Научная статья на тему 'Технология партнёрства: особенности и сложности при реализации образовательной программы в университете'

Технология партнёрства: особенности и сложности при реализации образовательной программы в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЁР / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОЛЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ПАРТНЕРСТВА В ОБУЧЕНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / РАБОТА В КОМАНДЕ / ТЬЮТОРСТВО / TEACHING TECHNOLOGIES / PARTNERSHIP TECHNOLOGY / PARTNER / JOINT ACTIVITY / INTELLECTUAL FIELD / COMMUNICATION / TEAMWORK / TUTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полупан Ксения Леонидовна

Современная педагогика высшей школы характеризуется многоплановостью исследований в области применения технологий обучения. В то же время технологиям совместной деятельности, а более конкретно созданию совместного результата деятельности, уделено недостаточное внимание. В статье на основе анализа отличительных особенностей технологии партнёрства построен конструкт деятельности по внедрению технологии и разработана структура её эффективной реализации в образовательном процессе. Для подтверждения предлагаемых решений были использованы методы моделирования, проектирования, прямого и включенного наблюдения, диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PARTNERSHIP: ITS ADVANTAGES AND CHALLENGES IN THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS AT UNIVERSITY

Nowadays the development ofhigher education is characterized by diversified research in the field of teaching technologies implementation. At the same time technologies of joint activities, and more specifically achievement of a joint result is not under specific focus. In the article, based on the analysis ofthe distinctive features ofpartnership technology, the construct ofthe activity on the technology inoculation was drawn up and the structure of its effective implementation in the educational process was developed. To confirm the proposed approach methods of modeling, designing, direct and included surveillance, and diagnostics were implemented.

Текст научной работы на тему «Технология партнёрства: особенности и сложности при реализации образовательной программы в университете»

ТЕХНОЛОГИЯ ПАРТНЁРСТВА: ОСОБЕННОСТИ И СЛОЖНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ

ПОЛУПАН Ксения Леонидовна - канд. пед. наук, зам. директора департамента образовательных программ и образовательной политики. E-mail: [email protected] Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Россия Адрес: 236016 г. Калининград, ул. А. Невского, 14

Аннотация. Современная педагогика высшей школы характеризуется многоплановостью исследований в области применения технологий обучения. В то же время технологиям совместной деятельности, а более конкретно - созданию совместного результата деятельности, уделено недостаточное внимание. В статье на основе анализа отличительных особенностей технологии партнёрства построен конструкт деятельности по внедрению технологии и разработана структура её эффективной реализации в образовательном процессе. Для подтверждения предлагаемых решений были использованы методы моделирования, проектирования, прямого и включенного наблюдения, диагностики.

Ключевые слова: партнёр, совместная деятельность, интеллектуальное поле, коммуникация, технология партнерства в обучении, педагогические технологии, обучение в сотрудничестве, работа в команде, тьюторство

Для цитирования: Полупан К.Л. Технология партнёрства: особенности и сложности при реализации образовательной программы в университете // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 116-121.

Проблематика

Технологии партнёрства в образовательном процессе имеют давнюю историю, ведь идея обучения в группах возникла ещё в 20-х годах XX столетия. Как известно, идеология обучения в партнёрстве была детально разработана на основе философии прагматизма и практик психоанализа американскими педагогами [1]. Наиболее значимые исследования в отечественной педагогической науке, посвящённые данной теме, проводились в период с 1997 по 2000 гг. Технология развивалась, приобретая новые названия и содержание: «коллективное обучение» [2], «совместное обучение» [3], «обучение в малых группах» [3-5], «обучение в сотрудничестве» [6-9], «технология коллаборации» [10-15], «работа в команде» [16]. На наш взгляд, применительно к образовательному процессу в университете наиболее правильным будет использование термина «технология партнёрства».

Партнёрство предполагает отношение к другому человеку как к равному. Партнёр - это участник взаимодействия, способный к диалогу и групповому общению, к работе в команде, соблюдающий правила делового этикета и нормы сотрудничества. Отношения между участниками процесса взаимодействия должны складываться как равноправные, но при этом весьма бережные, основанные на согласовании интересов и намерений [17].

Цели, содержание и методы технологии партнёрства должны определяться с учётом педагогических, психологических и социологических факторов, влияющих на обеспечение комфортности в группе, на организацию совместной деятельности участников по решению проблем и достижению результатов. При реализации данной технологии преподаватель приобретает новую роль -организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой

деятельности обучающихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта. Тьютор должен помочь студентам:

• самостоятельно «добывать» необходимые знания;

• критически осмысливать получаемую информацию;

• уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами;

• решать возникающие при этом проблемы.

При использовании технологии партнёрства в образовательном процессе важно осознавать трудности в её реализации. Обобщив результаты проведённого нами эмпирического исследования, мы выявили кластер проблем, обусловленных недостаточным уровнем развития у преподавателей ряда умений и способностей, таких как:

- коммуникабельность - дефицит коммуникативных умений, связанных с нахождением подхода к каждой отдельно взятой личности, установлением контакта и обязательной обратной связи;

- умение организовать учебное интеллектуальное пространство, располагающее к диалогу, ведению диалога, анализу и корректировке хода обсуждения в группе, использование поддерживающих приемов общения;

- способность помогать обучающимся не попадать в зависимость, которая ограничивает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении;

- умение создавать специальные ситуации, побуждающие обучающихся к интеграции усилий для решения поставленной профессиональной задачи.

Мы попытались решить выявленные проблемы, смоделировав конструкт, позволяющий эффективно внедрять технологию партнёрства при реализации образовательной программы в университете.

Решения и рекомендации

Технология партнёрства - это способ организации самостоятельной деятельности

обучающихся, предусматривающий методики обучения, направленные на совместное производство, обмен и потребление знаний и опыта. Поэтому в качестве принципов технологии партнёрства можно назвать следующие:

- общность целей и задач. Именно солидарные усилия, а не соревнование лежат в основе обучения в группе;

- личная ответственность. Эффективность работы «команды» зависит от активности и работы каждого члена. У участников партнёрского взаимодействия сформированы некие способности и умения, но на разном уровне. При этом каждый обучающийся должен внести свой вклад в общее решение поставленной перед группой проблемы. Если участник, обучающийся по технологии партнёрства, прикладывает максимум своих усилий, то при оценке выполненной работы справедливо будет оценивать их общую работу. Результаты психологических исследований показывают, что если оцениваются усилия, которые затрачивают обучающиеся в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех гораздо выше, чем при традиционных технологиях обучения.

Такой подход к обучению выдвигает самостоятельную работу над проблемой как приоритетный вид деятельности студента. Исходя из данных положений, устанавливается диалектическая взаимосвязь между индивидуальной самостоятельной работой и совместной работой в группах.

К основным эффективным механизмам, обеспечивающим формирование конструктивного партнёрского взаимодействия педагогов и обучаемых, относятся следующие:

- взаимопонимание - процесс формирования общих целей и форм взаимодействия;

- координация - поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям людей;

- согласование - механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивацион-но-потребностной стороны общения [16].

Рис. 1. Конструкт технологии партнёрства

На рисунке 1 представлен конструкт, лежащий в основе технологии партнёрства, в котором стрелками указаны персоналии; это могут быть «студент - студент - преподаватель», «преподаватель - преподаватель -студент», «студент - студент - студент», организующие совместную познавательную деятельность, направленную на результат. Взаимодействие осуществляется на основании непрерывной цепочки, состоящей из таких элементов, как осмысление (проблемы, задания, готового решения и т.п.), координация (деятельности, решений, полномочий и т.п.) и решение (определяющее или результат деятельности, или дальнейшие пути и способы действий).

Ключевыми аспектами в реализации технологии партнёрства при подготовке бакалавров, специалистов и магистров на сегодняшний день являются:

- создание интеллектуального поля деятельности с четко определёнными результатами и видами деятельности;

- исследовательский характер содержания образовательных программ и их элементов;

- наличие сформированных коммуникативных компетенций всех участников образовательного процесса.

Исходя из положений «теории поля» Пьера Бурдье [18], интеллектуальное поле реализации технологии партнёрства явля-

ется «местом конкурентной борьбы». Тогда эффективное взаимодействие партнёров возможно лишь при определённом разделении полномочий (зон ответственности) и наличия у каждого из партнёров плана-проекта дальнейшей деятельности. При этом, согласно идее К. Левина, векторами интеллектуального поля рассматриваемой технологии станут задача-исследование и проблема-решение.

Одно из важных мероприятий в применении технологии партнёрства - это получение задания команде и распределение выполняемой «работы», т.е. зона ответственности. Необходимо предоставить группе студентов возможность самим определять функцию каждого её члена при выполнении задания, а также напомнить им, что надо обязательно предусмотреть и такие роли, как организатор активной деятельности, отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы, а также редактор, который контролирует правильность выполнения задания.

Если задание предполагает только ответы на вопросы по новому материалу, необходимо сформулировать два-три вопроса всей группе. Каждый участник выносит на обсуждение свой вариант ответа, имеющий подтверждение или опровержение, аргументируют свою позицию, находит в тексте и представляет пример, подтверждающий высказанную мысль. Результат та-

кой работы - выработка умений находить общее мнение, что предполагает дискуссию, которая требует сложных интеллектуальных и коммуникативных навыков. В основе эффективного функционирования технологии партнёрства лежит общение -студентов друг с другом и студентов с преподавателем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Такое общение является социальным, так как в процессе установления коммуникации студенты поочередно выполняют разные социальные роли (лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.).

По результатам практической работы по внедрению технологии партнёрства нами были определены и методически обоснованы следующие рекомендации по организации партнёрской работы обучающихся.

1. При введении партнёрских форм работы важно сформулировать чёткие «правила игры», ибо у обучающихся опыта подобной учебной работы либо недостаточно, либо вообще нет.

2. Эффективная организация партнёрского взаимодействия возможна лишь при умелом распределении зон ответственности, наделении членов малых групп определенными полномочиями, а также при наличии заранее разработанных схем, карт и т.п. материала, структурирующего рабочий процесс.

3. При введении той или иной новой формы группового сотрудничества преподавателю следует подробно спроектировать и описать свою собственную деятельность во время групповой работы.

4. «Совместные ошибки» - это неотъемлемый компонент партнёрского взаимодействия; их своевременный анализ и разбор -одно из условий эффективности процесса.

5. Особым компонентом оценки результата должен быть не только научный и исследовательский вклад каждого участника, но и акцент на их профессиональных качествах и персональных достижениях.

Выводы

К позитивным последствиям внедрения технологии партнёрства в образовательные программы высшего и среднего профессионального образования, реализуемые в университете, можно отнести следующие:

- приоритет целей развития индивидуальности, реализация каждой отдельной личности в партнёрском взаимодействии;

- формирование ценностей, идеалов, образцов в партнёрстве, исходя из личных интересов и потребностей;

- комплексное многоаспектное решение профессиональных задач, проблем, ситуаций;

- возможность свободного выбора, соответствующего интересам и желаниям каждого партнёра;

- создание условий для самоопределения участников деятельности (рефлексия своей роли, характера поведения и форм взаимодействия);

- оценивание результатов совместной деятельности с точки зрения развития личности каждого участника в контексте его отношений с партнёрами.

При правильной организации технологии партнёрства совместная деятельность позволяет: увлекать обучающихся общим делом, снимать имеющуюся социально-психологическую напряжённость в отношениях между участниками, раскрывать потенциал обучающихся, выявлять проблемы в их взаимодействии, учить партнёров находить компромиссы при совместном планировании, выборе средств реализации намеченного, формировать умения тактично, доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей.

Литература

1. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. М.: Экономическая школа, 2001. 256 с.

2. Шадрин А.Н. Коллективный способ обучения. Методика и теория. Ростов н/Д: Изд-во ОблИУУ, 1993. 198 с.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

4. Корзюк Н.Н. Обучение в малых группах: теория и практика // Лингвистическая теория и образовательная практика: сб. науч. ст./ Белорус. гос. ун-т; отв. ред. О.И. Уланович. Минск: Изд. центр БГУ, 2013. 166 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. M.: Народное образование, 1998. 256 с.

6. Копылова H.A. Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в практической деятельности образовательных учреждений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Вып. № 45. Т. 19. С. 367-373.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2008. 272 с.

8. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002. 441 с.

9. Якиманская И.С. Технология личностно-ори-ентированного обучения. М.: Бином, 2013. 222 с.

10. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии: на перекрестке мнений // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 138-144.

11. Волостнова Т.И. Современные технологии образования в высшей школе // Мир на-

уки и образования. 2015. №3. URL: http:// www.mgirm.ru/World_of_science_and_ education/2015/3/Volostnova.pdf

12. Загрекова Л.В, Николина В.В. Теория и технология обучения: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2004. 232 с.

13. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых. М.: Academia, 2002. 128 с.

14. Миэринь Л.А, Быкова Н.Н, Зарукина Е.В. Современные образовательные технологии в вузе: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. 169 с.

15. Шагеева Ф, Иванов В. Современные образовательные технологии (опыт инженерного вуза) // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 129-132.

16. Сазонова З.С. «Работа в команде» как педагогический принцип // Высшее образование в России. 2005. № 8. С. 3-8.

17. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / А.П. Панфилова, А.В. Долматов; под ред. А.П. Панфиловой. М.: Юрайт, 2016. 487 с.

18. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред., пер. и послесл. Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. 576 с.

Статья поступила в редакцию 20.09.17.

С доработки 09.10.17.

Принята к публикации 15.10.17.

TECHNOLOGY OF PARTNERSHIP: ITS ADVANTAGES AND CHALLENGES IN THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS AT UNIVERSITY

Ksenia L. POLUPAN- Cand. Sci. (Education), Deputy Director of the Department for Academic Programs and Educational Policy, e-mail: [email protected]

Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia

Address: 14, A. Nevskogo str., Kaliningrad, 236041, Russian Federation

Abstract. Nowadays the development ofhigher education is characterized by diversified research in the field of teaching technologies implementation. At the same time technologies of joint activities, and more specifically - achievement of a joint result is not under specific focus. In the article, based on the analysis ofthe distinctive features ofpartnership technology, the construct ofthe activity on the technology inoculation was drawn up and the structure of its effective implementation in the educational process was developed. To confirm the proposed approach methods of modeling, designing, direct and included surveillance, and diagnostics were implemented.

Keywords: teaching technologies, partnership technology, partner, joint activity, intellectual field, communication, teamwork, tutoring

Cite as: Polupan, K.L. (2017). [Technology of Partnership: Its Advantages and Challenges in the

Implementation at University]. Vysshee obrazovanie v Rossi = Higher Education in Russia. 2017. No.11 (217), pp. 116-121. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Johnson, D., Johnson, R., Johnson-Holubek, E. (2009). Circles ofLearning: Cooperation in the Classroom (6th edition). Edina, MN: Interaction Book Company

2. Shadrin, A.N. (1993). Kollektivnii metod obuchenia. Metodika i teoriya [Collective Way of Learning. Methods and Theory]. Rostov on Don: Publishing house of OblIUU. 198 p. (In Russ.)

3. Verbitsky, A.A. (1991). Aktivnoe obuchenie v vysshei shkole [Active Learning in Higher Education: A Contextual Approach]. Moscow: Vysshaya shkola Publ. 207 p. (In Russ.)

4. Korzyuk, N.N. (2013). [Teaching in Small Groups: Theory and Practice]. In: Linguistic theory and educational practice: collection of scientific articles. Ed. O.I. Ulanovich. Minsk: Publishing house ofBelarus State Univ. 166 p. (In Russ.)

5. Selevko, G.K. (1998). Sovremennye obrazovatelnie tehnologii [Modern Educational Techniques]. Moscow: Narodnoe obrazovanie Publ. 256 p. (In Russ.)

6. Kopylova, N.A. (2007). [A Modern View of the Pedagogy of Cooperation and Implementation ofIts Ideas in the Practical Activity of Educational Institutions]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science]. No. 45. Vol.19, pp. 367-273. (In Russ.)

7. [New Pedagogical and Information Technologies in the Education System: Textbook. Manual for higher education institutions]. E.S. Polat (Ed), M.Yu. Bukharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov. (2008). Moscow: Akademiya Publ. 272 p. (In Russ.)

8. Chernilevsky, D.V. (2002). Didakticheskie tehnologii v vysshei shkole [Didactic Technologies in Higher Education]. Moscow. 441 p. (In Russ.)

9. Yakimanskaya, I.S. (2013). Tekhnologia lichnostno-orientirovannogo obmhenia. [Technology ofPerson-ality-Oriented Learning]. Moscow: Binom Publ. 222 p. (In Russ.)

10. Akhmetova, D., Gurrie, L. (2001). [University Teacher and Innovative Technologies: At the Crossroads of Opinions]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4, p. 138-144. (In Russ.)

11. Volostnova, T.I. (2015). [Modern Education Technologies in Higher Education]. Mir nauki i obrazovaniya [World ofScience and Education]. No. 3. Available at: http://www.mgirm.ru/World_of_science_and_ed-ucation/2015/3/Volostnova.pdf (In Russ., abstract in Eng.)

12. Zagrekova, L.V., Nikolina, V.V. (2004). Teoriya i technologiya obucheniya [Theory and Technology of Teaching: A Manual for Institutions ofHigher Education]. Moscow: Vysshaya shkola Publ., 232 p. (In Russ.)

13. Zmeyev, S.I. (2002). Tekhnologia obmhenia vzroslykh [Technology of Adult Education]. Moscow: Aka-demiya Publ., 128 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Mierin, L.A., Bykova, N.N., Zarukina, E.V. (2015). Sovremennie obrazovatelnie tehnologii (opyt ingen-ernogo vuza) [Modern Educational Technologies in University: Study Guide]. S. Petersburg: Publishing house ofthe Saint-Petersburg State University ofEconomics, 169 p. (In Russ.)

15. Shageeva, F., Ivanov, V. (2006). [Modern Educational Technologies (Experience ofan Engineering University)]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. No. 4, pp.129-132. (In Russ.)

16. Sazonova, Z.S. (2005). ["Work in a Team" as a Pedagogical Principle]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. No. 8, pp. 3-8. (In Russ.)

17. Panfilova, A.P., Dolmatov, A.V. Panfilova, A.P. (Ed) (2016). Vzaimodeistvie uchastnikov obrazovatelnogo protsessa [Interaction of Participants in the Educational Process: A textbook for bachelors]. Moscow: Yurayt Publ. 487 p. (In Russ.)

18. Bourdieu, P. (2005). Sotsialnoe prostranstvo: polya i praktiki [Social Space: Fields and Practices]; Trans. from Fr. / Comp., edit and afterword of N.A. Shmatko. Moscow: Institute ofExperimental Sociology. 576 p. (In Russ.)

The paper was submitted 20.09.17.

Received after reworking 09.10.17.

Accepted for publication 15.10.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.