Научная статья на тему 'Технология печати по требованию'

Технология печати по требованию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология печати по требованию»

Технология печати по требованию

О.А. Мышко,

студентка 4 курса

В.В. Ковалева,

к.т.н., доцент кафедры АПП

Появление термина «Печать по требованию», в основном, связывают с появлением средств цифровой печати и его также широко используют производители печатного оборудования, часто не объясняя какую конкретно выгоду данная технология предоставляет клиентам.

Печать по требованию (Print on Demand) — совокупность технологий и бизнес-процессов, позволяющих получить ровно столько экземпляров печатной продукции сколько необходимо; именно тогда, когда необходимо; там, где это необходимо.

Технология была впервые представлена в феврале 1997 года в Стокгольме.

«Print on Demand» — общее название технологии, хотя некоторые компании различают услуги Book on Demand («Книга по требованию» — когда по запросу покупателя печатаются новые экземпляры уже существующей книги) и собственно «Print on Demand» («Печать по требованию» — оперативное выполнение небольших полиграфических заказов).

Печать по требованию является новой технологией издательского дела и представляет собой, по сути, новый способ распространения содержания, которое позволяет осуществлять очень небольшие тиражи. По этой системе производства печатается только требуемый объем. Печать часто происходит при наличии заранее подготовленного материала и имеющихся файлов. Иногда файлы редактируются, в соответствии с указанными в заказе требованиями. В идеале печать по требованию означает возможность напечатать только один экземпляр. Это становится возможным только при использовании новых цифровых методов печати.

В отличие от так называемых малых тиражей, при которых печатается небольшое количество экземпляров (50-100) для очень не-

больших запасов, печать по требованию позволяет печатать книгу только в ответ на конкретный заказ клиента, так что напечатанные по требованию экземпляры никогда не отправляются на хранение. Очевидным образом это существенно уменьшает запасы печатных экземпляров, в результате чего сокращаются расходы на складирование и стоимость утилизации непроданных экземпляров. Эта технология также делает возможной повторную печать по требованию - таким образом, книги уже больше не будут считаться «вышедшими из печати».

В современном мире спрос требует быстрой поставки новейшей информации. Этот спрос создается потребителями печатной продукции, такими как библиотеки и другие общественные учреждения, также как и потребителями/читателями книг с одной стороны и авторами - с другой.

Однако традиционная цепочка «автор - издательство - типография - дистрибьютор - оптовая торговля - книжная торговля -потребитель/читатель» работает слишком медленно, чтобы удовлетворить требования автора к доступности его работы, также как и требования читателя по получению самого современного материала в любой момент, когда он пожелает его прибрести, по доступной цене. Технология печати по мере спроса может предложить решение этой проблемы и для автора, и для потребителя/читателя.

Печать по требованию позволяет работать не только с оптовиками, но и с розницей, с конечными потребителями одновременно, обеспечивая постоянную «доступность» книг в режиме реального времени, с разной системой ценообразования. Развитие интернет-торговли/электронной коммерции предоставляет простые и недорогие инструменты продажи книг всем участникам цепочки поставки. Смещая объем продаж в сторону конечного потребителя, издательство получает возможность продажи книг по розничной цене, увеличивая маржу и, следовательно, возврат на инвестиции, сделанные в издание.

Подход «печать по требованию» абсолютно точно соответствует потребностям издательства. Реализовывать его можно по-разному: либо выбрать в качестве партнера цифровую типографию, которая предоставит необходимую инфраструктуру и соответствующий сервис для издательства и интегрировать ее в бизнес-модель издательства, либо разработать концепцию собственного производства и логистической структуры, что может быть еще более эффективным.

С точки зрения авторских прав, распространение на рынке (при использовании печати по требованию) связано с применением новых, также как и традиционных положений авторских прав.

Технология пришла к нам из других стран, но от мирового опыта мы мало что взяли. Российский «Print on Demand» отличается от мирового самым важным: юридической стороной и отношением потре-

бителя к получению информационного продукта. Несовершенство законодательства и менталитет потребителя, который предпочитает взять бесплатно, а не купить - вот основные препоны развитию перспективной технологии в нашей стране.

Во всем мире юридически «Print on Demand» является аналогом традиционной работы издательства с типографией, а возможность дополнительного тиража, как правило, сразу учитывается в договоре с автором. В России же этот момент «пробуксовывает», и делает это именно по причине своеобразного саботажа правообладателей: нет разрешения с их стороны на допечатку экземпляров, поскольку большинство из них боится оказаться «кинутыми» и недополучить авторских отчислений, а в результате у нас практически нечего печатать «по требованию». В этом главная ошибка нашей допечатки и ее главная просадка, которую мы еще много лет можем обсуждать, а конкретных решений найдено не будет.

Важным отличием отечественного подхода является нежелание принимать авторское право в том виде, какой ему отведен законом. Во всем мире авторские права диктуют правоотношения между авторами и издателями, помогая урегулировать вопросы издательского процесса, в том числе и по принципу «Print on Demand». В нашей же стране считается, что авторское право наоборот служит той самой палкой в колесах издательской машины, которая только мешает, доставляя рыночным механизмам дополнительные хлопоты.

Развитие сети Интернет также делает свое дело. Как ни крути, но пока у нас получается, что нам проще скачать книгу в пиратской (электронной) версии и распечатать ее на обычном принтере, нежели идти и искать, кто же разрешит взять авторские права на распечатку одного экземпляра. А ведь только так можно получить законный единичный экземпляр, напечатанный по запросу.

Что касается технологической стороны вопроса - на данном этапе развития технологии в нашей стране это вопрос второстепенный, поскольку мы пока не разобрались с главным.

Сегодня же - на фоне нерешенного вопроса внедрения печати единичных экземпляров по запросу покупателя в масштабах страны, технология внедряется на местечковом уровне. Так, все чаще можно встретить такую услугу как «Print on Demand», оказываемую наряду с другими полиграфическими услугами, небольшими типографиями, извлекающими из этой технологии прибыль и оказывающими востребованную услугу потребителю, однако, зачастую не законную. В государственных же масштабах вопрос, как показывает практика, пока не решаем, и дискуссии на тему «Print on Demand» в нашей стране - это только первый шаг на сложном пути внедрения.

Технология печати по требованию является важной вехой в процессе развития жизнеспособных издательских рынков Центральной

и Восточной Европы. Использование технологии может помочь существенно уменьшить стоимость производства одного экземпляра, делая возможным издания небольших тиражей, также как и предоставляя доступ к старым изданиям, уже вышедшим из печати. Технология будет способствовать прибыльности издательского дела в данном регионе, что в свою очередь окажет благоприятное влияние на обучение населения в странах переходной демократии, помогая им в данном процессе.

В настоящее время в России действует несколько издательств, которые выбрали технологию печати по требованию основным принципом своей деятельности.

Крупные издательства не сильно заинтересованы в выходе на рынок «Print on Demand» - это рынок изданий узкого или остаточного спроса. Предполагается, что технология понравится скорее книготорговцам: они смогут избежать расходов на транспортировку и хранение книг. Им не придется волноваться, что склады будут заполнены неликвидным товаром.

Библиографический список

1. Журнал Новости полиграфии № 3, 4'2011.

2. http://www.malb.ru/glossariy061.html

3. Журнал КомпьюАрт 8'2000 http://www.compuart.ru

4. Википедия http://ru.wikipedia.org

5. Instapedia http://instapedia.com

6. Печатник.оэ1Г1 http://pechatnick.com

7. Цифровая печать Журнал КомпьюАрт 2'2003 http:// www.cbs-print.ru

8. Энциклопедия полиграфии http://web-3.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.