Научная статья на тему 'Формирование компетенций самообразования в процессе иноязычной подготовки магистрантов биологического профиля'

Формирование компетенций самообразования в процессе иноязычной подготовки магистрантов биологического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / САМОРАЗВИТИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТАКСОНОМИЙНЫЙ ПОДХОД / ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOREIGN LANGUAGE STUDIES / SELF-DEVELOPMENT / SELF-EDUCATION SKILLS / CRITICAL THINKING / TAXONOMY APPROACH / LANGUAGE PORTFOLIO / LIFELONG LEARNING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошникова Ольга Христьевна

В статье рассматриваются технологии формирования компетенций самообразования в процессе иноязычной подготовки обучающихся в магистратуре по биологическим специальностям, в том числе применение таксономийного подхода к целеполаганию Бенджамина Блюма, использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных ресурсов. Описываются авторская методика, преимущества и результаты применения технологии языкового портфеля для накопления профессионально значимой информации, оценки и самооценки образовательных достижений магистрантов естественно-научного профиля в условиях федерального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирошникова Ольга Христьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of self-education competences in the course of foreign language teaching of students majoring in biology

The article deals with the technologies of development of self-education competences in the course of foreign language teaching of students majoring in biology, including application of Bloom's Taxonomy of learning goal-setting, information technologies and multimedia resources. The author describes the original methodology, the benefits and the results of application of language portfolio technology for storing professionally meaningful information, evaluation and self-evaluation of educational achievements by students majoring in natural sciences in a federal university.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций самообразования в процессе иноязычной подготовки магистрантов биологического профиля»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 11)

УДК 372.881.111.1 Мирошникова Ольга Христьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка естественных факультетов Южного федерального университета

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ САМООБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Miroshnikova Olga Khristyevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Department of English Language for Natural Science Faculties, Southern Federal University

DEVELOPMENT OF SELF-EDUCATION COMPETENCES IN THE COURSE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF STUDENTS MAJORING IN BIOLOGY

Аннотация:

В статье рассматриваются технологии формирования компетенций самообразования в процессе иноязычной подготовки обучающихся в магистратуре по биологическим специальностям, в том числе применение таксономийного подхода к целе-полаганию Бенджамина Блюма, использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных ресурсов. Описываются авторская методика, преимущества и результаты применения технологии языкового портфеля для накопления профессионально значимой информации, оценки и самооценки образовательных достижений магистрантов естественно-научного профиля в условиях федерального университета.

Ключевые слова:

иноязычная подготовка, саморазвитие, компетенции самообразования, критическое мышление, таксономийный подход, языковой портфель, непрерывное образование.

Summary:

The article deals with the technologies of development of self-education competences in the course of foreign language teaching of students majoring in biology, including application of Bloom's Taxonomy of learning goal-setting, information technologies and multimedia resources. The author describes the original methodology, the benefits and the results of application of language portfolio technology for storing professionally meaningful information, evaluation and self-evaluation of educational achievements by students majoring in natural sciences in a federal university.

Keywords:

foreign language studies, self-development, self-education skills, critical thinking, taxonomy approach, language portfolio, lifelong learning strategies.

Способность к самообразованию и саморазвитию является неотъемлемым компонентом обучения в высшей школе. Иностранный язык (ИЯ) обладает немалым потенциалом для формирования компетенций самообразования у специалистов любого профиля, включая естественнонаучное (биологическое) направление подготовки. Подготовка магистра биологии в федеральном университете рассчитана на ограниченное количество аудиторных часов, поэтому упор в преподавании ИЯ должен делаться на самостоятельную работу обучающихся, освоение ими навыков самостоятельного пополнения знания.

Согласно классификации профессора В.И. Байденко [1, с. 41], выделяются два класса компетенций самообразования: а) компетенции самостоятельной познавательной деятельности (владение методами научного познания, способность распознавать проблемы в знаниях, готовность к непрерывному образованию, владение ИКТ); б) компетенции самоорганизации и самоуправления (способность к рефлексии, критическое мышление, мобильность, инициативность, менеджмент времени и т. д.). Дидактическим условием роста компетенции самообразования является совместная работа педагогов и студентов, направленная на развитие информированности, целеустремленности, рациональности, навыков автономного обучения [2, с. 96], а также сопоставимость, сравнимость и пропорциональность индивидуального опыта каждого [3, с. 37].

Эффективным инструментом формирования компетенций самообразования в западных вузах является таксономийный подход Б. Блума, включающий шесть базовых компонентов це-леполагания (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) и позволяющий развивать навыки мышления на ИЯ и навыки критического чтения [4]. Не менее важно применение ИКТ, что дает возможность оптимизировать процесс накопления и оперирования информацией, развивает память, критическое мышление, учит самостоятельно планировать процесс иноязычной подготовки. Это элементы смешанного обучения, инструменты Web 2.0 (аудио- и видеоподкасты, блог-технологии, проекты wiki), технологии MALL (Mobile-Assisted Language Learning), основанные на применении цифровых электронных устройств - мобильных телефонов, MP3-плееров, персональных цифровых помощников (PDA), карманных электронных словарей и т. д. Широкие

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

возможности для самообразования предоставляют открытые образовательные порталы для студентов, например проект iTunes U. Эффективно применение электронного портфолио, которое экономит время, обеспечивает автономность обучения, создает условия для творческой работы, рефлексии и обратной связи с преподавателем [б].

Опишем наш опыт по формированию компетенций самообразования у магистрантов биологического профиля подготовки. Согласно требованиям ФГОС ВО, выпускник по направлению 06.04.01 Биология («магистр») должен владеть общепрофессиональными компетенциями в области научно-исследовательской деятельности, что предполагает:

- самостоятельный выбор темы, организацию и проведение научного исследования по актуальной проблеме в соответствии со специализацией;

- освоение новых теорий, моделей и методов исследования, способность самостоятельно анализировать информацию, выявлять фундаментальные проблемы;

- подготовку научных публикаций, отчетов, докладов и т. д., в том числе на иностранном языке.

Чтобы осуществлять подобную деятельность, выпускник магистратуры должен обладать уровнем иноязычных компетенций не ниже, чем уровень В2 по общеевропейской шкале: читать и понимать литературу по специальности в пределах профессионального общения, уметь посредством различных медиаисточников подобрать аутентичную информацию по профессиональной тематике, владеть навыками академического письма и т. д. Для достижения этих целей на кафедре английского языка естественных факультетов ЮФУ успешно применяется технология языкового портфеля. В 2014 г. методический опыт автора был обобщен в форме учебного пособия «Профессионально-языковой портфель для магистрантов биологических специальностей», разработанного на модульно-рейтинговой основе и включающего комплекс упражнений и практико-ориентирован-ных заданий лексического, грамматического и коммуникативно-речевого характера [б].

В Модуле I (Research in Current Biology) рассматриваются актуальные ситуации академического общения в аутентичной среде, связанные с исследовательской деятельностью студентов, специализирующихся в различных отраслях биологической науки. Модуль II (Career in Current Biology) посвящен карьере специалистов-биологов: представлен квалификационный профиль биолога, описываются принципы построения профессионального портфолио и возможности совершенствования знаний по специальности в контексте непрерывного образования (в том числе на базе онлайновых курсов ведущих западных университетов).

Формированию информированности, инициативности, критического и аналитического мышления способствует комплекс упражнений, направленных на самостоятельный поиск и переработку аутентичной информации с опорой на ключевые слова, понятия, термины. Представлены задания на формулировку проблем, выдвижение и доказательство научных гипотез, сопоставление, анализ и обобщение информации. Ряд заданий посвящен формированию навыков академического письма (эссе по профессиональной тематике, составление библиографических ссылок, аннотаций, профессионального резюме, проектов). Актуальны упражнения, цель которых - помочь магистранту подготовиться к написанию магистерской диссертации (ознакомление с методикой написания научной работы, иноязычной документацией к оборудованию, техникой проведения экспериментов и т. д.).

В итоге в результате целенаправленной самостоятельной работы к выпускному экзамену по ИЯ у магистрантов не только формируются компетенции самообразования, но и накапливается ценный аутентичный материал, необходимый для дальнейшего совершенствования в профессиональной сфере в контексте непрерывного образования специалистов.

Ссылки:

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие. М., 2006. 72 с.

2. Медведев И.Ф. Развитие самообразовательной компетенции студентов как основы повышения качества высшего образования // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2013. Т. 5, № 1. С. 94-99.

3. Бермус А.Г. Возможна ли иная методология образования? // Alma Mater. 2005. № 4. С. 31-38.

4. Surjosuseno T.T., Watts V. Using Bloom's Taxonomy to teach critical reading in English as a foreign language classes // Queensland Journal of Educational Research. 1999. № 15 (2). P. 227-244.

б. Yastibas A.E., Yastibas G.C. The Use of E-portfolio-based Assessment to Develop Students' Self-regulated Learning in

English Language Teaching // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. № 176. P. 3-13. б. Мирошникова О.Х. Профессионально-языковой портфель для магистрантов биологических специальностей : учеб. пособие. Ростов н/Д., 2014. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.