Научная статья на тему 'Технология создания и структура авторского интерактивного пособия'

Технология создания и структура авторского интерактивного пособия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
164
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / TECHNOLOGICAL ENVIRONMENT / ИНОЯЗЫЧНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN LANGUAGE LEARNING ACTIVITIES / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСОБИЕ / INTERACTIVE TUTORIAL / НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / NON-LINGUISTIC FACULTY / PRIVATEWORK

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Киракосян Марина Жановна

Рассматриваются вопросы создания технологической среды для электронного интерактивного пособия. Анализ возможностей реализации компьютерной программы позволил нам прийти к выводу, что существует много способов создания авторского интерактивного пособия для повышения эффективности в овладении неродным языком, которое не требует финансовых затрат.This article touches upon the problems of technological environment creation for electronic interactive manual. The analysis of computer program realization possibilities allowed us to come to the conclusion that there are practically many ways of author's interactive manual creation to improve efficiency in the acquisition of a non-native language without any financial expenses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Киракосян Марина Жановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология создания и структура авторского интерактивного пособия»

УДК 65.240-21

М.Ж. Киракосян,

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

Технология создания и структура авторского интерактивного пособия

Прежде чем внедрять компьютерные и информационные технологии в учебный процесс, следует осознавать педагогическую и методическую целесообразность их применения. Само по себе наличие компьютерных и информационных технологий не гарантирует их позитивного влияния на учебный процесс.

Учитывая увеличение времени, отводимое на самостоятельное освоение дисциплины, считаем актуальным создание технологии активизации самостоятельной учебной деятельности студентов, в частности при изучении неродного языка в национальном нелингвистическом вузе с использованием компьютерных и информационных технологий.

Особый интерес по своим потенциальным возможностям, обусловленным их дидактическими свойствами, представляют такие инновационные средства обучения как электронные комплексы.

Нельзя сказать, что эта тема не освещалась в учебно-методической литературе. Однако вопро-

Рассматриваются вопросы создания технологической среды для электронного интерактивного пособия. Анализ возможностей реализации компьютерной программы позволил нам прийти к выводу, что существует много способов создания авторского интерактивного пособия для повышения эффективности в овладении неродным языком, которые не требуют финансовых затрат. Ключевые слова: технологическая среда, иноязычная учебная деятельность, самостоятельная работа, интерактивное пособие, нелингвистический факультет.

This article touches upon the problems of technological environment creation for electronic interactive manual. The analysis of computer program realization possibilities allowed us to come to the conclusion that there are practically many ways of author's interactive manual creation to improve efficiency in the acquisition of a non-native language without any financial expenses.

Key words: technological environment, foreign language learning activities, private work, interactive tutorial, non-linguistic faculty.

сы организации самостоятельной работы студентов по овладению иноязычной речевой деятельностью с помощью интерактивных средств обучения до сих пор не нашли широкого применения в учебной практике национального вуза. Дело в том, что каждый разработчик электронной обучающей программы вынужден решать проблему создания программной оболочки курса. Потому что обучающие программы, как правило, представляют собой дорогостоящий продукт, приобретение которых оказывается не под силу не

то что преподавателю, но порой и целому вузу.

К счастью, компьютерные и информационные технологии быстро обновляются. Сегодня существует много способов для создания собственного интерактивного пособия. Один из них - это программа Microsoft Visual Basic, являющаяся идеальным средством для быстрого и простого создания приложений, функционирующего под управлением Windows. Microsoft Visual Basic (рис. 1, 2, 3, 4). Он отличается удобным графическим интерфейсом, в нем од-

Рис. 1. Среда разработки курса Visual Basic

© Кирокосян М.Ж., 2014

Рис. 2. Построение пользовательского интерфейса

Рис. 3. Написание программного кода

Рис. 4. Создание разделов Интернет-задание и форум

Рис. 5. Фоны к урокам (программа Adobe Photoshop CS 5)

Рис. 6. Встраивание аудио файлов

Рис. 7. Встраивание видео файлов

• ' . 1 .

№ т

Задания к тексту

Н ЯИ^н «•и- »Qf

Г"---------------п. IS—Д.

■ - в—

Рис.8. Программа Adobe Dreamweaver CS 5

------- ' — »—- '—- '— -— ■ :„Щв

• !Е! Г 1™

-Я! », JJ. ». 4*. 4L, К, U. t, 1J, Г

:г JfL- * ^

Л 1*1 ------

-к |Ш«Н,ИЧШПИ11 * J 1 ■ -I'll.

1 *гщт «ш) •! ЕХСГС! ' ■ / 1 О it в — • I» -»а

Рис. 9. Написание HTML-кода, Java скриптов и CSS

новременно совмещается как среда программирования, так и язык программирования.

Проектирование среды интерактивного пособия подразумевает:

- построение пользовательского интерфейса с помощью элементов среды (кнопки,текстового поля, плеера и др.);

- написание программного кода, который отвечает за действия (активизацию элементов),

предпринимаемые в пользовательском интерфейсе.

После разработки интерфейса и кнопки управления, поля и другие элементы, размещенные на пустой форме, автоматически распознают действия пользователя, такие, например, как движение мыши или щелчок ее кнопки.

Видео и аудио плееры также создавались на языке программирования Visual Basic.

Дизайн программы разрабатывался в редакторе растровой графики Adobe Photoshop CS 5 (рис. 5). Программа использовалась для создания фона к урокам, дизайна элементов web-страниц, иллюстраций и символов. С ее помощью менялись основные параметры изображений, выполнялась обрезка, убирались дефекты.

С помощью HTML - редактора Adobe Dreamweaver и технологий

« »ИД«ККЧ«»Т1 «Спутниц* Христа*.

Рис. 10. Встраивание видео файла в раздел задания к тексту

П JMtxr 0!\русСкнЯ\легендьД1.4.)тх

Fie bv insert options Help

m

Title Расставьте абзацы s нужном порядке

Main sentence Alternate sentences

1

2 3

Обстоятельства Рождества Христо» Современное летоисчисление Упоминание о Рождестве в Еванге Упоминание о Роадестее е Еванге Загадка Вифлеемском звезды Выводы исследователей

:

Options for alternate sentences

G Allow sanlances wtilcli do not use all words and punctuation tn main sentence. r Warn itallsmals saolance doss not use all words and punctuation in mam sentence

Qyfig: eogbmfi. cffl

Рис. 11. Создание заданий с помощью Hot Potatoes

Рис. 12. Таблица используемых блоков программы «Hot Potatoes»

Рис. 13. Инсталлятор программы

JavaScript производились следующие действия (рис. 8, 9, 10):

- встраивание аудио и видео файлов (рис. 6, 7);

- редактирование HTML-кода заданий, вставка кнопки назад, на-

писание скриптов для создания на странице аудио- и видеоплеера.

Adobe Dreamweaver совместим с различными браузерами, что позволяет просматривать страницы в реальном браузере.

Программа JavaScript использовалась для «оживления» форм HTML. Скриптовый язык очень удобен для работы, поскольку встраивается прямо в веб-страницы и исполняется браузером во время

Рис. 15. Блочная схема интерактивного учебного пособия

их загрузки. В настоящее время почти все веб-страницы используют JavaScript.

HTML и JavaScript позволяют создать веб-страницы и для конструирования среды лексико-грамматических упражнений. Самостоятельно конструировать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования можно при помощи, нашедшей широкое применение в педагогической среде, программы-оболочки «Hot Potatoes» (рис. 11, 12).

В пакет программы Hot Potatoes входят 5 приложений для составления заданий и тестов разных видов: Jquiz ,Jcloze, Jcross, Jmix, Jmatch.

Завершающим этапом технологического конструирования интерактивного курса является создание инсталлятора программы. Наш выбор пал на многофункциональный инсталляционный пакет Smart Install Maker, являющийся удобным средством установки, поскольку программа, создаваемая в этой среде, имеет небольшой размер, а сам инсталлятор поддерживает превосходный формат сжатия Cab (рис. 13, 14).

Представляемое интерактивное пособие,основанное на достижениях современных технологий, способно, на наш взгляд, обеспечить иноязычный учебный процесс методологией и практикой разработки оптимального использования информационных и коммуникационных технологий и создать предпосылки для более активного включения студентов в образовательное (а не только развлекательное) информационное пространство (рис.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.