Научная статья на тему 'Технология построения и обучения интеллектуального модуля экспертной системы для решения инженерной задачи средствами VBA'

Технология построения и обучения интеллектуального модуля экспертной системы для решения инженерной задачи средствами VBA Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
273
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / МОДУЛЬ СОПРЯЖЕНИЯ ДАННЫХ / ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАДАЧА / КОЛЕСНАЯ ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пикалов И.Ю., Тарасюк В.Б., Травкин Е.И.

В статье представлена экспертная система, реализованная в среде MS Excel средствами VBA, ориентированная на решение проблемно-ориентированной инженерной задачи. Определены некоторые приемы решения задачи проектирования тягово-транспортных машин на стадии принятия концептуальных решений с использованной вновь разработанной экспертной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Пикалов И.Ю., Тарасюк В.Б., Травкин Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология построения и обучения интеллектуального модуля экспертной системы для решения инженерной задачи средствами VBA»

УДК 004, 681.5

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МОДУЛЯ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАДАЧИ СРЕДСТВАМИ VBA

© 2018 И. Ю. Пикалов1, В. Б. Тарасюк2, Е. И. Травкин3

1 канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры компьютерных технологий и информатизации образования e-mail: pikalovakursksu.ru 2 канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры компьютерных технологий и информатизации образования e-mail: tarasuk.vladimir@mail.ru 3канд. пед. наук, доцент кафедры компьютерных технологий и информатизации образования e-mail: etravkin@,mail. ru

Курский государственный университет

В статье представлена экспертная система, реализованная в среде MS Excel средствами VBA, ориентированная на решение проблемно-ориентированной инженерной задачи. Определены некоторые приемы решения задачи проектирования тягово-транспортных машин на стадии принятия концептуальных решений с использованной вновь разработанной экспертной системы.

Ключевые слова: экспертная система, интеллектуальный модуль, модуль сопряжения данных, инженерная задача, колесная тягово-транспортная машина.

Важнейшим ресурсом повышения эффективности решения инженерных задач является применение систем автоматизированного проектирования, автоматизированных систем принятия решений, интегрированных цифровых баз данных и баз знаний, экспертных систем и интеллектуальных систем проектирования. На каждом этапе разработки проектной документации приоритет имеют те или иные из выше перечисленных инструментов. Представляется, что наиболее перспективными из них являются интеллектуальные системы проектирования и экспертные системы, базирующиеся на современных экспертных знаниях, интегрирующие в себе предыдущий опыт проектирования. Под интеллектуальными системами понимаются технические или программные системы, способные решать задачи, традиционно считающиеся творческими, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы. Структура интеллектуальной системы включает три основных блока — базу знаний, механизм вывода решений и интеллектуальный интерфейс [Головицына 2008.].

При создании экспертных систем, ориентированных на решение инженерных задач, возможно использование специализированных оболочек, реализующих экспертные системы, универсальных языков программирования высокого уровня, различных инструментальных сред и т.п. Однако для отработки модельных решений на первоначальном этапе первоначальном этапе предпочтительнее использовать инструмент, позволяющий наиболее транспарентно и развернуто представлять взаимосвязи, присутствующие в структуре системе. Немаловажное значение в реализации транспарентности имеет адекватный выбор инструмента для построения экспертной системы. Этот инструмент должен обеспечивать возможность построения

экспертной системы непрограммирующим пользователям; обеспечивать визуализацию базы знаний и механизма принятия решений; удобный и интуитивно-понятный интерфейс. Наиболее популярным инструментом, соответствующим данным требованиям является MS Excel. Ранее нами [Пикалов, Тарасюк, Травкин 2018] достаточно развернуто представлено обоснование применения MS Excel в комплексе с инструментарием VBA для решения задачи построения экспертных систем, ориентированных на решение проблемно-ориентированных задач.

Покажем принципы построения экспертной системы, ориентированной на решение конкретной инженерной задачи. При проектировании колесных тягово-транспортных машин, реализуемых в колесной схеме 4к4а, следует учитывать их склонность к появлению на определенных режимах работы низкочастотных автоколебаний в системе «двигатель-трансмиссия-подвеска», проявляющихся в виде продольно-угловых в вертикальных колебаний остова с возрастающей амплитудой. Условимся в дальнейшем данное явление называть галопированием [Тарасюк 1985]. Склонность к галопированию негативно влияет на тягово-динамические и эргономические свойства машины, а зачастую препятствует нормальному функционированию при сочетании некоторых факторов, определяемых эксплуатационными условиями. Поэтому целесообразно на ранних стадиях проектирования оценить склонность создаваемой машины к галопированию. В настоящее время нет инженерной методики расчета и подбора параметров проектируемой машины по критерию отсутствия склонности к галопированию. В связи с этим представляется оправданным решать данную задачу, опираясь на предыдущий опыт по созданию аналогичных машин, оцененных теоретическими и экспериментальными средствами по рассматриваемому критерию. Предлагается существующие эмпирические результаты исследований включить в интеллектуальный модуль создаваемой экспертной системы в качестве базы знаний.

Ранее установлено, что на склонность к галопированию оказывают влияние следующие параметры конструкции колесных тягово-транспортных машин [Тарасюк 1985]:

- продольная база;

- координаты центра масс остова;

- радиальная и тангенциальная жесткость шин;

- инерционные характеристики и трансмиссии;

- динамический радиус движителей;

- жесткостные и демпфирующие параметры системы.

Однако на начальных стадиях концептуального проектирования колесных тягово-транспортных машин требуется определить основные схемные характеристики: конструкционную массу; распределение нормальных нагрузок по мостам и статический прогиб в ходовой системе. Следовательно, комплекс значений этих параметров может служить входным набором атрибутов, оцениваемых экспертной системой по критерию галопирования. Данные параметры имеют числовые значения, варьируемые в широком диапазоне, и в случае попытки использовать их фронтально может возникнуть ситуация, когда экспертная система будет вынуждена обрабатывать бесконечное количество наборов. Для преодоления данной ситуации предлагается формализовать их и привести к максимально оптимизированному множеству безразмерных интегральных характеристик, алгебраически связанных с базовыми проектными характеристиками тягово-транспортной машины.

Сформируем множество атрибутов, планируемых к использованию в качестве исходных переменных для экспертной системы.

1. Исполнение конструкции тягово-транспортной машины по колесной схеме 4к4а.

2. Коэффициент распределения масс

, = '<>

М01л (ь - /,) '

где Iо — центральный момент инерции остова, М0 — масса остова, ^ —

продольная база, \, 1\ = ^ — /1 — горизонтальные координаты центра масс тягово-транспортной машины.

3. Парциальная частота вертикальных колебаний переднего моста

. = ± [2С[ 2 ж]1 М1 ,

где Сх — радиальная жесткость шины передних колес или приведенная жесткость шины и упругого элемента системы подрессоривания, Мх — масса тягово-

- - М — Мо ^ - 1Л)

транспортной машины, приходящаяся на передний мост + у* \ — ~ .

4. Парциальная частота вертикальных колебаний заднего моста

1

f =

2С2

M2

2п \

где C2 — радиальная жесткость шины задних колес или приведенная жесткость шины и упругого элемента системы подрессоривания, M2 — масса тягово-транспортной

„ M M0 (L -12 )

машины, приходящаяся на задний мост Ml 2 —-.

L

Тем не менее не трудно заметить, что атрибуты 2-4 выражаются числовыми значениями. Следовательно, требуется их дальнейшая трансформация к логическому типу. Предлагается произвести эти действия с помощью специального модуля сопряжения, осуществляющего подготовку данных к вводу в экспертную систему. Опираясь на имеющиеся данные для второго атрибута (коэффициент распределения масс), применяем условие: если 0,9 < е < 1,2, то считать s равным 1, в противном случае считать s равным 0.

Парциальные частоты вертикальных колебаний переднего и заднего мостов сводим в комплексную переменную f опираясь на эмпирические представления о

топографии функции склонности к галопированию от парциальных частот f и f, предлагаем следующий алгоритм определения f для модуля сопряжения типов данных экспертной системы: если f2 > -2,786/^ + 6,501/ - 0,409 или f2 < -4,75f +13,5 ,

причем f =1..3 Гц, /2 =2..4Гц, то считать f =1, в противном случае f =0. Таким образом, сформировано окончательное множество атрибутов, пригодное для передачи в интеллектуальный модуль экспертной системы.

Модуль сопряжения экспертной системы использует выше приведенные алгоритмы и разработан средствами VBA.

Интеллектуальный модуль экспертной системы разработан в MS Excel с применением технологии VBA. Он имеет в своем составе интеллектуальный интерфейс, базу знаний и модуль принятия решений. Предлагаемая экспертная система реализует два режима: обучение и распознавание. Ее концепция опирается на идеи, предложенные в работе К. Нейлора [Нейлор 1991]. При работе в режиме обучения вводится количество активных атрибутов (в нашем случае их число равно трем), указываются наименования атрибутов (в нашем случае: исполнение конструкции тягово-транспортной машины по колесной схеме 4к4а; коэффициент распределения масс — эпсилон; комплексная парциальная частота). Указываются наименования исходов (в нашем случае их два: машина склонна к галопированию, машина не склонна к галопированию). Внешний вид интерфейса экспертной системы представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Общий вид интерфейса экспертной системы после ввода наименований атрибутов и исходов

На примерах производится формирование базы знаний экспертной системы и инициализация модуля принятия решения. Интерфейс экспертной системы на данном этапе представлен на рисунке 2.

jyr-

"3N

Экспертная система PRIMUS

Введите исход 1 Введите исход 2

Склонен к галопированию

Не склонен к галопированию

Microsoft Excel

Значение (0/1) атрибута 4к4а =

OK

Cancel

ЭПСИЛОН f

Вектор суждении ^

Степень совершенства | 3

Обучение

Распознавание

Рис. 2. Общий вид интерфейса экспертной системы на этапе обучения

Листинг процедуры, обеспечивающей процесс обучения экспертной системы, показан на рисунке 3.

После того как система безошибочно распознает и интерпретирует входные наборы, можно переходить к непосредственному применению экспертной системы для решения реальной инженерной задачи и оценивать комплекс конструктивных параметров разрабатываемой колесной тягово-транспортной машины по критерию галопирования (рис. 4).

Листинг процедуры, обеспечивающей режим распознавания экспертной системы, показан на рисунке 5.

Private Sub CommandButton4_Clic]c ()

(■ Начало цикла обучения Line9:

If Val(TextBox4.Text) = 4 Then GoTo Line40 For Chars2 = 1 To Val(ComboBoxl.Text) ListBox2.List(Chars2 - 1) = "" ListBoxl.Selected(Chars2 - 1) = True ListBox2.Selected(Chars2 - 1) = True

ListBox2.List(Chars2 - 1) = InputBox("Значение (0/1) атрибута " & ListBoxl.List(Chars2 - 1) & " = ") Next Chars2

DECISION = 0 For Chars2 = 1 To Val(ComboBoxl.Text) DECISION = DECISION + ListBox2.List(Chars2 - 1) * ListBox3.List(Chars2 - 1) Next Chars2

TextBox3.Text = DECISION If DECISION > 0 Then

Dec = InputBox("Это " & TextBoxl.Text & "? (0/1) = ")

Text3ox4.Text = Val(TextBox4.Text) + Dec

Е1зе

Dec = InputBox("Это " & TextBox2.Text & "? (0/1) = ") TextBox4.Text = Val(TextBox4.Text) + Dec End If

If Dec = 1 Then GoTo Line9 If DECISION > 0 Then For Chars2 = 1 To Val(ComboBoxl.Text)

ListBox3.List(Chars2 - 1) = Val(ListBox3.List(Chars2 - 1)) -Val(ListBox2.List(Chars2 - 1)) Next Chars2 Е1зе

For Chars2 = 1 To Val(ComboBoxl.Text)

ListBox3.List(Chars2 - 1) = Val(ListBox3.List(Chars2 - 1)) + Val(ListBox2.List(Chars2 - 1)) Next Chars2

End If GoTo Line9

■ Конец цикла обучения Line40:

For Chars2 = 1 To Val(ComboBoxl.Text)

ListBox2.List(Chars2 - 1) = 0 Next Chars2 ListBoxl.Selected(Chars2 - 1) = False ListBox2.Selected(Chars2 - 1) = False MsgBox ("Я достиг совершенства!") End Sub

Рис. 3. Листинг процедуры, обеспечивающей процесс обучения экспертной системы

Экспертная система PRIMUS Введите исход 1 | Склонен к галопированию

Введите исход 2 | не склонен к галопированию Введите число атрибутов |~~з V]

_Н К И 1гг/-\г/-\^ С'

Ввод названи

завила ывода ¡шений

Вектор суждений | g Степень совершенства Г4

Обучение

Распознавание

Рис. 4. Общий вид интерфейса экспертной системы после прохождения полного курса обучения

Private Sub CoinmandButtonl_Click: ()

For Chars2 = 1 To Val(ComboBoxl.Text) ListBox2.List(Chars2 - 1) = 0

ListBox2.List(Chars2 - 1) = InputBox("Значение (0/1) атрибута " & ListBoxl.List(Chars2 - 1) & " = ") Next Chars2

DECISION = 0 For Chars2 = 1 To Val(ComboBoxl.Text) DECISION = DECISION + ListBox2.List(Chars2 - 1) * ListBox3.List(Chars2 - 1) Next Chars2 TextBox3.Text = DECISION If DECISION > 0 Then Dec = MsgBox("Это " & TextBoxl.Text & "!") Else

Dec = MsgBox("Это " & TextBox2.Text & "!") End If

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

End Sub

Рис. 5. Листинг процедуры, обеспечивающей режим распознавания экспертной системы

В случае появления новых экспериментальных или фундаментальных теоретических знаний в рассматриваемой области экспертная система, включая модуль сопряжения, может быть переобучена и таким образом актуализирована.

Библиографический список

Головицына М.В. Информационные технологии проектирования радиоэлектронных средств // БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий. ИНТУИТ.ру, 2008.

Нейлор К. Как построить свою экспертную систему: пер. с англ. М.: Энергоатомиздат, 1991. 286 с.

Пикалов И.Ю., Тарасюк В.Б., Травкин Е.И. Реализация принципа транспарентности при построении учебной экспертной системы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2 (46). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/051-035.pdf (дата обращения: 23.05.2018).

Тарасюк В.Б. Математическая модель системы двигатель-трансмиссия-подвеска колесного трактора с учетом буксования движителей // Повышение надежности и тягово-сцепных качеств трактора. М.: МАМИ, 1985. С. 36-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.