Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПРОВИЗОРОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ТЕХНОЛОГИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПРОВИЗОРОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЭКСКУРСИИ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОВИЗОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутателадзе Георгий Родионович, Пензина Тамара Николаевна, Тимченко Наталья Станиславовна

Введение. В статье представлено исследование по проблеме инновационных педагогических технологий в обучении будущих провизоров. Внедрение в высшей школе компетентностного подхода привело к переориентации на активные и интерактивные методы обучения в непосредственном взаимодействии участников образовательного процесса. Ситуация пандемии привела к широкому распространению дистанционных образовательных технологий и, как следствие, поиску решений, связанных с вопросами освоения обучающимися практических навыков. В рамках подготовки провизоров основой учебной полевой практики по фармацевтической ботанике стала технология виртуальной реальности. Цель статьи - разработка и апробация VR-экскурсий как технологии виртуальной реальности в ходе учебной полевой практики по фармацевтической ботанике. Методология. Для реализации поставленной цели применяли технологию виртуальной реальности в 360-градусной перспективе (360°VR). Виртуальные экскурсии предполагают виртуальное отображение реально существующих объектов. Они создают условия для самостоятельного наблюдения, обеспечивают полный эффект присутствия, предоставляя участнику выбор и контроль над тем, что он видит. Результаты. Разработаны и оформлены семь VR-экскурсий в рамках учебной полевой практики по фармацевтической ботанике (три экскурсии «Луговая растительность», три экскурсии «Водные и прибрежные растения», одна экскурсия «Лекарственные и ядовитые растения»); определена техническая основа и программное обеспечение составления VR-экскурсий; разработаны методические рекомендации для обучающихся по прохождению VR-экскурсий; в помощь преподавателям определен алгоритм создания VR-экскурсии. Заключение. Авторами отмечается, что полученные данные и накопленный опыт позволят использовать технологию виртуальной реальности в дальнейшей подготовке провизоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL REALITY TECHNOLOGY IN THE TRAINING OF PHARMACISTS AT THE STAGE OF PROFESSIONAL TRAINING

Introduction. The article presents a study on the problem of innovative pedagogical technologies in the training of future pharmacists. The implementation of a competency-based approach in higher education has led to a reorientation to active and interactive teaching methods in the direct interaction of participants in the educational process. However, the pandemic situation has led to the widespread use of distance learning technologies and, as a result, the search for solutions related to the issues of mastering practical skills by students. As part of the training of pharmacists, the virtual reality technology became the basis for the implementation of educational field practice in pharmaceutical botany. The goal of the article is the development and testing of VR-tours as a virtual reality technology in the process of conducting educational field practice in pharmaceutical botany. Methodology. To achieve goal, 360-degree perspective (360°VR) virtual reality technology was used. Virtual tours involve a virtual representation of real-life objects. They create conditions for self-observation; provide a full effect of presence, giving the participant choice and control over what he or she sees. Results. Seven VR-tours were developed and designed as part of the educational field practice in pharmaceutical botany (three excursions “Meadow vegetation”, three excursions “Aquatic and coastal plants”, one excursion “Medicinal and poisonous plants”); the technical basis and software for compiling VR-tours were determined; methodological recommendations for students on the passage of VR-tours were developed; to help lecturers, an algorithm for creating a VR excursion is defined. Conclusion. The authors note that the data obtained and the accumulated experience will allow the use of virtual reality technology in the further training of pharmacists.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПРОВИЗОРОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

Handbook of Research on Cross-Cultural Approaches to Language and Literacy Development. Eds. P. Smith, A. Kumi-Yeboah. Hershey: IGI Global, 2015, pp. 184-208. (In English).

23. Krashen S. D. The natural approach: Language acquisition in the classroom. London: Prentice Hall Europe, 1983, 196 p. (In English).

24. Mackey A., Philip J. Conversational interaction and second language development: Recasts, responses, and red her-

rings? Modern Language Journal, 1998, vol. 82, pp. 338-356. (In English).

25. Mills K. A., Unsworth Len. Multimodal literacy. Oxford Research Encyclopedia of Education. New York: Oxford University Press, 2018, pp. 1-32. (In English).

26. Zoe J. My Human Design with Jenna Zoe. Available at: https://www.myhumandesign.com/get-your-chart/ (accessed 13.09.2022). (In English).

УДК/UDC 377

DOI 10.54509/22203036_2023_1_38 EDN AVPYRQ

Кутателадзе Георгий Родионович

кандидат фармацевтических наук, старший преподаватель кафедры фармации, Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Барнаул

Пензина Тамара Николаевна

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры фармации, Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Барнаул

Тимченко Наталья Станиславовна

доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук, Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Барнаул

Kutateladze Georgiy R.

Candidate of Pharmaceutical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Pharmacy, Altai State Medical University, Barnaul

Penzina Tamara N.

Candidate of Biological Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Pharmacy, Altai State Medical University, Barnaul

Timchenko Natalya S.

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Head of the Department of Social Sciences and Humanities,

Altai State Medical University, Barnaul

ТЕХНОЛОГИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПРОВИЗОРОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

VIRTUAL REALITY TECHNOLOGY IN THE TRAINING OF PHARMACISTS AT THE STAGE OF PROFESSIONAL TRAINING

Введение. В статье представлено исследование по проблеме инновационных педагогических технологий в обучении будущих провизоров. Внедрение в высшей школе компетентностного подхода привело к переориентации на активные и интерактивные методы обучения в непосредственном взаимодействии участников образовательного процесса. Ситуация пандемии привела к широкому распространению дистанционных образовательных технологий и, как следствие, поиску решений, связанных с вопросами освоения обучающимися практических навыков. В рамках подготовки провизоров основой учеб-

ной полевой практики по фармацевтической ботанике стала технология виртуальной реальности.

Цель статьи - разработка и апробация VR-экскур-сий как технологии виртуальной реальности в ходе учебной полевой практики по фармацевтической ботанике.

Методология. Для реализации поставленной цели применяли технологию виртуальной реальности в 360-градусной перспективе (360^). Виртуальные экскурсии предполагают виртуальное отображение реально существующих объектов. Они создают условия для самостоятельного наблюдения, обеспе-

чивают полный эффект присутствия, предоставляя участнику выбор и контроль над тем, что он видит.

Результаты. Разработаны и оформлены семь VR-экскурсий в рамках учебной полевой практики по фармацевтической ботанике (три экскурсии «Луговая растительность», три экскурсии «Водные и прибрежные растения», одна экскурсия «Лекарственные и ядовитые растения»); определена техническая основа и программное обеспечение составления VR-экскурсий; разработаны методические рекомендации для обучающихся по прохождению VR-экскурсий; в помощь преподавателям определен алгоритм создания VR-экскурсии.

Заключение. Авторами отмечается, что полученные данные и накопленный опыт позволят использовать технологию виртуальной реальности в дальнейшей подготовке провизоров.

Introduction. The article presents a study on the problem of innovative pedagogical technologies in the training of future pharmacists. The implementation of a competency-based approach in higher education has led to a reorientation to active and interactive teaching methods in the direct interaction of participants in the educational process. However, the pandemic situation has led to the widespread use of distance learning technologies and, as a result, the search for solutions related to the issues of mastering practical skills by students. As part of the training of pharmacists, the virtual reality technology became the basis for the implementation of educational field practice in pharmaceutical botany.

The goal of the article is the development and testing of VR-tours as a virtual reality technology in the process of conducting educational field practice in pharmaceutical botany.

Methodology. To achieve goal, 360-degree perspective (360°VR) virtual reality technology was used. Virtual tours involve a virtual representation of real-life objects. They create conditions for self-observation; provide a full effect of presence, giving the participant choice and control over what he or she sees.

Results. Seven VR-tours were developed and designed as part of the educational field practice in pharmaceutical botany (three excursions "Meadow vegetation", three excursions "Aquatic and coastal plants", one excursion "Medicinal and poisonous plants"); the technical basis and software for compiling VR-tours were determined; methodological recommendations for students on the passage of VR-tours were developed; to help lecturers, an algorithm for creating a VR excursion is defined.

Conclusion. The authors note that the data obtained and the accumulated experience will allow the use of virtual reality technology in the further training of pharmacists.

Ключевые слова: виртуальная реальность, экскурсии, учебная практика, профессиональная подготовка, провизор.

Keywords: virtual reality, tours, educational practice, professional training, pharmacist.

Введение

Внедрение компетентностного подхода как основы подготовки специалистов с высшим образованием связано с пересмотром не только содержательных аспектов образовательных программ, но и методического инструментария, переориентацией на активные и интерактивные методы обучения. Уход от пассивных методов обучения открывает перспективу формирования и развития «мягких» компетенций будущего специалиста на этапе профессиональной подготовки. Благодаря этим компетенциям, включающим способность и готовность к выстраиванию эффективных коммуникаций в ситуациях профессионального общения, к поиску информации с использованием современных информационно-коммуникационных систем, к личностно-профессиональному развитию, к творческому решению прикладных задач, возникают дополнительные факторы, повышающие качество и эффективность профессиональной деятельности.

Принципиально новая ситуация в российском образовании, в том числе и высшем фармацевтическом, возникла в связи с распространением в РФ коронавирусной инфекции в 2019-2021 гг. Образовательный процесс в этих условиях оказался перемещен в онлайн-формат, а само продолжение обучения стало возможным благодаря активизации и интенсификации работы разнообразных дистанционных платформ. Отметим, что во всех редакциях федерального государственного образовательного стандарта было сформулировано право образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов с высшим фармацевтическим образованием, на применение дистанционных образовательных технологий, которые обеспечивают взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии) [10]. Однако лишь ограничения, вызванные напряженной эпидемиологической ситуацией и режимом самоизоляции, со всей полнотой поставили перед преподавателями вузов проблему поиска эффективных способов и средств подготовки компетентного специалиста в столь непривычном варианте отсутствия непосредственного взаимодействия с обучающимися.

Идеологическим основанием компетентностного подхода выступает практико-ориентированный харак-

тер обучения, когда навыкам и умениям придается не меньшее, а равное или даже несколько приоритетное по отношению к теоретической подготовке значение. При этом реорганизация образовательного процесса не столь остро коснулась знаниевого компонента обучения, в том числе в силу накопленного опыта обучения специалистов сферы здравоохранения в системе непрерывного медицинского образования с использованием дистанционных образовательных технологий [6]. Дискуссионным стал вопрос о самой возможности освоения обучающимися практических умений и навыков при дистанционном обучении.

Особое место в структуре программы специали-тета по фармации занимает учебная практика в широком смысле, включая все ее виды и типы. Она позволяет закрепить умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью. В неменьшей степени важно обретение обучающимися профессионального опыта, осмысление которого связано с мотивационным компонентом компетенций. Тем самым будущий специалист, оказываясь вовлеченным в круг профессионально значимых задач, начинает осознавать настоящую ценность собственного профессионального выбора.

Одним из вариантов реализации дистанционного обучения в образовательном процессе может стать технология виртуальной реальности. Виртуальная реальность (VR, virtual reality) - созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие [1]. Виртуальная реальность применима в тех областях деятельности, где человеку для эффективного восприятия требуется не просто трехмерное изобра-

жение наблюдаемого объекта, а необходимо погружение наблюдателя в мир изучаемой модели для более эффективного восприятия и взаимодействия с ней [4]. Виртуальная реальность отнесена к «сквозным цифровым технологиям», созданию и развитию которых уделяется особое внимание в проекте «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ» [2]. Это в равной степени относится к формированию новых целевых установок в подготовке профессиональных кадров для фармацевтической сферы.

Дополнительным аргументом в пользу тезиса о целесообразности включения технологии виртуальной реальности в образовательный процесс является психологическая специфика современного поколения обучающихся. Само название этого поколения -iGen (internet generation) - определяет кардинальный характер влияния виртуальной реальности, Интернета, цифровой техники на их развитие. Виртуальная среда воспринимается молодыми людьми как зона безопасности и комфортного существования в отличие от мира повседневности. Они способны самостоятельно работать в структурированном пространстве и могут при этом проявлять творческие решения. B. Shatto и K. Erwin видят развитие современной педагогики на пути внедрения адаптивных образовательных технологий, способных вовлечь обучающихся с неустойчивой, размытой мотивацией [21].

Эффективность педагогических разработок, связанных с применением технологии виртуальной реальности в образовательном процессе, обусловлена пониманием ее возможностей и ограничений (табл. 1) [20].

Таблица 1

Преимущества и недостатки применения технологии виртуальной реальности в образовании

Преимущества Недостатки

• Позволяет создавать сценарии и эксперименты,которые сложно реализовать в реальных условиях; • позволяет обрести уверенность при выполнении профессиональных процедур и действия; • позволяет многократно повторять опыты, эксперименты или ситуации; • экономит деньги и время, связанные с обустройством множества симуляционных станций; • позволяет выполнять учебные задания в любом месте и в любое время; • обеспечивает масштабируемость образовательной деятельности; • обеспечивает безопасность производимых / отрабатываемых операций; • можно адаптировать и применять в различных областях и направлениях образования; • дает возможность обучать людей в удаленных местах • Большие затраты, связанные с созданием образовательной УР-станции на базе профессионального оборудования и программного обеспечения; • привлечение высококвалифицированных специалистов для разработки виртуальных сред; • длительная работа по созданию виртуальной среды со множеством сценариев и деталей; • ограниченный объем или отсутствие готовых сценариев обучения; • отсутствие реальных последствий за совершенные ошибки; • пользователи могут стать зависимыми от виртуального мира; • технология ограничивает межличностные контакты и получение группового опыта; • риск возникновения проблем со здоровьем у пользователей; • технология лишь воспроизводит реальность, но не заменяет ее полностью

Сама роль преподавателя в рамках технологии виртуальной реальности претерпевает заметные изменения: из основного субъекта образовательного взаимодействия, чья позиция обеспечивается информационной компетентностью, он превращается в своего рода наставника, структурирующего образовательную задачу, методически грамотно определяя этапность движения обучающихся к новому знанию и траекторию освоения практических навыков. В этом плане создаваемая преподавателем виртуальная реальность выступает способом обучения, обладающим высоким адаптивным потенциалом для современного поколения студентов.

Использование VR в фармацевтическом образовании идет по трем направлениям:

• просветительские мероприятия (профориента-ционое мероприятие - VR-экскурсия в аптеку, на фармацевтическое предприятие или в центр по контролю качества лекарственных средств / отдел контроля качества и т.д.);

• образовательные мероприятия (VR-экскурсия по изучению биологического разнообразия, виртуальный эксперимент по анализу лекарственных форм, отработка навыков работы на хроматографе и т.д.);

• внеаудиторные мероприятия (VR-экскурсия по музеям и выставкам) [11; 19; 23].

Чаще всего плодотворный опыт внедрения технологии виртуальной реальности имеет место в программах профессионального обучения и развития сотрудников и стажеров фармацевтических предприятий. Так, в программе повышения квалификации рабочего персонала асептического производства стерильных биофармацевтических препаратов есть модуль виртуальной реальности для отработки соответствующих практических навыков (авторы - сотрудники Вятского государственного университета). Обучающийся передвигается в виртуальной производственной среде, для которой использованы планировки помещений асептической зоны действующего фармацевтического предприятия ООО «Нанолек», имитирует реальные технологические операции на оборудовании производственной линии розлива препаратов во флаконы [9].

Технологической образовательной компанией Modum Lab по заказу производителя биотехнологических лекарственных препаратов BIOCAD разработан VR-тренажер по заправке мешка биореактора для тренировки практических навыков сотрудников и при наборе студентов на стажировку. В VR-очках обучающийся видит точную копию оборудования, взаимодействует с предметами [24].

Федеральное бюджетное учреждение «Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик» совместно с ООО «Номикс» разработали VR-симулятор фармацевтического инспектора «Виртуальный завод 2.0» для обучения новых сотрудников и студентов профильных вузов, а также для поддержания навыков опытных инспекторов. Приложение воспроизводит процесс инспектирования фармацевтического завода твердых лекарственных форм, начиная от прибытия на территорию предприятия и встречи с сотрудниками и заканчивая полным осмотром производственных помещений и оборудования [15; 25].

Политика открытости обществу и потребителям инициировала создание производителями лекарственных препаратов (например, АО «Алтайвитамины» (Россия, г. Барнаул), ООО «Такеда Фармасьютикалс» (Россия, г. Ярославль) и ООО «Олайнфарм Рус» (Россия, г. Москва) виртуальных экскурсий по производственным площадкам [3; 7; 14].

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что технология виртуальной реальности имеет перспективу широкого применения в современном образовательном процессе, в том числе при освоении практических навыков студентами, получающими фармацевтическое образование. С признанием заметной роли лекарственных средств растительного происхождения в профилактике и терапии различных заболеваний возрастает значение учебной полевой практики по ботанике [22]. В Алтайском государственном медицинском университете в образовательной программе по специальности 33.05.01 «Фармация» данная практика входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений блока 2 «Практика». Ее цель - закрепление и углубление теоретических знаний, умений и навыков по ботанике, формирование у обучающихся навыков проведения самостоятельных исследований в полевых условиях. В ходе полевой практики обучающиеся расширяют свои знания по морфологии и систематике растений, совершенствуют практические навыки в определении растений из различных таксонов, приобретают практические навыки по технике сбора, сушки и монтировке гербария [8; 13; 16].

При сохранении традиционной структуры практики и содержания каждого этапа в условиях дистанционного обучения и режима самоизоляции самым проблемным с точки зрения его осуществления оказался основной этап, включающий проведение тематических экскурсий по различным типам фито-ценозов.

Цель статьи - представить опыт разработки и апробации УР-экскурсий как технологии виртуальной реальности в процессе проведения учебной полевой практики по фармацевтической ботанике.

Методология

Основанием для разработки УР-экскурсии учебной полевой практики по фармацевтической ботанике выступает такой вид виртуальной реальности, как 360-градусная перспектива (360°УР). Она широко применяется для создания виртуальных экскурсий - организационной формы обучения, отличающейся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, а также сбора необходимых фактов [12]. Данный тип видеоконтента обеспечивает полный эффект присутствия, который позволяет зрителю смотреть во всех направлениях, предоставляя ему выбор и контроль над тем, что он видит [17].

Дальнейшая разработка и последующая апробация УР-экскурсий в процессе учебной полевой практики по фармацевтической ботанике предполагали решение таких задач, как:

• выбор оборудования и программного обеспечения для сбора и обработки фактического материала, проведение сбора и обработка фактического материала;

• составление УР-экскурсии с использованием выбранных средств;

• разработка методических рекомендаций для обучающихся по прохождению УР-экскурсий;

• определение алгоритма создания УР-экскурсии для преподавателей.

Выбор оборудования и программного обеспечения. Для создания материалов для 360°УР используют сферические камеры, обеспечивающие съемку на 360°, или обычные камеры в сочетании со специализированным программным обеспечением [18]. В нашем случае УР-экскурсия разрабатывалась на базе веб-платформы "МакеУТ Тоигтакег" с использованием геоинформационных систем и панорамных композиций.

К достоинствам платформы "МакеУТ Тоигтакег" можно отнести возможность использования собственных 360-градусных фотопанорам, добавление 2D-изображений для более детального изучения места и горячих точек (точек интереса, информационных точек) для исследования территории. Бесспорным преимуществом является возможность делиться созданными УР-экскурсиями со всеми при добавлении ссылки в блог или систему дистанционного обучения.

Для сбора фактического материала (360-градусных фотопанорам фитоценоза, вступительного видео с краткой характеристикой фитоценоза и фотографий конкретных избранных растений) использовали фотокамеру с операционной системой Android 10.0, приложения "Google Камера" (режимы «Камера» и "Photo Sphere"), "Google Карты", «Google Просмотр улиц» и штатив-трипод для фиксации устройства.

Собранные фотопанорамы и фотографии растений редактировали с помощью свободно распространяемого растрового графического редактора GIMP 2.10. Производили исправление искажений геометрии, кадрирование и цветокоррекцию. Редактирование вступительного видео (обрезка, стабилизация, коррекция звука и т.д.) проводилось с использованием видеоредактора "Movavi Video Editor".

Выбор вышеизложенных программных продуктов объясняется принадлежностью к группе условно-бесплатного программного обеспечения.

Сбор и обработка фактического материала. Места проведения экскурсий подбирались с учетом геоботанических особенностей окрестностей базы практики. Сбор фактического материала проводили в июне - июле 2020 года в окрестностях города Барнаула (поселки Южный, Казенная Заимка и Затон; Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Алтайский краевой детский экологический центр»).

Составление VR-экскурсии с использованием выбранных средств. В ходе экскурсии через веб-интерфейс MakeVT Tourmaker загружали и оформляли обработанный материал, а именно: загружали фотопанорамы, размещали горячие точки интереса, к которым привязывалась конкретная фотография или видео, создавали горячие точки перемещения и формировали связи между фотопанорамами. Карта связей необходима для отслеживания возможности перехода между фотопанорамами (рис. 1).

Результаты

В результате разработаны и оформлены семь VR-экскурсий: три экскурсии «Луговая растительность» (экскурсия по заливному лугу в окрестностях поселка Затон, экскурсия по суходольному лугу в окрестностях поселка Казенная Заимка и экскурсия по заболоченному лугу поселка Южный), три экскурсии «Водные и прибрежные растения» (водные и прибрежные растения притока Оби в окрестностях поселка Затон, прибрежные растения озера Варежка поселка Южный, экспозиция «Водные и прибрежные растения» в КГБОУ ДО «Алтайский крае-

Рис. 1. Карта связей между панорамами (А) и список горячих точек (Б)

вой детский экологический центр») и одна экскурсия «Лекарственные и ядовитые растения» (экспозиция «Лекарственные и ядовитые растения» в КГБОУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр»).

VR-экскурсии протестированы во время проведения учебной полевой практики по ботанике на 1-м курсе института фармации в условиях COVID-19 в 2019/20 и 2020/21 учебных годах [5]. Для этого VR-экскурсии размещены в соответствующих разделах практики в системе дистанционного обучения Moodle (СДО "Moodle"). Пример окна экскурсии в СДО приведен на рисунке 2.

Разработка методического обеспечения VR-экскур-сий. Для каждой экскурсии разработаны методические рекомендации, включающие в себя цель данной

экскурсии, алгоритм прохождения экскурсии, общую характеристикуфитоценоза и план описания фитоценоза. По ходу ознакомления с VR-экскурсией студент описывает в дневнике фитоценоз по следующему плану: определение фитоценоза (например, «луг -это...»), тип фитоценоза (например, для луга - по происхождению, в зависимости от рельефа местности, по видовому составу и т.д.), видовое разнообразие (15-20 растений, оформляется в виде таблицы, где указываются русское и латинское название растения и его семейства, фенологическая фаза, значение и особенности вида).

Алгоритм разработки VR-экскурсии. На основе накопленного опыта предложен алгоритм разработки VR-экскурсии фитоценоза (рис. 3).

Рис. 2. Окно экскурсии в СДО "Moodle" (на примере экскурсии по лугу в окрестностях поселка Южный)

Сбор фактического материала

Обработка материала

Загрузка обработанного материала через веб-интерфейс MakeVT Tourmaker

Публикация и размещение VR-экскурсии в СДО Moodle

UavapäMы. фОШОгрОфМ и SUÛÙQ

OöDBfxxrrSHHbiü и структурированный

Создание 360-градусных фотопанорам фитоценоза (с аВТОМвШчвСКИИ созданием геометки}

Запись вступительного видео с краткой характеристикой фитоценоза

Фотографирование конкретных избранных растений (список растений определяется программой практики)

MflmeiHiMff

Редактирование фотопанорам • (исправление искажений •

геометрии, цветокоррекция и

т.д.)

Редактирование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вступительного видео (обрезка, * стабилизация, коррекция звука

и т.д.)

Редактирование фотографии растений [кадрирование, цветокоррекция и тд. )

Загрузка фотопанорам Размещение горячих точек интереса, к которым привязывается конкретная фотография или видео Размещение горячих точек перемещения и создание связей между фотопанорамами

* Создание элемента «Страница» в определённом разделе практики

* Размещение ссылки/кода внедрения на созданной странице

* Загрузка методических рекомендаций для экокуроин

Рис. 3. Алгоритм разработки VR-экскурсии фитоценоза

Схема разделена на четыре стадии, каждая из которых содержит набор действий и получаемый результат.

Заключение

Разработаны виртуальные экскурсии по фитоце-нозам базы учебной полевой практики по ботанике (окрестности г. Барнаула) на веб-платформе "MakeVT Tourmaker". Полученные данные и накопленный опыт позволят разрабатывать подобные экскурсии для дальнейшей организации учебного процесса по дисциплинам учебного плана специальности «Фармация». В дальнейшем планируется разработка подобных VR-экскурсий для практики по фармакогнозии.

Инкорпорированиетехнологии виртуальной реальности в образовательный процесс следует рассматривать не только как тактическое решение проблемы в экстраординарной ситуации (например, пандемия или стихийное бедствие), но и как ответ на вызовы времени, перспективное формирование специалистов с высшим фармацевтическим образованием, готовых к эффективной деятельности в условиях цифровой экономики. При всей актуальности и плодотворности использования технологии виртуальной реальности в образовательном процессе ее нельзя абсолютизировать, как, впрочем, любую иную педагогическую технологию, и целесообразно рассматривать как дополнительный или ситуационно альтернативный вариант решения дидактических и воспитательных задач образовательного процесса.

Литература

1. Даниленко Е. А., Ярушева С. А. VR-технологии: их потенциал и внедрение в систему обучения и развития персонала компаний // Общество, экономика, управление. 2018. № 4. С. 51-53.

2. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальности». URL:

https://digital.gov.ru/uploaded/files/07102019vrar.pdf/ (дата обращения: 20.05.2021).

3. Завод «Такеда» в Ярославле. URL: https://zavodyaroslavl3d.ru/ (дата обращения: 07.11.2021).

4. Иванова А. В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения. DOI: 10.17 747/2078-8886-2018-3-88-107 // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 3. С. 88-107.

5. Кутателадзе Г. Р., Пензина Т. Н. Особенности организации учебной полевой практики по ботанике у обучающихся по специальности 33.05.01 Фармация в период распространения COVID-19. DOI: 10.15829/1728-8800-2022-S2. // Кардио-васкулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21 (2S). С. 89.

6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 11.11.2022).

7. Олайнфарм - Виртуальный тур. URL: https://lv.olainfarm. com/explore/360tour/ru/virtualtour.html (дата обращения: 07.11.2021).

8. Основная профессиональная образовательная программа по специальности 33.05.01 Фармация. Барнаул, 2019. URL: https://asmu.ru/upload/iblock/061/Novyy%5F0P0P%2D2019 % 5FFarmatsiya.pdf (дата обращения: 10.03.2021).

9. Отчет Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО за 2019 год. URL: https://fiop. site/o-fonde/godovye-otchety/2019/?/ru (дата обращения: 14.10.2021).

10. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации: приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397. URL: https://стопкоронавирус.рф/ai/doc/125/attach/397.pdf (дата обращения: 10.03.2021).

11. Уваров А. Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании // Наука и школа. 2018. № 4. С. 108-117.

12. Устюжанина Н. В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». 2017. № 2. URL: http://nip.esrae.ru/ pdf/2017/2/115.pdf (дата обращения: 19.08.2021).

13. Учебная практика. Полевая практика по ботанике: рабочая программа практики / авт.-сост. Т. Н. Пензина. Барнаул,

2020. URL: https://asmu.ru/upload/iblock/71d/pract%5Ffarmat siya%5Ffarmatsiyacc%20e%20anbppppb%5F.pdf (дата обращения: 10.03.2021).

14. Фармацевтическая компания «Алтайвитамины». 3D-экскурсия. URL: https://www.altayvitamin.ru/3d-excursion/ (дата обращения: 07.11.2021).

15. ФБУ «ГИЛС и НП» - Стенд «Виртуальный завод 2.0» на VI Всероссийской GMP-Конференции. URL: https://gilsinp. ru/?news=stend-virtualnyj-zavod-2-0-na-vi-vserossijskoj-gmp-konferentsii (дата обращения: 07.11.2021).

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2018 г. № 219. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%20 3++/Spec/330501_C_3_26062018.pdf (дата обращения: 09.06.2021).

17. Argyriou L., Economou D., Bouki V. Design methodology for 360° immersive video applications: the case study of a cultural heritage virtual tour. DOI: 10.1007/s00779-020-01373-8 // Personal and Ubiquitous Computing. 2020. Vol. 24 (9). P. 843-859.

18. Perception is reality™ How digital retail environments influence brand perceptions through presence / K. Cowan, N. Spielmann, E. Horn, C. Griffart. DOI: 10.1016/j.jbusres.2020.09.058 // Journal of Business Research. 2020. Vol. 123. P. 86-96.

19. The Past, Present, and Future of Virtual Reality in Pharmacy Education / L. Coyne, T. A. Merritt, B. L. Parmentier, R. A. Sharpton, J. K. Takemoto. DOI: 10.5688/ajpe7456 // American Journal of Pharmaceutical Education. 2019. Vol. 83 (3). P. 281-290.

20. Methodology of Implementing Virtual Reality in Education for Industry 4.0 / A. Paszkiewicz, M. Salach, P. Dymora, M. Bolanow-ski, G. Budzik, P. Kubiak. DOI: 10.3390/su13095049 // Sustain-ability (Switzerland). 2021. Vol. 13 (9).

21. Shatto B., Erwin K. Teaching Millennials and Generation Z: Bridging the Generational Divide. DOI: 10.1891/1078-4535.23.1.24 // Creative Nursing. 2017. Vol. 23 (1). P. 24-28.

22. Silva J. R., Guimaraes F., Sano P. T. Teaching of Botany in higher education: representations and discussions of undergraduate students // Revista Electrónica de Enseñanza de las Ciencias. 2016. Vol. 15 (3). P. 380-393.

23. Ventola C. L. Virtual Reality in Pharmacy: Opportunities for Clinical, Research, and Educational Applications // P&T. 2019. Vol. 44 (5). P. 267-276.

24. VR/AR: как технологии используют в медицине. URL: https:// modumlab.com/blog/medicine (дата обращения: 10.09.2021).

25. VRZAVOD - Виртуальный завод 2.0. URL: https://vrzavod.org/ (дата обращения: 07.11.2021).

References

1. Danilenko E. A., Yarusheva S. A. VR-tekhnologii: ikh potentsial i vnedrenie v sistemu obucheniya i razvitiya personala kompaniy [VR-technologies: their potential and implementation in the system of training and development of company personnel]. Society, Economy, Management, 2018, no. 4, pp. 51-53. (In Russian).

2. Dorozhnaya karta razvitiya «skvoznoj» cifrovoj tekhnologii «Tekh-nologii virtual'noj i dopolnennoj real'nosti» [Roadmap for the development of "end-to-end" digital technology «Technologies of virtual and augmented reality»]. Available at: https://digital.gov. ru/uploaded/files/07102019vrar.pdf/ (accessed 20.05.2021). (In Russian).

3. Zavod «Takeda» v Yaroslavle [«Takeda» factory in Yaroslavl]. Available at: https://zavodyaroslavl3d.ru/ (accessed 07.11.2021). (In Russian).

4. Ivanova A. V. Tekhnologii virtual'noy i dopolnennoy real'nosti: voz-mozhnosti i prepyatstviya primeneniya [Virtual and Augmented Reality Technologies: Opportunities and Obstacles of Application].

DOI: 10.17747/2078-8886-2018-3-88-107. Strategic Decisions and Risk management, 2018, no. 3, pp. 88-107. (In Russian).

5. Kutateladze G. R., Penzina T. N. Osobennosti organizatsii uchebnoy polevoy praktiki po botanike u obuchayushchikhsya po spetsial'nosti 33.05.01 Farmatsiya v period rasprostraneniya COVID-19 [Organization features of the Botany educational field practice for students in the specialty 33.05.01 Pharmacy during COVID-19 distribution]. DOI: 10.15829/1728-8800-2022-S2. Cardiovascular Therapy and Prevention, 2022, vol. 21 (2S), pp. 89. (In Russian).

6. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossi-jskoj Federacii na period do 2024 goda [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024]. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204. Available at: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (accessed 11.11.2022). (In Russian).

7. Olaynfarm - Virtual'nyy tur [Olainfarm - Virtual tour]. Available at: https://lv.olainfarm.com/explore/360tour/ru/virtualtour.html (accessed 07.11.2021). (In Russian).

8. Osnovnaya professional'naya obrazovatel'naya programma po spetsial'nosti 33.05.01 Farmatsiya [The main professional educational program in the specialty 33.05.01 Pharmacy]. Barnaul, 2019. Available at: https://asmu.ru/upload/iblock/061/ Novyy%5FOPOP%2D2019 %5FFarmatsiya.pdf (accessed 10.03.2021). (In Russian).

9. Otchet Fonda infrastrukturnykh i obrazovatel'nykh programm gruppy ROSNANO za 2019 god [Report of the Fund for Infrastructure and Educational Programs of the RUSNANO Group for 2019]. Available at: https://fiop.site/o-fonde/godovye-otchety/2019/?/ ru (accessed 14.10.2021). (In Russian).

10. Ob organizatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti v organizatsiyakh, realizuyushchikh obrazovatel'nye programmy vysshego obra-zovaniya i sootvetstvuyushchie dopolnitel'nye professional'nye programmy, v usloviyakh preduprezhdeniya rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infektsii na territorii Rossiyskoy Federat-sii [On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and relevant additional professional programs in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection in the territory of the Russian Federation]. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of March 14, 2020 No. 397. Available at: https://cTonKopoHaBMpyc.p$/ai/doc/125/ attach/397.pdf (accessed 10.03.2021). (In Russian).

11. Uvarov A. Yu. Tekhnologii virtual'noy real'nosti v obrazovanii [Virtual reality technologies in education]. Science and School, 2018, no. 4, pp. 108-117. (In Russian).

12. Ustyuzhanina N. V. Virtual'naya ekskursiya kak innovatsionnaya forma obucheniya [Virtual tour as an innovative form of education]. Electronic scientific journal "Science and Prospects", 2017, no. 2. Available at: http://nip.esrae.ru/pdf/2017/2Z115.pdf (accessed 19.08.2021). (In Russian).

13. Uchebnaya praktika. Polevaya praktika po botanike: rabochaya programma praktiki [Educational practice. Botany field practice: practice work program]. Auth. comp. T. N. Penzina. Barnaul, 2020. Available at: https://asmu.ru/upload/iblock/71d/prac t%5Ffarmatsiya%5Ffarmatsiyacc%20e%20anbppppb%5F.pdf (accessed 10.03.2021). (In Russian).

14. Farmatsevticheskaya kompaniya «Altayvitaminy». 3D-ekskur-siya [Pharmaceutical company «Altaivitaminy". 3D tour]. Available at: https://www.altayvitamin.ru/3d-excursion/ (accessed 07.11.2021). (In Russian).

15. FBU «GILS i NP» - Stend «Virtual'nyy zavod 2.0» na VI Vserossiyskoy GMP-Konferentsii [FSI «SID & GP» - Stand «Virtual Factory 2.0» at the VI All-Russian GMP Conference]. Available at: https://gilsinp. ru/?news=stend-virtualnyj-zavod-2-0-na-vi-vserossijskoj-gmp-konferentsii (accessed 07.11.2021). (In Russian).

16. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija - specialitet po special'nosti 33.05.01 Farmacija [Federal State Educational Standard of Higher Education - Specialist in the specialty 33.05.01 Pharmacy]. Approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on March 27, 2018 No. 219. Available at: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Spec/330501_C_3_26062018. pdf (accessed 09.06.2021). (In Russian).

17. Argyriou L., Economou D., Bouki V. Design methodology for 360° immersive video applications: the case study of a cultural heritage virtual tour. DOI: 10.1007/s00779-020-01373-8. Personal and Ubiquitous Computing, 2020, vol. 24 (9), pp. 843-859. (In English).

18. Cowan K., Spielmann N., Horn E., Griffart C. Perception is reality... How digital retail environments influence brand perceptions through presence. DOI: 10.1016/j.jbusres.2020.09.058. Journal of Business Research, 2020, vol. 123, pp. 86-96. (In English).

19. Coyne L., Merritt T. A., Parmentier B. L., Sharpton R. A., Take-moto J. K. The Past, Present, and Future of Virtual Reality in Pharmacy Education. DOI: 10.5688/ajpe7456. American Journal of Pharmaceutical Education, 2019, vol. 83 (3), pp. 281-290. (In English).

20. Paszkiewicz A., Salach M., Dymora P., Bolanowski M., Budzik G., Kubiak, P. Methodology of Implementing Virtual Reality in Education for Industry 4.0. DOI: 10.3390/su13095049. Sustainability (Switzerland), 2021, vol. 13 (9). (In English).

21. Shatto B., Erwin K. Teaching Millennials and Generation Z: Bridging the Generational Divide. DOI: 10.1891/1078-4535.23.1.24. Creative Nursing, 2017, vol. 23 (1), pp. 24-28. (In English).

22. Silva J. R., Guimaraes F., Sano P. T. Teaching of Botany in higher education: representations and discussions of undergraduate students. Revista Electrónica de Enseñanza de las Ciencias, 2016, vol. 15 (3), pp. 380-393. (In English).

23. Ventola C. L. Virtual Reality in Pharmacy: Opportunities for Clinical, Research, and Educational Applications. P&T, 2019, vol. 44 (5), pp. 267-276. (In English).

24. VR/AR: kak tekhnologii ispol'zuyut v meditsine [VR/AR: how technologies are used in medicine]. Available at: https://modumlab. com/blog/medicine (accessed 10.09.2021). (In Russian).

25. VRZAVOD - Virtual'nyy zavod 2.0 [VRZAVOD - Virtual Factory 2.0]. Available at: https://vrzavod.org/ (accessed 07.11.2021). (In Russian).

УДК/UDC 37.018.43

DOI 10.54509/22203036_2023_1_46

EDN AYEPCI

Кондаурова Ирина Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий, инженерный факультет, Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, г. Кемерово

Филипович Лариса Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогических технологий, инженерный факультет, Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, г. Кемерово

Kondaurova Irina G.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogical Technologies, Faculty of Engineering, Kuzbass State Agricultural Academy, Kemerovo

Filipovich Larisa A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Pedagogical Technologies, Faculty of Engineering, Kuzbass State Agricultural Academy, Kemerovo

ОТНОШЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

THE ATTITUDE OF EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS TO DISTANCE LEARNING

Введение. Актуальность исследуемой темы обусловливается тем, что внедрение цифровых технологий проявляется практически во всех сферах профессиональной деятельности, в том числе и в образовании. Трансформация образования в условиях циф-ровизации кардинально меняет подход как к образовательному процессу, так и к образу жизни в целом. В связи с этим приоритетной задачей, стоящей перед

системой образования, является создание системы открытого образования, обеспечивающей открытый доступ к образовательным ресурсам на базе цифровых технологий. Использование цифровых технологий в учебном процессе становится требованием времени, позволяющим организовать личностно ориентированный образовательный процесс для каждого обучающегося на основе индивидуальных образовательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.