Научная статья на тему 'Технология оценки игрового мышления футбольного вратаря'

Технология оценки игрового мышления футбольного вратаря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
футбол / вратарь / игровое мышление / тактическая подготовка / тактические навыки / модельные характеристики вратаря / оценка тактических решений / football / goalkeeper / game thinking / tactical training / tactical skills / model characteristics of goalkeeper / assessment of tactical decisions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексей Владимирович Степанов, Елена Викторовна Старкова

Обосновывается разработанная авторами технология оценки игрового мышления футбольных вратарей, которая позволяет выявить уровень развития тактических навыков. В работе представлен список тактических навыков, используемых вратарями в соревнованиях и последующего сравнения их с модельными характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексей Владимирович Степанов, Елена Викторовна Старкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology for assessing the game thinking of a football goalkeeper

In team sports, one of the most important qualities of players is game thinking. Experts have always had an acute question about the possibility of obtaining an objective assessment of this quality and its subsequent universalization. In football, attempts are constantly being made to assess the level of game thinking of both field players and goalkeepers. The article substantiates the technology for evaluating the game thinking of football goalkeepers, developed on the basis of an analysis of various approaches to determining the level of development of tactical skills. The article presents a list of tactical actions used by goalkeepers during competitions, in comparison with the model characteristics of a football goalkeeper. The study involved goalkeepers of the Academy of Game Sports of Perm Krai, involved in the training stage of sports training, the stage of improving sportsmanship, higher sportsmanship, as well as goalkeepers of professional teams. The article presents the results of the analysis of control and friendly matches, matches of the regional and interregional levels, children’s all-Russian competitions, adult amateur and professional leagues. In the course of the study, various methods for evaluating tactical actions were tested, and, based on the results of the analysis, a more effective method was proposed that, according to the authors, provides the most objective assessment. The model characteristics of tactical readiness of football goalkeepers are determined. Tactical decisions of goalkeepers in the conditions of competitions are assessed. The received indicators of game thinking of goalkeepers with model indicators of the ideal goalkeeper are compared. The obtained results were analyzed, and regularities in the amount of competitive practice received by goalkeepers and the level of development of individual tactical skills were identified. Based on the results of the research, a list of tactical skills of football goalkeepers, model characteristics of an ideal goalkeeper, the most objective option for assessing the level of game thinking were determined; the level of development of game thinking of the goalkeepers of the experimental group was revealed, and the direction of correction of the training process was determined.

Текст научной работы на тему «Технология оценки игрового мышления футбольного вратаря»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 490. С. 179-185 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 490. рр. 179-185

Научная статья УДК 796.332

аог 10.17223/15617793/490/20

Технология оценки игрового мышления футбольного вратаря

Алексей Владимирович Степанов1,2, Елена Викторовна Старкова3

13 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия 2 АНО «ФК "Амкар-Пермь "», Пермь, Россия 12 hideriteo@list.ru 3 starkova@pspu. ги

Аннотация. Обосновывается разработанная авторами технология оценки игрового мышления футбольных вратарей, которая позволяет выявить уровень развития тактических навыков. В работе представлен список тактических навыков, используемых вратарями в соревнованиях и последующего сравнения их с модельными характеристиками.

Ключевые слова: футбол, вратарь, игровое мышление, тактическая подготовка, тактические навыки, модельные характеристики вратаря, оценка тактических решений

Для цитирования: Степанов А.В., Старкова Е.В. Технология оценки игрового мышления футбольного вратаря // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 490. С. 179-185. (М: 10.17223/15617793/490/20

Original article

doi: 10.17223/15617793/490/20

Technology for assessing the game thinking of a football goalkeeper

Aleksey V. Stepanov1,2, Elena V. Starkova3

13 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russian Federation 2 FC Amkar-Perm autonomous non-commercial organization, Perm, Russian Federation

12 hideriteo@list.ru 3 starkova@pspu. ru

Abstract. In team sports, one of the most important qualities of players is game thinking. Experts have always had an acute question about the possibility of obtaining an objective assessment of this quality and its subsequent univer-salization. In football, attempts are constantly being made to assess the level of game thinking of both field players and goalkeepers. The article substantiates the technology for evaluating the game thinking of football goalkeepers, developed on the basis of an analysis of various approaches to determining the level of development of tactical skills. The article presents a list of tactical actions used by goalkeepers during competitions, in comparison with the model characteristics of a football goalkeeper. The study involved goalkeepers of the Academy of Game Sports of Perm Krai, involved in the training stage of sports training, the stage of improving sportsmanship, higher sportsmanship, as well as goalkeepers of professional teams. The article presents the results of the analysis of control and friendly matches, matches of the regional and interregional levels, children's all-Russian competitions, adult amateur and professional leagues. In the course of the study, various methods for evaluating tactical actions were tested, and, based on the results of the analysis, a more effective method was proposed that, according to the authors, provides the most objective assessment. The model characteristics of tactical readiness of football goalkeepers are determined. Tactical decisions of goalkeepers in the conditions of competitions are assessed. The received indicators of game thinking of goalkeepers with model indicators of the ideal goalkeeper are compared. The obtained results were analyzed, and regularities in the amount of competitive practice received by goalkeepers and the level of development of individual tactical skills were identified. Based on the results of the research, a list of tactical skills of football goalkeepers, model characteristics of an ideal goalkeeper, the most objective option for assessing the level of game thinking were determined; the level of development of game thinking of the goalkeepers of the experimental group was revealed, and the direction of correction of the training process was determined.

Keywords: football, goalkeeper, game thinking, tactical training, tactical skills, model characteristics of goalkeeper, assessment of tactical decisions

For citation: Stepanov, A.V. & Starkova, E.V. (2023) Technology for assessing the game thinking of a football goalkeeper. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 490. рр. 179-185. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/480/20

© Степанов А.В., Старкова Е.В., 2023

Введение

Тактическая подготовка является важной частью комплексного подхода, применяемого для эффективной организации тренировок спортсменов любого уровня и этапа подготовленности [1; 2. С. 71]. На сегодняшний день оценка тактического умения футбольных вратарей преимущественно осуществляется с использованием статистических данных, получаемых по результатам просмотров матчей и подсчёта соотношения количества успешно выполненных технико-тактических действий [3; 4. С. 48]. Зачастую специалисты, анализирующие тактические действия вратарей, оценивают их неразрывно с выполнением технических приёмов [5], что, по-нашему мнению, не позволяет получить актуальную и объективную оценку игрового мышления спортсменов. Тактическое мышление определяются как психический процесс, направленный на решение конкретных задач в непрерывно изменяющихся условиях спортивной деятельности [6-8]. Зачастую специалисты не разделяет тактическое и игровое мышление [9]. В литературных источниках представлены в основном результаты исследования тактического мышления уже сложившихся профессиональных вратарей, имеющих высокую квалификацию [10, 11], но практически отсутствуют публикации, посвященные оценке игрового мышления юных вратарей, а такая информация необходима для внесения своевременных корректировок в тренировочный процесс.

Футбольных тренеров и специалистов всегда интересовала независимая, объективная и экспертная оценка действий футболистов во время матчей и соревнований [12. С. 165]. Для оценки физических или технических показателей учеников тренеры детских школ обычно используют общепринятые тесты или переводные нормативы организаций, где они работают. При оценке игрового мышления как полевых игроков, так и вратарей, специалисты часто опираются только на личное суждение или мнение коллег без какой-либо единой системы и критериев оценивания; кроме того, вызывает вопросы и объективность полученных результатов.

На основе анализа научно-методических источников и опираясь на собственный практический опыт, приходится констатировать отсутствие технологических подходов к оценке игрового мышления вратарей.

Цель исследования - разработать технологию оценки игрового мышления футбольного вратаря, использование которой обеспечивает получение максимально объективного результата.

Методика проведения исследования

Исследование проводилось в спортивной школе «Академия игровых видов спорта Пермского края» г. Пермь с октября 2019 по июнь 2022 г.

В исследовании приняли участие тренеры, осуществляющие подготовку команд разных возрастов, и вратари в возрасте 9-20 лет. Экспериментальная группа вратарей (п = 19) обучалась по программе

подготовки, принятой в КГБУ СШ «Академия игровых видов спорта Пермского края». В тренировочном процессе использовались разработанные либо адаптированные под специфику деятельности вратарей тесты и контрольные нормативы.

При проведении исследования были использованы следующие методы: педагогическое наблюдение, экспертный опрос, педагогический эксперимент, математической статистики.

Научно доказано, что тренерам для эффективной подготовки спортсменов необходимо использовать комплексный подход [1, 2]. Футбол не является исключением, в нём также применяется этот способ организации подготовки игроков любого возраста и уровня квалификации [12. С. 165; 13. С. 132]. Для успешной защиты ворот вратарю недостаточно обладать выдающимися физическими данными, необходимы также высокая техническая подготовка (как полевого игрока), специальная вратарская техника, высокий уровень владения специализированными акробатическими элементами, навыки тактического ведения игры, особые психологические установки; важны также коммуникативные, лидерские качества и т.п. [14. С. 36; 15]. Это подтверждается анализом действий вратарей на кубках мира по футболу 2014 и 2018 гг. [16. С. 178].

На основе анализа научно-методической литературы и программ подготовки, используемых в футбольных учреждениях, мы пришли к выводу, что позиции «футбольный вратарь» уделяется недостаточное внимание с точки зрения комплексного подхода. После дополнительных исследований нами была разработана концепция цифровой модели вратаря, основанная на необходимых для этой специализации показателях и в своей основе опирающаяся на комплексный подход [17]. Разработанная модель базируется на динамическом обсчёте качеств спортсмена, необходимых для игры в воротах.

Для анализа уровня игрового мышления вратарей ранее специалисты спортивной школы использовали метод экспертной оценки. По итогам прошедшего спортивного сезона тренерам Академии игровых видов спорта Пермского края по 10-балльной шкале предлагалось оценить технико-тактические действия вратарей, основываясь на собственных суждениях, личном опыте, просмотренных играх и тренировках вратарей (табл. 1).

Данный способ, по нашему мнению, является неэффективным, так как в результате проведенного анкетирования выяснилось, что представленная оценка не может быть объективной по нескольким причинам:

- тренер сконцентрирован на своей команде и может объективно оценить только своих подопечных или незначительное количество вратарей других команд;

- видел лишь незначительное количество игр, которые провели вратари;

- тренер не помнит действий вратарей в начале/середине года/сезона;

- субъективная оценка - влияние личных отношений тренеров к отдельным вратарям, межличностные отношения между тренерами.

Т а б л и ц а 1

Пример анкеты для оценки тренерами тактического навыка вратарей

ФИО В 1 В 2 В 3 В 4 В 5 В 6 В 7 В 8 В 9 В 10 В 11 В 12

Тр 1 8 8 7 8 7 8 6 6 7 6 7

Тр 2 7 6 8 7 6 6 7

Тр 3 7 7 5 3 7 3

Тр 4 5 6 7 3 4

Тр 5 4 5 7 4 3 4

Тр 6 3 6 4 3 4 4

Тр 7 5 6 5 4 4

Тр 8 5 6 5 6 7 7 7 7 6 7 7 5

Тр 9 5 7 7 5 6 7 6 6 6 6 6 6

Кроме вышеперечисленного, получаемая общая оценка игрового мышления на основе описанного метода оказалась недостаточно информативной для построения эффективного тренировочного процесса. В подготовке вратаря необходимо развивать различные тактические навыки для принятия им эффективных решений ведения игры [4; 18. С. 80; 19. С. 536]. Во время матча вратарь применяет разнообразные тактические приёмы: от собственного расположения на поле до руководства действиями партнёров и определения направления атакующих действий собственной команды. Предложенный способ оценки не дает возможности понять, какие тактические умения вратаря развиты в большей или меньшей степени; соответственно, возникают сложности определения, чему в тренировочном процессе необходимо отдавать больший приоритет.

Для составления списка тактических навыков футбольного вратаря, применяемых во время соревновательной деятельности, и их конкретизации мы опирались на работы Б.Г. Чирвы, А.Е. Прокопа, Т. А. Линдт, И.В. Аверьянова, В.П. Губы, А.В. Лексакова. На основе изученной информации был составлен перечень тактических показателей, необходимых для ведения игры, которые мы сгруппировали в тематические группы в соответствии с тактическими действиями вратарей во время матчей:

1. Антиципация - умение предвидеть развитие событий («читать игру»), применяемое:

- в атаке: в штрафной площади, за штрафной площадью, на своей половине, на чужой половине, стандартные положения;

- в обороне: в штрафной площади, за штрафной площадью, на своей половине, на чужой половине, стандартные положения;

- при ударе по воротам или подаче с фланга: пенальти, удар по воротам, нанесённый ближе 11 м, с расстояния между 11 и 20 м, дальше 20 м, прострель-ная передача, подача с фланга, стандартные положения;

2. Расположение - собственное местоположение вратаря на поле относительно игровой ситуации:

- в атаке: в воротах, в штрафной площади, за штрафной площадью;

- в обороне: в воротах, в штрафной площади, за штрафной площадью;

3. Страховка - собственные действия вратаря, выполняемые от ворот на высокой скорости, для перехвата атакующих передач соперника:

- в штрафной площади: подбор мяча, в броске в ноги;

- за пределами штрафной площади: ногами, головой.

В ходе исследования тренеру было предложено оценить каждый тактический навык футбольного вратаря по 10-балльной шкале, где 10 - максимальное, а 0 - минимальное значение. Получив оценку сформиро-ванности каждого навыка, мы рассчитали среднее арифметическое значение для каждой группы. Уровень игрового мышления вратаря рассчитывался как среднее арифметическое значение для всех групп тактических навыков. Таким образом, мы получали актуальные оценки каждого тактического навыка отдельно и игрового мышления в целом, что позволяло более осознанно, в сравнении с предыдущим способом, управлять подготовкой футбольных вратарей.

Однако описанный способ в конечном итоге также не позволил получить объективную оценку тактического навыка по следующим причинам: выставляя оценку, тренер опирается на собственное мнение, свою профессиональную квалификацию, опыт межличностных отношений с игроками или их родителями; также могут оказывать влияние возможные ошибки вратаря, результат матча, а соответственно, текущее настроение и психологическое состояние тренера, его ответственность и дисциплинированность во время тестирования.

Следующим шагом к получению объективной оценки тактических качеств вратаря была разработка технологии дифференцированно-динамической

оценки игрового мышления на основе разработок, начатых в 1936 г. Л.В. Чхаидзе, но получивших дальнейшее развитие только в 1968 г. в исследованиях Н.М. Люкшинова и Ю.А. Морозова. В 1960-х гг.

научной группой под руководством В.В. Лобановского были определены основные игровые ситуации, правильное решение которых обеспечивает максимальную эффективность игровой необходимости. Данная методика подсчета применялась в советском футболе до распада СССР и принесла ощутимые результаты: победа на Олимпийских играх олимпийской футбольной команды СССР в 1988 г., серебряные медали Чемпионата Европы национальной команды СССР, победа «Динамо» Киев в Кубке кубков УЕФА в 1986 г., приз «Золотой мяч» игрокам киевского «Динамо» Олегу Блохину в 1975 г., Игорю Беланову - в 1986 г. Учитывая данные достижения отечественного футбола, считаем целесообразным использовать наработки того времени, адаптировав их под наши задачи и современные реалии.

Учитывая описанную информацию, мы решили, что для оценки текущего развития игрового мышления вратаря более подходящим вариантом будет использование метода педагогического наблюдения с адаптацией технологии оценивания, основанной на наработках отечественных футбольных специалистов Ю. Седова и А. Невмянинова. Они предложили оценивать индивидуальные и коллективные действия игроков национальной футбольной команды страны, выставляя за них оценку по 3-балльной шкале, а расчёт общего балла за игру производится по предложенной формуле. В результате проведенного анализа за основу нами был взят перечень навыков, используемых в предыдущей

Преимущество данного метода в том, что мы получаем кумулятивную и актуальную оценку игровых действий спортсмена в текущий момент его развития, не принуждая тренера вспоминать, как действовал игрок в прошлом. Кроме того, такая система оценивания, на наш взгляд, является более точной и объективной, так как оценивается конкретный эпизод, а не навык или игровое мышление в общем. Даже при сугубо личной оценке специалистом какого-либо эпизода мы получим всего лишь допустимую погрешность среди

системе; используя метод Ю. Седова и А. Невмяни-нова, мы адаптировали его под свои требования.

В отличие от них мы считаем необходимым оценивать только индивидуальные тактические действия, так как, по нашему мнению, важнее получить дифференционно-динамическую оценку игрового мышления вратаря. Поэтому мы максимально упростили шкалу оценок, где «+» выставлялся за положительное действие, а «-» за неудачное. Принципиальные моменты способа дифференционно-динамиче-ской оценки:

- своевременность и целесообразность выполненного тактического приема относительно игровой ситуации;

- эффективность принятого решения относительно пользы для команды;

- игровая обоснованность, перспектива и потенциал принятого игроком решения для текущего эпизода матча.

Методика оценки заключается в следующем: в течение матча специалист выставляет игроку «+» или «-» в оценочный лист за его решение игрового эпизода (табл. 2). После завершения игры для каждого тактического навыка подсчитывается процентное соотношение положительных оценок относительно общего количества совершенных действий текущего навыка. Полученное число мы принимаем за показатель уровня игрового мышления вратаря.

общего количества оценок. Применив разработанную технологию, мы получили единый подход к оценке принимаемых вратарём решений и выполняемых им тактических игровых элементов.

Конечно, нельзя говорить о полной беспристрастности и абсолютной объективности оценки при непосредственном участии человека в тестировании, но дальнейший потенциал развития представленной системы мы видим в автоматизации процессов посредством получения видеотрансляций с матчей и

Т а б л и ц а 2

Шаблон проведения дифференционно-динамической оценки игрового мышления вратаря

ЧТЕНИЕ ИГРЫ (мяч, ситуация)

Атака Оборона

В ш. площади В ш. площади

За ш. площадью За ш. площадью

на своей половине На своей половине

ЧТЕНИЕ УДАР, ПОДАЧА (мяч, ситуация)

Удар > 20 м

Удар 11-20 м

Удар < 11 м

Прострел

Подача с фланга

Проникающий пас

Стандарты

СТРАХОВКА

В ш. площади

За ш. площадью

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Атака Оборона

В воротах В воротах

В ш. площади В ш. площади

За ш. площадью За ш. площадью

ФИО

обучения нейросетей в процессе их интегрирования в данную технологию. Так в нашей системе предусмотрен, разработан и сейчас находится в стадии тестирования сценарий и алгоритм выставления оценки тактического мышления в ■еЪ-приложении с помощью

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

электронных и мобильных устройств, который позволит получить достаточное количество экспертных оценок и на их основании обучить нейросеть дальнейшей автоматизации и объективизации оценок тактической стороны подготовленности вратарей.

Рис. 1. Пример интерфейса программы онлайн-тестирования в ■еЪ-приложении Дифференционно-динамические оценки вратарей СШ «Академия игровых видов спорта»

ГО вратаря Возраст Оценка Кол-во оценок Роль в команде

Вратарь 1 20 80,04 5 Основной

Вратарь 2 18 72,36 9 Запасной

Вратарь 3 18 73,57 9 Запасной

Вратарь 4 18 82,9 10 Основной

Вратарь 5 18 83,54 3 Основной

Вратарь 6 17 67,98 4 Основной

Вратарь 7 17 67,99 5 Основной

Вратарь 8 17 73,03 2 Основной

Вратарь 9 16 87,32 3 Запасной

Вратарь 10 16 69,57 6 Основной

Вратарь 11 16 62,69 1 Запасной

Вратарь 12 15 84,05 2 Основной

Вратарь 13 15 73,28 1 Запасной

Вратарь 14 15 95,9 1 Основной

Вратарь 15 14 69,46 9 Основной

Вратарь 16 13 31,61 2 Запасной

Вратарь 17 13 71,98 4 Основной

Вратарь 18 13 70,04 2 Запасной

Вратарь 19 13 66,74 1 Запасной

Т а б л и ц а 3

Результаты исследования и их обсуждение

На основе разработанной нами системы оценивания мы протестировали вратарей, занимающихся в Академии игровых видов спорта Пермского края. Все вратари занимаются в командах в соответствии со своим возрастом.

Мы проинструктировали тренеров и игроков, не участвовавших в матчах, относительно критериев диф-ференционно-динамической оценки. После выставления оценок каждому тактическому навыку мы рассчитали итоговый балл игрового мышления всех вратарей, принимавших участие в эксперименте. Полученные результаты юных голкиперов были оценены в сравнении с разработанными модельными характеристиками футбольного вратаря.

В результате проведенного исследования были выявлены следующие особенности: в подавляющем большинстве матчей предпочтение отдается основному вратарю, из-за чего у запасного оказывается меньшее количество игровой практики и, соответственно, ниже уровень тактической грамотности (см. табл. 3). Если в целом отслеживать соотношение оценок между основными и запасными вратарями, то можно выявить следующую закономерность: в большинстве случаев тактическое мышление вратаря, играющего в основном составе, выше, чем у запасного. Объясняется это тем, что во время матча происходит формирование тактического навыка с возможностью применения всех наработок и знаний, полученных на теоретических уроках. Вратарь, который не смог принять участие в игре и применить теоретические знания в соревновательных условиях, развивает игровое мышление в меньшей степени, нежели вратарь, который получает больше соревновательной практики.

Таким образом, по нашему мнению, для проведения корректной оценки игрового мышления вратаря необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций: желательно тестировать не менее трёх игр и рассчитывать среднее арифметическое значение каждого навыка.

Для получения максимально точной оценки необходимо проводить периодическое контрольное оценивание на протяжении всего спортивного сезона: чтобы избежать неверных оценок в играх со слабыми соперниками или с командами, значительно превосходящими в уровне мастерства. Поэтому мы предлагаем использовать корректирующий коэффициент в зависимости от места, занятого командами в турнирной таблице по итогам сезона.

Не рекомендуется оценивать игровое мышление, если вратарю выдаётся задание на игру (например, вводить мяч в игру только рукой или не делать длинных передач по воздуху); это определенным образом ограничивает действия вратаря и не дает возможности полностью оценить весь диапазон принимаемых им игровых решений. Если таковых заданий в контрольной игре не предусмотрено, то тактическое тестирование проводить целесообразно.

По итогу проведённых исследований можно резюмировать следующие результаты:

- определен перечень тактических навыков, применяемых футбольным вратарем во время матчей;

- разработана технология оценки игрового мышления вратарей, позволяющая сравнить текущее развитие их тактических показателей с моделью идеального вратаря;

- выполнена оценка тактических действий юных вратарей и выявлен уровень развития их игрового мышления относительно модели идеального вратаря.

Выводы

Разработанная технология оценки игрового мышления футбольного вратаря позволяет получать максимально объективную на сегодняшний день оценку уровня игрового мышления футбольных вратарей на любом этапе подготовки в сравнении с модельными характеристиками вратаря топ-уровня. Перспективными направлениями для развития данной системы оценивания являются:

- применение корректирующих коэффициентов;

- использование ЭВМ, нейросетей и искусственного интеллекта для получения максимально объективной оценки.

Список источников

1. Комплексный контроль и управление подготовкой спортсменов высокой квалификации в игровых видах спорта: Методические рекомен-

дации. М. : ТВТ Дивизион, 2010. 128 с.

2. Коняхина Г.П. Комплексный контроль в спорте. Челябинск, 2020.

3. Gaviaoa L.O., Gaviaob E.V., Sant'Annac A.P., Limac G.B.A., Garciad P.A.A. Performance analysis of professional soccer goalkeepers by compo-

sition of probalistic preferences // Revista Brasileira de Ciências do Esporte. 2021 Vol. 43.

4. Чирва Б.Г. Тактические ресурсы игры вратарей. М. : РГУФКСМиТ, 2014.

5. Прокоп А. Е., Линдт Т.А., Аверьянов И.В. Оценка соревновательной деятельности футбольных вратарей // Физическая культура, спорт,

здоровый образ жизни в XXI веке : сборник научных статей Международной научно-практической конференции, 10-15 декабря 2018 г. / под ред. Д.А. Лавшука. Могилев : МГУ имени А.А. Кулешова, 2020. С. 182-185.

6. Гагаева Г.М. Тактическое мышление в спорте // Теория и практика физической культуры. 1951. № 6. С. 407-412.

7. Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсменов. М. : Физкультура и спорт, 1981. 192 с.

8. Арбузин И.А. Развитие игрового мышления у юных футболистов 12-13 лет : дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2006. 181 с.

9. Гагаева Г.М. Психология футбола. М. : Физкультура и спорт, 1969. 215 с.

10. Седов Ю., Невмянинов А. Игровая активность в объективных оценках // Футбол, хоккей. № 23. 04 июня 1978. С. 6.

11. Костюкевич В. Тактические модели соревновательной деятельности в футболе // Наука в олимпийском спорте. 2017. № 3. С. 40-50.

12. Губа В.П., Стула А., Кромке К. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы. Нижний Новгород : Спорт, 2017.

13. Рымашевский Г.А., Прилуцкий П.М. Комплексный контроль подготовленности футболистов : учебно-методическое пособие. Мн. : НИИ ФКиС РБ, 2006.

14. Чирва Б.Г. Характеристика вратарей высокой квалификации. М. : РГУФКСМиТ, 2014.

15. Hughes M., Caudrelier T., James N., Redwood-Brown A., Donnelly I., Kirkbride A., Duschene C. Moneyball and soccer - an analysis of the key performance indicators of elite male soccer players by position // Journal of human sport & exercise. 2012. Vol. 402.

16. Иванов О.Н., Годик В. А., Портнов А.В. Вратарь в современном футболе. М., 2021.

17. Степанов А.В. Математическое моделирование при профессиональном ориентировании футболиста и прогрессе развития навыков в достижении топ-уровня // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 8(174). С. 210-215.

18. Чирва, Б.Г. Теоретическая подготовка вратарей. М. : ТВТ Дивизион, 2014.

19. Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола : учебник. М., 2013.

References

1. Anon. (2010) Kompleksnyy kontrol' i upravlenie podgotovkoy sportsmenov vysokoy kvalifikatsii v igrovykh vidakh sporta: Metodicheskie

rekomendatsii [Integrated control and management of the training of highly qualified athletes in team sports: Methodological recommendations]. Moscow: TVT Divizion.

2. Konyakhina, G.P. (2020) Kompleksnyy kontrol' v sporte [Comprehensive control in sports]. Chelyabinsk: Ural Academy.

3. Gaviaoa, L.O. et al. (2021) Performance analysis of professional soccer goalkeepers by composition of probalistic preferences. Revista Brasileira de

Ciencias do Esporte. 43.

4. Chirva, B.G. (2014) Takticheskie resursy igry vratarey [Tactical resources for goalkeeper play]. Moscow: RGUFKSMiT.

5. Prokop, A.E., Lindt, T.A. & Aver'yanov, I.V. (2020) [Assessment of the competitive activity of football goalkeepers]. In: Fizicheskaya kul'tura,

sport, zdorovyy obrazzhizni vXXI veke [Physical culture, sports, healthy lifestyle in the 21st century]. Proceedings of the International Conference. 10-15 December 2018. Mogilev: Mogilev State University. pp. 182-185. (In Russian).

6. Gagaeva, G.M. (1951) Takticheskoe myshlenie v sporte [Tactical thinking in sports]. Teoriya ipraktikafizicheskoy kul'tury. 6. pp. 407-412.

7. Malinovskiy, S.V. (1981)Modelirovanie takticheskogo myshleniya sportsmenov [Modeling the tactical thinking of athletes]. Moscow: Fizkul'tura i

sport.

8. Arbuzin, I.A. (2006) Razvitie igrovogo myshleniya u yunykh futbolistov 12—13 let [Development of game thinking in young football players aged

12-13]. Pedagogics Cand. Diss. Omsk.

9. Gagaeva, G.M. (1969) Psikhologiya futbola [Psychology of football]. Moscow: Fizkul'tura i sport.

10. Sedov, Yu. & Nevmyaninov, A. (1978) Igrovaya aktivnost' v ob"ektivnykh otsenkakh [Game activity in objective assessments]. Futbol, khokkey. 23. 04 June. p. 6.

11. Kostyukevich, V. (2017) Takticheskie modeli sorevnovatel'noy deyatel'nosti v futbole [Tactical models of competitive activity in football]. Nauka v olimpiyskom sporte. 3. pp. 40-50.

12. Guba, V.P., Stula, A. & Kromke, K. (2017) Podgotovka futbolistov v vedushchikh klubakh Evropy [Training of football players in leading clubs in Europe]. Nizhniy Novgorod: Sport.

13. Rymashevskiy, G.A. & Prilutskiy, P.M. (2006) Kompleksnyy kontrol' podgotovlennosti futbolistov [Comprehensive control of football players' preparedness]. Minsk: NII FKiS RB.

14. Chirva, B.G. (2014) Kharakteristika vratarey vysokoy kvalifikatsii [Characteristics of highly qualified goalkeepers]. Moscow: RGUFKSMiT.

15. Hughes, M. et al. (2012) Moneyball and soccer - an analysis of the key performance indicators of elite male soccer players by position. Journal of Human Sport & Exercise. 402.

16. Ivanov, O.N., Godik, V.A. & Portnov, A.V. (2021) Vratar' v sovremennom futbole [Goalkeeper in modern football]. Moscow: LitRes.

17. Stepanov, A.V. (2019) Matematicheskoe modelirovanie pri professional'nom orientirovanii futbolista i progresse razvitiya navykov v dostizhenii top-urovnya [Mathematical modeling in the professional guidance of a football player and the progress of skill development in achieving the top level]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 8(174). pp. 210-215.

18. Chirva, B.G. (2014) Teoreticheskayapodgotovka vratarey [Theoretical training of goalkeepers]. Moscow: TVT Divizion.

19. Guba, V.P. & Leksakov, A.V. (2013) Teoriya i metodika futbola: uchebnik [Theory and methodology of football: textbook]. Moscow: "Sport".

Информация об авторах:

Степанов А. В. - аспирант кафедры теории и методики физической культуры и туризма Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (Пермь, Россия); руководитель программы развития молодёжного футбола АНО «ФК "Амкар-Пермь"» (Пермь, Россия). E-mail: hideriteo@list.ru

Старкова Е.В. - канд. пед. наук, декан факультета физической культуры Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (Пермь, Россия). E-mail: starkova@pspu.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

A.V. Stepanov, postgraduate student, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russian Federation); head of the youth football development program of the FC Amkar-Perm autonomous non-commercial organization (Perm, Russian Federation). E-mail: hideriteo@list.ru

E.V. Starkova, Cand. Sci. (Pedagogics), dean of the Physical Education Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russian Federation). E-mail: starkova@pspu.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.03.2023; одобрена после рецензирования 30.05.2023; принята к публикации 30.05.2023.

The article was submitted 27.03.2023; approved after reviewing 30.05.2023; accepted for publication 30.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.