Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ / РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ / ПРОЕКТНО-ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманов Максим Сулейманович

Целью статьи является описание результативности применения технологии смешанного обучения при подготовке педагога к проектно-эвристической деятельности. С целью написания данной статьи были использованы как общенаучные, так и специально-педагогические методы. Результаты. В результате исследования были сделаны выводы об эффективности использования технологии смешанного обучения в процессе подготовки будущих педагогов к проектной деятельности. Выводы. Как мы видим из педагогического опыта, технология смешанного обучения позволяет повысить эффективность подготовки студентов к проектно-эвристической работе. Однако, учитывая ограничения экспериментальной работы, мы не можем не говорить о том, что обнаруженный эффект, выраженный в более качественном выполнении заданий, связанных с внедрением методов проектно-эвристической деятельности в педагогическую практику, может иметь устойчивый характер. Тем не менее даже прирост показателей группы, в процессе работы с которой использовалось смешанное обучение, в сравнении с группой, где использовались традиционные методики обучения, указывает на положительный эффект внедрения технологии смешанного обучения при подготовкt будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулейманов Максим Сулейманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF BLENDED LEARNING AS A MEANS OF PREPARING THE FUTURE TEACHERS FOR PROJECT ACTIVITIES

The aim of the article is to describe the effectiveness of the use of mixed learning technology in the preparation of a teacher for project-heuristic activities. For the purpose of writing this article, both general scientific and special pedagogical methods were used. Results. As a result of the study, conclusions were drawn about the effectiveness of using mixed learning technology in the process of preparing future teachers for project activities. Conclusions. As we can see from the pedagogical experience, the technology of blended learning makes it possible to increase the effectiveness of preparing students for project-heuristic work. However, taking into account the limitations of experimental work, we cannot but say that the discovered effect, expressed in better performance of tasks related to the introduction of methods of project-heuristic activity into pedagogical practice, may have a stable character. Nevertheless, even the increase in the indicators of the group in the process of working with which mixed learning was used, in comparison with the group where traditional teaching methods were used, indicates a positive effect of the introduction of mixed learning technology in the preparation of future teachers.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

дики преподавания, Дагестанский государ- m.karina01@mail.ru ственный педагогический университет, Махачкала, Россия, m.karina01@mail.ru

Благодарность

Работа выполнена при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации (Грант 08-08).

Принята в печать 21.02.2022

Acknowledgments

The work was carried out with the financial support of the Government of the Russian Federation (Grant 08-08).

Received 21.02.2022

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.147

DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-92-96

Технология смешанного обучения как средство подготовки будущих педагогов к проектной деятельности

© 2022 Сулейманов М. С.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, maks_suleymanov87@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является описание результативности применения технологии смешанного обучения при подготовке педагога к проектно-эвристической деятельности. С целью написания данной статьи были использованы как общенаучные, так и специально-педагогические методы. Результаты. В результате исследования были сделаны выводы об эффективности использования технологии смешанного обучения в процессе подготовки будущих педагогов к проектной деятельности. Выводы. Как мы видим из педагогического опыта, технология смешанного обучения позволяет повысить эффективность подготовки студентов к проектно-эвристической работе. Однако, учитывая ограничения экспериментальной работы, мы не можем не говорить о том, что обнаруженный эффект, выраженный в более качественном выполнении заданий, связанных с внедрением методов проектно-эвристической деятельности в педагогическую практику, может иметь устойчивый характер. Тем не менее даже прирост показателей группы, в процессе работы с которой использовалось смешанное обучение, в сравнении с группой, где использовались традиционные методики обучения, указывает на положительный эффект внедрения технологии смешанного обучения при подготовки будущих педагогов.

Ключевые слова: технология смешанного обучения, работа с одаренными детьми, проектно-эвристическая деятельность, подготовка будущих педагогов к проектной деятельности

Формат цитирования: Сулейманов М. С. Технология смешанного обучения как средство подготовки будущих педагогов к проектной деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 1-2. С. 92-96. DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-92-96_

Technology of Blended Learning as a Means of Preparing the Future Teachers for Project Activities

© 2022 Maxim S. Suleymanov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia,

maks_suleymanov87@mail.ru

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

ABSTRACT. The aim of the article is to describe the effectiveness of the use of mixed learning technology in the preparation of a teacher for project-heuristic activities. For the purpose of writing this article, both general scientific and special pedagogical methods were used. Results. As a result of the study, conclusions were drawn about the effectiveness of using mixed learning technology in the process of preparing future teachers for project activities. Conclusions. As we can see from the pedagogical experience, the technology of blended learning makes it possible to increase the effectiveness of preparing students for project-heuristic work. However, taking into account the limitations of experimental work, we cannot but say that the discovered effect, expressed in better performance of tasks related to the introduction of methods of project-heuristic activity into pedagogical practice, may have a stable character. Nevertheless, even the increase in the indicators of the group in the process of working with which mixed learning was used, in comparison with the group where traditional teaching methods were used, indicates a positive effect of the introduction of mixed learning technology in the preparation of future teachers.

Keywords: technology of mixed learning, work with gifted children, project-heuristic activity, preparation of masters for project-heuristic activity

For citation: Suleymanov M. S. Technology of Blended Learning as a Means of Preparing the Future Teachers for Project Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, 2022, vol. 16, no. 1-2, pp. 92-96. DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-92-96 (in Russian)

Введение

Подготовка к проектно-эвристической деятельности сегодня является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогическими факультетами и педагогическими высшими учебными заведениями. Сложность зачастую заключается в необходимости научить применять как проектные методы работы, так и творческие методы, подразумевающие раскрытие креативного и интеллектуального потенциала обучающихся. Во многом подготовка будущих педагогов к проектно-эвристической деятельности подразумевает достаточно точечную работу, которая позволяется сформировать уникальные и важные для современного педагога навыки и умения. Именно поэтому обучение будущих педагогов навыкам проектно-эвристической деятельности подразумевает активное использование различных педагогических методов. Так называемая технология «смешанного обучения» представляет технологию, в рамках которой используются как методы активного очного обучения, так и методы самостоятельного обучения, в некоторых случаях исследователи говорят о технологии смешанного обучения как о технологии, совмещающей процесс личного контакта педагога и контакта с использованием дистанционных методов коммуникации. Последнее понимание сущности смешанного обучения, конечно, отвечает вызовам времени и во многом определяет то, каким

образом в современных условиях развивается данная технология в педагогике Материалы и методы В качестве материалов исследования выступило значительное количество теоретических источников, инструкций и рекомендаций по использованию электронных форм коммуникации в образовательном процессе. Это позволило нам выбрать наиболее релевантные методы взаимодействия со студентами. Методологическая база исследования базируется на изучении научно-методической и педагогической литературы и электронных ресурсов, содержащих информацию о методах внедрения и развития технологий смешанного обучения. Помимо анализа научной литературы в процессе работы нами были проанализированы результаты экспериментальных исследований отечественных и зарубежных авторов (И. Н. Семенова, М. Хорн и др.)

Мы обратили внимание на видение технологии смешанного обучения, представленное в работах И. В. Кривопаловой [2]. В 2013 году исследователь справедливо отмечала, что за данной технологией будущее отечественной системы образования, и выделяла интернет в качестве средства образовательного процесса, в сущности поддерживающего образовательный процесс. Интересен взгляд на специфику смешанного обучения в контексте преподавания педагогических дисциплин, изложенный в трудах А. Г. Яковлевой [5], Г. В. Кравченко [1], Н. Н. Скрыпниковой

[3] и др. При этом в педагогике вплоть до 80-х гг. XX века эвристика и её методология рассматривалась в основном как эвристический метод Сократа (И. Я. Лернер, Д. А. Поспелов, М. Ю. Посталюк,

М. Н. Скаткин и др.). Тем не менее сегодня активно изучается сущность и расширяется методологическая база эвристической и проектно-эвристической деятельности педагога, в том числе благодаря работам Л. В. Чупровой [4], Д. А. Салмановой и др.

Цель исследования - выявление эффективности и описание особенностей использования смешанного обучения в подготовке будущих педагогов проектно-эвристической деятельности. Для этого группа из 20 студентов-магистрантов была разделена на две подгруппы, в каждой из которых были в равной степени представлены студенты с различными уровнями готовности к проектно-эвристической деятельности: по три студента с высоким уровнем готовности к использованию методов проектно-эвристической деятельности, по четыре студента - со средним уровнем готовности и по три студента - с низким уровнем готовности. Разделение было осуществлено на основе наличия у них определенного опыта, а именно:

- опыта проектно-эвристической педагогической деятельности,

- опыта проектной педагогической деятельности,

- опыта использования эвристических методов обучения,

- опыта работы педагогом.

Опираясь на результаты анкетирования, позволившего определить наличие соответствующего опыта, мы разделили студентов на три категории. Магистранты с высоким уровнем готовности к проект-но-эвристической деятельности в обязательном порядке должны были иметь опыт проектно-эвристической педагогической деятельности. Магистранты со средним уровнем готовности - педагогический опыт и опыт использования или методов проектной работы или эвристических методов обучения. Группу с низким уровнем готовности к проектно-эвристической деятельности составили студенты, имеющие педагогический опыт, но не имеющие опыта ни проектной, ни эвристической, ни проектно-

эвристической деятельности.

В ходе работы был проведен эксперимент, включавший два лекционных и одно практико-ориентированное (семинарское) занятие по предмету «Педагогическое проектирование» в рамках подготовки магистрантов специальности 44.04.01 «Педагогическое образование» программы «Педагогика одаренности». Выбор предмета был обусловлен потребностью обеспечить формирование навыков проектно-эвристической деятельности у будущих педагогов, которым предстоит работать с одаренными детьми, применяя креативные методы обучения. В ходе занятия по теме «Проектирование образовательной среды, формирование одаренности ребенка» с использованием эвристических методов обучения предстояло сформировать и отработать у студентов навыки проектирования занятий.

Результаты и обсуждение

С учетом специфики поставленных задач работа с первой подгруппой подразумевалась исключительно в очной форме, студенты второй подгруппы в обязательном порядке присутствовали на лекционных занятиях. Семинарское занятие было организовано в дистанционной форме. В ходе лекций обеим подгруппам был преподнесен материал, раскрывающий сущность и специфику методов проектно-эвристической работы, описаны ключевые аспекты осуществления проектно-эвристической деятельности в работе с одаренными детьми. Студентам обеих подгрупп было дано задание изучить дополнительную литературу, а также первой подгруппе - описать практику применения методов проектно-эвристической деятельности в средних школах Махачкалы, второй подгруппе - аналогичная работа, но с использованием интернета. Таким образом были обеспечены равные «стартовые» условия для обеих подгрупп, при этом им были даны в сущности одинаковые задачи, но среды их решения были разными.

Опишем полученные результаты. В ходе семинарского занятия всем студентам предлагалось выполнить задание по «наполнению» программ обучения 7 класса средней образовательной школы по биологии, физике и обществознанию. Соответственно, каждый из обучающихся получал возможность не только раскрыть

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

свои навыки проектно-эвристической деятельности, но и отразить уровень собственных профессиональных знаний в рамках своей учебной деятельности, с акцентом на работу в условиях школы, работающей с одаренными детьми. Оценка результативности работ студентов проводилась по 10-балльной шкале на основе следующих критериев:

- разнообразие описанных в рамках предложенных новаций методов эвристического обучения (критерий 1);

- соответствие методов, предложенных магистрантами, специфическим условиям работы с интеллектуально одаренными детьми (критерий 2);

- глубина проработки «проектного» компонента предложенных нововведений (критерий 3);

- наличие новаторского элемента в рамках предложенных действий (критерий 4);

- возможность применения предложенных действий в педагогической практике (критерий 5).

Оценка по каждому критерию может быть проанализирована в разрезе результатов оценки представителей различных категорий студентов.

С точки зрения изменения результативности отдельных критериев, показатели по второму критерию оказались равными для обеих подгрупп. Что интересно, во всех остальных показателях студенты, занимавшиеся дистанционно, получили более высокие баллы при выполнении заданий для самостоятельной работы на семинарских занятиях. Во многом это может быть связано с возможностью доступа в интернет как во время семинарского занятия, так и при изучении педагогической практики в процессе подготовки к занятиям, что значительно обогатило опыт обучающихся.

Обращает на себя внимание тот факт, что уровень оценки во второй подгруппе значительно выше только по двум показателям: глубине проработки «проектного» компонента предложенных нововведений (критерий 3) и новаторскому элементу в рамках предложенных мероприятий (критерий 4). Это указывает на то обстоятельство, что студенты второй подгруппы гораздо эффективнее раскрывали сущность

эвристической деятельности, предлагая наиболее интересные методики, которые могли быть внедрены в работу учебных заведений. На наш взгляд, это связано с особенностью поиска информации, доступной для студентов, в рамках обучения которых используется технология смешанного обучения. Незначительные изменения заметны по критериям 1 и 5, что тоже, мы считаем, определяется возможностью поиска наиболее релевантных методов эвристического обучения школьников. Как видим, единственным показателем, который не претерпел существенных изменений в зависимости от подгруппы обучающихся, является наличие опыта проектной педагогической деятельности, который имеет специфическую природу и повышение которого требует и воображения, и опыта работы с интеллектуально одаренными детьми.

Заключение

Использование технологий смешанного обучения позволяет не только воспроизвести традиционные формы обучения, но и дать уникальные возможности для развития профессиональных навыков будущих педагогов. Что немаловажно, благодаря технологии смешанного обучения будущие педагоги получают опыт, который будет составлять основу педагогического мастерства. В условиях, когда используется технология смешанного обучения, в процессе подготовки к проектно-эвристической деятельности привлекаются возможности интернета, при прочих равных, студенты, независимо от исходного уровня готовности, более успешно справляются с предложенными сложными, комплексными задачами. Конечно, эффект от использования интернета может носить и временный характер, на что указывает неоднозначность результатов по критерию 2 - соответствие методов, предложенных магистрантами, специфическим условиям работы с интеллектуально одаренными детьми. Однако показатели второй подгруппы, в рамках обучения которой использовалась практика смешанного обучения, указывают, что в «моменте» показатели эффективности работы студентов могут быть выше благодаря широте возможностей, предоставляемых глобальной сетью.

Литература

1. Кравченко Г. В. Использование модели смешанного обучения в системе высшего образования // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 3. С. 22-25.

2. Кривопалова И. В. Смешанное обучение как инновационный путь модернизации образовательной сферы // Вестник тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2013. Т. 18. № 1. С. 60-63.

3. Скрыпникова Н. Н. Технология смешанного обучения: актуальность и проблематика // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 3. С. 74-78.

4. Чупрова Л. В. Инновационное обучение как средство формирования профессиональных компетенций бакалавров // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12 (часть 6). С. 10721076.

5. Яковлева А. Г. Организация смешанного обучения в преподавании педагогических дисциплин // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (181). С. 96-100.

References

1. Kravchenko G. V. Ispol'zovanie modeli smeshannogo obucheniya v sisteme vysshego obrazovaniya [The Model of the Blended Learning in the System of the Higher Education]. "Izvestiya of Altai State University" Journal, 2014, no. 3, pp. 22-25 (in Russian).

2. Krivopalova I. V. Smeshannoe obuchenie kak innovacionnyj put' modernizacii obra-zovatel'noj sfery [Mixed Training as an Innovative Way of Educational Sphere Modernization]. Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2013, vol. 18, no. 1, pp. 60-63 (in Russian).

3. Skrypnikova N. N. Tekhnologiya smeshannogo obucheniya: aktual'nost' i problemat-ika [Technology of blended learning: relevance

and problems]. Vocational Education and Labour Market, 2018, no. 3, pp. 74-78 (in Russian).

4. Chuprova L. V. Innovacionnoe obuchenie kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetencij bakalavrov [Innovative training as a means of forming professional competencies of bachelors]. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2016, no. 12 (part 6), pp. 1072-1076 (in Russian).

5. Yakovleva A. G. Organizaciya smeshannogo obucheniya v prepodavanii pedagog-icheskih discipline [Organization of mixed learning in teaching pedagogical disciplines]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2017, no. 4 (181), pp. 96-100 (in Russian).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Сулейманов Максим Сулейманович,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра профессионально-педагогического образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, maks_suleymanov87@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Maxim S. Suleymanov, Ph. D. (Pedagogy), Senior Lecturer of the Department of Vocational and Pedagogical Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, maks_suleymanov87@mail.ru

Принята в печать 01.02.2022

Received 01.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.