УДК 378.147
О. Н. Игна
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ЯЗЫКОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье описаны признаки нарастания тенденции технологизации в системе языкового профессиональнопедагогического образования. Рассматриваются возможности реализации данной тенденции с точки зрения специальных научных исследований, образовательных стандартов и профессиональной готовности.
Ключевые слова: технологизация как современная тенденция, языковое профессионально-педагогическое образование, образовательные технологии, информационные технологии, учителя иностранных языков.
Предпосылки и особенности технологизации как современной тенденции образования охарактеризованы в педагогических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, И. И. Ильясова, Н. Ф. Талызиной, И. П. Калошиной, Л. Н. Ландо, В. М. Монахова, Л. Ф. Обуховой, З. А. Решетовой, С. И. Шапиро, Б. Блума, Дж. Миллера, Е. Галантера). Научно доказано, что технологические решения ускоряют и облегчают процесс приобретения знаний, умений и способов деятельности, обеспечивают гарантированный результат. Важность и готовность к поиску механизмов ее реализации подкрепляются тем, что преимущества технологизации образования в последнее время всесторонне изучаются с точки зрения различных областей научных знаний.
В текущем десятилетии вопросы внедрения образовательных и информационных технологий вызвали интерес в таких научных областях, как экономика, психология, социология. К примеру, предприняты небезуспешные попытки научно обосновать инструменты оценки эффективности инвестиций в инновационные образовательные технологии [1], технологизацию и инновационность образования как стратегический фактор промышленного подъема в рыночных условиях [2]; рассмотреть социально-экономические аспекты применения новых дистанционно-образовательных технологий в высшем образовании России [3, 4], трансфер технологий в научно-образовательной сфере [5]. Описан зарубежный опыт формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий (на примере Испании, США) [6, 7].
В социологических исследованиях освещаются вопросы, связанные с изучением социолого-управ-ленческого аспекта освоения информационных технологий в высшей школе и развитием новых информационно-образовательных технологий в контексте устойчивого развития общества [8, 9]. Это не удивительно, так как образовательный процесс - лишь разновидность социального процесса. Что касается психологических исследований, то их содержание в основном сосредоточено на психоло-
гических компонентах реализации технологий на разных уровнях образования [10, 11]. То есть тех-нологизация образовательной сферы, не будучи системно внедренной и всецело принятой как теоретиками, так и субъектами образовательного процесса, уже находит подтверждение своей экономической и социальной значимости.
Что касается языкового профессионально-педагогического образования, то крупных научных исследований, обобщающих и характеризующих образовательные технологии обучения иностранным языкам в школе, пока нет (за исключением тех редких работ, в которых рассматриваются вопросы применения информационных технологий). Нет и пособий для студентов языковых факультетов педагогических вузов аналогичного содержания. В связи с этим представляется актуальной предпринятая попытка описать в данной публикации признаки нарастания тенденции технологизации в системе языкового профессионально-педагогического образования и возможности ее реализации с точки зрения специальных научных исследований, образовательных стандартов и профессиональной готовности как будущих, так и практикующих учителей иностранного языка.
Сам термин «технология» для описания основ обучения иностранным языкам начал употребляться довольно давно. Еще в 1976 г. в авторитетном журнале «Иностранные языки в школе» была опубликована статья Г. В. Роговой «Технология обучения иностранным языкам», что не может не свидетельствовать о зарождении тенденции техно-логизации в отечественной лингводидактике. Примечательно, что в 80-х гг. в книге Е. И. Пассова «Урок иностранного языка в средней школе» формулировка названия одной из глав содержит термин «технология» («Технология урока иностранного языка»). А уже в 90-х гг. в пособии Г. В. Роговой, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахаровой «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» термин «технология» употребляется в формулировках названий уже нескольких глав («Технология обучения иностранному языку», «Технология обучения языковым знаниям и формирование на-
выков», «Технология обучения речевым умениям»). Впрочем, в указанных учебных пособиях, предназначенных для профессионально-педагогической подготовки учителей иностранных языков, содержание технологизированных глав ничем не отличается от прочих, нетехнологизированных. Но в начале текущего века, когда технологизация уже была названа объективно существующей тенденцией современного образования, возникла необходимость в изучении и характеристике возможностей, условий, механизмов ее материализации в конкретных практических плоскостях языкового образования.
В последнее десятилетие появились единичные научные исследования, в которых в качестве основы модернизации языковой профессионально-педагогической подготовки предлагаются отдельные
технологии. По целевой ориентации данные работы могут быть условно разделены на 3 группы:
1) описывающие конкретные виды технологий, позволяющих оптимизировать и модернизировать профессиональную подготовку будущих учителей иностранных языков;
2) ориентированные на описание механизмов подготовки студентов языковых факультетов к использованию технологий в будущей профессионально-педагогической деятельности;
3) косвенно ориентированные на комплексное описание основ технологизации языкового профессионально-педагогического образования.
В первой (наибольшей) группе можно обобщить педагогические технологии, информационно-коммуникационные, креативные технологии и их аналоги.
Таблица 1
Технологии для профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков
Педагогические / образовательные, профессионально ориентированные технологии Информационно-коммуникационные / компьютерные / дистанционные технологии, технологии медиаобразования Креативные технологии
Целевая направленность
- развитие коммуникативной культуры (Н. Н. Битюцкая); - технология оценки качества подготовки студентов - будущих преподавателей иностранного языка (Н. А. Трубицына); - обучение в системе высшего педагогического образования (на материале преподавания иностранных языков) (Т. А. Дмит-ренко); - развитие умения анализировать профессиональную деятельность учителя иностранного языка (Л. С. Медведева) - организация самостоятельной работы студентов (Е. В. Захарова); - профессиональная подготовка учителей иностранного языка (И. С. Москалёва, С. П. Голубева, И. М. Хижняк); - формирование иноязычной компетенции в социокультурном пространстве диалога (И. А. Смолянникова); - формирование методической компетентности будущего учителя (на материале дисциплины «теория и методика обучения иностранным языкам») (К. Ю. Кожухов) - театральные технологии как средства становления творческой личности учителя иностранного языка (Е. Г. Кашина); - культуросообразные технологии как основа формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов-лингвистов (И. С. Роженцева)
Во второй (наименее представленной группе) стоит отметить лишь исследования, ориентированные на формирование профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно ориентированных образовательных технологий (Н. А. Юркова) и формирование готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности (Л. А. Харитонова).
В третьей группе исследований (косвенно ориентированных на комплексное описание основ тех-нологизации языкового профессионально-педагогического образования) отметим следующий круг проблем технологизации как тенденции языкового профессионально-педагогического образования:
- интегрированная лингводидактическая технология (О. П. Крюкова);
- формирование технологической культуры будущего учителя иностранного языка (А. В. Коваленко);
- формирование информационной культуры будущих педагогов на основе комплексного использования информационных и образовательных технологий в условиях языкового факультета (С. Г. Гусева);
- технолого-педагогическая подготовка учителя иностранного языка в педвузе (М. А. Карманова).
Содержание образовательных стандартов высшего профессионального образования для подготовки учителей иностранных языков (специалистов и бакалавров) указывает на неизбежность тех-нологизации в силу смещения акцентов с теории на технологии обучения. Так, в современных учебных планах подготовки бакалавров базовая для методической подготовки дисциплина ОПД.Ф.04 «теория и методика обучения» была заменена дисциплиной ОПД.Ф.ОЗ «технологии и методики обучения». И далее приведены выдержки из содержания Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с целью сравнения изменений ведущей из обеспечивающих
методическую подготовку учителей иностранных названии преобразованному содержанию. языков дисциплины и соответствия изменений в
Таблица 2
Содержание дисциплин «теория и методика обучения иностранному языку» и «технологии и методики обучения иностранному языку»
_____________Теория и методика обучения иностранному языку (общая трудоемкость дисциплины - 392 часа)_____________
Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета «Иностранный язык» для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению. Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному языку. Методика преподавания иностранного языка на базовом и профильном уровнях.
Система обучения иностранному языку в средней школе. Цели, содержание, принципы, методы и средства обучения иностранному языку в разных типах учебных заведений. Содержание курса и специфика уроков иностранного языка на базовом и профильном уровнях.
Концептуальные основы учебника иностранного языка. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типы, виды уроков, технология их проведения. Система упражнений. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Система формирования фонетических, грамматических и лексических навыков. Контроль в обучении иностранному языку. Функции и формы контроля. Анализ и обобщение педагогического опыта. Основные направления в теории и практике обучения иностранному языку в истории отечественной и зарубежной школы. Современные технологии обучения иностранному языку.
Аудиовизуальные технологии обучения
Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.
Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения._____________________________________________________
___________Технологии и методики обучения иностранному языку (общая трудоемкость дисциплины - 242 часа)___________
Методика обучения в системе филологического образования. Цели обучения в системе филологического образования. Особенности содержания обучения в филологическом образовании. Различные технологии обучения школьников в системе филологического образования: урочные и внеурочные; традиционные и современные; групповые и индивидуальные; дифференциации и индивидуализации и др. Выбор технологий обучения в зависимости от возрастных особенностей, личностных достижений, актуальных проблем обучающихся в освоении предметной области и в зависимости от специфики учебного предмета и содержания изучаемого учебного материала. Возможные технологии и методики построения урока, ориентированного на развитие ключевых компетентностей школьников. Современные средства оценивания результатов обучения и оценки достижений школьников в освоении предметной области. Методика преподавания языка (литературы) в полиэтнической и поликультурной среде. Решение воспитательных задач через предмет. Технологии построения здоровьесберегающей среды обучения школьников.____________________________________________________________________________________
С одной стороны, уже в названии дисциплин прослеживается попытка уйти, наконец, от излишней теоретизированности в подготовке учителей (понятие «теория» заменено понятием «технология»). С другой же стороны, в содержательном наполнении учебных дисциплин подготовки специалистов и бакалавров обнаруживается упоминание как методик, так и технологий. В дисциплине «теория и методика обучения ИЯ» (подготовка специалистов) невнятно дифференцированы понятия «методика преподавания», «технологии обучения» и «технологии проведения», а к современным технологиям отнесена лишь большая детализированная группа аудиовизуальных технологий и интерактивные технологии. В содержании дисциплины «технологии и методики обучения иностранному языку» (подготовка бакалавров) рекомендуемые виды технологий «размываются» дополнительными определениями «различные» и «возможные». Дифференциация здесь методик и технологий обу-
чения вряд ли понятна неспециалистам.
На первый взгляд, общая трудоемкость основной методической дисциплины подготовки бакалавров значительно уступает ее предшествующему аналогу (разница составляет 150 часов). Можно было бы оправдать данный факт введением в подготовку бакалавров дисциплины ЕН.Ф.03 «информационные и коммуникационные технологии в образовании» (общая трудоемкость дисциплины -108 часов). Опять же содержание дисциплины «технологии и методики обучения ИЯ» включает тематику отдельно выделенной дисциплины подготовки специалистов ОПД.Ф.08 «современные
средства оценивания результатов обучения», общая трудоемкость которой составляет 72 часа.
Хотя разница между технологией и методикой обучения еще нуждается в большем уточнении, некоторые точки зрения вполне могут быть приняты. С позиции Г. В. Роговой и И. Н. Верещагиной технология обучения означает, в первую очередь, на-
личие научного подхода к содержанию обучения с целью повышения его эффективности. Она представляет собой систему принципов, методов, методических приемов, а также организацию обучения, выбор средств обучения и учет ряда факторов, способных оказать влияние на этот процесс. Технология предусматривает взаимосвязь и взаимообусловленность содержания, методов и средств обучения [12]. Данная мысль прослеживается и у
Н. В. Смирновой: «В отечественной философской и педагогической литературе сложилась устойчивая традиция под технологической стороной образования понимать систематизацию процесса обучения: закрепление и нормирование целей, форм, организаций, процедур, результатов и др. в деятельности педагога. При этом имеется в виду устойчивость, воспроизводимость и повторяемость получения запланированных результатов как главное отличие технологии от традиционной методики обучения» [13].
Не менее важен анализ наличия знаний возможных технологий и степени готовности будущих и практикующих учителей иностранных языков к их использованию. В течение 3-х лет среди студентов 4-5-х курсов языкового факультета Том -ского государственного педагогического университета (специальности: «английский язык», «немецкий язык», «французский язык», «теория и методика преподавания иностранных языков и культур») проводилось специальное исследование с целью определения самооценки старшекурсниками готовности к профессионально-педагогической деятельности, выявления уровня их профессиональных ожиданий перед педагогическими практиками, знаний и умений применения технологий обучения. К старшим курсам и к началу первой педагогической практики заканчиваются все основные дисциплины психолого-педагогического цикла (педагогика, психология, методика обучения), таким образом, старшекурсники владеют всеми обязательными теоретическими знаниями. Они уже имеют опыт участия в конкурсах и олимпиадах по специальности, способны оценить уровень своих учебных достижений, сформулировать свои профессиональные ожидания и спрогнозировать возможные трудности в будущей педагогической деятельности. Предложенная старшекурсникам анонимная анкета содержала следующие задания и вопросы:
1. Перечислите образовательные технологии, которые Вы знаете.
2. Перечислите образовательные технологии, которые Вы бы хотели применить на практике в школе.
3. Хотели бы Вы применять информационные технологии? Если да, то какие?
Просьба назвать и перечислить образовательные технологии, которые бы хотелось применить на практике в школе, ожидаемо выявила незнание таковых у подавляющего большинства студентов (2/3). Вообще не дали ответов на 2-й вопрос около 30 % опрошенных. Среди названных технологий: здровьесберегающие, инновационные, коммуникативные, ИКТ.
Ответы на 3-й вопрос позволили составить рейтинг, представленный в таблице 3.
Таблица 3
Информационные технологии, которые студенты хотели бы использовать в профессионально-педагогической деятельности (%)
Видео 23 %
Мультимедиа, компьютерные программы (обучающие, тестирующие, игровые) 23 %
Интернет 2O,5 %
Презентации в программе Power Point І3,б %
Аудио 9,І %
Электронные справочники, словари б,В %
Интерактивная доска 2,3 %
Очевидно, что студенты неплохо осведомлены о возможностях информационных технологий при обучении иностранному языку.
Одновременно проводилось анонимное анкетирование учителей иностранных языков первой и высшей категорий разных школ г. Томска и Томской области (возрастные рамки 30-55 лет). Большинство из них постоянно повышают квалификацию, участвуют в конкурсах профессионального мастерства городского и всероссийского масштаба, состоят в профессиональных ассоциациях, имеют награды за педагогическую деятельность, являются обладателями государственных грантов. В анкету среди прочих были включены вопросы, касающиеся применения технологий в учебном процессе, а именно:
1. Какие технологии Вы используете в учебном процессе?
2. Какие технологии Вы бы хотели использовать в учебном процессе?
Многоопытные и высококвалифицированные учителя вполне ожидаемо проявили большую осведомленность в знании видов технологий, о чем свидетельствует меньшая доля отказов от ответов (в отличие от старшекурсников, она составила 1/3 от общего количества анкетируемых). Это объяснимо, но также малоутешительно. Ответы учителей иностранных языков позволили сделать ряд выводов относительно знаний и умений применения технологий в практике преподавания иностранных языков. Весьма часто под технологией понимаются средства обучения, методы, подходы, формы и виды деятельности и даже компетенции (например, техно-
логиями были названы документальные и художест- Приходится признать, что при наличии явно
венные фильмы, контрольные срезы, лабораторные выраженных признаков нарастания тенденции
работы, проектор, межпредметный и компетентнос- технологизации на всех уровнях языкового обратный подходы, обучающие компьютерные програм- зования и требований ее материализации, отчасти
мы, коммуникативная компетенция и ее перспекти- сформулированных в Государственном образова-
вы, работа с компьютером). Приоритет опять-таки тельном стандарте высшего профессионального
отдается информационным технологиям, тогда как образования, на сегодняшний день не реализова-
технические средства обучения, хотя и разработан- ны задачи: І) всестороннего научного обоснова-
ные с использованием определенных технологий, ния способов технологизации и модернизации
также часто называют технологиями (компьютер, процесса языковой подготовки в школе и языко-
проектор). Среди наиболее часто упоминаемых учи- вой профессионально-педагогической подготовки
телями иностранных языков технологий - информа- в вузе; 2) учебно-методического обеспечения се-
ционные, игровые, здоровьесберегающие, кейсовая, годняшних технологических (прежних методи-
проектная, технология дебатов. Также был выявлен ческих) дисциплин подготовки учителей иност-
факт приверженности к одной-двум образователь- ранных языков; 3) обеспечения условий, стимули-
ным технологиям в профессиональной деятельнос- рующих готовность учителей иностранных язы-
ти, последовательно воплощаемым в практике пре- ков к внедрению современных технологий в обра-
подавания предмета (например, технология дебатов зовательный процесс.
и здоровьесберегающие технологии).
Список литературы
1. Зинина О. В. Инструменты оценки эффективности инвестиций в инновационные образовательные технологии: дис. ... канд. эконом. наук. Красноярск, 2008. 139 с.
2. Симоненко В. Д. Технологизация и инновационность образования как стратегический фактор промышленного подъема в рыночных условиях: дис. ... доктора эконом. наук. Москва, 2001. 291 с.
3. Герасименко М. В. Социально-экономические аспекты применения новых дистанционно-образовательных технологий в высшем образовании России: дис. ... канд. эконом. наук. Москва, 2004. 182 с.
4. Масуд И. А. Инструментарий оценки эффективности функционирования системы открытого образования вуза с применением дистанционных компьютерных технологий: автореферат дис. ... канд. эконом. наук. Москва, 2004. 162 с.
5. Шапошников А. А. Трансфер технологий в научно-образовательной сфере: автореферат дис. ... канд. эконом. наук. Томск, 2004. 24 с.
6. Забелина М. М. Опыт Испании в формировании экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий: дис... канд. эконом. наук. Москва, 2003. 204 с.
7. Кузнецова Ю. Л. Гуманистические педагогические технологии обучения в вузах США: вторая половина XX века: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2004. 213 с.
8. Широкова М. Е. Освоение информационно-образовательных технологий в высшей школе: социолого-управленческий аспект: дис. ... канд. социол. наук. Москва, 2005. 164 с.
9. Ефимова Г. М. Новые информационно-образовательные технологии в контексте устойчивого развития общества: дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 1999. 195 с.
10. Лесникова Г. Н. Психологические и психосоматические компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе: дис. ... канд. психолог. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 223 с.
11. Башарина А. В. Управление социальной напряженностью персонала современного вуза, реализующего дистанционные образовательные технологии: автореферат дис. ... канд. социолог. наук. Москва, 2005. 25 с.
12. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
13. Смирнова Н. В. Структурно-функциональные характеристики образовательного процесса. CREDO NEW, теоретический журнал, 2001.
- Режим доступа: www.credonew.ru.
Игна О. Н., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, б0, г. Томск, Томская область, Россия, бЗ40бІ.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.11.2009.
O. N. Igna
TECHNOLOGIZATION AS A MODERN TENDENCY OF LANGUAGE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION
The article describes the characteristics of the increase of technolgization as a tendency in the system of language professional-pedagogical education. Realization of possibilities of this tendency is considered from the point of view of scientific essays, educational standards, and professional readiness.
Key words: technologization as a modern tendency, language professional-pedagogical education, educational technologies, informational technologies, foreign language teachers.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634061.
E-mail: [email protected].