Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ТРЕНИНГА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

ТЕХНОЛОГИЯ ТРЕНИНГА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научные исследования / научно-исследовательская (исследовательская) компетенция / научно-исследовательский дефицит педагога / профессиональная компетентность / практикум / тренинг / scientific research / research competence / research deficit of the teacher / professional competence / workshop / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Сергей Владимирович

В статье представлено научное осмысление основных категорий пространства научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов и педагогов в процессе их вузовской подготовки, в системе повышения квалификации, в образовательной практике. Проведен анализ понятия исследовательской компетентности (компетенции) как ключевой составляющей профессиональной компетентности педагога. Показано место технологии тренинга в организации практикумах студентов. Предложена пятикомпонентная модель педагогического тренинга, включающего, выявление и обоснование педагогической (методической) проблемы; проектирование концепции и дизайна педагогического (методического) исследования; экспертиза результатов исследовательских работ; моделирование педагогических продуктов (программ, систем, методик и др.); разработка оценки результатов педагогического исследования; и приведены конкретные примеры заданий по каждому из составляющих компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a scientific understanding of the main categories of the space of research activities of students, graduate students and teachers in the process of their university training, in the system of advanced training, in educational practice. The analysis of the concept of research competence (competence) as a key component of the professional competence of a teacher is carried out. The place of training technology in the organization of students' workshops is shown. A five-component model of pedagogical training is proposed, including the identification and justification of the pedagogical (methodological) problem; designing the concept and design of pedagogical (methodological) research; examination of research results; modeling of pedagogical products (programs, systems, techniques, etc.); development of an assessment of the results of pedagogical research; and specific examples of tasks for each of the constituent components are given.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ТРЕНИНГА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

9. Хангельдиева, И.Г. Общество 5.0 и образование: перспективы и предостережения / И.Г. Хангельдиева // Отечественная и зарубежная педагогика. -2022. - T. l.-№ 1. - С. 123-140

10. Щербатых, C.B. Краудсорсинг как элемент интерактивного обучения математике на гуманитарных направлениях подготовки / C.B. Щербатых, М.С. Артюхина // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2022. - №4(60). -С. 98-105

11. Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде: методическое пособие / Под ред. И.М. Осмол овской.-М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. - 118 с.

Педагогика

УДК 378.147.88

доктор педагогических наук, профессор Алексеев Сергей Владимирович

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ТЕХНОЛОГИЯ ТРЕНИНГА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье представлено научное осмысление основных категорий пространства научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов и педагогов в процессе их вузовской подготовки, в системе повышения квалификации, в образовательной практике. Проведен анализ понятия исследовательской компетентности (компетенции) как ключевой составляющей профессиональной компетентности педагога. Показано место технологии тренинга в организации практикумах студентов. Предложена пятикомпонентная модель педагогического тренинга, включающего, выявление и обоснование педагогической (методической) проблемы; проектирование концепции и дизайна педагогического (методического) исследования; экспертиза результатов исследовательских работ; моделирование педагогических продуктов (программ, систем, методик и др.); разработка оценки результатов педагогического исследования; и приведены конкретные примеры заданий по каждому из составляющих компонентов.

Ключевые слова: научные исследования, научно-исследовательская (исследовательская) компетенция, научно-исследовательский дефицит педагога, профессиональная компетентность, практикум, тренинг.

Annotation. The article presents a scientific understanding of the main categories of the space of research activities of students, graduate students and teachers in the process of their university training, in the system of advanced training, in educational practice. The analysis of the concept of research competence (competence) as a key component of the professional competence of a teacher is carried out. The place of training technology in the organization of students' workshops is shown. A five-component model of pedagogical training is proposed, including the identification and justification of the pedagogical (methodological) problem; designing the concept and design of pedagogical (methodological) research; examination of research results; modeling of pedagogical products (programs, systems, techniques, etc.); development of an assessment of the results of pedagogical research; and specific examples of tasks for each of the constituent components are given.

Key words: scientific research, research competence, research deficit of the teacher, professional competence, workshop, training.

Введение. Десятилетие науки и технологий, объявленное в Российской Федерации по указу Президента РФ (№231 от 25 апреля 2021г.) определяет следующие задачи российской науки:

- привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок;

- содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны;

- повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан Российской Федерации.

При многообразии и разнообразие форм повышения научно-исследовательской компетенции студентов и педагогов высок уровень научно-исследовательских дефицитов в их профессиональной компетентности, наблюдается «провал», определенный «вакуум» между научными результатами педагогических исследований и практикой их внедрения в массовое образование.

Стратегия решения проблемы научных дефицитов связано с «научной (исследовательской) компетенцией» - умением использовать последние результаты научных исследований в области методологии современного образования и методики предметного образования. Магистратура и аспирантура - две структуры в системе высшего образования, в которых формирование научной (исследовательской) компетенции является доминирующей. Элементы исследовательской компетенции в компетентностных моделях выпускников аспирантуры и магистратуры: от способности к критическому мышлению к готовности организации исследовательской деятельности представлены в работе [1]. В научных работах исследовательская компетенция студентов - будущих педагогов рассматривается как ключевая составляющая профессиональной компетентности и носит метапредметный характер (А.В. Багачук, Ю.В. Рындина, Е.Л. Макарова, Г.С. Саволайнен, П.И. Третьяков, М.Б. Шашкина, А.В. Хуторской, и др.).

Изложение основного материала статьи. Начнем с осмысления ключевого понятия статьи - исследовательской компетентности или ее составляющих компетенций. Исследовательская компетентность в трактовке М.Б. Шашкиной и

A.В. Багачук, ориентирована на аксиологию, методологию и технологию исследовательской деятельности [10]. Если

B.А. Константинов в исследовательской компетентности выделяет готовность и способность педагога к исследовательской деятельности [4], В.И. Андреев конкретизирует характеристики педагога-исследователя, связанные с диагностическими умениями, методологической культурой, творческой рефлексией, умениями самосознания и самопознания, творческой импровизацией [2]. Г.Н. Лобова определяет два уровня исследовательской компетенции: учебно-исследовательская и научно-исследовательская, тесно связанных между собой и взаимообусловливающих друг друга [6]. Зарубежный опыт подготовки специалистов-исследователей в сфере образования представлен в работе А.А. Грибаньковой. Автором обосновано, что «подготовка специалистов-исследователей концентрирует ценности и смыслы культуры университетского образования, основанной на соединении традиций научного труда, ценностей познания и педагогической миссии сохранения и передачи культурного наследия» [3, С. 12].

Среди различных практикумов представляет особый интерес технология тренинга. Видология тренингов достаточно разнообразна.

А.Д. Чанько отмечает, что «социально-психологический тренинг, как метод обучения, позволяет не только моделировать, но и ускорять естественные процессы социализации» [9, С. 6]. Заметное место в исследованиях по формированию профессиональных качеств у студентов занимают работы С.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой,

Н. Самоукиной и др., которые ориентированы на пути формирования педагогической техники. В исследовании М.Е. Кузнецовой отмечено, что «...уровень сформированное™ основ педагогической техники студента педвуза можно существенно повысить, если: будет создана тренинговая программа обучения, включающая тренинговый компонент в системе обучения в педвузе» Г5, С. 91. A.B. Щербаков считает, что «педагогический тренинг - это форма организации деятельности в процессе индивидуализации профессионально-педагогической подготовки направленная на развитие личностных и профессиональных качеств личности будущего учителя посредством актуализации знаний в устойчивые психические образования» [10, С. 8]. Нами предлагается технология тренинга исследовательских компетенций студентов педагогических вузов, представляющая единство пяти основных компонентов:

1. Выявление и обоснование педагогической (методической) проблемы.

2. Проектирование концепции и дизайна педагогического (методического) исследования.

3. Экспертиза результатов исследовательских работ.

4. Моделирование педагогических продуктов (программ, систем, методик и др.).

5. Разработка оценки результатов педагогического исследования.

Примеры фрагментов разработанной технологии приведены ниже.

Первый фрагмент ориентирован на системное рассмотрение педагогической (методической) проблемы, обоснование необходимости ее решения, прогнозирование результатов после ее решения; пример задания: Предложите варианты исследований по разработке методики подготовки специалистов на новые профессии, например, тьютора или наставника.

Второй фрагмент направлен на формирование и опыт проектирования логической схемы педагогического (методического) исследования, его концепции и дизайна. Среди заданий этого направления может быть следующее: Дайте экспертную оценку фрагменту гугл-формы для социально-педагогического исследования (табл. 1):

Таблица 1

Фрагменты анкеты социально-педагогического исследования

1. Какими личностными качествами должен - доверие

обладать педагог 21 века? обозначьте три. - справедливость

- высокий профессионализм

- юмор

- честность

- коммуникабельность

- открытость

- современность

- дополните самостоятельно...

2. Назовите две характеристики, которые - цифровая

можно связать с понятием «умная школа». - технологичная

- комфортная

- открытая

- дистанционная

- по выбору

- дополните самостоятельно

3. Как вы относитесь к тестовой форме - положительно

оценки знаний обучающихся ? - отрицательно

- затрудняюсь ответить

4. Ваше отношение к инклюзивному - хорошо, это правильно

образованию- совместному образованию - плохо, необходимо разделение

детей с разными возможностями (особыми - затрудняюсь ответить

возможностями здоровья) и потребностями

5. Как вы относитесь к идее единообразия - положительно

(единые программы, единые учебники и - отрицательно

др.) в системе образования? - затрудняюсь ответить

Третий фрагмент может быть представлен в форме задания проведения экспертизы одного из авторефератов диссертационных работ или научных статей авторов по тематике предстоящей выпускной квалификационной работы ; работы предлагается выбирать самостоятельно студентам.

Четвертый фрагмент связан с формированием у студентов умений моделирования педагогических или методических систем, компетенций профессиональной трактовки разработанных моделей. Например, В.А. Ясвин предлагает модель проектного поля образовательной среды [11, С. 62]. Возможное задание по данному фрагменту может быть сформулировано следующим образом: предложите комментарий к рассматриваемой модели в контексте вашей опытно-экспериментальной или инновационной работы, вашего педагогического исследования.

Пятый фрагмент возможно реализовать в формате задания типа: Предложите ряд вопросов для проведения интервьюирования людей разных возрастных групп (по теории поколений: X, Y, Z поколений) в области мотивации к непрерывному образованию. Умение формулировать и задавать «умные «вопросы («вопросная компетенция», по C.B. Алексееву) - одно из ключевых в ряду исследовательских компетенций будущего учителя.

Выводы. Результаты анализа работы ряда фокус групп студентов, аспирантов, педагогов позволяют констатировать,

- индивидуально-коллективное обсуждение научных публикаций и авторефератов диссертационных работ позволяет не только сформировать навыки научного анализа, но и сформулировать возможные направления диссеминации полученных результатов в образовательную практику;

- обсуждение концепций и дизайна возможных педагогических исследований и дальнейшая их индивидуальная презентация позволяет формировать системное видение рассматриваемой проблемы и планируемого пути ее исследования;

- работа студентов с оригинальными научными текстами (печатными или цифровыми) позволяет расширить их научную культуру и увеличить опыт педагогического исследования.

В настоящее время в научной литературе все чаще появляются работы, исследующие профессиональные дефициты педагогов, в связи с чем целесообразно обозначить ряд перспективных направлений решения проблемы научно-исследовательских дефицитов педагогов на разных уровнях:

- в вузовской системе основной вектор внимания стоит обратить на учебные модули, связанные с методикой научного педагогического исследования и организацией опытно-экспериментальной и инновационной работы в образовательных организациях, а также на целеполагание и прогнозируемые результаты исследовательской практики студентов;

- для системы школьного образования представляет интерес движение «школ-лабораторий», инициированное в Санкт-Петербурге свыше двадцати лет назад профессором С.Г. Вершловским и продолжающееся в настоящее время. Именно в этих исследовательских программах и проектах формируются исследовательские компетенции педагогов;

- результаты диссертационных работ и крупных исследовательских проектов целесообразно систематизировать, обобщать и представлять на едином федеральном (или региональном) портале в форме кратких авторефератов (до 5-6 стр.) или аннотаций (2-3 стр.), в которых в доступной форме были бы отражены суть исследования, полученные результаты и рекомендации по их диссеминации;

- усиливающееся в настоящее время движение наставничества сориентировать на подготовку наставников научной карьеры педагогов, студентов, аспирантов; проведение мастер-классов наставников научной карьеры будет широко востребовано как на уровне региона, так и на федеральном уровне;

- представляется перспективным проведение серии исследовательских практик, проектов, программ совместно коллективами педагогических вузов и учреждений постдипломного педагогического образования;

- для интеграции отечественного и зарубежного опыта ведения научно-исследовательской деятельности шире использовать современные цифровые технологии, которые в данном случае могут дать высокие результаты и привлечь максимальное число заинтересованных участников.

Литература:

1. Алексеев, C.B. Развитие профессиональной компетенции педагога в системе постдипломного образования / C.B. Алексеев, С.Н. Журавлев // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016,- Вып 50,- Ч. 1. - С. 3-17

2. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.

3. Грибанькова, A.A. Современные тенденции в подготовке специалистов-исследователей за рубежом (в контексте исследования проблем модернизации образования) / автореферат докт. дисс. 13.00.08. - М., 2011. - 44 с.

4. Константинов, В.А. Методика формирования исследовательской компетентности студентов в условиях университетского ботанического сада [Текст] / автореф. дис. канд. пед. наук. - Астрахань, 2000. - 23 с.

5. Кузнецова, М.Е. Тренинговый компонент как основа формирования педагогической техники будущего учителя / автореферат канд. пед. наук. 13.00.01. - Тобольск, 1998. -24 с.

6. Лобова, Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности / Г.Н. Лобова. - М., Акад. проф. Образования, 2002. - 196 с.

7. Хуторской, A.B. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] / A.B. Хуторской. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 16.04.2023)

8. Чанько, А.Д. Социально-психологический тренинг как метод воздействия на группу в организации / автореферат канд. психол. наук. 19.00.05. - СПб, 2004. - 22 с.

9. Шашкина, М.Б. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода [Текст]: монография / М.Б. Шашкина, A.B. Багачук. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. - 240 с.

10. Щербаков, A.B. Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе / автореферат канд. пед. наук, 13.00.01. - Челябинск, 2000. - 18 с.

11. Ясвин, В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А. Ясвин. - М.: Народное образование, 2019. -448 с.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук Алексеева Полина Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (г. Санкт-Петербург)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Аннотация. Цель исследования заключается в разработке стратегии проектирования педагогического мышления современного преподавателя высшего учебного заведения. В статье рассмотрены различные подходы к понятию «педагогическое мышление», сформулировано понятие, выделены ключевые аспекты педагогического мышления, отражены проблемы, с которыми сталкивается преподаватель при проектировании своего педагогического мышления, рассмотрены способы, которые могут улучшить педагогическое мышление, а также предложена стратегия проектирования педагогического мышления. Научная новизна заключается в уточнении понятия «педагогическое мышление», определении условий его формирования и разработке стратегии проектирования. В результате исследования разработана стратегия проектирования педагогического мышления, что может быть использовано преподавателями в процессе повышения квалификации и позволит оставаться востребованными специалистами в изменяющихся условиях. Ключевые слова: педагогическое мышление, преподаватель вуза, стратегия мышления.

Annotation. The purpose of the study is to develop a strategy for designing the pedagogical thinking of a modern teacher of a higher educational institution. The article discusses various approaches to the concept of "pedagogical thinking", formulates the concept, highlights the key aspects of pedagogical thinking, reflects the problems that the teacher faces when designing his pedagogical thinking, considers ways that can improve pedagogical thinking, and also proposes a strategy for designing pedagogical thinking. Scientific novelty consists in clarifying the concept of "pedagogical thinking", determining the conditions for its formation and developing a design strategy. As a result of the study, a strategy for designing the teacher's pedagogical thinking was developed, which will allow teachers to remain in demand as specialists in a changing environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.