L.V. Eihler, A.S. Strinkovskaya
There offered the main problems of motor transport enterprise functions for adaptation to the modern economic situation and proposing one of the variants. We were picking out the aims, the purposes, and the elements of diagnostic analyses of results from activities of motor transport enterprise.
Эйхлер Лариса Васильевна - канд. экон.наук, проф. заведующая кафедрой «Экономика и управление на предприятиях» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - определение приори-
тетных направлений экономического развития грузового автотранспортного комплекса. Имеет 75 опубликованных работ. e-mail: [email protected].
Стринковская Анастасия Сергеевна - старший преподаватель кафедры «Экономика и управление на предприятиях» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - определение приоритетных направлений экономического развития грузового автотранспортного комплекса. Имеет 10 опубликованных работ. e-mail: [email protected]
Статья поступила 02.03. 2009 г.
УДК 654.1
ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО -ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСОПРТНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ
А.Е. Потапчук, аспирант
Аннотация. В статье обосновывается необходимость разработки модели планирования результатов финансов - хозяйственной деятельности грузовых автотранспортных предприятий с учетом специфики данной отрасли.
Ключевые слова: результат финансово - хозяйственной деятельности, планирование деятельности грузовых автотранспортных предприятий, чистая прибыль.
Введение
В настоящее время усиление конкурентной среды в различных областях деятельности предприятий грузового автомобильного транспорта предъявляет все более серьезные требования к качеству планирования результатов финансово -хозяйственной деятельности. Однако финансовое планирование в современных условиях в силу специфики деятельности грузовых автотранспортных предприятий столкнулось с серьезными трудностями из-за имеющего разрыва в иерархии управления, поскольку широкое распространение получила точка зрения, что в условии экономической нестабильности планирование не имеет смысла.
Теоретическое исследование
Автомобильный транспорта переживает глубокую внутреннюю перестройку, связанную с принципиальными изменениями структуры отрасли и системы управления ею. В результате приватизации и различных форм акционирования на рынке транспортных услуг стали функционировать малые и средние предприятия, выполняющие автомобильные перевозки со средней численностью подвижного состава от 2 до 50 единиц. При этом подходе планирование
результатов финансово - хозяйственной деятельности грузовых автотранспортных предприятий практически не изменилось.
В настоящее время проблема приобрела особую остроту, поскольку опыта планирования результатов финансово хозяйственной деятельности на предприятиях грузового автомобильного транспорта пока недостаточно, применяемые в теории модели финансового планирования носят общеэкономический характер и практически не адаптированы к отраслевой специфике этого вида транспорта. Существенные различия в законодательной базе, значительные отличия в порядке определения ключевых показателей на позволяет грузовым автотранспортным предприятия использовать опыт зарубежных стран без предварительной адаптации к отраслевой специфике предприятий данной отрасли.
Большинство моделей планирования результатов финансово - хозяйственной деятельности грузовых автотранспортных предприятий предполагает, что работают в стабильных условиях, однако предприятия вынуждены работать в условии повышенного риска и неопределенности внешней среды, оказывающее влияние на конечные ре-
зультаты их деятельности. Однако значительные резервы повышения экономической эффективности и конкурентоспособности предприятий грузового автомобильного транспорта заложены в совершенствовании планирования результатов финансово - хозяйственной деятельности.
Несмотря на значительные достижения в деятельности грузовых автотранспортных предприятий, по прежнему остается ряд нерешенных проблем: одни грузовые автотранспортные предприятия успешно функционируют, другие находятся на грани банкротства. Это объясняется с одной стороны ошибками, которые допускают экономисты и менеджеры при планировании и прогнозировании экономических показателей, а с другой стороны - часто меняющимися факторами внешней среды.
Значительные резервы повышения экономической эффективности и конкурентоспособности предприятий заложены в совершенствовании модели планирования результатов финансово - хозяйственной деятельности, отражающие особенности функционирования предприятий данной отрасли.
Кроме того, следует учитывать еще одно обстоятельство, при формировании модели планирования результатов финансово - хозяйственной деятельности необходимо учитывать способность к адаптации в нестабильной экономической среде автотранспортных предприятий.
Основные факторы нестабильной экономической среды можно разделить на два уровня факторов, действующие на уровне предприятия (внутренняя среда), факторы, действующие на уровне макросреды. Полученная по результатам анализа совокупность факторов позволяет сформировать факторное пространство, оказывающие влияние на величину результатов финансовой деятельности предприятий грузового автомобильного транспорта.
Разработка модели должна быть дополнена анализом факторов, оказывающие наибольшее влияние на результаты финансовой деятельности предприятий. В качестве инструмента исследования использовались экономико-статистические методы, программные средства общего и специального назначения.
Опыт деятельности ряда предприятий грузового автомобильного транспорта показал, что при условии стабильного формирования результатов финансово хозяйственной деятельности как источника создания активов возможно эффективное функционирование. Наиболее значимым показателям, отражающим результаты финансово - хозяйственной деятельности является
чистая прибыль. Однако показатель чистая прибыль не нормируется, в связи с чем рассматривается в динамике.
В качестве нормируемых показателей выступают относительные показатели. К числу таких показателей относятся показатели рентабельности, поскольку эффективность функционирования предприятия зависти от его способности приносить чистую прибыль.
Наличие нормативных значений дает возможность выявить характер изменения результатов финансово - хозяйственной деятельности в результате реализации определенного объема операций в процессе хозяйственной деятельности. Одним из основных документов в этой области являются Методические указания по проведению анализа финансового состояния предприятия, утвержденные приказом Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) от 23.01.2001 №16, представлены нормативные значения показателей, отражающие эффективность деятельности предприятия. Следует отметить, нормативные значения представлены для ограниченного количества показателей без учета отраслевых и индивидуальных особенностей предприятия.
Заключение
Таким образом, разработка модели планирования результатов финансово - хозяйственной деятельности грузовых автотранспортных предприятий позволит наиболее точно определить эффективность реализации транспортных услуг, изменить финансовое состояние автотранспортного предприятия по каждому отдельному виду деятельности, а также разработать нормативные значения с учетом особенностей грузовых автотранспортных предприятий. Кроме того, абсолютные показатели позволяют судить о достигнутом эффекте, а сделать выводы об эффективности мы можем судить только на основе относительных показателей.
Библиографический список
1. Методология анализа финансового состояния предприятия: монография / И. А. Жулега; ГУАП. - СПб., 2006. - С. 235.
2. Методологические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Утвержденные приказом МФРВ от 28 2000 июня г. №60 н.- С. 35.
Planning of financially - economic activities results as an object of management
A.E. Potapchook
Now strengthening of the competitive environment in various spheres of activity of the enterprises of cargo motor transport makes more and more serious demands to quality of planning of results financially - economic activities.
Статья поступила 20.10.08г.