Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СКОРОСТЬ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ'

ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СКОРОСТЬ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPRINT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FACTORS / СПРИНТЕРСКИЙ БЕГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Катенков А.Н., Анисимова Е.А., Новикова Е.М.

Цель исследования - повышение скорости бега спринтеров на короткие дистанции с учетом факторов, определяющих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова г. Ульяновска в период с 2017 по 2018 г. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), в каждой по 12 спринтеров. Тренировочные занятия в КГ проводились по традиционной методике в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных бегунов на короткие дистанции, рекомендованной РФ легкой атлетики; в ЭГ использовалась разработанная методика, учитывающая педагогические условия и факторы, влияющие на скорость бега. Результаты исследования и выводы. Результаты педагогического эксперимента показали, что основными педагогическими условиями и факторами повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спринтеров являются: обеспечение постепенной адаптации спортсменов к мышечной нагрузке; условия, исключающие возникновение стрессов различного характера; использование системы специальных педагогических воздействий, обеспечивающих создание ситуации успешности, повышение уверенности в себе, формирование чувства удовлетворенности от тренировочных занятий, реализацию творческих способностей и склонностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological substantiation of running speed rating conditions and factors

Objective of the study was to increase the sprint running speed based on the factors that determine the effectiveness of training and competitive activities. Methods and structure of research. The study was conducted on the basis of Ulyanovsk State Pedagogical University named after V.I. Ulyanov from 2017 to 2018. Two groups were formed: Control (CG) and Experimental (EG), 12 sprinters each. The training sessions in the CG were conducted according to the traditional methodology in accordance with the athletic training program for qualified sprinters as recommended by the All-Russia Athletic Federation; in the EG, we applied a specially developed methodology that considers the pedagogical conditions and factors affecting the speed of running. Results of the study. The educational experiment showed that the main pedagogical conditions and factors contributing to the improvement of effectiveness of the training and competitive activities of sprinters are as follows: ensuring gradual adaptation of athletes to muscle loads; conditions that exclude stresses of different nature; a system of special pedagogical influences that ensure the creation of a situation of success, increase of self-confidence, formation of a sense of satisfaction from trainings, realization of creative abilities and inclinations. Conclusion. The effectiveness of training loads in sprint running is largely determined by the ability of the coach and athlete to rationally program the training system, taking into account the conditions and factors that contribute to the increase in the speed of running steps.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СКОРОСТЬ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ»

ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ

И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СКОРОСТЬ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

УДК/UDC 796.012.412.5

Поступила в редакцию 01.11.2019 г.

Информация для связи с автором: tin443051@mail.ru

А.Н. Катенков1

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Анисимова1 Аспирант Е.М. Новикова1

'Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF RUNNING SPEED RATING CONDITIONS AND FACTORS A.N. Katenkov1

PhD, Associate Professor E.A. Anisimova1 Postgraduate student E.M. Novikova1

'Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Аннотация

Цель исследования - повышение скорости бега спринтеров на короткие дистанции с учетом факторов, определяющих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова г. Ульяновска в период с 2017 по 2018 г. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), в каждой по 12 спринтеров. Тренировочные занятия в КГ проводились по традиционной методике в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных бегунов на короткие дистанции, рекомендованной РФ легкой атлетики; в ЭГ использовалась разработанная методика, учитывающая педагогические условия и факторы, влияющие на скорость бега.

Результаты исследования и выводы. Результаты педагогического эксперимента показали, что основными педагогическими условиями и факторами повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спринтеров являются: обеспечение постепенной адаптации спортсменов к мышечной нагрузке; условия, исключающие возникновение стрессов различного характера; использование системы специальных педагогических воздействий, обеспечивающих создание ситуации успешности, повышение уверенности в себе, формирование чувства удовлетворенности от тренировочных занятий, реализацию творческих способностей и склонностей.

Ключевые слова: спринтерский бег, педагогические условия, факторы.

Annotation

Objective of the study was to increase the sprint running speed based on the factors that determine the effectiveness of training and competitive activities. Methods and structure of research. The study was conducted on the basis of Ulyanovsk State Pedagogical University named after V.I. Ulyanov from 2017 to 2018. Two groups were formed: Control (CG) and Experimental (EG), 12 sprinters each.

The training sessions in the CG were conducted according to the traditional methodology in accordance with the athletic training program for qualified sprinters as recommended by the All-Russia Athletic Federation; in the EG, we applied a specially developed methodology that considers the pedagogical conditions and factors affecting the speed of running.

Results of the study. The educational experiment showed that the main pedagogical conditions and factors contributing to the improvement of effectiveness of the training and competitive activities of sprinters are as follows: ensuring gradual adaptation of athletes to muscle loads; conditions that exclude stresses of different nature; a system of special pedagogical influences that ensure the creation of a situation of success, increase of self-confidence, formation of a sense of satisfaction from trainings, realization of creative abilities and inclinations. Conclusion. The effectiveness of training loads in sprint running is largely determined by the ability of the coach and athlete to rationally program the training system, taking into account the conditions and factors that contribute to the increase in the speed of running steps.

Keywords: sprint, pedagogical conditions, factors.

Введение. Результативность в беге на короткие дистанции обусловлена механизмами адаптации к тренировочным нагрузкам; особенностями организации и содержания тренировочного процесса; индивидуальными характеристиками спортсмена и т. д. Это актуализирует поиск новых подходов к совершенствованию системы спортивной подготовки, соответствующих особенностям развития данного вида спортивной деятельности.

Эффективность тренировочной нагрузки бегунов на короткие дистанции в значительной мере детерминирована способностью тренера и спортсмена к рациональному програм-

мированию системы тренировочных занятий с учетом условий и факторов, способствующих повышению скорости беговых шагов.

Цель исследования - повышение скорости бега спринтеров на короткие дистанции с учетом факторов, определяющих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.

Методика и организация исследования. Результативность бега на спринтерских дистанциях определяется многими условиями и факторами, среди которых ведущее место занимают:

- показатели физической и технической подготовленности;

- уровень функционального состояния организма;

- сформированность индивидуальной техники беговых шагов;

- эффективность взаимодействия спортсмена с опорой;

- степень согласованности движений верхних и нижних конечностей;

- оптимальное соотношение длины и частоты беговых шагов;

- результативность стартовых действий и др.

Одним из значимых факторов, определяющих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных спринтеров, является использование условий выполнения двигательных заданий, направленных на совершенствование индивидуальной техники беговых шагов. Разнообразие используемых средств и методов способствует улучшению психоэмоционального состояния, снижению напряжения работающих групп мышц, оптимизации взаимоотношений с тренером и членами команды. Большое значение имеет удовлетворенность организацией и содержанием тренировочного процесса. При планировании индивидуальной мышечной нагрузки следует учитывать мотивацию занятий спортсменов, их интересы; возможности и потребности.

При программировании тренировочных занятий следует учитывать динамику физиологических показателей спринтера, так как при систематическом выполнении целенаправленной физической нагрузки в организме происходят сложные биохимические и функциональные изменения. Одним из основных факторов, обусловливающих скорость бега на соревновательной дистанции, является выявление и учет особенностей адаптации спринтера к тренировочной нагрузке с учетом естественного морфофунк-ционального развития организма. Следует иметь в виду, что механизмы адаптации могут изменять свой характер в зависимости от объема и интенсивности мышечной нагрузки.

Результаты исследований [2-4, 9, 6, 8 и др.] показали, что выход организма на новый уровень функционирования осуществляется при тренировочных нагрузках, близких к околопредельным. Такой подход к организации тренировочного процесса обеспечивает стабильность действий спринтера в стрессовых условиях состязательной деятельности. Увеличение возбудимости и чувствительности мышц повышает уровень работоспособности нервных центров, способствует быстрой смене возбуждения и торможения, характер которого определяется объемом тренировочной нагрузки, скоростью ее выполнения и степенью сформированности соответствующих двигательных навыков.

Скорость двигательных действий является функцией всего организма при ведущей роли нервной системы [7]. В спринтерском беге находит свое отражение деятельность всех физиологических систем. В связи с этим увеличение интенсивности работы опорно-двигательного аппарата оказывает соответствующее воздействие на состояние различных отделов центральной нервной системы и, соответственно, на весь организм. Это подчеркивает большую значимость эффективного выбора беговых упражнений, позволяющих увеличивать мощность работающих групп мышц; их амплитуду движений.

В содержание индивидуальной программы подготовки квалифицированных спринтеров может включаться кроссовый бег как средство развития аэробной производительности -важного компонента специальной выносливости. Бег по пересеченной местности при равномерной нагрузке способствует улучшению показателей кардиореспираторной системы; увеличению динамической силы мышц, а также участвующих в процессе выполнения дыхательных движений (вдоха, выдоха, ЖЕЛ, МВЛ).

В ходе осмысления структурных компонентов бегового шага, особенностей их исполнения, обусловленных фенотипологиче-скими различиями, происходит формирование индивидуального стиля бега, благодаря которому спортсмен добивается более высоких результатов. Творческий, осмысленный подход к тренировочному процессу позволяет избежать ошибок в технике беговых шагов, снизить воздействие стрессовой соревновательной ситуации, обеспечить надежность и стабильность выступления.

Исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова г. Ульяновска в период с 2017 по 2018 г. В педагогическом эксперименте участвовало 24 квалифицированных спортсменки II и I разрядов, 18-20 лет, специализирующихся по бегу на 100 и 200 м. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), в каждой по 12 спринтеров.

Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью определения исходного уровня специальной беговой подготовленности, которая выявлялась по следующим контрольным упражнениям: бег на 60 м с высокого старта (с); пробегание 150 м с высокого старта (с); бег на 3000 м с высокого старта (с); тройной прыжок с места (м); десятикратный прыжок с места (м). Анализ полученных данных также не выявил существенных различий у спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05).

Тренировочные занятия в КГ проводились по традиционной методике в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных бегунов на короткие дистанции, рекомендованной РФ легкой атлетики; в ЭГ использовалась разработанная методика, учитывающая педагогические условия и факторы, влияющие на скорость бега.

После завершения педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей по различным направлениям спортивной подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных показал, что результаты улучшились в обеих группах, однако в ЭГ улучшение оказалось более существенным. Так, в КГ при исходных данных в беге на 60 м с высокого старта 8,01±0,07 с к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 7,90±0,08 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 8,03±0,11 с к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 7,70±0,10 с (р>0,05). В беге на 150 м с высокого старта в КГ при исходных данных 24,10±0,12 с к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились и составили 23,0±0,14 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 24,12±0,13 с к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 21,20±0,21 с (р<0,05). Подобная тенденция более значительного улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим тестам специальной беговой подготовленности.

Результаты педагогического эксперимента показали, что основными условиями повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спринтеров являются: обеспечение постепенной адаптации спортсменов к мышечной нагрузке; условия, исключающие возникновение стрессов различного характера; использование системы специальных педагогических воздействий, обеспечивающих со-здание ситуации успешности, повышение уверенности в себе, формирование чувства удовлетворенности от тренировочных занятий, реализацию творческих способностей и склонностей. Ведущими факторами, влияющими на скорость бега, являются также учет соотношения длины и частоты беговых шагов для увеличения скорости бега; оптимальное соотношение объема и интенсивности тренировочной нагрузки; возможность выявления и использования дополнительных резервов организма.

Вывод. Эффективность тренировочной нагрузки бегунов на короткие дистанции в значительной мере детерминирована способ-

ностью тренера и спортсмена к рациональному программированию системы тренировочных занятий с учетом условий и факторов,

способствующих повышению скорости беговых шагов.

Литература

1. Аврамова Н.В. Формирование способности к прогнозированию двигательных действий волейболисток 15-17 лет / Н.В. Аврамова, Л.Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 2. - С. 34-36.

2. Анисимова Е.А. Повышение спортивного мастерства бегунов на короткие дистанции / М.А. Козловский // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 9. - С. 76.

3. Анисимова Е.А. Приемы педагогического стимулирования двигательной активности бегунов на средний дистанции / Е.А. Анисимова, А.Н. Катенков // Теория и практика физ. культуры. - 2012.

- № 4. - С. 66-69.

4. Анисимова Е.А. Методические подходы к совершенствованию спортивной подготовки квалифицированных бегуний на короткие дистанции / Е.А. Анисимова // Теория и практика физ. культуры. -2013. - № 3. - С. 66-68.

5. Бальсевич В.К. Методология индивидуализации в физическом воспитании и спорте / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 6. - С. 74.

6. Катенков А.Н. Моделирование повышения технической подготовленности бегунов на короткие дистанции / А.Н. Катенков // Педагогико-психологические и медико-биологическое проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 1 (34). - С. 55-63 (Режим доступа к журн.: http://www/kamgifk.chelny.net/journal.

7. Назаренко Л.Д. Формирование рационального взаимодействия с опорой бегуний на 400 метров: учебно-метод. пособие / Л.Д. Назаренко, Е.А. Анисимова, М.А. Козловский. - Ульяновск, 2011. - 107 с.

8. Назаренко Л.Д. Физиология физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - Ульяновск: ФГ БОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017.

- 262 с.

9. Чернышева А.В. Формирование рационального двигательного ритма у бегуний на средние дистанции: монография / А.В. Чернышева, Л.И. Костюнина. - Ульяновск, 2011. - 96 с.

References

1. Avramova N.V., Nazarenko L.D. Formirovanie sposobnosti k prognozirovaniyu dvigatelnyih deystviy voleybolistok 15-17 let [Formation of ability to predict motor actions of volleyball players aged 15-17 years old]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2012. no. 2. pp. 34-36.

2. Anisimova E.A., Kozlovskiy M.A. Povyshenie sportivnogo masterstva begunov na korotkie distantsii [Sprint running skills mastering process in elite athletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2010, no. 9, pp. 76.

3. Anisimova E.A., Katenkov A.N. Priemy pedagogicheskogo stimulirovaniya dvigatelnoy aktivnosti begunov na sredniy distantsii [Methods of pedagogical stimulation of motor activity of middle-distance runners]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2012. no. 4. pp. 66-69.

4. Anisimova E.A. Metodicheskie podkhody k sovershenstvovaniyu sportivnoy podgotovki kvalifitsirovannykh beguniy na korotkie distantsii [Methodological approaches to improve sports training of skilled sprinters]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2013.no. 3. pp. 66-68.

5. Bal'sevich V.K. Metodologiya individualizatsii v fizicheskom vospitanii i sporte [Methodology of individualization in physical education and sports]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2007. no. 6.p. 74.

6. Katenkov A.N. Modelirovanie povyisheniya tekhnicheskoy podgotovlennosti begunov na korotkie distantsii [Simulation of increasing technical skills of sprinters]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskoe problemy fizicheskoy kultury i sporta, 2015. no. 1 (34). pp. 55-63 (Available at: http://www/kamgifk.chelny.net/ journal.

7. Nazarenko L.D., Anisimova E.A., Kozlovskiy M.A. Formirovanie ratsionalnogo vzaimodeystviya s oporoy beguniy na 400 metrov [Formation of rational interaction with support of 400 meter runners]. Uchebno-metodicheskoe posobie. Ulyanovsk, 2011. 107 p.

8. Nazarenko L.D. Fiziologiya fizicheskikh uprazhneniy [Physiology of Physical Exercise].Ulyanovsk: UlGPU publ., 2017. 262 p.

9. Chernysheva A.V., Kostyunina L.I. Formirovanie ratsionalnogo dvigatelnogo ritma u beguniy na srednie distantsii [Formation of rational motor rhythm in middle-distance runners]. Ulyanovsk, 2011. 96 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

экстремальность развития игровой ситуации

на приеме подачи соперника - характерная черта современного волейбола

Ю.Ю. Карева1

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Шиховцов1 Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Николаева1 "'Самарский государственный экономический университет, Самара

УДК/UDC 796.325

Ключевые слова: волейбол, прием подачи, фаза полета мяча, длительность, время перемещения.

Цель исследования - выявить ведущие параметры, определяющие эффективность приема подачи соперника.

Методика и организация исследования. В процессе исследования применялся метод хронометрирования, при помощи которого регистрировались следующие временные параметры: длительность фазы полета мяча и время перемещения волейболиста на короткие отрезки. Для определения данных параметров использовался акустический миллисекундомер. В исследовании приняли участие 40 спортсменов высокой квалификации - 20 волейболистов ВК «Нова» и 20 волейболисток ВК «Искра» (г Самара). Исследование проводилось в декабре 2018 г.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ временных параметров выполнения подачи показал, что скорость полета мяча при силовых подачах достигает 30 м/с, при планирующих - 12-17 м/с. В исследовании установлено, что временные показатели длительности фазы полета мяча при выполнении соперниками силовых подач в соревновании мужских команд составляют 525-815 мс, а планирующих - 700-1050 мс. Время полета мяча при выполнении волейболистками планирующих подач равно 1016-1407 мс (силовые

extreme development of game situation at service return - characteristic feature of modern volleyball

Yu.Yu. Kareva1

PhD, Associate Professor Yu.V. Shikhovtsov' PhD, Associate Professor I.V. Nikolaeva1 'Samara State University of Economics, Samara

Поступила в редакцию 19.09.2019 г.

подачи в условиях соревнований волейболистки не выполняют). Сопоставление вышеуказанных показателей со временем перемещения спортсменов даже на 1 м (мужчины - 515689 мс, женщины - 560-748 мс) позволяет констатировать, что эффективный прием подачи волейболистами может быть обеспечен путем оптимизации тактико-технических действий игрока в подготовительной фазе выполнения подачи.

Вывод. Прием подачи соперника в соревновании волейбольных команд осуществляется в экстремальных пространственно-временных условиях. Прием планирующих подач существенно затруднен, а силовых - практически невозможен, если волейболист начинает перемещение к месту предполагаемого попадания мяча в площадку в момент непосредственного выполнения соперником ударного движения по мячу при подаче. Выбор места на площадке и своевременное перемещение для приема подачи должны осуществляться в период подготовки соперника к подаче.

Использованная литература

1. Губа В.П. Волейбол в университете: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие / В.П. Губа, А.В. Родин. - М.: Советский спорт, 2009. - 168 с.

Информация для связи с автором: niv2017@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.