Научная статья на тему 'Технология развития творческих способностей'

Технология развития творческих способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4523
928
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ПОЗНАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / СВЕРХСОЗНАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / CREATIVITY / KNOWLEDGE / SUPERCONSCIOUSNESS / TECHNOLOGY / NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дащинская Т. Н., Дащинский В. Е.

Работа посвящена разработке и апробации технологии развития творческих способностей и потребности в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность в интеллектуальной и художественной сферах. Для обоснования технологических приемов использовали известные данные и провели комплексные исследования зависимости творческой активности человека от социокультурных и психофизических факторов. Привлекая оригинальный метод изучения пространственной синхронизации биопотенциалов, выявили особенности нейрофизиологии креативных состояний мозга и стимулы, способствующие их активации. Впервые обнаружено, что в творческом акте участвуют перекрестные состояния, в которых наблюдается синхронизация активных фокусов, образующих две оси -«когнитивную» (левый лобно-височный, правый затылочный фокусы) и «сверхсознания» (правый лобно-височный, левый затылочный фокусы). При этом установлено, что эффективным способом активации данных состояний является комплекс согласованного и гармоничного действия триады дыхания, движения и звука при непосредственном контакте ученик-учитель. Применение технологии в учебном процессе позволило повысить у студентов театрального института эффективность усвоения нового материала и параллельно развить способности к эвристическому мышлению и самосовершенствованию через художественное творчество. С учетом этих результатов технология может быть рекомендована к использованию в учебных заведениях и не только художественного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дащинская Т. Н., Дащинский В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY DEVELOPMENT CREATIVE ABILITIES

The work is devoted to development and approbation of technology of development of creative abilities and need for self-improvement through education and creative activities in intellectual and art spheres. For justification of technological methods were used known data and were carried out complex investigation of dependence of creative activity of the person from sociocultural and psychophysical factors. Involving an original method of studying of spatial synchronization biopotentials, revealed features of neurophysiology of creative conditions of a brain and the incentives promoting their activation. For the first time it is revealed that cross conditions in which synchronization of the active focuses forming two axes "cognitive" (left fronto-temporal, right occipital focuses) and "superconsciousnesses" (right fronto-temporal, left occipital focuses). It is thus established that effective way of activation of these states is the complex of the coordinated and harmonious action of a triad breath, movement and a sound with the direct studentteacher contact. Technology application in educational process allowed to increase efficiency of assimilation of a new material at students of theatrical institute and in parallel to develop abilities to heuristic thinking and self-improvement through art creativity. Taking into account these results the technology can be recommended for use in educational institutions and not only an art profile.

Текст научной работы на тему «Технология развития творческих способностей»

УДК 316.3 + 612.82 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Дащинская Т.Н., Дащинский В.Е.

Работа посвящена разработке и апробации технологии развития творческих способностей и потребности в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность в интеллектуальной и художественной сферах. Для обоснования технологических приемов использовали известные данные и провели комплексные исследования зависимости творческой активности человека от социокультурных и психофизических факторов. Привлекая оригинальный метод изучения пространственной синхронизации биопотенциалов, выявили особенности нейрофизиологии креативных состояний мозга и стимулы, способствующие их активации. Впервые обнаружено, что в творческом акте участвуют перекрестные состояния, в которых наблюдается синхронизация активных фокусов, образующих две оси -«когнитивную» (левый лобно-височный, правый затылочный фокусы) и «сверхсознания» (правый лобно-височный, левый затылочный фокусы). При этом установлено, что эффективным способом активации данных состояний является комплекс согласованного и гармоничного действия триады - дыхания, движения и звука при непосредственном контакте ученик-учитель. Применение технологии в учебном процессе позволило повысить у студентов театрального института эффективность усвоения нового материала и параллельно развить способности к эвристическому мышлению и самосовершенствованию через художественное творчество. С учетом этих результатов технология может быть рекомендована к использованию в учебных заведениях и не только художественного профиля.

Ключевые слова: творчество, познание, креативность, сверхсознание, технология, потребности.

TECHNOLOGY DEVELOPMENT CREATIVE ABILITIES

Dashchinskaya T.N., Dashchinskiy V.E.

The work is devoted to development and approbation of technology of development of creative abilities and need for self-improvement through education and creative activities in intellectual and art spheres. For justification of technological methods were used known data and were carried out complex investigation of dependence of creative activity of the person from sociocultural and psychophysical factors. Involving an original method of studying of spatial synchronization biopotentials, revealed features of neurophysiology of creative conditions of a brain and the incentives promoting their activation. For the first time it is revealed that cross conditions in which synchronization of the active focuses forming two axes -"cognitive" (left fronto-temporal, right occipital focuses) and "superconsciousnesses" (right fronto-temporal, left occipital focuses). It is thus established that effective way of activation of these states is the complex of the coordinated and harmonious action of a triad - breath, movement and a sound with the direct student- teacher contact. Technology application in educational process allowed to increase efficiency of assimilation of a new material at students of theatrical institute and in parallel to develop abilities to heuristic thinking and self-improvement through art creativity. Taking into account these results the technology can be recommended for use in educational institutions and not only an art profile.

Keywords: creativity, knowledge, creativity, superconsciousness, technology,

needs.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема инноваций в настоящее время стала актуальной во всех сферах

- в науке и технике, в искусстве и образовании, в производстве и потреблении. Ее решение лимитируется уровнем профессионализма человека и его способностью находить нестандартные оригинальные идеи и решения, позволяющие получать новое знание и открывать перспективы развития во всех сферах жизнедеятельности. Очевидно, что решению данных проблем будут способствовать исследования нейро- и психофизиологических закономерностей творческого процесса и разработки на их основе технологий (психотехник), предназначенных не только для раскрытия и полноценного развития природного таланта творческой личности, но в большей степени - для формирования устойчивой потребности к любому творчеству и в том числе к усвоению и созданию новых знаний. Данные технологии должны быть рассчитаны на применение не только под руководством педагога, но и самостоятельно самим обучающимся. Гарантией эффективности и психосоматической безвредности таких психотехник будет обоснованное использование в ней достоверных научных данных по зависимости механизма мыслительного и творческого акта от генетических, физиологических, психофизических и социокультурных факторов.

В настоящей работе с целью разработки и апробации комплексной технологии, развивающей творческие способности и потребность в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность, проанализировали известные данные по нейрофизиологии и психофизике творческого состояния мозга, а также характерные психосоматические особенности людей, обладающих тем или иным талантом. При этом учитывали зависимость генезиса творческой личности от социокультурных и физических биогенных факторов.

1. ОБОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Объективной характеристикой ценности творческого интеллектуального или художественного продукта в вербальной или невербальной форме является степень его новизны, с которой напрямую связана мера полезности творческой деятельности. Эти количественные, по сути, характеристики одинаково применимы в двух качественно различных сферах творческой деятельности человека, относящихся к познанию и преобразованию мира. С ними связывают два типа мышления - вербально-логическое и невербально-интуитивное и, соответственно, две сферы творчества - интеллектуальная и художественная [6]. На физиологическом уровне данному раздвоению творческих способностей соответствует морфофункциональная асимметрия полушарий мозга - правое полушарие у правшей считается доминантным в художественном творчестве, тогда как функции левого полушария (к примеру, речевая и аналитическая) доминируют в интеллектуально-рациональном творчестве. Конечно, такая дифференциация специализации полушарий мозга условна и на деле доминирование одного из типов мышления и соответствующей ему творческой способности, как правило, сопряжено с наличием незаурядных способностей, относящихся к специализации контралатерального полушария. К примеру, одаренные физики и математики хорошо разбираются в музыке (А. Пуанкаре,

A.Эйнштейн, Р.Фейнман, Г.Перельман). Многие выдающиеся художники преуспевали в эпистолярном жанре (А.Дюрер, Ван Гог, Э. Делакруа, А.Бенуа,

B.Васнецов, В.Верещагин) и наоборот - большинство поэтов умели достаточно выразительно рисовать (А.Пушкин, М.Лермонтов, В.Маяковский, Ф.Гарсия Лорка).

Эти примеры указывают на то, что нейро- и психофизиология творчества имеет выраженную асимметрию на уровне полушарий мозга, кроме того высокая активность доминантного полушария является мотивирующим фактором развития творческих способностей, свойственных контралатеральному полушарию. В основе этого синергетического эффекта,

очевидно, лежит механизм нейропластичности мозга, который обеспечивает действенность различных развивающих психотехник.

1.1. Концепция сверхсознания

Впервые термин «сверхсознание» был использован К.С.Станиславским в психотехнике обучения актеров сценическому мастерству [14]. При этом умение «технически в совершенстве владеть своим сверхсознанием» расценивалось как ключевой и необходимый компонент творчества. Согласно представлениям П.В.Симонова [11-13], психофизика творчества включает в себя сознание, подсознание и сверхсознание. Сознание оперирует знанием, которое может быть передано другому, к подсознанию относятся автоматизированные навыки, усвоенные нормы и мотивационные конфликты, те проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации, но предполагает лишь использование ранее накопленного опыта. Сверхсознание интерпретируется как не контролируемый осознанным волевым усилием механизм творческой интуиции, связанный с получением принципиально новой информации и оригинального продукта [11]. Симонов подчеркивает, что творчество в его наивысшем проявлении (талантливость и гениальность) характеризуется высокой степенью развития познавательной потребности. П.М.Ершов [3] психофизику «вдохновения» связал с активацией сверхсознания, подразумевая при этом включение механизма интуиции и достижение специфического психического состояния - озарения. Он подчеркивает, что «сверхсознанием (интуицией, вдохновением) осуществляется развитие самого сознания и совершенствуется сама диалектическая логика. Такова творческая работа мышления в познании, включающая в себя бессознательные психические процессы». В основе нейрофизиологии сверхсознания лежат процессы трансформации и рекомбинации следов (энграмм), хранящихся в памяти субъекта [12]. В процессы рекомбинации сверхсознание вовлекает психофизику сознания и подсознания, хранящего не только бессознательные рефлексы, но и социокультурные архетипы и

мифологемы [2,13].

В работе [2] отмечено, что онтогенез сверхсознания при наличии генетических задатков осуществляется в процессе социализации человека, параллельно с генезисом фрейдистского Сверх-Я, ответственного за нравственное сознание, самонаблюдение и идеалы. Главным отличием сверхсознания от Сверх-Я является его креативная доминанта, которая объединяет подсознательные механизмы озарения, интуиции и памяти с механизмом осознания новизны и полезности нового смысла.

Исследования нейрофизиологии креативных состояний показали [8-10], что творческий процесс в сложной последовательности сочетает в себе нейронную активность обоих полушарий мозга с обязательным участием перекрестных осей пространственных синхронизаций биопотенциалов лобных отделов правого и задних левого полушария, а также лобных отделов левого и задних правого полушария. Креативные состояния, отвечающие этим двум осям условно определили как оси сверхсознания и когнитивная [1,7-10].

1.2. Факторы функциональной активности мозга

Включение в психотехники факторов избирательно активирующих правое или левое полушарие существенно увеличивает их эффективность. Речь, прежде всего, идет о моторных и сенсорных асимметриях. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная и связанная с ней тактильная. Важны также зрительная, слуховая и обонятельная сенсорные асимметрии. Сочетание асимметрии слуховой системы и голосового аппарата позволяют включать в психотехники фонетические и музыкальные факторы. Установлено [15], что в зависимости от внешних физических условий в процессе ночного сна у человека может генерироваться ресурс функциональной асимметрии, который проявляется через асимметрию биомеханики опорно-двигательного аппарата и может быть активирован «включением» речевой функции мозга.

Важнейшую роль в развитии психофизической асимметрии играет доминирование рефлекторных связей правого полушария с висцеральными

органами [1,2,12], нейрофизиология которых составляет основу бессознательного фрейдистского Оно. Необходимо также учитывать асимметрию эмоционального фактора творчества. Многочисленными нейропсихологическими и психофизиологическими исследованиями показана преимущественная связь левого полушария головного мозга человека с положительными эмоциями, а правого - с отрицательными [6,10,12]. Считают, что филогенетически положительные эмоции более молодые, чем отрицательные, то есть новые, молодые функции первоначально формируются в левом полушарии мозга, а позднее в той или иной мере передаются правому. Поскольку в онтогенезе воспроизводятся закономерности филогенеза, то их необходимо учитывать при разработке развивающих психотехник.

Правое полушарие участвует в мышлении и обеспечивает возможность коммуникации на доречевом уровне [10,13]. Жестовая речь глухонемых находится в ведении правого полушария, так же, как и любая форма общения с помощью понятийных знаков, включая пиктографическую и иероглифическую письменность. Эти способности у правшей не нарушаются даже при поражениях левого полушария, о чем свидетельствуют рисунки художницы перенесшей серьезную травму лобно-височных отделов левого полушария [2]. Работа правого полушария осуществляется в основном рефлекторно, а левое произвольно управляет психическими процессами. Левое полушарие берет на себя анализ и осмысление рациональных знаковых систем. Из-за преобладания тактильных рецепторов на кистях правых рук у зрячих и, тем более, у слепых людей оно обрабатывает и анализирует зрительно воспринимаемые сообщения знаков пальцевой азбуки глухонемых и синтезирует ответную речь из таких же цепочек двигательных актов, являющихся буквенными знаками. Именно левое полушарие слепоглухонемых людей осуществляет анализ тактильных ощущений о знаках жестовой азбуки или вибрационных знаках, возникающих в гортани говорящего человека, и синтезирует цепочки двигательных актов ответной речи [10]. До того, как И. Соколянским был разработан этот способ

коммуникации со слепоглухими от рождения детьми, они практически не становились людьми, то есть их интеллект оставался на уровне животных. Метод же Соколянского дает возможность слепоглухим детям достигать высокого интеллектуального развития - они приобретали высшее образование, становились учеными и защищали кандидатские степени [10].

Последний пример наглядно иллюстрирует важность и необходимость включения в развивающие психотехники непосредственных сенсорных контактов ученика с учителем и социумом. Очевидно, в данном случае работает универсальный адаптационный механизм, который свойственен от рождения всем живым системам. К примеру, умение петь у молодого соловья развивается в процессе подражания зрелым соловьям, точно также попугай после длительного звукового общения с человеком может воспроизводить слова и элементы человеческой речи. Соответственно психотехника, развивающая у человека потребность к обучению и творчеству обязательно должна включать элементы психофизики чувствительные к действиям социокультурных факторов, важнейшим из которых, несомненно, является речь и востребованность социумом творческой деятельности. Развитие голосового аппарата и речи является ключевым эндогенным фактором фило- и онтогенеза мыслительной способности, а степенью осознания творцом востребованности плодов его творчества определяется мотивационная и эмоциональная составляющие творческого процесса.

Если, такие характеристики творческого потенциала, как оригинальность и гениальность детерминированы в основном генетикой, то потребность в его развитии и полноценной реализации формируется исключительно в процессе социальной адаптации, под воздействием экзогенных социально-культурных факторов: «потребности человеческого индивида не являются заложенными в него генетически. В качестве априорно заданной может рассматриваться только необходимость и возможность формирования тех или иных потребностей. Первая определяется, в конечном счете, направленностью развития

человечества как родовой общности, вторая - взаимным соответствием, «стыковкой» человека и мира, их потенциальной взаимодополнительностью»

[5].

1.3. Практическая психология в творчестве

При разработке психотехник развивающих творческие способности можно использовать известные психофизические и физиологические упражнения, применяемые в оперном пении, различных обрядах и ритуалах, дыхательных гимнастиках и практической психологии.

К ним в первую очередь можно отнести ритуальные движения, звуки и песнопения, которые использовали и используют в различных культовых обрядах. Такие движения и акустические воздействия являются одним из способов одновременной активизации подсознания и сверхсознания, что дает хороший положительный эффект на физическом и психическом уровнях. Эффект, очевидно, обусловлен восстановлением и активизацией механизмов пространственно-временной организации мозга, включающих межполушарное взаимодействие, кортико-висцеральные отношения и функции подкорковых структур [7,8,16]. В основе механизма стимуляции звуками и песнопением кооперативных процессов в различных отделах мозга может лежать возбуждение резонансных колебаний в локальных однородных жидкостноклеточных системах мозга на частотах гармоник колебаний воздушных сред в слуховом аппарате, в лицевых и лобных пазухах, а также столба воздуха в трахее. Варьируя способ пения (гортанно-носовое или грудное) и, соответственно, частотный диапазон звучания (гласные буквы - высокие частоты, согласные букву - низкие частоты) можно произвольно менять области активизации мозга. В первом случае будут предпочтительно стимулироваться колебания структур в лобно-височных отделах мозга, а во втором - в затылочном и мозжечковом.

Таким образом, при согласовании определенного ритма движения и специального способа песнопения может достигаться коррекция и

переформатирование энергоинформационного состояния мозга, которое закрепляется на уровне подсознания и способствует процессу активизации сверхсознания.

Дыхательные гимнастики помимо позитивного соматического эффекта развивают эндогенное дыхание и укрепляют систему кровоснабжения мозга. Особое значение в психотехнике приобретают упражнения с рассматриванием графических и живописных изображений, в которых содержатся либо гармоничные орнаменты или специально подобранное сочетание красок [4]. Психологические опыты показывают, что такие упражнения способствуют к «переводу» мозга к состоянию «безмыслия», в котором происходит переключение активности мозга с левого на правое полушарие и усиление интуитивной составляющей творчества [16]. Поскольку за живописное творчество ответственно в основном правое полушарие, то в работе [16] отмечается, что профессиональное и учебное рисование и особенно в состоянии «безмыслия» способствует развитию творческих способностей человека.

2. ТЕХНОЛОГИЯ «СВЕРХСОЗНАНИЯ»

Руководствуясь перечисленными выше данными и опираясь на полифункциональные методики обучения мастерству актера [1,3,14], мы разработали технологию формирования-активизации творческой интуиции (сверхсознания), как основу комплексной психотехники, развивающей творческие способности вместе с потребностью в духовно-интеллектуальном самосовершенствовании. Технология с условным названием «сверхсознания» прошла длительную апробацию и внедрена в учебный процесс в Институте театрального искусства им. П.М.Ершова с целью развития у студентов-актеров и у лиц, обучающихся в рамках дополнительного образования, способностей к созидательной (инновационной) деятельности.

3. 1. Ключевые практические приемы технологии «сверхсознания»

В качестве физиологических параметров, усиливающих активность областей головного мозга, участвующих в формировании осей - когнитивной и

сверхсознания, а также височных зон правого и левого полушарий были выбраны: дыхание; ритмическое движение; звук и слово. Согласованность и гармоничность действия триады - дыхания, движения и звука, переходящего в слово, затем в речь на начальном этапе обучения достигались путем установления чувственно-психологического (энергоинформационного) контакта между учеником и учителем. Это особенно актуально для талантливых подростков, творческие задатки которых предполагают наличие повышенной чувствительности к мотивировочным духовно-физическим факторам социокультурной среды.

Ключевые практические приемы психотехники включали следующие комплексы.

2.1.1. Дыхательно-динамический комплекс.

Учитель опускает свои руки свободно вдоль тела и дает команду ученику дышать по схеме: спокойный вдох через нос и длинный полный выдох через рот (выдох длиннее спокойного вдоха в 3 - 4 раза). Учитель дышит в таком же режиме. Учитель становится сзади ученика и кладет кисти своих рук на его плечи и так управляет чередующимися движениями ученика - наклонами вперед-назад, поворотами налево-направо. Наклоны и повороты совершаются на максимально возможный угол и повторяются 3 - 4 раза. Во время наклонов и поворотов ноги ученика должны оставаться неподвижными с сомкнутыми стопами.

После этого ученик в течение и 3-5 мин совершает свободные движения на месте с закрытыми-открытыми глазами, стараясь работать мягко, без напряжения, достигая состояния подобно «безмыслия». Затем учитель, правой рукой подталкивая ученика в области седьмого-восьмого грудных его позвонков, направляет его движение по кругу диаметром 3-7 м. Начиная со второго круга ученик «отрывается» от учителя и пробегает трусцой по кругу 34 раза. После завершения бега трусцой учитель задает рукам ученика импровизационные вращательно-маховые движения в такт дыхания, которые

длятся не менее 5 мин. Затем, не прекращая движений руками, ученик под контролем рук учителя, лежащих на его пояснице, начинает совершать боковые наклоны туловища вправо-влево в такт движения рук и с нарастающей амплитудой до максимально возможного угла. С увеличением амплитуды наклонов постепенно и естественным образом включаются в импровизационное движение и ноги ученика, поочередно отрываясь от пола. После четырех-пяти наклонов учитель кладет свою правую руку ладонью на затылок ученика и легким плавным движением задает движения головы в противофазе движению туловища. При движении туловища ученика влево его голова должна пойти вправо и наоборот. Ученик продолжает импровизационные движения всем телом в течение примерно 5 мин.

Для выявления нейрофизиологических эффектов технологии сверхсознания использовали компьютерную методику анализа электрической активности мозга «Синхро-ЭЭГ», разработанную Н.Е.Свидерской [7-9]. Исследования показали, что комплекс дыхательно-динамических упражнений активизирует работу височных зон обоих полушарий и повышает активность затылочной области правого полушария головного мозга обучаемого.

2.1.2. Вокально-динамический комплекс

Учитель дает команду замедлить импровизационные движения, не уменьшая их амплитуды, и закрыть глаза. Затем учитель дает команду начать петь сомкнутыми губами буквы «м» и/или «н». Пение должно начинаться с минимальной громкости, без напряжения, на длинном полном выдохе через нос. При этом ритмы импровизационного движения, дыхания и пения должны совпадать. С окончанием выдоха движения всего тела ученика не прекращаются. При переходе одного импровизационного движения в другое меняется тональность пения. Изменение тональности с высокой на низкую определяется величиной амплитуды комплексных движений тела обучаемого. Пение с минимальной громкостью должно длиться не менее 2 мин. Затем по команде учителя ученик, сохраняя эти условия пения поет произвольные звуки

и их произвольные сочетания в течении 2 мин, после чего учитель дает команду постепенно увеличить до максимума громкость пения и амплитуду импровизационных движений. В процессе пения ученик может открыть-закрыть глаза, руководствуясь собственными ощущениями.

По команде учителя ученик, окончив импровизационные движения, сгибает на спокойном вдохе через нос свои руки так, чтобы их раскрытые ладони находились на уровне его груди и были обращены вверх. Затем ученик по команде учителя начинает повторять за ним произвольные бессмысленные фразы, копируя его движения. Примером, диктуемых учителем фраз являются, например, следующие: «матэро фа», «моски мива хан», «лятэ фарэсто хува» и т. п. При этом ученик должен акцентировать ударения в произносимых произвольных фразах. Постепенно учитель, а по его примеру и ученик, сводят движения до жестикуляции. Совместное произнесение учителем и учеником произвольных фраз с одновременной жестикуляцией должно длиться 2 мин, после чего учитель прекращает говорить и жестикулировать, а ученик продолжает делать это самостоятельно еще не менее 5 мин. Это необходимо для того, чтобы у ученика доминанта движения перешла в субдоминанту и была замещена доминантой речи, не имеющей смыслового содержания. В процессе самостоятельного произнесения учеником произвольных фраз одновременно с жестикуляцией наступает состояние синхронистичности дыхания, движения и речи обучаемого.

Нейрофизиологический контроль показал, что комплекс 3.1.2. активизирует моторный центр речи (центр Брока) левого полушария и повышает активность лобно-височной области правого полушария и затылочные области обоих полушарий мозга ученика, что дает ему возможность коррелировать последовательность и сочетание артикуляций звуко-речевых синтагм с движениями тела, мимикой и жестикуляцией. Принцип корреляции словесных и телесных выразительных средств активно используется в актерском и ораторском искусстве. Отметим, что лобная

область правого полушария и затылочная область левого полушария головного мозга являются фокусами оси сверхсознания.

2.1.3. Логико-смысловой комплекс

Учитель дает команду повторить за ним вслух программу-запрос, например: «Я хочу познать, что есть прямая». Ученик начинает осознавать новую информацию, сочетая когнитивную активность левого полушария с активностью правого полушария мозга, и интерпретируя ее движениями рук, и/или звуками, и/или речью. Формы интерпретации этой информации могут быть различными: рисунок, стихотворение, проза, музыкальный этюд,

пластическое движение, пение, речь, научно-техническая информация и т.п., включая их комбинации. Конкретную форму воспроизведения задает ученику учитель. Во время воспроизведения новой информации ученик может открыть или закрыть глаза, руководствуясь собственными ощущениями.

В процессе осознания и воспроизведения информации через произвольные формы у ученика активизируется лобно-височная доля левого полушария и сохраняется достигнутое в п. 3.1.2 состояние синхронистичности дыхания, движения и речи. Усиление фокуса в передних отделах левого полушария может быть свидетельством условий повышения контролирующей функции сознания. Активность височной доли левого полушария свидетельствует о включении в работу сенсорного центра речи (центр Вернике), отвечающий за понимание смысла получаемой информации. Момент постижения учеником смысла принятой информации, представляющего собой ответ на программу-запрос, является моментом наступления озарения. Активизация оси сверхсознания и когнитивной оси в данный момент является необходимым условием для достижения состояния творческого озарения. В акте озарения контролирующая функция сознания сохраняется, ослабляясь и уступая место другим слоям психики - и подсознанию, и сверхсознанию.

2.2. Результаты апробации технологии сверхсознания

Нейрофизиологический, психологический и медицинский контроль психосоматического состояния студентов, обучающихся с применением технологии сверхсознания показал не только ее безопасность для здоровья, но и позволил выявить ощутимый оздоровительный эффект применения технологии у лиц, имевших проблемы с интеллектуальным и психическим развитием. Непрерывный мониторинг успеваемости учеников и студентов и оценки специалистов уровня творческих способностей студентов в художественных сферах (живопись, литература, музыка, танец, театр) свидетельствуют о том, что студенты, освоившие технологию сверхсознания, приобрели и развили следующие способности и качества:

- ускоренно овладевают профессиональными знаниями, умениями, навыками и успешно их применяют на практике;

- без особых затруднений достигают состояния творческого озарения, благодаря чему легко усваивают новые знания, художественные и технологические способы решения учебных и творческих задач;

- увлеченно занимаются творческо-экспериментальной, научноисследовательской и инновационной деятельностью;

- усваивают навыки научного и комбинаторного мышления, художественной изобретательности и новаторства;

- при создании художественного продукта гармонично сочетают реализм и условность;

- авторские работы изобилуют нестандартным решением и наполнены философским содержанием, в донесении смыслов используют различные выразительные средства, при этом посредством символа, знака, метафоры создают свой «язык» художественного самовыражения (Рис 1-4);

- потребность в творческой деятельности как в средстве самосовершенствования становится духовным стержнем личности, определяющим ее мировоззрение и социальное поведение;

- студенты, прошедшие обучение с применением технологии сверхсознания в последствие могли ее использовать самостоятельно, а также исполнять роль наставника обучающего технологии других учеников.

12 3 4

Рис. 1. Рисунки обучающихся разного возраста: 1 - Полет Духа (Саша, 8 лет); 2 - Ветер Судеб (Настя, 11 лет); 3 - Источник вдохновения (Светлана, 22 года); 4 - Сила разума

(Александр 41 год)

1 2 3

4 5

Рис. 2. Работы Александры, 2-й курс, актёрский ф-т: 1 - Единение пространства и времени; 2 - Рождение мысли; 3 - Карьерная лестница; 4 - Причуды отражения;

5 - Единство и борьба противоположностей.

3

Рис. 3. Работы студентов 1 курса актерский ф-т. Виталия: 1 - Комедия; 2 - Трагедия;

и Екатерины: 4 - Смерть Антигоны

Рис. 4. Работы Натальи, 3-й курс, актёрский ф-т: 1 - Ромашки; 2 - Вечность, нежность и пустота; 3 - Созидатели; 4 - Произрастание

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании полученных результатов можно заключить, что технология сверхсознания, формируя потребность в познании, повышает творческий и духовно-интеллектуальный потенциал обучающегося и ведет к сокращению времени его профессиональной подготовки без потери качества. Из этого следует, что для подготовки квалифицированных кадров, способных эвристически мыслить, генерировать продуктивные идеи и создавать оригинальный продукт, необходимо использовать педагогические приемы и технологии, которые способствуют активизации всех трех уровней психики (сознания, подсознания и сверхсознания).

Список литературы

1. Дащинская Т.Н. Сверхсознание как продукт социокультурной среды // Тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» - «Отечественная социология: обретение будущего через прошлое». М.: 2008; Способ школы «Валашвеш» // Патент № 2157707, от 01.06.1999.

2. Дащинская Т.Н., Дащинский В.Е., Холманский А.С. Социокультурные и психофизические основания художественного творчества // Проблемы науки и образования. №3. 2012.

3. Ершов П.М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков. - Дубна: Феникс+, 2009.

4. Зденек М. Развитие правого полушария // http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=791

5. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психол. журн., 1992, т. 13, N 2, с. 107-12.

6. Маркина Н.В. Загадки и противоречия творческого мозга // Химия и жизнь. №11, 2008. http://elementy.ru/lib/430728

7. Свидерская Н.Е., Антонов А.Г. Влияние индивидуальнопсихологических характеристик на пространственную организацию ЭЭГ при невербально-дивергентном мышлении // Физиология человека. 2008. 34(5): 1-

11.

8. Свидерская Н.Е., Дащинская Т.Н., Таратынова Г.В. Пространственная организация ЭЭГ при активизации творческих процессов // Журн. высш. нерв. деят. 2001. Т.51(3). С. 393-404.

9. Свидерская Н.Е., Таратынова Г.В., Кожедуб Р.Г. ЭЭГ-корреляты изменения стратегии переработки информации при зрительном воображении // Журн. высш. нерв. деят. 2005. Т. 55(5). С. 626-632.

10. Сергеев Б.Ф. Ум хорошо... М.: «Молодая гвардия», 1984.

11. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. - М.: Наука, - 2001.

12. Симонов П.В. Созидающий мозг. М., Наука, 1993.

13. Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознании // Бессознательное. Многообразие видения. Новочеркасск: 1994.

14. Станиславский К.С. Работа актера над ролью. М.: 1957, 550 с.

15. Холманский А.С. Дащинская Т.Н. Ресурс функциональной асимметрии мозга // Доклады конференции «Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии и нейропластичности». - М.: 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Neyman К. Правое и левое полушария и их функции в творчестве // http://izotika.ru/left-and-right-brain/; Интуитивное рисование. Образы чувств // http://izotika.ru/intuit-ris/

References

1. Dashinskaya T.N. Tesis dokladov IV Vserossiiskoii nauchnoii konpherencii “Sorokinskie chteniya”. M.: 2008; Sposob schkoli “Valashvesh”. Patent №2157707 ot 01.06.1999

2. Dashinskaya T.N. Dashinskii V.E. Kholmanskii A.S Sociokulturnie I psihophisicheskie osonaniya hudozhestvennogo tvorchestva [Sociocultural and the psychophysical bases of art creativity]. Problemy nauki i obrazovaniya, no. 3 (2012).

3. Erschov P.M. Skritaya logika strastei, cyuvstv i postupkov [Hidden logic of passions, feelings and acts]. Dubna: 2009.

4. Zdenek M. Razvitie pravogo polusharia [Development of the right hemisphere]. http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=791

5. Leontiev D. A. Zhiznennii mir cheloveka i problem potrebnostei [Vital world of the person and problem of needs]. Psihologicheskii zhurnal 13, no. 2 (1992): 107-120.

6. Markina N.V. Zagadki i protivorechiya tvorcheskogo mozga [Riddles and

contradictions of a creative brain]. Khimiya i zhizn, no. 11 (2008).

http://elementy.ru/lib/430728

7. Sviderskaya N.E. , Antonov A.G. Vliyanie individualno-psihologicheskih harakteristik na prostranstvennuyu organizaciyu EEG-korrelayati neverbalno-divergentnom myshlenii [Influence of individual and psychological characteristics on the EEG spatial organization at nonverbal and divergent thinking]. Phiziologiya cheloveka 34, no. 5 (2008): 1-11.

8. Sviderskaya N.E., Dashinskaya T.N., Taratynova G.V. Prostranstvennaya organizaciya EEG-korrelayati aktivizacii tvorcheskih processov [The EEG spatial organization at activization of creative processes]. Zhurnal vysshaya nervnaya deyatelnost 51, no. 3 (2001): 393-404.

9. Sviderskaya N.E., Taratynova G.V., EEG-korrelayati izmenenuya strategii pererabotki informacii pri zritelnom voobragenii [EEG-korreljaty changes of strategy of processing of the information at visual imagination]. Zhurnal vysshaya nervnaya

deyatelnost 55, no. 5 (2005): 626-632.

10. Sergeev F.B. Um horosho... [Mind well]. M.: Molodaya Gvardiya, 1984.

11. Simonov P.V. Lekcii o rabote golovnoga mozga [Lectures about brain work]. M.: Nauka, 2001.

12. Simonov P.V. Sozidayushii mozg [Creating brain]. M., Nauka, 1993.

13. Simonov P.V. O dvuh raznovidnostyah neosoznovaemogo psihicheskogo: pod- i sverhsoznanii [About two versions of the extramental mental: under - and superconsciousness]. Bessoznatelnoe. Mnogoorasie videniya. Novochekassk, 1994.

14. Stanislavskii K.S. Rabota aktera nad rolyu [Work of the actor on a role]. M.: 1957. 550 p.

15. Kholmanskii A.S., Dashinskaya T.N. Resurs funkcionalnoi assimetrii mozga [Resource of functional asymmetry of a brain]. Doklady ronferencii “Aktualnie voprosy funcionalnoi mezhpolusharnoi assimetrii i neiroplastichnosti”. M., 2008.

16. Neyman K. Pravoe i levoe polushariya i ih funkcii v vorchestve [The right and left hemispheres and their functions in creativity]. http://izotika.ru/left-and-right-brain/; Intuitivnoe resovanie. Obrazy chuvstv [Intuitive drawing. Images of feelings] // http://izotika.ru/intuit-ris/

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Дащинская Тамара Николаевна, Ректор Института театрального искусства им. П.М.Ершова

Дащинский Виталий Евгеньевич, старший преподаватель Кафедры мастерства актера

Институт театрального искусства им. П.М.Ершова Россия, 111401, г. Москва, Новогиреевская ул., д.14-А artershov@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Dashchinskaya Tamara Nikolaevna, Rector of Institute of Theatrical Arts. P.M.Ershova

Dashchinskiy Vitaliy Evgen’evich, Senior teacher of Chair of skill of the actor

Institute of Theatrical Arts. P.M.Ershova

Russia, 111401, Moscow, St. Novogireevskaya., 14-A

artershov@mail. ru

Рецензент:

Таратынова Галина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, Заведующая лабораторией «Психология творчества» Института театрального искусства им. П.М.Ершова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.