ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ:
РЕАЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП
В.Л. Рубцова
В статье рассмотрен вариант технологии развития экологических представлений студентов. Представлены занятия экологической направленности, разработаны тематические планы дисциплин «Охрана окружающей среды» и «Экологические проблемы региона», приведены примеры творческих индивидуальных занятий, описаны варианты осуществления природоохранительной деятельности студентов в процессе учебно-профессионального обучения.
Ключевые слова: аудиторная, внеаудиторная, самостоятельная работа, творческие формы и методы обучения, экологически ориентированная (природо-творческая) деятельность.
Основная цель реализующего этапа технологии - осуществление разработанной технологии на практике. Рассмотрим конкретный вариант технологии развития экологических представлений на примере групп студентов специальностей: 032101 - Физическая культура и спорт и 032102 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура). Нами были спланированы занятия экологической направленности, проводимые в ходе овладения дисциплин государственного образовательного стандарта, изучаемые на этом же курсе (табл. 1).
Занятия экологической направленности позволили актуализировать получаемые экологические ЗУН, произведя, с одной стороны, всестороннее рассмотрение экологической деятельности, пронаблюдать взаимосвязь экологических аспектов с «неэкологическими» дисциплинами (химия, физика, биология, экономика, философия и др.), с другой - раскрыв содержание некоторых дисциплин с позиции «экологической» науки.
Нами был разработан и внедрен курс «Охрана окружающей среды» за счет ДПВ в блок математических и естественнонаучных дисциплин, на который по стандарту отводится 72 часа. По примерному учебному плану дисциплина включена во 2 семестр (1 курс). В результате распределения часов мы получили: 36 аудиторных часов; самостоятельная работа студентов - также 36 часов, причем не менее 4 часов - внеаудиторная работа. При этом содержательная часть дисциплины была разработана нами.
Рассмотрим ряд основных форм и методов обучения, использованных нами для наполнения технологии развития экологиче-
ских представлений студентов. С целью развития у студентов умения видеть проблемы и формулировать задачи для решения при проведении лекционных занятий мы выбрали несколько форм: конспект-лекции и лекции-дикуссии.
Конспект-лекции использовались нами в основном при изучении вопросов характеристик оболочек Земли и их значения, в т. ч. и жизни человека, экологической безопасности. Имеющиеся у студентов базовые знания по экологии о состоянии биосферы и месте человека в ней, знание о составе атмосферного воздуха, о неравномерном распределении и дефиците пресной воды, о видах и свойствах почв и их роли в сельскохозяйственной деятельности человека в учебной и научной литературе, периодических изданиях позволили нам сэкономить время аудиторной работы, с первых же занятий активизируя самостоятельное обучение.
Студенты, изучая самостоятельно новый (относительно) материал, готовили опорные конспекты. Непосредственно на лекции нами кратко излагались основные вопросы темы, после чего проводилось обсуждение вариантов студенческих конспектов, и выявлялись наиболее удачные находки каждого. Необходимо отметить, что сравнение студенческих конспектов и определение лучшего из них не целесообразно.
Лекции-дискуссии, развивающие критическое мышление и активизирующие процесс более глубокого понимания изучаемого материала, мы использовали периодически на протяжении всего изучения дисциплины. Данная форма занятий характеризуется чередованием изложения логических разделов лекции и обменом мнениями:
Таблица 1
Тематический план занятий экологической направленности специальностей «Физическая культура и спорт» и «Адаптивная физическая культура»
Учебные дисциплины Семестр Наименование тем занятий экологической направленности Кол-во занятий
Химия I Место окислительно-восстановительных реакций в процессе очистки сточных вод 1
I Роль катализаторов в восстановлении оксидов азота до нейтральных продуктов 1
Психология и педагогика I Изучение и классификация потребностей человека 1
Анатомия I Вода - важнейший компонент внутренней среды организма человека 1
Физика II Последствия радиоактивного распада урана, утилизация радиационных отходов АЭС 1
Правоведение II Нормативы качества окружающей природной среды 1
II Административные и уголовные наказания за нарушения правил природопользования 1
Культурология II Влияние экологических факторов на сохранение культурного наследия 1
Лекция ^ Дискуссия ^ Вывод ^ Лекция ^ Дискуссия ^ Вывод.
Даже короткий диалог в ходе лекции, активизируя познавательную деятельность студентов, оживлял учебный процесс, поэтому важным моментом разработки такой лекции являлось составление вопросов, которые позволяют включить будущих специалистов в дискуссию и избежать (не допустить) неуправляемости, затянутости и деструктивности дискуссии.
Практические занятия дисциплины «Охрана окружающей среды» вследствие многоаспектности экологических проблем чаще всего проходили в виде семинарских занятий, что усложняло процесс перехода от абстрактной, заданной в теоретической форме, модели профессиональной деятельности специалиста к реальной, конкретной, со всевозможными проблемами и противоречиями. Поэтому для формирования практического опыта разрешения теоретических проблем мы строили учебный процесс в форме диалогического общения студентов, т. е. проводили семинары-дискуссии.
На таких семинарах кроме воспроизведения изучаемого материала (в докладах, выступления) студенты учились активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсников. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии яв-
лялась личная теоретическая подготовка, которая приобретается студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также умелая организация семинара с использованием активных методов обучения: «мозгового штурма», ролевых игр, имитационного моделирования и т. д. Это, в свою очередь, является реализацией одного из обязательных условий для повышения эффективности развития экологических представлений студентов: увеличение доли творческих форм и методов обучения в процессе овладения экологическими знаниями, умениями, навыками с целью инициирования активности студентов.
В качестве примера рассмотрим использование метода «мозгового штурма». Он полезен тем, что развивает способности к самоорганизации (самоконтролю, саморегулированию и т. п.), умение работать в коллективе и др. Основной принцип данного метода - не мешать выдвижению любой гипотезы, даже самой абсурдной. Этот принцип обязателен на этапе генерирования идей. Группа критики позже уже имеет право подвергать сомнению гипотезы, проверяя их на жизнеспособность и рациональность. В результате обсуждения вырабатываются самые оптимальные решения поставленной задачи (проблемы).
Однако важно отметить, что формы организации учебной деятельности студентов отличны от реальной профессиональной деятельности специалиста. В этой связи формирование профессиональных знаний, умений,
навыков (в частности, обеспечения экологически грамотного поведения), общих и профессиональных способностей, социальных качеств личности будущих специалистов, приобретение опыта творческой деятельности наиболее эффективно средствами знаково-контекстного обучения, разработанного А.А. Вербицким, в технологии которого ведущими формами выступают: анализ конкретных (производственных, социальных, чрезвычайных) ситуаций; разыгрывание ролей, имитационное моделирование.
Анализ конкретных ситуаций был использован нами для развития экологических «представлений-отношений» и «представлений-поступков». Для достижения поставленных целей были подобраны задания (ситуации), побуждающие к многовариантным решениям. Анализируя предложенную конкретную ситуацию, будущие специалисты должны были определить: есть ли в ней экологическая проблема, в чем она состоит, сформулировать свое отношение к ней, предложить алгоритм выхода из сложившихся условий. Коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляло опыт студентов: каждый из них имел возможность ознакомиться с вариантами решения, послушать и взвесить множество их оценок, дополнений, изменений. Для развития экологических «представ-лений-ценностных ориентаций» студентов иногда анализ ситуаций проводился в игровой форме, например, имитационное моделирование.
Имитационное моделирование составляют ситуации, имеющие известное преподавателю (но не студентам) решение, моделирующие не деятельность конкретных специалистов, работников, граждан, а воспроизводящие хозяйственные, правовые, социально-психологические и другие механизмы, определяющие поведение людей и их взаимодействие.
Активизацию экологически ориентированной (природо-творческой) деятельности будущих специалистов и включение ее в содержание профессиональной подготовки мы осуществляли во внеаудиторной работе студентов в период тренировочно-лагерных сборов, проходивших в мае 2005 г. в п. Джубга Краснодарского Края. В качестве природоохранных мероприятий, рассчитанных на
всю группу студентов, мы проводили уборку пляжа. При этом мусор сортировали, который возможно - сжигали, остатки продуктов закапывали, оставшийся - вывозили на специально организованные свалки. Также активно занимались озеленением лагеря: высаживали молодые саженцы, обрезали сухие ветки деревьев, обрабатывали растительность от паразитов. Мы проводили экскурсии в открытое море, где у студентов была возможность познакомиться с красотой и разнообразием морской флоры и фауны. Основной задачей проведения данных мероприятий является формирование экологических ценностных ориентаций и развитие их в потребностях охранять и защищать природу, осознание бережного отношения к природе и проявление его в поступках.
Помимо внеаудиторной и аудиторной работы мы уделяли значительное внимание самостоятельной работе будущих специалистов, под которой понимаем работу студентов над домашним заданием. С одной стороны, следует отметить тот факт, что половина времени, отводимая стандартом и учебными планами специальностей на изучение дисциплины, это - самостоятельная работа. В этой связи отсутствие домашнего задания значительно сокращает время изучения предмета (курса). С другой стороны, никакой материал не усваивается так прочно, как тот, с которым студент работал самостоятельно. И еще один значимый фактор самостоятельной работы заключается в том, что использование активных форм обучения в аудитории опирается на уже имеющиеся индивидуальные (самостоятельные) знания.
Особое место при выполнении самостоятельной работы (домашней) занимали творческие индивидуальные практические задания с целью инициирования активности студентов, например, «Экологический рисунок», «Ода природе», «экологический кроссворд», «Дом, который спасет мир». По итогам домашних заданий устраивались конкурсы (лучший проект, самый сложный кроссворд и т. д.) и выставки студенческих работ, которые, кроме эстетической функции, способствовали повышению уверенности авторов в себе, пробуждали интерес у студентов других курсов и других факультетов.
Далее реализующий этап технологии развития экологических представлений сту-
дентов продолжал осуществляться в ходе занятий экологической направленности при изучении дисциплин государственного образовательного стандарта, изучаемых студентами на 2 курсе. Темы занятий экологической направленности по курсу «Экологические проблемы региона» приведены в таблице 2.
Нами была разработана и внедрена дисциплина «Экологические проблемы региона» в блок математических и естественнонаучных дисциплин за счет НРК, на который по стандарту отводится 108 часов. По примерному учебному плану дисциплина включена в 4 семестр (2 курс). В результате распределения часов мы получили: 54 аудиторных часов; самостоятельная работа студентов - также 54 часов, причем не менее 5 часов - внеаудиторная работа. При этом содержательная часть дисциплины была разработана нами.
Проанализируем использование ряда основных форм и методов обучения на конкретных примерах. Лекционные занятия. Учитывая тот факт, что в большинстве своем студенты на данном этапе обучения уже имеют некоторые представления об изучаемом предмете, целесообразно долю лекционных занятий свести к минимуму. При рассмотрении студентами ресурсов области, знакомстве с довольно богатым животным и растительным миром, негативным влиянием сфер экономики на природу, системами наблюдения за состоянием окружающей среды мы использовали конспект-лекции (после краткого обзора основных вопросов производилось совместное обсуждение заблаго-
временно полученного студентами материала), лекции-дискуссии (лекционное изложение перемежалось обменом мнениями), лекции-консультации (после рассмотрения
главных моментов темы давались ответы на уточняющие вопросы студентов) и т. п.
Практические занятия дисциплины
«Экологические проблемы региона» проходили в виде семинарских занятий, на которых, кроме анализа изучаемого материала (в докладах, выступления), нами был использован блок творческих заданий. Приведем примеры из разработанных нами и модифицированных заданий: «Экологический куб», «Экология в фольклоре», «Экологические звенья», «Египетская пирамида», «Экологический конструктор».
Использование разнообразных форм для решения подобных задач и достаточно высокая мотивация обеспечения экологически грамотного поведения определяли участие студента во внеаудиторной работе. Для решения достаточно сложных (управленческих, организационных, социальных) задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами (решение является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны) мы использовали ролевые игры, которые позволяют максимально реально воссоздать ситуации творческого поиска (в т. ч. профессионального), в которых в наибольшей степени проявляется самостоятельность, инициатива, активность и творчество.
Таблица 2
Тематический план занятий экологической направленности специальностей «Физическая культура и спорт» и «Адаптивная физическая культура»
Учебная дисциплина Семестр Наименование тем занятий экологической направленности Кол-во занятий
Основы этики и эстетики III Эстетическое воздействие природы на человека 1
Экономика III Возможные пути разрешения противоречия между необходимым экономическим развитием общества и экологическими проблемами, которые возникают вследствие экономического роста 2
Физиология III Воздействие атмосферного воздуха (состав, атмосферное давление и т. д.) на развитие физиологических систем человека 1
Философия IV Философское осмысление процесса экологизации общества 1
Социология и политология IV Изучение закономерностей в расположении городских агломераций по карте мира и динамики роста населения в них. 1
Физиология IV Влияние качества воды на здоровье человека 1
Биология IV Последствия негативного влияния антропогенных факторов на клеточное деление организмов 1
В качестве внеаудиторных мероприятий, рассчитанных на всю группу студентов, мы проводили в III и IV семестрах экскурсии по памятникам природы и культуры области, в лаборатории по мониторингу окружающей среды, промышленные предприятия и т. д. Основными задачами проведения данных мероприятий является пересмотрение иерархии ценностей и ценностных ориентаций и осмысление их экологического контекста, формирование экологического отношения к природе, в т. ч. своего региона.
Не менее интересным для студентов и полезным для развития их творческих способностей, исполнительских умений и навыков оказалось участие будущих специалистов в общеинститутском конкурсе «Природа родного края». Программа конкурса включала несколько номинаций: «Пути решения экологических проблем», литературная номинация «Тамбовский край - ты самый дорогой мне», художественная номинация «Родной пейзаж».
Проведение экскурсий, конкурсов творческих работ, круглых столов, студенческих научно-практических конференций, участие в практических занятиях санитарной дружины университета позволяло учесть не только направленность получаемых знаний, но и интересы самих студентов.
Помимо внеаудиторной и аудиторной работы в процессе изучения дисциплины «Экологические проблемы региона» мы уделяли внимание выполнению самостоятельной работы (домашней) будущих специалистов. В качестве домашней работы мы использовали следующие задания: доклады о памятниках культуры, истории, археологии, природы своего города или района; составление проекта «Деятельность малых предприятий области и влияние их на состояние здоровья населения»; доклады об экологической оценке комфортности климата региона и влиянии его на развитие физических качеств детей, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах; подготовка проекта «Экологический туризм в Тамбовской области».
Результатами выполнения творческих работ студентов явилось проведение различных конкурсов и семинаров. При этом работы выполнялись в соответствии с изучением тем дисциплины.
Однако важно отметить, что формы организации учебной деятельности студентов отличны от реальной профессиональной деятельности специалиста. Поэтому даже развитые экологические представления студента, полученные в процессе профессионального образования, могут не найти своего проявления в профессиональной деятельности. Данную задачу мы решали во время прохождения студентами педагогических и профессионально-ориентированных практик.
Прохождение педагогической практики студентами института физической культуры и спорта приходится на IV четверть в общеобразовательной школе. В этот период уроки физической культуры проводятся по легкой атлетике, поэтому студенты-практиканты по возможности проводили занятия на свежем воздухе (на стадионе) и обращали внимание учащихся на влияние факторов природы на физическое развитие человека.
Студенты во время прохождения педагогической и профессионально-ориентированной практик помимо уроков обязательно должны проводить воспитательную работу с учащимися в качестве помощника классного руководителя и тренера. При этом в данный вид деятельности необходимо было включить экологический компонент.
Студенты-практиканты вместе с учениками школы и классным руководителем принимали участие в работах по облагораживанию школьного сада: убирали мусор, вскапывали почву, высаживали цветы, саженцы деревьев, обрезали старые ветки, обрабатывали деревья от паразитов.
В СОШ №35 г. Тамбова под руководством учителя биологии студенты-практиканты с учащимися школы организовали «Живой уголок». Первой стадией явилось посещение студента с небольшой группой учеников станции юннатов, где в беседе с сотрудником были выявлены условия жизни грызунов (размер и тип клетки, питание и т. д.). Затем были приобретены в зоомагазине клетки для кролика и хомяков, которые дополнялись специальными предметами для активной жизни животных (колесо, лесенки, лотки для умывания, корма, воды), выполненными учениками на уроках труда совместно с учителем и студентом-практикантом. Следующая стадия - приобретение на «Птичьем рынке» кролика и двух хомяков,
которых «расселили» по своим клеткам. Заключительная стадия заключалась в составлении студентом-практикантом графика дежурств учащихся по уходу за животными (кормление, уборка и т. д.). «Внеплановое» дежурство поощрялось.
Во время прохождения профессионально-ориентированной практики студенты проводили беседы с занимающимися в спортивных школах на темы: «Влияние состояния окружающей среды на физическое и духовное здоровье человека», «Роль экологических факторов в тренировке спортсменов», «Влияние условий высокогорья на результаты легкоатлетов» и т. д. Проводили тренировки (по возможности) не в спортивном зале, а на природе (например, кроссовый бег по набережной реки).
Студенты, проходящие профессионально-ориентированную практику в оздоровительных центрах, интернатах для детей с отклонениями в состоянии здоровья, с учетом заболеваний детей-инвалидов разрабатывали с нами внеклассные экологические мероприятия и совместно с воспитателями проводили их. Проводимые мероприятия способствовали проявлению экологического поведения студентов в профессиональной деятельности - в частности, экологические факторы учитывались при тренировке детей,
экологические игры включались в воспитательную работу с учащимися - и тем самым уже сами способствовали формированию ценностного и бережного отношения к природе учащихся.
В силу того, что разработанная технология является личностно-ориентированной, а группы студентов зачастую значительно отличаются по исходному уровню экологических знаний, умений и навыков, общей успеваемости, коммуникативности, уровню познавательной активности и другим характеристикам, возникла необходимость в корректировке технологии.
Поступила в редакцию 16.06.200s г.
Rubtsova V.L. Technology of development of students’ ecological views: implementation stage. The article considers the variant of technology of development of students’ ecological views. The classes of ecologic orientation are presented, the topical plans of the subjects “Environment Protection” and “Ecological Problems of the region” are elaborated, the examples of creative individual works are given, the variants of executing environment protecting activities in the process of professional training are described.
Key word: auditorium, non-auditorium, independent work, creative forms and methods of training, ecologically oriented (natural-creative) activity.
РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТА НА ОСНОВЕ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА
И.Н. Лубянкин
В статье обоснована необходимость учета индивидуальных ресурсов курсантов для успешного осуществления процесса учения в военном вузе. Рассмотрена структура внутренних ресурсов, взаимосвязь базовых и генерируемых ресурсов в образовательном процессе. Определены принципы, используемые для построения индивидуальной траектории творческого саморазвития курсанта.
Ключевые слова: ресурсный подход, индивидуальные ресурсы личности, саморазвивающаяся система, траектория творческого саморазвития.
Одной из актуальных задач, стоящих перед высшими образовательными учреждениями МВД России, является формирование личности будущего офицера, способной к реализации своих интеллектуальных и творческих возможностей, социально устойчивой к изменениям внешней среды. Эффективное
решение этой задачи возможно при условии организации образовательного процесса в вузах МВД на основе ресурсного подхода, позволяющего каждому курсанту использовать индивидуальные ресурсы для максимально успешного осуществления процесса учения. Особое внимание следует уделять