Научная статья на тему 'Технология портфолио при подготовке магистров: опыт разработки и применения'

Технология портфолио при подготовке магистров: опыт разработки и применения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКО-ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАГИСТРА / ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО / ПОРТФО-ЛИО ПРОЕКТОВ / ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипилина Л.А., Шипилина В.В.

В статье актуализируется проблема подготовки конкурентоспособных профессионально-педагогических кадров; представлен опыт разработки и применения технологии портфо-лио проектов на основе интегративно-развивающего подхода при подготовке магистров для профессиональной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF PORTFOLIO IN THE PREPARATION OF MASTER''S DEGREE STUDENTS: THE EXPERIENCE OF DEVELOPMENT AND APPLICATION

The article deals with the preparation of competitive professional pedagogical staff; the experience of developing and applying the technology of projects portfolio on the basis of the integrative-developmental approach in the preparation of Master's Degree Students for the vocational school.

Текст научной работы на тему «Технология портфолио при подготовке магистров: опыт разработки и применения»

УДК 371.134

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ

В статье актуализируется проблема подготовки конкурентоспособных профессионально-педагогических кадров; представлен опыт разработки и применения технологии портфо-лио проектов на основе интегративно-развивающего подхода при подготовке магистров для профессиональной школы.

Ключевые слова: педагогическо-проектировочная деятельность магистра, технология портфолио, портфо-лио проектов, интегративно-развивающий подход.

В условиях введения Профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования повышаются требования к подготовке педагога для профессиональной школы. Сегодня целью профессионально-педагогического образования является развитие личности выпускника, способного быть педагогом, организатором, методистом, технологом образовательного процесса. Итеративность знаний в их комплексном применении, направленном на решение учебно-профессиональных задач, становится закономерностью. Содержательно-смысловая направленность Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшей школы на «ценности когнитивного развития» и вытекающая отсюда необходимость «ценностно-смысловой «перестройки» сознания» студенческой молодежи, выступающей в качестве «инновационного ресурса личности», соотносимого с развитием способности к «порождению и конструированию нового знания» [1, с. 65-66], делает актуальным вектор проблемной, научно-исследовательской и собственно проектной по своей сути центрации образовательного процесса вуза. С этой точки зрения проектирование является формой и содержанием компетентностного образования. «Функциональной предзаданности» компетентностного подхода в наибольшей степени соответствует опора на «проектную модель» образования, проблемно реализующую его личностно- и практи-ко-ориентированный потенциал [2, с. 95]. В ФГОС высшего образования по направлению 44.04.04 - Профессиональное обучение (по отраслям) среди видов деятельности, которые должен освоить выпускник, представлена педагогическо-проектировочная деятельность. Именно поэтому возникает потребность в новых подходах и инновационных педагогических технологиях при профессиональной подготовке будущих педагогов профессиональной школы.

В высшей школе проектная деятельность традиционно была представлена курсовым и дипломным проектированием; формирование на практике профессиональных умений на основе полученных теоретических знаний было ее целью. Проектирование четко регламентировалось; содер-

fl. A. WunuflUHa, B. B. WunuflUHa L. A. Shipilina, V. V. Shipilina

THE TECHNOLOGY OF PORTFOLIO IN THE

PREPARATION OF MASTER'S DEGREE STUDENTS: THE EXPERIENCE OF DEVELOPMENT AND APPLICATION

The article deals with the preparation of competitive professional pedagogical staff; the experience of developing and applying the technology of projects portfolio on the basis of the integrative-developmental approach in the preparation of Master's Degree Students for the vocational school.

Keywords: pedagogical and designing activity of the Master's Degree Students, the technology of portfolio, the portfolio of projects, the integrative-developmental approach.

жание проектов, их тематика преследовали только учебные цели, которые не всегда соответствовали реальной практике будущей профессиональной деятельности выпускника вуза; результат проектирования был предопределен. В сегодняшней ситуации, когда профессионально-педагогическая деятельность реализуется в быстро изменяющихся условиях, академические знания быстро меняются и так же быстро устаревают, когда возрастают требования не только к интеллектуальному уровню, но и к культурно-нравственному и творческому потенциалу личности будущего педагога, должны изменяться содержание и организация проектной деятельности студентов. Развитие качеств конкурентоспособной личности становится целевым ориентиром для применения различных видов и форм проектной деятельности.

В реальной практике подготовки педагогов профессиональной школы мы разделяем позицию Н. А. Бредне-вой, согласно которой под учебным проектом понимается самостоятельная деятельность, направленная на создание продукта, предполагающая творческую самореализацию личности студента, развитие профессиональных качеств, умений, навыков, необходимых современному специалисту, чтобы быть востребованным на рынке труда [3].

Организовать педагогическо-проектировочную деятельность студентов - это означает создать условия, при которых на основе учета личностных, индивидуальных особенностей студентов и их реальной подготовленности к осуществлению практических действий будет происходить овладение механизмами и процедурами творческой про-ективно-познавательной деятельности. Одним из средств, способствующих формированию, развитию и оцениванию проектных компетенций студентов, является портфолио.

Традиционно образовательное портфолио - это некая подборка, своего рода коллекция работ, цель которой заключается в демонстрации достижений студента в течение обучения в вузе. Портфолио в таком представлении выступает в качестве альтернативного способа оценки результатов обучения наряду с традиционными формами типа зачета, экзамена, курсовой работы. Наряду с традиционными пред-

ставлениями о портфолио, существует мнение, согласно которому портфолио - это инновационная образовательная технология, позволяющая успешно решать задачи подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с требованиями ФГОС.

«Портфолио - это современная инновационная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности» [4, с. 3]. Современное понимание портфолио не ограничивает его функцией оценивания; портфолио является средством, мотивирующим студента к освоению профессиональных умений и формирующим навыки рефлексии. По мнению Е. С. Полат, «портфолио - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности» [5, с. 44]. Портфолио - новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процесса преподавания и учения, новую культуру обучения. Портфолио - это оптимальное средство полного и вместе с тем объективного выявления актуальных возможностей студента, позиционирования его сильных профессиональных сторон и раскрытия его творческого потенциала. Одной из решаемых с помощью портфолио будущего педагога задач исследователи считают задачу обеспечения «формирования умений самопроектирования профессионального становления на основе адекватного восприятия и оценки своих достоинств и недостатков» [6, с. 63].

Опуская в данной статье содержание, связанное с видами портфолио и его функциями, достаточно представленными в других источниках ([7; 8; 9]), акцентируем внимание на обосновании технологии портфолио как инновационной технологии, позволяющей решать актуальные задачи, связанные с формированием проектной деятельности и развитием личности педагога, на портфолио проектов, которое, как нам представляется, можно успешно реализовать на основе интегративно-развивающего подхода, разрабатываемого нами [10].

Интегративно-развивающий подход применительно к рассматриваемой проблеме понимается нами как особая форма познавательной и практической деятельности, позволяющая реализовать идеи интеграции и развития в управлении качеством педагогическо-проектировочной деятельности будущего педагога профессионального образования. Название данного подхода выражает его содержание и основную функцию. Интеграция выступает основным средством достижения результата обучения проектной деятельности. Основанием интеграции в данном случае являются задачи формирования и развития педагогичес-ко-проектировочной деятельности, заложенные в модели профессионального развития педагога. Основная функция интегративно-развивающего подхода заключается в том, чтобы процесс управления формированием и развитием педагогическо-проектировочной деятельности обеспечивал результат - готовность к постоянному саморазвитию в профессиональной деятельности - и способствовал самореализации личности в деятельности. Оптимальным средством достижения заданных параметров является технология портфолио. Технология портфолио как никакая другая

позволяет эффективно организовать междисциплинарную деятельность студента, придать ей непрерывный и систематический характер и, в конечном счете, интегрировать компоненты образовательной среды. При этом реализация межпредметных связей выступает в качестве основного принципа формирования умений педагогическо-проектиро-вочной деятельности будущего педагога профессиональной школы.

Портфолио отражает результаты индивидуального образовательного развития студента, обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок, позволяющих быть средством мониторинга профессионального роста будущего педагога, в полной мере отражающего уровень его компетентности и конкурентоспособности. Портфолио помогает студенту планировать свою образовательную траекторию, отслеживать и корректировать индивидуальный маршрут в освоении профессии, обеспечивает возможность развития самостоятельности и учебной инициативы. Порт-фолио проектов - это не столько хранилище проектов, разработанных студентами и являющихся продуктами их педагогическо-проектировочной деятельности, сколько гибкая, развивающаяся образовательная технология. Интегративно-развивающий подход, благодаря своим основополагающим принципам интегративности и развития, направленности результатов на развитие личности обеспечивает личностно-ориентированный характер данной технологии. Задача технологии - организация рефлексивного сопровождения развития проектировочных способностей студента в процессе обучения педагогическо-проектировочной деятельности.

Технология портфолио широко используется в ОмГПУ, в частности, при подготовке магистров направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» на магистерских программах «Менеджмент в образовании» и «Управление человеческими ресурсами в образовании» как инструмент управления качеством образования и достижения образовательных целей по формированию и развитию профессиональной компетентности будущих педагогов профессиональной школы. Работа студентов с портфолио организуется и слаженно сопровождается действующей командой преподавателей, ведущих учебные дисциплины, по которым, согласно учебному плану подготовки, разрабатываются проекты; координатором этой деятельности является научный руководитель магистранта, выступающий в роли тьютора. В ходе работы по формированию портфолио проектов у студентов и преподавателей устанавливаются особые отношения сотрудничества, позволяющие студентам постепенно при поддержке педагогов развивать свою самостоятельность, брать ответственность на себя, усиливать самоконтроль не только в педагогическо-проекти-ровочной деятельности, но и в учебной ситуации в целом.

ФГОС высшего образования на уровне магистратуры предусматривает такую форму организации научно-исследовательской работы, как научно-исследовательский семинар. При организации работы научно-исследовательского семинара успешно реализуются главная функция технологии портфолио проектов: развивающая в аспектах обучения, воспитания и управления посредством контрольно-диагностических, моделирующих действий на основе интегративно-развивающего подхода.

Обучение средствами технологии портфолио позволяет положительно мотивировать студентов к необходимости разработки проектов, организовать рефлексию хода творческого процесса разработки проекта, при защите проекта выявить не только уровень освоения компетенций, но и оригинальность выполненной работы.

Воспитывающий эффект технологии портфолио заключается в формировании умений и навыков постановки личных целей, планирования и организации педагогическо-про-ектировочной деятельности, в развитии ответственности за качество и оригинальность проекта, способностей самопознания и самооценки, в формировании сотруднических отношений между студентом и преподавателем в процессе выполнения проекта.

Контрольно-диагностические действия в технологии портфолио обеспечивают получение информации, которая отражает степень активности студентов в процессе работы над проектом, их индивидуальный прогресс. От педагогического контроля это отличается прежде всего тем, что необходимые данные для анализа получаются не путем разного рода проверочных работ, но в процессе анализа выполнения и защиты студентами своих проектов, а также отзывов преподавателей и однокурсников.

Суть моделирующих действий в технологии портфолио сводится к развитию способности студентов ставить цели и планировать процесс их достижения, отражать и осознавать динамику саморазвития в педагогическо-проекти-ровочной деятельности, что проявляется в демонстрации индивидуального стиля педагогическо-проектировочной деятельности, выстраивании траектории собственного развития, вплоть до карьерного.

При использовании технологии портфолио одной из серьезных проблем становится проблема разработки и применения системы критериев результативности портфолио проектов. Разработка технологии портфолио на основе интегративно-развивающего подхода позволяет выделить следующие критерии результативности портфолио:

1) критерий эффективности отражает содержательность портфолио по следующим показателям:

- многоцелевое назначение портфолио проектов,

- вариативность способов представления информации,

- оригинальность проектов;

2) критерий действенности отражает динамику развития компетенций педагогическо-проектировочной деятельности по следующим показателям:

- интегрированность (проекты отражают комплексную интеграцию знаний и умений в освоенные компетенции, охватывают все содержательные аспекты педагогическо-проектировочной деятельности);

- рефлексивность (самооценка результатов педагогическо-проектировочной деятельности);

- способность моделировать ситуации педагогическо-проектировочной деятельности в реальной профессионально-педагогической практике.

Результаты технологии портфолио проектов находят свое воплощение не только в собрании проектов, которые содержат электронный портфолио магистранта ОмГПУ. Для обеспечения возможности студентам проявить себя и свои способности в педагогическо-проектировочной деятельнос-

ти, быть услышанными теми, от кого зависит их будущий профессиональный успех ОмГПУ (в частности, Региональный научно-образовательный центр «Интеграция») ежегодно проводит всероссийский студенческий научный форум «Будущее региона - в руках молодых». На Форуме студенты представляют и защищают свои проекты, разработанные ими в соответствии с технологией портфолио, и получают высокие оценки от требовательного жюри из числа высококвалифицированных представителей работодателей.

Показательным примером действенности технологии портфолио проектов является государственная итоговая аттестация. По направлению подготовки 44.04.04 - Профессиональное обучение (по отраслям) и магистерским программам «Менеджмент в образовании» и «Управление человеческими ресурсами в образовании» государственная итоговая аттестация осуществляется в формах государственного междисциплинарного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). На экзамене одним из заданий, демонстрирующих развитие компетенций в области педагогическо-проектиро-вочной деятельности, является защита резюме менеджера образования по материалам индивидуального плана магистранта и портфолио. Составляя резюме и обосновывая его положения, будущие педагоги профессиональной школы и менеджеры образования аргументируют свои карьерные притязания демонстрацией компетенций через результаты выполненных ими в свое время заданий - различных проектов по учебным дисциплинам и практикам, что является весьма убедительным для работодателей, являющихся членами государственной экзаменационной комиссии.

Успешная защита магистерских диссертаций, выполненных по заявкам образовательных организаций по актуальной проблематике, имеющих исследовательскую и практическую направленность, широко апробированных на практике, является еще одним доказательством действенности технологии портфолио проектов. Ежегодно по результатам итоговой государственной аттестации выпускники магистратуры получают от работодателей интересные предложения по трудоустройству.

Таким образом, технология портфолио проектов рассматривается нами как технология управления качеством образования, в которой собственно портфолио служит моделью индивидуального образовательного маршрута студента, а процесс его разработки сводится к действиям по принципу «управление-соуправление-самоуправление». В начале пути преподаватель фиксирует правила разработки проекта, затем студенты в сотрудничестве с преподавателем и однокурсниками разрабатывают проект, при этом преподаватель выступает тьютором, а студент проявляет все большую самостоятельность. По мере овладения студентами умениями и навыками педагогическо-проектировочной деятельности, осознанием и самооценкой своих действий, углубления рефлексии контроль со стороны преподавателя меняется на самоконтроль. Магистранты сами в рамках принятых и осознанных правил контролируют и корректируют не только процесс овладения особенностями проектной деятельности, но и процесс получения ее результатов в виде проекта и качество этого результата в момент защиты проекта на научно-исследовательском семинаре.

Для обучения в магистратуре по программам, ориентированным на управление образовательными системами, технология портфолио является весьма значимой, поскольку ее реализация соответствует особенностям содержания подготовки магистров, а именно исследовательской направленности современного менеджмента в образовании. Овладение педагогическо-проектировочной деятельностью средствами порфолио проектов позволяет им быстро адаптироваться на рынке образования к меняющимся условиям, принимать гибкие и точные управленческие решения, взаимодействовать с другими субъектами управления, разрабатывать стратегию развития образовательных организаций и т. п. Портфолио отвечает интересам студента, вуза, работодателя и является отличным дополнением к документам выпускника (диплому).

1. Богданова Е. Л. Исследование когнитивных и эпистемологических ограничений развития компетентности студентов в инновационной практике высшего образования // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 245. С. 65-70.

2. Родермель Т. А. Феномен компетентности в современном образовании: социокультурный аспект : моногр. Томск : ТМЛ-Пресс, 2012. 124 с.

3. Бреднева Н. А. Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 25 с.

УДК 378.178

СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

В статье представлены результаты психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение особенностей адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. Выявлены основные трудности процесса адаптации, особенности психического состояния и удовлетворенность различными сторонами вузовской жизни. Представлены основные направления сопровождения студентов-первокурсников в процессе их социально-психологической адаптации

Ключевые слова: адаптация, адаптация к обучению в вузе, психолого-педагогическое сопровождение, студент-первокурсник, мотивация к обучению в вузе.

Одним из условий успешной адаптации студентов 1 курса является специально организованная система психолого-педагогического сопровождения, которая предполагает создание условий для активного включения студентов уже с первого курса в учебную, научно-исследовательскую, общественно-полезную и другие виды деятельности, через которые формируется осознание призвания к избранной про-

4. Григоренко Е. В. Портфолио в вузе : метод. рекомендации по созданию и использованию. Томск : Томский гос. ун-т; НОЦ «Ин-т инноваций в образовании»; Ин-т дистанционного образования, 2007. 63 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М. : Академия, 2001. 272 с.

6. Зеленко Н. В., Могилевская А. Г. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 1. С. 61-63.

7. Игонина Е. В. Портфолио в системе средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов профессионально-педагогических специальностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 24 с.

8. Переверзев В. Ю., Синельников С. А. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 71-73.

9. Тазутдинова Э. Х. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности : автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 2010. 24 с.

10. Шипилина Л. А., Голерова С. Н. Управление качеством профессионально-педагогического образования в современном университете: методология, теория, практика : моногр. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. 308 с.

© Шипилина Л.А., Шипилина В. В., 2018

С. В. Щербаков, Я. Б. Лев, Е. Г. Ожогова S. V. Scherbakov, Ja. B. Lev, E. G. Ozhogova

SUPPORT OF ADAPTATION OF STUDENTS OF THE FIRST RATE TO TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article reveals the results of the psychological and pedagogical diagnostics directed on studying of features of adaptation the first year students to the studies in a higher educational institution. The basic difficulties of process of adaptation, feature of a mental condition and satisfaction are revealed by the various sides of a higher educational institution life. The basic directions of support of the first-year students during their social and psychological adaptation are shown.

Keywords: adaptation, adaptation to the studies in a higher educational institution, pedagogical support, the first-year student, motivation to the studies in a higher educational institution.

фессии [1]. Интерес к данной проблеме достаточно высок как в теоретическом аспекте (изучение факторов успешной адаптации, механизмов адаптивного процесса и др.) [2; 3], так и в практическом (поиск методов и форм, обеспечивающих успешную адаптацию студента к среде вуза и др) [3; 4; 5].

Адаптация к обучению в вузе - это процесс приспособления к образовательной среде вуза и соответствующей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.