Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ К УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАНИЙ С УЧЕТОМ ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ'

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ К УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАНИЙ С УЧЕТОМ ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIFFERENTIAL SPORT PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / COMPETITIVE CONDITIONS / PERSONALITY TRAITS / EMOTIONALITY / MOTIVATION / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / УСЛОВИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин М.А., Смирнова Н.Н., Костромин О.В.

Цель исследования состоит в разработке технологии психологической адаптации спортсменов к условиям соревнований с учетом личностных особенностей. Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 563 спортсмена различных спортивных специализаций, 138 человек представляли циклические виды спорта (лыжные гонки), 142 - игровые (баскетбол), 144 - художественные (фигурное катание), 139 - единоборства (дзюдо). Использовались анализ научной литературы, факторный анализ, методики М.А. Кузьмина, А.Н. Николаева. Результаты исследования и выводы. Определены три типогруппы спортсменов: первая - спортсмены с высокой эмоциональностью и высокой мотивацией, вторая - с высокой эмоциональностью и низкой мотивацией и третья - с низкой эмоциональностью и низкой мотивацией. В каждой группе спортсменов были разработаны задачи, направленные на ускорение и оптимизацию психологической адаптации к условиям соревновательной деятельности с учетом сочетания психологических свойств. Полученные результаты и дифференцированный подход к психологической адаптации спортсменов позволяяют повысить уровень адаптированности спортсменов к условиям соревнований, а соответственно, и успешность в соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмин М.А., Смирнова Н.Н., Костромин О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality-sensitive technology of psychological adaptation of athletes to competitive conditions

Objective of the study was to develop a personality-sensitive technology of psychological adaptation of athletes to competitive conditions. Methods and structure of the study. The study involved 563 athletes of various specializations, including 138 subjects involved in cyclic sports (cross-country skiing), 142 - in team sports (basketball), 144 - in artistic sports (figure skating), 139 - in martial arts (judo). We used the analysis of scientific literature, factor analysis, methods of M.A. Kuzmina and A.N. Nikolaev. Results of the study and conclusions. Three groups of athletes were formed: Group 1 - athletes characterized by high emotionality and high level of motivation, Group 2 - those characterized by high emotionality and low level of motivation, and Group 3 - those characterized by low emotionality and low level of motivation. For each group of athletes, we developed the tasks aimed to accelerate and improve their psychological adaptation to competitive conditions with due regard to the athletes’ psychological qualities. The data obtained, as well as the differentiated approach to the athletes’ psychological adaptation enabled to increase the level of athletes' adaptation to competitive conditions, and, accordingly, contribute to successful competitive performance.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ К УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАНИЙ С УЧЕТОМ ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ»

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ К УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАНИЙ С УЧЕТОМ ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 12.12.2019 г.

Информация для связи с автором: Kuzmin-maxsim@yandex.ru

Кандидат психологических наук, доцент М.А. Кузьмин1 Кандидат физико-математических наук, доцент Н.Н. Смирнова2 О.В. Костромин2

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

2 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

PERSONALiTY-SENSiTiVE TECHNOLOGY OF PSYCHOLOGiCAL ADAPTATiON OF ATHLETES TO COMPETiTiVE CONDiTiONS

PhD, Associate Professor M.A. Kuzmin1 PhD, Associate Professor N.N. Smirnova2 O.V. Kostromin2

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

2 Saint-Petersburg Mining University, Saint-Petersburg

Аннотация

Цель исследования состоит в разработке технологии психологической адаптации спортсменов к условиям соревнований с учетом личностных особенностей.

Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 563 спортсмена различных спортивных специализаций, 138 человек представляли циклические виды спорта (лыжные гонки), 142 - игровые (баскетбол), 144 - художественные (фигурное катание), 139 - единоборства (дзюдо). Использовались анализ научной литературы, факторный анализ, методики М.А. Кузьмина, А.Н. Николаева.

Результаты исследования и выводы. Определены три типогруппы спортсменов: первая - спортсмены с высокой эмоциональностью и высокой мотивацией, вторая - с высокой эмоциональностью и низкой мотивацией и третья - с низкой эмоциональностью и низкой мотивацией. В каждой группе спортсменов были разработаны задачи, направленные на ускорение и оптимизацию психологической адаптации к условиям соревновательной деятельности с учетом сочетания психологических свойств. Полученные результаты и дифференцированный подход к психологической адаптации спортсменов позволяяют повысить уровень адаптированности спортсменов к условиям соревнований, а соответственно, и успешность в соревновательной деятельности.

Ключевые слова: дифференциальная спортивная психология, психологическая адаптация, условия соревновательной деятельности, личностные свойства, эмоциональность, мотивация.

Annotation

Objective of the study was to develop a personality-sensitive technology of psychological adaptation of athletes to competitive conditions. Methods and structure of the study. The study involved 563 athletes of various specializations, including 138 subjects involved in cyclic sports (cross-country skiing), 142 - in team sports (basketball), 144 - in artistic sports (figure skating), 139 - in martial arts (judo). We used the analysis of scientific literature, factor analysis, methods of M.A. Kuzmina and A.N. Nikolaev. Results of the study and conclusions. Three groups of athletes were formed: Group 1 - athletes characterized by high emotionality and high level of motivation, Group 2 - those characterized by high emotionality and low level of motivation, and Group 3 - those characterized by low emotionality and low level of motivation.

For each group of athletes, we developed the tasks aimed to accelerate and improve their psychological adaptation to competitive conditions with due regard to the athletes' psychological qualities.

The data obtained, as well as the differentiated approach to the athletes' psychological adaptation enabled to increase the level of athletes' adaptation to competitive conditions, and, accordingly, contribute to successful competitive performance.

Keywords: differential sport psychology, psychological adaptation, competitive conditions, personality traits, emotionality, motivation.

Введение. В настоящее время актуальным направлением спортивной психологии, изучающим групповые различия развития и проявления психики спортсменов, является дифференциальная спортивная психология.

Цель исследования - разработка технологии психологической адаптации спортсменов к условиям соревнований с учетом личностных особенностей.

Методика и организация исследования. Проведен анализ научной литературы, факторный анализ, методики М. А. Кузьмина, А. Н. Николаева [2-4]. В результате исследования адаптационных характеристик спортсменов была разработана вариативная технология фасилитации адаптации

спортсменов к условиям соревнований, которая учитывает личностные свойства - эмоциональность и мотивацию.

Испытуемые: спортсмены различных спортивных специализаций (563 человека), 138 человек - циклические виды спорта (лыжные гонки), 142 - игровые (баскетбол), 144 - художественные (фигурное катание), 139 - единоборства (дзюдо).

Результаты исследования и их обсуждение. На основании результатов факторного анализа спортсмены были разделены на три группы, в каждой из которых решались задачи, отражающие специфику трудностей, с которыми сталкивались спортсмены с различными личностными особенностями.

№ 3 • 2020 Март | March

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Технология содержала три вариативных комплекса средств, подобранных для типов личностных характеристик, значимых для психологической адаптации.

Первая группа: спортсмены с высокой эмоциональностью и высокой мотивацией участия в соревновании. Особенности данной группы - высокая эмоциональная чувствительность, тревожность, сочетающаяся с высокой мотивацией на участие в соревновании, ответственностью, желанием победить. Это может приводить к «гипермотивированности» и нарушениям в деятельности.

Для работы с участниками, принадлежащими к этой группе, были разработаны следующие задачи:

• Оптимизация предстартовых психических состояний, снижение тревожности.

• Оптимизация мотивации участия в соревновании, устранение гипермотивированности.

Первая задача решалась посредством применения методик диагностики и коррекции эмоциональных состояний [2, 5, 6].

Для регуляции предстартовых состояний были использованы: рекомендации для работы с режимом сна и бодрствования, монотонная и медленная работа, приемы разрядки, техника осознанного выбора, повышение общей психологической культуры (феномен волнения).

При обучении приемам релаксации и саморегуляции психических состояний применялись релаксация (расслабление), приемы переключения внимания, упражнения, направленные на концентрацию внимания.

Решение следующей задачи тесно связано с первой, поскольку зачастую саморегуляция эмоционального состояния, снятие тревоги и напряжения влекут за собой и снижение чрезмерной мотивации участия в соревновании. На данном этапе применялись: пересмотр предстоящих задач, снижение чрезмерной ответственности, переключение внимания с цели на процесс, формирование уверенности.

Вторая группа - спортсмены с высокой эмоциональностью и низкой мотивацией участия в соревновании. Особенность данной группы заключаются в том, что, с одной стороны, такие спортсмены испытывают неблагоприятные эмоциональные состояния - страх, тревогу, с другой - высокая эмоциональная чувствительность блокирует мотивацию деятельности.

Задачи психологической адаптации:

• Оптимизация предстартовых психических состояний, снижение тревожности.

• Оптимизация мотивации участия в соревновании, повышение уровня мотивации долженствования.

Для оптимизации и регуляции психических состояний применяются те же способы, что и в первой группе. Предлагаются следующие алгоритмы создания положительной мотивации и условия формирования установки на успех:

- Диагностика мотивации участия в соревнованиях.

- Формирование потребности к участию в соревновании на основе получения информации о предстартовом состоянии, личного позитивного опыта спортсменов.

- Формирование у спортсменов цели победить. Рациональная психотерапия - постановка цели победить, обращая внимание на «сильные стороны» спортсменов.

- Для усиления мотивации долженствования следует напоминать спортсменам об ответственности перед общественностью, командой, болельщиками.

- Интенсивная разминка.

- Мажорная музыка.

- Постановка цели (перспективные, промежуточные, конкретные).

- Косвенное внушение.

Третья группа: спортсмены с низкой эмоциональностью и низкой мотивацией участия в соревновании. Особенностью данной группы является, с одной стороны, эмоциональная стабильность и устойчивость к стрессовым нагрузкам, с другой - низкая мотивация, отсутствие выраженной внутренней готовности к участию в соревнованиях. В связи с этим дифференцированный подход к ускорению адаптации в данной группе направлен на повышение уровня активности и создания высокой положительной мотивации [1]. Задачи ускорения процесса адаптации:

• Оптимизация предстартовых психических состояний - повышение активности.

• Оптимизация мотивации участия в соревновании, повышение мотивации долженствования.

Для реализации первой задачи используются следующие приемы и методики.

- Интенсивная разминка.

- Рационально-эмоциональные приемы (постановка задач, которые могут увлечь спортсмена).

- Упражнение «Самое успешное выступление».

- Аутогенная тренировка.

Для решения следующей задачи в данной группе целесообразно использовать методы и приемы повышения мотивации, которые использовались в работе со второй группой спортсменов.

Вывод. Дифференцированный подход к психологической адаптации спортсменов с учетом личностных свойств позволяет повысить уровень адаптированности спортсменов к условиям соревнований и, соответственно, обеспечивают успех соревновательной деятельности.

Литература

1. Изотов Е.А. Влияние идеомоторной тренировки на мобилизационную готовность игроков в дартс / Е.А. Изотов, Н.Н. Смирнова // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 53-55.

2. Кузьмин М.А. Дифференциальная спортивная психология / М.А. Кузьмин // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 5-7.

3. Кузьмин М.А. Психологическая адаптация к условиям соревнований в единоборствах / М.А. Кузьмин, В.А. Дорофеев // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 37-39.

4. Кузьмин М.А. Психологическая адаптация к условиям соревнований в циклических видах спорта / М.А. Кузьмин, Г.В. Зароднюк, М.Н. Ларионова // Теория и практика физ. культуры. - 2019. -№ 4. - С. 96-98.

5. Руденко Г.В. Методика определения психофизиологического потенциала организма / Г.В. Руденко, Ю.А. Дубровская, И.В. Бобров // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 8-10.

6. Савельев Д.С. Влияние занятий спортивными единоборствами на психофизиологический потенциал студентов-перворкурсников / Д.С. Савельев, С.А. Сидоренко // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 43-45.

References

1. Izotov E.A., Smirnova N.N. Vliyanie ideomotornoy trenirovki na mobili-zatsionnuyu gotovnost igrokov v darts [Ideomotor training to facilitate darts player's precompetitive mobilisation rate]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 5. pp. 53-55.

2. Kuzmin M. A. Differentsialnaya sportivnaya psikhologiya [Differential sport psychology]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2018, no. 4, pp. 5-7.

3. Kuzmin M. A. Psikhologicheskaya adaptatsiya k usloviyam sorevno-vaniy v edinoborstvakh [Psychological adaptation to conditions of martial arts competitions]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017, no. 5, pp. 37-39.

4. Kuzmin M.A., Zarodnyuk G.V., Larionova M.N. Psihologicheskaya adaptatsiya k usloviyam sorevnovaniy v tsiklicheskih vidah sporta [Psychological adaptation in cyclic sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no, 4. pp. 96-98.

5. Rudenko G.V., Dubrovskaya Yu.A., Bobrov I.V. Metodika opredele-niya psikhofiziologicheskogo potentsiala organizma [Individual psychophysiological potential test model]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2018, no. 4, pp. 8-10.

6. Savelyev D.S., Sidorenko S.A. Vliyanie zanyatiy sportivnymi edi-noborstvami na psikhofiziologicheskiy potentsial studentov - per-vokursnikov [Effects of competitive martial arts on first-year students' psychophysiology]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2017. no. 5. pp. 43-45.

40

http://www.teoriya.ru

№3 • 2020 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.