Научная статья на тему 'Технология проведения ЕГЭ по информатике в компьютерном виде'

Технология проведения ЕГЭ по информатике в компьютерном виде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев В. Н., Лисицына Л. С., Лямин А. В.

В статье изложена концепция разработки сетевой информационной системы (ИС) для проведения экзаменов по информатике у школьников выпускных классов в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ) в компьютерном виде. Представлены результаты разработки и апробации содержания экзаменационной работы, технологий тестирования и шкалирования результатов испытаний в ИС, программно-аппаратного комплекса системы на примере проведения в феврале 2007 г олимпиады по информатике у школьников выпускных классов г. Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология проведения ЕГЭ по информатике в компьютерном виде»

5

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

В КОМПЬЮТЕРНОМ ВИДЕ В.Н. Васильев, Л.С. Лисицына, А.В. Лямин

В статье изложена концепция разработки сетевой информационной системы (ИС) для проведения экзаменов по информатике у школьников выпускных классов в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ) в компьютерном виде. Представлены результаты разработки и апробации содержания экзаменационной работы, технологий тестирования и шкалирования результатов испытаний в ИС, программно-аппаратного комплекса системы на примере проведения в феврале 2007 г олимпиады по информатике у школьников выпускных классов г. Санкт-Петербурга.

Введение

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) призван оценить подготовку выпускников общеобразовательных школ по основным разделам школьных предметов с целью зачисления в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Опыт проведения ЕГЭ по информатике в 2004-2006 гг. в различных регионах РФ показал, что существенным недостатком этого экзамена является «бланковая технология» его проведения [1]. Следует заметить, что использование компьютеров при аттестации школьников в рамках проведения ЕГЭ по информатике позволит оценить навыки работы школьников на персональных компьютерах, а использование сетевых технологий для его проведения - навыки использования школьниками интернет-технологий, что предусматривается при изучении этого школьного предмета.

Кроме того, в рамках предлагаемой концепции предусматривается разработка виртуальной лаборатории, которая позволит, с одной стороны, продемонстрировать школьнику знания и умения написания и отладки программ, а, с другой стороны, проверить эксперту ЕГЭ по информатике работоспособность этой программы. Разработка технологий проведения экспертизы в среде виртуальной лаборатории позволит повысить объективность оценивания и снизить трудоемкость проверки экзаменационных работ.

В 2007 г. о своем участии в ЕГЭ по информатике заявили 13 регионов РФ. В дальнейшем с учетом возрастающего значения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) роль информатики будет возрастать, увеличится и количество регионов РФ, которые будут проводить ЕГЭ по информатике. Поэтому переход к ЕГЭ по информатике в компьютерном виде является весьма актуальной и своевременной проблемой.

Кроме того, проводимые в СПбГУ ИТМО университетские и региональные олимпиады по информатике, направленные на поиск талантливой, наиболее подготовленной молодежи к обучению в вузах Санкт-Петербурга, должны, в том числе, служить подготовке школьников к ЕГЭ по информатике, поэтому должны проводиться в формате ЕГЭ.

Структура и содержание экзаменационной работы по информатике

в компьютерном виде

За основу разработки были взяты содержание и демо-версия экзаменационной работы Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по информатике в 2007 г., опубликованные на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)

<http://fipi.ru/view/sections/157/docs/>, с сохранением структуры и основных характеристик работы, но с сокращением времени тестирования с 240 мин. до 130 мин. за счет сокращения количества заданий в работе на 50%. При разработке демо-версии ЕГЭ по информатике в компьютерном виде учитывалось не только сокращение заданий в экзаменационной работе, но и возможности технологий компьютерного тестирования сетевой ИС.

Структура экзаменационной работы по информатике в компьютерном виде полностью повторяет распределение заданий по частям работы (табл. 1), по уровням сложности (табл. 2), по видам проверяемой деятельности (табл. 3) в ЕГЭ по информатике 2007 г. Перераспределение заданий по разделам курса информатики (табл. 4) выполнено таким образом, чтобы в первую очередь проверялись навыки алгоритмизации и технологий программирования, что отвечает требованиям вузов к поступающим на профильные специальности. В табл. 5 приведен план экзаменационной работы.

Экзаменационная работа в компьютерном виде в формате ЕГЭ по информатике состоит из трех частей. Часть 1 (А) содержит 10 заданий базового и повышенного уровня сложности. В этой части собраны задания с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных. Задания выполняются и проверяются в системе тестирования. Часть 2 (В) содержит 4 задания базового и повышенного уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и ввод ответа. Задания выполняются и проверяются в системе тестирования. Часть 3 (С) содержит 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части выполняются в среде виртуальной лаборатории системы тестирования.

Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: «Информация и ее кодирование», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Программные средства и технологии ИКТ», «Технологии программирования».

Содержанием экзаменационной работы охватывается основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики. Часть 1 содержит задания из всех тематических блоков, кроме заданий тем «Программные средства и технологии ИКТ» и «Технологии программирования». Часть 2 включает задания по темам «Основы логики», «Алгоритмизация и программирование», «Программные средства и технологии ИКТ», «Технологии программирования». Задания части 3 направлены на проверку сформированности важнейших умений разработки алгоритмов, написания и отладки программ, предусмотренных требованиями к обязательному уровню подготовки по информатике учащихся средних общеобразовательных учреждений. Эти умения проверяются на высоком уровне сложности по следующим темам информатики: «Алгоритмизация и программирование» и «Технологии программирования».

На уровне представлений проверяется материал о программных средствах и технологиях ИКТ, поскольку изучаемые технологии разнообразны и используют различные версии и платформы.

На уровне воспроизведения знаний проверяется такой теоретический материал,

как:

• единицы измерения информации;

• принципы кодирования;

• моделирование как метод научного познания.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Здесь проверяются следующие умения:

• осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;

• осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцате-ричной системах счисления;

• использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;

• формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования;

• создавать и преобразовывать логические выражения;

• формировать для логической функции таблицу истинности.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Здесь проверяются следующие умения:

• подсчитывать информационный объем сообщения;

• решать логические задачи;

• анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и находить в ней ошибки;

• реализовывать сложный алгоритм с использованием приемов написания и отладки программ, записанных в стиле наиболее распространенных языков программирования.

Часть 1 (А) содержит задания, которые относятся к базовому и повышенному уровню сложности. Часть 2 (В) содержит по два задания базового и повышенного уровней сложности. Задания части 3 (С) относятся к высокому уровню. Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня 60-90%. Предполагаемый процент выполнения заданий повышенного уровня 40-60%. Предполагаемый процент выполнения заданий части С - менее 40%. Для оценки достижения базового уровня используются задания с выбором ответа и кратким ответом. Достижение уровня повышенной подготовки проверяется с помощью заданий с выбором ответа, кратким и развернутым ответом. Для проверки достижения высокого уровня подготовки в экзаменационной работе используются задания с кратким и развернутым ответом.

Части ра- Число за- Максималь- Процент максималь- Тип зада- Время

боты даний ный первичный ного первичного бал- ний выпол-

балл ла нения

Часть 1 10 10 50 ВО 25

Часть 2 4 4 20 КО 15

Часть 3 2 6 30 РО 90

Итого: 16 20 100% 130

Табл. 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Уровень Число Максималь- Процент макси- Перечень заданий

сложности заданий ный первич- мального первич-

заданий ный балл ного балла

Базовый 8 8 40 А1.А3.А4.А5.А7.А9.В2.В3

Повышенный 6 7 35 А2.А6.А8.А10.В1.В4

Высокий 2 5 25 С1.С2

Итого: 16 20 100

Табл. 2. Распределение заданий по уровням сложности

Код Виды деятельности Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла Перечень заданий

1 Воспроизведение представлений или знаний 3 3 15 А1.А7.В3

2 Применение знаний и умений в стандартной ситуации 8 9 45 А3.А4.А5.А8. А9.В2.В4.С1

3 Применение знаний и умений в новой ситуации 5 8 40 А2.А6.А10.В1 .С2

Итого: 16 20 100

Табл. 3. Распределение заданий по видам проверяемой деятельности

№ п/п Название раздела Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла Перечень заданий

1 Информация и ее кодирование 4 4 20 А1.А2.А3.А10

2 Алгоритмизация и программирование 5 6 30 А4.А5.А9.В2.С1

3 Основы логики 3 3 15 А6.А8.В4

4 Моделирование и компьютерный эксперимент 1 1 5 А7

5 Программные средства и технологии ИКТ 1 1 5 В3

6 Технология программирования 2 5 25 В1.С2

Итого: 16 100

Табл. 4. Распределение заданий по разделам курса информатики

№ Обоз- Проверяемые Коды Коды Урове Макс. При-

наче- элементы содержания прове- видов нь балл мер-

ние ряемых дея- слож- за вы- ное

зада- элемен- тель- ности пол- время

ния в тов со- ности задани нение выпол-

работе держания по ко- ди-фика-тору* я задания не-ния задания (мин.)

Часть 1

1 А1 Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые кодировки кириллицы. 1.1.8. 1 Б 1 1

2 А2 Умение подсчитывать информационный объем сообщения 1.1.4. 3 П 1 2

3 А3 Умения выполнять арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления 1.1.7. 2 Б 1 2

4 А4 Знание и умение использовать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл 1.2.2. 2 Б 1 1

5 А5 Использование переменных. Объявление переменной (тип, имя, значение). Локальные и глобальные переменные. 1.2.3. 2 Б 1 2

6 А6 Знание основных понятий и законов математической логики 1.3.1. 3 П 1 2

7 А7 Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы) 1.4.2. 1 Б 1 2

8 А8 Умение строить и преобразовывать логические выражения 1.3.2. 2 П 1 8

9 А9 Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке 1.2.1. 2 Б 1 2

10 А10 Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала 1.1.6./ 2.7.1 3 П 1 3

Часть 2

11 В1 Умение прочесть фрагменты программы на языке программирования и найти допущенные ошибки 2.8.1./ 2.8.2. 3 П 1 5

12 В2 Умение исполнять алгоритм в среде формального исполнителя 1.2.2. 2 Б 1 6

13 В3 Знания о файловой системе организации данных, о технологиях создания и обработки информации в электронных таблицах, базах данных и графических редакторах 2.2.3./ 2.4.1./ 2.5.2./ 2.6.1. 1 Б 1 1

14 В4 Умения строить таблицы истинности и логические схемы 1.3.3. 2 П 1 3

Часть 3

15 С1 Умения написать короткую (10-15 строк) простую программу обработки массива 1.2.4/ 2.8.3 2 В 2 30

16 С2 Умения создавать собственные программы (30-50 строк) для решения задач средней сложности 2.8.3. 3 В 4 60

Всего заданий - 16, из них по типу заданий: А - 10, В - 4, С - 2

по уровню сложности: Б - 8, П - 6, В - 2.

Максимальный первичный балл за работу - 20.

Общее время выполнения работы - 130 мин.

* - кодификатор содержания, см. <http://fipi.ru/view/sections/157/docs/>.

Табл. 5. План экзаменационной работы

Технологии компьютерного тестирования для заданий части 1 (А)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для компьютерного тестирования по заданиям части 1 в ИС используется технология заданий закрытой формы. На рис. 1 представлен пример тестирования в ИС по одному из заданий этой части.

Рис. 1. Технология тестирования для заданий части 1 (А)

Технологии компьютерного тестирования для заданий части 2 (В)

Для компьютерного тестирования по заданиям части 2 в ИС применяются различные технологии заданий открытой формы: на рис. 2 приведен пример тестового задания В1, на рис. 3 - задания В2, на рис. 3 - задания В3, на рис. 4 - задания В4. Следует заметить, что применяемые здесь технологии для заданий В2 и В4 были специально разработаны для проведения экзамена и являются оригинальными.

\АЫТ Количество кадров: 14

Количество заданий: 14 Количество ответов: i

Требовалось написать программу, которая решает уравнение "ах+Ь»0" относительно х для любых чисел аиЬ, введенных: с клавиатуры. Все числа считаются действительными. Программист торопился и написал программу неправильно. Исправьте допущенные ошибки. В поле еводз, распопо*е***эм ниже, укажите через пробел номера строк, в которых могут произойти ошибки ео время их трансляции и выполнений:

ПРОГРАММА НА ПАСКАЛЕ ПРОГРАММА НА БЕЙСИКЕ ПРОГРАММА НА СИ

1 var 2 а, Ь; Real 3 begin 4 P,eadLn(a,b); 5 if b a 0 else 6 WrlteO = 01) 7 then e if a < о then 9 Wnto( coll'V' "''"' ) i 0 else 11 write('x =',-b/a); 12 end 1 REM 2 REM 3 &ем 4 INPUT a, b 5 IF b » 0 ELSE 6 PRINT "x - 0' 7 THFN $ IF а с 0 THIN 9 PRINT *нег решений" 10 ELSE 11 PRINT 12 FNDIF 13 EM3lf 14 END 1 void maln(void) { 2 float 3 4 йэ.ЙЬ); 5 if (b==0) else 6 prlntftW); 7 then 8 if (a<0) 9 printf( "МЁтрвшемий"); 10 efse 11 printf<"y=%ri -b/e); 12}

571 a d

Время ма тест: ^

Номер кадра: $ Г"| 2 [. 3 | 4 | 5 ']' б j 7 j 3 | 9]10 | 1]Щ 12 \ lijl4 \ \ \ \ | | | | | I | jJ

предыдущий I CrtftflytOuiVi j a.iootminri. [

Рис. 2. Технология тестирования для задания В1

Рис. 3. Технология тестирования для задания В2

Рис. 4. Технология тестирования для задания В3

Рис. 5. Технология тестирования для задания В4 Виртуальная лаборатория для части С

Разработка виртуальной лаборатории ИС проводилась на основе реализации следующих принципов.

• Виртуальная лаборатория должна позволять школьнику продемонстрировать, а эксперту проверить навыки написания и отладки программ.

• Школьнику, чтобы пройти тестирование на умение применять технологии программирования, не потребуется что-то дополнительно изучать.

• Интерфейс лаборатории должен быть интуитивно понятен для школьника, имеющего опыт написания и отладки программ.

• Использовать основные стили программирования, изучаемые в школах на уроках информатики - Basic, Pascal и C (ввод, отладка и проверка работоспособности обеспечивается лабораторией), а также «свободный» стиль (для ввода текста программы, написанной на любом языке).

Аплет виртуальной лабораторной работы по информатике позволяет задать переменные, необходимые для работы программы, написать код программы, выбрать стиль кодирования и использовать готовые конструкции выбранного стиля. Корректно написанные программы можно отлаживать в пошаговом режиме или выполнять с возможностью остановки. Общий вид интерфейса виртуальной лаборатории представлен на рис. 6. Основное окно лаборатории предназначено для ввода исходного кода в выбранном стиле кодирования. Справа - окно для выбора операторов и операций выбранного стиля кодирования. Сверху - окна для представления входных, выходных и внутренних переменных программы, заполняемых в режиме редактирования (рис. 7). Окно «Сообщения» - для диагностических сообщений в режиме отладки и выполнения программы.

Рис. 6. Интерфейс виртуальной лаборатории ИС

Список переменный

Переменная Входная Выходная Тип

Начальное значение

С int_array Г b Г а

С dec_array str_array Г с

Г Г Г

г г г

г г г г г г

¡Массив целыхчисел

вещественное число | □. 5

|Целое число т| К

¡Массив вещественных чисел

|Массив строк

¡Строка символов IABCD

Добавить

Удалить

Сохранить

J ava Applet Window

Рис. 7. Редактирование переменных в виртуальной лаборатории

Критерии оценивания заданий части С

В табл. 6 приведены критерии для оценивания экспертами задания С1, а в табл. 7 задания С2.

Указания по оцениванию ^ Баллы

Предложен правильный алгоритм и написана работоспособная программа. 2

Предложен правильный алгоритм, но написана неработоспособная программа. 1

Предложен неправильный алгоритм. 0

Максимальный балл 2

Табл. 6. Критерии оценивания задания С1

Указания по оцениванию С2 Баллы

Создана работоспособная программа, реализующая правильный алгоритм решения задачи. 4

Создана работоспособная программа, но в алгоритме допущены ошибки, устраняемые за счет не более 2-ух исправлений. 3

Создана неработоспособная программа, реализующая правильный алгоритм решения задачи. Работоспособность программы установлена экспертом за счет не более 2-ух исправлений. 2

Создана неработоспособная программа с ошибками в алгоритме, но с демонстрацией навыков программирования. 1

Задание выполнено неверно 0

Максимальный балл 4

Табл. 7. Критерии оценивания задания С2

Сценарии тестирования в ИС

В основу разработки сценариев компьютерного тестирования заложены следующие принципы.

• Школьник получает экзаменационную работу и может выбирать для выполнения задания в произвольном порядке.

• Должна быть возможность исправления ответа до момента завершения тестирования.

• Время, использованное на тестирование, должно складываться из времени, затраченного на выполнение каждого задания (начало отсчета - с момента появления, а конец - в момент отсылки задания).

Сценарии проверки экзаменационных работ в ИС

В основу разработки сценариев проверки экзаменационных работ заложены следующие принципы.

• Автоматическая проверка частей А и В (без участия экспертов).

• Задания части С проверяются двумя независимыми экспертами (интернет-экзамен позволяет привлекать экспертов из различных регионов) и направляется старшему эксперту, если есть разногласие в оценках двух экспертов.

• Автоматизированная и формализованная проверка заданий части С экспертом в среде виртуальной лаборатории.

Методика шкалирования результатов экзамена

1. Для оценки каждого /-го задания - 0г вводятся следующие коэффициенты: Ш - вес задания, равный максимальному первичному баллу задания (по плану работы);

Сг - степень выполнения задания:

• для части А - 0 (выполнено не верно) или 1 (выполнено верно);

• для части В - числовое значение из интервала от 0 до 1, устанавливаемое системой на основе анализа полноты ответа, например: Сг = 0.5 для ответа на задание В4 (заполнение таблицы истинности), содержащего 50% правильных значений таблицы;

• для части С - числовое значение из интервала от 0 до 1, устанавливаемое экспертом по критериям заданий С1 (0, 0.5, 1) и С2 (0, 0.25, 0.5, 0,75, 1).

- вес уровня сложности задания:

• для заданий базового уровня сложности (Б) - 1,

• для заданий повышенного уровня сложности (П) - 1.5,

• для заданий высокого уровня сложности (В) - 2. Бг - вес вида проверяемой деятельности в задании:

• для воспроизведения представлений и знаний (1) - 1,

• для применения знаний и умений в стандартной ситуации (2) - 1.5,

• для применения знаний и умений в новой ситуации (3) - 2.

01 = т * а * Si * т

В табл. 8 приведены сведения о максимальных оценках, которые может получить участник экзамена за выполненное задание экзаменационной работы (табл. 5).

Задание Первичный Степень Вес Вес вида Максимальная

балл - Wi выполнения уровня проверяемой оценка Oi

задания О сложности деятельности

(max) Si Di

А1 1 1 1 1 1

А2 1 1 1.5 2 3

А3 1 1 1 1.5 1.5

А4 1 1 1 1.5 1.5

А5 1 1 1 1.5 1.5

А6 1 1 1.5 2 3

А7 1 1 1 1 1

А8 1 1 1.5 1.5 2.25

А9 1 1 1 1.5 1.5

А10 1 1 1.5 2 3

В1 1 1 1.5 2 3

В2 1 1 1 1.5 1.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В3 1 1 1 1 1

В4 1 1 1.5 1.5 2.25

С1 2 1 2 1.5 6

С2 4 1 2 2 16

Итого по всем заданиям работы максимально: 49

Табл. 8. Оценки заданий по плану экзаменационной работы

2. Оценка степени выполнения олимпиадной работы в целом Ср производится

следующим образом: 16

ар = £ а /16. i=1

Максимальная оценка степени выполнения работы - Ср=1.

3. Оценка за работу О с учетом «полуформата» ЕГЭ по информатике определяется как

16

о = 2* ( £ oi + ар ). i=1

Максимальная оценка за всю работу О = 100 баллов.

Электронный и бумажный документооборот в ИС

В основу разработки инструментария ИС по документообороту заложены следующие принципы.

• В системе создается электронный отчет (протокол) каждой работы, который распечатывается организатором экзамена и после подписи участником отправляется на проверку.

• Задания части С распределяются между зарегистрированными в системе экспертами, протоколы экспертиз каждого задания в электронном виде хранятся в системе; бумажные протоколы экспертиз печатается и подписывается экспертами.

• После шкалирования результатов в системе формируется отчет о результатах экзамена, печатается и предоставляется в предметную комиссию экзамена.

Программно-аппаратный комплекс системы тестирования

Программно-аппаратный комплекс системы для проведения ЕГЭ рассчитан на тысячу одновременных сессий участников и реализован в виде отказоустойчивого кластера с балансировкой нагрузки. Комплекс обеспечивает восстановление контекста сессии при сбое, шифрование данных при передаче и хранении, защиту от несанкционированного доступа на основе Ш-адресов. Он состоит из двух связанных между собой терри-ториально-распределенных центров обработки информации, показанных на рис. 8.

Рис. 8. Центры обработки информации

Каждый центр оснащен двумя серверами Sun Fire V490 и дисковым массивом Sun StorEdge 3310. Структура центра показана на рис. 9. На один центр приходится восемь двухъядерных процессоров UltraSPARC IV+ и 32 ГБ оперативной памяти. На каждом сервере установлено следующее программное обеспечение:

• операционная система Solaris 10;

• СУБД Oracle 10g;

• система дистанционного обучения AcademicNT;

• Web-сервер Tomcat 6;

• Web-сервер Apache 2;

• среда выполнения Java 6.

Наличие двух Web-серверов обусловлено распределением ролей. Tomcat обеспечивает работу Java-сервлета системы дистанционного обучения, а Apache - балансировку нагрузки на экземплярах сервера Tomcat и шифрование данных. Сбой в каком-либо из перечисленных приложений, выход из строя сервера или всего центра не препятствует проведению ЕГЭ и не приводит к потере данных.

Sun StorEcfge 3310

Рис. 9. Структура центра обработки информации

Результаты апробации системы тестирования в олимпиаде СПбГУ ИТМО 25 февраля 2007 г.

Для участия в олимпиаде были приглашены школьники выпускных классов Санкт-Петербурга. После входного тестирования было отобрано для участия 137 чел. Фактически в олимпиаде участвовало 133 чел. (рис. 10).

Явка участников олимпиады 25.02.07 г.

□ явилось

□ не явилось

Рис. 10. Явка участников олимпиады

В табл. 9 приведены сведения о результатах выполнения заданий базового уровня сложности (ожидаемый результат для ЕГЭ - 60-80%), а в табл. 10 - заданий повышенного уровня сложности (ожидаемый результат для ЕГЭ - 40-60 %). Задания высокого уровня сложности относятся к части С (ожидаемый результат для ЕГЭ - 10-30%). На рис. 11 приведены сведения о результатах выполнения заданий части С, а на рис. 12-13 - сведения о распределении первичных баллов у участников олимпиады, выполнивших задания С1 и С2 соответственно. Количество работ с автоматическим установлением работоспособности программ задания С1 и оцененных системой в 2 балла - 4 из 63, что составляет 6,35% . На рис. 14 приведены сведения о результатах олимпиадной работы в первичных баллах (средний первичный балл за работу - 11.35), а на рис. 15 - в шкалированных баллах (средний балл за работу в 100-бальной шкале - 43.95). На рис. 16 приведены сведения о распределении дипломов между участниками олимпиады (средняя оценка за работу - 3,58), а в табл. 11 - распределение шкалированных баллов между разделами информатики.

№ Обозначение задания Содержание задания % выполнения задания

1 А1 Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые кодировки кириллицы 86,5

2 А3 Умения выполнять арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления 82

3 А4 Знание и умение использовать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл 99,2

4 А5 Использование переменных. Объявление переменной (тип, имя, значение). Локальные и глобальные переменные 95

5 А7 Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы) 78

6 А9 Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке 97

7 В2 Умение исполнять алгоритм в среде формального исполнителя 76

8 В3 Знания о файловой системе организации данных, о технологиях создания и обработки информации в электронных таблицах, базах данных и графических редакторах 89

Средний процент выполнения заданий базового уровня сложности: 87,8

Табл. 9. Результаты выполнения заданий базового уровня сложности

№ Обозначение задания Содержание задания % выполнения задания

1 А2 Умение подсчитывать информационный объем сообщения 48

2 А6 Знание основных понятий и законов математической логики 88

3 А8 Умение строить и преобразовывать логические выражения 69

4 А10 Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала 60

5 В1 Умение прочесть фрагменты программы на языке программирования и найти допущенные ошибки 12

6 В4 Умения строить таблицы истинности и логические схемы 68

Средний процент выполнения заданий повышенного уровня сложности: 57,5

Табл. 10. Результаты выполнения заданий повышенного уровня сложности

2%

Рис. 11. Результаты выполнения части С

53%

30%

17%

Рис. 12. Распределение баллов в С1

□ 1 балл

□ 2 балла

□ 0 баллов

15%

1%

2%

82%

Рис. 13. Распределение баллов в С2

□ 0 баллов

□ 3 балла

□ 1 балл

□ 2 балла

Рис. 14. Результаты олимпиады по информатике 25.02.07 в первичных баллах

Результаты олимпиады по информатике 25.02.07 по 100-бальной шкале

£ 15

ШШ1ШШ

N N N I

ДО 20 21-25 26-30 31-35 36-40 41-45 46-50 51-55 56-60 61-65 66-70 71-75 76-80 81-85 86-90 91-95 96-100

баллы

Рис. 15. Результаты олимпиады по информатике 25.02.07 по 100-балльной шкале

Рис. 16. Распределение дипломов олимпиады по информатике по степеням

№ п/п Название раздела Доля раздела в оценке

В виде первичных баллов В 100-бальной шкале олимпиады

ЕГЭ олимпиада

1. Информация и ее кодирование 17.5 20 17

2. Алгоритмизация и программирование 32.5 30 25

3. Основы логики 12.5 15 15

4. Моделирование и компьютерный эксперимент 2.5 5 2

5. Программные средства и технологии ИКТ 20 5 2

6. Технология программирования 15 25 39

Табл. 11. Распределение баллов между разделами курса «Информатика»

Выводы и рекомендации по итогам апробации

1. Задания базового уровня А1, А2, А4, А5, А9, В3, а также задания повышенного уровня А6, А8, В4 следует переработать для проведения городской олимпиады Санкт-Петербурга по информатике в компьютерном виде в рамках запланированного содержания для олимпиадного уровня.

2. Задание В1 (повышенный уровень, проверка знаний и умений в стандартной ситуации) является самым неуспешным в олимпиадной работе (всего 12 % правильных ответов при 40-60% ожидаемых). Предметной комиссии следует разработать новые КИМы в рамках запланированного содержания задания В1.

3. Задания части С являются заданиями олимпиадного уровня. Предметной комиссии рекомендуется разработка аналогичных заданий для городской олимпиады г. Санкт-Петербурга по информатике в компьютерном виде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. В результате шкалирования результатов олимпиады установлено соотношение между основными блоками курса информатики «Алгоритмизация и технологии программирования»:«Основы логики и теории кодирования информации» как 2:1.

Литература

1. Васильев В.Н., Лисицына Л.С., Мартыненко А.В. Аналитический отчет предметной комиссии Санкт-Петербурга ЕГЭ по информатике в 2006 году. СПб: ЦПИ, 2006. - 26с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.