технологии, заимствованное из инженерной сферы, широко применяется в современной педагогике. В широком значении данный термин означает совокупность методов, необходимых для осуществления процесса производства, а также для научного описания способов определения, типов, видов и т.п.

В отечественной педагогике проблема технологичности образовательного процесса отразилось в работах Н.В. Кларина, Л.И. Евдокимова, С.А. Сысоева, П.И. Пидкасистого, Д.В. Чернявского и других ученых, по мнению которых, технологичность образовательного процесса является показателем качества его оптимальности и научности.

Особую популярность проблема педагогической технологии получила в рамках развития концепции непрерывного профессионального образования Согласно положениям указанной теории, внедрение педагогических технологий в контекст профессионального образования способствует:

- подготовке специалистов новой генерации;

- повышению качества образования;

- более глубокому использованию научного потенциала высшей школы;

- широкому внедрению инновационных подходов;

- использованию в образовательном процессе современных развивающих средств, методов и форм обучения.

Среди преимуществ технологизации образовательного процесса то, что внедрение педагогических технологий способствует систематизации педагогического труда, постановке четких целей и определению путей их достижения. Таким образом, педагогические технологии оказываются сегодня в основе управления процессом образования.

Внедрение педагогических технологий в процесс образования позволяет прогнозировать заранее конкретный результат реализуемой образовательной деятельности и выработку определенного алгоритма постепенного достижения планируемых целей и результатов. На основе вышесказанного подчеркнем, что педагогические технологии можно рассматривать как:

- систематическое последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения;

- систему способов достижения целей управления этим процессом.

Потребность использования педагогических технологий в системе образования обусловлена их воздействием на повышение эффективности процесса обучения путем:

- проектирования целей обучения с учетом разработанной модели подготовки будущего педагога;

- планирования образовательного процесса;

- программирования деятельности всех субъектов образовательного процесса;

- обеспечения максимальной организованности и достижения прогнозируемых результатов;

- переноса акцентов с передачи знаний к их усвоению;

- определения структуры и содержания учебно-познавательной деятельности обучающегося;

Использование педагогических технологий в системе образования обуславливает повышение уровня его

мобильности и гибкости, проявляющихся в наличии возможности их обновления в соответствии с заказом

общества и требованиями государственных стандартов; реализации образовательного процесса обучения и прогнозирования результатов на основе блочного построения учебных курсов.

На основе вышеизложенного в качестве основной функции технологии в образовании можно сформулировать прогностическую, а одним из основных видов деятельности - проективний.

На основе изучения научных публикаций последних лет можно прийти к выводу, что в современной отечественной педагогике отсутствует единый подход к обоснованию сущности педагогической технологии. Так, В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как проект определенной педагогической системы, которая может быть реализована на практике [1].

В.А. Сластенин понимает педагогическую технологию в значении упорядоченной совокупности действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих получение диагностированного и прогнозируемого результата в условиях постоянно изменяющегося образовательно-воспитательного процесса [3].

Н.Е. Щуркова под анализируемым в данном исследовании феноменом понимает сумму научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей [5].

На основе обобщения научных подходов к современной науке педагогическую технологию в большинстве случаев понимают в значении совокупности психолого-педагогических установок, предполагающих специальный подбор и структурирование форм, методов, средств, приемов, дидактических условий, содержания обучения и воспитания на основе общей методологии целеполагания, ориентированного на удовлетворение интересов социальной политики государства.

В структуре педагогической технологии выделяют следующие компоненты:

- концептуальный (теоретическая основа, идея проектирования и внедрения педагогической технологии);

- содержательно-процессуальный (цель; содержание учебного материала, методы и формы педагогической деятельности и управленческой деятельности учителя);

- профессиональный (зависимость успешности функционирования и воспроизводства педагогической технологии от уровня педагогического мастерства ее реализатора в образовательном процессе).

Чтобы какая-либо новая методология или педагогическая теория могла называться технологией и претендовать на широкое внедрение, она должна соответствовать определенным критериям технологичности. Их, в том числе, называют критериями, по которым строится педагогическая технология. Обратимся к их рассмотрению.

Одним из основных критериев технологичности является концептуальность. Иными словами, педагогическая идея должна строиться на основе соответствующей научной концепции, предусматривающей философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование, а также быть направленной достижение образовательных целей.

Системность как критерий технологичности подразумевает, что педагогическая технология должна соответствовать признаками системы, то есть, характеризоваться:

- логикой процесса;

- взаимосвязью всех его частей;

- целостностью.

Одним из критериев педагогической технологии является управляемость. Данный критерий предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования результатов, проектирования процесса образования, поэтапной диагностики, выбора средств и методов с целью коррекции результатов.

Важным критерием технологичности является эффективность. Данный критерий предусматривает то, то современная педагогическая технология при условии высокой эффективности по результатам и гарантии достижения запланированного стандарта обучения, должна быть оптимальной по затратам.

Воспроизводимость как критерий предусматривает возможность применения и воспроизведения педагогической технологии в других однотипных образовательных условиях и другими субъектами.

В современной педагогической науке существует множество подходов к классификации педагогические технологий. Их классифицируют по таким признакам и критериям, как:

- источник возникновения;

- цели и задачи образовательной деятельности;

- возможности (эффективность) педагогических средств;

- функция учителя в рамках технологии (диагностическая, управленческая, аналитическая и т.п.);

- область действия технологии в рамках педагогического процесса.

На современном этапе развития отечественной педагогики в значении «классической» используют классификацию педагогических технологий, осуществленную Г.К. Селевко. Ученый дифференцирует педагогические технологии на основе:

- активизации и интенсификации деятельности обучающихся (активные методы обучения);

- гуманистически-личностной ориентации педагогического процесса;

- применения новых и новейших информационных средств;

- эффективности управления и организации учебного процесса;

- дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

Ученый выделяет также педагогические технологии в рамках конкретного учебного предмета; альтернативные технологии; технологии развивающего, экологического, поликультурного образования; социально-воспитательные технологии; технологии авторских педагогических школ и другие [4].

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, сформируем выводы. Современный этап развития отечественного социума характеризуется переходом от индустриального периода к постиндустриальному. Данный этап обосновывается исследователями как период становления информационного общества, в основе которого - развитие и внедрение во все сферы общественной жизни новейших технологий.

Понятие технологии, заимствованное из сферы инженерии, прочно утвердилось в педагогических трудах последних десятилетий. Сегодня понятие «педагогическая технология» - уже не инновация, а насущная потребность современности.

Современная педагогическая наука должна соответствовать темпам и тенденциям стремительно развивающегося общества. В этой связи сегодня одной из основных характеристик процесса образования является его технологичность. Однако в данном ключе стоит подчеркнуть, что разработка и внедрение

педагогической технологии не должна быть самоцелью образования, а средством оптимизации и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Литература:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Гершунский Б.С. Философия образования: Учеб. пособ. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 432 с.

3. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

5. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250 с.

Педагогика

УДК 371.02

кандидат педагогических наук, доцент Горобец Даниил Валентинович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

АНАЛИЗ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье рассматривается проблема преемственности среднего профессионального и высшего образования; выделены основные направления решения данной проблемы в отечественной науке; проанализирована структура высшего образования в зарубежных странах; выделены особенности преемственных связей зарубежных колледжей и университетов.

Ключевые слова: профессиональное образование, преемственность, непрерывность образования, интеграция, профессиональные компетенции.

Annotation. The article discusses the problem of continuity of secondary professional and higher éducation; the main directions of solving this problem in domestic science are outlined; The structure of higher education in foreign countries is analyzed; The features of successive links of foreign colleges and universities are highlighted.

Keywords: professional education, continuity, continuity of education, integration, professional competencies.

Введение. Модернизация образовательного пространства в Крыму осуществляется в соответствии с основными документами стратегического планирования: Государственной программой РФ «Развитие образования на 2016-2020 годы», Планом деятельности Министерства образования и науки РФ на 2013-2018 годы, Федеральным проектом «Вузы как центры пространства создания инноваций», рассчитанным на 20182025 годы. Целью государственных программ является обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики. Одна из главных задач - формирование гибкой системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал. В системе образования идет поиск путей оптимизации образовательных процессов на фоне возросших требований к качеству результатов деятельности учреждений образования. В условиях формирования на базе крупных федеральных вузов многоуровневых образовательных комплексов, включающих в свой состав общеобразовательные школы, профильные колледжи и собственно высшую школу, особенную актуальность приобретают вопросы обеспечения преемственности различных уровней образования в цепочке «колледж-вуз».

Изложение основного материала статьи. Различные аспекты преемственности в школьном и профессиональном образовании исследована в работах В.В. Ахметжановой, Н.А. Востриковой, И.В. Антоновой, Г.М. Возняк, Н.Р. Жаровой, Ю.М. Колягина, Н.Н. Лемешко, Э.А. Локтионовой, Н.И. Мерлиной, А.Г. Мороз, Л.Ю. Нестеровой, В.В. Николаевой, С.В. Плотниковой, О.А. Саввиной, В.С. Сенашенко, Г.Т. Солдатовой, Т.С. Смирновой, Е.В. Сухоруковой, Н.А. Хоркиной, Н.В. Чхаидзе и других авторов. Среди докторских диссертаций, посвященных исследованию различных сторон проблемы преемственности в системе профессионального образования, следует выделить работы А.В. Батаршева, Т.А. Бокаревой, С.М. Годника, С.Г. Григорьева, А.Л. Жохова, Ю.А. Кустова, И.Е. Маловой, И.И. Мельникова, З.А. Магомеддибаровой, В.Н. Никитенко, А.А. Прокофьева, С.А. Розановой, А.П. Сманцер, В.А. Тестова, М.В. Шабановой и др.В последнее время все больше ученых и практиков образования приходят к мнению, что обеспечение преемственности позволяет придать динамичный, перспективный характер всему образовательному процессу, среди них - Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков, П.В. Лизунов, Е.А. Тагаева и другие.Таким образом, мы можем констатировать, что проблема преемственности в образовании актуальна, она направлена на преодоление расхождений между реальными условиями обучения в средних и высших профессиональных учебных учреждениях, на формирование ценностно-профессиональных компетенций студентов и является одним из главных факторов повышения эффективности многоступенчатой системы образования в рамках федерального образовательного пространства.

Проблема преемственности не является новой для современной педагогической науки, так как отдельные вопросы обеспечения искомого качества в обучении и воспитании рассматривались многими учеными и педагогами прошлого. Рассуждения о преемственности в образовании можно обнаружить у Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся ученых древнегреческой эпохи. Идеи непрерывного образования представлены во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, Яна Амоса Коменского, которые утверждали, что достижение полноты человеческого развития возможно лишь в случае воплощения непрерывного образования. Данные взгляды положены в основу современных представлений о преемственности в образовательном процессе.Впервые концепция непрерывного образования была представлена на форуме ЮНЕСКО (1965) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом и вызвала огромный резонанс. В предложенной П. Ленграндом трактовке непрерывного образования была воплощена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.