У 70 % испытуемых количество набранных очков может свидетельствовать о том, что такие люди замкнуты, не разговорчивы, предпочитают одиночество, поэтому у них мало друзей Новая работа и необходимость новых контактов если не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Такие люди часто не довольны собой.
Результаты показателей в контрольной группе - 40 % свидетельствуют, что эти люди весьма общительны. Любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят быть в центре внимания, никому не отказывают в просьбах.
У 40 % количество набранных баллов соответствует среднему результату. Это свидетельствует о том, что данные люди, возможно, имеют нормальную коммуникабельность. Они любознательны, без неприятных переживаний идут навстречу с новыми людьми.
У 10 % - 1 человек, отмечается ниже среднего показателя коммуникабельность, а у оставшихся 10 % набранное количество баллов, возможно, может свидетельствовать о том, что у людей присутствует замкнутость, неразговорчивость. Такие люди предпочитают одиночество.
Средний показатель в экспериментальной группе составил 24,7, что соответствует низкому уровню коммуникабельности.
Средний показатель в контрольной группе - 16,2, что соответствует нормальному уровню коммуникабельности.
После проведения методики оценки уровня общительности, нами была проведена дополнительная методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов.
Результаты методики диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов показали: из десяти испытуемых, у шести человек количество полученных баллов превышает 13, что свидетельствует о том, что эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми; у двух испытуемых количество баллов равно 11 и 12 (20%), что, возможно, говорит о том, что эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами. И у двух испытуемых, количество набранных баллов соответствует - 7, что, возможно, свидетельствует, о том, что у данных испытуемых есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении.
Итак, у 60% испытуемых очень высокий результат в методике диагностики «помех» в общении, из чего можно сделать вывод, что у них существуют трудности в установлении контактов с окружающими людьми.
При этом у 90% испытуемых основными «помехами» оказались негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций и нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.
В ходе проведенного нами исследования была подтверждена гипотеза о том, что уровень общительности у инвалидов с ДЦП выше уровня общительности здоровых людей. Это было подтверждено в результате сравнения среднего показателя в экспериментальной и контрольной группах.
А проведение дополнительной методики в группе испытуемых с ДЦП на выявление «помех» в установлении эмоциональных контактов, позволила нам выявить то, что эмоции мешают инвалидам в большей (60 %) или меньшей (40 %) степени устанавливать контакты.
Результаты, которые были получены в ходе исследования, позволяют сделать вывод о значимости проблемы общения у лиц, страдающих ДЦП.
Литература
1. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. № 5-3 (12). С.37-39
2. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. № 5-3 ,(12). С.37-39
3. Петрунина С.В., Хабарова С.М. , Позднышева Е.А., БоковГ.В. Особенности двигательной коррекции средствами водной среды// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2014. № 6 (25), Ч. 2, С. 52-53
4. Петрунина С. В., Кирюхина И. А., Хабарова С. М., Рогов А. А., Дворянинова Е. В. Анализ показателей физического развития и физической подготовленности инвалидов и здоровых людей // УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (МКУО-2014) : сб.ст. XVIII Междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 200-летию со днярождения М. Ю. Лермонтова (г. Пенза, 10-11 апреля 2014 г.) / подред. А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. - С.352-354
Петрунина С.В.1, Хабарова С.М. 2, Дворянинова Е.В.3, Кирюхина ИА.4, Мастерова Е.В.5
1 2,3,4 Кандидат педагогических наук, доцент,5доцент Пензенский государственный университет, Россия
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ЛЮДЬМИ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ И ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ФУНКЦИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Аннотация
В статье отражены основные особенности технологии и методики проведения учебно-тренировочных занятий с людьми имеющих патологические отклонения в функциях опорно-двигательного аппарата в условиях тренажеров и тренировочных систем.
Ключевые слова: церебральный паралич, коррекция двигательных действий, тренажерные системы, оздоровительный бег, ходьба, плавание
Petrunina S.V. 1, Khabarova S.M. 2, Dvoryaninova E.V.3, Kiryuhina I.A.4, Masterova E.V.5
1,2,3PhD assistant professor, 4,5assistant of professor Penza State University, Russia TECHNOLOGY OF TRAINING CLASSES WITH PEOPLE THAT HAVE PROBLEMS AND ABNORMALITIES IN THE
FUNCTION OF LOCOMOTOR
Abstract
The paper describes the main features of the technology and methods of conducting training sessions with people who have abnormalities in the functions of the musculoskeletal system in terms of simulators and training systems.
Keywords: cerebral palsy, the correction of motor actions, training systems, jogging, walking, swimming
В основном педагогическом эксперименте участвовала группа инвалидов в количестве шесть человек с патологическими отклонениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА). Исследования проводились в течение шести месяцев в форме учебно-тренировочных занятий по комплексной программе. В отечественной теории и практике физического воспитания основным критерием оценки эффективности используемых средств и методов физической подготовленности принято считать прирост спортивных результатов. В качестве основного критерия оценки эффективности используемых в данной работе методических приемов было взято снижение асимметричности двигательных действий инвалидов, выявленное с помощью биомеханического анализа. Программа эксперимента на первом этапе включала тренировочные режимы, позволяющие сочетать занятия как в искусственно созданных условиях, так и в обычных условиях тренировки, в которых, по мере освоения рациональных движений, процент использования тренажеров и технических средств снижался.
Сюда входили:
116
- занятия в водной среде с использованием общеразвивающих упражнений в воде и на суше. Освоение плавательных движений с использованием устройства «регулируемая страховка»;
- занятия в ходьбе и беге на тренажерно-исследовательском стенде «тредбан», оснащенном системой «облегчающая подвеска» и устройством принудительного движения, позволяющим осуществлять шаговые движения в ходьбе, с регулируемым режимом и темпом движений;
- занятия в естественных условиях ходьбы с переходом на бег с использованием «упругих рекуператоров энергии», закрепленных на различных участках нижних конечностей;
- занятия в условиях беговой тренировки с использованием бега с оптимальной и максимальной скоростью для каждого испытуемого.
Программа первого этапа имела характер реабилитационного периода.
Программа второго этапа предусматривала переход от реабилитационного периода к повышению физической активности инвалидов и имела характер соревновательной подготовки. Основная задача этапа - определение возможностей соревновательной деятельности инвалидов.
Учебно-тренировочные занятия с инвалидами проводились на спортивной базе Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, на стадионе «Труд», в легкоатлетическом манеже «Рубин», в водном бассейне «Дельфин», в научно-практической лаборатории кафедры легкой атлетики.
Весь педагогический эксперимент состоял из трех основных мезоциклов комплексной программы повышения двигательной активности инвалидов:
1. втягивающего;
2. развивающего;
3. соревновательного.
Втягивающий мезоцикл
Шестимесячный педагогический эксперимент начинался с втягивающего мезоцикла, продолжительностью полтора месяца. Основные задачи мезоцикла:
- подготовка опорно-двигательного аппарата к ходьбе и бегу;
- повышение уровня функциональной подготовленности.
Средства: общеразвивающие упражнения на суше и в водной среде, различные варианты ходьбы, специальные беговые задания, простейшие плавательные упражнения.
Учебно-тренировочные занятия продолжительностью 40-50 минут проводились три раза в неделю:
- два занятия легкоатлетического характера - на открытом воздухе, в условиях лесопарковой зоны и стадиона;
- одно - в водном бассейне.
В ходе занятия упражнения циклического характера (ходьба, беговые упражнения) сочетались с комплексами общеразвивающих упражнений различной направленности. Программа учебно-тренировочных занятий в бассейне включала в себя различные варианты ходьбы и беговых движений на мелкой части бассейна, в сочетании с простейшими плавательными упражнениями: скольжение на груди и спине, открывание глаз в воде, выдохи в воду, комплексы общеразвивающих упражнений, с учетом сопротивления водной среды. Дозировка упражнений силового и циклического характера подбиралась в соответствии с индивидуальным уровнем подготовленности. Для повышения эмоциональности занятий, расширения диапазона координационных заданий простейшие упражнения, как например ходьба по воде выполнялись в сочетании со скольжением на груди, а более сложные, например, беговые движения - со скольжением на спине. В конце втягивающего мезоцикла было проведено тестирование функциональной, технической и физической подготовленности занимающихся.
Развивающий мезоцикл
Развивающий мезоцикл педагогического эксперимента состоял из двух частей. В первой части решались следующие задачи:
- формирование ритмо-скоростной основы структуры двигательных действий инвалидов при выполнении движений в ходьбе и беге;
- освоение плавательных умений и навыков.
Средства: тренажерно-исследовательский стенд «тредбан» с системой облегчающей подвески и устройством
принудительного движения в ходьбе, специальные упражнения в ходьбе на мелкой части бассейна, элементарные беговые задания, скольжения в условиях «регулируемой поддержки». Данный мезоцикл продолжался более трех месяцев.
Занятия проводились три раза в неделю, два - легкоатлетического характера, одно - в бассейне. Общая продолжительность учебно-тренировочных занятий была более 60 минут, что позволило нам шире использовать различные технические средства.
Программа первой части включала в себя тренировочные режимы в виде ходьбы на скорости 1,0 м/с на «тредбане» с системой облегчающей подвески и устройством принудительного движения, задающего темп и ритм ходьбы. Ходьба выполнялась в 2 серии, по 5-8 минут, с интервалом отдыха 10-12 минут. Величина облегчения воздействия силы тяжести на движения занимающихся составляла 10% от веса тела. При проведении биомеханического анализа движений регистрировались продолжительность опоры правой и левой ноги, частота и длина шагов, рассчитывался коэффициент асимметрии.
Программа учебно-тренировочных занятий в водной среде в первой части развивающего мезоцикла включала в себя общеразвивающие упражнения на суше и в воде, различные варианты ходьбы на мелкой части бассейна, простейшие общеразвивающие упражнения, которые выполнялись в сочетании со скольжением на спине и груди. Затем давались задания на скольжение уже в условиях «регулируемой страховки». При этом поочередно отрабатывались движения рук и ног, сначала стоя в воде на месте (кроль на груди, спине), затем в условиях тренажера. После освоения отдельного движения обучали согласованным действиям ног с дыханием, рук с дыханием, а также рук и ног в полной координации с дыханием. Во второй части развивающего мезоцикла в большем объеме использовались такие режимы ходьбы при занятиях на тредбане, когда коэффициент асимметрии у каждого испытуемого минимизировался, то есть наблюдалось сглаживание в асимметричности движений левой и правой ноги. Скорость передвижения подбиралась для каждого инвалида индивидуально. Это зависело от того, с какой скоростью инвалид мог осуществлять ходьбу без перехода на бег. К концу исследования, после серии тренировочных занятий, наблюдалось увеличение скорости передвижения в ходьбе у каждого испытуемого.
По мере освоения более эффективной ритмо-скоростной основы структуры движений не только в ходьбе, но и в беге, нагрузка по объему и интенсивности увеличилась. Контроль за нагрузкой осуществлялся по пульсу и не превышал 160-170 уд/мин. Дальнейшее совершенствование двигательных действий инвалидов осуществлялось в более интенсивных режимах - с использованием «упругих рекуператоров энергии», обеспечивающих привнесение энерго-силовых добавок [И.П. Ратов, Г.И. Попов, 1972-1999] в структуру выполнения интенсивных беговых движений.
Учебно-тренировочные беговые занятия на тредбане, с использованием системы облегчающей подвески, проводились по следующей схеме: бег - 5 минут (ЧСС 140-150 уд/мин), ходьба - 10 минут (на скорости 1 м/с), бег на индивидуально переносимой скорости в течение 5 минут при ЧСС 150-160 уд/мин. Тренировочное задание выполнялось в 2 серии с интервалом отдыха в 10 минут. Величина «облегчения» подбиралась индивидуально для каждого испытуемого и составляла 5-10% от веса тела. Почти на каждой тренировке проводился биомеханический анализ движений с регистрацией продолжительности опоры правой и левой ноги, длительности полета, рассчитывался коэффициент асимметрии, частота и длина шага.
117
Программа учебно-тренировочных занятий в условиях стадиона включала в себя выполнение ходьбы и различных вариантов специальных беговых движений с использованием упругих рекуператоров энергии. Упражнения, в основном, носили циклический характер. В ходе занятия испытуемые сначала выполняли беговые задания с использованием «упругих рекуператоров энергии», закрепленных на дистальных звеньях нижних конечностей, а затем выполняли пробежки без тренировочных приспособлений, но уже на фоне срочного последействия, с ощущениями повышенного силового фона. При этом, обычно, скорость бега была выше. Для того чтобы оценить эффект от бега с «упругими рекуператорами энергии», с помощью специального измерителя скорости и времени бег осуществлялась регистрация скорости бега, времени пробегания контрольного отрезка, а также рассчитывалась частота и длина шага.
Соревновательный мезоцикл
На данном этапе исследования, продолжались учебно-тренировочные занятия с испытуемыми в естественных условиях тренировки, при этом объем занятий с использованием тренажеров и технических средств, как в естественных условиях тренировки, так и в бассейне, постепенно снижался. Основные задачи были ориентированы на достижение повышенного уровня физической подготовленности и на определение прироста спортивной результативности, в условиях обычных педагогических тестов (бег на 30м, 60м, 100м, 300м, 6 минутный тест, прыжок в длину с места), и в процессе соревновательной деятельности (бег 60м и 200м).
Литература
1. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. № 5-3 (12). С.37-39
2. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. № 5-3 ,(12). С.37-39
3. Петрунина С.В., Хабарова С.М. , Позднышева Е.А., БоковГ.В. Особенности двигательной коррекции средствами водной среды// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2014. № 6 (25), Ч. 2, С. 52-53
4. Петрунина С. В., Кирюхина И. А., Хабарова С. М., Рогов А. А., Дворянинова Е. В. Анализ показателей физического развития и физической подготовленности инвалидов и здоровых людей // УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (МКУО-2014) : сб.ст. XVIII Междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 200-летию со днярождения М. Ю. Лермонтова (г. Пенза, 10-11 апреля 2014 г.) / подред. А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. - С.352-354
Рябчун Л.Я
Аспирант, кафедра физического воспитания и единоборств, Национальный педагогический университет имени М.П.
Драгоманова, Киев
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ
Аннотация
Исследование посвящено проблеме формирования двигательных умений и навыков студентов в процессе прохождения курса "Теория и методика обучения спортивным единоборствам". Целью исследования было научное обоснование, разработка и экспериментальная проверка авторской методики формирования двигательных умений и навыков на начальном этапе обучения спортивным единоборствам. В работе показана важность учёта на начальных этапах обучения спортивным единоборствам поочередного освоения пространственным, временным и скоростно-силовым параметрами движения. Показано, что все перечисленные параметры движения отвечают основным показателям освоения глубины обучения двигательному качеству. Освоение пространственного параметра движения отвечает глубине обучения - знанию; освоение пространственного и временного параметров движения отвечает глубине обучения - умению; освоение пространственного, временного и скоростносилового параметров движения отвечает глубине обучения - навыку. В работе экспериментально доказана эффективность предложенной авторской методики формирования двигательных умений и навыков у студентов в процессе прохождения курса "Теория и методика обучения спортивным единоборствам" с использованием прямоугольных матриц обучения.
Ключевые слова: спортивные единоборства, знания, умения, навыки, студенты, методика, обучение, упражнения, матрицы, дзюдо, борьба на поясах Алыш.
Riabchyn L.I
Postgraduate student, National Dragoman Pedagogic University
FORMING OF MOTIVE ABILITIES OF STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE’S INSTITUTES IN THE PROCESS OF
ENGAGING IN SPORT SINGLE COMBATS
Abstract
Research is sanctified to the problem offorming of motive abilities and skills of students in the process ofpassing of course "Theory and methodology of educating to the sport single combats". A research aim was a scientific ground, development and experimental verification of authorial methodology of forming of motive abilities and skills on the initial stage of educating to the sport single combats. Importance of account is in-process shown on the initial stages of educating to the sport single combats of by turn capture spatial, temporal and speed-power the parameters of motion. It is shown that all enumerated parameters of motion answer the basic indexes of mastering of depth of educating to motive quality. Mastering of spatial parameter of motion answers the depth of educating - knowledge; mastering spatial and temporal parameters of motion answers the depth of educating - ability; mastering spatial, temporal and speed-power parameters of motion answers depths of educating - to skill. In dissertation efficiency of an offer authorial methodology offorming of motive abilities and skills is experimentally well-proven for students in the process ofpassing of course "Theory and methodology of educating to the sport single combats" with the use of rectangular matrices of educating.
Keywords: sport single combats, knowledge, abilities, skills, students, methodology, educating, exercises, matrices, judo, wrestling on the belts Alysh.
Работа выполнена по плану НИР Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова.
Цель работы: научное обоснование, разработка и экспериментальная проверка авторской методики обучения студентов физическим упражнениям с использованием прямоугольных матриц. Для достижения цели сформулированы задания:
1) осуществить анализ научно-методической литературы по вопросам формирования двигательных умений и навыков в процессе начального обучения спортивным единоборствам;
2) определить критерии оценки глубины освоения двигательного качества при обучении технике студентов в процессе прохождения курса “Теория и методика обучения спортивным единоборствам”;
3) разработать и экспериментально проверить эффективность методики формирования двигательных качеств на этапе начального обучения студентов спортивным единоборствам с использованием прямоугольных матриц.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс студентов при прохождения курса “Теория и методика обучения спортивным единоборствам”.
118