Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФУТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ К ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ'

МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФУТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ К ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOOTBALL / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / METHODOLOGY / EDUCATIONAL EXPERIMENT / ФУТБОЛ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Назаренко Л.Д., Коваленко А.С.

Цель исследования - экспериментально доказать эффективность методики психологической адаптации квалифицированных футболистов к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Методика и организация исследования. При разработке методики психологической адаптации к тренировочной и соревновательной деятельности учитывались психологические факторы. Для проверки эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 36 квалифицированных (II и I р.) футболистов 15-17 лет. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), в каждой по 18 игроков различных амплуа: нападающих, защитников и полузащитников, по 6 человек, соответственно. В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике. В ЭГ использовалась разработанная методика психологической адаптации к различным тренировочным и соревновательным нагрузкам. Результаты исследования и выводы. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что под воздействием систематической тренировочной нагрузки показатели улучшились в обеих группах с явным преимуществом спортсменов ЭГ. Более существенное улучшение показателей технической подготовленности футболистов ЭГ связано с включением психологической подготовки в содержание тренировочного процесса. Это способствовало увеличению уверенности в своих силах, формированию навыков самоконтроля двигательных действий; управлению психоэмоциональным состоянием; потребности в самостоятельных дополнительных занятиях для совершенствования индивидуальной техники выполнения элементов двигательных действий, составляющих содержание игры в футбол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Назаренко Л.Д., Коваленко А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of psychological adaptation of skilled 15-17-year-old footballers to training and competitive loads

Objective of the study was to experimentally substantiate the effectiveness of the methodology of psychological adaptation of qualified football players to training and competitive loads. Methods and structure of research. When developing the methodology of psychological adaptation to training and competitive loads, we considered the psychological factors. The effectiveness of the developed methodology was assessed in an educational experiment, which involved 36 qualified (Class II and I ) football players aged 15-17 years. They were divided into 2 groups: Control (CG) and Experimental (EG) Groups, 18 players of different positions each: forwards, defenders and midfielders, 6 players each, respectively. In the CG, the training sessions were conducted according to the generally accepted methodology. In the EG, the developed methodology of psychological adaptation to various training and competitive loads was used. Results of the study. The analysis of the results of the educational experiment showed that under the influence of systematic training loads, the indicators improved in both groups with a pronounced advantage in the EG. A more significant improvement of the technical fitness level in the EG subjects was associated with the inclusion in the lesson plan of psychological training. This contributed to an increase in the athletes’ self-confidence, formation in them of skills of self-control of motor actions; psychoemotional self-control skills; motivation for additional independent classes aimed to improve the individual technique of execution of the elements of motor actions that make up the content of football. Conclusions. Psychological adaptation to changing training and competitive loads is a significant factor in increasing the level of sport mastery of qualified football players of 15-17 years of age, which ensures improved stress resistance under the influence of adverse environmental factors; focusing on the technique of execution of motor actions, etc.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФУТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ К ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ»

методика психологичЕскои адаптации квалифицированных футболистов 15-17 лет к тренировочной и соревновательной нагрузке

УДК/UDC 796.41

Поступила в редакцию 12.11.2019 г.

Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко1

А.С. Коваленко1

1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, Ульяновск

METHODOLOGY OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF SKILLED 15-17-YEAR-OLD FOOTBALLERS TO TRAINING AND COMPETITIVE LOADS

Dr.Hab., Professor L.D. Nazarenko1 A.S. Kovalenko1

1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Информация для связи с автором: ld nazarenko@mail.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - экспериментально доказать эффективность методики психологической адаптации квалифицированных футболистов к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

Методика и организация исследования. При разработке методики психологической адаптации к тренировочной и соревновательной деятельности учитывались психологические факторы. Для проверки эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 36 квалифицированных (II и I р.) футболистов 15-17 лет. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), в каждой по 18 игроков различных амплуа: нападающих, защитников и полузащитников, по 6 человек, соответственно. В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике. В ЭГ использовалась разработанная методика психологической адаптации к различным тренировочным и соревновательным нагрузкам.

Результаты исследования и выводы. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что под воздействием систематической тренировочной нагрузки показатели улучшились в обеих группах с явным преимуществом спортсменов ЭГ. Более существенное улучшение показателей технической подготовленности футболистов ЭГ связано с включением психологической подготовки в содержание тренировочного процесса. Это способствовало увеличению уверенности в своих силах, формированию навыков самоконтроля двигательных действий; управлению психоэмоциональным состоянием; потребности в самостоятельных дополнительных занятиях для совершенствования индивидуальной техники выполнения элементов двигательных действий, составляющих содержание игры в футбол.

Ключевые слова: футбол, психологическая адаптация, методика, педагогический эксперимент.

Annotation

Objective of the study was to experimentally substantiate the effectiveness of the methodology of psychological adaptation of qualified football players to training and competitive loads.

Methods and structure of research. When developing the methodology of psychological adaptation to training and competitive loads, we considered the psychological factors. The effectiveness of the developed methodology was assessed in an educational experiment, which involved 36 qualified (Class II and I ) football players aged 15-17 years. They were divided into 2 groups: Control (CG) and Experimental (EG) Groups, 18 players of different positions each: forwards, defenders and midfielders, 6 players each, respectively. In the CG, the training sessions were conducted according to the generally accepted methodology. In the EG, the developed methodology of psychological adaptation to various training and competitive loads was used.

Results of the study. The analysis of the results of the educational experiment showed that under the influence of systematic training loads, the indicators improved in both groups with a pronounced advantage in the EG. A more significant improvement of the technical fitness level in the EG subjects was associated with the inclusion in the lesson plan of psychological training. This contributed to an increase in the athletes' self-confidence, formation in them of skills of self-control of motor actions; psychoemotional self-control skills; motivation for additional independent classes aimed to improve the individual technique of execution of the elements of motor actions that make up the content of football.

Conclusions. Psychological adaptation to changing training and competitive loads is a significant factor in increasing the level of sport mastery of qualified football players of 15-17 years of age, which ensures improved stress resistance under the influence of adverse environmental factors; focusing on the technique of execution of motor actions, etc.

Keywords: football, psychological adaptation, methodology, educational experiment.

Введение. Психологическая адаптация к предстоящему соревнованию осуществляется более успешно при создании модели соревновательной деятельности, отражающей достигнутый уровень физической, технико-тактической, теоретической, а также психологической подготовленности спортсмена. При этом большое значение имеет сбор инфор-

мации о показателях тренированности соперников и их сопоставлении с данными моделирования. Примерно равное соотношение исследуемых параметров выдвигает психологическую готовность к спортивной борьбе за ведущее место.

Цель исследования - экспериментально доказать эффективность методики психологической адаптации квали-

фицированных футболистов к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

Методика и организация исследования. При разработке методики психологической адаптации к тренировочной и соревновательной деятельности мы учитывали следующие психологические факторы:

- степень сформированности интереса к избранному виду спорта, познавательной деятельности и стремления к достижению поставленной цели;

- проявление потребности к состязательной деятельности;

- уровень развития мотивационной сферы, обусловленной усвоением системы специальных знаний, а также стремлением к лидерству;

- степень готовности к высокому уровню самодисциплины, самоограничению ради достижения высшего уровня спортивного мастерства;

- оказание моральной поддержки родителей и социального окружения.

Содержание методики психологической адаптации предусматривает:

- формирование навыков противостояния внешним неблагоприятным раздражителям путем повышения концентрации и устойчивости внимания, самовоспитания, управления психоэмоциональным состоянием;

- усвоение приемов идеомоторной подготовки, разработки модели предстоящей соревновательной деятельности;

- упрочение навыков саморегуляции психических состояний на фоне утомления, повышения психической напряженности; своевременное включение механизмов реализации волевого потенциала;

- совершенствование навыков объективной оценки своих действий, допущенных ошибок; поиска путей их исправления;

- концентрация внимания на согласованности игровой деятельности с партнерами;

- постоянная готовность к противодействию соперников путем применения неожиданных для них приемов и способов.

Для проверки эффективности разработанной нами методики психологической адаптации был проведен педагогический эксперимент, в котором приняло участие 36 квалифицированных (II и I р.) футболистов 15-17 лет. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ),

в каждой по 18 игроков различных амплуа: нападающих, защитников и полузащитников, по 6 человек, соответственно. Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень общей и специальной физической подготовленности с использованием следующих тестов: бег на 15 м и 30 м с высокого старта и с ходу; прыжок в длину и высоту с места, бросок набивного мяча. Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по показателям физической подготовленности футболистов КГ и ЭГ (р>0,05).

Исходный уровень технической подготовленности определялся по тестам: ведение, передача и отбор мяча; игра головой, удары по воротам и на дальность. Сопоставительный анализ полученных данных также не выявил существенных различий по уровню технической подготовленности футболистов КГ и ЭГ (р>0,05) (табл. 1). В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике. В ЭГ использовалась разработанная нами методика психологической адаптации к различным тренировочным и соревновательным нагрузкам.

Результаты исследования и их обсуждение. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической и технической подготовленности футболистов КГ и ЭГ. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что под воздействием систематической тренировочной нагрузки показатели улучшились в обеих группах с явным преимуществом спортсменов ЭГ.

Так, в КГ при исходных данных в беге на 15 м с высокого старта 2,50±0,19 с к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 2,48±0,21 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,49±0,17 с к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 2,41±0,18 с (р>0,05). В КГ при исходных показателях прыжка в длину с места 2,12±0,13 см к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 2,16±0,17 см (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 2,11±0,18 см к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли до 2,23±0,20 см (р<0,05) (см. табл. 1). Более высокие показатели общей и специальной физической подготовленнос-ти футболистов ЭГ объясняют специально организованной деятельностью для обеспечения психологической адаптации к тренировочной и соревновательной нагрузке в разных условиях:

Таблица 1. Динамика показателей общей и специальной физической подготовленности квалифицированных футболистов

№ п/п Показатели До проведения педагогического эксперимента, X±Sx После окончания педагогического эксперимент, X±Sx

1 Бег на 15 м с высокого старта, с 2,50±0,19 2,49±0,17 2,48±0,21 2,41±0,18

2 Бег на 15 м с ходу, с 2,14±0,19 2,15±0,20 2,11±0,15 2,09±0,16

3 Бег на 30 м с высокого старта, с 4,57±0,33 4,58±0,39 4,53±0,29 4,47±0,34

4 Бег на 30 м с ходу, с 4,29±0,31 4,30±0,28 4,27±0,35 4,19±0,27

5 Прыжок в длину с места, см 2,12±0,13 2,11±0,18 2,16±0,17 2,23±0,20

6 Тройной прыжок, м 6,61±0,53 6,63±0,48 6,69±0,45 6,94±0,55

7 Прыжок в высоту, см 18,0±1,06 18.1±1,23 18,1±0,94 18,2±1,21

8 Прыжок в высоту со взмахом руками, см 28,2±1,48 28,0±1,35 29,5±1,56 30,8±2,16

9 Бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы, м 9,2±0,75 9,0±0,74 9,5±0,64 9,8±0,66

Примечание. В числителе - показатели КГ; в знаменателе - ЭГ.

№ 2 • 2020 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

67

Таблица 2. Динамика показателей технической подготовленности квалифицированных футболистов 15-17лет

№ п/п Показатели До педагогического эксперимента X±Sx После окончания педагогического эксперимента, X±Sx

1 Ведение мяча 30 м, с 7,08±0,54 7,07±0,52 6,55±0,49 6,39±0,61

2 Ведение мяча с обводкой стоек 30 м, с 6,52±0,56 6,53±0,48 6,50±0,52 6,41±0,51

3 Передачи мяча, кол-во раз: - короткие 26-28 27-30 34-37 38-46

Передачи мяча, кол-во раз: - средние 16-18 15-19 19-22 27-35

Передачи мяча, кол-во раз: - длинные 4-6 4-6 5-8 10-12

4 Отбор мяча, кол-во раз 6 7 8-9 12-13

5 Игра головой, кол-во раз 2-3 3-4 4-6 7-8

6 Удары по воротам: - из-за штрафной линии, кол-во точных ударов: 2-4 1-3 5-6 7-9

- со штрафной линии, кол-во точных ударов: 3-4 2-4 5-6 8-10

7 Удар по мячу на дальность, м 66,1±5,32 65,9±5,33 68,3±4,55 79,1±6,53

Примечание. В числителе - показатели КГ; в знаменателе - ЭГ

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

частой сменой места проведения тренировочных занятии, вариативностью нагрузки; различными климатическими условиями и т. д.

Уровень технической подготовленности футболистов КГ и ЭГ изменился следующим образом: в КГ при исходных данных длинных передач мяча 4-6 раз к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 5-8 раз (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 4-6 раз к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 10-16 раз (р<0,05). В КГ при исходных данных ударов по воротам со штрафной линии 3-4 раза к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 5-6 раз (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2-4 раза к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 8-10 раз (р<0,05) (табл. 2).

Более существенное улучшение показателей технической подготовленности футболистов ЭГ связано с включением психологической подготовки в содержание тренировочного процесса. Это способствовало увеличению уверенности в своих силах, формированию навыков самоконтроля двигательных действий; управлению психоэмоциональным состоянием; потребности в самостоятельных дополнительных занятиях для совершенствования индивидуальной техники выполнения элементов двигательных действий, составляющих содержание игры в футбол.

Выводы. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что психологическая адаптация к изменяющимся тренировочным и соревновательным нагрузкам является значимым фактором повышения спортивного мастерства квалифицированных футболистов 15-17 лет, обеспечивающим улучшение стрессоустойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды; концентрацию внимания на технике выполнения двигательных действий; согласованности деятельности с партнерами при противоборстве с противниками и т. д. Критериями оценки уровня психологической адаптации являются: степень соответствия модели соревновательной деятельности футболистов, эффективность выполнения тренировочных заданий, точность оценки своего предстартового состояния; показатели активности двигательной деятельности на поле при незначительном уровне тревожности и др. Результаты педагогического

эксперимента подтвердили эффективность разработанной

нами методики психологической адаптации квалифицированных футболистов.

Использованная литература

1. Закиров Д.Р. Психологическая подготовка борцов различного темперамента на предсоревновательном этапе подготовки: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.Р. Закиров. - Набережные челны, 2013. - 22 с.

2. Ильин Е.П. Психология спорта: монография / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2016. - 351 с.

3. Инуфио Р. Исследование психологической готовности к выполнению двигательного действия: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. Инуфио. - СПб., 2002. - 24 с.

4. Коломинский Я.Л. Человек и психология / Я.Л. Коломинский. -М.: Просвещение, 2008. - 224 с.

5. Мартенс Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартенс. - М. Физкультура и спорт, 2009. - 176 с.

6. Кузьмин М.А. Психология адаптации к условиям соревнований в единоборствах / М.А. Кузьмин. Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 10. - С. 41-43.

7. Кузьмин М.А. Методологические аспекты исследования факторов адаптированности спортсменов к соревнованиям / М.А. Кузьмин // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 2. - С. 58-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кудряшев Н.Х. Техническая подготовка юных футболистов на начальном этапе обучения: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.Х. Кудряшев. - Наб. Челны, 2011. - 23 с.

References

1. Zakirov D.R. Psihologicheskaya podgotovka bortsov razlichnogo temperamenta na predsorevnovatelnom etape podgotovki [Mental conditioning of wrestlers with different temperament at pre-season training stage]. PhD diss. abstr.. Naberezhnye Chelny, 2013.22 p.

2. Ilyin E.P. Psikhologiya sporta [Sports Psychology]. St. Petersburg: Piter publ., 2016. 351 p.

3. Inufio R. Issledovanie psihologicheskoy gotovnosti k vyipolneniyu dvigatelnogo deystviya [Study of psychological fitness to perform motor actions]. PhD diss. abstr.. St. Petersburg, 2002. 24 p.

4. Kolominskiy Ya.L. Chelovek i psihologiya [Man and Psychology]. M.: Prosveshchenie publ., 2008. 224 p.

5. Martens R. Sotsialnaya psihologiya i sport [Social Psychology and Sport]. M. Fizkultura i sport publ., 2009. 176 p.

6. Kuzmin M.A. Psihologiya adaptatsii k usloviyam sorevnovaniy v edinoborstvah [Mental competitive adaptation in martial arts]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2017. no. 10.pp. 41-43.

7. Kuz'min M.A. Metodologicheskie aspekty issledovaniya faktorov adaptirovannosti sportsmenov k sorevnovaniyam [Methodological Aspects of Study of Factors of Adaptation of Athletes to Competitions]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2014, no. 2, pp. 58-60.

8. Kudryashev N.H. Tehnicheskaya podgotovka yunyih futbolistov na nachalnom etape obucheniya [Technical training of junior footballers at beginner training stage]. PhD diss. abstr.. Nab. Chelny, 2011. 23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.