Научная статья на тему 'Технология WebQuest в современном образовании'

Технология WebQuest в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEB-QUEST / ТЕХНОЛОГИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Т. И., Высокос М. И., Зыкова С. И.

В данной статье рассматривается проблема совершенствования процесса организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе их обучения. Обосновывается возможность применения технологии WebQuest в современном образовании. Отражены основные преимущества использования данной технологии в процессе обучения. Особое внимание обращается на структурные компоненты WebQuest, разработанные Б. Доджем. Показано, что WebQuest это удобная форма работы для активизации учебной деятельности, повышения интереса к предмету и использования Интернет-ресурсов. Описывается практический опыт работы по использованию и созданию WebQuest студентами университета. Выделяются и описываются характерные трудности, возникающие при создании WebQuest. Внедрение в практику образования технологии WebQuest поможет преподавателю не только воспитать у студентов положительное отношение к изучаемому предмету, но и научить их работать самостоятельно. Делается вывод, что использование технологии WebQuest в образовательном процессе является хорошим средством усиления мотивации изучения любого предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология WebQuest в современном образовании»

Технология WebQuest в современном образовании

Авдеева Татьяна Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования, ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»

Высокос Мария Ивановна

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и физики, ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»

Зыкова Светлана Ивановна

кандидат химических наук, доцент кафедры химии, ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»

В данной статье рассматривается проблема совершенствования процесса организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе их обучения. Обосновывается возможность применения технологии WebQuest в современном образовании. Отражены основные преимущества использования данной технологии в процессе обучения. Особое внимание обращается на структурные компоненты WebQuest, разработанные Б. Доджем. Показано, что WebQuest - это удобная форма работы для активизации учебной деятельности, повышения интереса к предмету и использования Интернет-ресурсов. Описывается практический опыт работы по использованию и созданию WebQuest студентами университета. Выделяются и описываются характерные трудности, возникающие при создании WebQuest. Внедрение в практику образования технологии WebQuest поможет преподавателю не только воспитать у студентов положительное отношение к изучаемому предмету, но и научить их работать самостоятельно. Делается вывод, что использование технологии WebQuest в образовательном процессе является хорошим средством усиления мотивации изучения любого предмета.

Ключевые слова: WebQuest, технология, современное образование.

Развитие образования на современном этапе рассматривается через призму новейших мировых тенденций, что сопровождается пересмотром образовательных стратегических приоритетов и ценностных концепций, методологических и методических основ, уточнением функций. В связи с этим остро встает проблема совершенствования процесса организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе их обучения в школе. Определяющая роль в повышении эффективности образовательного процесса принадлежит применению современных технологий в рамках образовательного процесса. Начало ХХ1 века характеризуется появлением новых подходов к развитию идей образования, благодаря которым возможно решение современных образовательных проблем.Так в России (Школа Щетинина; Московская игровая школа «Перспектива»; Политкультур-ная школа № 1650) и за рубежом (школа Воген, Норвегия; Международный лицей имени Нельсона Манделы, Франция; гимназия Гаммель-Хеллеруп, Дания; Vittra Тееопр1ап, Швеция) создаются школы будущего.

Актуальной тенденцией развития образования в начале XXI века является: активизация деятельности образовательных учреждений в информационной сети Интернет; признание знаний и информации как основы социальной интеграции и их взаимодействие - как основа конкурентоспособности. Современные социокультурные условия детерминируют развитие образовательных технологий. Наиболее эффективными, способствующими высокой личностной включённости в обучение, быстрому доступу к информации и повышению у обучающихся познавательной мотивации, являются интерактивные технологии обучения. Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основанный на системе правил организации взаимодействия обучающихся между собой и педагогом, гарантирующих педагогически продуктивное познавательное общение, в результате которого создаются ситуации переживания обучающимся успеха в учебной деятельности. Таким образом, становится очевидным, что в рамках подготовки будущих учителей мы должны использовать современные технологии. В данной статье рассмотрим технологию WebQuest.

WebQuest -это занятие, основанное на том, что большинство или вся информация, которую изу-

да о

С4

чают и оценивают студенты, поступает из Интернета.

WebQuest может использоваться на одном занятии, а возможно это будет серия занятий, объединенная одной темой. Построение WebQuest может включать в себя групповую работу, с разделением труда среди студентов, которые берут на себя конкретные роли или задания. Задания, в свою очередь, строятся вокруг ресурсов, предварительно выбранных преподавателем. Таким образом, студенты тратят свое время на использование информации, а не на ее поиск.

Берни Додж 1995 года разработал концепцию обучения, основанную на формате онлайн-уроков, которые, по его мнению, наилучшим образом используют время занятия, развивая навыки мышления более высокого уровня. Вскоре последовал доклад Берни Доджа на тему "Некоторые мысли о WebQuests,после которого, научное сообщество стало активно использовать эту методику. Берни Додж является автором веб-страницы, которая стала ресурсом для других преподавателей.

Разработчики школ и преподаватели университетов использовали страницу WebQuest в качестве источника учебных материалов и идей для своих собственных занятий. По мере роста WebQuest страница разрабатывала ссылки на WebQuests, созданные по всему миру.

Отметим некоторые преимущества, использования WebQuest на занятиях. Во-первых, студентам в последующей их трудовой деятельности пригодится умение работать в командах. Во-вторых, умение работать с большим потоком информации, оценивая ее и применяя ее на практике. В-третьих, организация работы в форме целенаправленного исследования. Студенты приис-пользовании WebQuest развивают компетенции: самообучение и самоорганизация; решение профессиональных задач через использование информационных технологий; умение обосновывать свой выбор в решении задачи, а также навык презентации и публичного выступления.

WebQuest дает студентам конкретные задачи, которые они самостоятельно выполняют и несут за них ответственность.

WebQuest используются достаточно давно и приобрели четкую структуру. Большинство авторов, опираясь на общую структуру, разработанную Б. Доджем, разрабатывают собственные WebQuest, состоящие из следующих компонентов:

1. Введение. В разделе введение представлена справочная информация, а также мотивационная составляющая для выбора студентами ролей для игры. Он также предоставляет обзор целей обучения для студентов. Цель введения - сделать активность желанной и веселой для студентов. Когда проекты связаны с интересами студентов, идеями, прошлым опытом или будущими целями, они по своей сути более интересны. Целью моти-вационного компонента является привлечение и активизация студентов в начале каждого задания. В ходе работы в студенческой группе (группа 28 студентов 3 курса) мы сначала демонстрируем

студентам примеры готовых проектов, и как по разному решают задачу их коллеги. Выделяли три варианта студенческих работ с различной оценкой: образцовый, приемлемый и неприемлемый. Диапазон различий между образцовой и приемлемой работой небольшой, он стимулирует студентов стремиться к совершенству, в то время как демонстрация того, что является неприемлемой работой, устанавливает четкие минимальные требования для всех, которые необходимо достичь. Таким образом, студенты получают возможность увидеть всю картину в начале проекта, и имеют лучшее понимание того, чего они пытаются достичь. Показывая им, примеры предыдущих студенческих работ, мы не только транслируем им опыт, но и мотивируем на решение поставленной перед ними задачи. Это позволяет им также оценивать свои собственные усилия, когда они начинают работу над проектом. Успешные проекты мы используем повторно несколько раз (либо с другой группой или в следующем семестре). Студенты понимают, что каждый раз блок можно доработать и уточнить. Поэтому задача придумать что-то, что идет дальше и глубже, по сравнению с теми, кто до них выполнял подобную работу.

2. Задачи. Задача состоит в формальном описании того, что будет сделано студентами к концу WebQuest. Во-первых, преподаватель находит ресурсы для конкретной темы в Интернете. Затем, разрабатывает деятельность для студентов, которая включает в себя информацию с различных сайтов. Эта задача должна быть выполнима и интересна. Разработка этой задачи является самым сложным и творческим аспектом в создании WebQuest. Студентам может быть предложено, опубликовать свои результаты на веб-сайте, сотрудничать в онлайн-исследовательской инициативе с другим сайтом или учреждением или создать мультимедийную презентацию по конкретному аспекту их исследований. Задача должна быть визуально и эстетически привлекательной, по своей сути важной, и увлекательной для студентов.

3. Процесс. Это описание шагов, которые студенты должны пройти в выполнении задачи, со ссылками, встроенными в каждый шаг.

Особенность данного компонента состоит в том, что при осуществлении долгосрочного проект, необходимо демонстрировать каждый шаг, письменной инструкции.

4. Ресурсы.Этот раздел WebQuest состоит из списка ресурсов (закладки веб-сайтов), которые будут необходимы вашим студентам для выполнения задания.

5. Оценка. Каждый WebQuest должен содержать раздел оценки работы студентов. Стандарты должны быть справедливыми, ясными, последовательными и конкретными для поставленных задач. Оценка является непрерывным процессом в WebQuests-вы выступаете в качестве тренера и постоянно проводите мини-оценки, поскольку вы помогаете студентам с проблемами и вопросами и предоставляете полезную обратную связь. Для

финального задания, многие преподаватели используют оценку, которая может включать в себя сотрудничество и другие процессы, которые происходят на протяжении всего проекта.

WebQuest подходят для самостоятельного обучения и различных стилей обучения студентов WebQuest могут быть применены к широкому кругу тем, они не одинаково подходят для всего. Не используйте WebQuest для обучения фактологической информации. Формат WebQuest лучше всего подходит для менее четко определенных тем-задач, которые открывают творческие возможности, и проблемы с несколькими возможными решениями.

В идеале, конечно, компьютеры, которые ваши студенты используют для создания WebQuest, должны иметь доступ к Интернету. Если нет, то чей компьютер не подключен к сети Интернет может использовать информацию из библиотеки, которую вы будете использовать и копировать их на свой локальный диск (с разрешения страницы авторов, конечно). Или Вы просто распечатываете информацию с сайтов, которые могли бы посетить студенты, и позволяете им работать с ним таким образом. Это теряет большую часть интерактивных и смоделированных компонентов - но это позволяет студентам получить доступ к дальнейшим и более разнообразным материалам, чем вы можете иметь в своих учебниках или библиотеке. Это не идеально, но этот метод работает и даст вашим студентам практику. Если не хватает компьютеров для всех ваших студентов, вы можете предложить им работать в группах на доступных компьютерах и дать им более длительный период времени для завершения их работы (не забудьте включить задачи, которые не требуют компьютера на вашем занятии, так чтобы студенты имели возможность делать что-то, когда они не могут работать на компьютере). Эта необходимость дает возможность студентам думать вслух и обсуждать информацию, которую они находят друг с другом.

Нахождение времени является самым большим препятствием для разработки собственных WebQuest. Ваша первая попытка требует, чтобы вы научились использовать некоторые новые инструменты, и некоторые преподаватели просто не могут найти достаточно свободного времени, чтобы начать его. Преимущество, однако, заключается в том, что как только вы сделали свой WebQuest, большая часть вашей работы выполнена. Вы освобождаетесь от бремени быть основным источником новой информации, вы вместо этого работаете со своими учениками в качестве тренера. Другим препятствием является изменение характера Интернета. Вы можете проснуться однажды и обнаружить, что сайт, на который вы полагались, больше не существует. Вы можете решить эту проблему, вбить все сайты, которые вы используете, но если вы не делали этого, вы могли бы попробовать с помощью поисковой системы Google.

Вы также можете обнаружить, что в первый раз, когда вы делаете WebQuest, ваша группа раство-

ряется в энтропии, потому что и студенты, и преподаватель не привыкли работать таким образом. Возможно, вам придется дать студентам дополнительное время, чтобы они закончили работу, но это дополнительно потраченное время дает возможность в будущем стать более независимыми.

WebQuests основаны на идеях поиска знания и конструктивизма. WebQuests также включают совместное обучение, так как студенты работают над проектами в группах. Эти концепции могут играть определенную роль в обучении. WebQuest также могут помочь студентам соответствовать стандартам, ориентированным на критическое мышление и навыки анализа, и могут быть особенно полезны для социальных исследований и науки. Используя мультимедиа, WebQuests также помогает при работе с несколькими анализаторами. Альтернативные виды оценки могут быть использованы для оценки результатов проектов WebQuest. И, очевидно, WebQuests - это один из способов использования Интернета в образовании. WebQuests- это инструменты, а не образовательные теории, поэтому их можно использовать практически в любой группе с соответствующим доступом к компьютеру.

Исследования в области когнитивной психологии, дают нам знание о том, что если мы хотим, чтобы студенты, в своей работе применяли интерактивные технологии обучения, необходимо сначала изучить, как данная технология работает в учебном процессе, а затем побудить студентов пройти аналогичный процесс (создать и апробировать на практике WebQuest). Таким образом, после того как студенты получили учебный опыт прохождения WebQuest, который им дает необходимые представления о технологии и ее использовании, студенты создают свой WebQuest (в ходе работы было создано 28 WebQuest, для создания была использована платформа Wix.com) и апробируют его в ходе педагогической практике в школе. Последним этапом работы студентов было представление WebQuest на творческом конкурсе «В поисках знаний», проходившем в университете в рамках Международной научной конференции молодых ученых «Студенческая наука Подмосковью» 5-6 апреля 2018 года.

Таким образом, WebQuest объединяют многие из наиболее увлекательных и желанных методов обучения в одно относительно простое и увлекательное занятие. Студенты, которые решают хорошо разработанный WebQuest учатся работать вместе, думать творчески, и использовать технологии. Одним из принципов WebQuests является то, что студенты работают в группах, и что в этих группах им даны определенные роли или задачи. Это делает их мотивированными, потому что это их единственная ответственность, чтобы вернуть этот конкретный кусок головоломки обратно в группу. При этом они становятся де-факто экспертом в этой части поиска своей команды, а другие должны полагаться на свои знания. WebQuest также служит, для того чтобы показать студентам ценность получения их информации из различных источников и узнать о различных аспектах данного

вопроса или проблемы. WebQuests никогда не должен просто Искать информацию. Любой может исследовать. Тем не менее, студенты, участвующие в WebQuests, обучаются обрабатывать информацию и создавать что-то новое на основе этого. Иногда это может быть сравнение между двумя, казалось бы, разными вещами. В других случаях WebQuests может попросить студентов исследовать проблему, но придумать свое собственное решение. Или их задачей становится узнать как можно больше о предмете. Часть обучения думать для себя может означать, что студенты должны будут найти творческие ответы на проблемы или даже то, что сам WebQuest потребует от них, чтобы они создали что-то новое, основанное на том, что они изучили. Сама природа WebQuest как структурированной деятельности может служить для обучения творчеству.

Используя технологию так же важно, как способы, в которых WebQuests учат студентов думать, являются инструментами, которые они требуют от них использовать. Мы живем в мире, где все больше и больше правят технологии, и для сегодняшних студентов, чтобы преуспеть на рабочих местах завтра, очень важно, чтобы они познакомились с цифровым миром. WebQuest показывают им ценность технологии (и как ее использовать), так и ее потенциальные ограничения. Потому что, хотя информация, и доступна в интернете, практически безгранична, она все еще должна быть сформирована человеческими руками и идеями, чтобы мы могли создать что-то новое и полезное. Чтобы мотивировать студентов, большинство WebQuests сосредоточены вокруг актуальных проблем, которые происходят в мире, чтобы студенты не чувствовали, что они тратят свое время на то, что имеет значение только для университета. Использование реальных ресурсов вместо учебников также помогает, как и тот факт, что, назначая роли и задачи, группа зависит от каждого члена.

Литература

1.Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. -http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html

2. Vidoni, K.L., Maddux, C.D. (2002). WebQuests: Can they be used to improve critical

thinking skills in students? Computers in the Schools. 19(1/2). рр. 101-117.

3. 7 школ построенных архитекторами https://newtonew.com/school/school-architecture

4. http://www.webquest.org/index-create.php

WebQuest technology in modern education Avdeeva T.I., Vysokos M.I., Zykova S.I.

State humanitarian- technological university

This article deals with the problem of improving the process of organization of educational and cognitive activity of students in the process of their learning. The possibility of using WebQuest technology in modern education is substantiated. The main advantages of using this technology in the learning process are reflected. Special attention is paid to the structural components of WebQuest developed by Dodge. It is shown that WebQuest is a convenient form of work to enhance learning activities, increase interest in the subject and the use of Internet resources. Describes the practical experience in the use and creation of WebQuest University students. The characteristic difficulties encountered in creating WebQuest are highlighted and described. The introduction of WebQuest technology in the practice of education will help the teacher not only to educate students a positive attitude to the subject, but also to teach them to work independently. It is concluded that the use of WebQuest technology in the educational process is a good way to enhance the motivation to study any subject. Key words: WebQuest, technology, modern education. References

1.Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. -http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html

2. Vidoni, K.L., Maddux, C.D. (2002). WebQuests: Can they be

used to improve critical thinking skills in students? Computers in the Schools. 19(1/2). рр. 101-117.

3. 7 schools built by architects https://newtonew.com/school/school-

architecture

4. http://www.webquest.org/index-create.php

О ^

О

СЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.