ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ У РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.63 7 ББК Ч48-951.85
А. К. Байменова
Орск
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
В ПРИМЕНЕНИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
ДЛЯ ПРОДУКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
ГСНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.02
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: технология развития компетентности будущего учителя в применении выразительности речи; методическая модель развития; активизация правого полушария мозга; комплекс заданий-упражнений.
АННОТАЦИЯ. Предлагается теоретическое обоснование технологии развития компетентности будущего учителя в применении выразительности речи, дается описание двух составляющих данной технологии.
A. K. Baymenova
Orsk
TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT
OF COMPETENCE IN APPLICATION OF EXPRESSIVENESS OF SPEECH FOR PRODUCTIVE PEDAGOGICAL DIALOGUE OF A FUTURE TEACHER
KEY WORDS: technology of development of competence of the future teacher in application of expressiveness of speech; methodical model of development; stimulation of the right hemisphere of a brain; a complex of tasks-exercises.
ABSTRACT. Theoretical substantiation of technology of development of competence of a future teacher in application of expressiveness of speech is presented; the description of two components of the technology is given.
Выразительность речи является одним из важных качеств речевой профессиональной культуры педагога, обеспечивающей профессионально-педагогическое общение и входящей в состав общепрофессиональных компетенций педагога, изложенных в Федеральном Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения.
© Байменова А. К., 2011
Отдельные аспекты выразительности речи рассматриваются отечественными учеными в разных областях знания — в педагогике (В. И. Загвязин-ский, А. Н. Ксенофонтова), психологии (К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. С. Каган), языкознании (Л. А. Введенская) и методике обучения и воспитания (И. А. Зимняя, Е. И. Пассов). Кроме того, в последние годы поя-
вились диссертационные работы, посвященные выразительности речи учителя-филолога (З. А. Гаджиханов, Е. М. Казанцева, Г. Н. Можайцева, Е. Н. Рощина, С. В. Чернышов) и будущих журналистов (А. В. Горбунова). Однако технологии, связанные с развитием выразительности речи для продуктивного педагогического общения у студентов — будущих учителей, изучены недостаточно.
Компетентность учителя в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения — это теоретическая и практическая готовность реализовать такие качества речи как эмоциональность, экспрессивность, образность и оценочность, для успешности коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов профессионального общения с учащимися.
Мы предлагаем структуру компетентности учителя в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения, основанную на анализе научных исследований, посвященных конструированию содержания компетентности педагогов (Ф. Н. Го-ноболин, Г. М. Коджаспирова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. Н. Лобановой, Л. М. Митина, В. А. Сластенин). Данная структура включает в себя три компонента — психологический, когнитивный и операциональный.
Исследование показало, что повышение уровня развития компетентности будущего учителя в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения возможно при внедрении в процесс их обучения специально разработанной структурно-содержательной модели развития компетентности в применении выразительности речи средствами искусства. Данная модель является структурно-содержательной, поскольку она позволяет раскрыть строение изучаемого объекта, содержание и взаимосвязь его структурных компонентов. При этом под развитием компетентности будущего учителя в применении выразительности речи мы понимаем систематизированное накопление в содержании выразительности речи количественных и качественных измене-
ний, позволяющих эффективно осуществлять педагогическое общение.
Определяя концептуальную основу данной модели, отметим, что она не умещается в рамках только одного научного подхода и предполагает реализацию функционально-деятельностного и личностно ориентированного подходов. Эти подходы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, поскольку в трудах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина деятельность рассматривалась в качестве основы и движущей силы развития личности.
Особенности реализации функционально-деятельностного подхода при развитии выразительности речи студентов связаны с тем, что эффективность всех видов профессиональной деятельности учителя напрямую зависит от его речевой деятельности. Функционально-деятельностный подход требует создания в процессе обучения «условий, приближенных к реальным условиям на производстве» [3. С. 14]. Следовательно, при выполнении заданий-упражнений для развития выразительности речи студенты — будущие педагоги — выполняют функции готового специалиста.
Личностно ориентированный подход в рамках данной модели проявляется, во-первых, в учете и использовании эмоционального состояния обучаемых для успешного развития у них выразительности речи; во-вторых, в опоре на имеющиеся у них знания из других областей, на самостоятельность студентов в процессе решения предложенных учебных задач педагогического общения, а также на выполнение преподавателем роли консультанта, помощника, что соответствует признакам личностно ориентированного подхода к обучению, описанным в методической литературе [5].
В исследовании были выявлены закономерности и сформулированы принципы развития компетентности будущего учителя в применении выразительности речи (принцип целевой направленности на субъект, принцип проектируемости, принцип преемственности, принцип дифференциации в использовании средств искусства,
принцип приоритетности использования музыкальной наглядности).
Разработанная нами структурносодержательная модель развития компетентности будущего учителя в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения включает в себя целевой, диагностический, содержательный, технологический и результативный компоненты.
Рассмотрим подробнее технологический компонент предложенной модели, представляющий собой разработанную нами технологию развития компетентности будущего учителя в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения средствами искусства (рис.).
Данная технология предполагает использование таких видов искусства, как музыка, живопись и театр, в качестве средств наглядности (музыкальная наглядность, изобразительная наглядность, театральная наглядность). Комплексное применение перечисленных средств наглядности обеспечивает максимальное воздействие на эмоциональную сферу личности студентов и, как следствие, на мотивацию к порождению речевых высказываний, а также расширяет количество средств выразительности речи студентов за счет взаимосвязи между изобразительно-выразительными возможностями средств наглядности искусства и речи.
Основными приемами развития компетентности будущего учителя в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения были следующие.
1. Прием «Все включено» предполагает концентрированное размещение речевых моделей, обеспечивающих выразительность речи, в музыкальных лингводидактических вариациях и образцы использования выразительности речи учителем в театральной наглядности. Этот прием дает основу для дальнейших высказываний студентов с постепенным осознанием функционального назначения речевого материала для его дальнейшего использования в неподготовленной речи.
2. Прием «Обсуждение наглядности» подразумевает стимулирование
речемыслительной деятельности студентов (их вовлечение в межличностное иноязычное общение посредством обсуждения текстовой и музыкальной составляющей музыкальных лингводидактических вариаций; посредством обсуждения художественной ценности и средств выразительности репродукций произведений изобразительного искусства, а также корректности использования учителем средств выразительности в предлагаемых видеофрагментах). Кроме того, во время обсуждения адекватности подбора репродукций музыкальных лингводидактических вариаций, их языковых и художественных средств выразительности происходит активизация речевых навыков студентов. Важным здесь является постоянное обращение через музыкальный текст к чувствам и эмоциям обучаемых, которые являются стимулом для их монологических и диалогических высказываний, для обмена мнениями, в процессе которого происходит постепенное развитие у них умений использования выразительности речи.
3. Прием «Музыкальный фрагмент» означает применение в процессе работы над музыкальными лингводидактическими вариациями музыкальных лингводидактических фрагментов с целью тренировки и совершенствования навыков для дальнейшего развития умений выразительности речи студентов. В музыкальных лингводидактических фрагментах отрабатывается наиболее трудный для восприятия и усвоения лексический и грамматический материал, даются его различные варианты, что облегчает дальнейшую работу над музыкальными лингводидактическими вариациями. Музыкальный лингводидактический фрагмент не ограничен мелодическими и риф-мовыми рамками, что дает возможность отрабатывать различные интонационные рисунки в разных коммуникативных видах предложения и необходимые речевые модели, взятые из музыкальных лингводидактических вариаций.
4. Прием «Музыкальная опора». Данный прием предполагает использование музыкальных лингводидактиче-
ских вариаций в качестве средства для припоминания эмоционального опыта предыдущего этапа в процессе развития выразительности. Мелодическая опора снимается на заключительной стадии третьего этапа, когда высказывания студентов носят самостоятельный характер, без опоры на прошлый вербальный и невербальный опыт общения. Характерной чертой этого
приема является то, что он вовлекает в учебный процесс психологические факторы (мотивированность и спонтанность высказываний, положительную самооценку, эмоциональную активность, воображение и импровизацию), способствующие развитию выразительности речи студентов в процессе обучения, а также улучшает эмоционально-психологический фон в группе.
Целевой компонент
Цель — развитие компетентности учителя в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения
Задачи:
1) развитие когнитивного компонента компетентности;
2) развитие операционального компонента компетентности;
3) развитие психологического компонента компетентности
Технологический компонент Содержание
1. Содержание учебных дисциплин гуманитарного, социального, экономического цикла и профессионального цикла, актуализирующее развитие компетентности студентов в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения.
2. Содержание музыкальной, изобразительной, театральной наглядности.
3. Содержание этапов и заданий-упражнений по активизации правого полушария мозга студентов.
4. Содержание комплекса профессионально ориентированных заданий-упражнений для развития компетентности студентов в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения.
3. Содержание спецкурса «Развитие компетентности будущего учителя в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения».
Приемы
1. Все включено
2. Обсуждение наглядности
3. Музыкальный фрагмент
4. Музыкальная драматизация
5. Музыкальная опора
Средства
1. Фонограммы музыкальных лингводидактических вариаций
2. Репродукции картин
3. Видеофрагменты
Формы
1. Аудиторные (лекции, практические занятия)
2. Внеаудиторные (кружки, клуб немецкого языка)
Результативный компонент
Мониторинг
Определение уровня развития компетентности студентов в применении выразительности речи
Рис. Технологический компонент структурно-содержательной модели развития компетентности будущего учителя в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения
Охарактеризуем в качестве примера две составляющие технологии развития компетентности будущего учителя в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения.
1. Активизация работы правого полушария мозга студентов проходит в несколько этапов (табл. 1). Последова-
тельность работы по активизации правого полушария мозга рассматривается в книге М. Зденек [2].
2. Конструирование комплекса заданий-упражнений для развития компетентности будущего учителя в применении выразительности речи средствами искусства.
Таблица 1
Активизация работы правого полушария мозга студентов в целях развития компетентности будущего учителя в применении выразительности речи
Этапы активизации работы правого полушария мозга Содержание этапа активизации работы правого полушария мозга Типы заданий-упражнений для активизации работы правого полушария мозга Требования к выполнению заданий-упражнений
1. «Деактивация левого полушария» 1. При созерцании студентами геометрических узоров, состоящих из концентрических фигур, сходящихся к центральной точке, достигается: - полное расслабление; - освобождение сознания от логических рассуждений; - повышение умственной и физической восприимчивости 1. Расслабление 1. Наличие учебнометодического материала — геометрических узоров. 2. Время выполнения 3—5 минут. 3. Состояние спокойствия, удобное положение, сознательное желание достичь расслабления и концентрации внимания
2. Снятие напряжения организма по схеме «переход напряжения из любой части тела в легкие посредством глубокого вдоха — вывод напряжения из легких посредством выдоха вовне» 2. Воображение 1. Сознательная установка на восприятие состояния тела, на осознание взаимосвязи между сознанием и телом. 2. Фиксация образов напряжения, имеющегося в теле. 3. Мысленная фиксация изменений в сознании и теле
2. Активизация работы правого полушария Посредством созерцания репродукций произведений живописи и прослушивания музыки студент испытывает или припоминает чувства и эмоции, вспоминает или фиксирует возникающие при этом образы, в процессе творческой фантазии расширяет содержание средств наглядности путем свободных ассоциаций, что способствует активизации работы правого полушария 1. Воображение 2. Припоминание 3. Стимулирование чувств 4. Фантазия 5. Свободные ассоциации 1. Полное погружение в чувства и эмоции при работе со средствами наглядности. 2. Контроль и фиксация (в форме рисунков, стихов, мело-ций) возникающих чувств, образов и эмоций. 3. Реализация возникающих образов и эмоций с помощью вербальных и невербальных средств выразительности
Для того чтобы определить содержание работы преподавателя по развитию компетентности студентов в применении выразительности речи, была проведена классификация заданий-упражнений по разным основаниям и разработан алгоритм организации учебно-профессиональной деятельности студентов по выполнению заданий-упражнений для развития компетентности в применении выразительности речи, включающий в себя следующие шаги: подготовительный, основной,
заключительный.
В ходе исследования в соответствии с основными этапами порождения речи, выделенными в научной литературе [4], видами заданий-упражнений и компонентным составом модели компетентности учителя в применении
выразительности речи для продуктивного педагогического общения нами был разработан комплекс заданий-упражнений для развития выразительности речи будущего учителя средствами искусства (табл. 2). При этом понятие «комплекс» понимается как «связь, сочетание, совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое» [1. С. 557].
Прокомментируем данные, приведенные в таблице. Комплекс представлен 4-мя основными блоками заданий-упражнений. Каждый блок состоит из серий заданий-упражнений для развития отдельных умений выразительности речи с учетом трех сторон педагогического общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Каждая серия в свою очередь включает
группы упражнений для обучения конкретным умениям выразительности речи.
Группы заданий-упражнений включают в себя несколько типов, разных для каждого из блоков. Задания-упражнения А1 способствуют развитию умения предвидеть результат выразительности речи, задания-уп-
Комплекс заданий-упражнений (ЗУ) для развития
ражнения Б2 развивают умение предвидеть возможные отклонения от намеченной выразительности речи, задания-упражнения В3 предполагают развитие умения выбирать средства выразительности речи в зависимости от вида учебной информации и формы работы с ней.
Таблица 2
выразительности речи будущего учителя
Блок ЗУ Серия ЗУ Группы ЗУ
1. ЗУ на активизацию работы правого полушария 1.1. ЗУ на «отключение» левого полушария 1.2. ЗУ на активизацию правого полушария
2. ЗУ на развитие умения прогнозирования выразительности речи 2.1. ЗУ на развитие умения прогнозировать выразительность речи для работы с учебной информации А1
Б1
В1
2.2. ЗУ на развитие умения прогнозировать выразительность речи для осуществления межличностного общения А1
Б1
В1
2.3. ЗУ на развитие умения прогнозировать выразительность речи для организации учебной деятельности учащихся А1
Б1
В1
3. ЗУ на развитие умения реализации выразительности речи 3.1. ЗУ на развитие умения применять выразительность речи для передачи, получения и интерпретации учебной информации А2
Б2
В3
3.2. ЗУ на развитие умения применять выразительность речи для межличностного общения: восприятия чужого и передачи своего эмоционального состояния с целью создания благоприятного психологического климата на занятии А2
Б2
В2
3.3. ЗУ на развитие умения применять выразительность речи для организации учебной деятельности учащихся: в учебных инструкциях и указаниях А2
Б2
В2
4. ЗУ на развитие умения самокоррекции выразительности речи 4.1. ЗУ на развитие умений оценивать и корректировать выразительность речи при работе с учебной информацией А3
Б3
В3
4.2. ЗУ на развитие умений оценивать и корректировать выразительность речи в процессе межличностного общения с учащимися А3
Б3
В3
4.3. ЗУ на развитие умений оценивать и корректировать выразительность речи в процессе организации учебной деятельности учащихся А3
Б3
В3
В третьем блоке задания-упражнения А2 служат для развития умения передавать учащимся учебную информацию, собственное эмоциональное состояние, управлять их учебной деятельностью; задания-упражнения Б2 развивают умения принимать учебную информацию, понимать эмоциональное состояние учащихся, правильно оценивать успешность учебной деятельности учащихся; задания-упражнения В2 способствуют развитию умения интерпретировать учебную информацию, корректировать эмоциональное
состояние учащихся, свои действия в процессе организации учебной деятельности учащихся в зависимости от сложившейся ситуации педагогического общения.
В четвертом блоке задания-упражнения А3 служат для развития умения оценивать результат выразительности речи (успешность достижения поставленных целей и решения задач, верность выбранных средств выразительности речи, стратегий и тактик их использования); задания-упражнения Б3 способствуют развитию умения опреде-
лять причины возможных ошибок в выразительности речи; задания-упражнения В3 развивают умение корректировать выразительность речи.
Педагогический эксперимент проводился на факультете иностранных языков Орского гуманитарно-технологического института в рамках дисциплин «Практика устной и письменной речи», «Теория и методика обучения иностранному языку», а также в рамках спецпрактикума «Развитие компетентности будущего учителя в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения». Всех участников эксперимента мы условно разделили на две группы: экспериментальную и контрольную. Итоговая диагностика показала количественные и качественные изменения в уровнях развития выразительности речи студентов. Качественные изменения сви-
детельствуют о развитии у студентов способностей, необходимых для применения выразительности речи. К ним относятся: самостоятельность и креативность при выборе средств выразительности речи при решении задач педагогического общения; наблюдательность при восприятии средств выразительности речи учащихся; такт и чувство меры при использовании средств выразительности речи; воображение в процессе проектирования собственной речи и подбора средств выразительности, адекватных ситуации педагогического общения.
Результаты исследования доказывают эффективность предложенной технологии развития компетентности будущего учителя в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения.
ЛИТЕРАТУРА
1. БОЛЬШОЙ энциклопедический словарь. М. : Большая российская энциклопедия ; СПб. : Норинт, 1997.
2. ЗДЕНЕК М. Развитие правого полушария. Минск : Попурри, 2004.
3. ЗЕМЦОВА В. И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода : моногр. М. : Компания Спутник +, 2008.
4. ЗИМНЯЯ И. А. Психология обучения неродному языку. М. : Русский язык, 1989.
5. КОЛЕСНИКОВА И. Л., ДОЛГИНА О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб. : Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ» ; Cambridge University Press, 2001.
6. МОНАХОВ В. М. Введение в теорию педагогических технологий : моногр. Волгоград : Перемена, 2006.
7. СЕЛЕВКО Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. М. : Народное образование, 1998.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. И. Земцова