Научная статья на тему 'Технология производства смесевого топлива на основе рапсового масла'

Технология производства смесевого топлива на основе рапсового масла Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
177
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рапсовое масло / смесевое топливо / технологическая линия / показатели технологического процесса / физико-химические свойства топлив / rapeseed oil / mixed fuel / production line / technological process parameters / physico-chemical properties of fuels

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Селиванов Николай Иванович, Доржеев Александр Александрович, Матюшев Василий Викторович, Ладыгин Семен Михайлович

В статье представлена технология переработки семян рапса и производства смесевого топлива на основе рапсового масла, реализованная внутрихозяйственным способом. Обоснованы параметры поточнотехнологической линии производства и дана оценка физико-химических свойств смесевого топлива себестоимостью на 33-37% ниже стоимости дизельного топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the technology of processing of rapeseed and production of mixed fuel based on rapeseed oil, implemented on-farm. The rheological characteristics of the flow-based technology for the production and evaluation of physico-chemical properties of mixed fuel cost by 33-37% less than the cost of diesel fuel.

Текст научной работы на тему «Технология производства смесевого топлива на основе рапсового масла»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

101

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА СМЕСЕВОГО ТОПЛИВА НА ОСНОВЕ

РАПСОВОГО МАСЛА

Селиванов Николай Иванович

Доктор техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Тракторы и автомобили»

ФГБОУВО «Красноярский ГАУ», г. Красноярск Доржеев Александр Александрович Канд. техн. наук, доцент кафедры «Тракторы и автомобили» ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», г. Красноярск Матюшев Василий Викторович Доктор техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Технологии хранения и переработки зерна»

ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», г. Красноярск Ладыгин Семен Михайлович Магистрант 2-го года обучения Института управления инженерными системами

ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», г. Красноярск

АННОТАЦИЯ

В статье представлена технология переработки семян рапса и производства смесевого топлива на основе рапсового масла, реализованная внутрихозяйственным способом. Обоснованы параметры поточнотехнологической линии производства и дана оценка физико-химических свойств смесевого топлива себестоимостью на 33-37% ниже стоимости дизельного топлива.

ABSTRACT

The article presents the technology of processing of rapeseed and production of mixed fuel based on rapeseed oil, implemented on-farm. The rheological characteristics of the flow-based technology for the production and evaluation ofphysico-chemical properties of mixed fuel cost by 33-37% less than the cost of diesel fuel.

Ключевые слова: рапсовое масло, смесевое топливо, технологическая линия, показатели технологического процесса, физико-химические свойства топлив.

Keywords: rapeseed oil, mixed fuel, production line, technological process parameters, physico-chemical

properties of fuels

Введение. За последнее десятилетие стоимость дизельного топлива выросла более чем в три раза, что стимулирует производство и применение альтернативных топлив, наиболее реальными из которых являются биотоплива на основе растительных масел, которые можно произвести внутрихозяйственным способом из собственного сырья, в частности из рапсового масла.

Посевные площади рапса в Красноярском крае за последние пять лет (с 2011 по 2015 гг.) выросли в два раза. Средняя урожайность семян составляет 13-15 ц/га при себестоимости 15,3 руб./кг. При их переработке выходит до 33% масла и 67% жмыха (шрота). Доход от использования жмыха в животноводстве практически полностью

компенсирует затраты на возделывание, уборку и переработку семян. Себестоимость продукции растениеводства при использовании рапсового масла в качестве основы биотоплива снижается до 10-15% [1].

В дизельных двигателях используется биотопливо на основе рапсового масла (РМ) двух разновидностей:

- метиловый эфир рапсового масла (МЭРМ), получаемый при метанолизе РМ;

- смесевое топливо (СТ), состоящее из смеси РМ с дизельным (ДТ) или другими нефтяными топливами.

Химмотологические качества МЭРМ близки к ДТ, поэтому его использование практически не требует адаптации дизеля. Однако технология внутрихозяйственного производства МЭРМ

труднореализуема из-за ее сложности, использования чрезвычайно ядовитого метилового спирта и высокой стоимости конечного продукта.

Учитывая возможность производства РМ на базе специализированного предприятия или внутри хозяйства, а также более высокий выход энергии по топливной составляющей, в сельском хозяйстве региона в основном производят и используют для дизельных двигателей СТ [2,3].

Цель работы - обоснование технологии производства смесевого топлива на основе рапсового масла.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

1) разработать структурную схему технологии производства смесевого топлива на основе рапсового масла;

2) обосновать параметры технологического процесса и оборудования поточной лини производства смесевого топлива;

3) дать оценку физико-химических свойств смесевого топлива.

Условия и методы исследования.

Технология производства смесевого топлива на основе РМ включает три взаимосвязанных и последовательно выполняемых процесса [1]:

1) переработка семян рапса для получения масла-сырца и жмыха;

2) очистка и нейтрализация масла-сырца;

3) смешивание нейтрализованного масла (РМн) с дизельным или другим минеральным топливом.

102

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ТЕХНИЧЕСКИЕ

Эффективность указанных процессов с

позиций ресурсосбережения и экологии определяется количественными и качественными характеристиками конечного продукта, основными из которых являются выход рапсового масла после нейтрализации, его теплотворная способность, вязкостно-температурные и другие свойства. Эти характеристики формируют, при смешивании РМн с минеральным топливом, эксплуатационные свойства СТ, которые определяют в итоге энергетические, топливно-экономические, общетехнические и экологические показатели

дизельного двигателя и технический уровень машины (трактора, комбайна, автомобиля) в целом [1].

Структурная схема технологии производства смесевого топлива и параметры оборудования для его реализации выбирались из условия обеспечения производительности по семенам до 450 кг/ч с выходом масла 30-35% и осадка после его нейтрализации 5-6%. Заданные эксплуатационные свойства СТ обеспечивались добавкой в РМн 25-30% по массе минерального топлива.

Технологическая линия (рис. 1) , представляющая совокупность производственных процессов получения смесевого топлива на основе РМн была реализована в ряде предприятий АПК Красноярского края.

Процесс переработки семян рапса в масло и получения смесевого топлива осуществляется на поточной линии.

Исходное сырье загружается в бункер 1 и через дозатор поступает в зеерную камеру шнекового маслопресса ММШ-450 (2) предварительного отжима. В зеерной камере происходит непрерывное уплотнение и предварительный отжим сырья с выделением до 15% масла, которое собирается фузоловушками с пеногасителями и перекачивается в резервуар РГС-50 (7). Далее полуотжатые семена перемещаются винтовым транспортером на пресс основного отжима (3), где съем масла достигает 20%.

Жмых с маслопресса основного отжима винтовым транспортером перемещается в бункер временного накопления (4), для реализации.

Рисунок 1. Схема технологической линии производства смесевого топлива на основе рапсового масла

После отстаивания масло из резервуара (7) поступает в систему очистки (6), включающую линии предварительной и тонкой фильтрации продукта.

Для удаления солей жирных кислот после очистки производится нейтрализация масла раствором КОН при концентрации 0,3% [4]. Реакцию проводят в нейтрализаторе (5) при температуре 60-70°С, что достигается использованием встроенных электронагревателей мощностью 5,0 кВт. Перемешивание масла в нейтрализаторе осуществляется механической мешалкой с перегородками. В результате нейтрализации выделяется 3-5% осадка солей жирных кислот, который сливается через клапан конусного дна нейтрализатора.

Нейтрализованное рапсовое масло РМн перекачивается в смеситель (8), где добавляется дизельное топливо (30%), или керосин марки ТС-1 (25%). Готовая продукция хранится в горизонтальном резервуаре РГС-50, либо реализуется в

полиэтиленовой упаковке «Еврокуб» объемом 1 м3 с металлическим каркасом.

В системе очистки масла между насосом НШ-10 (2) и фильтрами грубой (4) очистки предусмотрена установка дросселирующего узла 3 типа ПГ-55 (рис. 2), обеспечивающего его подогрев до 50-60°С и гашение гидроударов. Трехходовой кран (8) позволяет поочередно перекрывать потоки масла при обслуживании фильтров.

Шестеренный насос подает отстоявшееся масло через дроссель (3) под давлением 5-7 МПа в линию предварительной очистки, включающую два параллельно работающих фильтра грубой очистки типа Р-531А (4), затем через рампу (7) в линию тонкой очистки из двух параллельно установленных фильтров ЭТФ-002 (5). Первые отсеивают частицы размерами 8-50 мкм, вторые - 0,5-8 мкм. Фильтры обслуживаются ежесменно, с заменой фильтрующих элементов тонкой очистки и промывкой фильтров грубой очистки.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

103

1 - маслозаборник; 2 - насос НШ; 3 -дроссельный узел; 4 - фильтр грубой очистки; 5 -фильтр тонкой очистки с предохранительным

клапаном; 6 - нейтрализатор; 7 - рампа; 8 - кран трехходовой

Параметры процесса производства СТ на технологической линии представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Параметры технологического процесса

Параметр Значение параметра

Производительность по семенам, кг/ч до 450

Суммарный выход масла, % (кг/ч) 35 (157,5)

из них

- предварительный отжим 15 (67,5)

- окончательный (основной) отжим 20 (90)

Выход жмыха, % (кг/ч) 63,5 (285,75)

Потери по исходному сырью из материального баланса, % (кг) 1,5 (6,75)

Конструкционная масса оборудования, кг 5500

Полная масса линии, загруженной на 100% по сырью, кг 98900

Установленная потребная мощность при двухстадийном отжиме и

полной загрузке линии, кВт 26,0

Выход осадка (суммарный), % 6,0

Себестоимость рапсового масла нейтрализованного, руб./кг 15,75

Себестоимость смесевого топлива

СТн (0,7РМн+0,3ДТ), руб./кг 28,0

Себестоимость смесевого топлива

СТн (0,75РМн+0,25ТС-1), руб./кг 26,3

Используемая совокупность методов и процессов позволяет обеспечить выход масла при работе поточной линии 35% (155-160 кг/ч) при себестоимости РМн 15,75 руб./кг с учетом реализации жмыха при цене семян рапса 15,3 руб./кг. В зависимости от вида и количества нефтяного топлива для получения СТ себестоимость его производства составляет 26,3-28,0 руб./кг, что на 33-37% ниже стоимости дизельного топлива.

На рисунке 3 показаны зависимости плотности и вязкости биотопливных композиций на основе рапсового масла, полученных по данной технологии. Их анализ показывает необходимость предварительного подогрева СТ до 65-70°С при его использовании в автотракторных дизелях [3]. Вязкость и плотность смеси 25%ТС-1+70%РМн ниже, чем у смеси 30%ДТ(Л-0,1-40)+70%РМн, что

определяется отличием вязкостно-температурных характеристик дизельного топлива и керосина.

104

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ТЕХНИЧЕСКИЕ

Рисунок 3. Зависимость вязкости и плотности биотопливных композиций от температуры:-СТн

(75%РМн+25%ТС-1); СТн (70%РМн+30%ДТ)

Полученное смесевое топливо имеет, по сравнению с летним дизельным топливом, более высокую плотность и меньшее цетановое число (табл. 2), что приводит к некоторому ухудшению процесса сгорания дизельного двигателя. Однако подогрев СТ

до 65-70°С позволяет существенно улучшить его эксплуатационные свойства, обеспечивая

незначительное снижение мощности и топливной экономичности при улучшении экологических показателей автотракторных дизелей [1].

Таблица 2.

Основные показатели физико-химических свойств топлив

Показатели качества ДТ летнее РМ РМН СТ (30% СТн (30%ДТ +70% РМн) СТ (30% СТн (25%ТС-1 +75% РМн)

Плотность при 20 0С, кг/м3 840 913.922 924,2 888,4 877,4

Кинематическая вязкость при 20 0С, мм2/с (сСт) 3...6 62,6.71,7 76,04 46,5 43,5

Поверхностное натяжение при 20 0С, Н/м 27-10-3 33,210-3 33,210-3 29,3 10-3 29,3 10-3

Цетановое число, не менее 45 38.40 38.40 40.41 41.43

Кислотное число, мгКОН/г 0,06 0,04 0,0193 0,02 0,02

Температура, 0С воспламенения (не менее) +40 + 240.320 +230 +165 +117

застывания (не более) -10 -18 -20 -16 -16

Содержание, в % серы, не более 0,2 0,0011 0,001 0,001 0,001

золы, не более 0,02 0,01 0,01 0,01 0,1

Низшая теплота сгорания топлива, МДж/кг 42,5 34,2.37,5 34,2.37,5 39,5 40,5

Испытания на медную пластину Выдер- Выдер- Выдер- Выдер- Выдер-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

живает живает живает живает живает

Выводы

1. Разработана структурная схема технологии производства смесевого топлива на основе рапсового масла, включающая процессы: получения масла-сырца прессованием семян рапса; очистку фильтрацией и нейтрализацию раствором КОН масла-сырца; смешивание нейтрализованного масла с минеральным топливом в соотношении (0,70РМн+0,30ДТ или 0,75РМн+0,25ТС-1).

2. Обоснованные параметры технологического процесса и технического оборудования позволили, при производительности по семенам 450 кг/ч, обеспечить выход нейтрализованного рапсового

масла РМн до 35% от массы семян себестоимостью 15,75 руб./кг с учетом цены реализации жмыха и получить смесевое топливо на 33-37% ниже стоимости дизельного топлива.

3. Физико-химические свойства полученного смесевого топлива позволяют использовать его в автотракторных дизелях при подогреве до температуры 65-70°С без существенного ухудшения энергетических и топливно-экономических

показателей.

Список литературы:

1. Селиванов, Н.И. Технология производства и эффективность использования смесевого топлива на

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

105

основе рапсового масла / Н. И. Селиванов, А. А. Доржеев // Вестн. КрасГАУ. - 2015. - № 5 С. - 81-86.

2. Доржеев, А.А. Технология приготовления и использования биотопливной композиции на сельскохозяйственных тракторах [Текст] / автореф. дис. ... канд. техн. наук / А.А. Доржеев. - Красноярск, 2011. - 20 с.

3. Селиванов, Н.И. Эффективность производства и использования биотоплива на основе рапсового масла в тракторных дизелях / Н.И.

Селиванов, А.А. Доржеев // Вестн. КрасГАУ. - 2008. - № 4 С. - 236-241.

4. Пат. 2393209 Российская Федерация, МПК51 C 11 C 3/04. Способ производства биотоплива на основе рапсового масла для автотракторных дизелей [Текст] / Селиванов Н.И., Санников Д.А., Доржеев А.А.; заявитель и патентообладатель ФГОУ ВПО КрасГАУ. - № 2008140024/13; заявл. 18.10.2008; опубл. 20.04.2010, Бюл. № 11 (II ч.). - 3 с.

ВЛИЯНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЦВЕТОЧНОЙ ПЫЛЬЦЫ НА КАЧЕСТВЕННЫЕ

ПОКАЗАТЕЛИ СЫРНОГО КРЕМА

Сергеев Дмитрий Владимирович

магистр кафедры продукты питания животного происхождения, г. Орел

Родина Наталья Дмитриевна Канд. биолог. наук, доцент кафедры продукты питания животного происхождения, г. Орел

Мамаев Андрей Валентинович

Доктор биолог. наук, профессор кафедры продукты питания животного происхождения, г. Орел

Сергеева Екатерина Юрьевна Канд. техн. наук, доцент кафедры продукты питания животного происхождения, г. Орел

Паничев Александр Валерьевич

бакалавр кафедры продукты питания животного происхождения, г. Орел

АННОТАЦИЯ

Перспективным направлением в производстве молочных десертов является использование нетрадиционного сырья как источника углеводов, минеральных веществ, витаминов и других биологически активных соединений.

Целью данной работы являлось изучение возможности использования продуктов пчеловодства в производстве кремов.

Основным сырьем для производства сырного крема является: цветочная пыльца, сыр «Рикотта», в качестве вспомагательного сырья выступают яичные желтки, сахарная пудра, цедра апельсина и лимона.

Чтобы определить оптимальную концентрацию цветочной пыльцы необходимо изучить органолептические показатели сырного крема.

По результатам оценки органолептических показателей, наилучшим из всех образцов сырного крема является первый образец, содержащий 10 грамм цветочной пыльцы.

ANNOTATION

A promising direction in the production of dairy desserts is the use of non-traditional raw materials as a source of carbohydrates, minerals, vitamins and other biologically active compounds.

The aim of this work was to study the possibility of using bee products in the manufacture of creams.

The main raw material for the production of cream cheese are: pollen, cheese "Rikotta" as the act of a supporting raw egg yolks, powdered sugar, orange zest and lemon.

To determine the optimal concentration ofpollen is necessary to examine the organoleptic characteristics of the cheese cream.

The assessment of organoleptic characteristics, the best of all the samples of cream cheese is a first sample containing 10 grams of pollen.

Ключевые слова: сырный крем, цветочная пыльца.

Keywords: cream cheese, pollen.

Перспективным направлением в производстве молочных десертов является использование нетрадиционного сырья как источника углеводов, минеральных веществ, витаминов и других биологически активных соединений.

Целью данной работы являлось изучение возможности использования продуктов пчеловодства в производстве кремов.

Актуальностью данной работы является решение продовольственной проблемы и обеспечение населения полноценным питательными веществами, и

обеспечить полноценным белком, витаминами и минеральными веществами.

Основным сырьем для производства сырного крема является: цветочная пыльца, сыр «Рикотта», в качестве вспомагательного сырья выступают яичные желтки, сахарная пудра, цедра апельсина и лимона.

Белок пыльцы богат незаменимыми аминокислотами, которые должны поступать в организм человека с пищей, так как он лишен способности их синтезировать. Биологическая ценность белков пыльцы определяется именно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.