Научная статья на тему 'Автоматизация бизнес-процессов логистических транспортных компаний на основе технологии объектно-ориентированного программирования в среде VBA'

Автоматизация бизнес-процессов логистических транспортных компаний на основе технологии объектно-ориентированного программирования в среде VBA Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
735
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ЛОКАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / VISUAL BASIC FOR APPLICATIONS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Травкин Е.И., Тарасюк В.Б.

В статье представлены возможности применения Visual Basic for Applications как средства создания локальных транспортно-логистических информационных систем; обоснованы этапы разработки, структура и информационно-логическая модель для решения задач данного класса. В работе особое место отводится описанию особенностей решения транспортно-логистических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация бизнес-процессов логистических транспортных компаний на основе технологии объектно-ориентированного программирования в среде VBA»

УДК 338.2

АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СРЕДЕ VBA

© 2017 Е. И. Травкин1, В. Б. Тарасюк2

1канд. пед. наук, доцент кафедры компьютерных технологий и информатизации образования e-mail: etravkin@mail.ru 2канд. техн. наук, доцент кафедры компьютерных технологий и информатизации образования e-mail: tarasuk.vladimir@mail.ru

Курский государственный университет

В статье представлены возможности применения Visual Basic for Applications как средства создания локальных транспортно-логистических информационных систем; обоснованы этапы разработки, структура и информационно-логическая модель для решения задач данного класса. В работе особое место отводится описанию особенностей решения транспортно-логистических задач.

Ключевые слова: транспортная логистика, локальная информационная система, Visual Basic for Applications.

В последнее время в экономике Российской Федерации произошли существенные изменения. В хозяйственную практику предприятий и фирм стали внедряться новые интегрированные методы и технологии осуществления доставки грузов, основанные на совместном учете и взаимодействии транспорта и материально-технического обеспечения, а также комплексном применении современных информационно-коммуникационных технологий. Одним из направлений логистики предприятий выступает транспортная логистика в полной мере использующая существующий арсенал технологий информационных систем и телекоммуникаций.

Одним из важнейших определений транспортной логистики выступает понятие транспортной услуги. Л.Б. Миротин предлагает следующее ее определение: «услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей людей и характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под транспортной услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.» [Транспортная логистика 2003]

Базовыми критериями качества транспортной услуги являются [Там же]:

- время от получения заказа на перевозку до доставки;

- надежность и возможность доставки по требованию,

- наличие запасов, стабильность снабжения;

- полнота и степень доступности выполнения заказа;

- удобства размещения и подтверждения заказа;

- объективность тарифов и регулярность информации о затратах на обслуживание.

Важнейшим аспектом в решении транспортных логистических задач является корректная оценка затрат. Оптимизация затрат требует параллельного решения нескольких локальных задач [Кузьбожев 2004] :

- выбор вида транспортных средств;

- выбор типа транспортных средств;

- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

- определение рациональных маршрутов доставки.

Основными критериями эффективности решения транспортных логистических задач являются затраты и время доставки грузов.

На размер затрат на транспортировку грузов оказывают влияние [Кузьбожев, Тиньков 2004]: расстояние перевозки; масса груза; объемный вес груза, характеризующий возможность использования автомобиля; грузоподъемность автомобиля; общий пробег; время использования автомобиля; тип автомобиля; район, в котором осуществляется перевозка. В своей работе И.Ю. Пикалов отмечает: «Решающее значение при принятии управленческих решений имеет качество экономической информации, которой оперирует менеджер. Она должна быть релевантной, полной, актуальной и достоверной, что напрямую зависит от аудита в финансовой, экономической и управленческой областях» [Пикалов 2015]. Учет и оптимизация затрат по выполнению транспортной операции могут быть достигнуты только на основе применения релевантного информационно-технологического решения.

Для разработки логистических информационных систем в рамках автотранспортного предприятия могут служить программные решения, базирующиеся на технологии объектно-ориентированного программирования (ООП) в среде Visual Basic for Applications (VBA) и интеграции среды с документами MS Excel. Visual Basic for Application — это подмножество Visual Basic (VB), которое включает почти все его средства создания приложений, структуры данных и управляющие структуры, возможность создания пользовательских типов данных. VBA, как и VB, является языком визуального и событийно-управляемого программирования — в нем есть возможность создания форм со стандартным набором элементов управления и написания процедур, обрабатывающих события, которые возникают при тех или иных действиях системы и конечного пользователя. В общем, это полноценный язык программирования, хотя и не обладающий всеми возможностями последних версий Visual Basic. С другой стороны, VBA позволяет работать с огромным набором объектов — по существу, в нем определены все объекты приложений MS Office [Травкин, Тарасюк 2014].

Использование VBA выводит пакет MS Excel на качественно новый уровень. Макросы — программы, написанные на VBA, — придают Excel-приложениям гибкость, технологичность, большую защищенность данных, придают ему адаптивные свойства. Все эти возможности позволяют использовать табличный процессор MS Excel как инструмент разработки прикладного программного обеспечения для автоматизированных рабочих мест (АРМ) и решения локальных транспортно-логистических задач.

К числу достоинств относится возможность широкого использования таких объектов, как готовые рабочие листы, рабочие книги и т.п., а также высокая степень интеграции VBA с другими приложениями MS Office, полная прозрачность проекта,

гибкость и адаптивность к динамично изменяющимся данным, возможность создания интерфейса для конечного (непрограммирующего) пользователя. Отмеченные достоинства характеризуют MS Excel как универсальный инструмент для создания информационных систем по решению локальных транспортных логистических задач.

При создании макета приложения рекомендуется придерживаться определенной последовательности действий. Следует также помнить о том, что каждая конкретная задача имеет свою специфику и требует изменения последовательности, содержания и повторяемости этапов [Там же].

1. Определение и уточнение задач, решаемых приложением. На данном этапе формируется список основных задач, решаемых приложением, выясняется последовательность их выполнения, взаимосвязь и взаимообусловленность.

2. Анализ и уточнение данных и характеристик транспортно-логистического процесса. На этом этапе определяется полный перечень данных, обрабатываемых приложением. Определяется их природа и тип. В отдельные группы выделяются оперативные, условно-постоянные и неизменяемые данные.

3. Построение информационно-логической модели приложения и обоснование его структуры. На данной стадии производится формирование структуры приложения — выбор состава и типа информационных объектов (таблиц, списков, форм и т.п.), установление информационно-логических связей между ними, соотнесение данных и информационных объектов, их хранящих или обрабатывающих.

4. Создание бланков и форм выходных документов, ввод тестовых исходных данных. На данном этапе на рабочих листах создаются макеты таблиц, организуются и форматируются формы выходных и отчетных документов. Затем осуществляется ввод условно-постоянной информации и заполнение таблиц тестовыми оперативными данными.

5. Создание главной диалоговой формы пользователя, программирование модулей и процедур. На этом этапе решаются задачи конструирования диалоговой формы, разработки алгоритмов обработки событий, написания соответствующих модулей и процедур.

6. Тестирование и отладка приложения. На заключительном этапе осуществляется проверка работоспособности приложения на всех режимах, вносятся необходимые коррективы. На этом же этапе составляются руководство пользователя и руководство администратора.

Принятие управленческих решений должно базироваться на данных, содержащихся в реальной информационной системе. Такая информационная система совмещается с автоматизированным рабочим местом и является его неотъемлемым компонентом.

Рассмотрим последовательность и содержание операций при создании информационной системы для автоматизации рабочего места оператора агентства по автомобильным грузоперевозкам. Программа должна решать следующие задачи: хранение информации об имеющемся парке автомобилей (марка, грузоподъемность, расход топлива на 100 км пробега); ввод информации о текущей цене на топливо; хранение информации о населенных пунктах, где размещаются поставщики продукции (наименование, удаленность, среднее время в пути, отпускная цена груза); скидки; формирование расчетного листа на перевозку транспортным средством, выбранным оператором (предварительно автоматически формируется список пунктов отправления грузов) с определением затрат на топливо, требуемым количеством рейсов по каждому транспортному средству.

Рассмотрим последовательность и содержание операций при создании приложения, автоматизирующего работу оператора агентства по автомобильным грузоперевозкам.

Приложение должно хранить информацию о маршрутах, расстоянии до пунктов назначения, времени в пути, а также об отпускной цене груза по каждому направлению; хранить информацию о проценте скидки по каждому интервалу закупаемого объема груза; позволять вводить информацию о текущей цене на топливо и требуемой массе груза; формировать расчетный лист на перевозку по выбранному маршруту, с расчетом стоимости на закупку и перевозку груза и с учетом имеющейся скидки; рассчитывать количество рейсов и объем затрачиваемого топлива для каждого транспортного средства; обеспечивать простую перенастройку реквизитов предприятия; позволять вводить новые и актуализировать исходные данные.

Поставленные в общем виде требования должны быть уточнены и сформулированы в виде задач:

1) хранение информации о маршрутах, шифре рейса, расстоянии (км), времени в пути (ч) и отпускной цене за тонну (р/т) с возможностью ее оперативного обновления (объем хранимой информации ограничивается возможностями используемой версии приложения);

2) хранение информации о скидках: закупаемый объем, процент скидки, коэффициент скидки;

3) хранение информации о реквизитах предприятия, которое использует разрабатываемое приложение: наименование предприятия, город, ИНН;

4) хранение информации об автомобилях: марка автомобиля, расход топлива (л/100км), грузоподъемность (т).

5) хранение бланка расчетного листа на перевозку;

6) расчет размера скидки для каждого закупаемого объема груза;

7) расчет для каждого автомобиля количества рейсов, общего времени в пути, количества затрачиваемого топлива и общей стоимости на перевозку заданного объема товара;

8) автоматизированное формирование расчетного листа на перевозку для выбранного автомобиля в соответствии с выбранным маршрутом, имеющейся скидкой, с расчетом цены, времени в пути и количества затрачиваемого топлива и общей стоимости на перевозку заданного объема груза;

9) распечатывание расчетного листа на перевозку или пустого бланка.

Предварительный анализ задач, решаемых приложением, позволяет выделить

две группы данных: условно-постоянные и оперативные. К первой группе относится информация о реквизитах места установки приложения, ко второй - сведения о маршрутах, скидках и автомобилях. Итак, первая группа включает наименование предприятия, город, ИНН. Вторая группа включает информацию о маршрутах (шифре рейса, расстоянии (км), времени в пути (ч) и отпускной цене за тонну (р/т)), скидках (закупаемый объем, процент скидки, коэффициент скидки) и автомобилях (марка автомобиля, расход топлива (л/100км), грузоподъемность (т)).

Совместный анализ задач и используемых данных позволяет представить структуру разрабатываемого приложения и представить ее в виде, показанном на рисунке 1.

Рис. 1. Блок-схема информационной модели приложения

После уточнения информационной модели создаются макеты таблиц для хранения данных и форма расчетного листа. Таблица, предназначенная для хранения данных о маршрутах, его характеристиках и отпускной цене продукции, помещается на рабочем листе «Логистическая_карта». Макет этой таблицы приведен на рисунке 2. Таблица для хранения информации о реквизитах предприятия размещена на рабочем листе «Реквизиты». Таблица для хранения сведений о скидках и их размерах размещена на рабочем листе «Скидки». Бланк расчетного листа на перевозку размещается на рабочем листе «Расчетный лист», приведенном на рисунке 3.

А В С D Е

1 2 Пункт назначения Шифр рейса Расстоя нне(км) Время в пути (ч) Отпускная цена (р/т)

3 Воронеж 24 220 4 5100

4 Старый Оскол 33 130 2 5200

5 Белгород 55 180 3 6000

6 Липецк 74 320 5 4700

7 Орел 55 150 3 5900

8 Железногорск 76 110 2 6200

9 Тула 55 300 5 4800

10 Москва 45 520 9 4300

11 Брянск 67 330 6 4600

1 1

Рис. 2. Фрагмент рабочего листа «Логистическая_карта»

А в С D

1 Расчетный лист

2 Наименование предприятия

3 Город Дата выписки

4 ИНН Время выписки

5

6 Пункт назначения Отпускная цена (р/т)

7 Шифр рейса Закупаемый объем (т)

8 Рас стояние (км) Процент скидки

9 Время в пути (ч) Стоимость без скидки (р)

10 Стоимость со скидкой (р)

11

12 Цена топлива (р/л)

13

14 Автомобиль

15 Количество рейсов

16 Общее время в пути (ч)

17 Общий раход топлива (л)

18 Стоимость топлива (р)

19

20

21 Общая стоимость со скидкой (р)

22

23 Транспортный логист / /

24

Рис. 3. Фрагмент рабочего листа «Расчетный_лист»

Следующим шагом является создание диалоговой формы. Общий вид формы показан на рисунке 4.

Логистика

Пункт назначения Закупаемый объем (т) Стоимость без скидки (р) Дата

| 1 А 1

Шифр рейса Название скидки Время

Расстояние (км) Процент скидки Стоимость со скидкой (р)

Время в пути (ч) 1 Коэф. скидки 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отпускная цена (р/т) 1 Цена топлива р/л 1

Запись не выбрана

Расчетный лист Очистить бланк Выход

Рис. 4. Диалоговая форма

Следующий шаг - программирование процедур обработки событий, автоматизирующих приложение. Перед тем как приступить непосредственно к программированию, рекомендуется составить таблицу соответствия содержимого полей формы и столбцов или ячеек рабочих листов.

В качестве иллюстрации приведен листинг процедуры обработки события изменения значения текстового поля «Шифр рейса» диалоговой формы, представленном на рисунке 5. При написании процедуры следует обратить особое внимание на соответствие имен объектов в процедуре именам, используемым в проекте.

Private Sub TextBoxl_Change() Dim j Аз Integer

TextBoxll.Text = Val(TextBox5.Text) * Val(TextBox4.Text) TextBoxl2.Text = Val(TextBox5.Text) * (Val(TextBox4.Text) -Val(TextBox4.Text) * Val(TextBoxS.Text)) 3 = 2

ListBoxl.Clear

Do While ЛистБ.Cells(j, 1) <> ""

ListBoxl.Addltem (j - 1 & " " & ЛистБ.Cells(j, 1) & " Рейсов: " & _ Abs(Int(-Val(TextBox5.Text) / ЛистБ.Cells(j, 3))) & _ " Общ. время: " & Abs(Int(-Val(TextBox5.Text) / ЛистБ.Се11з(j, 3))) * 2 * Val(TextBox3.Text) & " Топливо: " & (Val(TextBox2.Text) / 100) * Лист5.Cells(j, 2) * 2 * Abs(Int(-Val(TextBox5.Text) / ЛистБ.Cells(j, 3))) & _ "л " & "Об. стоимость " & (Val(TextBox2.Text) / 100) *

ЛистБ.Cells(j, 2) * 2 * Abs(Int(-Val(TextBoxb.Text) / ЛистБ.Cells(j, 3))) * Val(TextBoxl3.Text) + Val(TextBoxl2.Text)) & "p " j = j + 1 Loop

Labell5.Caption = "Запись не выбрана"

End Sub_

Рис. 5. Листинг процедуры обработки события изменения текстового поля «Шифр рейса» диалоговой формы

Заключительным этапом является тестирование работоспособности АРМ и создание сопроводительной документации.

Разработанная на основе Visual Basic for Application информационная транспортно-логистическая система позволяет эффективно осуществлять учет и оптимизацию затрат по выполнению транспортных операций с формированием сопроводительных документов.

Рассмотренный пример создания макета транспортной логистической информационной системы доказывает возможность его применения для решения задач данного класса.

Библиографический список

Транспортная логистика: учеб. для транспортных вузов / под общ. ред. Л.Б. Миротина. М.: Экзамен, 2003. 512 с.

Кузьбожев Э.Н., Тиньков С.А. Логистика: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2004. 224 с.

Пикалов И.Ю. Роль моделирования бизнес-процессов в аудите систем менеджмента // Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (6). URL: http://auditorium.kursksu.ru/pdf/006-014.pdf (дата обращения: 13.02.2017)

Травкин Е.И., Тарасюк В.Б. Автоматизация бизнес-процессов на основе технологии объектно-ориентированного программирования в среде VBA // Инновационное развитие современной науки: материалы Междунар. науч.-практич. конф.: в 9 ч. Ч. 2 / отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 257-260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.