Общественное здоровье
альных методов стимулирования труда - 3,3 балла - 33,68%).
Цель, миссия,
Рис. Контур внутреннего имиджа ОГУЗ "БОКПНБ".
Комплексный показатель "Материальнотехническая база" получил наименьшую среднюю оценку - 2,8 балла (Юу -
12,53%),что связано неудовлетворенностью респондентов организацией рабочего места -3,1 балла (Юу - 17,46%), его технической оснащенностью - 2,5 балла (&у - 11,78%), отсутствием комнаты отдыха, в том числе для приема пищи - 2,4 балла (&у - 10,67%).
В ходе SWOT-анализа комплексных показателей внутреннего имиджа установлены сильные и слабые стороны ЛПУ.
Так, к сильным сторонам внутреннего имиджа ОГУЗ "БОКПНБ" следует отнести: успешное выполнение целей и миссии ЛПУ, высокое качество медицинской помощи, профессионализм медицинского персонала и руководства, престижность работы в медицинском учреждении.
Слабыми сторонами внутреннего имиджа ОГУЗ "БОКПНБ" являются низкая профилактическая активность ЛПУ, недостаточное лекарственное обеспечение, узкий спектр оказываемых медицинских услуг, неэффективная оплата труда и отсутствие системы стимулирования, неудовлетворительная материально-техническая база.
По результатам социологического исследования был составлен контур внутреннего имиджа ЛПУ (рис.), а также рассчитана его интегральная оценка, которая составила 3,5 балла (&у - 21,45%), что свидетельствует об удовлетворительном состоянии имиджа медицинского учреждения у сотрудников.
На основании проведенного исследования сформирована программа по формированию имиджа ОГУЗ "БОКПНБ", которая позволит существенно улучшить внутренний имидж, в том числе создать благоприятные условия для работы и самореализации медицинского персонала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гришко С. Исследование потребительских предпочтений // Бизнес-Информ. - 1997. -№ 23.- С. 72-75.
2. Леонтьева Л.С. Организационная культура и формирование имиджа. - Ярославль: МУБНТ, 2003. - 87 с.
3. Томилова М.В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом. - 1998. -№ 1. - С. 51-58.
4. Урусова Т.И., Давыдова Н.В., Базелюк Е.В. Понятие культуры обслуживания и ее значение в работе с потребителями товаров и
Общественное здоровье УДК 614.22
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМИДЖЕМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
© Тхориков Б.А., Спичак И.В.
Белгородская областная клиническая психоневрологическая больница, Белгород; Кафедра управления и экономики здравоохранения фармацевтического факультета Белгородского государственного университета, Белгород
Цель исследования - разработка технологии управления имиджем ЛПУ. Исследование проводилось в период с мая 2005 г. по июнь 2007 г. с участием 505 респондентов из внешнего и внутреннего окружения ОГУЗ "Белгородская областная клиническая психоневрологическая больница" (ОГУЗ "БОКПНБ"). Предложены обоснование дефиниции "имидж ЛПУ", определена его структура, разработана технология управления имиджем и ее методическое обеспечение, сформированы подходы к оценке экономического эффекта имиджа. Приведены результаты апробации технологии управления имиджем на базе лечебнопрофилактического учреждения.
Ключевые слова: имидж лечебно-профилактического учреждения, технология управления, модель, социологическое исследование.
TECHNOLOGY OF HOSPITAL IMAGE MANAGEMENT Tkhorikov B.A., Spichak I. V.
Belgorod Regional Clinical Psychoneurological Hospital, Belgorod;
Department of Management & Economics of Health Care of the Pharmaceutical Faculty
of the Belgorod State University, Belgorod The purpose of the research is the development of the technology of hospital image management. The research was being performed from May 2005 till June 2007 with the assistance of 505 respondents. In the research the substantiation of a definition «hospital image" is offered, its structure is determined, the technology of image management and its methodical substantiation are worked out, and the approaches to the estimation of economic benefit of the image development are set up. The results of the approbation of the technology of image management on the basis of a hospital are given.
Key words: Image of hospital, technology of management, model, sociological research.
Технология управления имиджем лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) относится к числу новых направлений экономики и управления здравоохранением. Инновационный характер темы исследования обусловлен тем, что при внедрении в деятельность ЛПУ данной технологии происходит качественное упрочнение социальных связей ЛПУ за счет ориентации лечебного учреждения на выявление и наиболее полное удовлетворение потребностей своих контрагентов. Это, в свою очередь, позитивно влияет на эффективность выполнения ЛПУ своих целей и миссии.
Цель исследования - разработка технологии управления имиджем ЛПУ.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Апробация технологии управления имиджем ЛПУ осуществлена на базе ОГУЗ "Бел-
городская областная клиническая психоневрологическая больница" (ОГУЗ "БОКПНБ") в период с мая 2005 г. по июнь 2007 г. В ее разработке использованы методы: социологические, вариационной статистики, стратегического управления, маркетинга, математического моделирования. Всего в исследовании приняли участие 505 респондентов.
Контент-анализ литературных источников выявил отсутствие дефиниции имиджа ЛПУ в литературе. В связи с этим, на основе проведенного лингвистического анализа определений имиджа организации по методике Т.И. Урусовой [1], с учетом специфики функционирования ЛПУ в отрасли здравоохранения, сформулировано следующее определение: "Имидж лечебно-профилактического
учреждения - это отношение субъектов, непосредственно участвующих, контролирующих или использующих результаты дея-
тельности ЛПУ, к процессу планирования, организации и выполнения целей и миссии медицинского учреждения".
ЛПУ является организацией открытого типа, поэтому в каждом из вышеперечисленных процессов принимают участие субъекты внешнего и внутреннего окружения, заинтересованные в их эффективности. Но каждый из субъектов в силу объективных причин, обусловленных стоящими перед ними целями, использует свои критерии в оценке степени реализации обозначенных процессов и формирует тем самым собственный имидж ЛПУ, который является частью общего имиджа, образованного всеми субъектами.
Исходя из того, что каждый участник окружения ЛПУ оказывает прямое влияние на процессы, то их можно дифференцировать по принципу маркетинговой среды (окруже-
ния) [2] следующим образом: пациенты, медицинский персонал, деловые партнеры, государственные структуры, общественность и конкуренты.
Общий имидж ЛПУ, на наш взгляд, складывается из отдельных блоков, сформированных каждым из участников маркетингового окружения: пациенты - имидж пациентов; медицинский персонал - внутренний имидж; деловые партнеры - бизнес-имидж; государственные структуры - имидж у госструктур; общественность - социальный имидж; конкуренты - конкурентный имидж.
Данный подход положен в основу разработанной нами технологии управления имиджем, которая состоит из четырех этапов (рис.) и включает методическое обеспечение для практической реализации: социологические анкеты; статистические таблицы для
Рис. Технология управления имиджем ЛПУ.