Научная статья на тему 'Технология педагогического моделирования'

Технология педагогического моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2113
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭТАПЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мугадова Сиясат Тимуровна

В статье теоретически проанализировано и разносторонне изучено состояние проблемы подготовки студентов в вузах, что дало возможность обосновать технологию индивидуализации педагогических ситуаций как систему взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих целенаправленное, непрерывное и последовательное влияние совокупности форм, методов и средств, организованных и проведенных с целью формирования предварительно определенной системы личностных качеств, знаний и умений, обеспечивающих эффективность реализации процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мугадова Сиясат Тимуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология педагогического моделирования»

УДК 37.01 М37

Мугадова Сиясат Тимуровна

асистент преподавателя кафедры психологии и педагогики Дагестанского педагогического университета

тел.: (928) 579-21-03

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация:

В статье теоретически проанализировано и разносторонне изучено состояние проблемы подготовки студентов в вузах, что дало возможность обосновать технологию индивидуализации педагогических ситуаций как систему взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих целенаправленное, непрерывное и последовательное влияние совокупности форм, методов и средств, организованных и проведенных с целью формирования предварительно определенной системы личностных качеств, знаний и умений, обеспечивающих эффективность реализации процесса обучения.

Ключевые слова: педагогические технологии, моделирование, этапы, техно-логия обучения, технология воспитания, подготовка будущего учителя, формирование педагога, педагогическая ситуация.

С признанием педагогической технологии важным фактором учебно-воспитательного процесса не прекращались попытки выяснения ее сущности и особенностей. С одной стороны, это вызвано углублением научного и практического интереса к педагогическим технологиям как средству повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, с другой - развитием конкретных педагогических технологий, в процессе которого раскрывались новые универсальные сущностные данные. Подходы исследователей к определению понятия «педагогическая технология» разнообразные. Например, российский педагог-новатор Игорь Волков [1, с. 184] объясняет ее как описание системы действий учителя и учеников, которую следует выполнять для оптимальной реализации учебного процесса. Владимир Беспалько [2, с. 65] под педагогической технологией понимает проект определенной педагогической системы, которая реализуется на практике, как смысловую технику реализации учебно-воспитательного процесса.

Потребность в разрабатывании технологических конструкций возникла в связи с идеей управления педагогическим процессом. Реализация ее стала возможной на основе системного подхода, который дает возможность сравнить разнообразные педагогические умения, которые в своей совокупности гарантируют результат.

Разработке новой технологии, как правило, предшествуют новые потребности (цели) общества, научные открытия или результаты научных исследований. Например, возникновению программируемой учебы предшествовали развитие кибернетики и информатики, создание электронно-вычислительной техники. Философские, психологические исследования проблем человеческой деятельности потребовались в формировании деятельского подхода в учебе и в обосновании контекстной учебы, в моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе.

Процесс становления новой педагогической технологии охватывает такие этапы: возникновение общественной потребности - фундаментальные исследования в отрасли психологии -прикладные психолого-педагогические исследования - разработка новых технологий - отображение вновь созданных технологий в учебно-программной и учебно-методической документации.

В связи с этим правомерным является разграничение таких понятий, как «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология учебы (воспитания, управления)», поскольку каждое из них имеет свою иерархию целей, заданий, содержания.

Объединяют образовательную, педагогическую технологию, а также технологию учебы (воспитания, управления) актуальные для определенного исторического этапа образовательные концепции, педагогические парадигмы (системы взглядов).

Образовательная технология. Она отображает общую стратегию развития образования, единственного образовательного пространства. Назначение образовательных технологий заключается в решении стратегических для системы образования заданий: прогнозирование развития образования, проектирования и планирования целей, результатов, основных этапов, способов, организационных форм образовательно-воспитательного процесса.

Педагогическая технология. Отображает тактику реализации образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе при наличии определенных условий. Педагогические технологии аккумулируют и выражают общие признаки и закономерности учебновоспитательного процесса независимо от конкретного учебного предмета.

Технология учебы (воспитания, управления). Этот тип технологии моделирует путь освоения конкретного учебного материала (понятие) в пределах соответствующего учебного предмета, темы, вопроса. По многим параметрам она является приближенной к отдельной методике.

Выяснение этих параметров обеспечивает принятие взвешенного решения о целесообразности внедрения конкретной технологии учебы, воспитания.

Поскольку технология является важным условием воплощения концепции в практику, закономерно появляется вопрос, не подменяет ли она методику. Как известно, методика обусловливается отдельной дидактикой, которая учитывает своеобразие содержания образования и средств ее усвоения. По смыслу понятие «методика» шире понятия «технология», ведь оно включает вместе со смысловым инструментальный аспект педагогического процесса. В пределах методики могут сосуществовать разные технологии. Следовательно, методика является отдельной теорией, а технология - алгоритмом ее воплощения в практику.

В течение последних десятилетий проблема моделирования педагогических ситуаций исследовалась в трудах И.А. Зязюна [4, с. 80-83], Л.В. Кондрашовой [5, с. 77], Н.В. Кузьминой [6, с. 54-67], Л.Ф. Спирина [7, с. 21-23], В.А. Семиченко [8, с. 122-125], О.С. Березюк [9, с. 9] и др.

Процесс подготовки будущего учителя к общению с учениками - это, в сущности, овладение опытом гибкого и поискового поведения в таких ситуациях. А одно из наиболее оптимальных средств достижения позитивных результатов в данной ситуации - это средство моделирования.

Для того, чтобы использовать моделирование, необходимо уметь анализировать учебную информацию.

Студент в своей деятельности оперирует двумя моделями учебного процесса. Одна модель - статическая - отправная, которая определяется учебными программами, традиционными заданиями, целями, которые стоят перед познавательной деятельностью, всем стилем деятельности школы. Эта модель находится в основе построения субъективной динамической модели, которая отображает связи и отношения между предметами, явлениями, а также составными элементами структуры субъективной модели. Чем ближе модель к реальному объекту, тем оптимальнее познавательная деятельность. Субъективная динамическая модель учебного процесса выступает как специфическая форма мышления.

Учебный процесс - процесс длительный, и на основе статической субъективной модели (начальной) у студента создается целая перспективная стратегия субъективной модели познавательной деятельности. Эта модель выступает в виде «концентрата» информации об условиях будущей деятельности. Построение и операция умственными моделями являет собой элемент теоретической (умственной) деятельности, включая логическое мышление и процессы творческого воображения.

В процессе мышления на пути от догадки к гипотезе промежуточным звеном выступает гипотетическая модель в двух видах: как последующее развитие догадки и его материализация; как форма наглядного представления гипотезы.

В учебной деятельности студентов моделирование применяется в основном в процессе переработки информации о некоторых свойствах объекта изучения. Будущий учитель во время теоретической подготовки к общению моделирует деятельность ученика (прогнозирует процесс его учебного познания) и сам объект учебного познания, то есть использует обе выделенные формы моделирования.

Поскольку наша проблема связана с подготовкой к общению, для нас важным является принцип отбора ситуаций, которые бы не повторяли друг друга по своей форме. Однообразная форма притупляет интерес. Особенный интерес у студентов вызывают ситуации, которые типичны для школы и которые отображают негативные стороны коммуникативного поведения учителя.

Для того, чтобы студенты овладели моделированием, необходимо не только познакомить их с научным определением понятия «модели» и «моделирования», но и продемонстрировать им разные научные модели, включенные в содержание учебы, показать сам процесс моделирования отдельных явлений, процессов. Для этого нужно обратить внимание на теоретические знания студентов, которые являются важным условием эффективности моделирования педагогических ситуаций. В другом случае моделирование может привести к эмпиризму, овладению только фиксированными схемами поведения.

Ссылки:

1. Волков И.П. Много ли в школе талантов? М., 1989.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983. Т. 3.

4. Педагогический такт / под ред. И. Зязюна // Народное образование. 1990. № 8. С. 80-83.

5. Сборник педагогических задач: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1987.

6. Основы вузовской педагогики / под ред. Н.В. Кузьминой и В.И. Урклина. Л., 1972.

7. Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя: спецкурс. Ярославль, 1976.

8. Семиченко В.А. Психология личности. К., 2001.

9. Березюк О.С. Моделирование педагогических ситуаций как средство подготовки учителя

к общению с учениками : автореф. дис.....канд. пед. наук. К., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.