ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Рискулова К.Д. Email: [email protected]
Рискулова Камола Джуммаевна - доктор педагогических наук, доцент, кафедра методики преподавания английского языка № 1, 1 английский факультет, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье исследуются педагогические условия формирования социолингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка. Приведена схема компонентного состава коммуникативной компетенции, показана высокая значимость социолингвистической компетенции в контексте содержания подготовки конкурентоспособных специалистов, отвечающих международным требованиям в области межкультурной коммуникации. Определены подходы, принципы, технологии формирования социолингвистической компетенции, обозначены дидактические условия ее реализации. Приведена пошаговая схема формирования социолингвистической компетенции, обосновано положение о высокой роли самообразования, которое является мощным инструментарием совершенствования профессиональной компетенции.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, социолингвистическая компетенция, компонентный состав коммуникативной компетенции, дидактические условия формирования социолингвистической компетенции, шкала качества профессиональной компетенции, портфолио будущего учителя английского языка, индикаторы уровней сформированности социолингвистической компетенции.
DIDACTIC CONDITIONS FOR FORMING SOCIOLINGVISTIC COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGE Riskulova K.D.
Riskulova Kamola Djummayevna - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF ENGLISH LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY № 1, 1 ENGLISH FACULTY, UZBEKISTAN STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article studies the pedagogical conditions for the formation of the sociolinguistic competence of future teachers of a foreign language. The scheme of the component composition of communicative competence is given, the high importance of sociolinguistic competence is shown in the context of the content of the training of competitive specialists that meet international requirements in the field of intercultural communication. The approaches, principles, technologies of formation of sociolinguistic competence are determined, the didactic conditions for its realization are indicated. A step-by-step scheme for the formation of sociolinguistic competence is given, the position on the high role of self-education is substantiated, which is a powerful tool for improving professional competence.
Keywords: communicative competence, sociolinguistic competence, component composition of communicative competence, didactic conditions for the formation of sociolinguistic
competence, the scale of the quality of professional competence, the portfolio of the future English teacher, indicators of the levels of sociolinguistic competence.
УДК: 37.025
В процессе анализа научной литературы [1, 2, 3] нами определены дидактические принципы формирования социолингвистической компетенции будущих учителей английского языка (инновационный подход к способности импровизировать учебный материал, принцип взаимоуважения, взаимосвязи и взаимного воздействия между языками и культурами; толерантность как принцип обеспечения приоритета мышления; принцип имплиментации передовых международных идей; принцип верховенства общественно-идейной культуры; лингвокультурной принцип), методические факторы (прогнозирование, перспективы, технологизация, алгоритмизация, проектирование), виды и типы социолингвистической коммуникации, объект исследования, идентификация иерархия (биологическая, географическая, конфессиональная, языковая, социальная и культурная компоненты культуры речи, средства образования (текстовые средства, аудиовизуальные средства, изобразительные средства, основные их вспомогательные средства), формы, методы достижения результатов эффективного взаимодействия [4].
Разработанная нами методика основана на интегративном подходе, который является одной из концептуальных идей современных педагогических технологий. Сущность интегративного подхода проявляется в целостности образовательного процесса и его системности, а также при выборе аутентичных материалов в образовании Интегративный подход определяет эффективность методики формирования социолингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка в зависимости от решения вопросов, связанных с прогнозированием образовательного процесса, технологическим проектированием, его организацией, учетом мотивационных факторов, контроля и оценки результатов, творческого подхода к социальнолингвистическому формированию содержания. Для реализации этой цели нами разработана модель формирования социолингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка, которая была описана в предыдущих работах. Специфика дисциплин, отобранных нами для опытно -экспериментальной работы, содержание изучаемой темы определили традиционные и инновационные формы, методы и средства образования и воспитания. В ходе опытно-эксперементальной работы использованы мультимедийные ресурсы, учебная и художественная, публицистическая литература на иностранном языке, электронные ИКТ, научно-популярные зарубежные художественные и документальные фильмы, электронные образовательные ресурсы, специальные интерактивные веб-проекты, социальные проекты и др.
Самостоятельное образование является важным инструментом совершенствования социолингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка. Использование современных форм внеаудиторного самостоятельного образования: информационно-коммуникационных технологий, авторской программной продукции управляющих систем виртуальной учебной среды LMS, управляющих систем внутреннего контента CMS, массовых открытых онлайн курсов (MOOS) является гарантией высокой компетенции будущих учителей иностранного языка. Важнейшим фундаментом обеспечение эффективности формирование социолингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка являются совершенствование (на основе индикаторов уровней социолингвистической компетенции) содержание повышение квалификации и переподготовке учителей иностранного языка ведущим является андрогогический подход к этому вопросу, проектирование, мотивация и контроль деятельности в образовательном менеджменте. Огромную роль играет внедрение в практику содержания переподготовке и повышение квалификации
педагогических руководящих кадров модульная система, разработка моделей в социолингвистической компетенции и креативности.
В процессе внеклассного самостоятельного образовательного процесса эффективные результаты дали метод «Танлов», стратегия терминология «Пинг-понг», дидактические принципы плана «Трампа», игровые технологии, технологии программированного и проблемного обучения, технология ускоренного обучения, технология выбора, технология веб-квест, «Thehalfclasslecture», «Cubing», «Drama», «Haiku», «ConceptMapping».
Использование медиа-текстов (актуальным новости, информационно -аналитические, рекламные, общественно-политические, официальные, художественные тексты, тексты - интервью) дало позитивные результаты. Медиа тексты использованы в телепрограммах «Ахборот», «Янгиликлар», «Давр», «Poitaxt'snews», «Язык, общество и прогресс» на узбекском и английском языках на телеканалах «Узбекистан», «Ешлар» и др.
В целях и мониторинга исследуемого процесса создана «Программа шкала качества профессиональной компетенции студента», портфолио будущего учителя иностранного языка, разработана профессиограмма учителя иностранного языка, а также мониторинг (индикаторы), для определения уровня формирования социолингвистической компетенции: определяющие уровень сформированности социолингвистической компетенции: правильная постановка целей, точное проектирование организации процесса образовании воспитания, обучения аудированию и пониманию мнений на другом языке, правильное точное и планомерное общение на языке собеседника, культура общения при обмене мнениями, постоянный мониторинг, диагностика результатов, глубокое знание техники обучения и изучения языка, способность правильной организации и управления педагогическим процессам, знание техники создания языковой среды. В процессе создания «Пошаговой схемы» мы ориентировались на общепризнанные требования Международного европейского Совета «Общеевропейские компетенции овладение иностранным языком: общепризнанные международные нормы изучения, обучения и оценки» (Gerf).
На таблице 1 показана «Пошаговая схема формирования социолингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка».
Заключение
1. В подготовке конкурентоспособных учителей иностранного языка важное значение имеют обеспечение на уровне современных требований в развитии инфраструктуры оказания образовательных услуг, совершенствование содержание учебных дисциплин на основе наработанного опыта в социально - экономической, политической и культурной сферы общества.
2. Соблюдение критериев социолингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка, модель формирования социолингвистической компетенции, и ее компонентный состав, общедидактические условия, опора на методические факторы являются условием ее эффективности.
3. Выдвинутые нами теоретические выводы и рекомендации включены в Государственные образовательные стандарты по иностранным языкам в процесс подготовки бакалавров по направлению филология и обучения языкам; введены учебные модули «Интеграция языковых навыков», «Формирования межкультурного общения при обучении иностранному языку», разработанные модули педагогических технологий использованы при создании учебников и учебных пособий.
Таблица 1. Пошаговая схема формирования социолингвистической компетенции у будущих
учителей иностранного языка
Пошаговая схема формирования социолингвистической компетенции у будущих учителей иностранного языка
1. Проектирован ие и подготовка студентов к самообразован ие, 2. Технологиза ция обучения 3. Вариативность заданий в соответствую щей сфере С.К. 4 Самоконтро ль и саморефлек сия 5 Оценка сформированности знаний, умений и навыков в процессе самообразования
а) Внедрение модели формирования С.К, выбор студентами оптимального темпа усвоения, оценка ресурсов б) Выбор образовател ьной технологии, разработка алгоритма организацио нно-методическо й работы с) Выбор студентам индивидуально й образовательн ой траектории, формирования мотивационны х установки д) Self-Assessment^ лектронное портфолио, кружок «Современн ая социолингв истика» е) Школа качества профессиональной компетенции, индикаторы уровней сформированности С.К, анализ динамики усвоения С.К, профессиограмма учителя иностранного языка
Разработаны и внедрены в практику курсов повышения квалификации и переподготовки преподавателей иностранного языка, педагогических и руководящих кадров содержание модулей «Компетентность и креативность менеджера образования». Раскрыта значимость новых понятий в компетенции менеджера образования: андрогогика, деонтология, конфликтология, медиация, имиджеология.
Список литературы /References
1. Малев А.В. Непрерывная лингводидактическая подготовка преподавателя английского языка: Дис...канд. пед. наук. Нижний Новгород: НИИ, 2015. Стр. 34.
2. Густомясова Т.И. Методика формирования социолингвистической компетенции студентов на материале E-mail проектов: неязыковой вуз, английский язык.:Дис... канд. пед. наук. Волгоград, 2010. 2017 с.
3. Овчинникова М.Ф. Методика формирования социолингвистической компетенции учащихся общеобразовательной школы: (английский язык, филологический профиль): Дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2008. С. 28-29.
4. Мусурманова А. Формирование духовных основ социальной защиты молодежи в процессе профессионального образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2011. № 9.