УДК 130 + 37.01
Левинская Алена Романовна
ассистент кафедры культурологии исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно - педагогический университет, Пермь, Россия,
e-mail: leviy803@yandex. ru
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КАРТЫ
Alyona R. Levinskaya
Assistant Department of Cultural Studies, Faculty of History
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: leviy803@yandex. ru
TECHNOLOGY OF CONSTRUCTION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL MAP
Аннотация. Современному образованию брошены глобализационные вызовы. В связи с чем появляется потребность в индивидуализации процесса образования и смене знаньевой парадигмы общего образования на деятельностную. Статья посвящена образовательной картографии как одному из способов построения индивидуального образовательного маршрута в общеобразовательной школе.
Ключевые слова общеобразовательная школа, вызовы образованию, индивидуализация, тьютор, образовательная картография, индивидуальная образовательная карта.
Abstract. Globalization challenges are thrown to modern education. In this connection, there is a need for individualization of educational process and changing from the knowledge - paradigm to the activity-education. The article is devoted to the educational cartography as one of the ways of construction of individual and educational route in a secondary school.
Key words: Secondary school, challenge to the education, individualization, tutor, educational cartography, individual and educational route.
Анализируя историю российского образования, можно сказать, что ее практика и теория, так же как и во всем мире, отвечала на вызовы своего времени. Вызовы сегодняшнего дня можно определить как ситуацию неопределенности, поливариантности среды, многогранности мира, множественности механизмов и способов решения проблем, новой активности самостоятельного работника и потребителя, необходимости свободного и инициативного выбора, появления нового типа социальной субъектности.
Мы фиксируем, что реакцией на вызовы становится адекватность человека как субъекта, его самостоятельность, самоактуализация, самоопределение, инициативность и ответственность, компетентность, владение механизмами и способами работы с неопределенностью, с проблемными ситуациями, умение находить и использовать ресурсы, умение познавать себя, утверждать и поддерживать свою индивидуальность в условиях сетевого взаимодействия с другими индивидуальностями.
Поэтому в сегодняшней образовательной ситуации, где государство понимает, что включение человека в профессию зависит от его направленности и целеполагания, особенно важен осознанный заказ школьника на собственный процесс образования. Только реализация собственного внутреннего заказа к образованию может помочь учащемуся преодолеть контекст формального образования и вывести его затем в сферу инновационной деятельности.
Ответом образования, как социального института, на современные вызовы является его индивидуализация (развитие и самореализация человека в качестве субъекта собственного образования, предполагает постановку и реализацию индивидуальных образовательных целей,), открытость (содержания образования, процесса, результат и т.д.) и появление новой педагогической профессии как держателя и организатора индивидуализации, которая обеспечивает ресурсное расширение возможностей каждого человека - тьютора [3, с. 24 - 41].
Профессиональное тьюторское сопровождение личности невозможно без права осуществления индивидуальной образовательной программы, в связи с этим, возникают политико-организационные изменения законодательства Российской Федерации в области образования:
1. В Законе об образовании, вступившим в силу 1 сентября 2013 года закрепляется понятие «индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» [6].
2. В федеральном государственном стандарте второго поколения основного общего образования закрепляет понятие «Индивидуальная образовательная траектория обучающегося»,
3. Реализация таких направлений модернизации российского образования (которые заложены как в ФЗ «об образовании», так и в Федеральных государственных образовательных стандартах) как: выбор учащимися индивидуального учебного плана, внедрение моделей непрерывного профессионального образования, организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, социальное партнерство, повышение мобильности профессионального образования, рост экспортного потенциала образования.
© Левинская А.Р., 2015
Конечно, запрос на индивидуализацию и тьюторское сопровождение не всегда формулируется напрямую, тем не менее, распространена формулировка через образовательные результаты, которые возможны лишь при индивидуализации образовательного процесса и тьюторском сопровождении[1].
Так для реализации принципа индивидуализации в образовании значительное место начинает приобретает такая технология как образовательная картография, которая может позволить построить индивидуальный образовательный маршрут школьника в условиях общеобразовательной школы.
Образовательная картография - это технология аналитической и проектной работы, направленная на создание внешней плоскостной формы (модели) реальной действительности [2, с. 136 - 138].
Данные карты необходимы для:
• Диагностики личностного потенциала;
• Анализа достижений;
• Уточнения целей;
• Сравнительного анализа;
• Нахождение нужных ресурсов;
• Выбора приоритетов;
• Построение образовательного маршрута.
Существуют различные методики построение образовательного маршрута. В рамках инновационной образовательной программы МАОУ «СОШ №104 с углубленным изучением предметов культурологического профиля» была использована модель разрыва реального и идеального образа, где движение от себя в одном качественном состоянии к новому качественному идеалу и есть образовательный маршрут.
1. Диагностический этап
«Спроси себя какой я? Что я умею?»
На данном этапе целесообразно использовать сборники психологических тестов и методик. В качестве наиболее часто используемых можно назвать тесты для измерения креативности (методика Г. Айзенка, Е. Торренса и Дж. Гилфорда, Э. Вартега), самооценки (Г. Айзенк), мотивации (тематический апперцептивный тест Х. Хекхаузена), мотивации к успеху и избегания неудач (Т. Элерс), самооценки (многофакторный личностный опросник Р. Кеттела), художественно - эстетической потребности (В. С. Авенесов), школы социально -психологической адаптивности (К. Роджерсом, Р. Даймонд, Т.В. Снигерева), тесты профессиональной ориентации а. Е. Климова[4]. Полный методический комплекс можно прочитать в работах Г.В. Резапкиной "Психология и выбор профессии". А также для диагностики психологического состояния можно использовать анкеты, составленный совместно с психологов и ориентированные на цели ваших занятий.
Вторым, не менее полезным инструментом, для диагностики может стать личностно - ресурсная карта, которая отражает склонности и ориентации школьников через визуализацию их интересов в виде карты по теме. Наиболее подробно тема личностно - ресурсных карт проработа в работах Т. М. Ковалевой и школы "Эврика".
Например, карта интересов - это форма, которая может быть использованав разных ситуациях и под разные цели:
• Обнаружение образовательного интереса, его актуализация.
• Перевод интереса из разных областей (часто бытовых) в предметно-научную.
• Рефлексия своего блуждающего интереса и фиксация реализации своего интереса.
• Выстраивание образовательной стратегии.
• Профессиональное самоопределение.
Примерами такой карты могут стать - «Карта школы», «Мой идеальный день», «Мои любимые места в городе», «Город моей мечты», «100 желаний по предмету», «Любимая история успеха» и др.
Другим примером является карта целей, которая:
• Является живым, постоянно достраиваемым и развивающимся пространством
• Дает возможности небольшими этапами приходить к системному планированию своей профессиональной деятельности
• Организовать рефлексию образовательного движения и образовательной стратегии
• Удерживать профессиональное самоопределение
Примерами такой карты могут стать - «Мое образование», «Я через год», «Мои школьные проблемы», «Ступени мечты», «Компас мотивации» и др.
2. Этап конструирования идеального образа
«Подумай каким ты хочешь стать?» (Профессионально, личностно)
На данном этапе наиболее эффективнм является использование профессиограм, изучение историй успеха.
Под профессиограммой понимается систематическое и комплексное описание профессии, включающее различные характеристики трудовой деятельости, в том числе, ее цели, средства, процесс, условия и результаты [5, стр. 47]. Профессиограмма не сводится только к психологическому описанию. И поэтому она не может быть заменена набором из нескольких десятков способностей, проранжированных по степени важности. В качестве составной части профессиограммы можно представить психограмму, то есть профиль психологических качествидеального работника, в наибольшей степени соответсвующего требованиям профессии.
3. Этап анализа среды
«Посмотри вокруг! Что может стать источником моего развития - литература, семья, электронные ресурсы, город и его возможности, страна, мир?»
Важность этого этапа состоит в необходимости выведения школьника из среды школы в пространство города, информационной образовательной среды. Так на первый план выходит сетевой взаимодействие школы с другими учреждениями города или активное участие родителя как наиболее заинтересованного лица в саморазвитии своего ребенка. А задачей учителя становиться предоставление учебно - проблемной ситуации, исследовательского проекта или работа с мотивацией ребенка и родителя.
Инструментом для реализации этого этапа может послужить ресурсная карта вашего города, созданная самими учениками.
4. Этап расставления приоритетов
«Теперь задумайся, какую книгу, мероприятие, дело, курс тебе стоить посетить в первую очередь! Расставь приоритеты!»
Однозначно, после работы с ресурсами появляется необходимость выбора, в связи с тем, что невозможно поучаствовать и посетить абсолютно все учреждения города. Это делать и не нужно. Перед ребенком появляется ситуация выбора, в которой его приоритет будет показателем его интереса и предпрофессиональной ориентации.
5. Этап планирования
«Поставь себе сроки осуществления своего пути - ближние, дальние!»
Данный этап необходим для саморегулирования действий, контроля родителей и педагогов. А также в ситуации пройденных сроков, возникают вопросы «смог ли ты это сделать?», «если нет, то почему?», «насколько качественно и успешно?».
6. Этап визуализации своего развития
«Нарисуй карту своего движения!»
Это может быть образная (поэтапная) схема (план), того от какого себя к какому себе и как ты идешь. Важным фактором в этой образной схеме являются отметки о том, чему и где ребенок смог научиться.
7. Рефлексивный этап
«В поставленные сроки не забудь взглянуть на свою карту и решить, все ли я сделал? На сколько эффективно я это сделал?»
Данный этап помогает провести коррекцию и с учетом выявленных недостатков построить новую образовательную программу.
Таким образом, исходя из практики инновационной деятельности, можно увидеть качественные изменения личностного самоопределения учащихся и определить образовательную картографию как эффективный инструмент осуществлению процесса индивидуализации в условиях вызовов современности на базе общеобразовательной школы, которые реализуют стандарты второго поколения общего образования и содействуют формирования компетенций необходимых для успеха личности.
Список литературы
1. Ковалева Т.М., Теров А.А. Некоторые аспекты разработки программ развития образовательных
учреждений, направленных на реализацию идей индивидуализации и тьюторского сопровождения (на правах рукописи).
2.Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. / Профессия «тьютор». М. - Тверь : СФК-офис, 2012. С. 136-138.
3. Ковалева Т. М. О становлении новой профессии тьютора // Театр, кино, музей - для новой школы:
матер. Всерос. метод. семинара (г. Пермь, 26-27 ..... 2011 г.) / отв. ред. О.В. Игнатьева. - Пермь, 2011.
- С. 24-41.
4. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.:
Речь, 2002. - 694с.
5. Соломин И. Л. Экспресс-диагностика персонала. - СПб.: Речь, 2008. - С. 47.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст. 2.