Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ: ЛИНГВОСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД'

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ: ЛИНГВОСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
115
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / СИНЕРГИЯ / ЛИНГВОСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сычугова Л.П., Белозёрова А.В.

В статье описан опыт работы с обучающимися (студентами-филологами ВятГУ, г. Киров, и слушателями Детского университета ДГТУ, г. Ростов-на-Дону) на занятиях по развитию речи в условиях онлайн-обучения. Лингвосинергетический подход, использованный авторами, позволяет рассматривать модель лингвистического постижения языка с учетом возможностей взаимосвязанной работы человеческого мозга, нелинейности в речевой деятельности. В статье представлен опыт работы в рамках педагогической мастерской, которая позволяет организовывать занятие таким образом, чтобы в процессе образовательной деятельности осуществлялось развитие вербального, духовного, творческого, эмоционального, социального интеллекта на фоне сопричастности личности к русскому национальному менталитету. В статье показан опыт работы по развитию лингвосинергетического мышления, описаны этапы педагогической мастерской по теме «Уроки русского Слова о русской душе», сформулированы способы работы в условиях режима онлайн, представлены средства обучения (когнитивные словари, лингвокультуроведческие дневники, тексты и кинотексты). В исследовании авторы применяют приёмы активизации речемыслительной и языковой деятельности участников мастерской на основе творческой работы с концептом «русская душа», показывают энергоинформационный потенциал данного словосочетания как хранителя информации о русском национальном характере. Авторы приходят к выводу о том, что развитие речи обучающихся в свете лингвосинергетической методологии в формате онлайн-обучения является актуальным в условиях ограничительных мер, связанных с пандемией, и требует дальнейшего изучения. Статья может представлять интерес для специалистов, занимающихся проблемами лингвосинергетики, учителей русского языка и литературы, преподавателей дополнительного образования, студентов-филологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сычугова Л.П., Белозёрова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL WORKSHOPS IN THE CONDITIONS OF ONLINE LEARNING: A LINGUOSYNERGETIC APPROACH

The article describes the experience of working with students (students of philology of Vyatka State University, Kirov, and students of the Children's University of DSTU, Rostov-on-Don) in classes on speech development in online learning. The linguosynergetic approach used by the authors allows us to consider the model of linguistic comprehension of language taking into account the possibilities of the interconnected work of the human brain, non-linearity in speech activity. The article presents the experience of working in the framework of a pedagogical workshop, which allows organizing classes in such a way that in the process of educational activity the development of verbal, spiritual, creative, emotional, social intelligence is carried out against the background of the person's involvement in the Russian national mentality. Russian Russian language development experience is shown in the article, the stages of the pedagogical workshop on the topic "Lessons of the Russian Word about the Russian soul" are described, ways of working in the online mode are formulated, teaching tools are presented (cognitive dictionaries, linguistic and cultural diaries, texts and film texts). Russian Russian Soul In the study, the authors use techniques to activate the speech-thinking and language activities of the workshop participants based on creative work with the concept of "Russian soul", show the energy-informational potential of this phrase as a keeper of information about the Russian national character. The authors conclude that the development of students' speech in the light of linguosynergetic methodology in the online learning format is relevant in the context of restrictive measures related to the pandemic and requires further study. The article may be of interest to specialists dealing with the problems of linguosynergetics, teachers of Russian language and literature, teachers of additional education, philology students.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ: ЛИНГВОСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

УДК 811.161.1:37 DOI: 10.25730/VSU.7606.21.035

Технология педагогических мастерских в условиях онлайн-обучения: лингвосинергетический подход

Л. П. Сычугова1, А. В. Белозёрова2

1доктор педагогических наук, доцент. Россия, г. Киров. E-mail: sychugoval@bk 2старший преподаватель кафедры «Русский язык как иностранный», Донской государственный технический университет.

Россия, г. Ростов-на-Дону. ORCID: 0000-0002-4239-420X. E-mail: belochka-04.80@mail.ru

Аннотация. В статье описан опыт работы с обучающимися (студентами-филологами ВятГУ, г. Киров, и слушателями Детского университета ДГТУ, г. Ростов-на-Дону) на занятиях по развитию речи в условиях онлайн-обучения. Лингвосинергетический подход, использованный авторами, позволяет рассматривать модель лингвистического постижения языка с учетом возможностей взаимосвязанной работы человеческого мозга, нелинейности в речевой деятельности.

В статье представлен опыт работы в рамках педагогической мастерской, которая позволяет организовывать занятие таким образом, чтобы в процессе образовательной деятельности осуществлялось развитие вербального, духовного, творческого, эмоционального, социального интеллекта на фоне сопричастности личности к русскому национальному менталитету.

В статье показан опыт работы по развитию лингвосинергетического мышления, описаны этапы педагогической мастерской по теме «Уроки русского Слова о русской душе», сформулированы способы работы в условиях режима онлайн, представлены средства обучения (когнитивные словари, лингво-культуроведческие дневники, тексты и кинотексты). В исследовании авторы применяют приёмы активизации речемыслительной и языковой деятельности участников мастерской на основе творческой работы с концептом «русская душа», показывают энергоинформационный потенциал данного словосочетания как хранителя информации о русском национальном характере.

Авторы приходят к выводу о том, что развитие речи обучающихся в свете лингвосинергетиче-ской методологии в формате онлайн-обучения является актуальным в условиях ограничительных мер, связанных с пандемией, и требует дальнейшего изучения.

Статья может представлять интерес для специалистов, занимающихся проблемами лингвоси-нергетики, учителей русского языка и литературы, преподавателей дополнительного образования, студентов-филологов.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, синергия, лингвосинергетический метод обучения, педагогическая мастерская, онлайн-обучение.

Введение. Теория современных учёных о синергетической взаимосвязи и согласовании явлений и вещей, например, в работах Г. Хакена, И. Стенгерса, Н. Князевой, С. Курдюмова и других, привлекает к себе внимание и реализуется исследователями разных наук (в трудах физиков, химиков, математиков, лингвистов). В педагогике идею взаимосвязи языковых знаний, знаний о культуре, а также об истории Отечества (Ф. И. Буслаев, 1844 г.) активно внедряют Н. Ф. Алефиренко [1], Е. О. Галицких [6], С. К. Гураль [9], А. Д. Дейкина [12], Л. К. Лыжова [19], Л. П. Сычугова [23], Л. А. Ходякова [27; 28] и многие другие учёные, разделяющие концепцию становления и развития духовного мира обучаемых при изучении русского языка посредством культуры. Педагогами-практиками применяются технологии личностно ориентированного образования, развивающего обучения, методы и приёмы аксиологического, линг-вокогнитивного и лингвокультурологического подходов сквозь призму лингвосинергетики. Мы разделяем взгляд исследователей, утверждающих, что именно синергетика как общенаучное междисциплинарное направление позволяет формировать/развивать новый, синерге-тический, тип мышления и мировоззрения, а также осмысливать высказанные идеи в контексте целого и делать следующий шаг в понимании и объяснении общих принципов описания сложных и сверхсложных систем в природе, обществе, познании.

И. А. Герман связывает речевую деятельность с иными видами психической деятельности человека и соотносит язык как самоорганизующуюся систему с синергетическими представлениями о психике человека. Таким образом, «психическую деятельность (в том числе и речевую) как функцию личности (индивида) и саму личность (по тем же основаниям) можно рассматривать как синергетические системы» [8].

© Сычугова Л. П., Белозёрова А. В., 2021

По словам Н. Ф. Алефиренко, «применение синергетической методологии к исследованию лингвокультурной природы ментальности востребовано самой природой лингвокульту-ры, обладающей всеми свойствами синергетических (самоорганизующихся) систем, исследованием которых и занимается синергетика: открытостью, нелинейностью, неустойчивостью, стохастичностью, когерентностью и др.» [1, с. 25].

А. Д. Дейкина и О. Н. Лёвушкина, подтверждая принципы развития лингвосинергетиче-ского мышления на уроках русского языка, заявляют о необходимости формирования у школьников представления о языке «не как о навсегда застывшей, а как о динамической системе, характеризующей полноценное функционирование языковой личности, способной выражать собственное отношение к авторскому высказыванию» [11].

Не вызывает сомнений тот факт, что язык является средством передачи культурно-исторического опыта от одного поколения другому. С. К. Гураль подчёркивает, что средой существования языка становится система взаимодействий, развитие которой «поддерживается языком, и структура взаимодействий, в которую включены и мышление, и психика, и ценностно-культурная ткань общества, система передачи культурного опыта и прочие параметры» [9, с. 9]. Таким образом, проявляется одна из составляющих синергетики - когерентность, которая, по словам исследователя, и создаёт непрерывную среду языка/речи.

О необходимости создания образовательных программ, улучшающих отношения между субъектами образовательного процесса и содержащих лингвосинергетический подход, заявляет М. А. Федорова [26]. Эту точку зрения разделяет и И. Н. Бабич, которая утверждает, что синерге-тический подход предполагает «создание единого информационного педагогического поля семьи и школы, позволяющее педагогическому коллективу эффективно организовать учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей возрастного периода в развитии учеников, наладить позитивное педагогическое взаимодействие с учащимися и их родителями» [2].

Использование на занятиях методов и приёмов лингвосинергетического подхода способствует усвоению в сознании обучающихся хаотически воспринимаемых ими фактов окружающей действительности, т. е. конкретных чувственно-наглядных образов; систематизации и упорядочению полученной информации посредством мыслительных действий; закреплению в сознании знаний о мыслимом концептуальном образе мира на основе использования вербальных и невербальных знаков [22]; в данной работе предпринята попытка описать методику формирования лингвосинергетического мышления обучающихся посредством технологии педагогических мастерских в условиях онлайн-обучения.

Цель. Целью данной статьи является описание занятия с использованием технологии педагогических мастерских (тема «Уроки русского Слова о русской душе») в условиях он-лайн-обучения. Актуальность поднятой темы определило высказывание Т. К. Донской о целенаправленном применении по отношению к народам России мощного консциентального оружия разложения национального самосознания, оружия, поражающего сознание, разрушающего менталитет не только русских, но и многонациональных народов, входящих в состав Российской Федерации и ощущающих себя её гражданами. Т. К. Донская отмечает: «Ярким примером этого явления <...> стало агрессивное наступление на священную память нашего народа о Великой Отечественной войне со стороны внутренних и внешних врагов нашего Отечества, его святынь.» [13] Вслед за учёным считаем, что основной задачей педагога-словесника (не только в рамках предвузовского, но и вузовского этапов обучения) является формирование у участников образовательного процесса ценностного осознания себя субъектом русской истории и культуры, частью народа-созидателя, народа-патриота. Знания и умения анализировать многовековой опыт предков, полученные в рамках занятий, позволят молодому поколению определить своё место и роль в жизни страны (созидатель или разрушитель). Технология педагогической мастерской, используемая нами в качестве инструмента развития русского национального самосознания на занятиях с будущими словесниками, студентами Вятского государственного университета (далее - ВятГУ), и слушателями Детского университета Донского государственного технического университета (далее - ДУ ДГТУ), позволяет реализовать задуманное.

Методы и материалы исследования. Лингвосинергетический подход в обучении языку и речи представляет собой единый процесс, включающий категоризацию, концептуализацию, вербализацию, развитие лингвистического и эмоционального интеллекта человека, духовно-нравственное воспитание как единый синергетический процесс. Выбранный нами в качестве ведущего подход помогает реализации системы творческих работ и гармонизации

восприятия произведений искусства, способствует глубокому освоению и выражению мыслей и чувств. Процесс создания обучающимися собственного текста побуждает их к упорядочиванию в своём сознании полученной информации о сложных и сверхсложных системах в мироустройстве природы, жизни человечества, способствует установлению взаимозависимости, взаимообусловленности существования данных систем и, в дальнейшем, поиску способов/форм материализации мыслей в невербальном или вербальном выражении. Так происходит перегруппировка прежних связей когнитивных структур участников мыслительного процесса [31].

Определим источники концепции, представим сущность понятий, объясняющих метод:

- синергетика (гр. synergetikos - совместный, согласованно действующий) - наука о единстве, изоморфизме природных законов и законов развития живых организмов, о самоорганизации физических, биологических и социальных систем [20];

- синергия слова - энергоинформационный потенциал слова как хранителя информации о русском национальном характере, об особенностях мышления;

- слово - в когнитивной лингвистике: центральная единица хранения и использования информации, доступа к ней и её извлечений из памяти говорящего. В слове закрепляются результаты познавательной деятельности людей, без слова невозможны не только выражение и передача понятий и представлений, но и их формирование [30];

- менталитет (нем. mentalitat - склад ума) - совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности. <...> Знание преподавателем особенностей менталитета, т. е. способов мышления и поведения представителей определённой культуры (fixed mental impression), является важным условием эффективности учебного процесса и учёта на занятиях индивидуально-психологических особенностей учащихся [там же];

- ментальность - средство национального самосознания и способ создания традиционной картины мира, коренящиеся в категориях и формах родного языка [16, с. 148]. Ментальность представляет собой часть духовной культуры народа [17, с. 24];

- педагогическая мастерская - такая форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой творческая атмосфера и психологический комфорт, созданные на занятии, способствуют личностному росту всех участников образовательного процесса, стимулируют активизацию творческого процесса [7, с. 25];

- онлайн-обучение - возможность получать знания «здесь и сейчас» посредством интернет-ресурсов. В данной работе мы не ставим цель охарактеризовать более подробно термины сферы коммуникационных технологий, мы покажем лишь практическую реализацию использования технологии педагогических мастерских в условиях онлайн-обучения.

В своём исследовании мы опирались на следующие методические принципы обучения:

- принцип антропоцентризма - это принцип ориентации на соблюдение единства обучения и развития вербального, логического, эмоционального, социального, духовного и творческого интеллекта обучающихся;

- принцип духовно ориентированного воспитания - в центре образовательного процесса находится субъект, «который можно определить следующим образом: духовно-нравственный, душевно и физически развитый, творческий и свободный человек, гражданин Отечества» [5];

- принцип обеспечения единства психических, познавательных, эмоциональных и волевых процессов в деятельности человека;

- принцип преодоления кажущихся противоречий между языковой и речевой системами;

- принцип опоры на синестезию, т. е. на связи языка и речи с другими семиотическими системами;

- принцип признания значимости образа-представления в концептуальной системе человеческого сознания - принцип обеспечения всестороннего развития мыслительных способностей человека с учётом взаимосвязи эмоционально-образного и абстрактно-логического способов мышления [14; 15; 18; 21; 24; 27; 28].

Результаты и обсуждение. Опыт проведения занятия с использованием технологии педагогической мастерской показал, что и в условиях онлайн-обучения выбранная форма позволяет эффективно работать с материалами вербального и невербального характера, а творческие работы участников мастерской доказывают, что если тема вызвала интерес, то формат (онлайн или офлайн) становится неважным. Однако считаем необходимым отметить,

что интернет-ресурсы способствуют более эффективному достижению целей процесса обучения: занятие вызывает эмоциональный отклик, формирует и развивает эмпатийные качества личности; проблемный характер обучения способствует интеллектуальному развитию обучающихся; самоконтроль на промежуточном этапе педагогической мастерской даёт возможность оценить личные достижения; взаимопроверка развивает социальный интеллект.

О необходимости использования учебных материалов, созданных с учётом современных реалий, говорит нейробиолог и психолингвист Т. В. Черниговская. В лекции «Как научить мозг учиться?» учёный обращает внимание на то, что сейчас необходимо учитывать разницу между человеком, умеющим читать «обычные книги, и человеком, который читает гипертексты», потому что «это - другой человек и у него другой мозг» [29]. В этой связи важным, на наш взгляд, становится умение преподавателя адаптироваться к современным реалиям и обеспечивать передачу знаний с помощью средств, понятных современным ученикам - представителям цифровой эпохи.

Считаем, что средствами, способствующими развитию вербального, эмоционального, духовного, творческого интеллекта и лингвосинергетического мышления, являются созданные авторами данного исследования когнитивные словари и лингвокультуроведческие дневники.

В когнитивных словарях литературы и искусства [21; 23; 32] демонстрируются примеры самоорганизации неравновесных языковой и речевой систем. Словарные статьи представлены в формате концептов, в которых отражаются отношения, связи реалий мира и языковой картины мира. В процессе работы со словарями обучаемые, используя типизированные в языке сочетания, смогут оформить собственное речевое высказывание и выйти на более высокий уровень речемыслительной деятельности.

Лингвокультуроведческие дневники [3; 4] являются эффективным способом реализации методической системы взаимосвязанного обучения, активизирующей все виды речевой деятельности. Личные записи индивидуума эксплицируют впечатления и размышления о познании законов жизни (во время занятия и за его пределами), составляются для себя (не по приказу преподавателя) и социализируются по желанию автора в различных ситуациях общения (в целях консультирования, обсуждения, осознания воспринятой информации).

Во время проведения педагогической мастерской мы использовали тексты и кинотексты, содержащие сведения об энергоинформационном потенциале русской лексики: научные публикации, тексты художественной литературы, фотографии, фрагменты художественных фильмов, специально подобранные к занятию по теме «Уроки русского Слова о русской душе», а также интернет-ресурсы («Национальный корпус русского языка», «Словари и энциклопедии на Академике», сайт «Облако слов», «Онлайн-карты слов и выражений русского языка» и др.).

Представим фрагменты педагогической мастерской на примере темы «Уроки русского Слова о русской душе», посвящённой концепту «русская душа». Обращение к данной теме - это отклик на высказывание Т. К. Донской о сохранении исторической памяти, о воспитании и преданности родной земле и народу, о гордости за его славное прошлое и деятельное участие в возрождении былого величия Родины, о духовно-нравственных ценностях русского народа.

Педагогическая мастерская «Уроки русского Слова о русской душе»

Индукция. Начинаем занятие с объяснения, почему в одном предложении одно и то же слово употреблено дважды. Мы хотели, чтобы участники мастерской представили широкие русские просторы, мыслью и душой полетели над ними, почувствовали в энергии русского Слова красоту и мудрость народа, носителя русской Речи. После этого участники мастерской выполняют задание на составление из разрозненных букв, представленных беспорядочно в гугл-форме, словосочетания «русская душа». Данное задание помогает пониманию важного закона синергии: стремление человека систематизировать, упорядочить всё, с чем он сталкивается, превратить хаос в порядок.

На этом же этапе предлагаем провести ассоциативный эксперимент: назвать по три-пять слов в ответ на предъявленную лексическую единицу «душа».

С помощью «Облака слов», куда участники образовательного процесса вносят ассоциа-ты, мы можем понять языковую картину мира данной группы. Ниже приведены результаты работы студентов ВятГУ и слушателей ДУ ДГТУ (чем крупнее написано слово и ярче шрифт, тем чаще оно было названо).

Рис. 1. Облако слов студентов ВятГУ

Рис. 2. Облако слов слушателей ДУ ДГТУ

Анализируя полученные данные, мы приходим к выводу о том, что ассоциативное поле отражает частичку образа мира, сохранённого в памяти и сознании человека. Приём выявляет особенности мироощущения составителя, способствует самоидентификации личности с Миром, человечеством, русской нацией, русским языком.

На первом этапе предлагаем заполнить лингвокультуроведческие дневники, объясняя словосочетание «русская душа», с использованием полученных облаков слов. Обучающиеся записывают по два-три предложения. Далее осуществляется афиширование и взаимопроверка. На основе схожих ответов участники мастерской объединяются в микрогруппы.

Используя интернет-ресурсы («Словари и энциклопедии на Академике», а также словари справочно-информационного портала «Грамота.ру», Национальный корпус русского языка и др.), предлагаем каждой группе составить лингвокультурологический портрет слова «душа» по следующему плану:

1. Ассоциативное поле концепта (связь с предыдущим этапом);

2. Словарный портрет (работа с толковыми, аспектными и энциклопедическими словарными статьями на сайте: https://dic.academic.ru/);

3. Отражение слова «душа» в пословицах, поговорках и фразеологизмах (работа со словарными статьями на сайте: https://dic.academic.ru/);

4. Употребление слова «душа» в контексте и его сочетаемость (работа с Национальным корпусом русского языка и когнитивными словарями);

5. Отражение слова «душа» в русской культуре (декоративно-прикладном искусстве, живописи, музыке, архитектуре и др.).

Изучая различные источники и исследуя ключевое понятие русской культуры, обучающиеся овладевают навыками лингвокультурологического анализа.

На втором этапе педагогической мастерской расширяем лингвокультурный кругозор участников образовательного процесса, предлагаем проследить взаимосвязь концептов «русский менталитет» и «русская душа». Сопоставляя данные словосочетания, обучающиеся приходят к выводу о том, что национальный русский менталитет является разновидностью понятий менталитет, душа народа, национальный характер, дух народа. Речь идёт о духовных и психических свойствах и состояниях русского народа, об общем для всех духовном осмыслении бытия. Вспомним вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «Там русский дух, там Русью пахнет».

Далее, рассказывая о русском национальном характере, будем следовать традиционной тройственной модели действий человека: мысль - дело - результат. Уточняем: а) мысль, возникшая при восприятии мира; б) деятельность, осуществляемая для сохранения в памяти полученных образов, проявляемая в формировании внутренней речи и в дальнейшем переводимая во внешнюю речь, закреплённая в языковых или в иных семиотических знаках; деятельность, выражаемая в планировании и созидании задуманного; в) результат деятельности - предмет, созданный человеком: выращенный и сохранённый сельскохозяйственный продукт, архитектурное сооружение, деловое/публицистическое слово, произведение искусства...

Считаем уместным на данном этапе организовать диалог с миром, с жизнью, с собственным «Я». Приведём примеры стимулирующих вопросов, способствующих порождению высказывания:

Каковы национальные особенности русского менталитета? Над этим вопросом думало и думает несколько поколений. Все вместе, используя приём «из хаоса - к порядку», попробуем сказать о своём «счастливом и наболевшем». В комнатах для работы в малых группах на платформе Zoom обменяемся мыслями.

Как русский человек реагирует на проблему? Что сначала, рассуждает или чувствует? Наш философ отмечает: «Русский народ - народ чувства, и главный его творческий акт - созерцание сердцем и поиски прекрасного» (И. А. Ильин).

Чем объясните безмерность жизненного порыва русского человека? Сама природа дала России просторы бескрайние, равнины широкие, и мы готовы лететь в эти свободные дали ещё дальше и дальше. Мы летим! Нам хорошо, свободно и радостно от этого простора. Такие дали и лечат наши души, дают мысли шириться и развиваться. Русский народ привык к терпению, притом многовековому. Терпение воспитывает стойкость. Приведите примеры стойкости русского человека. Вспомним Великую Отечественную... Примеры религиозного мученичества... Светлая вам память!

Какие важные черты русских как нации отразились в записанных вами ассоциатах на слово душа? Только что отмечали: это народ чувства, созерцание сердцем, безмерность жизненного порыва, терпение, стойкость...

Среди многих слов любимое слово - природа. Что для вас значит природа? Это дом каждого из нас, наш общий дом, полёт души над просторами родных полей, тайна лесов, сказки дождя, травинка возле моей дорожки. Какие фотографии хранятся в вашем сотовом, компьютере? Покажите.

Природу в наше время соотносят с понятиями «вселенная», «Бог», «создатель», «творец всего существующего». Проиллюстрируйте это отношение, найдите в Интернете репродукции картин русских художников.

На завершающем этапе постараемся раскрыть содержательный смысл взаимосвязи слов душа и молитва, их языковую экспликацию, способы представления концепта в русском языке. Молитва освещает пути освоения духовно-нравственных ценностей русской православной цивилизации.

Преподаватель предлагает обучающимся проанализировать фрагмент художественного фильма «Два капитана» (1976) режиссёра Евгения Карелова, где Катя молится о спасении любимого Сани: «Да коснётся тебя надежда моя! Да спасёт тебя любовь моя! Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнёт жизнь в помертвевшие губы! Прижмётся лицом к кровавым бинтам на ногах и скажет: это я, это я, твоя Катя!..» [10] Почему эти слова можно назвать эмоциональными, бьющими в самое сердце? Каким образом смонтированы кадры, способствующие передаче внутреннего состояния героини? Участники мастерской приходят к выводу о том, что фильм ещё одно свидетельство высокой ценности русского характера, стремящегося к идеалу соборности, единству душ. С дохристианских времён сохранилось стремление русских к целостности. Каждого, всех зовём стать частью мира, частью всеобщего счастья на Земле, к духовному и нравственному единению силами любви.

На этом же этапе инициируем рефлексию: какие главные отличительные черты русских как нации хранит слово «душа» в языке и речи? Обучающиеся отмечают понимающее, чувствующее сердце русского человека; сострадание; жажду красоты; безмерность жизненного порыва; терпение; стойкость; отождествление природных сил с высшими Божественными силами; соборность, сохранение русскими духовно-нравственных традиций, ориентацию на высокие личностные отношения.

Дидактическая тема занятия стала благодатным материалом для осознания обучающимися отношения к своим материальным и духовным ценностям, к национальным интересам. Приведём пример творческой работы участницы мастерской:

Молитва о России

Всемогущий Боже! Ты милостив и добродетелен. Власть Твоя всецелая и безграничная. Воля Твоя добрая и справедливая. Закон Твой суров и благодатен. Прощение Твоё исцеляющее.

Молю Тебя, Боже, о родной земле, о матерях сынов и дочерей Твоих, о православной России. Спаси землю мою родную от погибели. От бед и несчастий. От тяжёлого бремени войн. От смертельного голода. От болезней неизлечимых.

Много бед натворили грешные люди. Не берегли, не ценили данное Тобой богатство. Издевались над родной землёй. Стали гибнуть сыны Твои в боях и сражениях. Не в защите родной земли гибнуть стали, а в жажде наживы корыстной. Обезумели люди. Вразуми человека, Тобою сотворённого. Пошли прощение и благословение Своё русскому народу. Вразуми о ценности земли родной.

Потерял народ веру истинную - нашёл веру ложную. Вразуми, Боже, человека, прости грешного и заблудшего, прими к Себе да не отлучай от Себя более.

И возрадуется Земля русская, и пойдёт колокольный звон благодатный по родной земле во славу Божию. И пойдёт народ русский в храмы православные. И восславит Господа Бога нашего. Не будет более ни бед, ни несчастий. Не будет Земля русская плакать о детях да сынах своих. (© Е. А. Шагова)

Заключение. Тема русской души/национального менталитета - сложнейшая проблема, изучаемая в междисциплинарных масштабах. Поиск её решения, выявления смыслов, истоков, сущностных качеств русского характера продолжается со времён осознания человеком самого себя. Мы представили фрагменты педагогической мастерской, вызвавшей большой интерес у всех участников образовательного процесса, никого не оставившего равнодушным. Мы показали энергоинформационную силу слова «душа», через которое проявили взаимодействие русского характера с энергетическими полями одного и каждого, с системами всего мира и человечества. Частицей своей души, личным словом и делом мы расширили понимание концепта «душа»/«менталитет» и будем продолжать исследование. Считаем, что методика развития речи обучаемых в свете лингвосинергетической методологии в формате он-лайн-обучения также требует дальнейшего её осмысления как единого изоморфного процесса взаимодействия всех жизненных систем человека в его пространстве, времени, движении с учётом технических достижений человечества.

Список литературы

1. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурная природа ментальности // Язык. Словесность. Культура. 2011. № 1. С. 23-43.

2. Бабич И. Н. Совершенствование учебно-воспитательного процесса школы в условиях функционирования образовательной среды, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2006. 19 с.

3. Белозёрова А. В. Лингвокультуроведческий дневник как модель реализации методической системы взаимосвязанного обучения // Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева) : коллективная монография / отв. ред. В. Д. Янченко ; сост. и науч. ред.

A. Д. Дейкина, А. Ю. Устинов, В. Д. Янченко. М. : МПГУ, 2018. С. 104-107.

4. Белозёрова А. В. Совершенствование письменной речи обучающихся на основе лингвокульту-роведческого дневника // Современные технологии в преподавании русского языка: к 60-летию кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета : материалы междунар. науч.-практ. Конф. (2-3 октября 2020 года) / отв. ред. А. Д. Дейкина,

B. Д. Янченко ; сост. и ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина, О. Е. Дроздова, А. Ю. Устинов. М. : МПГУ, 2020. С. 204-208.

5. Власова Т. И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 08 ноября 2007. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1194531527&archive=119559 6857&start_from=&ucat=& (дата обращения: 08.01.2021).

6. Галицких Е. О. Духовное развитие личности : программа и модели занятий спецсеминара. Киров, 1997. 124 с.

7. Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. М. : Библиомир, 2016. 272 с.

8. Герман И. А. Лингвосинергетика. Барнаул : Изд-во Алтайской академии экономики и права, 2000. 168 с.

9. Гураль С. К. Синергетика и лингвосинергетика // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 302. С. 7-9.

10. Два капитана - художественный фильм, реж. Е. Карелов (1976 г.). URL: https://www.culture.ru/ movies/2029/dva-kapitana.

11. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н. Характеристика текста как вида учебной деятельности в современном школьном обучении русскому языку // МИРС. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/harakteristika-teksta-kak-vida-uchebnoy-deyatelnosti-v-sovremennom-shkolnom-obuchenii-russkomu-yazy ku (дата обращения: 25.12.2020).

12. Дейкина А. Д. Русский язык как формирующая среда личности в её духовно-интеллектуальном и эмоциональном развитии // Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: ду-

ховное, интеллектуальное, эмоциональное : материалы Междунар. науч-практ. конф. (20-21 марта 2014 г.) / науч. ред. и сост. А. Д. Дейкина и др. М. : МПГУ; Ярославль : РЕМДЕРЭ, 2014. 480 с.

13. Донская Т. К. Светочи русской культуры в историко-культурном диалоге народов России // Наука. Искусство. Культура. 2014. № 4. С. 25.

14. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. № 6. С. 26-38.

15. Жогова И. Г. Образ как интегративный элемент концептуальной системы человеческого сознания / / Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2010. № 6 (25). Ч. 2. С. 75-78.

16. Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова.». СПб. : Златоуст, 1999. 368 с.

17. Колесов В. В., Пименова М. В. Введение в концептологию : учеб. пособие. 4-е изд., стер. М. : ФЛИНТА : Наука, 2017. 248 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М. : Языки славянской культуры, 2004. 556 с. (Язык. Семиотика. Культура). URL: https://rucont.ru/efd/175156.

19. Лыжова Л. К. Использование поэтического текста при обучении русскому языку как средство формирования интереса к нему // Преподавание русского языка в школе и вузе в контексте межкультурной коммуникации : материалы Междунар. науч-практ. конф. (18-19 марта 2010 г.) / А. Д. Дейкина и др. М. : МПГУ; Ярославль : РЕМДЕР, 2010. 516 с.

20. Словари культуры. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/649/СИНЕРГЕТИКА.

21. Сычугова Л. П. Архитектурные образы на уроках русского языка: лингвокогнитивный подход. Киров : Изд-во ВятГУ, 2011. 156 с.

22. Сычугова Л. П. Изучение слова как единицы языка и речи в свете лингвокогнитивного и си-нергетического подходов // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий : материалы Междунар. науч. конф., 28-29 октября 2017 г. Воронеж, 2017. С. 332-337.

23. Сычугова Л. П. Методика обучения речи: культуроведческий подход : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. ; под ред. д-ра пед. наук Л. А. Ходяковой. Киров : Радуга-ПРЕСС, 2012. 323 с.

24. Сычугова Л. П., Белозёрова А. В. Образы в синергетической модели обучения языку и речи // Язык и культура : сб. ст. XXX Междунар. науч. конф. (16-19 сентября 2019 г.) / отв. ред. С. К. Гураль. Томск : Изд. дом Томского государственного университета, 2020. С. 223-228.

25. Технология педагогических мастерских: вхождение в ценности : метод. пособие / Н. И. Белова, О. В. Орлова ; под общ. ред. Н. И. Беловой. М. : РУДН, 2019. 320 с.: ил.

26. Федорова М. А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2004. 170 с.

27. Ходякова Л. А. Методика овладения аналитико-синтетическими умениями в контексте культуры на уроках русского языка и во внеурочной деятельности : монография. М. : МПГУ, 2020. 214 с.

28. Ходякова Л. А. Методика речевого развития творческой личности школьника в контексте культуры: теория и практика : монография. М. : МПГУ, 2018. 188 с.

29. Черниговская Т. Как научить мозг учиться? URL: https://yandex.ru/video/preview.

30. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. М. : Аст-рель : АСТ : Хранитель, 2008. 746 с.

31. Sumina N. V. at al. Linguosynergetic potential of the pedagogical workshop. E3S Web Conf., 210 (2020) 18044. URL: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018044.

32. Sychugova L. P. аt al. Synergetic basis of author's educational, cognitive dictionaries. SHS Web of Conf., 69, 00017 CILDIAN-2019. URL: https://doi.org/10.1051/shsconf/20196900017.

Technology of pedagogical workshops in the conditions of online learning: a linguosynergetic approach

L. P. Sychugova1, A. V. Belozerova2

doctor of Pedagogical Sciences, associate professor. Russia, Kirov. E-mail: sychugoval@bk

2senior lecturer of the department "Russian as a foreign language", Don State Technical University.

Russia, Rostov-on-Don.ORCID: 0000-0002-4239-420X. E-mail: belochka-04.80@mail.ru

Abstract. The article describes the experience of working with students (students of philology of Vyatka State University, Kirov, and students of the Children's University of DSTU, Rostov-on-Don) in classes on speech development in online learning. The linguosynergetic approach used by the authors allows us to consider the model of linguistic comprehension of language taking into account the possibilities of the interconnected work of the human brain, non-linearity in speech activity.

The article presents the experience of working in the framework of a pedagogical workshop, which allows organizing classes in such a way that in the process of educational activity the development of verbal, spir-

itual, creative, emotional, social intelligence is carried out against the background of the person's involvement in the Russian national mentality.

Russian Russian language development experience is shown in the article, the stages of the pedagogical workshop on the topic "Lessons of the Russian Word about the Russian soul" are described, ways of working in the online mode are formulated, teaching tools are presented (cognitive dictionaries, linguistic and cultural diaries, texts and film texts). Russian Russian Soul In the study, the authors use techniques to activate the speech-thinking and language activities of the workshop participants based on creative work with the concept of "Russian soul", show the energy-informational potential of this phrase as a keeper of information about the Russian national character.

The authors conclude that the development of students' speech in the light of linguosynergetic methodology in the online learning format is relevant in the context of restrictive measures related to the pandemic and requires further study.

The article may be of interest to specialists dealing with the problems of linguosynergetics, teachers of Russian language and literature, teachers of additional education, philology students.

Keywords: cognitive linguistics, synergy, linguosynergetic teaching method, pedagogical workshop, online learning.

References

1. Alefirenko N. F. Lingvokul'turnaya priroda mental'nosti [Linguocultural nature of mentality] // Yazyk. Slovesnost'. Kul'tura - Language. Literature. Culture. 2011. No. 1. Pp. 23-43.

2. Babich I. N. Sovershenstvovanie uchebno-vospitatel'nogo processa shkoly v usloviyah funkcionirovaniya obrazovatel'noj sredy, realizovannoj na baze informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02 [Improvement of the educational process of the school in the conditions of functioning of the educational environment implemented on the basis of information and communication technologies : abstract. dis. ... PhD in Pedagogical Sciences: 13.00.02]. M. 2006. 19 p.

3. Belozyorova A. V. Lingvokul'turovedcheskij dnevnik kak model' realizacii metodicheskoj sistemy vzai-mosvyazannogo obucheniya [Linguocultural diary as a model for the implementation of a methodological system of interconnected learning] // Uchitel' dlya budushchego: yazyk, kul'tura, lichnost' (k 200-letiyu so dnya rozh-deniya F. I. Buslaeva) : kollektivnaya monografiya - Teacher for the future: language, culture, personality (to the 200th anniversary of the birth of F. I. Buslaev) : collective monograph / ed. by V. D. Yanchenko; comp. and scientific ed. by A. D. Deikin, A. Y. Ustinov, V. D. Yanchenko. M. MPSU. 2018. Pp. 104-107.

4. Belozyorova A. V. Sovershenstvovanie pis'mennoj rechi obuchayushchihsya na osnove lingvokul'turo-vedcheskogo dnevnika [Improving the written speech of students on the basis of a linguistic and cultural diary] // Sovremennye tekhnologii v prepodavanii russkogo yazyka: k 60-letiyu kafedry metodiki prepodavaniya russkogo yazyka Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta : materialy mezhdunar. nauch.-prakt Konf. (2-3 oktyabrya 2020 goda) - Language teaching modern technologies: to the 60th anniversary of the Department of Methods of Teaching Russian at Moscow Pedagogical State University : materials of the International Scientific and Practical. Conf. (October 2-3, 2020) / ed. by A. D. Deikin, V. D. Yanchenko; comp. and ed. by A. D. Deikin, V. D. Yanchenko, O. N. Levushkina, O. E. Drozdova, A. Y. Ustinov. M. MPSU. 2020. Pp. 204-208.

5. Vlasova T. I. Duhovno orientirovannaya paradigma vospitaniya v otechestvennoj pedagogike [The spiritually oriented paradigm of education in Russian pedagogy] // M. Scientific Digital Library PORTALUS.RU . Update date: November 08, 2007. Available at: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction= showfull&id=1194531527&archive=1195596857&start_from=&ucat= & (date accessed: 08.01.2021).

6. Galitskikh E. O. Duhovnoe razvitie lichnosti: programma i modeli zanyatij specseminara [Spiritual development of personality: program and models of special seminar classes]. Kirov. 1997. 124 p.

7. Galitskikh E. O. Chtenie s uvlecheniem: masterskie zhiznetvorchestva [Reading with passion: workshops of life creation]. M. Bibliomir. 2016. 272 p.

8. Herman I. A. Lingvosinergetika [Linguosynergetics]. Barnaul. Altai Academy of Economics and Law. 2000. 168 p.

9. Gural' S. K. Sinergetika i lingvosinergetika [Synergetics and linguosynergetics] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Tomsk State University. 2007. No. 302. Pp. 7-9.

10. Dva kapitana - hudozhestvennyj fil'm, rezh. E. Karelov (1976 g.) - Two Captains - a feature film, directed by E. Karelov (1976). Available at: https://www.culture.ru/movies/2029/dva-kapitana.

11. Dejkina A. D., Levushkina O. N. Harakteristika teksta kak vida uchebnoj deyatel'nosti v sovremennom shkol'nom obuchenii russkomu yazyku [Characterization of text as a type of educational activity in modern school teaching of the Russian language] // MIRS. 2011. No. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ harakteristika-teksta-kak-vida-uchebnoy-deyatelnosti-v-sovremennom-shkolnom-obuchenii-russkomu-yazy-ku (date accessed: 12.05.2020).

12. Dejkina A. D. Russkijyazyk kak formiruyushchaya sreda lichnosti v eyo duhovno-intellektual'nom i emo-cional'nom razvitii [Russian language as a formative environment of personality in its spiritual, intellectual and emotional development] // Razvitie lichnosti uchashchihsya v processe obucheniya russkomu yazyku: duhovnoe, intellektual'noe, emocional'noe : materialy Mezhdunar. nauch-prakt konf. (20-21 marta 2014 g.) - Personality

development of students in the process of learning the Russian language: spiritual, intellectual, emotional : materials of the International Scientific and Practical Conference (March 20-21, 2014) / scient. ed. and comp. A. D. Dejkina et al. M. MPSU ; Yaroslavl. REMDERE. 2014. 480 p.

13. Donskaya T. K. Svetochi russkoj kul'tury v istoriko-kul'turnom dialoge narodov Rossii [The lights of Russian culture in the historical and cultural dialogue of the peoples of Russia] // Nauka. Iskusstvo. Kul'tura -Science. Art. Culture. 2014. No. 4. P. 25.

14. Zhinkin N. I. O kodovyh perekhodah vo vnutrennej rechi [On code transitions in internal speech] // Vo-prosyyazykoznaniya - Questions of linguistics. 1964. No. 6. Pp. 26-38.

15. Zhogova I. G. Obraz kak integrativnyj element konceptual'noj sistemy chelovecheskogo soznaniya [Image as an integrative element of the conceptual system of human consciousness] // Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniya - The world of science, culture, education. Gorno-Altaysk. 2010. No. 6 (25). Part 2. Pp. 75-78.

16. Kolesov V. V. "Zhizn'proiskhodit otslova..." ["Life comes from the word ..."]. SPb. Zlatoust. 1999. 368 p.

17. Kolesov V. V., Pimenova M. V. Vvedenie v konceptologiyu : ucheb. posobie. 4-e izd., ster. [Introduction to conceptology : textbook. 4th ed., ster.] M. FLINT : Nauka. 2017. 248 p.

18. Kubryakova E. S. Yazyk i znanie. Na puti polucheniya znanij oyazyke: chasti rechi s kognitivnoj tochki zre-niya. Rol' yazyka v poznanii mira [Language and knowledge. On the way to gaining knowledge about language: parts of speech from a cognitive point of view. The role of language in the knowledge of the world]. M. Languages of Slavic culture. 2004. 556 p. (Language. Semiotics. Culture). Available at: https://rucont.ru/efd/175156.

19. Lyzhova L. K. Ispol'zovanie poeticheskogo teksta pri obuchenii russkomuyazyku kak sredstvo formiro-vaniya interesa k nemu [Use of the poetic text in teaching Russian language as a means of formation of interest to him] // Prepodavanie russkogo yazyka v shkole i vuze v kontekste mezhkul'turnoj kommunikacii: materialy Mezhdunar. nauch-prakt konf. (18-19 marta 2010 g.) - Teaching the Russian language in schools and universities in the context of intercultural communication : materials of the Intern. scientific-pract. conf. (18-19 Mar 2010) / A. D. Dakin, etc. M. MPSU ; Yaroslavl. REMDER. 2010. 516 p.

20. Slovari kul'tury - Dictionaries of culture. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/ 649/CHHEPrETHKA .

21. Sychugova L. P. Arhitekturnye obrazy na urokah russkogo yazyka: lingvokognitivnyj podhod [Architectural images in Russian language lessons: a linguocognitive approach]. Kirov. VyatSU. 2011. 156 p.

22. Sychugova L. P. Izuchenie slova kak edinicy yazyka i rechi v svete lingvokognitivnogo i sinergeticheskogo podhodov [Studying the word as a unit of language and speech in the light of linguocognitive and synergetic approaches] // Problemy izucheniya zhivogo russkogo slova na rubezhe tysyacheletij : materialy Mezhdunar. nauch. konf., 28-29 oktyabrya 2017g. - Problems of studying the living Russian word at the turn of the millennium : Proceedings of the International Scientific Conference, October 28-29, 2017 Voronezh. 2017. Pp. 332-337.

23. Sychugova L. P. Metodika obucheniya rechi: kul'turovedcheskij podhod: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zaved. ; pod red. d-ra ped. nauk L. A. Hodyakovoj [Methods of teaching speech: cultural approach : textbook for students of higher. ped. Institution]; ed. by Dr. of Pedagogical Sciences L. A. Hodyakova. Kirov. Raduga-PRESS. 2012. 323 p.

24. Sychugova L. P., Belozyorova A. V. Obrazy v sinergeticheskoj modeli obucheniya yazyku i rechi [Images in a synergetic model of language and speech teaching] // Yazyk i kul'tura : sb. st. XXX Mezhdunar. nauch. konf. (16-19 sentyabrya 2019 g.) - Language and culture : collection of art. XXX International Scientific Conference (September 16-19, 2019) / ed. by S. K. Gural. Tomsk. Tomsk State University. 2020. Pp. 223-228.

25. Tekhnologiya pedagogicheskih masterskih: vhozhdenie v cennosti: metod. posobie - Technology of pedagogical workshops: entering into values : method. manual / N. I. Belova, O. V. Orlova; under the gen. ed. of N. I. Belova. M. Russian University of Peoples' Friendship. 2019. 320 p.: ill.

26. Fedorova M. A. Pedagogicheskaya sinergetika kak osnova modelirovaniya i realizacii deyatel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 [Pedagogical synergetics as a basis for modeling and implementing the activities of a higher school teacher : dis. ... PhD in Pedagogical Sciences: 13.00.08]. Stavropol. 2004. 170 p.

27. Hodyakova L. A. Metodika ovladeniya analitiko-sinteticheskimi umeniyami v kontekste kul'tury na urokah russkogo yazyka i vo vneurochnoj deyatel'nosti: monografiya [Methodology of mastering analytical and synthetic skills in the context of culture in Russian language lessons and extracurricular activities : monograph]. Moscow. MPSU. 2020. 214 p.

28. Hodyakova L. A. Metodika rechevogo razvitiya tvorcheskoj lichnosti shkol'nika v kontekste kul'tury: te-oriya i praktika : monografiya [Methods of speech development of a student's creative personality in the context of culture: theory and practice : monograph]. M. MPSU. 2018. 188 p.

29. Chernigovskaya T. Kak nauchit' mozg uchit'sya? [How to teach the brain to learn?] Available at: https://yandex.ru/video/preview.

30. Shchukin A. N. Lingvodidakticheskij enciklopedicheskij slovar': bolee 2000 edinic [Linguodidactic encyclopedic dictionary: more than 2000 units]. M. Astrel : AST : Hranitel' (Keeper). 2008. 746 p.

31. Sumina N. V. atal. Linguosynergetic potential of the pedagogical workshop. E3S Web Conf., 210 (2020) 18044. Available at: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018044.

32. Sychugova L. P. at al. Synergetic basis of author's educational, cognitive dictionaries. SHS Web of Conf., 69, 00017 CILDIAN-2019. Available at: https://doi.org/10.1051/shsconf/20196900017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.