Научная статья на тему 'Технология развития профессиональной коммуникации у будущих педагогов'

Технология развития профессиональной коммуникации у будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарбузов Сергей Петрович

В содержании статьи рассмотрен авторский подход к решению проблемы развития эффективной профессиональной коммуникации в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. Раскрыта значимость профессиональной коммуникации, как инструментальной основы продуктивного педагогического взаимодействия преподавателя и студента. Установлено, что реализация разработанной педагогической технологии приводит к значительному росту способностей субъектов обучения оценивать ситуацию и изменять стиль управления (т.е. рефлективность и гибкость), к профессиональному переосмыслению функций такого управления, способствует развитию профессионально важных качеств и повышению уровня профессиональной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарбузов Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology for professional communication development among future educators

In the content of the article, there was considered the author's approach to the development of the effective professional communication in the process of the professional training of the future teachers. The article disclosed the significance of the professional communication as the instrumental foundations of the productive pedagogical interaction of the teacher and student. It has been found that the realization of the elaborated pedagogic technology leads to the significant increase in abilities of the trainees to evaluate the situation and change management style (i.e. reflexivity and flexibility), to rethink such management functions, promoting the development of the professionally important qualities and enhancing the level of vocational training of the students.

Текст научной работы на тему «Технология развития профессиональной коммуникации у будущих педагогов»

metodologiya-sistemnogo-podhoda. - Дата обращения 01.09.2017.

REFERENCES

1. Anagorskaya, T.O. (2009), Phenomenology of culture in health education, available at: http://pglu.ru/upload/iblock/29e/uch_2009_ix_00002.pdf.

2. Bezrukih, M.M., Sonkin, V.D. and Bezobrazova, V.N. (2006), Health saving school: lectures 1-4, Pedagogical University "First September", Moscow.

3. Bojchenko, T.E. (2006), Prophylacticallyprogram, Kiev, Ukraine.

4. Shchedrina, A.G. (2009), "Concept and structure of individual health of the person: methodology of system approach", Medicine and education in Siberia, № 5, available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-struktura-individualnogo-zdorovya-cheloveka-metodologiya-sistemnogo-podhoda.

Контактная информация: g311@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.10.2017

УДК 378.24

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Сергей Петрович Гарбузов, кандидат педагогических наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир

Аннотация

В содержании статьи рассмотрен авторский подход к решению проблемы развития эффективной профессиональной коммуникации в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. Раскрыта значимость профессиональной коммуникации, как инструментальной основы продуктивного педагогического взаимодействия преподавателя и студента. Установлено, что реализация разработанной педагогической технологии приводит к значительному росту способностей субъектов обучения оценивать ситуацию и изменять стиль управления (т.е. рефлективность и гибкость), к профессиональному переосмыслению функций такого управления, способствует развитию профессионально важных качеств и повышению уровня профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагогов, профессиональная коммуникация, управление развитием профессиональной коммуникации, педагогическая технология.

TECHNOLOGY FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION DEVELOPMENT AMONG FUTURE EDUCATORS

Sergey Petrovich Garbuzov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Armavir State Pedagogical University, Armavir

Annotation

In the content of the article, there was considered the author's approach to the development of the effective professional communication in the process of the professional training of the future teachers. The article disclosed the significance of the professional communication as the instrumental foundations of the productive pedagogical interaction of the teacher and student. It has been found that the realization of the elaborated pedagogic technology leads to the significant increase in abilities of the trainees to evaluate the situation and change management style (i.e. reflexivity and flexibility), to rethink such management functions, promoting the development of the professionally important qualities and enhancing the level of vocational training of the students.

Keywords: training of educators, professional communication, management of development of professional communication, pedagogical technology.

ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Нарастание инновационных тенденций в мировом и отечественном педагогическом образовании актуализировало идею использования коммуникативных технологий в

системе профессиональной педагога. Однако, из-за теоретической и методической не разработанности путей оптимального использования потенциала педагогической коммуникации в образовательном процессе вуза такой процесс оказывается недостаточно эффективным. Указанная проблема еще острее становится на занятиях по теории и методике специальных дисциплин в профессиональной подготовке будущих педагогов. Одним из направлений решения данной проблемы может стать разработка и реализация технологии развития профессиональной коммуникации в процессе обучения студентов, обеспечивающей высокое качество их профессиональной подготовки.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Целью исследования является разработка, обоснование и экспериментальная проверка технологии развития профессиональной коммуникации у студентов физкультурного профиля как основы повышения качества их образования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2014-17 гг. на базе Армавирского государственного педагогического университета (АГПА) и общеобразовательных школ г. Армавира. Всего в исследовании приняло участие около 250 студентов и 35 преподавателей и учителей физической культуры школ города. В экспериментальной работе использовались социологические и общепедагогические методы исследования.

В ходе эксперимента была спроектирована и реализована авторская педагогическая технология «Развитие профессиональной коммуникации педагога физической культуры». При реализации технологии особое внимание уделялось учебному диалогу, который как форма педагогического взаимодействия целенаправленно развивается в рамках предметного содержания профессиональной подготовки педагога физической культуры и в ходе педагогических практик. Базовой характеристикой профессиональной коммуникации в технологии становится не передаваемый материал, а алгоритмизированный способ организации продуктивной совместной деятельности участников образовательной ситуации.

В опытно-экспериментальной работе на всех уровнях проектирования и реализации авторской технологии использовался алгоритм, включающий следующие процедуры:

- уяснение педагогических проблем, которые должны быть решены;

- уточнение цели и конкретных задач развития коммуникацией в образовательном процессе и выбор оптимальных путей и средств их решения;

- установление критериев и оценка достигнутых результатов преподавателями и обучающимися;

- реализация авторской программы «Профессиональная коммуникация педагога физической культуры»;

- рефлексия достигнутых результатов и деятельность по коррекции.

На наш взгляд целесообразным является выделение в технологии трёх уровней развития коммуникации. Каждый из уровней рассматривался как подсистема, имеющая свою структуру, свое специфическое своеобразие. Это:

а) информационно-коммуникативный уровень педагогического общения, который является первичным актом взаимодействия педагога и обучающегося и основой всех других уровней педагогического общения;

б) игровой уровень коммуникации, формирующий продуктивное педагогическое взаимодействие обучающихся друг с другом и с педагогами в неформальной, праздничной, игровой атмосфере;

в) уровень самообщения как процесс социальной и профессиональной рефлексии, формирующий самодетерминирующую, самоактуализирующуюся и саморазвивающуюся личность.

Реализованный в технологии комплексный подход к управлению профессиональной коммуникацией в образовательном процессе направлен на рост способностей всех

субъектов оценивать ситуацию и изменять содержание и стиль взаимодействия (т.е. направлен на развитие рефлексии и гибкости поведения во взаимодействии) и как следствие достичь высокого уровня развития профессионально важных качества личности студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ специальной литературы и изучение опыта развития профессиональной коммуникацией в образовательном процессе вуза, позволили нам выявить объективные и субъективные критерии и показатели эффективности этого процесса:

- успешность учебной деятельности студентов, удовлетворенность педагогов и студентов общением в учебной группе;

- возрастающая мотивация на дальнейшее совершенствование профессионального мастерства, как преподавателей вуза, так и студентов;

- осознание студентами значимости профессиональной коммуникации в развитии профессионально важных качеств личности.

Проведённая нами диагностика эффективности процесса развития педагогической коммуникацией в образовательном процессе вуза выявила его высокую значимость в профессиональном совершенствовании субъектов образовательного процесса вуза (на это указали 85% респондентов) и их роли в развитии системы физкультурного образования в целом (это отметили 43 % респондентов).

Результаты анкетирования преподавателей кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин АГПА и учителей физической культуры школ города Армавира (35 человек) позволили констатировать проявление таких показателей педагогической коммуникации как: интерес к передаче профессиональных знаний (на высокую значимость интереса указали 56% респондентов). На удовлетворенность педагогов и студентов общением в учебной группе указали 51% респондентов, на успешность учебной деятельности студентов - 48%. На значимую роль педагогической коммуникации в мотивации на совершенствование профессионального мастерства указали 66% опрошенных.

Оценка студентами значимости профессиональной коммуникации в развитии профессионально важных качеств личности студентов (ПВК) в процессе обучения, по которым можно отслеживать их профессиональное совершенство, отражена в таблице 1.

Таблица 1 - Оценка студентами значимости профессиональной коммуникации в развитии ПВК

Профессионально важные качества личности студентов Начало обучения, в % Окончание обучения, в %

Профессиональная направленность 34,0 58,3

Профессиональная адаптация 12,1 42,2

Профессиональная готовность 11,0 55,7

Профессиональная компетентность 13,7 47,8

Профессиональное мастерство 29,6 54,7

Профессиональное творчество 0,8 39,9

Профессиональная культура 0,5 37,6

Результаты таблицы демонстрируют положительную динамику развития по критерию «Осознание студентами значимости профессиональной коммуникации в развитии профессионально важных качеств личности».

В ходе обработки полученных материалов произведена корреляция ответов студентов и преподавателей, позволившая выявить влияние факторов и условий, определяющих степень активности субъектов педагогического взаимодействия, уровень эффективности педагогической коммуникации и как следствие - профессиональной подготовки.

ВЫВОДЫ

Результаты эксперимента позволяют отметить, что использование авторской коммуникативной технологии в образовательном процессе вуза привело не только к возрас-

танию эффективности этого процесса, но и в значительной степени изменило отношение всех его участников друг к другу, позволило студентом осмыслить значимость профессиональной коммуникации в становлении профессионально важных качеств личности.

В ходе экспериментальной работы были получены результаты подтверждающие предположение о том, что разработанная автором коммуникативная технология приводит к улучшению качества профессиональной подготовки будущих педагогов и к повышению профессионального мастерства преподавателей вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава, М.Н. Теория и практика гуманизации образования / М.Н. Берулава. - М. : Гелиос, 2000. - 338 с.

2. Гарбузов, С.П. Управление профессиональной коммуникацией в образовательном процессе как основа качественной подготовки специалиста в учреждении начального профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук / Гарбузов С.П. - Армавир, 2006. - 142 с.

3. Гринько, М.А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников / М.А. Гринько, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2009. - № 3. - С. 24-28.

4. Петьков, В.А. Педагогическое сопровождение самоопределения студентов в физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Петьков, Н.А. Чувилова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 9. - С. 31-36.

5. Maslow, A. Some Educational Implications of the Humanistic Psychology // Harward Educational Review. - 1968. -Vol. 38. - No. 4. - P. 670-690.

REFERENCES

1. Berulava, M.N. (2000), Theory and practice of humanization of education, Helios, Moscow.

2. Garbuzov, S.P. (2006), Professional communication in the educational process as the basis for high-quality preparation specialist in initial vocational training institution, dissertation, Armavir.

3. Grinko, M.A. and Petkov, V.A. (2009), "Preparation future teachers to design individual routes teaching high school students", Journal Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, No. 3, pp. 24-28.

4. Petkov, V.A. and Chuvilova, N.A. (2012), "Pedagogical escorts the self-determination of students in physical training and sports activities", Pedagogical education and science, No. 9, pp. 31-36.

5. Maslow, A. (1968), "Some Educational Implications of the Humanistic Psychology", Harward Educational Review, Vol. 38, No. 4, pp. 670-690.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.10.2017

УДК 796.342.082.1

ИССЛЕДОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗИМНЕМ КУБКЕ ЕВРОПЫ ПО ТЕННИСУ В ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ ДО 15 ЛЕТ

Марат Ильдарханович Галяутдинов, кандидат физико-математических наук, Павел Васильевич Бебенин, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ПовГАФКСиТ), Казань; Лилия Рашитовна Галяутдинова, кандидат физико-математических наук, Казанский филиал Российского государственного университета правосудия, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ПовГАФКСиТ), Казань

Аннотация

В работе представлены статистические данные результатов подач и ряда других игровых показателей, выполненных на матчах Зимнего Кубка Европы 2017 года, ведущих теннисистов в возрастной категории до 15 лет иностранных команд - потенциальных соперников сборной команды России. Полученные данные были использованы тренерским составом при составлении такти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.