Научная статья на тему 'Технология психологического сопровождения спасателей с разным уровнем самооценки эмоционально-личностного благополучия'

Технология психологического сопровождения спасателей с разным уровнем самооценки эмоционально-личностного благополучия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
495
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карапетян Л. В.

Эмоционально-личностное благополучие имеет важное значение для формирования мировоззрения и ощущения психологического комфорта индивида. Оценка собственного благополучия человеком связана с его отношением к самому себе и своей жизни. Экстремальные условия деятельности предопределяют наиболее деструктивное влияние на эмоционально-личностное благополучие, в связи с чем автор реализует предлагаемую технологию психологического сопровождения на группе спасателей, чья профессиональная деятельность предполагает большое количество физических и психологических рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология психологического сопровождения спасателей с разным уровнем самооценки эмоционально-личностного благополучия»

УДК 159.923.2+159.942.22:159.9.072.59

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПАСАТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

© 2017 Л. В. Карапетян

канд. психол. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии e-mail:karapetyanl@,mail. ru

Уральский федеральный университет

Эмоционально-личностное благополучие имеет важное значение для формирования мировоззрения и ощущения психологического комфорта индивида. Оценка собственного благополучия человеком связана с его отношением к самому себе и своей жизни. Экстремальные условия деятельности предопределяют наиболее деструктивное влияние на эмоционально-личностное благополучие, в связи с чем автор реализует предлагаемую технологию психологического сопровождения на группе спасателей, чья профессиональная деятельность предполагает большое количество физических и психологических рисков. !

Ключевые слова: самооценка эмоционально-личностного благополучия, диагностика эмоционально-личностного благополучия, технология психологического сопровождения, рефлексивный тренинг.

В теории и практике психологической науки не ослабевает интерес к выявлению и изучению факторов, благодаря которым человек становится успешным, достигает жизненных целей, чувствует себя благополучным. В силу возникновения новых трансформационных кризисных явлений в жизни как общества в целом, так и отдельных людей проблема самооценки эмоционально-личностного благополучия приобретает особую актуальность, поскольку может являться мощным противовесом воздействию внешних негативных факторов. В современных же условиях интерес психологической науки к проблеме эмоционально-личностного благополучия приобретает еще большую важность в связи с тем, что характер социальной, политической, экономической, культурной реальности, которая окружает современного человека, все более усложняется, а потому эмоционально-личностное благополучие подвергается влиянию все большего числа объективных факторов, ранее не игравших принципиальной роли в данном процессе. О.М. Краснорядцева и В.Е. Клочко подчеркивают роль фактора пространства и времени, которые становятся исходной точкой в сложном и многомерном процессе познания, определяют уникальные, специфичные условия понимания мира и самоощущения человека [Клочко 2016]. Такие специфичные условия складываются при выполнении человеком экстремальных видов деятельности. В частности, профессия спасателя является одной из самых рискованных и опасных, поскольку в крайне сложных условиях и сжатых временных рамках предполагает эффективное разрешение сложнейших задач и предотвращение их негативных последствий для себя и других людей. Неопределенность складывающейся обстановки, постоянное ожидание сигнала тревоги, круглосуточная готовность к выездам на ЧС, необходимость непрерывного логического и психологического анализа быстро меняющейся обстановки, напряженная работа внимания, широкая экспозиция смерти и человеческого горя и другие не менее мощные и эмоционально окрашенные факторы оказывают сильное деструктивное влияние на психику и на профессиональное

поведение спасателя. Исследователи считают, что профессиональная деятельность спасателя в целом проходит в условиях высокой психологической, физической нагрузки, повышенного риска и прямой опасности для жизни и здоровья специалистов [Психология экстремальных... 2007]. Напряженные условия трудовой деятельности ставят под угрозу эмоционально-личностное благополучие спасателей и обусловливают необходимость разработки технологии психологического сопровождения респондентов с разным уровнем его самооценки.

Технология оптимизации эмоционально-личностного благополучия

Слово «технология (от греч. techne - искусство, ремесло, мастерство) появилось в США как следствие противопоставления практического знания метафизическому [Лихи 2003: 198]. Под технологией в индустриальную эпоху понималась совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства. Социологами технология трактуется как стандартное оперативное средство деятельности социолога-практика в сфере управления, «способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата» [Российская социологическая. 1998: 574-575]. Понятие «технология» также используется в педагогике, в которой его появление связывают с развитием компьютерной техники и внедрением в образование «новых компьютерных технологий». Закрепление этого направления в педагогике не является случайностью. Педагогика давно ищет пути достижения высокого и стабильного результата в работе с классом в школе и с группой в вузе. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, педагогика создает все новые и новые подходы и формы, а среди педагогов, стремящихся повысить качество обучения, все настойчивее звучит призыв к переходу на технологии.

В психологической литературе сегодня также используется понятие «технология». В психологии технологии разрабатываются в основном для таких сфер, как политика, реклама и маркетинг, управление персоналом, спорт высших достижений [Гарбер 2007: 112]. А.В. Юревич считает, что в психологических технологиях содержится знание о том, как это знание применять для решения практических задач [Юревич 2005: 112]. Под технологией в контексте исследуемой нами проблемы эмоционально-личностного благополучия мы будем понимать совокупность целей, средств, методов психологического исследования и воздействия, объединенных алгоритмом их применения и приводящих к определенному психологическому эффекту.

Поскольку в данном исследовании нами разрабатывается технология психологического сопровождения, обратимся к подходам к рассмотрению этого термина. В современной практической психологии еще не сложился единый методологический подход к определению сущности психологического сопровождения. Его определяют как систему профессиональной деятельности психолога [Битянова 1997]; общий метод работы психолога [Глуханюк 2005]; одно из направлений и технологию профессиональной деятельности психолога [Овчарова 2003]. Так, Н.С. Глуханюк рассматривает психологическое сопровождение как метод создания условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [Глуханюк 2001]. При этом к ситуациям жизненного выбора относятся множественные проблемные ситуации, разрешая которые человек определяет для себя путь развития: прогрессивный или регрессивный. Т. Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий [Яничева 1999].

Стратегическая цель психологического сопровождения спасателей формулируется нами как создание условий для оптимизации самооценки эмоционально-личностного благополучия посредством воздействия на различные компоненты имплицитных представлений респондентов о своем благополучии. При формулировке цели мы опирались на понятие оптимизации как процесса приведения объекта (системы) в оптимальное (наилучшее) состояние [Марчук 2012]. Под оптимизацией эмоционально-личностного благополучия мы понимаем приведение его в состояние, обеспечивающее субъекту эффективную организацию и реализацию жизнедеятельности на основе осознания факторов благополучия, собственных ограничительных барьеров и адаптационных ресурсов и получение возможности реконструкции смысловой сферы и овладения конструктивными способами поведения.

На наш взгляд, технология психологического сопровождения включает четыре этапа: диагностический, аналитико-проективный, практический, рефлексивный. Каждый этап имеет свое содержание (см. рис.).

Схема

технологии психологического сопровождения респондентов с разными типами СЭЛБ

Диагностический этап. На первом этапе респонденту предлагается пройти диагностику эмоционально-личностного благополучия по методике СЭЛБ. Методика самооценки эмоционально-личностного благополучия (СЭЛБ) была разработана на кафедре общей психологии и психологии личности Уральского государственного университета им. А.М. Горького Г.А. Глотовой и Л.В. Карапетян. Респондентам предлагается по 7-балльной шкале оценить у себя в настоящий момент («Я в настоящем») выраженность ряда свойств, являющихся индикаторами эмоционально-личностного благополучия: «счастливый», «везучий», «оптимист» (позитивные индикаторы эмоционального благополучия); «успешный», «компетентный», «надежный» (позитивные индикаторы личностного благополучия); «несчастливый», «пессимист», «завистливый» (негативные индикаторы).

Несмотря на простоту проведения, методика СЭЛБ предполагает дифференцированную оценку благополучия по 15 параметрам. Наряду с оценками девяти отдельных индикаторов анализируются суммарные показатели по каждому из трех блоков.

А - суммарный показатель эмоционального благополучия (является суммой оценок трех позитивных индикаторов, ориентированных на внутренний мир: «счастливый», «везучий», «оптимист»);

В - суммарный показатель личностного благополучия (является суммой оценок трех позитивных индикаторов, ориентированных на внешний мир: «успешный», «компетентный», «надежный»);

С - суммарный показатель эмоционально-личностного неблагополучия (образуется при суммировании оценок трех негативных индикаторов: «несчастливый», «пессимист», «завистливый».

Вычислив разность между эмоциональным и личностным благополучием (А-В), можно оценить меру уравновешенности или преобладания одного из компонентов благополучия.

Сложив данные параметров эмоционального и личностного благополучия (А+В), можно определить суммарный показатель эмоционального и личностного благополучия.

Кроме того, методика СЭЛБ позволяет вычислить индекс эмоционально-личностного благополучия (А+В-С), который указывает на эмоционально-личностное благополучие человека в целом.

На основании методики СЭЛБ («Я в настоящем») был использован семантический дифференциал эмоционально-личностного благополучия с целью выявления ресурсной самооценки эмоционально-личностного благополучия. Для этого респондентам предлагается оценить по 7-балльной шкале выраженность тех же девяти свойств, являющихся индикаторами эмоционально-личностного благополучия («счастливый», «везучий», «оптимист», «успешный», «компетентный», «надежный», «несчастливый», «пессимист», «завистливый») у себя в будущем («Я через пять лет»). А затем по такой же 7-балльной шкале респонденты определяют выраженность этих свойств у родителей («Мой отец», «Моя мать»), у абстрактного референтного лица («Идеал») и абстрактного отвергаемого лица («Антиидеал»).

Данные заносятся в индивидуальную карту (табл. 1) в ячейки столбцов под номером 1.

Таблица 1

Карта мониторинга эмоционально-личностного благополучия_

Индекс Индикаторы Параметры Микроуровень Макроуровень Уровень «общих»

СЭЛБ СЭЛБ представлений представлений об представлений

об эмоционально- об эмоционально-

эмоционально- личностном личностном

личностном благополучии благополучии

благополучии

Я в настоящем Я через Мой Моя Идеал Анти

5 лет отец мать идеал

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2

А Счастливый

Везучий

Оптимист

ХА

В Успешный

Компетентный

А+В-С Надежный

ХВ

А-В

А+В

С Пессимист

Несчастливый

Завистливый

УС

А+В-С

После этого составляется индивидуальный профиль испытуемого, который строится на основании параметров «Я в настоящем», а также анализируются данные по значениям параметров остальных объектов СД.

Следующим шагом диагностического этапа будет определение типа самооценки эмоционально-личностного благополучия. Определение типа самооценки проводилось на основании типологии, выделенной при кластеризации выборки (2229 чел.) по значению индекса СЭЛБ (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика типов СЭЛБ___

Тип СЭЛБ Уровень СЭЛБ Позитивные индикаторы эмоционального благополучия Позитивные индикаторы личностного благополучи я Позитивные индикаторы (2) Негативные индикатор ы (2) Индекс СЭЛБ

Высокий индекс СЭЛБ Мт 12,00 11,00 30,00 3,00 12, 00

Мах 21,00 21,00 42,00 11,00 21, 00

Ыеап 17,65 17,44 35,09 4,20 17, 65

Повышенный индекс СЭЛБ Мт 7,00 7,00 22,00 3,00 7,0 0

Мах 21,00 21,00 40,00 21,00 21, 00

Меап 14,25 14,83 29,07 6,15 14, 25

Сниженный индекс СЭЛБ Мт 5,00 5,00 15,00 3,00 5,0 0

Мах 17,00 21,00 35,00 19,00 17, 00

Меап 10,92 12,58 23,50 8,39 10, 92

Низкий индекс СЭЛБ Мт 3,00 3,00 6,00 3,00 3,0 0

Мах 21,00 18,00 30,00 21,00 21, 00

Меап 7,27 9,63 16,90 10,11 7,2 7

Для определения типа СЭЛБ необходимо сопоставить индивидуальные данные, полученные по оценкам параметров объекта СД «Я в настоящем»: сумму оценок по позитивным индикаторам эмоционального благополучия, позитивным индикаторам личностного благополучия, негативным индикаторам и значению индекса СЭЛБ с данными, приведенными в таблице 2. Результатом диагностического этапа будет являться определения типа и соответствующего ему уровня СЭЛБ.

Аналитико-проективный этап. Второй этап включает три шага, первым из которых является определение направления психологического сопровождения,

соответствующего выявленному типу СЭЛБ. Мы считаем, что психологическое сопровождение для респондентов с высоким и повышенным уровнем индекса СЭЛБ целесообразно осуществлять с помощью психопрофилактических мероприятий, а респонденты с низким и пониженным уровнем индекса СЭЛБ нуждаются в психологической помощи. Психопрофилактика - направление работы, целью которого является сохранение позитивного уровня СЭЛБ и предупреждение риска снижения уровня СЭЛБ, связанного с воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Психологическая помощь в нашем случае - направление работы, связанное с преодолением проблем в области эмоционально-личностного благополучия.

Следующим шагом второго этапа является постановка цели психологического сопровождения.

Для респондентов с высоким уровнем индекса СЭЛБ целью психологического сопровождения будет являться поддержание, сохранение высокого уровня СЭЛБ, поскольку позитивные параметры СЭЛБ им оцениваются как выраженные, а негативные как невыраженные. Причем суммы по параметрам эмоционального и личностного благополучия равны, то есть эмоциональный и личностный компоненты благополучия сбалансированы на высоком уровне значений. Респонденту не грозит пессимизм, зависть по отношению к другим людям, он чувствует себя счастливым, успешным, в плане эмоционального благополучия у него есть некий ориентир, который и составляет его ресурс.

У респондентов с повышенным уровнем индекса СЭЛБ продолжает сохраняться баланс позитивной сферы, но на более низком уровне значений. В то же время имеет место незначительное повышение оценок по негативным параметрам. В связи с этим цель работы с респондентом с повышенным уровнем индекса СЭЛБ мы рекомендуем определить как активизацию позитивной составляющей СЭЛБ. Стоит также уделить внимание тому, какие из негативных параметров оцениваются более высоко, и рассматривать это как объект для динамического наблюдения.

Респонденты со сниженным уровнем индекса СЭЛБ демонстрируют еще более низкие оценки по позитивным параметрам, причем особо низкими они становятся по параметрам эмоционального благополучия. При этом мы видим повышение оценок по негативным параметрам, причем среднее значение суммы негативных параметров в этой группе в два раза превышает средние по этому показателю в группе с высоким уровнем индекса СЭЛБ. Поэтому цель психологической работы с респондентами, отнесенными к группе со сниженным уровнем индекса СЭЛБ, мы формулируем как минимизацию негативной составляющей СЭЛБ. В то же время не стоит забывать, что повышение оценок по позитивным параметрам может стать значительным противовесом осознанию себя как неудачника, пессимиста, несчастливого. Поэтому значительная часть работы должна быть уделена работе над тем, что может послужить основанием для того, чтобы респондент чувствовал себя более счастливым, успешным и т.д.

Особой работы требуют респонденты с низким уровнем индекса самооценки эмоционально-личностного благополучия. В этой группе среднее значение суммы оценок по негативным параметрам превышает значение сумм по позитивным параметрам как эмоционального, так и личностного благополучия. То есть позитивные параметры оцениваются низко, а негативные - высоко. Это дает основания считать, что необходима реконструкция СЭЛБ, что и будет являться целью оказания психологической помощи респондентам с низким уровнем индекса СЭЛБ.

Исходя из поставленных целей, выбираются формы психологической работы, а также конкретные техники их реализации, что и является третьим шагом аналитико-проективного этапа. Респондента с высоким уровнем индекса СЭЛБ важно информировать о способах поддержания оптимального уровня эмоционально-

личностного благополучия, мотивировать, в случае возникновения проблем, прийти на психологическую консультацию. Целесообразно также включение респондента с высоким уровнем индекса СЭЛБ в тренинговую работу. Респондента с повышенным уровнем индекса СЭЛБ необходимо включить в группу динамического наблюдения, а если у него возникнет необходимость в получении психологической консультации, то на ней важно выяснить дефицит ресурсов, влияющих на общий уровень СЭЛБ. В случае если запроса на индивидуальную консультацию не поступило, предложить респонденту поучаствовать в тренинге, где прояснить и отработать вопрос наличия ресурсов. Респондент со сниженным уровнем индекса СЭЛБ попадает в зону особого внимания психолога: это значит, что необходимо периодически отслеживать изменения в выраженности параметров методики СЭЛБ (мониторинг), проводить индивидуальное консультирование и включать респондента в тренинговую работу для изменения отношения к факторам, негативно влияющим на его самооценку эмоционально-личностного благополучия. В зону риска попадает респондент с низким уровнем самооценки эмоционально-личностного благополучия. Работа с ним организуется преимущественно как индивидуальная. Психолог осуществляет мониторинг уровня эмоционально-личностного благополучия, на индивидуальных консультациях отслеживает его динамику. В случае если позитивных сдвигов не происходит, либо наблюдается отрицательная динамика, - рекомендуется направить респондента на психотерапию, которую проводит врач-психотерапевт либо клинический психолог(в индивидуальной или групповой форме).

Практический этап. Собственная работа специалиста по оптимизации СЭЛБ респондентов составляет содержание третьего, практического этапа технологии, нацеленной на оптимизацию самооценки эмоционально-личностного благополучия респондентов.

Особенности СЭЛБ, выявленные в данной работе, показали необходимость привлечения рефлексии в качестве механизма ее оптимизации, поскольку рефлексивный анализ факторов собственного благополучия позволяет человеку не просто предвосхищать свои действия, но произвольно их организовывать, выстраивать цели и анализировать их с точки зрения значимости и возможности достижения, создавать новые способы реализации деятельности, то есть овладевать процессом управления своей профессиональной деятельностью. Таким образом, рефлексия представлена нами в качестве основного психологического механизма предложенной программы, нацеленной на оптимизацию самооценки эмоционально-личностного благополучия.

Теоретическим обоснованием использования рефлексии в оптимизации СЭЛБ послужили работы исследователей, описывающих особенности рефлексии как всепроникающей структуры личности, определяющей и организующей целостность и единство всей жизнедеятельности человека (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А. А. Бодалев, А.В. Брушлинский, А. Буземан, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, Г. Гегель, А.С. Дацюк, А.З. Зак, Э.В. Ильенков, А.Н. Лактионов, В.А. Лефевр, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов, А.И. Субботин, Дж. Флейвер, Г.П. Щедровицкий). Рефлексия как сложный многофункциональный механизм обусловливает осознание, переосмысление и коррекцию системного представления человека о себе и своей жизнедеятельности [Марчук 2012].

В основу технологии положен рефлексивный тренинг (наряду с динамическим наблюдением, индивидуальным консультированием и др.), в процессе которого происходит интенсивное осмысление и переосмысление участниками стереотипов своей жизнедеятельности, их преодоление, а также формирование когнитивного, эмоционального (аффективного), регулятивного и поведенческого компонентов

эмоционально-личностного благополучия посредством создания рефлексивной среды и актуализации рефлексивного самоанализа участников. Такое преобразование личности носит конструктивный характер, так как новое содержание компонентов СЭЛБ выстраивается без разрушения психологических структур (как в реальной жизненной ситуации, когда смысловая сфера перестраивается посредством переживания и принятия психотравмирующего опыта), а надстраивается на фундаменте имеющихся у участников ценностей, смыслов, установок, опыта и психологических ресурсов.

Реализация данной технологии предполагает использование следующих методов: рефлексивный самоанализ и фокусинг, активная визуализация, смыслотехники фасилитирующего характера, позитивная реинтерпретация, а также элементы телесной терапии, игровые, подвижные методы, коучинг, песочная терапия.

В основу разработки программы тренинга были положены следующие положения:

1) Понимание эмоционально-личностного благополучия как целостного экзистенциального переживания состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающего в процессе жизни, деятельности и общения человека.

2) Факторы эмоционально-личностного благополучия:

- позитивные факторы, направленные на внутренний мир человека (счастье; везение, оптимизм), - факторы эмоционального благополучия;

- позитивные факторы, направленные на внешний мир человека (успешность, компетентность, надежность), - факторы личностного благополучия;

- негативные факторы (пессимизм, несчастливость, завистливость).

3) Составляющие факторов эмоционально-личностного благополучия:

- когнитивная;

- аффективная;

- регулятивная;

- поведенческая.

4) Условия, обеспечивающие эмоционально-личностное благополучие:

- внешние - физические, экономические, социальные и культурные условия;

- внутренние - психические процессы, состояния и свойства личности.

5) Векторы переживания эмоционально-личностного благополучия:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вектор эмоциональной окрашенности эмоционально-личностного благополучия;

- вектор выраженности эмоционально-личностного благополучия;

- вектор представлений об эмоционально-личностном благополучии.

6) Контент-уровень самооценки эмоционально-личностного благополучия:

- мегауровень - представление о благополучном/неблагополучном человеке вообще - оно максимально устойчивое;

- макроуровень - представление о себе в целом как благополучном/неблагополучном человеке - оно достаточно устойчивое;

- микровуровень - представление о себе как благополучном/неблагополучном человеке в конкретный момент времени - оно весьма изменчивое.

7) Компоненты ресурсной самооценки эмоционально-личностного благополучия:

- представления о будущем («я через 5 лет»);

- представления о референтном лице («идеал»);

- представления об антиподе референтного лица («антиидеал»).

Реализация тренинга включает 5 тематических блоков по 4 часа, общий регламент 20 часов. Эффективное проведение тренинга предполагает работу в группе численностью от 12 до 20 человек.

Структура тренинга представлена пятью блоками:

1. Эмоционально-личностное благополучие (общие аспекты).

2. Эмоционально-личностное благополучие (работа над компонентами самооценки эмоционального благополучия).

3. Эмоционально-личностное благополучие (работа над компонентами самооценки личностного благополучия).

4. Эмоционально-личностное неблагополучие (работа с негативными компонентами самооценки эмоционально-личностного благополучия).

5. Управление эмоционально-личностным благополучием (при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ).

Рефлексивный этап. По завершении цикла работы проводится оценка ее эффективности, для чего респондент вновь заполняет методику СЭЛБ, данные заносятся в ячейки столбцов 2 таблицы 2. На основании полученных данных психолог делает вывод о динамике самооценки эмоционально-личностного благополучия респондента и намечает шаги по дальнейшему психологическому сопровождению.

Для оценки эффективности технологии была проведена повторная диагностика самооценки эмоционально-личностного благополучия по методике СЭЛБ. Изменения по параметрам методики СЭЛБ приведены в таблице 3.

Таблица 3

Достоверность различий (критерий Вилкоксона) средних значений показателей

методики СЭЛБ до и после реализации технологии (п=55)

Параметры методики СЭЛБ До технологии После технологии Р1

Счастливый 4,76 5,80 0,000

Везучий 4,60 5,20 0,000

Оптимист 5,25 5,87 0,000

Успешный 4,05 4,64 0,000

Компетентный 5,75 5,95 0,001

Надежный 5,56 6,07 0,000

Пессимист 3,00 2,13 0,000

Несчастливый 2,22 1,36 0,000

Завистливый 1,35 1,22 0,008

А 14,62 16,87 0,000

В 15,36 16,65 0,000

А-В -0,75 0,22 0,000

А+В 29,98 33,53 0,000

С 6,56 4,71 0,000

А+В-С 23,42 28,82 0,000

Из таблицы 3 видно, что после реализации технологии произошли изменения по всем индикаторам методики СЭЛБ: позитивные индикаторы стали достоверно выше, негативные - достоверно ниже, при этом уменьшилась разность между средними значениями суммарных показателей эмоционального и личностного благополучия (А-В), а среднее значение индекса СЭЛБ стало значительно выше. Если же сравнить полученные после реализации технологии результаты с одноименными индикаторами в начале эксперимента, то по отдельным индикаторам эмоционального благополучия они стали несколько выше (различия недостоверны). Кроме этого, в результате реализации

технологии спасатели стали оценивать себя более высоко по двум индикаторам личностного благополучия (как более «компетентных» и «надежных»), при этом показатель «успешный» остался ниже значений первого среза. Показатели по негативным индикаторам «пессимист» и «несчастливый» максимально приблизились к первоначальным, вместе с тем после эксперимента спасатели оценивают себя как менее завистливых, чем в первом срезе. Значимо повысились суммарный показатель эмоционального благополучия (А), суммарный показатель эмоционального и личностного благополучия (А+В), индекс СЭЛБ.

Выводы. Таким образом, являясь важным фактором формирования психологического комфорта и мировоззрения человека, эмоционально-личностное благополучие имеет особое значение для людей, чья профессиональная деятельность связана с напряженными физическими и психологическими условиями. Предлагаемая в статье технология психологического сопровождения спасателей с разным уровнем самооценки эмоционально-личностного благополучия основана на ряде научных постулатов и организационных принципов:

1) понимание эмоционально-личностного благополучия как целостного экзистенциального переживания состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающего в процессе жизни, деятельности и общения человека;

2) выделение структуры и факторов эмоционально-личностного благополучия, а также условий, обеспечивающих его формирование;

3) описание векторов переживания эмоционально-личностного благополучия и контент-уровней самооценки благополучия;

4) понимание технологии сопровождения как целенаправленного создания условий для принятия решений в различных ситуациях жизненного выбора;

5) выделение четырех этапов в процедуре психологического сопровождения: диагностического, аналитико-проективного, практического, рефлексивного;

6) выдвижение в качестве цели сопровождения создание условий для оптимизации самооценки эмоционально-личностного благополучия спасателей посредством воздействия на различные компоненты имплицитных представлений респондентов о своем благополучии.

На основании данных, полученных на диагностическом этапе, определены дифференцированные задачи сопровождения спасателей с высоким, повышенным, пониженным и низким уровнем самооценки эмоционально-личностного благополучия.

Формой реализации практического этапа сопровождения является рефлексивный тренинг, а также динамическое наблюдение и индивидуальное консультирование, предполагается использование специальных методов (рефлексивный самоанализ и фокусинг, активная визуализация, смыслотехники фасилитирующего характера, позитивная реинтерпретация, а также элементы телесной терапии, игровые, подвижные методы, коучинг, песочная терапия).

На основании данных, полученных на рефлексивном этапе сопровождения, можно заключить, что реализация данной технологии подтвердила возможность оптимизации самооценки эмоционально-личностного благополучия спасателей за счет повышения осознанности оценивания собственного эмоционально-личностного благополучия и расширения репертуара техник, способствующих нормализации актуального психоэмоционального состояния. Отметим, что разработанная нами технология сопровождения может применяться на любой профессиональной группе с учетом специфики ее деятельности.

Библиографический список

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.,1997. Гарбер И.Е. Оппозиция метода и технологии в психологии // Методология и история психологии, 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 106-117.

Глуханюк Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: автореф. дис. ... докт. психол. наук. Урал. гос. проф. пед. ун-т, 2001. 40 с.

Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. 2-е изд., доп. Екатеринбург: Изд-во Российск. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 261 с.

Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Развитие многомерного профессионального мышления преподавателей исследовательского университета. Томск: Издат. дом ТГУ, 2016. 196 с.

Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.

Марчук Н.Ю. Программа оптимизации профессионально-личностной направленности педагогов // Дискуссия. 2012. № 3. С. 135-141.

Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. ун-тов. М.: Академия, 2003. 448 с.

Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. 319 с.

Российская социологическая энциклопедия / под ред. акад. РАН Т.В. Осипова. М., 1998. С. 574-575

Юревич А.В. Психология и методология. М., 2005.

Яничева Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки // Журн. практ. психолога. 1999. № 3. С. 101-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.