Научная статья на тему 'Технология профессионально-языкового портфеля как инструмент обеспечения качества в системе иноязычной подготовки в высшей школе'

Технология профессионально-языкового портфеля как инструмент обеспечения качества в системе иноязычной подготовки в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЕВРОПЕЙСКИЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / THE QUALITY OF THE ENGLISH LANGUAGE TEACHING / COMPETENCY EDUCATION APPROAC / EUROPEAN LANGUAGE PORTFOLIO / PROFESSIONAL LANGUAGE PORTFOLIO / PROFESSIONAL LANGUAGE COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошникова О. Х.

Автор рассматривает пути повышения качества иноязычной подготовки в неязыковом вузе в свете решений Болонского процесса и представляет интеграционную технологию профессионально-языкового портфеля, разработанную в соответствии с принципами компетентностного, личностно ориентированного и модульно-рейтингового подходов к обучению и базирующуюся на технологии «Европейского Языкового Портфеля».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of professional language portfolio as a tool of ensuring quality in the system of non-specialized English Language University teaching

The ways of ensuring the quality of Non-specialized English Language University teaching according to the principles of Bologna Declaration are analyzed and the integration technology of the Professional Language Portfolio based on «the European Language Portfolio» technology, Competency Education Approach, Personality-oriented Education Approach and ECTS principles is presented.

Текст научной работы на тему «Технология профессионально-языкового портфеля как инструмент обеспечения качества в системе иноязычной подготовки в высшей школе»

О. X. Мирошникова

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Работа представлена кафедрой педагогики Педагогического института Южного федерального университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. Г. Берму с

Автор рассматривает пути повышения качества иноязычной подготовки в неязыковом вузе в свете решений Болонского процесса и представляет интеграционную технологию профессионально-языкового портфеля, разработанную в соответствии с принципами компетентностного, личностно ориентированного и модульно-рейтингового подходов к обучению и базирующуюся на технологии «Европейского Языкового Портфеля».

Ключевые слова: качество иноязычной подготовки, компетентностный подход, Европейский Языковой Портфель, профессионально-языковой портфель, профессионально-языковые компетенции.

The ways of ensuring the quality of Non-specialized English Language University teaching according to the principles of Bologna Declaration are analyzed and the integration technology of the Professional Language Portfolio based on «the European Language Portfolio» technology, Competency Education Approach, Personality-oriented Education Approach and ECTS principles is presented.

Key words: the quality of the English Language Teaching, Competency Education Approach, European Language Portfolio, Professional Language Portfolio, Professional Language Competencies.

Официальное включение российской высшей школы в процесс Болонских реформ делает особенно актуальной необходимость повышения качества иноязычной подготовки в вузе. Достижение академической и социальной мобильности в Европе невозможно без подготовки специалистов, владеющих европейскими языками на уровне международных стандартов, когда «на первый план выходят общеевропейские ориентиры развития образовательных сис-

тем, отвечающие целям интернационализации и создания общего Европейского пространства высшего образования»', а факторами реформ образования становятся результаты обучения и компетенции .

Однако, как показывает практика, в сфере преподавания иностранных языков (ИЯ) в условиях неязыкового вуза имеется целый ряд проблем, существенно снижающих качество иноязычной подготовки, таких как:

• отсутствие у студентов неязыковых вузов профессиональной заинтересованности в овладении ИЯ;

• большой разброс уровней подготовки между студентами, закончившими сельские, городские или специализированные школы;

• недостаток качественной учебно-методической продукции, обеспечивающей необходимый уровень языковой подготовки студентов;

• недостаточная разработанность представлений о содержании и структуре иноязычной подготовки в условиях неязыкового вуза;

• отсутствие теоретической модели и опыта профессиональной преподавательской деятельности, обеспечивающей полноценную реализацию принципов Болонско-го процесса, в частности подготовку компетентных, мобильных и конкурентоспособных специалистов, готовых к профессиональному общению в условиях многоязычной научно-образовательной среды.

Основой модернизации иноязычной подготовки в высшей школе является ком-петентностный подход, который представляет собой «новый способ концептуализации качества, сочетающий четкость и содержательность критериев с гибкостью и

„ 3

проективностью построений» . В свою очередь, это предполагает применение таких образовательных технологий, которые бы максимально способствовали формированию профессионально-языковых компетенций будущих специалистов, поскольку «на сегодняшний день основная задача обучения иностранным языкам в высшей школе состоит в обучении профессионально-ори-ентированому общению»4.

В практическом плане это означает необходимость разработки образовательных технологий, обеспечивающих одновременную реализацию компетентностного, модульного, личностного подходов и интеграцию языковой и профильной подготовки студентов в контексте их профессиональ-

ного становления. Подобной технологией является «профессионально-языковой портфель» (ПЯП) - технология формирования профессионально-языковых компетенций студентов, разработанная автором на базе «Европейского Языкового Портфеля»5 и предполагающая целенаправленное создание профессионально-значимых текстов.

Другим важным технологическим элементом является применение кредитно-мо-6

дульной системы . В целом интегрированное применение принципов компетентно-стного, личностного и модульного подходов в рамках технологии ПЯП дает возможность наиболее полно реализовать в контексте Болонских реформ идею «европейского качества» образования, опираясь на критерии международных языковых стандартов.

Выполненное нами исследование по проектированию и реализации образовательного процесса на основе модели ПЯП включало несколько этапов:

1. Этап предварительного структурирования, на котором, согласно данным ГОС ВПО по направлению 510400 «Физика», были рассмотрены основные сферы деятельности будущих специалистов (научно-исследовательская, экспериментальная, теоретическая и расчетная) и выделены профессионально-языковые компетенции, соответствующие этим блокам профессиональной активности.

2. Этап структурирования содержания, который предполагал распределение основных учебных тем, зафиксированных в стандарте, по модулям, а также создание таблиц дескрипторов профессионально-языковых компетенций по технологии дескрип-

„ 7

торов европейской шкалы компетенций .

Были выделены следующие профессионально-языковые компетенции (табл. 1): в сфере научно-исследовательской деятельности - поисковая, библиографическая, когнитивная и медиакомпетенции; в сфере экспериментальной деятельности - лабора-торно-экспериментальная компетенция;

Таблица 1

Модель профессионально-языковых компетенций

Компетенции Дескрипторы компетенций

Поисковая Студент находит необходимую аутентичную научную информацию, информацию по заданной тематике

Когнитивная Студент предлагает гипотезы, распознает и идентифицирует проблемы, дает определения понятиям на ИЯ

Библиографическая Студент работает с аутентичными библиографическими источниками и подбирает литературу по заданной тематике

Медиакомпетенция Студент владеет навыками работы с интернет-источниками

Лабораторно-экспериментальная Студент переводит аутентичную документацию к оборудованию, понимает правила техники безопасности на ИЯ, владеет современными методиками проведения экспериментов и умеет представлять их результаты на ИЯ

Критическая Студент может оценивать утверждения и делать объективные суждения на основе представленной иноязычной информации, обладает навыками рефлексии

Аналитическая Студент владеет навыками анализа, синтеза, обобщения, сравнения, в том числе применительно к иноязычной информации

Расчетная Студент знает международные системы измерений, справляется со сложными вычислениями, адекватно применяет математический аппарат

в сфере теоретической деятельности - аналитическая и критическая компетенции; в сфере расчетной деятельности - расчетная компетенция.

3 .Этап моделирования учебной деятельности, на котором осуществлялся подбор аутентичных учебных материалов двух уровней языковой сложности (уровни В1 и В2 согласно общеевропейской шкале), рассчитанных на подготовку бакалавров и магистров физики соответственно. В зависимости от конкретного типа языкового материала разрабатывался банк заданий.

В модуль, посвященный научно-исследовательской деятельности, были включены задания, связанные с поиском необходимой аутентичной информации (по специальной тематике, ключевым словам, понятиям, терминам и др.), упражнения на выдвижение гипотез, формулировку проблем, задания на подбор библиографических источников, на развитие умений составления аннотаций и навыков работы на иноязычных форумах.

В состав модуля, рассматривающего экспериментальную деятельность, вошли упражнения, способствующие формированию у учащихся терминологического словаря, развитию навыков работы с узкоспе-

циальной документацией (инструкции к приборам и лабораторному оборудованию, описания практической экспериментальной деятельности).

Модуль, посвященный теоретической деятельности, предполагал развитие навыков критического и аналитического мышления, и, соответственно, в учебные задания были включены упражнения на подбор и оценку аутентичной информации, ее сравнение, обобщение, анализ и синтез. Материалом модуля послужили тексты лекций по курсу общей физики и другие источники по различным разделам современной физической науки.

Модуль, связанный с расчетной сферой деятельности, ставил цель стимулировать студентов к расчетной деятельности с использованием международных систем измерений, а также сформировать умения записывать, читать и объяснять ход решения задач на ИЯ.

4. Этап диагностического обеспечения предполагал экспертные процедуры по созданию универсальной рейтинговой формулы. Для этого были выделены «базовые» задания на уровне стандарта и произведено баллирование всех самостоятельных видов деятельности (за каждое задание в рам-

ках курса начисляется определенный балл). Рейтинг рассчитывается применительно к каждому модулю, при этом балльная оценка заданий позволяет одновременно учитывать и уровень сложности (трудозатраты), и уровень выполнения. Полученные баллы накапливаются и по окончании модуля переводятся в оценку по шкале ECTS, на основании которой выставляются зачеты.

Разработанная автором модель ПЯП для студентов естественнонаучного (физического) профиля университета была успешно апробирована в группах бакалавриата и элективных группах физического факультета ЮФУ. Реализация вышеназванной модели нашла отражение в учебно-методическом комплексе, предназначенном для формирования профессионально-языковых компетенций будущих физиков8. Показательно то, что стабильный интерес к новым формам иноязычной деятельности проявился у студентов с разными уровнями языковой и общенаучной подготовки - как у студентов 1-2-го курса (преобладающий уровень владения иноязычными компетенциями А2), так и у студентов 3-4-го курса, обучающихся в элективных группах (преобладающий уровень В1/В2). Компетентно-стно-ориентированный процесс обучения стал стимулом для самостоятельного медиа-поиска студентами (в особенности первокурсниками) не только дополнительной иноязычной информации по те-

Динамика развития профессионально-языковых

матике микромодулей, но и аналогичной русскоязычной информации для более глубокого знакомства с профилирующим материалом.

Подбор современных, актуальных в научном отношении профильных текстов (материалы последних научных конференций по различным отраслям физики, дискуссии на англоязычных научных форумах и т. п.) стимулировал студентов к проведению дискуссий научного характера на ИЯ, спонтанно возникающих в ходе аудиторной работы.

Кроме того, апробация технологии ПЯП показала, что создание студентами собственных моделей ПЯП (в электронном или «бумажном» формате) дает возможность преподавателю проектировать и отслеживать индивидуальные траектории обучения, изучая языковое поведение каждого студента и оценивая достигнутый им прогресс в овладении языком.

Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы на основе ПЯП свидетельствует о наблюдающейся положительной динамике в каждой из 4 экспериментальных групп (по одной группе на каждом курсе), проявившейся в изменении процентного соотношения студентов с более высоким уровнем профессионально-языковых компетенций, определяемого с помощью тестовой методики на основе контрольных листов языкового портфеля. Данные формирующего эксперимента нашли отражение в табл. 2.

Таблица 2

компетенций у студентов физического факультета

Уровни компетенций Распределение студентов по уровням, %

Начальный этап Заключительный этап

ЭГ-1 ЭГ-2 эг-з ЭГ-4 ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-З ЭГ-4

Уровень А1 65 58 0 0 62 45 0 0

Уровень А2 35 28 41 20 38 34 25 4

Уровень В1 0 14 45 50 0 21 56 61

| Уровень В2 0 0 14 30 0 0 19 35

оритетными направлениями сотрудничества создание факультетских электронных банков заданий, участие преподавателей профилирующих кафедр в зачетах по языку, совместное консультирование и «бал-лирование» в аспекте модульно-рейтинго-вого подхода, использование материалов ПЯП при подготовке курсовых, дипломных и магистерских работ.

Таким образом, интегрированная технология формирования профессионально-языковых компетенций на базе ПЯП создает условия для повышения качества образования в неязыковом вузе, достижения академической и социальной мобильности.

В целом, помимо решения лингводи-дактических задач, внедрение ПЯП в практику иноязычной подготовки в условиях неязыкового вуза актуализирует и решение организационно-управленческих проблем, связанных с переходом к кре-дитно-модульной системе обучения. В частности, важным условием эффективности ПЯП для формирования иноязычных и ключевых профессиональных компетенций студентов является сотрудничество кафедр ИЯ со специальными кафедрами, что способствовало бы обогащению содержания и проектированию индивидуальных траекторий обучения. Мы считаем при-

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сазонов Б. А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: Учеб. пособие. М.: ФИРО, 2006. С. 10.

Байденко В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 79.

Бермус А. Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: Авто-реф. дис. ... докт. пед. наук. Ростов н/Д., 2003. С. 4.

4

Сафроненко О. И. Программно-методическое, технологическое и кадровое обеспечение качества системы многоуровневой языковой подготовки студентов неязыковых вузов. Ростов н/Д: Изд-во О.ОО «ЦВВР», 2006. С. 43.

Европейский языковой портфель / Пер. М.: Еврошкола, 1998.

Гетманская А. А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. Рлектронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2005/0910-24.htm.

A Common European Framework of Reference for Languages Learning, Teaching, Assessment // Data bank of self-assessment descriptors. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coe.int/ T/DG4/Portfolio/?L=E&M=/documents_intro/Data_bank_descriptors.html

Мирошникова О. X. Формирование профессионально-языковых компетенций студентов-физиков: Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д.: Эверест, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.